ЛОКАЛЬНОЕ В ГЛОБАЛЬНОМ: ФОРМУЛА ТУРИЗМА
LOCAL IN GLOBAL FORMULA FOR TOURISM ДЬЯЧЕНКО Александр Васильевич УДК 069.62
DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10102
Волгоградский государственный аграрный университет (Волгоград, РФ); доктор экономических наук, профессор; e-mail: marketec@mail.ru
МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСКУССТВА МУЗЕЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Искусство вызывает желание чувствовать его духовную красоту снова и снова. Поэтому повышение эффективности музейных организаций следует проводить на базе развития искусства: их художественного оформления, сервиса посетителей, организации экспозиций. Этим обусловлена актуальность исследования ориентиров развития искусства музейной организации. Исследование проведено в соответствии с метатеоретическим подходом к определению музейного искусства. Реализован авторский метод выбора синтаксиса метатеоретических характеристик, детерминации их семантики, формулирования вербальной функции и синтеза категории музейного искусства. Для проведения системно-позитивного анализа использованы работы отечественных и зарубежных учёных. На основе этого синтезированы характеристики и категория музейного искусства. Определены императивы развития искусства музейной организации. Выявлено, что музейное искусство целесообразно сосредотачивать на красоте и эстетике памятников истории, поселений прошлого, предметов быта, прикладного искусства, орудий труда, народных промыслов и ремёсел, на доброте исторических традиций, на эмоциональных импровизациях мифов, легенд, сказок, на творческих элементах обрядовых артефактов, предметов декоративно-художественного искусства, национальной одежды. Показано, что музейное искусство способствует формированию экспозиций музеев как культовых достопримечательностей, являющихся символами культурного сознания страны. Такие экспозиции порождают неисчерпаемые желания людей посещать и чувствовать духовную красоту музея безгранично вновь и вновь. Синтезированная категория и императивы развития музейного искусства отражают основные направления и принципы актуального совершенствования музейных организаций. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №17-12-34032.
Ключевые слова: музейная организация, духовная красота, культовые достопримечательности, метатеоретический подход, императивы развития музейного искусства.
Введение. Музейная деятельность является важным фактором: формирования национального самосознания; сохранения культурного, исторического, природного наследия; развития туристической отрасли. Интенсификацию вовлечения музейных организаций в социально-экономическую деятельность целесообразно проводить на базе развития искусства их оформления, обслуживания посетителей, организации экспозиций. Искусство порождает неисчерпаемые желания чувствовать его духовную красоту снова и снова [5]. Этим обусловлена актуальность решения проблемы развития музейного искусства как свойства гармоничного использования возможностей музейной ор-
ганизации. Причём музейное искусство (в рассматриваемой интерпретации), будучи реализацией наиболее привлекательной техники и технологии организации экспонирования, не следует понимать как привнесённый в музей экспонат, являющийся произведением искусства и вне его экспозиции. Реализация музейного искусства неотрывна от конкретного музея.
Целью данной работы является определение ориентиров развития музейного искусства. Для успешного достижения такой цели необходимо решить следующие задачи:
• сформулировать методологию мета-теоретического исследования, позволяю-
щего детальное рассмотрение многогранного явления музейного искусства;
• провести метатеоретический анализ предметов искусства и музейной организации;
• синтезировать характеристики и категорию музейного искусства;
• определить императивы развития искусства музейной организации.
Объектом исследования является организация систем и процессов музейной деятельности. Предметом исследования выступает система ориентиров превращения аспектов музейной деятельности в произведения искусства.
Материалы и методология метатеоретического исследования
Исследование императивов как предпочтительных целеполаганий эффективной деятельности опирается на известные описания содержаний исследуемых явлений. Эти исследования следует проводить на базе существующего многообразия источников информации, в которых описываются различные проявления рассматриваемых явлений. Императивы, выявленные в результате позитивного анализа множества взглядов на исследуемые явления, «имеют объективную значимость и совершенно отличаются от максим как субъективных основоположений»1. Используемые источники информации обычно отражают различные концептуальные взгляды авторов на одни и те же предметы. Многообразие источников и взглядов необходимо для проведения позитивных исследований, рассматриваемых предметов. Результаты таких позитивных исследований отражают «законы умопостигаемого мира как императивы, а сообразные с этим принципом поступки - как обязанности»2.
Целесообразно не противопоставлять различные концептуальные взгляды, а рассматривать их как органично, взаимно дополняющие описания одних и тех же явлений с различных позиций. В таком случае
1 Кант И. Критика практического разума // Сочинения в шести томах. М: Мысль, 1965. (Философ. наследие). Т.4. Ч. I. С. 311-501.
2 Кант И. Основы метафизики нравственности // Там же. С. 211-310.
следует использовать метатеоретический подход к комплексным исследованиям явлений, позволяющий учесть известные их аспекты в общих системных синтезированных понятиях.
Метатеоретический подход предполагает необходимость выбора определённого синтаксиса и детерминации соответствующей семантики, необходимой для описания исследуемого предмета и условий среды его развития и использования. Используем следующий синтаксис метатеоретических системных характеристик исследуемых явлений:
Р - характеристика классификации исследуемого предмета;
А - характеристика субъектов описываемого явления;
В - характеристика объектов, по поводу которых имеют отношения субъекты;
С - характеристика свойств, способствующих системообразованию предмета исследуемого явления;
D - характеристика результатов, достигаемых благодаря реализации предмета;
Е - характеристика динамической направленности процессов, касающихся развития предмета;
F - характеристика причинно-следственных связей, воздействующих на процессы динамических изменений в исследуемом предмете;
G - характеристика условий, необходимых для эффективного развития и использования исследуемого предмета [5].
Выявление семантики исследуемых характеристик и соответствующих им императивов [6] проведём на основе вторичной информации, получаемой из работ, касающихся описания содержания изучаемых явлений.
Сформулируем методологическую трактовку изучаемых предметов. Предметом исследования является динамическая система отношений субъектов по поводу объектов. Эти отношения позволяют получить результирующий эффект развития предмета, претерпевающего рациональные причинно-следственные трансформации, динамично прогрессирующего в определённых условиях. Такой трактовке, при использовании принятого синтаксиса, соот-
ветствует следующее метатеоретическое функциональное выражение:
S = f(P, C, A, B, D, F, E, G) (1)
В случае проведения метатеоретиче-ского анализа явления, в соответствии с принятым синтаксисом изучаемых характеристик, это выражение соответствует функциональному описанию процесса синтеза категории исследуемого предмета. Это выражение будет соответствовать процессам синтеза категорий музейной организации и искусства в случае их формулирования на базе результатов выявления содержательного описания соответствующих характеристик. Синтез же содержания характеристик и категории музейного искусства необходимо проводить на базе свойств характеристик как музейной организации, так и искусства.
Метатеоретический анализ предмета искусства
Опираясь на результаты исследований Л.Н. Толстого, изложенные в работе «Что такое искусство», В.С. Соловьёва, приведённые в работе «Общий смысл искусства», Поля Валери, рассмотренные в работе «Всеобщее определение искусства», В.В. Кандинского, описанные в книге «О духовном в искусстве»3, нами был проведён детальный метатеоретический анализ характеристик предмета искусства [5]. На основе результатов этого исследования уточнены содержательные описания характеристик искусства и получены следующие их трактовки: Ри: искусство является способом отражения мира в перспективном свете, обусловленном стремлением совершенствования души человека для обеспечения прогресса человеческой деятельности;
Си: системообразование искусства опирается на специальные школы, политику, рынки, банки, прессу, биржи; реализуется посредством художественных образов, передающих другим людям
1 Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.:
Архимед, 1992. С. 99-104; Поль В. Всеобщее
определение искусства // Об искусстве. М: Искусство, 1976. 43 с. С. 8-9; Соловьев Вл.С. Общий смысл искусства // Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 73-89; Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. М.: Худ. лит., 1983. Т. 15. С. 41-221.
чувства авторов; связывает замечательные проявления окружающего мира с перспективами жизнедеятельности людей, что способствует взаимосовершенствованию души художника и форм проявления искусства;
Аи: основным субъектом отношений в искусстве является художник, имеющий врождённый дар и приобретённые навыки очищения эстетических аспектов природной красоты; заражающий людей чувствами, которые сам испытал. Другим активным субъектом становится произведение, порождённое художником;
Ви: объектами отношений в искусстве являются красота, эстетика, доброта, эмоциональные импровизации, творческие устремления, состояния души, отражаемые в работах художника, находящие признание ценителей его деятельности, переживающих такие же, как и он, впечатления от его работ;
Du: результирующим эффектом искусства является духовное воспитание людей, одухотворение их жизни и красоты природных явлений, духовное объединение художника и ценителей передаваемых им чувств, ощущений, которые они хотят чувствовать вновь и вновь;
Fu: причинно-следственная связь процессов развития искусства обусловлена: становлением коммерческой авторской деятельности; созданием художественных школ; обучением приёмам профессиональной передачи чувств с использованием в художественных работах красоты и эстетики природы, очищенных воображением художника; превращением произведения в субъект реальности, ведущий собственную духовную жизнь, порождающий неисчерпаемые желания чувствовать его духовную красоту безгранично вновь и вновь;
Еи: искусство развивает рациональное духовное творчество, которое способствует проявлению случающихся в жизни проблесков красоты в реальных чувствах, доступных всем людям, что повышает его утилитарность и соци-
альное влияние на судьбы людей;
Gu: условиями, необходимыми для существования и развития искусства являются: культура художника и соответствующая ей окружающая среда, а также духовная атмосфера чувств, мыслей, поступков; авторский талант миросозерцания, его стремление к истине и творческая сила доброты; желание и возможность автора поделиться переживаемыми им чувствами. Выявленные характеристики свидетельствуют о том, что искусство является способом отражения мира, обеспечивающим прогресс человеческой деятельности. Оно одухотворяет жизнь людей, развивает рациональное духовное творчество. Духовные ценности, которые реализованы на уровне искусства, люди хотят переживать снова и снова. То есть искусство порождает физиологическую потребность чувствовать, видеть, слышать, ощущать соответствующее творение. Этим обусловлена необходимость оформления здания музея, его помещений, экспозиций, деятельности экскурсоводов и т.п. на уровне музейного искусства. Для определения содержания музейного искусства необходимы его комплексные характеристики, включающие свойства как искусства, так и музейной организации. Для решения этой задачи целесообразно использовать полученные свойства характеристик искусства. Вместе с тем содержания свойств характеристик музейной организации необходимо выявить.
Метатеоретический анализ предмета музейной организации
Используя результаты исследований А.Ю. Александровой и Е.В. Аигиной [1]; О.Е. Афанасьева и В.В. Вольхиной [2]; О.Е. Афанасьева и А.В. Афанасьевой [3]; М.А. Дыбаль [4]; Н.Р. Саенко [7]; А.А. Хаткевича [8]; C.-W. Sheng, M.-C.Chen[9];P.Stromberg,A.V.Trotsenko[10]; J.-A. Sunderland Bowe [11], проведён детальный метатеоретический анализ характеристик предмета музейной организации. Используя результаты этих исследований, сформулируем семантические трактовки метатеоретических характеристик описания музейной организации:
Рм: музей - это механизм сохранения и презентации историко-культурного и природного наследия, формирования туристского бренда территории;
См: музеи являются теми учреждениями, которые позволяют ознакомиться с историческим процессом формирования и развития российского народа; для их гармоничного развития создаются как культовые достопримечательности, так и инструменты экономического роста и ребрендинга; приоритеты музеев смещаются с объектов экспонирования на интересы, запросы, культурные потребности туриста; в основу брендинга туризма закладываются элементы народного фольклора, сказочные персонажи и т.д.;
Ам: субъектами отношений в музейной организации являются туристы, посетители, музейные работники;
B : объектами отношений являются: па-
м
мятники истории, культуры, архитектуры, поселения прошлого, исторические традиции, традиции этнического природопользования; предметы быта, прикладного искусства, орудия труда, народные промыслы и ремесла; мифы, легенды, сказки, интегрированные в интерактивные и театрализованные формы музейной коммуникации, экскурсионно-развлекательную работу с туристами, фестивали, реконструкции, анимационные мероприятия, погружающие посетителя в прошлое;
Dм: результирующим эффектом музейной организации является: выявление, раскрытие, сохранение, презентация и трансляция исторического, историко-экономического, культурного и природного наследия, способствующего становлению и развитию социокультурной системы ценностей человека; активное продуцирование новых предметов, смыслов, информации, удовлетворяющих социокультурные потребности современного человека; отражение условий, влияющих на культуру народа;
Fм: причинно-следственные связи процессов развития музейной организации обусловлены тем, что музеи рассматриваются как культовые достоприме-
чательности, имеющие выдающуюся культурную и историческую ценность; они, являясь символами культурного сознания страны, обрастают мифами, их посещение включено в туристические программы, их хотят видеть даже при повторных посещениях; музеи нового поколения перестают быть просто научными учреждениями, задействуют все средства современного сервиса, трансформируются в интерактивные, развлекательные музеи;
Ем: турист сегодня нуждается в подаче информации в виде развлекательного шоу, максимизирующего его удовольствия: используются современные информационные технологии музейной коммуникации и экспозиционной деятельности, способствующие интерактивному переключению внтмания потттиттля на разные тянтлы косгртятия с применением грядмеувв дитвративио-три-кладного иявнуннва, живописи, груфики, театрялязоват но-аннмацнонтой доз-тельиотни; итуществлуетет влеми^н^слун-ция яяредуых трoмыcлoв и ремёсел, проведение фольклорных пряздников, что кгloco0ствyoт рокв-зыуиез вулллуры на^о^т-
бм: обязчнульуым и т-мю-иями
ной делеельиостя мунеу явлнюття: налечие продумянной в^кснт^^ции и экскypивoинo-pяунчeичнрльнoы ты р иосетиеметмы; coвдкннл- ня уяди
с культовыми достопримечательностями, инструментов экономического роста, не имеющих исторической ценности и аутентичности, но способных обеспечивать ребрендинг музейной организации.
Выявленные семантические трактовки метатеоретических характеристик искусства и музейной организации позволяют определить пересечения их свойств, которые будут соответствовать характеристикам искусства музейной организации, то есть музейного искусства.
Синтез характеристик и категории музейного искусства
Пересечение множеств свойств метатеоретических характеристик искусства и мучейной лргяоизации позвяриет выявить T0/ЧT0 снойяувиннм тс врнмонным прогрессивны; формяо кяк мутуев, ^ля^ искусства. °меете сре1\л cвoтствяcблкстя р ересечения мог°у" имонч кияcpкcтичоcкит эффект, по-poоеoчющиM дoуoлувтяльныо яво йства. На ркс. ипредктявлеся илвюстряция пересечения множества свойств метатеоретиче-скинхяряктеринтяк исрусства и множества co<тйcтз муеоСней opгзнясклии. Пересечение множеств cчейстc Судет яоответство-^^в^у. хярнкыеристркям тcкyчсткв музейной oн-янесoцуи, ря есть млсейного и скусства. Синергентылcвий эофлкт ктих осойств по-рождяет еуолеетствеющлю япеи^фику му-сейтот яск^сствя.
Рис. 1 - Иллюстрация пересечения свойств искусства и музейной организации
Fig. 1 - Illustration of the intersection of the properties of art and museum organization
В соответствии со свойствами характеристик музейной организации и искусства получим семантические трактовки характеристик музейного искусства:
Р : музейное искусство - это механизм
м.ц. ' '
сохранения, отражения и презентации историко-культурного и природного наследия в перспективном свете, обусловленном стремлением совершенствования бренда территории и обеспечения прогресса туристской деятельности;
С : системообразование музейного ис-
м.ц. 1 '
кусства: опирается как на культовые достопримечательности, используемые для брендинга туризма, так и инструменты экономического роста, используемые для ребрендинга; реализуется посредством художественных элементов народного фольклора, сказочных персонажей, передающих другим людям чувства музейных работников; связывает интересы, запросы, культурные потребности туристов с перспективами жизнедеятельности людей, что способствует взаимосовершенствованию художественного мировосприятия музейных работников и форм проявления музейного искусства;
А : основным субъектом отношений в
м.ц. '
музейном искусстве является музейный работник: имеющий врождённый дар и приобретённые навыки очищения эстетических аспектов природной красоты; заражающий посетителей и туристов чувствами, которые сам испытал. Другим активным субъектом становится музейная экспозиция, порождённая музейным работником;
В : объектами отношений в музейном
м.ц. '
искусстве являются: красота и эстетика памятников истории, культуры, архитектуры, поселений прошлого, предметов быта, прикладного искусства, орудий труда, народных промыслов и ремёсел; доброта исторических традиций, традиций этнического природопользования; эмоциональные импровизации мифов, легенд, сказок; творческие устремления, ин-
тегрированные в интерактивные и театрализованные формы музейной коммуникации, экскурсионно-раз-влекательную работу с туристами, этнографические фестивали, фольклорные праздники, религиозные обряды, исторические и этнографические реконструкции, анимационные мероприятия, погружающие посетителей и туристов в прошлое;
Dмц: результирующим эффектом музейного искусства является: выявление, раскрытие, сохранение, презентация и трансляция исторического, исто-рико-экономического, культурного и природного наследия, способствующего духовному воспитанию людей, одухотворению их жизни и красоты природных явлений; активное продуцирование новых предметов, смыслов, чувств, ощущений, которые современный человек хочет чувствовать вновь и вновь;
Fмц: причинно-следственная связь процессов развития музейного искусства обусловлена: становлением музеев как культовых достопримечательностей, имеющих выдающуюся историческую ценность, являющихся символами культурного сознания страны, обрастающих мифами, передающих чувства с использованием в экспозиции красоты и эстетики природы; формированием музеев нового поколения, которые задействуют все средства современного сервиса, трансформируются в интерактивные, развлекательные музеи, превращают экспозицию в субъект реальности, ведущий собственную духовную жизнь, порождающий неисчерпаемые желания чувствовать его духовную красоту безгранично вновь и вновь;
£ : музейное искусство: развивает рациональное духовное творчество в современных информационных технологиях музейной коммуникации и экспозиционной деятельности, способствующих интерактивному переключению внимания посетителя на разные каналы восприятия с применением предметов декоративно-при-
кладного искусства, живописи, графики, театрализовано-анимационной деятельности; способствует демонстрации народных промыслов, ремёсел, фольклорных праздников в виде развлекательных шоу, проявляющих случающиеся в них проблески красоты в реальных чувствах посетителей и туристов. Это повышает утилитарность музейной экспозиции в осознании содержания культуры народа;
Gмц: условиями, необходимыми для существования и развития музейного искусства являются: культура работников музея и соответствующая ей окружающая среда, а также духовная атмосфера чувств, мыслей, поступков; желание и возможность работников музея самореализоваться в экспозиции и экскурсионно-развле-кательной работе с посетителями; авторский талант создания инструментов экономического роста, не имеющих исторической ценности и аутентичности, но способных обеспечивать ребрендинг музейной организации.
Используя комплекс сформулированных метатеоретических характеристик музейного искусства, в соответствии с вербальным выражением (1) синтеза системного описания содержания исследуемого предмета, получим следующую категорию: - музейное искусство - это механизм отражения, сохранения и презентации историко-культурного и природного наследия в перспективном свете, обусловленном стремлением совершенствования бренда территории и обеспечения эффективной туристской деятельности. Музейное искусство опирается как на культовые достопримечательности, используемые для брендинга туризма, так и на инструменты экономического роста, используемые для реализации эмоциональных ценностей на базе художественных элементов народного фольклора, передающих посетителям и туристам творческие находки музейных работников. Такие эмоциональные ценности ориентированы на соответствие интересам, запросам, культурным потребностям, перспективам жизнедеятельности посетителей и туристов.
К музейной деятельности необходимо привлекать работников, имеющих врождённый дар и приобретённые навыки виденья эстетических аспектов природной красоты, способных заражать посетителей и туристов чувствами, которые сами испытывают к порождённой ими музейной экспозиции. Музейное искусство целесообразно акцентировать на: красоте и эстетике памятников истории, культуры, архитектуры, поселений прошлого, предметов быта, прикладного искусства, орудий труда, народных промыслов и ремёсел; доброте исторических традиций, традиций этнического природопользования; эмоциональных импровизациях мифов, легенд, сказок, интегрированных в интерактивные и театрализованные формы музейной коммуникации, экскурси-онно-развлекательную работу с туристами, фестивали, реконструкции, анимационные мероприятия, погружающие посетителей и туристов в прошлое. Музейное искусство способствует: духовному воспитанию людей, одухотворению их жизни и красоты природных явлений; активному продуцированию новых предметов, смыслов, чувств, ощущений, которые современный человек хочет чувствовать вновь и вновь; становлению музеев как культовых достопримечательностей, имеющих выдающуюся историческую ценность, являющихся символами культурного сознания страны, обрастающих мифами, легендами, сказками. Такие музеи перестают быть просто научными учреждениями, задействуют все средства современного сервиса, трансформируются в интерактивные, развлекательные учреждения, превращают экспозицию в субъект реальности, ведущий собственную духовную жизнь, порождающий неисчерпаемые желания посещать и чувствовать духовную красоту экспозиции безгранично вновь и вновь. Творческие разработки информационных технологий музейной коммуникации и экспозиционной деятельности способствуют интерактивному переключению внимания посетителя на разные каналы восприятия с применением предметов декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, театрализовано-анимационной деятельности. Это способствует демонстрации народных промыслов, ремёсел, фольклорных
праздников в виде развлекательных шоу, повышающих утилитарность музейной экспозиции в осознании содержания культуры народа. Необходимыми условиями развития музейного искусства являются: культура работников музея, а также духовная атмосфера творческих чувств, мыслей, поступков; желание и возможность работников музея самореализоваться в экспозиции и экскурсионно-развлекательной работе с посетителями; авторский талант создания инструментов экономического роста, не имеющих исторической ценности и аутентичности, но способных обеспечивать ре-брендинг музейной организации.
Результаты исследований императивов развития искусства музейной организации
Императивы музейного искусства являются позитивными принципами, предписаниями совершенствования музейной организации благодаря использованию ценностей искусства. Использование императивов будет способствовать повышению эффективности музейного и туристического обслуживания клиентов.
Синтезированное понятие является содержательным описанием рациональной реализации музейного искусства, то есть его предметным, категориальным императивом. В соответствии с системными характеристиками, использованными для синтеза категории музейного искусства, получим принципы (требования), которым должно отвечать искусство музейной организации. Эти принципы будут характеристическими императивами [6] эффективной реализации музейного искусства. Сформулируем эти характеристические императивы:
Ирми: музейное искусство следует использовать для совершенствования отражения, хранения, презентации, позиционирования исторического, культурного и природного наследия материальной и духовной культуры в перспективном свете, обусловленном стремлением совершенствования бренда территории для повышения эффективности туристской деятельности;
ИСми: брендинг туристических аттракций опирается на культовые достопри-
мечательности музеев. Их ребрен-динг следует проводить на базе инструментов экономического роста, реализуемых с использованием художественных элементов народного фольклора, сказочных персонажей, передающих посетителям и туристам чувства творческих музейных работников. Для совершенствования форм проявления музейного искусства целесообразно интересы, запросы, культурные потребности туристов и художественное мировосприятие музейных работников увязывать с перспективными аспектами жизнедеятельности людей;
ИАми: музейный работник, имеющий врождённый дар и приобретённые навыки очищения эстетических аспектов природной красоты, является основным субъектом отношений музейного искусства. Он заражает посетителей и туристов творческими чувствами, которые сам испытывает. Другим активным субъектом становится музейная экспозиция, порождённая творческим музейным работником;
ИВми: творческие устремления музейного работника следует интегрировать в экспозицию через: красоту и эстетику памятников истории, культуры, архитектуры, поселений прошлого, предметов быта, прикладного искусства, орудий труда, народных промыслов и ремёсел; доброту исторических традиций, традиций этнического природопользования; эмоциональные импровизации мифов, легенд, сказок. Духовное мироощущение музейного работника целесообразно учитывать в интерактивных и театрализованных формах музейной коммуникации, экскур-сионно-развлекательной работе с туристами, организации: этнографических фестивалей, фольклорных праздников, религиозных обрядов, исторических и этнографических реконструкций, анимационных мероприятий, погружающих посетителей и туристов в прошлое;
ИВми: выявление, раскрытие, сохранение, презентация и трансляция исторического, историко-экономического, культурного и природного наследия способствует духовному воспитанию людей, одухотворению их жизни и красоты природных явлений, а также активному продуцированию новых предметов, смыслов, чувств, ощущений, которые современный человек хочет чувствовать вновь и вновь;
ИРми: становление музеев как культовых достопримечательностей, имеющих выдающуюся историческую ценность, являющихся символами культурного сознания страны, обрастает мифами, передающими чувства творческих музейных работников. Современные музеи перестают быть просто научными учреждениями, задействуют все средства современного сервиса, трансформируются в интерактивные, развлекательные музеи, превращают экспозицию в субъект реальности, ведущий собственную духовную жизнь. Такие экспозиции порождают неисчерпаемые желания посещать и чувствовать их духовную красоту безгранично вновь и вновь;
ИЕми: демонстрация народных промыслов, ремёсел, фольклорных праздников в виде развлекательных шоу трансформирует случающиеся в них проблески красоты в реальные восторженные чувства посетителей и туристов. Такие шоу в технологиях музейной коммуникации и экспозиционной деятельности следует акцентировать на формировании интерактивного переключения внимания посетителя на разные каналы восприятия с применением предметов декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, театрализовано-анимационной деятельности. Это повышает утилитарность музейной экспозиции в осознании содержания культуры народа;
Иеми: для существования и развития музейного искусства необходимы: духовная атмосфера чувств, мыслей, стремлений, поступков и соответствующая ей культура работников музея, а также окружающая их среда; желание и возможность работников музея самореализоваться в экспозиции и экскурси-онно-развлекательной работе с посетителями; авторский талант создания инструментов экономического роста, не имеющих исторической ценности и аутентичности, но способных обеспечивать ребрендинг музейной организации.
Заключение
Разработана методология метатео-ретического исследования музейного искусства. Сформулированы императивы развития и категория музейного искусства, которое является механизмом сохранения, отражения и презентации историко-культурного и природного наследия в перспективном свете, обусловленном стремлением совершенствования бренда территории и обеспечения эффективной туристской деятельности.
Показано, что к музейной деятельности необходимо привлекать работников, имеющий врождённый дар и приобретённые навыки виденья эстетических аспектов природной красоты, способных заражать посетителей и туристов чувствами, которые сами испытывают к порождённой ими музейной экспозиции. Музейное искусство целесообразно акцентировать на: красоте и эстетике памятников истории, культуры, архитектуры, поселений прошлого, предметов быта, прикладного искусства, орудий труда, народных промыслов и ремёсел; доброте исторических традиций, традиций этнического природопользования; эмоциональных импровизациях мифов, легенд, сказок.
Определены функции музейного искусства, которое способствует: духовному воспитанию людей, одухотворению их жизни и красоты природных явлений; становлению музеев как культовых достопримечательностей, имеющих выдающуюся историческую ценность, являющихся символами культур-
ного сознания страны. Определены необходимые условия существования и развития музейного искусства: духовная атмосфера чувств, мыслей, стремлений, поступков и соответствующая ей культура работников музея, а также окружающая их среда; желание и возможность работников музея самореализоваться в экспозиции и экскурсион-но-развлекательной работе с посетителями.
Выявлена целесообразная направленность использования искусства в совер-
шенствовании деятельности современных музеев, которые перестают быть просто научными учреждениями, задействуют все средства современного сервиса, трансформируются в интерактивные, развлекательные музеи. Искусство превращает экспозиции музея в субъект реальности, ведущий собственную духовную жизнь. Такие экспозиции порождают неисчерпаемые желания посещать и чувствовать их духовную красоту безгранично вновь и вновь.
Список источников:
1. Александрова А.Ю., Аигина Е.В. Туристский вектор в актуализации культурного наследия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №2. С. 19-28. DOI: 10.12737/19500.
2. Афанасьев О.Е., Вольхина В.В. Роль, значимость и функции скансенов как туристского ресурса территории и репрезентантов народных традиций природопользования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №4. С. 12-22. DOI: 10.12737/14527.
3. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Музеи легенд в современном туристском пространстве // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №2. С. 38-46. DOI: 10.12737/19502.
4. Дыбаль М.А. Потенциал корпоративных музеев в развитии регионального делового туризма (на примере Санкт-Петербурга) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №2. С. 51-63. DOI: 10.12737/19504.
5. Дьяченко A.B. Искусство в повышении потребительных ценностей услуг // Сервис в России и за рубежом. 2013. №7(45). С. 114-123.
6. Дьяченко А.В. Метатеория императивов развития экономической инфраструктуры // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. 2016. №4(44). С. 286-292.
7. Саенко Н.Р. Современные трансформации идеи музея под открытым небом // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №4. С. 23-30. DOI: 10.12737/14528.
8. Хаткевич А.А. Музей Сибири, Севера и Дальнего Востока: межрегиональное сотрудничество и вклад в повышение туристического интереса к восточным регионам России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №2. С. 96-102. DOI: 10.12737/19510.
9. Sheng C.-W., Chen M.-C. A study of experience expectations of museum visitors // Tourism Management. 2012. Vol. 33. Pp. 53-60. DOI: 10.1016/j.tourman.2011.01.023.
10. Stromberg P., Trotsenko A.V. The concept of skansen: Origins and stages of development // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №4. С. 5-11. DOI: 10.12737/14526.
11. Sunderland Bowe J.-A. The Creative Museum: analysis of selected best practices from Europe. Oslo: Norwegian Oslo Science Centre, 2017. 53 p.
Alexander V. DYACHENKO
Volgograd State Agrarian University (Volgograd, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: marketec@mail.ru
THE ART OF THE MUSEUM ORGANIZATION: A METATHEORETICAL RESEARCH
Art evokes the desire to feel its spiritual beauty again and again. Therefore, the increase in efficiency of museum organizations should be based on the art development: their decoration, the service for visitors, the organization of expositions. This makes the study of the art of museums development important.
The study is based on a metatheoretical approach to the definition of museum art. The author's method for choosing the syntax of metatheoretical characteristics, determining their semantics, formulating verbal functions and synthesizing the category of museum art is realized. The works of domestic and foreign scientists are used for the system-positive analysis.
This makes it possible to synthesize the characteristics and category of museum art and to determine the imperatives of the art of museums development. The author reveals that museum art should be focused on the beauty and aesthetics
of historical monuments, settlements of the past, objects of everyday life, applied art, tools, folk crafts and crafts, on the kindness of historical traditions, on emotional improvisations of myths, legends, fairy tales, on the creative elements of ritual artifacts, objects of decorative art, national clothes. It is shown that museum art promotes the formation of museum expositions as cult attractions, which are symbols of the cultural consciousness of the country Such expositions give rise to inexhaustible desires of people to visit and feel the spiritual beauty of the museum unlimitedly again and again. The synthesized category and imperatives of the development of museum art reflect the main directions and principles of the actual improvement of museum organizations.
The work was supported by the grant of the Russian Foundation for Basic Research No. 17-12-34032.
Keywords: museum organization, spiritual beauty, religious attractions, metatheoretical approach, imperatives of the
museum art development.
References
1. Aleksandrova, A. Yu., & Aigina, E. V. (2016). Turistskiy vektor v aktualizatsii kul'turnogo naslediya [Tourism vector in cultural heritage actualization]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 19-28. doi: 10.12737/19500. (In Russ.).
2. Afanasiev, O. E., & Volkhina, V. V. (2015). Rol', znachimost' i funkcii skansenov kak turistskogo resursa territorii i reprezentantov narodnyh tradicij prirodopol'zovanija [The role, significance and functions of skansen as a tourism resource of territory and representatives of national traditions of nature-use]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(4), 12-22. doi: 10.12737/14527. (In Russ.).
3. Afanasiev, O. E., & Afanasieva, A. V. (2016). Muzei legend v sovremennom turistskom prostranstve [Museums of myths and legends in the global tourism space]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 38-46. doi: 10.12737/19502. (In Russ.).
4. Dybal, M. A. (2016). Potentsial korporativnykh muzeyev v razvitii regional'nogo delovogo turizma (na primere Sankt-Peterburga) [Potential of corporate museums in the development of regional business tourism (the case of Saint Petersburg)]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 5163. doi: 10.12737/19504. (In Russ.).
5. Dyachenko, A. V. (2013). Iskusstvo v povyshenii potrebitel'nykh tsennostey uslug [Art in increasing consumer value of services]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 7(45), 114-123. (In Russ.).
6. Dyachenko, A. V. (2016). Metateoriya imperativov razvitiya ekonomicheskoy infrastruktury [Imperatives meta-the-ory of economic infrastructure development]. Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vyssheye professional'noye obrazovaniye [Proceedings of Nizhnevolzhskiy agrouniversity complex: science and higher vocational education], 4(44), 286-292. (In Russ.).
7. Saenko, N. R. (2015). Sovremennye transformacii idei muzeja pod otkrytym nebom [Modern transformations of an idea of an open-air museum]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(4), 23-30. doi: 10.12737/14528. (In Russ.).
8. Khatkevich, A. A. (2016). Muzey Sibiri, Severa i Dal'nego Vostoka: mezhregional'noye sotrudnichestvo i vklad v povysheniye turisticheskogo interesa k vostochnym regionam Rossii [Museum of Siberia, the North and the Far East: interregional cooperation and contribution to improvement of tourist interest in Eastern regions of Russia]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 96-102. doi: 10.12737/19510. (In Russ.).
9. Sheng, C.-W., & Chen, M.-C. (2012). A study of experience expectations of museum visitors. Tourism Management, 33, 53-60. doi: 10.1016/j.tourman.2011.01.023.
10. Stromberg, P., & Trotsenko, A. V. (2015). The concept of skansen: Origins and stages of development. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(4), 5-11. doi: 10.12737/14526.
11. Sunderland Bowe, J.-A. (2017). The Creative Museum: analysis of selected best practices from Europe. Oslo: Norwegian Oslo Science Center.
Дьяченко А.В. Метатеоретические исследования искусства музейной организации // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. №1. С. 7-17. Э01: 10.24411/1995-04112018-10102.
Дата поступления статьи: 16 ноября 2017 г.
Dyachenko, A. V. (2018). The art of the museum organization: An metatheoretical research. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(1), 7-17. doi: 10.24411/1995-0411-2018-10102. (In Russ.). Received November 16, 2017