ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10209 УДК 745 ББК 85.12
Л. А. Краснова (Кострома)
Музей «Петровская игрушка» как продолжение традиций промысла
Промысел «Петровская игрушка» был зарегистрирован в 1970-е гг. [ХПКО 2011, 30]. Деревня Петровское, где когда-то лепили игрушку, находится в Суса-нинском районе Костромской области, в ста километрах от областного центра (раньше это была Андреевская волость Буйского уезда Костромской губернии). Краеведы в начале прошлого века писали: «Буй да Кадуй черт три года искал». Видимо, из-за отдаленности места происхождения искусствоведы заметили петровскую игрушку-свистульку только во второй половине прошлого столетия. Ее также называют сусанинской, костромской или ивановской, по фамилии самого известного мастера Павла Алексеевича Иванова. В 1973 г. музей игрушки г. Загорска приобрел изделия П. А. Иванова для своей коллекции [Дайн 1987, 117, 173].
Известно, что игрушечный промысел сопутствовал гончарному. История петровского гончарного промысла уходит своими корнями в глубину веков. Никто не знает, в какое время на высоком берегу р. Шачи поселились гончары, но известно, что гончарством занималось здесь не одно поколение местных жителей. Коллекционер народной игрушки Г. Блинов побывал в Петровском, встретился с П. А. Ивановым и записал его воспоминания:
<...> и деды, и прадеды тянули на гончарном круге горшки да кринки, лепили на досуге глиняные свистульки. В Петровском до пожара, случившегося в 1922 году, было тридцать два двора. И почти в каждой избе в межсезонье, когда затихали сельскохозяйственные работы, мужчины садились за гончарный круг [Блинов 1980].
Занятие промыслом начиналось в первые морозы с добычи глины. Добывали ее самостоятельно, выкапывая глубокие ямы. Ходили, как правило, вдвоем; глину везли на санях к дому, и три-четыре дня глина готовилась: ее размачивали и разминали. Коренной житель деревни Петровское Валентин Константинович Веселов рассказывал:
Раньше мы горшки делали — не топерячи! Трудна работа — эти горшечки! Если чего делаешь, не забудешь. Глину копали только зимой, да и в морозы. Бадейку спускали на веревке в яму, глину доставали. Потом привезем на лошади. Брали два сорта глины, потом мяли глину-то. Мнешь, как пляшошь. Как не промнешь — горшок вдребезги!1
Посуду в этой деревне изготавливали спирально-жгутовым способом, что связано со свойствами глины. Сначала изделия сохли на полках, их периодически
1 Зап. от В. К. Веселова, 1931 г. р. (урож. д. Петровское), д. Петровское, Сусанинский р-н, Костромская обл. Соб. В. Батакова. 2018 г.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА
переворачивали. Высушенные изделия обмазывали дегтем и посыпали свинцовым суриком. В. К. Веселов вспоминает:
Горшечки мазилкой1 ровняли да ножичком скоблили, пока сырые ещо. Как жо, чтоб не засыхали! Позачерствеет — и ручку сделаешь. Потом сушишь, потом начнешь красить суриком, потом — в печку, начнешь калить... Раньче сурик-от дорогой был! Вобче! Трудна работа, интересна!
Процесс заготовки глины, подготовки глиняного теста в деревнях Петровское и Сергеево зафиксирован в материалах КИАМЗ [Масалёва 2013, 9-19].
Печи для обжига были глинобитные и топились по-черному, т. е. дым выходил не в трубу, а в дыру в крыше дома. Во многом это связано с опасностью пожара, так как труба могла не выдержать высокую температуру от обжига такого количества изделий. «Опасно!» — говорили петровские мужики. В печь входило около двухсот-трехсот изделий, которые семья мастеров могла изготовить за один день. После обжига посуда, покрытая свинцовым суриком, приобретала зеленый цвет.
Петровская игрушка — творение мужских рук. Она полностью проходила тот же технологический процесс, что и посуда. Характерную особенность — зеленый цвет — игрушка приобрела благодаря горшку.
Гончары украшали свои изделия (посуду, свистульку), нанося узоры при помощи «писок»:
Писками называли штампы, сделанные из глины или дерева, различной формы: овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные и т. д. [Тихомирова 2014, 10].
Таким образом, еще одна отличительная черта петровской игрушки — украшение ямчато-гребенчатым орнаментом.
Каждый элемент орнамента несет смысл, который так или иначе связан с плодородием. Л. А. Латынин объясняет символику орнамента народной игрушки:
Широко применялся в декорировании символ солнца — солярный знак (четырех-шести-восьмиконечные кресты как в круге, так и без него). Ромб — символ земли, ромб с точкой внутри — засеянное поле, полоска с точкой — дождь, елочка — «встающие хлеба». Мастер петровской игрушки из Костромской области Павел Алексеевич Иванов изображал на груди человеческих фигур «громовой» знак — шестиконечный крест, символ Перуна [Латынин 1983, 41-46].
В связи с основными образами в народной глиняной игрушке о петровской кратко упоминали А. Г. Кулешов, Л. А. Латынин, Г. М. Блинов. К примеру, Блинов находит много схожего в игрушках из Ивановской и Костромской областей:
Глиняные свистульки здесь делают нерасписанные, покрытые лишь глазурью. Есть что-то общее и в манере лепки глиняных фигурок из-под Луха (Ивановская область) и из Су-санинского района (Костромская область). В большинстве своем лухские и сусанинские игрушки — небольшие фигурки животных и птиц, реже — людей. Они обычно стоят на трех точках опоры, профиль их вписывается в прямоугольный треугольник [Блинов 1977, 84].
1 Мазилка — тряпочка, предназначенная для выравнивания глиняного изделия.
IV всероссийский конгресс Фольклористов. том второй
Музей «Петровская игрушка» как продолжение традиций промысла
67
Снова обратимся к статье Г. М. Блинова:
Круг сюжетов сусанинской игрушки невелик. Помимо фигурок куклы, коня и птицы, встречаются мужичок с гармошкой или балалайкой, собака, баран, олень, гусь, петух. Реже можно увидеть животных, которых трудно отнести к какому-либо зоологическому виду. Фантазия народных мастеров уводит их порой довольно далеко от реальности [Блинов 1980].
В основном мелкая игрушка-свистулька имела простую форму в виде птиц и животных. Посуду и игрушки возили на продажу в близлежащие населенные пункты в радиусе 50 км (Сусанино, Сандогора, Буй и др.). При продаже горшки обменивали на продукты питания — картошку, муку и т. д.
До нас дошли некоторые фамилии династий гончаров: Ивановы, Кавардако-вы, Ходовы, Веселовы, Зайчиковы. Свою известность игрушка получила благодаря потомственному гончару Павлу Алексеевичу Иванову (1908-1984), который задал канон петровской игрушке.
Исследователь петровской игрушки Г. С. Тихомирова пишет:
Павел Алексеевич Иванов родился в 1908 году в деревне Петровское Буйского уезда. Родился в многодетной семье. Детей было шестеро: Николай, Василий, Иван, Михаил, Анна и Павел. Отец был хорошим мастером, делал сто видов изделий: умывальники, долгие плошки, мясницы, дегтяры... Отец и все братья Павла воевали в Великую Отечественную войну. Павел не был на войне, так как был инвалидом с детства. Он всю жизнь проработал в колхозе. Павел Алексеевич взялся за глину в 9 лет и лепил всю жизнь. Именно игрушка стала его главным и любимым занятием [Тихомирова 2014, 14].
В связи с экономическим развитием страны кустарное гончарство в деревне в 1960-е гг. приходит в упадок, делать посуду становится невыгодно. Игрушки еще какое-то время лепят в большом количестве, продавая их старьевщикам мешками. И лишь преданный своему делу Павел Алексеевич Иванов делает свистульки до последних дней своей жизни. К сожалению, в настоящее время в деревне Петровское промысел угас, остался один коренной житель.
Мы благодарны Павлу Алексеевичу за то, что игрушка дожила до наших дней, помогли ему в этом известные российские искусствоведы А. Н. Фрумкин, Г. М. Блинов, А. В. Быков.
В 1988 г. искусствовед Евгений Александрович Булавин познакомил с петровской игрушкой Михаила Александровича Шмарова. Михаил общается со специалистами в области глиняной игрушки А. Н. Фрумкиным, И. И. Федоровым, Г. М. Блиновым. Михаил Шмаров приходит в промысел человеком опытным, ведь лепить он не прекращал с детства. В 1994 г. за возрождение промысла ему присвоили звание «Народный мастер Российской Федерации». Но мечтой его было создать музей глиняной игрушки.
Наконец, в 2013 г. в Костроме открыл свои двери музей народных промыслов «Петровская игрушка». В основу экспозиции легли изделия Михаила Шмарова, которые он создавал на протяжении 30 лет. Здесь можно увидеть и работы его учеников: С. А. Пимановой, В. А. Батаковой, Л. А. Красновой, М. В. Потаповой, А. А. Сахаровой. Особую ценность представляют изделия Павла Алексеевича Иванова и его сына Вячеслава Павловича из д. Петровское.
У посетителей есть возможность насладиться разнообразием предметов прикладного народного творчества. В музее представлена коллекция игрушек из дру-
декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла
гих регионов России: дымковская, филимоновская, абашевская, каргопольская, скопинская, романовская, хлудневская, задонская, воронежская, курская, бал-харская, гжель и т. д. Отдельно выставляется авторская игрушка. Интерьер музея дополняют предметы старины и крестьянского быта.
Музей «Петровская игрушка» — интерактивный, к некоторым экспонатам здесь можно прикоснуться руками: прялка с куделью и веретеном, гончарный круг, дегтярница, черепки разбитой посуды, свистульки, грематухи. Для посетителей проводят экскурсии, рассказывая о жизни и быте гончаров д. Петровское, о технологии изготовления глиняной посуды. Рассказ сопровождается игрой на свистульках.
В музее посетители могут увидеть процесс изготовления глиняной игрушки-свистульки по мотивам петровской и самостоятельно слепить ее под руководством мастера.
Музей вызывает интерес у костромичей и гостей города. С каждым годом растет количество посетителей, школьники и туристы приходят группами. Сотрудники музея организуют выездные мастер-классы в детские сады, школы, принимают участие в городских мероприятиях. Глиняная игрушка-свистулька, пришедшая из глубины веков, радует наших современников от мала до велика.
Одно из направлений работы музея — сбор сведений о промысле. Поддерживается связь с сотрудниками сусанинского краеведческого музея, жителем д. Петровское В. К. Веселовым, коллекционерами народной игрушки.
Сотрудники музея повышают свою квалификацию, участвуя в различных мероприятиях: I Всероссийском фестивале народной культуры, 2014 г., «Кладовой ремесел», 2013 г., «Живой старине» 2010 г., Конгрессе фольклористов, 2018 г., «Руси мастеровой», 2016, 2017 гг.
Таким образом, музей имеет важное значение в сохранении традиций народного промысла. Возможно, со временем образ петровской игрушки станет визитной карточкой Костромы.
ЛИТЕРАТУРА
Блинов 1977 - Блинов Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы. М., 1977.
Блинов 1980 - Сусанинская игрушка / Публ. Г. Блинова // Вокруг света. 1980. №11.
Дайн 1987 - Дайн Г. Л. Русская игрушка. М., 1987.
Кулешов 2012 - Кулешов А. Г. Русская глиняная игрушка как вид народного творчества. Истоки и типология. М., 2012. Латынин 1983 - Образы народного искусства / Публикация Л. А. Латынина // Искусство. 1983. №2. С. 41-46.
Масалёва 2013 - Масалёва С. Д. Костромская глина. Гончарный промысел Костромского края.
Конец XIX — начало XX в. Кострома, 2013. Тихомирова 2014 - Тихомирова Г. С. Мастер петровской игрушки. Сусанино, 2014. ХПКО 2011 - Художественные промыслы Костромской области. Кострома, 2011.
Сокращение
КИАМЗ - Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
IV всероссийский конгресс фольклористов. том второй