Научная статья на тему 'Музей ИБМ ДВО РАН - образовательный центр'

Музей ИБМ ДВО РАН - образовательный центр Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей ИБМ ДВО РАН - образовательный центр»

Вестник ДВО РАН. 2014. № 5

Музей ИБМ ДВО РАН -

центр

За 20 лет официального существования музей стал образовательно-просветительным центром, который вносит значительный вклад в научное и экологическое образование школьников и студентов Приморского края, в популяризацию научных достижений Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН).

Девять институтов ДВО РАН имеют собственные музеи, пять из них расположены во Владивостоке. Это малые музеи, как по экспозиционной площади, открытой посетителям, так и по штату. В штат музеев ДВО РАН, как правило, не заложены ставки экскурсоводов и специалистов, ориентированных на работу с посетителями. При этом богатейшие коллекционные фонды и интеллектуальный потенциал институтов, структурными подразделениями которых они являются, дают большие возможности для развития образовательно-просветительных программ. Опыт, накопленный Музеем ИБМ, позволяет утверждать, что академические музеи могут быть идеальной площадкой для развития научного образования, для обеспечения коммуникации Наука-Общество [4].

Рассматривая образовательно-просветительные проекты и программы нашего музея, нельзя не упомянуть об условиях, в которых они развивались. С первых лет своего существования Институт биологии моря (ИБМ) ДВО РАН занял активную позицию в развитии программ, ориентированных на распространение биологических знаний, экологическое просвещение школьников и студентов, на популяризацию морской биологии [2].

Начало популяризаторской деятельности и распространению знаний об Океане было положено созданием экспозиции «Природа моря и ее охрана» в Дальневосточном государственном морском заповеднике ДВО РАН (ныне Дальневосточный морской биосферный государственный природный заповедник, ДВМБГПЗ) в 1977 г.

На год позже для увлеченных и задумывающихся о профессии морского биолога старшеклассников при институте была организована Малая академия морской биологии (МАМБ). За 35лет обучение в МАМБ прошли 325 чел., из них в научных институтах России и за рубежом на сегодняшний день работает 21 % ее выпускников, в медицинских учреждениях, вузах, школах и других организациях по профилю - 11 %, в вузах Владивостока по профилю обучается 12 % выпускников.

Двадцать лет назад в ИБМ начали создавать экспозиционный зал, рассчитанный на работу с широкой аудиторией. Сегодняшняя экспозиция музея знакомит посетителей с историей морской биологии и современными методами изучения Океана, дает возможность увидеть обитателей дальневосточных и тропических морей, рассказывает об отношениях человека и моря в древности и в наши дни [3].

Образовательно-просветительная деятельность Музея ИБМ в период становления включала в себя проведение экскурсий и занятий как в экспозиционном зале, так и на побережье возле института. Сотрудники музея организовывали фотовыставки, выставки детских рисунков. С 1997 по 2001 г. при музее работала Морская экологическая школа (МЭШ) для старшеклассников. В программу МЭШ были включены лекционные и практические занятия, а также полевая практика на о-ве Попова.

С первых лет музей был открыт для сотрудничества и выстраивал партнерские связи с естественно-научными музеями региона: музеем Дальневосточного государственного биосферного заповедника, зоологическим музеем Дальневосточного государственного университета (ныне Дальневосточный федеральный университет, ДВФУ), с экологическими центрами заповедников Приморского края.

Сотрудники музея оказывали консультативную помощь в создании экспозиций историко-краеведческого музея г. Артем и выставочного зала Морской биологической

образовательный

станции «Восток». Совместно с музеем «Природа моря и ее охрана» Музей ИБМ проводил образовательные программы, посвященные Дню Земли. По инициативе нашего музея был организован «Фестиваль заповедников Приморья».

В первые годы в образовательно-просветительную деятельность Музея ИБМ были вовлечены в основном его сотрудники и представители партнерских организаций. В дальнейшем в образовательных проектах и программах активное участие стали принимать студенты ДВФУУ аспиранты и молодые сотрудники ИБМ - выпускники Малой академии морской биологии.

Объединение усилий сотрудников музея и выпускников МАМБ дало мощный импульс развитию системы научного образования, созданию более разнообразных по формату образовательно-просветительных программ, что привело к расширению аудитории посетителей и повышению эффективности.

На сегодняшний день основная целевая аудитория Музея ИБМ - это школьники Владивостока и Приморского края, педагоги средних школ.

Главная задача, на решение которой направлены образовательные программы и проекты музея, - это формирование научного мировоззрения и экологической культуры.

Научное мировоззрение - основа образования. Сотрудники института заинтересованы в формировании у школьников интереса к фундаментальной науке. С этой целью, кроме традиционных экскурсий и занятий, Музей ИБМ ежегодно организует Фестиваль науки.

В Приморском крае работает 12 учреждений ДВО РАН, разнообразных по направлениям деятельности. В 2007 г. Музей ИБМ взял на себя ответственность за организацию и координацию Фестиваля науки, объединяющего все приморские институты, и, таким образом, открыл «окно в дальневосточную науку». Фестиваль науки стал публичным представлением научных исследований институтов ДВО РАН. В 2011 г. координация деятельности по организации фестивальных мероприятий от ДВО РАН была передана в Научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум» ДВО РАН. Основной приморской площадкой Фестиваля науки в последние годы стал Дальневосточный федеральный университет.

Приоритет в представлении научных достижений на фестивале отдается активным формам, специально разрабатываются мероприятия для разных возрастных групп [2]. Большая часть мастер-классов и творческих мастерских, апробированных в рамках Фестиваля науки, в дальнейшем вошла в образовательные программы музея.

В 2013 г. к Фестивалю науки Музей ИБМ подготовил серию открыток о конкретных достижениях лабораторий института. Тираж разошелся очень быстро, электронные версии в формате постеров размещены на сайте музея.

Семилетний опыт проведения Фестиваля науки показал востребованность такой формы представления научных достижений и высокий потенциал музеев и институтов ДВО РАН в организации увлекательного диалога между наукой и обществом.

В силу своих особенностей Музей ИБМ ориентируется на работу с мотивированными школьниками и развивает образовательные программы для старшеклассников с целью их профессионального самоопределения.

С 2008 г. Музей проводит Школу по морской биологии (ШМБ), посвященную памяти академика В.Л. Касьянова. В ШМБ участвуют 20-25 школьников 9-10 классов, победители эколого-биологических олимпиад. В программе школы - практикумы, семинары и экскурсии. Школа по морской биологии - это двухдневное погружение в жизнь морского биолога. Главное в таких занятиях - непосредственный контакт с ученым-профессионалом, увлеченным своей работой. Как пишет А.И. Ермилин, «на развитие способности к исследовательской деятельности школьников существенное влияние может оказывать научно-образовательное пространство исследовательского института и сообщество ученых, в которых "очарование науки" представлено в естественных, "живых" формах» [1].

По результатам ежегодных опросов участников ШМБ выявлено, что наибольшую ценность для них представляют возможность побывать в научном институте и участие в практических занятиях в лабораториях ИБМ. Создавая систему научного образования

школьников, научные музеи могут способствовать решению проблемы личностно-профессионального самоопределения учащихся старших классов, расширять возможности демонстрации профессии ученого в школьных стенах [4].

Фестиваль науки и Школу по морской биологии Музей ИБМ проводит при поддержке программы грантов ДВО РАН.

Важный аспект работы любого современного естественно-научного музея составляет экологическое образование. Проекты и программы эколого-образовательной направленности позволяют музеям работать с большой аудиторией, привлекая внимание к важным для современного мира проблемам. В этих проектах акцент с музейного предмета переносится на социально-экологическую тематику. Участники проектов имеют возможность расширить представления об обществе, о времени и о себе, понять, что такое научный подход к решению экологических проблем [5].

Эколого-образовательное направление представлено в нашем музее проектом «Город у моря», начало которому было положено в 2006 г. Проект вовлекает школьников Владивостока и Приморского края к исследованию моря и его сохранению. Участники обсуждают вопросы охраны окружающей среды, благоприятные сценарии развития города и края, разрабатывают собственные проекты по снижению антропогенной нагрузки в масштабе семьи и школы на окружающие город заливы [5]. В проекте принимают участие педагоги не только биологического профиля, но и учителя истории, литературы, математики, информатики, изобразительного искусства и др.

В рамках обучения участников проекта «Город у моря» были разработаны семинары «Экологический след», «Энергия будущего». Методические разработки этих семинаров доступны для широкого использования не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах России. В течение нескольких лет проект получал грантовую поддержку Фонда Global Green Grants.

В 2008 г. проект «Город у моря. Школы - острова будущего» стал национальным победителем в международном конкурсе «Energy Globe Award». Это одна из самых престижных международных премий в области охраны окружающей среды. В 2010 г. этот проект получил национальную экологическую премию в номинации «Экологические инициативы и детское экологическое образование». Следует отметить, что успех этого проекта обусловлен активным привлечением партнерских организаций, таких как Институт защиты моря МГУ им. Г.И. Невельского, Фонд «Феникс», Альянс Франсез, ДВМБГПЗ, молодежная организация Green Light.

Кроме специальных проектов музей на постоянной основе проводит традиционные экскурсии в экспозиционном зале. Темы экскурсий дифференцированы по возрастам, по степени подготовленности посетителей. Музей организует для школьников занятия и практикумы, связанные с направлениями деятельности ИБМ. Программа практикумов сформирована с учетом программы школьного курса и позволяет узнать о достижениях современной биологии в таких областях, как генетика, клеточная биология, биотехнологии и др. Разнообразие подходов позволяет посетителям получать разнообразные знания по морской биологии в рамках разных экскурсий и занятий на основе одних и тех же музейных предметов [3].

На широкую аудиторию пользователей рассчитано содержание сайта Музея ИБМ, где можно не только узнать о музее и событиях, происходящих в нем, но и получить достоверную информацию о морских организмах.

На основе научно-популярных статей раздела музейного сайта «Батискаф» сотрудники Приморской краевой библиотеки для слепых издали по Брайлю сборник в двух томах, который очень востребован читателями.

В 2014 г. музей выпустил книгу экологических сказок «Хозяин моря», которая стала органичным дополнением музейной экспозиции «Морская адаптация человека». Автор сказок - Виктор Квашин, сотрудник музея ИБМ, прекрасные иллюстрации - Тамары Кузьминой. Книга издана благодаря Приморскому региональному фонду поддержки гражданских инициатив в области культуры, экологии и молодежного движения «Русь».

Среди последних образовательных инициатив Музея ИБМ - пилотный проект «Наука без границ». На базе Малой академии морской биологии с сентября 2013 по апрель 2014 г. были организованы открытые лекции специалистов, которые приезжают во Владивосток для работы с партнерами и участия в конференциях. В основном это сотрудники зарубежных научных учреждений, которые занимаются межпредметными исследованиями и участвуют в международных проектах.

Следует упомянуть работу Музея ИБМ с приморскими учителями, которая направлена на решение проблем недостаточной информированности и подготовленности педагогов к углубленному преподаванию биологии. В сотрудничестве с Приморским краевым институтом развития образования Музей организует лекции и практикумы для педагогов с привлечением сотрудников института.

Через музейные образовательные проекты и программы научная деятельность ИБМ стала более открыта и понятна жителям города и края [4].

По нашему мнению, развитию эффективной системы научного образования на базе Музея ИБМ способствует: 1) преобладание в образовательных проектах и программах технологий активного обучения; 2) участие в реализации образовательных программ молодых сотрудников институтов, стажеров и аспирантов; 3) учет потребностей школьного образования и постоянная обратная связь; 4) глубокое понимание и поддержка этого направления музейной деятельности администрацией института [4].

В последние годы мы наблюдаем активность в развитии новых форматов коммуникации Наука-Общество. В традиционных научно-технических музеях созданы интерактивные экспозиции, по всей России возникают музеи занимательной науки без музейных предметов, где популяризация науки принимает форму развлекательных научных шоу, в сети размещено большое количество ресурсов с научными лекциями и презентациями в разнообразных форматах, доступными в режиме он-лайн.

Во Владивостоке и, насколько нам известно, на всем Дальнем Востоке интерактивных научных музеев и экспозиций пока нет. Пожалуй, Фестиваль науки - единственный в своем роде успешный проект, направленный на установление диалога Наука-Общество, реализуемый научными институтами нашего региона. По нашему мнению, без больших дополнительных затрат музеи ДВО РАН могут организовывать такие формы коммуникации Наука-Общество, как открытые лекции специалистов, работающих во Владивостоке и приезжающих в рамках совместных проектов; регулярные встречи в формате научного кафе, а также объединенные межинститутские летние школы, семинары, конференции, конкурсы исследовательских работ для школьников.

Музей ИБМ с надеждой смотрит в будущее, готов делиться опытом и открыт к сотрудничеству. Мы благодарны сотрудникам ИБМ и других организаций - партнерам образовательных проектов, людям, которые стали друзьями и единомышленниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермилин А.И., Перфильева Е.И. Дополнительное научное образование как фактор развития детской одаренности // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 4(1). С. 18-24.

2. Каменева Н.В. Фестиваль науки «Молодежь. Наука. Будущее» // Вестн. ДВО РАН. 2007. № 4. С. 131-135.

3. Кондрашова Л.Г. Академический музей - современный образовательный центр // Музей. 2010. № 9. С. 63-65.

4. Кондрашова Л.Г. Взаимодействие науки и школы - шаги навстречу // Биология в школе. 2011. № 7. С. 45-51.

5. Кондрашова Л.Г Молодежный образовательный проект «Город у моря» // Материалы науч.-практ. конф. «Эколого-биологическое образование в условиях современной России: опыт, проблемы, стратегии», 24-25 сент. 2010. Владивосток, 2010. С. 91-94.

Л.Г. КОНДРАШОВА, ведущий инженер, Музей ИБМ ДВО РАН E-mail: [email protected]

Школа по морской биологии-2010. Практическое заня- Мастер-класс «Невидимые чернила» на Фестивале тие по полихетам. Фото Л.Г. Кондрашовой науки-2013. Фото Н. Бобровской

Практикум в лаборатории клеточных технологий. На творческой площадке Фестиваля науки-2012 «Море Школа по морской биологии-2013. Фото Л.Г. Кон-от поверхности до дна». Фото Л.К. Петровой драшовой

Победители экологического конкурса по энергосбережению с книгой сказок «Хозяин моря». Фото Л.Г. Кондрашовой

Фото, авторы которых не указаны, взяты из архива Музея ИБМ ДВО РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.