DOI 10.24411/1813-145X-2018-10095
УДК 008.009
Н. А. Дидковская
https://orcid.org/0000-0003-0533-5021 Л. А. Красавина
https://orcid.org/0000-0001-6718-4308
Музей современного искусства как феномен культурной пограничности
Выполнено в рамках работы по гранту РГНФ № 15-03-00655 «Пограничность как философско-эстетический модус русской культуры»
В статье рассматривается пограничный характер музея современного искусства как культурного феномена. Философия и эстетика, характер и формы бытования, принципы восприятия и оценки современного искусства вносят существенные изменения в логику взаимоотношений музея как института, функциональной среды и его art-наполнения.
Парадигма бытования музея как собрания современных для своей эпохи произведений искусства актуальна с античности до начала XIX в., когда под влиянием идей историзма начинают формироваться собрания произведений, имеющих не только эстетическую, но и историко-культурную ценность.
«Новый виток» изобразительных языков, техник и даже внехудожественных практик утверждает современное искусство в качестве междисциплинарной зоны, требующей новой трактовки музейной среды. Авторы статьи актуализируют аналитико-методологический дискурс художественной критики, интерпретирующей концепт современного искусства как явления диалектичного, противоречивого, не ограниченного ни техникой исполнения, ни тематикой, но именно поэтому нуждающегося во включении в музейный контекст как особое художественное пространство.
Дискуссионность идеи музея современного искусства не препятствует существованию значительного количества подобных музеев в России и в мире.
Пограничный характер бытования современного искусства в музее исследуется авторами на примере проектов фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», объединяющего новое и классическое, современное и традиционное наследие в едином пространстве.
«Пограничность» - имманентный принцип смысловой и структурной организации музея современного искусства, проявляющийся не только в противоречивости восприятия и оценки его артефактов, но и в самом характере современного искусства как явления, включающего в себя разнообразные неоднородные элементы.
Ключевые слова: музей, современное искусство, пограничность, современность, авангард, музейный контекст, новейшие течения, художественный музей, ready-made, зона искусства, художественное пространство.
N. A. Didkovskaya, L. A. Krasavina
The Modern Art Museum as a Phenomenon of Cultural Frontier
In the article a frontier nature of the Modern Art Museum as a cultural phenomenon is considered. The philosophy and aesthetics, character and forms of existing, principles of perception and assessment of the modern art make essential changes to logic of relationship of the museum as an institute, functional environment and its art-space.
The paradigm of existing of the museum as a collection of art works, modern for the era, is relevant since antiquity upto the beginning of the 19th century, when under the influence of the ideas of historicism collections of works were being formed, having not only aesthetic, but also historical and cultural value.
«New round» of graphic languages, techniques and even extra art prove the modern art as a cross-disciplinary zone demanding new interpretation of the museum environment. Authors of the article staticize analytical-methodological discourse of the art criticism interpreting the concept of the modern art as a dialectic, contradictory phenomenon, limited by neither technology of execution, nor subject, but for this reason it must be included into the museum context as special art space.
The debatability of the idea of the Modern Art Museum does not interfere with existence of a significant amount of similar museums in Russia and in the world.
The frontier nature of existing of the modern art in the museum is investigated by the authors on the example of projects of the «Modern Art in the Traditional Museum» festival uniting new and classical, modern and traditional heritage into uniform space.
«Frontier» is an immanent principle of the semantic and structural organization of the Modern Art Museum, which is shown not only in discrepancy of perception and assessment of its artifacts, but also in the nature of the modern art as the phenomenon including various non-uniform elements.
© Дидковская Н. А., Красавина Л. А., 2018
Keywords: museum, modem art, frontier, present, vanguard, zone, art space.
В настоящее время феномен музея и, более конкретно, художественного музея, приобретает пограничный характер. Изменение характера искусства в культуре XX-XXI вв. оказывает существенное влияние на принципы формирования и экспонирования музейных коллекций. Усиливается разрыв между традиционным восприятием музея как собрания произведений искусства прошлого и современным пониманием. Само современное искусство, его философия и эстетика, характер и формы бытования, принципы восприятия и оценки вносят заметные изменения в логику взаимоотношений музея как института, функциональной среды и его художественного наполнения.
Музей как культурный концепт и учреждение много веков соответствовал своей «первородной» цели. Специфика и основные принципы музейной деятельности начали формироваться в античную эпоху: постепенно развивалось собирание, хранение и представление предметов с определенными сакральными, экономическими, социально-престижными, эстетическими целями. Стремление к подобному собиранию, хранению и представлению можно назвать музейным принципом, хотя специального учреждения для таких целей еще не существовало. В эпоху Средних веков функции музея отчасти выполняли храмы: в них накапливались и хранились предметы, занимавшие особое место в системе ценностей эпохи, важные для передачи культурной традиции. Интерьер средневекового храма, его пространственно-предметная среда сыграли в последующую эпоху немаловажную роль в формировании принципов экспонирования коллекций [7]. Однако музей-ность как особый тип отношения к предметам культуры возникает на сравнительно поздних этапах ее развития. Его подготовил начавшийся в эпоху Ренессанса интерес к античности, изучение ее письменных и вещественных источников, освоение национальных культур, фольклора, этнографических артефактов, заложенное просветителями. В культуре Нового времени возник феномен публичного музея. Для представителей романтизма античность перестала быть единственным и непререкаемым образцом. Оценив современное искусство, обратившись к искусству других эпох и народов, они начали рассматривать различные, непохожие друг на друга явления культуры как равноценные. Музейное сознание окончательно формируется в начале XIX в. под влиянием идей
useum context, the latest currents, art museum, ready-made, art
историзма [10]. Таким образом, во все времена создавались собрания произведений искусства, и, что важно отметить, изначально это были собрания современного для своей эпохи искусства. Несколько позже начинают создаваться собрания произведений искусства прошлого, приобретшие не только эстетическую, но и историко-культурную ценность.
В то же время само понятие современного искусства требует более детального рассмотрения. В самом широком смысле под современным искусством понимают «искусство, создаваемое нашими современниками вне зависимости от того или иного художественного направления или формы выражения» [9]. Однако это определение нельзя назвать точным из-за специфики самого современного искусства, отличающей его как от искусства традиционного, так и от авангарда. Над определением современного искусства задумываются многие художники, критики, историки и теоретики искусства. Так, например, искусствовед, владелец и директор галереи «Pop/off/art» С. Попов под современным искусством понимает «передовое искусство со времени окончания Второй мировой войны до настоящего, генетически связанное с искусством авангарда или - шире - модернизма, но представляющее собой новой виток изобразительных языков, с акцентом на собственно языковые модели и включающее в себя все больший спектр техник, обусловленный как развитием технологий, так и познанием человеком собственного тела и своего места в мире» [8]. Тематический спектр современного искусства, по его мнению, «безгранично широк, оно реагирует на любые проявления человеческой (и не только) деятельности, а вовсе не только на эпатажные и провокационные» [8]. Арт-критик и искусствовед Екатерина Деготь в статье «Что такое искусство...» характеризует современное искусство как «единственную оставшуюся на свете междисциплинарную зону наследия авангарда, в которую устремляются представители других искусств или даже других практик вообще (политических, научных), когда существующие у них ограничения не позволяют им что-то сделать или что-то показать» [4]. По ее мнению, «искусство в этом понимании принципиально не может быть ограничено не только прекрасным или даже возвышенным, не только живописью или даже видеоартом, не только выставками или даже уличными акциями, но вообще ничем, так как смысл художественного жеста в этом
понимании состоит в выходе за пределы автономной территории, будь то в политику, науку, литературу или сельское хозяйство» [4]. Современный художник Георгий Пузенков определяет современное искусство как «свободное высказывание художника по любому поводу, возникающее и существующее в зоне, называемой зоной искусства. Эта зона вступает в контакт с зоной жизни, существующей вне проявления авторской воли, и сталкивается с ней в процессе восприятия зрителем и презентации в массмедиа» [2]. Под «зоной искусства» можно понять контекст, в который включено произведение. Так, в той же статье Пузенков приводит в качестве примера знаменитый «Фонтан» Марселя Дюшана: «...выставленный писсуар попал в парадоксальный контекст художественного пространства. Дюшан открыл, что контекст презентации важнее самого текста» [2]. Таким образом, Дюшан создал новую технологию - ready-made, то есть объект, созданный не самим художником, но помещенный им в художественное пространство и получивший благодаря этому новые свойства, которые вне художественного контекста не проявляются. Дюшан только подписал, перевернул и назвал писсуар, но самое важное - поместил его в музее.
По мнению философа и искусствоведа Бориса Гройса, «произведение искусства, став столь похожим на "нормальную вещь" или на медиа-образ, поэтому-то и начинает испытывать потребность в музейной контекстуализации и в музейной защите. В наше время музей и есть последнее средство отличать искусство от неискусства» [3]. Но в статье «О музее современного искусства» он приводит две противоречивые точки зрения противников этого явления. Первая - авангардистская: «подлинно актуальное, современное искусство должно осуществляться непосредственно в жизни - оно должно придавать форму жизненному миру, чувствам, восприятию, социальной реальности своего времени. Попав в музей, попав, как принято говорить, в художественное «собрание», оно уже не сможет выполнять эту задачу, так как его осуществление будет нейтрализовано, а само оно станет лишь фактом дистанцированного, чисто эстетического, «безобидного» созерцания. Таким образом, музеефицировать современное искусство - значит лишить его потенциала общественного воздействия, передать его сфере художественной индустрии - и тем самым сломить его, умертвить» [3]. Это высказывание коррелирует с тем, что в 1919 г. обнародовал К. Малевич: «Жизнь вырвала из рук музееведов современность
и то, что они не консервировали. Мы можем собрать как живое и непосредственно соединить с жизнью и не дать законсервировать <...> Наше дело двигать к новому и новому. Нам не жить в музеях. Наш путь лежит в пространстве, но не в чемодане изжитого» [6]. Противоположная, «антиавангардистская» точка зрения, отражающая оценочные суждения многих авторитетов философии постмодернизма, гласит: «.современный музей -это место, репрезентирующее историю искусства, то есть то, что в определенный исторический период воплощало собой новое, оригинальное и потому характерное. Однако в настоящее время история искусства завершилась - ничего нового более не создается, так как репертуар художественных формотворческих возможностей исчерпан. Наше время - время пост-авангардистское, постисторическое, израсходовавшее все известные художественные методы - ничего оригинального более произвести не способно. Таким образом, искусство сегодня не в состоянии создать исторический стиль, который мог бы занять свое место в репрезентируемой музейной экспозицией истории искусства» [3].
Однако, несмотря на критику, такое явление, как «музей современного искусства», существует, функционирует, имеет и теоретические обоснования, и практическое воплощение. Кроме собственно музеев современного искусства (например, Московский музей современного искусства; Музей современного искусства Эрарта; Музей современного искусства «Гараж» и многие другие), возникают и так называемые Отделы новейших течений в Русском музее, Третьяковской галерее. Например, Отдел новейших течений Русского музея, созданный в конце 1980-х гг., одной из главных своих задач называет закрепление в практике музейного собирательства новых, нетрадиционных видов искусства, новых технологий: инсталляций и ассамбляжей, видеоарта, фотографии и photo-based art и т. д. [5].
Большое значение имеют также выставки, фестивали, биеннале современного искусства, количество которых в последние годы значительно возросло. Как наиболее репрезентативный пример можно назвать фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». Уже само его название носит пограничный характер: столкновение современности и традиции, нового и классического. Фестиваль проходит с 2000 г. в Санкт-Петербурге, городе, где большое значение имеет именно историческое наследие. Организаторы, фонд «ПРО АРТЕ», поставили цель объ-
единить «современное искусство и традиционное наследие, соединив их в одном пространстве». Интересно, что многие выставки фестиваля проходят не в художественных музеях, а в естественно-научных, технических, исторических. Подчеркивается пограничный характер явления современного искусства в музее: оно охватывает все возможные темы и явления современной действительности, поэтому может быть вписано в самое разнообразное пространство (например, музеи-участники выставки в 2017 г.: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Петропавловская крепость, выставочный комплекс «Потерна и каземат Государева бастиона»; Музей космонавтики и ракетной техники имени В. П. Глушко; Музей-квартира С. М. Кирова; Музей петербургского авангарда - Дом Матюшина; Музей истории фотографии; Музей-квартира Елизаровых; Музей политической истории России; Музей сновидений Зигмунда Фрейда). Музей-квартира Елизаровых - квартира, принадлежавшая Марку Тимофеевичу Елизарову, мужу старшей сестры В. И. Ленина Анны Ильиничны. В. И. Ленин и Н. К. Крупская поселились в квартире по возвращении из швейцарской эмиграции в апреле 1917 г. В рамках фестиваля в музее представлен проект художника Анатолия Журавлева, разработанный специально для данной экспозиции: художник гравирует советские граненые стаканы массового производства изображениями по мотивам авангардного искусства, включая в них отдельные слова и надписи. Данный проект также можно рассмотреть как явление пограничного характера: «.. .дешевый объект соединяется с элементами высокой культуры, прежний художественный прием "выворачивается наизнанку", а высокое и низкое снова меняются местами» [1].
Феномен музея современного искусства -сложный, неоднородный, подвергающийся критике. Но существование уже достаточно многочисленных музеев современного искусства, разнообразных выставок и фестивалей, презентующих актуальное искусство, направлено на изменение восприятия музея как собрания произведений искусства прошлого. Пограничный характер музея современного искусства проявляется не только в противоречивости восприятия и оценки его артефактов, но и в самом характере современного искусства как явления, включающего в себя разнообразные неоднородные элементы, тематика которого практически не ограничена.
Библиографический список
1. БЕЗ НАЗВАНИЯ. Проект Анатолия Журавлева в Музее-квартире Елизаровых [Электронный ресурс]. -URL: http://proartefestival.ru/zhuravlyov/ (дата обращения 7.11.2017)
2. Георгий Пузенков. Ответы на вопросы о современном искусстве [Электронный ресурс]. - URL: https ://www. culture.ru/materials/138878/georgiy -puzenkov-otveti-na-voprosi-o-sovremennom-iskusstve (дата обращения 7.11.2017)
3. Гройс, Б. О музее современного искусства [Текст] / Б. Гройс // Художественный журнал. - 1998. № 23. - С. 31-35.
4. Деготь, Е. Что такое искусство... [Электронный ресурс] / Е. Деготь. - Режим доступа: URL : http ://os.colta.ru/art/events/details/36927/ ?expand=yes#expand (дата обращения 7.11.2017)
5. Коллекции Русского музея. Искусство новейших течений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusmuseum.ru/collections/art-latest-trends/ (дата обращения 7.11.2017)
6. Малевич, К. О музее [Электронный ресурс] / К. Малевич. - Режим доступа: http://www.k-malevich.ru/works/tom1/index31.html (дата обращения 7.11.2017)
7. Музееведение [Текст] : учеб. пособие для студентов специальности 031502 - музеология / Л. Г. Гужова [и др.] ; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной ; Владим. гос. ун-т. - Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. - 116 с.
8. Попов С. Текст о современном искусстве [Электронный ресурс] / С. Попов. - Режим доступа: http://artguide.com/posts/1305 (дата обращения 7.11.2017)
9. Современное искусство по Минкульту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://artguide.com/posts/1298 (дата обращения 7.11.2017)
10. Эстетика: Словарь [Текст] / под общ. ред. А. А. Беляева и др. - М. : Политиздат, 1989. - С. 217.
Bibliograficheskij spisok
1. BEZ NAZVANIJa. Proekt Anatolija Zhuravleva v Muzee-kvartire Elizarovyh [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://proartefestival.ru/zhuravlyov/ (data obrashhenija 7.11.2017)
2. Georgij Puzenkov. Otvety na voprosy o sovremennom iskusstve [Jelektronnyj resurs]. - URL: https ://www. culture.ru/materials/138878/georgiy -puzenkov-otveti-na-voprosi-o-sovremennom-iskusstve (data obrashhenija 7.11.2017)
3. Grojs, B. O muzee sovremennogo iskusstva [Tekst] / B. Grojs // Hudozhestvennyj zhurnal. - 1998. № 23. - S. 31-35.
4. Degot', E. Chto takoe iskusstvo... [Jelektronnyj resurs] / E. Degot'. - Rezhim dostupa: URL : http ://os.colta. ru/art/events/details/36927/ ?ex-pand=yes#expand (data obrashhenija 7.11.2017)
5. Kollekcii Russkogo muzeja. Iskusstvo novejshih techenij [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rusmuseum.ru/collections/art-latest-trends/ (data obrashhenija 7.11.2017)
6. Malevich, K. O muzee [Jelektronnyj resurs] / K. Malevich. - Rezhim dostupa: http://www.k-malevich.ru/works/tom1/index31.html (data obrashhenija 7.11.2017)
7. Muzeevedenie [Tekst] : ucheb. posobie dlja studen-tov special'nosti 031502 - muzeologija / L. G. Guzhova [i dr.] ; pod. red. doc. N. V. Mjagtinoj ; Vladim. gos. un-t. -Vladimir : Izd-vo Vladim. gos. un-ta, 2010. - 116 s.
8. Popov S. Tekst o sovremennom iskusstve [Jel-ektronnyj resurs] / S. Popov. - Rezhim dostupa: http://artguide.com/posts/1305 (data obrashhenija 7.11.2017)
9. Sovremennoe iskusstvo po Minkul'tu [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://artguide.com/posts/1298 (data obrashhenija 7.11.2017)
10. Jestetika: Slovar' [Tekst] / pod obshh. red. A. A. Beljaeva i dr. - M. : Politizdat, 1989. - S. 217.
Reference List
1. WITHOUT NAME. Anatoly Zhuravlev's project in the Elizarovs Museum apartment [An electronic resource]. - URL: http://proartefestival.ru/zhuravlyov/ (access date 07.11.2017)
2. Georgy Puzenkov. Answers to questions of the modern art [An electronic resource]. - URL: https://www.culture.ru/materials/138878/georgiy-
puzenkov-otveti-na-voprosi-o-sovremennom-iskusstve (access date 07.11.2017)
3. Grois B. On Modern Art Museum / B. Grois // Art magazine. - 1998. № 23. - P. 31-35.
4. Degot E. What is the art ... [An electronic resource] / E. Degot. - Access mode: URL: http ://os.colta. ru/art/events/details/36927/? ex-pand=yes#expand (access date 07.11.2017)
5. Collections of the Russian Museum. Art of the latest currents [An electronic resource]. - Access mode: http://www.rusmuseum.ru/collections/art-latest-trends/ (date of the address 07.11.2017)
6. Malevich, K. O museum [An electronic resource] / K. Malevich. - Access mode: http://www.k-malevich.ru/works/tom1/index31.html (access date 07.11.2017)
7. Museology : manual for students of speciality 031502 - museology / L. G. Guzhova [etc.]; under editorship of Associate Professor N. V Myagtina; Vladimir State University. - Vladimir: Vladimir State University Publishing House, 2010. - 116 p.
8. Popov S. The text about the modern art [An electronic resource] / S. Popov. - Access mode: http://artguide.com/posts/1305 (access date 07.11.2017)
9. The modern art on Ministry of Culture [An electronic resource]. - Access mode: http://artguide.com/posts/1298 (access date 07.11.2017)
10. Aesthetics: The dictionary / under general editorship of A. A. Belyaeva, etc. - M. : Politizdat, 1989. -P. 217.
326
H. A. ffudKoecKan, H. A. Kpacaeuna