Научная статья на тему 'MUSICAL-EDUCATIONAL QUEST AS AN INNOVATIVE FORM OF EXTRACURRICULAR WORK IN CHILDREN’S MUSIC SCHOOL'

MUSICAL-EDUCATIONAL QUEST AS AN INNOVATIVE FORM OF EXTRACURRICULAR WORK IN CHILDREN’S MUSIC SCHOOL Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
extracurricular activities / interactive / quest / musical and educational quest / game / theatricalization / musical and educational activities / внеклассная работа / внеурочная деятельность / интерактив / квест / музыкально-познавательный квест / игра / театрализация / музыкально-познавательная деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю В. Слепкина

The article deals with the issues of updating the forms of extracurricular work in the field of additional music education. The experience of adapting the quest as an entertaining form of leisure to the process of extracurricular musical and cognitive activity is presented. Characteristic features of extracurricular work at the DMSH, the basic foundations of interactive learning, meaning of musical and cognitive activity are highlighted and described. The article formulates a working definition of the concept of “musical and cognitive quest”, reveals its structure and gives an example of the content. The developed version of the musical and educational quest is implemented in a specific educational process at the Children’s Art School of the Altai State Institute of Culture. The presented material allows concluding that conducting musical and educational quests at schools increase the interest in musical art and activities, and bring diversity to the educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье затрагиваются вопросы обновления форм внеклассной работы в сфере дополнительного музыкального образования. Представлен опыт адаптации квеста как развлекательной формы досуга к процессу внеурочной музыкально-познавательной деятельности. Выделяются и описываются характерные особенности внеклассной (внеурочной) работы в ДМШ, базовые основы интерактивного обучения, смысл музыкально-познавательной деятельности. В статье сформулировано рабочее определение понятия «музыкально-познавательный квест», раскрывается его структура и дается пример содержания. Разработанный вариант музыкально-познавательного квеста реализован в конкретном учебном процессе в Детской школе искусств Алтайского государственного института культуры. Представленный материал позволяет сделать вывод, что проведение музыкально-познавательных квестов в ДМШ позволяет повысить интерес обучающихся к музыкальному искусству и деятельности, внести разнообразие в образовательный процесс.

Текст научной работы на тему «MUSICAL-EDUCATIONAL QUEST AS AN INNOVATIVE FORM OF EXTRACURRICULAR WORK IN CHILDREN’S MUSIC SCHOOL»

7. Семенова Е.С. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях реализации нового ФГОС ООО. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016; № 2 (90): 170-176.

8. Умирбекова А.К. Состояние подготовленности учителей и студентов к реализации новых походов в преподавании и обучении в условиях обновленного общего среднего образования. Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2019; Т. 19; № 2: 112-116.

9. Фролова С.В., Базарнова Н.Д. Наставничество и менторинг: анализ понятий. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 61-2: 213-216.

10. Челнокова Е. А., Сулимова И. Д., Григорян H. M. Технологии тьюторства в системе высшего образования. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017; № 4 (42): 91-95.

11. Mилосeрдова E.M., Mорозов Е.А. Игровые механики как педагогические технологии для повышения мотивации студентов при изучении русского языка как иностранного. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024; Т. 29, № 3: 724-733.

References

1. Bykovskih O.I. Skaffolding kak vid pedagogicheskoj podderzhki pri realizacii predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal «Kaliningradskij vestnik obrazovaniya». 2022; № 2 (14): 22-29.

2. Dubinina G.A. Primenenie uchebnogo skaffoldinga pri kontentno-yazykovom integrirovannom obuchenii profil'nym disciplinam vuza. Gumanitarnye nauki. Vestnik finansovogo universiteta. 2022; № 12; 1: 51-55.

3. Zhebratkina I.Ya., Romanov V.V., Chivileva I.V., Knyaz'kova O.I. Pedagogicheskaya «podderzhka» v obuchenii grammatike inostrannogo yazyka: kommunikativnyj podhod. Vestnik pedagogicheskih nauk. 2024; № 2: 131-137.

4. Kalachev A.R., Pushkareva T.V. Formirovanie konkurentosposobnosti buduschego pedagoga v vuze. Global'nyj nauchnyj potencial. 2023; № 4 (145): 184-186.

5. Baronenko E.A., Belova L.A., Slabysheva A.V. Kreativnaya inoyazychnaya didakticheskaya sreda kak odna iz form razvitiya kommunikativnoj kompetencii. Filologicheskienauki. Voprosy teoriiipraktiki. 2016; № 6-3 (60): 183-186.

6. Trofimova G.S., Stepanova M.M. Tehnologiya mikroprepodavaniya v metodicheskoj podgotovke prepodavatelya inostrannogo yazyka v magistrature mnogoprofil'nogo vuza. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. 2015; T. 21, № 2: 168-171.

7. Semenova E.S. Formirovanie professional'noj kompetentnosti buduschih uchitelej inostrannogo yazyka v usloviyah realizacii novogo FGOS OOO. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2016; № 2 (90): 170-176.

8. Umirbekova A.K. Sostoyanie podgotovlennosti uchitelej i studentov k realizacii novyh pohodov v prepodavanii i obuchenii v usloviyah obnovlennogo obschego srednego obrazovaniya. Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo Slavyanskogo universiteta. 2019; T. 19; № 2: 112-116.

9. Frolova S.V., Bazarnova N.D. Nastavnichestvo i mentoring: analiz ponyatij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 61-2: 213-216.

10. Chelnokova E. A., Sulimova I. D., Grigoryan N. M. Tehnologii t'yutorstva v sisteme vysshego obrazovaniya. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2017; № 4 (42): 91-95.

11. Miloserdova E.M., Morozov E.A. Igrovye mehaniki kak pedagogicheskie tehnologii dlya povysheniya motivacii studentov pri izuchenii russkogo yazyka kak inostrannogo. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2024; T. 29, № 3: 724-733.

Статья поступила в редакцию 08.08.24

УДК 371

Slepkina Yu.V, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

MUSICAL-EDUCATIONAL QUEST AS AN INNOVATIVE FORM OF EXTRACURRICULAR WORK IN CHILDREN'S MUSIC SCHOOL. The article deals with the issues of updating the forms of extracurricular work in the field of additional music education. The experience of adapting the quest as an entertaining form of leisure to the process of extracurricular musical and cognitive activity is presented. Characteristic features of extracurricular work at the DMSH, the basic foundations of interactive learning, meaning of musical and cognitive activity are highlighted and described. The article formulates a working definition of the concept of "musical and cognitive quest", reveals its structure and gives an example of the content. The developed version of the musical and educational quest is implemented in a specific educational process at the Children's Art School of the Altai State Institute of Culture. The presented material allows concluding that conducting musical and educational quests at schools increase the interest in musical art and activities, and bring diversity to the educational process.

Key words: extracurricular activities, interactive, quest, musical and educational quest, game, theatricalization, musical and educational activities

Ю.В. Слепкина, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье затрагиваются вопросы обновления форм внеклассной работы в сфере дополнительного музыкального образования. Представлен опыт адаптации квеста как развлекательной формы досуга к процессу внеурочной музыкально-познавательной деятельности. Выделяются и описываются характерные особенности внеклассной (внеурочной) работы в ДМШ, базовые основы интерактивного обучения, смысл музыкально-познавательной деятельности. В статье сформулировано рабочее определение понятия «музыкально-познавательный квест», раскрывается его структура и дается пример содержания. Разработанный вариант музыкально-познавательного квеста реализован в конкретном учебном процессе в Детской школе искусств Алтайского государственного института культуры. Представленный материал позволяет сделать вывод, что проведение музыкально-познавательных квестов в ДМШ позволяет повысить интерес обучающихся к музыкальному искусству и деятельности, внести разнообразие в образовательный процесс.

Ключевые слова: внеклассная работа, внеурочная деятельность, интерактив, квест, музыкально-познавательный квест, игра, театрализация, музыкально-познавательная деятельность

В настоящее время положительное воздействие занятий музыкальным искусством на развитие человека является общепризнанным фактом. Многовековая мировая музыкально-педагогическая практика и всевозможные психолого-педагогические исследования (Ю.Б. Алиев, Б.В. Асафьев, В.М. Бехтерев, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Назайкинский, В.В. Петрушин, Л.А. Саккетти, В.Н. Шацкая и др.) доказывают высокую эффективность музыкального образования в социальном, личностном, духовно-нравственном становлении ребенка.

В российской образовательной практике обучение музыке осуществляется в различных формах дополнительного образования, самыми распространенными из которых являются детские музыкальные школы (ДМШ) и детские школы искусств (ДШИ).

Задачи, стоящие перед детскими музыкальными школами, достаточно четко определены в федеральных государственных требованиях дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства. Как отмечено в документе, «образовательное учреждение должно создать развивающую, образовательную среду, которая бы обеспечи-

вала возможность организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий; организации музыкально-познавательной деятельности; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий и эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников» [1].

В последние годы в ДМШ и ДШИ большое внимание уделяется поиску новых способов активизации музыкально-познавательной деятельности: разрабатываются различные технологии, совершенствуются формы и методы организации музыкально-познавательной деятельности, которые были бы направлены на повышение интереса к занятиям музыкальным искусством, развитие мотивации и расширение музыкального кругозора обучающихся.

Многие педагоги-практики (Н.И. Астахова, Л.Н. Гиенко, Л.Г. Куликова, Н.В. Ягненкова и др.) считают, что интерактивные технологии являются наиболее эффективным средством активизации музыкально-познавательной деятельности. Ведь именно интерактив способен объединить большое количество людей и создать атмосферу, активизирующую их творческий потенциал.

Сегодня все большую популярность приобретает такая интерактивная форма организации молодежного досуга, как квест. Квест, основанный на интерактивных технологиях, может служить отличным педагогическим инструментом в рамках внеклассной работы ДМШ. Использование квестов пробуждает интерес обучающихся к изучаемым музыкальным дисциплинам, дает большие возможности для проявления своего творческого потенциала, находчивости, коммуникативных качеств. Одним из актуальных вопросов музыкально-педагогической практики становится адаптация квеста как изначально развлекательной формы к выполнению задач дополнительного музыкального образования. Поэтому цель нашего исследования состоит в раскрытии сущности музыкально-познавательного квеста как инновационной формы внеклассной работы в ДМШ. Достижение цели потребует решения ряда задач - определить значение внеклассной работы в ДМШ, обозначить базовые основы интерактивного обучения, раскрыть смысл музыкально-познавательной деятельности, дать рабочее определении понятия «музыкально познавательный квест», выявить его структуру и дать пример содержания.

Внеклассная воспитательная работа, проводимая педагогами ДМШ, играет важную роль в формировании ценностей, развитии личности и духовно-нравственных ориентиров учащихся. С.А. Смирнова определяет внеклассную работу как «организацию педагогом различных видов деятельности учащихся во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка» [2, с. 16]. По мнению Н.И. Астаховой, «внеурочная деятельность - это образовательная активность, которая выходит за рамки урока (учебного занятия) и может проходить вне класса, но направлена на содержание материала, заложенного в основной образовательной программе» [3, с. 7].

Важность внеклассной работы подчеркивалась многими педагогами-исследователями и практиками - С.Ю. Крыхтиной, А.В. Маланичевой, Г.П. Трофимовой, М.П. Тыриной, Е.А. Шаталовой и др. Обобщая их высказывания, можно говорить о том, что внеклассная (внеурочная) работа является важной составной частью образовательного процесса. Она играет решающую роль в гармоничном развитии личности ребенка. Внеклассная работа включает в себя различные мероприятия, которые выходят за рамки стандартных учебных занятий. Именно во внеклассной работе для детей открываются новые возможности для самовыражения. Во внеклассной работе у детей формируется познавательный интерес, пробуждается мотивация к занятиям, появляется желание развивать свои способности. Из этого следует, что внеклассная работа подразумевает познавательную деятельность, которая продолжает учебную деятельность.

Н.И. Шелихова выделяет следующие задачи внеклассной работы:

- формирование у ребенка положительной «Я-концепции»;

- развитие у детей навыков сотрудничества и работы в команде;

- формирование эмоционально-волевой сферы личности;

- развитие познавательного интереса: внеклассная работа не заставляет ребенка насильно заниматься какой-либо деятельностью, а, наоборот, создает простор для выбора [4].

Верный подбор форм внеурочной деятельности является ключевым фактором для улучшения педагогического взаимодействия. Из-за огромного разнообразия форм внеклассной работы единой их классификации не выделяется.

В настоящее время образовательный процесс в ДМШ претерпевает изменения, вводя новые образовательные технологии и формы взаимодействия преподавателей с учениками. Эти инновации направлены на стимулирование самостоятельной работы и активное участие детей в процессе обучения. Такая форма, как квест, способна аккумулировать в себе интересный сюжет, проблемную задачу и поисковый метод работы.

Само понятие «квест» пришло из сферы компьютерных игр в конце 90-х годов XX века. Тогда квест представлял собой интерактивную игру, сочетающую в себе ряд последовательных задач, решение которых являлось необходимым условием продвижения игрока по сюжету. Идея квеста заключалась в конечной цели, достичь которую можно, лишь последовательно выполнив все задания [5, с. 178].

В педагогике квесты получили широкое распространение с 1995 года, когда профессор Берни Додж из университета Сан-Диего предложил использовать в учебном процессе поисковую систему. Эта система предполагала поиск решения задачи через последовательное прохождение этапов, на каждом из которых необходимо было выполнить определенное действие или найти ключ для перехода на следующий уровень.

Использование квестов в образовании изначально планировалось для того, чтобы увлечь ребенка. Ведь именно игра, как ничто другое, способна пробудить его интерес к занятиям. Мощное развитие компьютерных технологий превратило квест в интерактив, что сделало его более доступным для детей.

Н.И. Сокол определяет квест как «приключенческую игру, в основе которой лежит преодоление трудностей, ведущих к намеченной цели» [6, с. 138]. Е.А. Игумнова и И.В. Радецкая отмечают, что в образовательном процессе квест - это «проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи, поставленные педагогом» [7, с. 7].

Педагогическое значение квеста состоит в том, что он в своей основе, прежде всего, - интерактивная технология, сочетающая в себе развлечение и обучение, которая позволяет детям совершить путешествие в увлекательный мир захватывающих приключений. В ходе этого у обучающихся активизируется

соревновательный дух, развивается мышление, воображение, смекалка и настойчивость.

Термин «интерактив» пришел в образование из английского от слова interact, что в переводе означает inter - взаимный и aot - действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или с кем-либо (другим человеком). «В педагогической практике интерактив - это, прежде всего, диалог, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой», - пишет в своих трудах Е.А. Карпенко [8, с. 63].

В основе интерактивной деятельности лежит открытый и конструктивный диалог, который способствует взаимопониманию и сотрудничеству. Этот процесс направлен на объединение усилий участников для достижения общих целей, важных для каждого. Интерактив отвергает диктатуру одного мнения и поощряет равноправное участие всех.

Квест подразумевает решение следующих задач:

1) образовательная - поиск новых знаний, расширение кругозора и эрудиции каждого ребенка. Дети с интересом участвуют в решении задач квеста, что повышает их мотивацию к обучению и развивает любознательность;

2) развивающая - квест стимулирует воображение, креативность и способность решать нестандартные задачи. Дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы, развивая свои исследовательские способности;

3) воспитательная - квест учит детей работать в команде, учитывать мнения других и уважать разные точки зрения. Дети учатся брать на себя ответственность за выполнение своей части работы и за результат командных усилий.

Виды квестов различаются по количеству участников (одиночные и групповые), по продолжительности (кратковременные и долговременные), по содержанию (сюжетные и несюжетные). В зависимости от сюжета квесты могут быть штурмовыми (движение начинается с любой точки по своему усмотрению), линейными (маршрут заранее спланирован), кольцевыми (дети отправляются по кольцевой траектории, выполняя определенные задания, и вновь возвращаются в пункт «А»).

Еще одна главная отличительная особенность квеста состоит в том, что он является по сути игрой, в которой работает и интеллект, и воображение, и творчество. Игра для детей - самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Игра - импульс творчества, одухотворение осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

В процесс игры вовлекаются все стороны личности обучающегося: он говорит, двигается, думает, воспринимает, т. е. активно работает воображение, мышление, усиливаются эмоциональные и творческие проявления. Немецкий педагог К. Фопель пишет, что, «предлагая детям интерактивные игры, вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной учебной жизни. Межличностное общение обогащается душевной теплотой, чуткостью и уважением» [9, с. 34].

В контексте применения в дМш познавательные квесты приобретают музыкальное содержание, т. к. именно музыка - главный предмет обучения и освоения детьми. Содержание квестов, его цели и задачи направлены, прежде всего, на стимуляцию, активизацию именно музыкально-познавательной деятельности.

Понятие «музыкально-познавательная деятельность» является одним из основных в музыкальной педагогике. Музыкально-познавательная деятельность значительно отличается от обычного познания мира. В музыкально-познавательной деятельности важно воспринимать и понимать язык музыки, её интонации и образы. Музыка отражает внутренний мир человека, и постижение этих отражений является ключевым элементом музыкального познания.

Элементы музыкально-познавательной деятельности включают в себя восприятие, анализ и интерпретацию. Эти компоненты важны для всех видов музыкальной деятельности: слушания, исполнения и творчества. Кроме того, все виды музыкальной деятельности неразрывно связаны между собой. Помимо основных видов деятельности используется и неспецифические - это изучение биографии композиторов, истории и культуры эпохи создания произведения.

Музыкально-познавательная деятельность - это творческий процесс. Он включает в себя узнавание, сопереживание и сотворчество. На подсознательном уровне, опираясь лишь на свой музыкальный опыт, мы способны узнавать слышимое музыкальное произведение. В процессе слушания или исполнения в голове возникает образ, который тоже основывается на нашем жизненном опыте. Если содержание или форма музыкального произведения оторваны от нашего жизненного или музыкального опыта, то мы не сможем его понять и оценить.

Квест, организуемый для обучающихся в ДМШ, приобретает музыкально-познавательный характер. Тематикой музыкально-познавательных квестов могут стать личность и творчество известных композиторов, отдельные музыкальные произведения, музыкальные эпохи, стили и жанры и т.д. Каждый квест должен содержать в себе как обучающий компонент (приобретение и закрепление знаний), так и развлекательный (активный игровой отдых).

Специфика музыкально-познавательного квеста состоит также во включении в его содержание элемента театрализации. Л.С. Выготский и К.С. Станиславский находили много общего между игрой ребенка и игрой актера, отмечая, что игра не исчезает с возрастом, а трансформируется в способ художественного самовыражения и существует во взрослой жизни в форме театра.

Театрализация - это деятельность, обладающая ярким эмоциональным наполнением, что делает её популярной среди детской аудитории. Она пробуждает фантазию ребенка, учит его выражать свои чувства и мысли. Выразительность, яркость и зрелищность создают особый эмоциональный настрой, который помогает детям лучше воспринимать действие и понимать его смысл. Вследствие этого театрализация является многогранным творческим методом, который основан на глубоком понимании социальных и психологических нужд ребенка.

М.А. Каришнев-Лубоцкий отмечает, что, имея много общего с традиционным театром, театрализация во внеклассном воспитательном процессе не требует участия профессиональных актеров. В отличие от традиционного театра, в театрализации сюжет, выразительные средства, зритель - все составляет единое, неделимое целое, подчиненное одному замыслу Важнейшее качество театрализации - это ее «общительность», контакт со зрителем, который втягивается в действие, становится одним из его участников. Это качество роднит театрализацию с личностно ориентированным обучением, где участников процесса объединяет сотрудничество, сотворчество; педагог и ученик становятся равноправными субъектами деятельности [10, с. 82].

Элементами театрализации в квесте являются сценарий; режиссерская постановка; музыкальное решение; художественное оформление: наглядность, декорации, костюмы, грим; актерская игра; театрализованная игра: вовлечение в игровой процесс участников и зрителей.

Театрализация является сильным средством эмоционального воздействия на ребенка, источником развития его чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Вовлекаясь в театрализованное действие, дети оказываются активными участниками музыкально-познавательного процесса.

Музыкально-познавательный квест, основанный на интерактивной игре с внесением элементов театрализации, может подниматься до уровня искусства, сочетая, с одной стороны, цель игры, выполнение правил внутреннего самоограничения и самоопределения, а с другой - цель искусства, т. е. создание игры, эстетически воздействующей как на играющих, так и на зрителей. Игровые отношения очень важны для массового действия, тесно связанного с социальной активностью личности, т. к. дают возможность не только сопереживать, но и самому «опробовать» себя как личность в разнообразных ролях.

Рассмотрев сущность квеста как интерактивной формы организации внеклассной работы, а также специфику музыкально-познавательной деятельности, что составляет теоретическую значимость нашей работы, можно дать рабочее определение понятия «музыкально-познавательный квест». По нашему мнению, музыкально-познавательный квест - это интерактивная форма организации музыкально-познавательной деятельности его участников, интегрирующая в себе элементы сюжетно-ролевой игры, музыкального творчества и театрализации и ориентированная на решение проблемной задачи. В этом состоит научная новизна и нашего исследования.

Музыкально-познавательный квест имеет свою структуру и включает в себя несколько ключевых компонентов.

Введение/пролог создает атмосферу ожидания и настраивает на тон всей игры. Пролог может содержать элементы театрализации, интриги, загадок или даже небольших шуток, чтобы заинтересовать участников и вызвать их желание участвовать в квесте.

Организационная часть квеста также включает в себя:

- сбор всех участников и распределение их по командам. На этом этапе создается соревновательная атмосфера, дети настраиваются на игру, выбирают капитана команды, придумывают название. Все это закаляет в них командный дух;

- знакомство с правилами квеста. Здесь нужно четко объяснить, что требуется от участников, какой цели они должны достичь;

- раздача маршрутных карт: эти материалы помогут участникам ориентироваться во время квеста и следовать заданиям по порядку. Иллюстрированные карты и буклеты могут сделать процесс прохождения более увлекательным и понятным.

Экспозиция представляет собой передвижение по станциям игрового маршрута и выполнение заданий. На каждой маршрутной точке должна быть предусмотрена система бонусов и штрафов. Всё это добавляет элемент соревновательности и мотивации. Предлагаемая система может мотивировать игроков к более внимательному и тщательному выполнению поставленных задач, т. к. они будут стремиться избегать ошибок и получать дополнительные бонусы. Такая система также может способствовать пробуждению командного духа, поскольку игрокам придется сотрудничать и обмениваться информацией, чтобы минимизировать возможные ошибки и максимизировать получение бонусов.

В процессе игры команды строго следуют по маршруту, указанному на карте. Когда команда проходит все этапы квеста, действуя сообща и не разделяясь, это способствует укреплению взаимодействия и сотрудничества между участниками. Коллективное решение задач, обмен идеями, взаимная поддержка - все это помогает команде эффективно справляться с вызовами квеста. На каждой

станции предлагается комплекс заданий различного характера (логические, исторические, музыкальные, теоретические и т. д.). На протяжении всей игры участники команды не должны делиться на подгруппы и решать задания самостоятельно. Участники команды должны действовать сообща.

Эпилог предполагает подсчет результатов, обсуждение работы каждой команды на протяжении всей игры. При обсуждении учитываются все нюансы. После того, как выбрана команда-победитель, жюри подписывает дипломы и в торжественной обстановке проводит церемонию награждения. По окончании квеста можно провести небольшую беседу с участниками по следующим вопросам:

- что произвело на вас большое впечатление? (Это может быть персонаж/ герой квеста или какое-то определенное задание);

- что нового вы узнали в ходе игры? (Это могут быть какие-то интересные факты из жизни композиторов, истории музыкального произведения и т. д.);

- какая станция была самой трудной в прохождении? Какие проблемы возникли?;

- довольны ли вы своим результатом? Что помогло им достичь успеха?;

- что получилось лучше всего? (Обсудить, что участники считают своими сильными сторонами и что им нужно улучшить для более успешного прохождения подобных испытаний в будущем).

Эти вопросы помогут участникам проанализировать свой опыт, обменяться мнениями и выявить уроки, которые они могут применить в будущих ситуациях.

Музыкально-познавательные квесты могут быть крайне разнообразны по своему содержанию. Они насыщенны творческими, музыкально-теоретическими, музыкально-историческими, слуховыми, поисковыми, интеллектуальными заданиями.

Для практической значимости нашей работы рассмотрим один из примеров музыкально-познавательного квеста для учащихся средних классов ДМШ -«И.С. Бах. Назад, в эпоху барокко».

Цель квеста: расширить представления учащихся об эпохе барокко и творчестве И.С. Баха; познакомить с городами, где жил композитор; закрепить и систематизировать знания, полученные на уроках слушания музыки и музыкальной литературе.

Характеристика квеста: данный кольцевой квест проводится в реальном режиме (здесь и сейчас); по продолжительности занимает - 1 час, предполагает участие нескольких команд (в каждой команде от 4 до 8 человек). В ходе прохождения квеста обучающиеся, взаимодействуя внутри команды, обобщают уже известные факты, а также приобретают новые знания. Для преподавателя квест становится способом проверки уровня усвоения материала обучающимися.

Тема квеста весьма актуальна. Изучение зарубежной музыкальной литературы представляет собой непростую задачу для школьников. Это объясняется несколькими причинами - в силу возраста (11-13 лет) ученики имеют довольно расплывчатое представление об эпохе того периода и особенностях культуры западноевропейских стран, им сложно понимать смысл и эмоциональное содержание произведений того времени. Квест в данном случае поможет не оттолкнуть учащихся от изучения сложной темы, а наоборот - будет активизировать их музыкально-познавательный интерес через участие в поисковых играх.

Действующие лица: И.С. Бах, юный путешественник.

Основное задание/основная идея: После пролога учащиеся должны поделиться на команды. Капитан каждой команды получает карту, на которой отмечены 7 городов, в которых бывал композитор. Участники отправляются в путешествие по городам Германии. В каждом городе ребят ждут задания. Время нахождения в каждом городе ограничено - от 2 до 6 минут.

После успешного выполнения задания, на каждой станции участники в качестве награды получают слово или словосочетание, из которых они по окончании квеста должны собрать следующую цитату И.С. Баха: «Мне пришлось прилежно заниматься. Кто будет также прилежен, достигнет того же».

Итог/результат квеста: Команда, которая быстрее всех побывала в 7 городах, выполнила все задания, собрала цитату и набрала наибольшее количество баллов - становится победителем.

Сюжет. Юный музыковед, изучающий творчество композиторов разных эпох, открывает книгу на странице «барокко». Прочитав пару предложений, он очень впечатляетсся тем временем. Теперь его мечта - попасть в прошлое и окунуться в атмосферу барокко. С помощью «машины времени» ему удается вернуться на несколько веков назад. И вот он попадает в дом к самому композитору - И.С. Баху. Пообщавшись с ним, узнает, что во время путешествий композитор потерял свою записную книжку (дневник), куда записывал свои впечатления и размышления о музыке.

Юные музыковеды отправляются в музыкальное путешествие по городам Германии в поиске дневника. В знак благодарности композитор обещает поделиться с ребятами секретным способом достижения творческого мастерства. Но всё не так просто. В каждом городе ребят ждут интересные задания. При их успешном выполнении путешественникам будет выдано слово или пара слов, из которых нужно собрать цитату композитора. Для этого предстоит немало потрудиться, чтобы отыскать дневник и разгадать главную тайну его творчества.

Возможные варианты заданий на станциях:

- музыкально-исторические: изучить портреты исторических деятелей и выбрать среди них современников И.С. Баха;

- музыкально-практические: подобрать подходящие инструменты для произведения «Шутка» и сымпровизировать под него;

- музыкально-теоретические: изучить представленный на картинке инструмент и ответить на вопросы: какой инструмент изображен, писал ли И.С. Бах музыку для этого инструмента? Перечислить его особенности;

- интеллектуальные: разгадать музыкальные ребусы, в которых зашифровано название частей сюиты; найти в монограмме инициалы композитора; пройти музыкальный лабиринт; расположить буквы в нужном порядке и узнать перевод фамилии Баха с немецкого языка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- слуховые: прослушать музыкальное произведение в исполнении на разных инструментах и вычислить «шпиона»; прослушать музыкальное произведение и собрать «рассыпавшуюся» на такты мелодию.

На основе предложенных заданий каждый преподаватель в зависимости от желания, собственной творческой одарённости и музыкального вкуса может по-своему их разнообразить и внести новые элементы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Библиографический список

Внеклассная работа обладает благоприятными возможностями для внедрения интерактивных форм обучения. Квест как одна из таких форм позволяет вовлечь всех обучающихся в процесс познания. В процессе активной совместной творческой деятельности дети учатся работать в коллективе, прислушиваться к мнению каждого и уважать его точку зрения. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму музыкально-познавательную деятельность. Проведенный анализ музыкально-педагогической и методической литературы позволяет говорить о том, что организация музыкально-познавательных квестов в условиях дополнительного образования нуждается в активной разработке. В литературе недостаточно методических материалов, которые раскрывали бы содержательные и организационные основы квеста как не только развлекательной, но и познавательной формы. Также очевиден дефицит сценариев, связанных именно со сферой музыкального искусства и предназначенных для детей разного возраста и уровня подготовки. В разработке этих направлений состоит перспектива наших дальнейших исследований.

1. Об утверждении Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства. Available at: https://culture.gov.ru/documents/ob_utverzhdenii_federalnykh_gos352766/

2. Смирнова А.Н. Нетрадиционные формы организации внеклассной работы. Санкт-Петербург: ООО «Книжный Дом», 2011.

3. Астахова Н.И., Гиенко Л.Н., Куликова Л.Г Технологии внеурочной деятельности обучающихся. Барнаул: АлтГПУ 2019.

4. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. Москва: НПО «МОДЭК», 1998.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва: Народное образование, 1998.

6. Сокол И.Н. Образовательный квест - современная интерактивная технология в деятельности педагога дополнительного образования. Запорожье: Молодий вчений, 2014.

7. Игумнова Е.А. Квест-технология в образовании. Чита: ЗГУ, 2016.

8. Карпенко Е.А. Интерактивные технологии в обучении: Педагогика нового времени. Москва: Издательские решения, 2017.

9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Москва: Генезис, 2006.

10. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. Москва: ВЛАДОС, 2005.

References

1. Ob utverzhdenii Federal'nyh gosudarstvennyh trebovanij k minimumu soderzhaniya, strukture i usloviyam realizacii dopolnitel'noj predprofessional'noj obscheobrazovatel'noj programmy v oblasti muzykal'nogo iskusstva. Available at: https://culture.gov.ru/documents/ob_utverzhdenii_federalnykh_gos352766/

2. Smirnova A.N. Netradicionnye formy organizacii vneklassnojraboty. Sankt-Peterburg: OOO «Knizhnyj Dom», 2011.

3. Astahova N.I., Gienko L.N., Kulikova L.G. Tehnologii vneurochnojdeyatel'nostiobuchayuschihsya. Barnaul: AltGPU, 2019.

4. Shelihova N.I. Tehnikapedagogicheskogoobscheniya. Moskva: NPO «MOD'EK», 1998.

5. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 1998.

6. Sokol I.N. Obrazovatel'nyj kvest - sovremennaya interaktivnaya tehnologiya v deyatel'nostipedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya. Zaporozh'e: Molodij vchenij, 2014.

7. Igumnova E.A. Kvest-tehnologiya v obrazovanii. Chita: ZGU, 2016.

8. Karpenko E.A. Interaktivnye tehnologii v obuchenii: Pedagogika novogo vremeni. Moskva: Izdatel'skie resheniya, 2017.

9. Fopel' K. Kak nauchit' detej sotrudnichat? Psihologicheskie igry i uprazhneniya. Moskva: Genezis, 2006.

10. Karishnev-Lubockij M.A. Teatralizovannye predstavleniya dlya detej shkol'nogo vozrasta. Moskva: VLADOS, 2005.

Статья поступила в редакцию 31.07.24

УДК 378

Suleimanova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Salmanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Secondary Vocational Education, Professional and Pedagogical College,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF PATRIOTIC VALUES OF FUTURE TEACHERS IN CONDITIONS OF A SPECIAL MILITARY OPERATION. The article examines pedagogical conditions and methods of forming patriotic values in future teachers in the context of a special military operation. The purpose of the study is to identify effective approaches to patriotic education of students of pedagogical universities, which is especially relevant in the context of the current military-political situation. The authors have developed and presented recommendations for educational institutions that contribute to strengthening patriotic education and civic self-awareness of young people in the context of a special military operation. The findings of the study emphasize the importance of integrating patriotic themes into curricula, organizing extracurricular activities and using modern technologies and media to increase students' interest in patriotic issues. Particular attention is paid to supporting student initiatives and volunteer projects that have a positive impact on the formation of patriotic values.

Key words: patriotic education, patriotic values, pedagogical conditions, national identity, civic responsibility, special military operation, SVO

Р.В. Сулейманова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет

имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Д.А. Салманова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. среднего профессионального образования профессионально-педагогического колледжа

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

В статье рассматриваются педагогические условия и методы формирования патриотических ценностей будущих учителей в условиях специальной военной операции. Целью исследования является выявление эффективных подходов к формированию патриотических ценностей будущих педагогов, что особенно актуально в контексте текущей военно-политической обстановки. Авторами разработаны и представлены рекомендации для образовательных учреждений, способствующие усилению патриотического воспитания и гражданского самосознания молодежи в условиях специальной военной операции. Выводы исследования подчеркивают значимость интеграции патриотических тем в учебные программы, организации внеклассных мероприятий и использования современных технологий и медиа для повышения интереса студентов к патриотическим вопросам. Особое внимание уделяется поддержке студенческих инициатив и волонтерских проектов, которые оказывают положительное влияние на формирование патриотических ценностей.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотические ценности, педагогические условия, национальное самосознание, гражданская ответственность, специальная военная операция, СВО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.