Научная статья на тему 'Мусульманская книжная культура в Интернете'

Мусульманская книжная культура в Интернете Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
247
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилов В. Л.

In this article the author generally tells about muslim's book culture in the Internet

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islamic book culture in Internet

In this article the author generally tells about muslim's book culture in the Internet

Текст научной работы на тему «Мусульманская книжная культура в Интернете»

КНИГОВЕДЕНИЕ

Вестн. Ом. ун-та. 2008. № 1. С. 111-114.

УДК 002.2 В.Л. Данилов

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МУСУЛЬМАНСКАЯ КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА В ИНТЕРНЕТЕ

In this article the author generally tells about muslim’s book culture in the Internet.

Говоря о мусульманской книжной культуре в глобальной сети Интернет, необходимо в первую очередь определиться с понятием «электронная книга».

Термин «книга» обычно имеет три значения. Первое - это книга как материальный предмет - скрепленные листы пергамента или бумаги, второе - содержание написанного, третье - часть текста. Книга, как известно, стала тиражируемой и общедоступной с середины XV в. Она позволила людям более чем прежде преодолеть культурные и исторические границы, стала главным инструментом в образовании и науке, в значительной мере сделалась критерием, определяющим уровень интеллектуального развития индивида. Уровень достижения в области книгоиздания является одним из важнейших. По мнению С.А. Пайчадзе и Г.Б. Паршуковой, понятием «электронная» обозначается текст, закрепленный в оцифрованной, байтовой форме. Таким образом, «электронная книга» - это тексты, существующие в виртуальном пространстве глобальной сети, а также тексты, зафиксированные на компактных оптических дисках. И то, и другое может быть электронной книгой [1].

Можно лишь согласиться с вышеназванными авторами и вслед за ними повторить, что электронная книга - это форма передачи информации, соответствующая уровню развития технологии современной цивилизации. Книга даже в электронной форме передачи знаний остается книгой, сложным феноменом нашей цивилизации, отражающим эволюцию всей истории человечества.

Определившись с понятием «электронная книга», рассмотрим феномен мусульманской книжной культуры в глобальной сети Интернет.

Во Всемирной паутине, воспользовавшись любой поисковой системой, можно без труда найти большое количество мусульманских сайтов, типологию которых можно условно представить следующим образом:

1) официальные сайты духовных управлений (сайты совета муфтиев России, центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ), пермского муфтията ЦДУМ и т. д.);

2) информационно-аналитические сайты (независимый исламский информационный канал, мусульманский информационно-аналитический канал «Ансар» и т. д.);

© В.Л. Данилов, 2008

3) сайты отдельных зарегистрированных мусульманских общин (сайты мусульман Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Нефтеюганска, Петрозаводска и т. д.);

4) специализированные мусульманские сайты, раскрывающие сущность мусульманского вероучения и содержащие апологетический материал (сайты «Сокровища мира ислама», «Суфии», «Суфизм», сокровенные знания для постижения истины» и т. д.);

5) сайты культурно-просветительских организаций и мусульманских благотворительных фондов (сайты фонда Бедир, Казанского государственного университета и т. д.);

6) сайты мусульманских книжных изданий и электронных библиотек (сайты «Исламские книги для всех», издательский дом «Умма», библиотека духовного управления мусульман Республики Татарстан и т. д.).

Для верного понимания исламских ресурсов русского Интернета в первую очередь следует обратиться к аналогичным зарубежным исламским и исламоведческим сайтам. Глобальный, транснациональный характер Сети является причиной того, что тематика и направление сайтов и директорий, посвященных исламу и выходящих на основных западных и восточных языках (английский, французский, немецкий,

арабский), в значительной степени тождественны. Как и за рубежом, в России можно выделить другую типологию, отражающую основные направления исламских интернет-ресурсов:

- миссионерское, делающее упор на пропаганде ислама;

- прикладное, предназначенное для практикующих верующих мусульман;

- научное исламоведческое, сосредоточенное на изучение ислама и мусульман.

Поскольку два основных направления исламских ресурсов имеют чисто религиозный характер, то и информация об исламе и мусульманах в Интернете по большей части весьма субъективна и идеологизирована. Целью создателей многих исламских директорий является распространение, а не изучение ислама. Здесь можно получить не столько научные пояснения, сколько практические советы по исполнению предписанных исламом поведенческих и религиозно-правовых норм. Эти два направления часто представлены на одних и тех же сайтах.

Встречающиеся в Рунете материалы -как созданные здесь, так и заимствованные нескольких десятков других зарубежных директорий - в основном миссионерского характера. Два других направления в российском Интернете представлены слабо: здесь нет ни одного серьезного исламовед-ческого сайта. Информация о религиозных практиках мусульман дается редко и нерегулярно. Вообще в Рунете весьма низкий уровень знаний об исламе, качества сообщаемой информации; в этом отношении Рунет далеко отстает от европейского и зарубежного мусульманского уровня.

В данном случае сказывается общая неразработанность ресурсов Интернета в России и странах СНГ. И верующие мусульмане, и ученые-исламоведы предпочитают получать необходимую им информацию об исламе и современных мусульманах не из Интернета, а из других источников (мечеть, медресе, книги, газеты и журналы, программы радио- и телевещания). Поэтому и конфессиональная исламская журналистика не получила в Рунете такого развития, как в англоязычном Интернете.

Ущербность исламских ресурсов Рунета хорошо видна на примере библиотек, видеотек и архивов по исламу. Практически нет сайтов с полным арабским текстом Корана. Из его русских переводов почти везде представлен перевод И.Ю. Крачковского первой трети ХХ в. - действительно лучший из имеющихся. Однако ни на одном сайте не говорится о том, что это лишь черновая версия, не предназначенная для издания, не приводятся примечания Крач-ковского, облегчающие работу с арабским текстом. Кроме перевода Крачковского, в Рунете имеется современный перевод Н.О. Османова, ориентирующийся на иранскую традицию и «перевод смыслов» В. Пороховой.

Среди всех имеющихся мусульманских сайтов нас будут интересовать только те, которые принадлежат мусульманским организациям, занимающимся книгоиздательской деятельностью, а также сайты, имеющие в своей структуре электронную библиотеку.

Наш обзор коснется лишь наиболее крупных и популярных мусульманских сайтов в Интернете.

1. Независимый исламский информационный канал (http://www.islam.ru). На

Мусульманская книжная культура в Интернете

113

данный момент это самый популярный мусульманский сайт в Интернете. Это единственный сайт, попавший в рейтинг популярности поисковой сети Рамблер. Статистика посещений заглавной страницы - 200-300 раз в день; весь сайт - 400500; около 11 000 посещений в месяц. Другие исламские сайты в рейтинги Рамблера, Яндекса и Мэйл.ру не попали.

Свою деятельность сайт осуществляет под началом духовного управления мусульман Дагестана, Фонда имени Саида-Мухаммада Абубакарова и Фонда «Ансар».

На сайте ежедневно даются несколько новостей о жизни мусульман в России и за рубежом. Периодически публикуются материалы на актуальные религиозные и общественно-политические темы. На сайте открыта небольшая исламская библиотека.

Электронные издания, помещенные в библиотеке, носят в основном просветительский характер и представляют собой работы по разным темам: «Исламские даты и

праздники»; «Тайны суфизма», нашедшие свое отражение в трудах Аль Газали; «Осторожно, ислам не такой!» - в этом разделе помещены главы из книги М. Сыддика Гю-мюша «История ваххабизма». Основная причина грехов людей в том, что они не крепко верят в ахират или в то, что после смерти начинается основная жизнь. Этому посвящена книга «жизнь после смерти», также имеющаяся в электронной библиотеке и повествующая о той вечной жизни, которая начинается после смерти. Существует и раздел, посвященный детям. Его основу составляют различные рассказы, притчи и легенды.

2. Ислам как он есть ^йр://^т№«г.аЬои-islam.ws). Создателем этого сайта является Айдын Ариф оглы Али-заде, автор целого ряда научных трудов по историко-философским и мировоззренческим аспектам исламской религии, а также проблемам, связанным со сравнительным анализом ислама с другими религиозно-философскими учениями.

На рубриках сайта размещены многочисленные труды российских и зарубежных авторов, а также труды самого автора, важные фрагменты его выступлений и диспутов с христианами на форумах. Все это размещено в следующих разделах электронной библиотеки: «Первоисточники» (исламские первоисточники - Коран и Сунна); «Вероучение» (основы исламского

вероучения - акида); «Право» (основы исламского права - фикх); «История» (история ислама); «Этика» (этико-нравственные принципы ислама); «Анализ» (ислам и

иные религиозно-философские доктрины).

Автор этого сайта, давая собственное обоснование мусульманских проектов мусульман в Интернете, справедливо замечает, что в Сети почти нет серьезных мусульманских ресурсов, посредством которых пользователи имели бы возможность не только ознакомиться с основами мусульманского вероучения, но и начать углубленное изучение научно-философского наследия ислама. Имеется определенное количество мусульманских сайтов, однако в них слишком много отводится места мистическим, иррациональным и догматическим материалам. Крупным недостатком подобных ресурсов является неспособность рассмотрения мировоззрения ислама с позиции научности, доказательности и современности. Как следствие этого, создатели упомянутых ресурсов замыкаются в рамках определенного круга догм и религиозно-богословских школ. Отсюда проистекает стремление к пропаганде идей своей богословской школы и игнорирование всех остальных. Необходимо также отметить, что значительная часть всех религиозных ресурсов в Интернете содержит экстремистские и провокационные материалы, не имеющие ничего общего с принципами религии и являющиеся плодом амбиций различных деятелей.

Все затронутые выше проблемы приводят к тому, что пользователи Интернета, интересующиеся исламскими догматическими, философскими, историческими и другими вопросами, оказываются лишенными достоверной информации, ведь большинство из них являются грамотными и образованными людьми, и их интересуют не пропагандистские материалы о том, какая идея и у кого получше, а у кого похуже. Они стремятся изучить различные мировоззренческие (в том числе исламскую) доктрины в полном объеме, во всем многообразии. Естественно, что, не получив всего необходимого объема серьезной информации, они обращаются к альтернативным источникам информации, исходящим из немусульманской среды, в которой доминиру-

ют предвзятые, тенденциозные и антинаучные материалы об исламе, имеющиеся в Сети в изобилии.

Весь этот комплекс проблем заставил Айдына Арифа оглы Али-заде задуматься о создании в Сети такого ресурса, в котором бы все эти проблемы, по возможности, были решены. Решение проблемы автору видится прежде всего в создании качественной электронной научной исламской библиотеки.

Однако с появлением и началом функционирования такой библиотеки появится другая проблема - проблема насыщения качественными и серьезными материалами. Ведь, несмотря на большое количество различной литературы, которая сейчас печатается, большинство из них не представляет никакого исследовательского и научного интереса и рассчитана только на пропаганду воззрений тех издательств, которые печатают эту литературу. В связи с этим может наблюдаться дефицит качественной и серьезной исламской литературы на русском языке.

3. Все об исламе в России (http://www. muslim.ru). Этот сайт относится к числу официальных сайтов, поскольку он принадлежит духовному управлению мусульман европейской части России (ДУМЕР), в чьем подчинении находятся 19 областей и 2 республики, включая Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тверь, Вологду, Кострому, Курск, Владимир, Иваново, Тулу, Тамбов, Орел, Смоленск, Сочи, Пензу, Калининград, Ярославль.

Здесь размещены новости мусульманской жизни, содержатся анонсы мусульманских периодических изданий. На сайте также размещена большая библиотека современных российских авторов, которая содержит самый разнообразный материал, но в основном здесь представлены работы, освещающие проблемы современного ислама.

4. Ислам и Коран в России (http: //koran.ru). Профиль сайта и главная рубрика - ислам и Коран в России. На вебстранице имеется небольшая исламская библиотека. Ее основу составляют русский перевод Корана И.Ю. Крачковского, «переводы смыслов» М.-Н. Османова и В. Пороховой, а также популярные исламские брошюры о Коране и обязанностях мусульманина миссионерского и «ликбезовского» характера.

5. Мусульманский информационноаналитический канал «Ансар» (Ы1р://^7шш. ansar.ru). Сайт разработан группой мусульман из Саратова, среди которых есть русские мусульмане. В рамках этого информационного проекта с сайтом сотрудничают ученые — специалисты по различным научным дисциплинам. Сайт работает в тесном контакте с духовным управлением мусульман Поволжья, содержит широкую подборку аналитических материалов по истории и современному состоянию ислама в России. На сайте постоянно публикуются материалы о перспективах российского ислама.

В заключение хотелось бы отметить, что пока еще Интернет остается для мусульман и мусульманских организаций России чем-то чуждым и экзотичным. Обращаются к нему нечасто, и поэтому говорить о таком феномене, как мусульманская книжная культура в Интернете, пока преждевременно. Тем не менее определенная работа в этом направлении уже ведется, результатом чего стало появление в Интернете большого количества мусульманских интернет-сайтов, имеющих собственные электронные библиотеки. Учитывая их количественный (и качественный) рост, можно не сомневаться в том, что в ближайшее время мусульманская книжная культура в Интернете станет предметом пристального изучения со стороны специалистов в области книжного дела.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Пайчадзе С.А., Паршукова Г.Б. Электронная

книга: философия и практические проблемы.

[Электрон. ресурс]. Режим доступа: [www.

rba.ru:8101/or/comitet/12/mag4/1.html].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.