УДК 338.48:398.2
DOI: 10.12737/19502
Афанасьев Олег Евгеньевич", Афанасьева Александра Владиславовна б
"Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, Российская Федерация); д-р геогр. наук, профессор; e-mail: editor@spst-journal.org; ^Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара (Украина); канд. геогр. наук, доцент; e-mail: slimm_82@mail.ru
МУЗЕИ ЛЕГЕНД В СОВРЕМЕННОМ ТУРИСТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье рассматривается сравнительно новое явление в современной туристкой и музейной отраслях явление - музеи легенд и мифов. Это класс новых, «нетрадиционных» музеев, где этот жанр народного фольклора выходит за рамки присущей любому музейному учреждению мистики и становится отдельным объектом туристского показа. Базовые постулаты статьи основаны на двух утверждениях: 1) музеи легенд - это репрезентанты туристских легенд, то есть форма их представления современному туристу; 2) легенды и мифы - это часть народного фольклора, вовлеченная в туристскую деятельность, все «экспонируемые» в «музеях легенд» легенды являются туристскими. Исходя из этого, авторы формулируют собственное определение такого музейного учреждения. Музеи легенд - это учреждения музейного типа, в которых легенда выступает основным объектом показа, сохранения и изучения. При этом мифологическое пространство, частью которого является туристская легенда, представляется опосредовано, через материальные артефакты, а также с помощью интерактивных и театрализованных форм музейной коммуникации. Музей легенд - это форма сохранения, представления и вовлечения туристских легенд и иных форм народного фольклора в туристскую деятельность. В статье сформулированы основные признаки и приведена типология музеев легенд по ряду признаков: форме организации музея, способу представления информации, способу организации экспозиции, формам преобладающей музейной коммуникации, объектам музеефицирования. В ходе выявления и изучения музеев легенд авторами составлен рейтинг ТОП-20 таких учреждений по популярности (упоминаемости на тематических туристских сайтах, в блогах, отзывах туристов) и посещаемости. Рассмотрены примеры наиболее интересных и привлекательных музей легенд в мире. Сделан вывод о том, что музеи легенд в современных условиях - это неотъемлемая составляющая туристской отрасли, которая заслуживает самого пристального внимания как туристов, так и исследователей в сфере территориального туристского маркетинга. Ключевые слова: музеи легенд, мифы и легенды в туризме, мифологическое пространство, туристская легенда.
Актуализация. Легенды и мифы сегодня прочно вошли в туристскую отрасль: они представляют собой содержательную компоненту экскурсионных программ, отдельные туристские аттракции зачастую формируют бренды территориальных образований. Музеи как часть туристского пространства также инкорпорируют в свою деятельность туристские легенды. Многие выдающиеся музеи мира могут похвастаться «персональными» привидениями, «проклятыми» экспонатами, кошачьими персонажами и пр., которые вовлекаются в экскурсионную деятельность, активизируют внимание туристов, позволяют внедрять альтернативные виды
музейной коммуникации, привлекая все больше и больше посетителей. Яркими примерами служат знаменитые замки с привидениями, ставшие сегодня музеями - населенный привидениями Генриха VII и его жен Хэмптон-Корт в Лондоне, Михайловский замок с призраком Павла I, Эрмитаж, Лувр и многие другие знаменитые музеи мира. Сегодня практически каждый музей может похвастаться своими таинственными легендами и особенными тайнами, прежде всего в силу специфики этих учреждений. Таким образом, складывается ситуация, когда наряду с богатой музейной коллекцией формируется новая - коллекция легенд, которая начинает
активно использоваться в экскурсионной деятельности. И если в популярных музеях мира подобные «коллекции легенд» - всего лишь фактор дополнительной аттрактив-ности, то в менее известных учреждениях они зачастую выходят на первый план.
Однако наряду с этим формируется целый класс новых, «нетрадиционных» музеев - музеев легенд, где этот жанр народного фольклора выходит за рамки присущей любому музейному учреждению мистики и становится отдельным объектом туристского показа.
Музей легенд - на первый взгляд, новое явление в современной туристской отрасли. Однако музеи сказочных, эпических и легендарных персонажей уже давно существуют. Например, «Поляна Сказок» под Ялтой уже давно известная, и можно даже сказать, культовая аттракция туриндустрии Крыма. И хотя этот музей под открытым небом не позиционирует себя в качестве репрезентанта легенд, основные сюжетные линии его экспозиции построены по мотивам русских народных сказок, основанных на славянских легендах и мифах. Однако, как таковые, музеи легенд начали появляться в последнее десятилетие, что обусловлено соответствующим спросом и возрастающей ролью народного фольклора и, в частности, легенд, в индустрии туризма и сервиса. Как явление новое, нетрадиционное, при этом набирающее популярность, музеи легенд требуют внимательного рассмотрения и научного подхода.
Внимание к проблематике изучения туристских легенд появилось сравнительно недавно, и, несмотря на значительный интерес к этому виду нематериальных туристских ресурсов, он остается практически неисследованным. Можно отметить ряд отечественных и зарубежных публикаций, в которых раскрываются вопросы изучения эпических и мифических народных героев в туристской отрасли регионов (M. Shackley [13]), особенности вовлечения туристских легенд в сферу мистического туризма (J. Holloway [8], G.W. Gentry [9], D. Inglis & M. Holmes [10], D. Light [11], C. Strange & M. Kempa [12], C. Wilbert, R. Hansen [14] и др.), теоретические аспекты соприкосновения гуманитарной географии, туризма
и маркетинга территорий через призму мифологии туристского пространства (Д.Н. Замятин [3], И.И. Митин [5], О.Е. Афанасьев и А.В. Троценко [1, 2 и др.] и пр.). Музеи же туристских легенд как форма выражения этого феномена и как часть мифологического туристского пространства остаются за пределами современных научных исследований. Поэтому в данной статье предпринята попытка изучить этот новый класс музеев в контексте актуализации вопросов вовлечения народного фольклора в туристскую сферу и формирования его современного пласта - туристских легенд.
Методологический аппарат. Антропоцентрический вектор развития музейного дела сегодня смещает приоритеты работы музеев с объектов хранения и экспонирования на посетителя, туриста с его интересами, запросами, культурными потребностями. Последние также претерпели значительные трансформации: турист сегодня все меньше нуждается в удовлетворении потребности в познании в традиционной для музея форме, а все больше требует подачу информации в нетрадиционной форме, в виде сопровождающего показ развлекательного шоу, в ярких впечатлениях, усилении и даже максимизации удовольствий. На первое место среди социокультурных запросов музейных посетителей выходят развлекательно-познавательные и досуговые потребности. В этом отношении музей перестает быть просто научным учреждением, но задействует в свой коммуникативный аппарат все средства современного сервиса. Все это приводит к появлению музеев нового поколения - интерактивных, развлекательных музеев, в число которых входят и объекты изучения этой статьи - музеи легенд.
Развлекательная функция современных интерактивных музеев, посвященных легендам, мифам, ужасам из городского фольклора, могут вызывать у искушенных в интеллектуальном плане и воспитанных на традиционных формах представления музейной экспозиции посетителей недоумение и даже презрение. Однако, как часть современного музейного пространства, эти музеи заслуживают особого внимания. Их значимость в туристской сфере трудно пере-
оценить, к тому же они играют важнейшую роль в становлении и развитии социокультурной системы ценностей современного человека. Обоснуем это следующим. Миф как объект научного интереса музея - далеко не новое явление. Он вплетается в экспозицию через традиционные обрядовые и символьные артефакты, предметы декоративно-художественного искусства, национальную одежду и пр., через которые находит свое выражение мифологическая компонента экзистенциональной системы мировосприятия ушедших поколений [7]. Все эти объекты давно и прочно вплетены в методологический предмет музейной практики. И в этом отношении современное общество со своими городским фольклором (т.наз. постфольклором), включающим среди прочего мифы, легенды и сказочных персонажей - символов городов и стран, теоретически продолжает эту традицию. Наша современная система мировосприятия мифологизирована не меньше, а, возможно, даже и больше, нежели система древнего человека. Опираясь на утверждение А.Ф. Лосева, что миф - это реальность для его субъектов [4], можно сказать, что эти современные мифы так же реальны для нынешнего человека, как были реальны для древних греков боги Олимпа. Ведь миф - это не только древняя, дорелигиоз-ная форма восприятия окружающей реальности, и не просто форма непозитивного знания. Миф представляет собой способ познания и осознания человеком окружающего мира, во многом объясняющий необъяснимые с рациональной точки зрения вещи и явления. В отличие от архаичного мифа, господствующего во всех сферах деятельности, миф современный - прерогатива массовой культуры, искусства, литературы. По словам ученого-фольклориста С.Ю. Неклюдова, «Наука в чистом виде - удел немногих профессионалов, но наука, пришедшая к массовому человеку через школу, через популярные издания, через телевидение, сплошь да рядом используется для конструирования мифологических фантомов весьма архаического облика» [6].
В этом смысле музеи легенд, с одной стороны, продолжают давнюю музейную традицию, а с другой, трансформировав-
шись под современную социокультурную систему человеческого бытия, исповедуют революционно-новые методы музейной коммуникации. Таким образом, современные музеи легенд - это не просто развлекательные учреждения, направленные на получение денег от неискушенных туристов. Это прежде всего хранители современных мифов и легенд, их репрезентанты, несущие скрытое послание современному музейному посетителю.
Не все «музеи» легенд таковыми являются. Часто учреждение или организация, называя себя «музеем», на самом деле является обычным магазином сувенирной или поделочной продукции, при этом не несет в себе никакой смысловой загрузки, не имеет экспозиции и разработанных экскур-сионно-развлекательных программ. Примером может служить «Музей домовых» в Крыму или даже упоминаемый в рейтинге музеев сайта ListVerse1, посвященных исключительно мифическим и легендарным персонажам, «Музей фей» в Калифорнии. Все это - де-факто обычные магазины декоративно-прикладного искусства. Поэтому целью данной статьи является концептуализация понятия «музей легенд», установление его основных функциональных признаков, классификация музеев легенд, определение их места в современной туристской отрасли, а также составление базы данных и рейтинга ТОП-20 музеев легенд.
Исследовательская часть. Определение термина «музей легенд» должно базироваться на понимании «легенда» как части народного фольклора, задействованного в туризме. Это утверждение базируется на том, что все музеи легенд - это репрезентанты туристских легенд, то есть форма их представления современному туристу. Любой музей легенд, задействуя народный фольклор, формирует свою часть туристского пространства. При этом он выступает посредником между мифом (или его частью) и туристом, одновременно являясь одной из важнейших составляющих туристского маркетинга территории.
1 10 Museums Dedicated Solely to Mythical
Creatures / Kevin Forde. URL: http://listverse.
com/2013/05/04/10-museums-dedicated-solely-to-
mythical-creatures/ (Дата обращения: 29.04.2016).
Особое значение сегодня приобретает мифология туристского пространства, создающая новые смыслы на основе древних и современных мифов и легенд. В основе мифологии туристского пространства лежит концепт «туристская легенда». Рассмотрим подробнее это понятие.
Туристская легенда - это законченное лаконичное литературное произведение, опирающееся на рациональную и эмоциональную интерпретацию информации о месте своего бытия общностью людей (этнической, хозяйственной, политической и т.д.), проживающей на конкретной территории, имеющее значение и/или активно используемое в туристской деятельности. Туристская легенда, как правило, претендует на достоверность, однако не может быть точно проверена, ее авторство очень сложно или даже невозможно установить, и как литературное произведение она имеет логику и последовательность изложения, конкретную «туристскую» цель, от которой зависит стиль изложения информации. Туристские легенды - это такой же туристский ресурс, как памятник истории и культуры, или как природный объект, обладающий рекреационными свойствами. Туристские легенды являются частью нематериальных (или информационных) ресурсов и охватывают ту часть «мифологического» пространства, которая вовлекается в туристскую сферу, тематически охватывая все разнообразие народного фольклора (мифы, предания, былины, легенды, сказки, поверья, байки, бывальщины, исторические анекдоты и т.д.), а также нефольклорные составляющие (рассказы и пересказы, слухи, распространенные ошибочные или недостоверные общественные мнения, «маркетинговые» легенды), которые с течением времени интегрируются и обретают свойства туристских легенд [1, 2]. Детальная схема классификации туристских легенд разработана нами ранее [2].
Исходя из постулата, что туристская легенда - это часть народного фольклора, вовлеченная в туристскую деятельность, все «экспонируемые» в «музеях легенд» легенды являются туристскими. При этом смежные с легендами формы фольклора - предания, мифы, сказки и пр., а также
ставшие легендарными литературные произведения, при соответствии вышеописанным признакам, тоже подпадают под понятие «туристская легенда».
Отдельно нужно сказать о литературных произведениях. Они сами по себе не относятся к жанру легенд, так как не являются частью народного фольклора и имеют конкретного автора, описываемые в них события чаще всего вымышлены (только если это не документальные произведения). То есть, существует часть произведений, которые условно можно относить к категории туристских легенд. Например, произведения А. Конан-Дойля, прославившие адрес Бейкер-стрит 221б (там сейчас открыт музей Шерлока Холмса), М.А. Булгакова (например, «нехорошая квартира» - сегодня музей Булгакова, Патриаршие пруды, здание музея медицины в Киеве и т.д.), Брэма Стокера (персонаж его произведения - граф Дракула - стал мифологическим туристским брендом Румынии) и т.д. Эти литературные произведения широко известны, имеют территориальную привязку и широко вовлечены в туристскую жизнь. Сегодня по всему миру созданы музеи отдельных произведений, литературных персонажей и пр., которые могут считаться музеями легенд и также являются объектом нашего исследования.
Исходя из изложенного выше, можно сформулировать общее определение музея легенд как учреждения музейного типа, в котором легенда выступает основным объектом показа, сохранения и изучения. При этом мифологическое пространство, частью которого является туристская легенда, представляется опосредовано, через материальные артефакты, а также с помощью интерактивных и театрализованных форм музейной коммуникации. Музей легенд - это форма сохранения, представления и вовлечения туристских легенд и иных форм народного фольклора в туристскую деятельность.
Основными признаками музея легенд являются:
- тематическая специфичность (в качестве основного объекта изучении и показа выступает сказка, миф, легенда и прочие формы народного фольклора, интересные
в туристском плане - суеверия, поверья и т.д.);
- форма представления информации (предметы декоративно-прикладного искусства, живопись и графика, театрализованно-анимационная деятельность - что само по себе является частью культурной экспрессии);
- использование современных информационных технологий в музейной коммуникации и экспозиционной деятельности;
- ярко выраженная развлекательная функция.
Обязательным условием существования музея легенд является наличие продуманной экспозиции и экскурсионно-развлекательной работы с посетителями. Несоответствие этому условию автоматически исключает объект из числа музеев рассматриваемой категории.
Изучение деятельности музеев легенд требует проведения их типологии. Объединить музеи легенд в типы можно по следующим признакам: форме организации музея, способу представления информации, способу организации экспозиции, формам преобладающей музейной коммуникации, объектам музеефицирования и пр. Рассмотрим некоторые из них.
Типология музеев по способу представления информации. Туристские легенды - это довольно необычные музейные экспонаты. В силу ее нематериальной природы легенду невозможно увидеть или пощупать, в отличие от традиционных музейных предметов. Поэтому чаще всего музеи легенд прибегают к овеществлению легенды. Типы экспонатов, которые демонстрируются в музеях легенд:
- скульптуры сказочных и мифических персонажей (Детский музей мифологии и леса в Заславле, Музей легенд и мифов в Праге);
- предметы быта определенной эпохи, атрибуты легендарного героя (например, трубка Шерлока Холмса XIX в., которой он мог бы пользоваться, если бы существовал);
- изображения сказочных и мифических героев на бумаге, полотне, в лаковой миниатюре (Первый музей славянской мифологии в Томске);
- театральные постановки, инсценировки и реконструкции, интерактивные шоу и пр. (Дом легенд в Торуне);
- тексты в виде манускриптов, буклетов, текст на экранах мониторов (например, в Пражском музее легенды представлены в «Книге Легенд», текст с легендами на разных языках вручается посетителям);
- компьютерная графика (Музей ужасов в Санкт-Петербурге).
Типология музеев по способу организации экспозиции и форме организации музея:
- музей под открытым небом (Поляна сказок в Ялте);
- музей в помещении с классической формой организации экспозиции (Музей казанских легенд и сказок, Музейно-выста-вочный центр Лох-Несса, Замок Бран, Национальный музей гномов в Ирландии и т.д.);
-музей в помещении с использованием интерактивных технологий (Музей Человека-Мотылька в Пйонт-Плезант, Музей живых мертвецов в Монровиле, Музей мифических монстров в Ваксахачи и пр.);
- виртуальный музей (Северо-западный музей легенд и местной истории в США).
Типология музеев по объектам музе-ефицирования:
- музей легендарных, мифических и сказочных персонажей;
- музей легендарных литературных произведений и отдельных персонажей;
- музей городских легенд (в т.ч. и исторических) и современных мифов;
- музеи ужасов (при условии вовлечения в них существующих легенд).
Также возможно типологизировать музеи по форме собственности - большинство из рассмотренных нами музеев являются частными и корпоративными, исключение составляют разве что государственный историко-культурный музей-заповедник «Заславль», частью которого является детский музей мифологии и леса, и музей «Поляна Сказок» в Ялте.
В ходе выявления и изучения музеев легенд нами составлен их рейтинг по популярности (упоминаемости на тематических туристских сайтах, в блогах, отзывах туристов по сайту tripadvisor.ru) и посещаемости (табл. 1).
Таблица 1 - ТОП-20 мировых музеев легенд
Ранг Название Веб-сайт Местоположение
1 Поляна Сказок polyana-skazok.org.ua Ялта, Крым
2 Пражский музей призраков и легенд muzeumpovesti.cz Прага, Чехия
3 Замок Бран (музей Дракулы) bran-castle.com Румыния
4 Дом легенд в Торуне domlegend.pl Торунь, Польша
5 Музей Шерлока Холмса sherlock-holmes.co.uk Лондон, Великобритания
6 Национальный музей гномов leprechaunmuseum.ie Дублин, Ирландия
7 Центр и выставка Лох-Несса lochness.com Драмнадрочит, Шотландия
8 Музей Человека-Мотылька (Мофмана) mothmanmuseum.com Пойнт Плезант, США
9 Музей колдовства Корнуола cornishwitchcraft.co.uk/ museum.html Боскастл, Великобритания
10 Музей казанских легенд и сказок kazanlegend.info Казань, Россия
11 Музей-театр ужасов Санкт-Петербурга museum.spbhorror.ru Санкт-Петербург, Россия
12 Музей вампиров cryptozoologymuseum.com Париж, Франция
13 Музей суеверия и колдовства sueverija.narod.ru Углич, Ярославская обл., Россия
14 Музей русских суеверий dom-domovogo.ru пос. Лесное, Калининградская обл., Россия
15 Музей славянской мифологии slav-museum.ru Томск, Россия
16 Детский музей мифологии и леса, Историко-культурный музей-заповедник «Заславль» ru.zaslaue.by/muzeynye-ekspozicii/detskiy-muzey-mifologii-i-lesa Заславль, Белоруссия
17 Музей живых мертвецов monroevillezombies.com Монровиль, США
18 Музей мифических монстров huntmonsters.com Ваксахачи, США
19 Дом легенд (музей-ресторан) - Львов, Украина
20 Северо-западный музей легенд и местной истории (виртуальный музей современных мифов) nwlegendsmuseum.com штат Вашингтон, США
Рассмотрим некоторые из наиболее популярных музеев легенд.
Поляна Сказок - старейший музей среди всех музеев легенд. Легенда связана уже с самим его возникновением. В 1923 г. будущий ялтинский скульптур, а тогда инженер-нефтяник Павел Безруков прибыл в Крым для лечения туберкулеза. Побывав в разных местах, он остановился близ Ялты, у водопада Учан-Су. Горный крымский воздух оказал благотворное влияние на организм инженера, и, как в сказке, произошло чудо исцеления. Уже после войны постаревший Безруков прибыл сюда и превратил это место в сказочную поляну. Сегодня Поляна Сказок - это музей под открытым небом, собравший произведения разных
скульпторов. Здесь проводятся экскурсии, тематические программы. Это одно из самых посещаемых мест Крыма.
Классический музей легенд - Пражский музей привидений и легенд. Его основной целью является представление пражских мифов и легенд в «осязаемом» виде. Здесь в интерактивной выставке собраны самые аутентичные легенды Праги, герои которых, по словам местных жителей, существуют на самом деле. Музей располагается в старинном жилом здании на двух этажах. Здесь представлены скульптуры и скульптурные композиции сюжетов пражских легенд, тексты с легендами на разном языке и пр.
Самый посещаемый замок в Румынии - Бран - называют замком Дракулы,
хотя никаких исторических свидетельств о пребывании здесь этого мифического персонажа нет. Зато есть множество преданий, связывающих жизнь Владислава Це-пеша (прообраз Дракулы) с этим замком. По преданиям, этот румынский князь не только бывал здесь проездом, но и даже был заточен в подземелье, впав в немилость венгерскому королю Матьяшу Хуня-ди. За время своего существования Бран сменил много владельцев, был императорской резиденцией и музеем Средних веков. Знаменитый кинорежиссер Френсис Коппола выделил деньги на реставрацию этого замка и проводил здесь съемки своей версии «Дракулы». После этого замок стал местом настоящего паломничества для поклонников этого легендарного литературного персонажа. Есть предание, что несколько десятков лет назад приехавшие на поиски следов знаменитого вампира туристы обнаружили поразительное сходство этого замка с описанным в романе Стокера. После этого замок стал «резиденцией Дракулы».
Отдельно нужно сказать о доме-музее Шерлока Холмса, литературного персонажа, ставшего легендой и своеобразным брендом Лондона. Выдуманная квартира на Бейкер-стрит 221б (в момент выхода произведений о Шерлоке Холмсе такого адреса не существовало) стала одним из самых известных мест в Лондоне. После продления улицы этот адрес присвоили зданию строительного общества Abbey National, и из-за огромного потока писем в этой организации ввели специальную должность секретаря, обрабатывающего поступавшую корреспонденцию на имя Шерлока Холмса. А в 1990 г. в этом здании открыли музей знаменитого сыщика. Интересно, что на здании музея повесили типовую лондонскую мемориальную табличку (т.наз.«синяя табличка»), устанавливаемую на зданиях, с которыми связаны эпизоды жизни реальных исторических личностей. На этой табличке указано, здесь с 1881 по 1904 гг. жил сыщик-консультант Шерлок Холмс. Интерьер музея полностью отвечает обстановке выдуманной квартиры, здесь также представлены знакомые по произведениям А. Конан-Дойля пред-
меты Шерлока Холмса - его трубка, шляпа, скрипка, охотничий хлыст, которым он выгнал из своей гостиной разоблаченного негодяя, армейский револьвер Ватсона и многое другое.
Обратив внимание на представленные в рейтинге американские музеи легенд, можно заметить, что они инкорпорируют в свою деятельность в большей степени порожденные массовой культурой персонажи фильмов ужасов, ставшие культовыми достопримечательностями для здешних мест. Например, музей Мотылька (Мофмана) сочетает в себе городскую легенду и сюжет одноименного фильма, Музей живых мертвецов отражает популярные в жанре хоррора мотивы о зомби и т.д.
Для музеев Северной Европы больше характерны традиционные персонажи народного фольклора - ведьмы, гномы, феи, вампиры и прочие.
Особые формы взаимодействия музеев легенд с туристами - это сувенирная продукция. Она также призвана овеществлять нематериальные легенды, закреплять позитивный образ, созданный с их помощью, и мотивировать туристов к повторному посещению не только музея, но и города, региона и страны в целом. Так, например, в музее суеверия и колдовства в Угличе в качестве сувенирной продукции продаются различные обереги. В замке Бран продается сувенирная продукция, обыгрывающая вампирскую тему. Музеи мифологии и национальных сказочных героев (леприконов-гномов, Лохнесского чудовища и т.д.) с помощью сувенирной продукции популяризируют образ своей территории, внедряют в ее бренд сказочно-легендарную составляющую.
Выводы. Музей легенд - это неотъемлемая составляющая современной туристской отрасли. Он представляет и сохраняет не только исторически сложившееся мифологическое пространство, но и ту его часть, которая сегодня находится лишь на этапе становления. Музеи легенд хранят и репрезентируют городские легенды, мифы, сказки и прочие формы народного фольклора, инкорпорируя их в туристскую деятельность и таким образом конструируя мифологическое туристское простран-
ство. Значение их в туриндустрии сложно переоценить - они играют аттрактивную, развлекательную, познавательную, мотивирующую функции, позволяя современному мифу завершить образную картину мира современного туриста, создавая особую форму культурной экспрессии, реализуемую посредством туризма. Музеи легенд, как правило, представляют наиболее важные, характерные, узнаваемые для города, региона или целой страны легендарные, сказочные сюжеты и персонажи. Особое значение музеи легенд представляют для регионов России в контексте развития внутреннего туризма, когда в основу брендирования закладываются элементы народного фольклора, сказочные персонажи и т.д. Ведь сегодня целые города и регионы позиционируют себя как «родина» того или иного сказочного пер-
сонажа (Великий Устюг - Дед Мороз, Снегурочка и Берендеево царство - Кострома, Кикимора - Киров/Вятка, Баба Яга - с. Кукобой, Змей Горыныч - с. Приволжское и пр.). Формат представления таких легендарных персонажей в виде «Музея легенд и легендарных персонажей» позволяет сильнее закрепить эти образы в массовом сознании и тем самым привлекать большее число туристов. Таким образом, музеи легенд - это важные механизмы формирования туристского бренда территории на основе туристских легенд. Кроме того, как новые учреждения музейного типа музеи легенд наиболее полно отвечают туристскому спросу, удовлетворяют социокультурные потребности современного посетителя, сохраняют и облекают нематериальную легенду в материальном виде и образе.
Список источников:
1. Афанасьев О.Е., Троценко А.В. Категория «легенда» в региональном топонимическом пространстве (на примере Днепропетровской области Украины) // Псковский регионологический журнал. 2014. № 17. С. 67-77.
2. Афанасьев О.Е., Троценко А.В. Функциональное значение и место туристских легенд в формировании привлекательных свойств дестинаций // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. № 1. 2015. C. 52-60.
3. Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг территорий: концептуальные основы // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 11-23.
4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
5. Митин И.И. Туристские мифы и комплексные характеристики территории в гуманитарной географии // Туризм и культурное наследие. Вып. 3. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. С. 103-110.
6. Неклюдов С.Ю. Мифология в культуре: 7 фактов о роли мифа в истории культуры и мифотворчестве в современном мире. URL: http://postnauka.ru/faq/6599 (Дата обращения: 24.04.2016).
7. Слюсарева Н.А. Конфликт интерпретаций мифа в современной музейной практике // Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40). С. 138-146.
8. Holloway J. Legend-Tripping in Spooky Spaces: Ghost Tourism and Infrastructures of Enchantment // Environment and Planning D: Society and Space. Vol. 28, № 4. Pp. 618-637. DOI: 10.1068/d9909.
9. Gentry G.W. Walking with the dead: the place of ghost walk tourism in Savannah, Georgia // Southeastern Geographer. 2007. Vol.47. № 2. Pp. 222-238. DOI: 10.1353/sgo.2007.0023.
10. Inglis D., Holmes M. Highland and other haunts: Ghosts in Scottish Tourism // Annals of Tourism Research. 2003. Vol.30. № 1. Pp. 50-63. D0I:10.1016/S0160-7383 (02) 00031-2.
11. Light D. Dracula tourism in Romania: cultural identity and the state // Annals of Tourism Research. 2007. Vol.34. № 3. Pp. 746-765. D0I:10.1016/j.annals.2007.03.004.
12. Strange C., Kempa M. Shades of dark tourism: Alcatraz and Robben Island // Annals of Tourism Research. 2003. Vol.30. № 2. Pp. 386-405. D0I:10.1016/S0160-7383 (02) 00102-0.
13. Shackley M. The legend of Robin Hood: myth, inauthenticity, and tourism development in Nottingham, England / In book: Hosts and guests revisited: tourism issues of the 21st century. Elmsford, N.Y.: Cognizant Communication, 2001. Pp. 315-322.
14. Wilbert C., Hansen R. Walks in spectral space: East London crime scene tourism / In: Strange Spaces: Explorations into Mediated Obscurity. Ed. A. Jansson, A. Lagerkvist. Aldershot: Ashgate, 2009. Ch. 9. Pp. 187-203.
Oleg E. Afanasieva, Aleksandra V. Afanasievab
aRussian State University of Tourism and Service (Moccow, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor; e-mail: editor@spst-journal.org;
bOles Honchar Dnepropetrovsk National University (Ukraine); PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: slimm_82@mail.ru
MUSEUMS OF MYTHS AND LEGENDS IN THE GLOBAL TOURISM SPACE
The article discusses a comparatively new phenomenon in today's spheres of tourism and museum affair — a museum of myths and legends. It is a type of new, «non-traditional», museums, where this genre of national folklore extends beyond inherent in any museum institutions mysticism and becomes a separate object of tourism interest. The basic postulates of the article is grounded on two statements: 1) museums of legend - it is representatives of tourism legends, in other words, the form of their presentation to modern tourist; 2) myths and legends - it is a part of national folklore, involved in tourism activity, and all exhibited legend in museums of legend are touristic. Proceeding from this, the authors formulate their own definition of this museum institution. Museum of legend - it is a museum institution, where a legend is the main object of display, preservation and study. With that, the mythological space, part of which a tourism legend is, is mediately represented through tangible artifacts and interactive and theatrical forms of museum communication. Museum of legends - is a form of preservation, presentation and involving of tourism legends and other forms of national folklore in the tourism activity.
The article formulates the basic characteristics and gives typology of museums of legends by number of features: form of museum organization, way of representation of information, method of exhibition organization, forms of prevailing museum communication, museum objects. In the course of identifying and exploring of museums of legends the authors have compiled rating TOP-20 of such institutions by popularity (references on thematic tourist sites, blogs, and individual guest reviews) and attendance. The examples of the most interesting and attractive museum of legends in the world are considered. It is concluded that the museums of legends in modern conditions is an integral part of the tourism industry, which deserves the attention of both tourists and researchers in the field of territorial tourism marketing. Keywords: a museum of legends, myths and legends in tourism, mythological space, tourism legend.
References:
1. Afanasiev O.E., Trotsenko A.V. Kategorija «legenda» v regional'nom toponimicheskom prostranstve (na primere Dnepropetrovskoj oblasti Ukrainy) [Category «legend» in the regional toponymic space (by the example of the Dnepropetrovsk region in Ukraine)]. Pskovskij regionologicheskij zhurnal [Pskov regional studies journal], 2014, no. 17, pp. 67-77.
2. Afanasiev O.E., Trotsenko A.V. Funkcional'noe znachenie i mesto turistskih legend v formirovanii privlekatel'nyh svojstv destinacij [The functional significance and place of tourist legends in creating attractive destination properties]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], vol. 9, no. 1, 2015, pp. 52-60. DOI: 10.12737/7943.
3. Zamyatin D.N. Geokul'turnyj brending territorij: konceptual'nye osnovy [Geo-cultural branding of territories: the conceptual grounds] // Labirint. Zhurnal social'no-gumanitarnyh issledovanij [LABYRINTH. Journal of Philosophy and Social Sciences], 2013, no. 5, pp. 11-23.
4. Losev A.F. Dialektika mifa [Dialectics of Myth]. Moscow: Mysl', 2001. 558 p.
5. Mitin I.I. Turistskie mify i kompleksnye harakteristiki territorii v gumanitarnoj geografii [Tourist myths and complex characteristics of the territory in human geography]. In collection: Turizm i kul'turnoe nasledie [Tourism and cultural heritage], vol. 3, Saratov, Saratov University Publ., 2006. Pp. 103-110.
6. Nekljudov S.Yu. Mifologija v kul'ture: 7 faktov o roli mifa v istorii kul'tury i mifotvorchestve v sovremennom mire [Mythology in the culture: 7 facts about the role of myth in the history of culture and myth-making in the modern world]. Available at: http://postnauka.ru/faq/6599 (Accessed on April 24, 2016).
7. Slyusareva N.A. Konflikt interpretacij mifa v sovremennoj muzejnoj praktike [The conflict of myth's interpretations in the modern museum practice]. Cennosti i smysly [Values and meanings], 2015, no. 6 (40), pp. 138-146.
8. Holloway J. Legend-Tripping in Spooky Spaces: Ghost Tourism and Infrastructures of Enchantment. Environment and Planning D: Society and Space, vol. 28, no. 4, pp. 618-637. DOI: 10.1068/d9909.
9. Gentry G.W. Walking with the dead: the place of ghost walk tourism in Savannah, Georgia. Southeastern Geographer, 2007, vol.47, no. 2, pp. 222-238. DOI: 10.1353/sgo.2007.0023.
10. Inglis D., Holmes M. Highland and other haunts: Ghosts in Scottish Tourism. Annals of Tourism Research, 2003, vol.30, no. 1, pp. 50-63. D0I:10.1016/S0160-7383 (02) 00031-2.
11. Light D. Dracula tourism in Romania: cultural identity and the state. Annals of Tourism Research, 2007, vol.34, no. 3, pp. 746-765. D0I:10.1016/j.annals.2007.03.004.
12. Strange C., Kempa M. Shades of dark tourism: Alcatraz and Robben Island. Annals of Tourism Research, 2003, vol.30, no. 2, pp. 386-405. D0I:10.1016/S0160-7383 (02) 00102-0.
13. Shackley M. The legend of Robin Hood: myth, inauthenticity, and tourism development in Nottingham, England. In book: Hosts and guests revisited: tourism issues of the 21st century. Elmsford, N.Y., Cognizant Communication, 2001. Pp. 315-322.
14. Wilbert C., Hansen R. Walks in spectral space: East London crime scene tourism / In: Strange Spaces: Explorations into Mediated Obscurity. Ed. A. Jansson, A. Lagerkvist. Aldershot, Ashgate, 2009, ch. 9. Pp. 187-203.