Научная статья на тему 'Фестиваль науки «Молодежь. Наука. Будущее»'

Фестиваль науки «Молодежь. Наука. Будущее» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фестиваль науки «Молодежь. Наука. Будущее»»

Научная смена

Вестник ДВО РАН. 2007. № 4

Фестиваль науки «Молодежь. Наука. Будущее»

«Впервые вижу в стенах академического учреждения так много школьников...»

Из речи председателя ДВО РАН академика В.И.Сергиенко на Фестивале науки

В наше время все чаще говорят о нехватке молодых научных кадров. Государство убедилось в том, что необходимо растить смену для всех областей науки, что научные исследования и подготовка будущих ученых должны вестись параллельно.

Департамент по науке и инновационной политике разработал программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», рассчитанную на 2008-2012 гг. Один из блоков этой программы нацелен на то, чтобы заинтересовать наукой и образованием молодежь, в основном школьников. Предполагается привлекать их к научным исследованиям, поддерживать преподавателей и учителей, работающих с детьми, организовывать олимпиады, популяризировать науки. Государство планирует потратить на это около 30,09 млрд руб.

Привлечение внимания молодежи, особенно школьников, к научным исследованиям - нелегкое дело. В молодежной среде не хватает информации о научных достижениях, о значимой роли науки в развитии современной России. Мало известно о возможностях научной карьеры и растущей востребованности молодежи в науке и образовании. Преодолеть эти стереотипы с помощью традиционных способов очень трудно, а проблемы привлечения молодежи к научным исследованиям нужно решать уже сейчас, не дожидаясь помощи правительства.

Фестивали науки - интереснейшая форма взаимодействия науки и общества - проводятся в Европе уже 175 лет. Первый в России такой фестиваль прошел в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова в октябре 2006 г. Ректор МГУ выразил надежду, что фестиваль не только поможет познакомить всех интересующихся с прекрасным миром науки, но и привлечет в науку молодежь, а также что эта традиция будет поддержана другими научными и образовательными центрами нашей страны.

Музейный совет, Совет молодых ученых Дальневосточного отделения Российской академии наук и Музей Института биологии моря им. А.В.Жирмунского при поддержке председателя ДВО РАН В.И.Сергиенко продолжили только что зародившуюся традицию: 19 мая 2007 г. в ИБМ прошел первый дальневосточный Фестиваль науки «Молодежь. Наука. Будущее». Это уникальное событие объединило на одной площадке девять институтов Дальневосточного отделения РАН.

С самого утра здание ИБМ заполнили учителя и ученики 8-11 классов, которые приходили классами, группами, поодиночке, а некоторые даже с родителями и младшими братьями и сестрами. Посетителей ожидали не сухие лекции и занятия, а увлекательное погружение в мир науки. Благодаря усилиям молодых сотрудников академических институтов каждый участник фестиваля смог окунуться в атмосферу научных открытий и экспериментов; принять участие в викторинах и конкурсах, мастер-классах и практических занятиях по химии, генетике и биологии клетки; посмотреть фильмы об уникальных исследованиях на Дальнем Востоке; узнать о нанотехнологиях и синергетике; полюбоваться коллекцией живых цветов и сделать заявку на научное открытие.

Фото 1. Занятие по биоиндикации пресных вод НОКЦ «Живая вода»

Фото 2. Викторина Ботанического сада-института

Фото 3. Выставка Института проблем морских технологий

Фото 4. Видеоэкскурсия Экологического центра Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника

Институт химии поразил свою аудиторию необычными опытами с интригующими названиями: «Черная змея», «Невидимая краска», «Сад из кристаллов»... Следует заметить, что в большинстве школ города давно уже не проводятся лабораторные занятия по химии (нет реактивов, запрещено техникой безопасности) и школьники не представляют, насколько увлекательной может быть эта наука. Как заправские фокусники, молодые ученые Института химии демонстрировали «стеклянные» цветы, замороженные в жидком азоте, исчезающие буквы и волшебные сады из кристаллов, выращенных в жидком стекле, попутно рассказывая о химическом смысле реакций, происходящих на глазах гостей. Аппарат для очистки воды, в который залили черную от грязи воду, а затем, очистив ее, напоили всех жаждущих, поразил не только детскую аудиторию, но и коллег из соседних институтов. Благодаря такой яркой презентации не было отбоя от ребят с вопросами о том, где можно получить профессию химика. И, возможно, кто-то из этих изумленных школьников уже через несколько лет станет аспирантом Института химии.

Сотрудники Тихоокеанского института географии подготовили выставку фотографий об экспедициях на Курильские острова, в Еврейскую АО и США, показали интереснейшие научно-популярные фильмы «Тигриная одиссея» о современных методах наблюдения за амурским тигром и «Уберечь каждого» о жизни дальневосточного леопарда на юге Приморского края, показывали всем желающим, как определить степень загрязнения питьевой воды.

Педагоги и старшеклассники учились у научно-общественного координационного центра «Живая вода» и Биолого-почвенного института методам индикации пресных вод с помощью водных беспозвоночных (фото 1). Эти простые методики довольно точно отражают состояние воды в пресноводных водоемах и позволяют оценить ее качество. Школьники-добровольцы по всему Приморью передают информацию о состоянии поверхностных вод в НОКЦ «Живая вода».

У выставочного модуля Ботанического сада-института посетители могли проверить свои знания флоры нашего региона (фото 2). Презентация сотрудницы ботанического сада к.б.н. И.М.Кокшеевой помогла разобраться, «багульник или рододендрон - что же на самом деле?».

Молодые ученые Института биологии моря поразили своих посетителей «золотыми» и «платиновыми» скульптурами морских беспозвоночных животных - препаратами для сканирующего микроскопа, научили выделять ДНК из лука с помощью подручных средств. Аспирант М. С.Корниенко познакомил учителей и школьников с биоразнообразием морских рыб Приморья, а к.б.н. Ю.А.Каретин провел мастер-класс «Синергетика: красота хаоса». В Музее института пришлось регулировать поток желающих посмотреть экспозицию.

Увлекательные лекции представили сотрудники Института автоматики и процессов управления. Профессор А.В.Зотов доступно и интересно рассказал о нанотехнологиях, объяснил принцип работы сканирующего туннельного микроскопа - основного инструмента, позволяющего «видеть» атомы. Продемонстрировал, каким образом, используя атомы, словно кирпичики, с помощью этого инструмента можно строить нанообъекты. Ученый открыл школьникам удивительный наномир, который представлен ансамблями и нанокластерами, имеющими не только иллюстративный, но и прикладной характер, например в наноэлектронике. В ответ - даже не вопрос, а восклицание изумленных слушателей: «Неужели это делается во Владивостоке?!»

О другом современном направлении науки - лазерной физике - рассказал д.ф.-м.н. О.Б.Витрик. Эти лекции привлекли особое внимание ребят из школы-интерната для одаренных детей.

Институт проблем морских технологий демонстрировал модели подводных необитаемых аппаратов (фото 3), а сотрудники экологического центра Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника проводили видеоэкскурсии

по своей акватории и рассказывали о работе центра (фото 4). Интересную лекцию «Наше Солнце» прочитала научный сотрудник Уссурийской астрофизической обсерватории В. Д. Дьяконова.

Все институты ДВО - участники фестиваля представили небольшие выставки, рассказывающие о направлениях исследований, достижениях и открытиях. Каждый школьник мог получить буклет с информацией о вузе, в который необходимо поступить, чтобы стать специалистом в понравившейся области науки.

Организацию и проведение фестиваля обеспечивали сотрудники из разных институтов ДВО РАН, студенты Академии морской биологии и биотехнологии и школьники из Малой академии морской биологии (МАМБ). Гостями фестиваля стали более 400 человек (школьники, студенты и педагоги из 32 образовательных учреждений Владивостока и края).

Судя по откликам посетителей, многие из них впервые узнали о работе научно- исследовательских учреждений, о направлениях исследований ДВО РАН, о том, что в некоторых институтах существуют образовательные структуры для школьников - как, например, МАМБ и Музей в Институте биологии моря или НОКЦ «Живая вода» в Биолого-почвен-ном институте.

В процессе организации фестиваля стало ясно, что не во всех институтах понимают особенности работы со школьниками, не все готовы к публичному представлению своей деятельности; некоторые просто не захотели загружать себя лишними заботами. Не были представлены Институт биоорганической химии, Институт истории, археологии и этнографии, Тихоокеанский океанологический институт, а Институт прикладной математики «сошел с дистанции» на последней неделе.

Привлекательность фестиваля стала очевидной для его организаторов и посетителей. Конечно, образовательная деятельность не является для академических институтов основной, но проведение подобных ярких мероприятий позволит поднять престиж науки в глазах молодежи, повысить информированность общества о деятельности институтов ДВО РАН и достижениях современной науки.

Н.В.КАМЕНЕВА, главный специалист Музея Института биологии моря им. А.В.Жирмунского ДВО РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.