УДК 342.8
Нигметзянов Тахир Исламович
кандидат исторических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
tin962@mail.ru
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В КОСТРОМЕ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ 13 СЕНТЯБРЯ 2015 ГОДА: ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье указывается, что муниципальные выборы - это наиболее эффективная форма осуществления населением местного самоуправления. Показаны демократические принципы избирательного процесса. Рассматривается реализация избирательной системы и избирательного процесса в городском округе города Кострома на примере выборов в Думу города Костромы 13 сентября 2015 года. Автор сопоставляет и анализирует нормативно-правовые акты о выборах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Раскрывается функционирование двух избирательных систем: мажоритарной (голосование по одномандатным избирательным округам) и пропорциональной (голосование по единому муниципальному избирательному округу), что на практике доказывает невозможность существования так называемой «смешанной» избирательной системы. В статье прослеживаются стадии избирательного процесса, от решения о проведении выборов в Думу города до подведения результатов Избирательной комиссией 18 сентября. Особое внимание обращается на роль избирательных объединений - региональных отделений и городских организаций политических партий. Автор обратил внимание на методику подсчета голосов избирателей по методике Т. Хэйра. Показана относительная эффективность функционирующей избирательной системы. В завершении статьи выдвигаются предложения по совершенствованию избирательной компании на муниципальном уровне.
Ключевые слова: Единый день голосования, выборы, избирательные системы, избирательный процесс, избирательная комиссия города Костромы, Дума города Костромы.
Муниципальные выборы проводятся на демократических принципах избирательного права - всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Сформированные органы местного самоуправления путем демократического голосования имеют полномочия от имени населения решать вопросы местного значения, т.е. обладают мандатом доверия от избирателей муниципального образования. Срок полномочий выборных лиц определяется уставом муниципального образования. Муниципальные выборы являются наиболее эффективной формой осуществления населением местного самоуправления.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации», делегирует субъектам федерации право определять продолжительность работы муниципальных органов власти. Основой, регламентирующей срок полномочий, является конституция (устав). С одной оговоркой о том, что срок полномочий не может быть меньше двух и больше пяти лет [1, ст. 8].
Таким образом, вопросы регулирования муниципальных выборов - это предмет регулирования, прежде всего, избирательного права.
Однако местные выборы являются объектом не только избирательного права, но и муниципального. Некоторые вопросы отражены в сто тридцать первом Федеральном законе, об общих принципах организации муниципальной власти. Нормативно-правовой акт определят предназначение выборов в органы местного самоуправления - это избрание депутатов и должностных лиц муниципальных органов власти на демократических принципах. Выборы назначаются представительным органом
муниципалитета в сроки, предусмотренные уставом. Также закон предусматривает отдельные обстоятельства, когда муниципальные выборы могут быть назначены территориальной избирательной комиссией или судом. Федеральное законодательство выступает гарантом избирательных прав граждан при организации муниципальных выборов. Местные нормативные акты субъектов РФ должны соответствовать федеральному праву. Закон субъекта Российской Федерации устанавливает виды избирательных систем, применяемые при проведении муниципальных выборов. В соответствии с законом субъекта, устав муниципального образования определяет избирательную систему, которая применяется при проведении муниципальных выборов в конкретном муниципальном образовании. Под избирательной системой в законодательстве понимаются условия признания кандидатов избранными, партийные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, и правила распределения депутатских мест между списками кандидатов и внутри партийного списка [2, ст. 23].
Однако нормы муниципального права, регулирующие выборы в органы местного самоуправления, носят вторичный, подчиненный характер в отношении к нормам избирательного права Российской Федерации.
На уровне субъекта федерации муниципальные выборы нашли свое место в региональном законодательстве.
В Костромской области эти выборы регулируются Уставом Костромской области и Избирательным кодексом Костромской области (далее - Кодекс). Ст. 10 «Избирательная система», устанавливает,
236
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2016
© Нигметзянов Т.И., 2016
что выборы представительного органа самоуправления проводятся по избирательной системе, определенной уставом муниципалитета. Закон определяет функционирование мажоритарной системы относительного большинства по одно- и (или) многомандатным округам. Сами округа создаются на основе средней нормы представительства избирателей. Выборы по партийным спискам проводятся по единому муниципальному избирательному округу. Выборы депутатов представительных органов, кроме городских округов, с населением меньше 3000 человек, а также представительных органов поселений и городов с численностью менее 15 депутатов проводятся по одно- и (или) многомандатным округам. В случае если выборы в представительные органы местного самоуправления проходят при одновременном функционировании двух избирательных систем - мажоритарной и пропорциональной, не менее десяти мандатов должны быть распределены между списками кандидатов региональных организаций политических партий. Выборы представительного органа нового муниципального органа организуются по избирательной системе, установленной законом Костромской области. Очередные и досрочные выборы проводятся по избирательной системе, согласно с уставом муниципального образования и Избирательным кодексом Костромской области [3, ст. 10].
Таким образом, Кодекс устанавливает функционирование двух избирательных систем - мажоритарной и пропорциональной, что на практике доказывает невозможность существования так называемой «смешанной» избирательной системы.
Количество депутатов представительного органа избираемых по одно- или многомандатным округам устанавливается уставом муниципального образования. Численность депутатского состава представительного органа вновь образованного муниципалитета устанавливается законодательством Костромской области. Правда, может быть сделано и исключение, если жители округа проявили инициативу проведения местного референдума по структуре органов местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования очередного созыва формируется исходя из числа народных избранников согласно уставу муниципального образования [3, ст. 10].
На уровне города Костромы избирательный процесс регулируется Уставом муниципального образования городского округа города Костромы [4]. Выборы в Думу города Костромы осуществляются на основе принципов демократического избирательного права.
Выборы организуются по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам. Избирательные округа создаются в городе на основе средней нормы представительства на один избирательный
округ с допустимым отклонением от средней нормы до 10 процентов. Второй компонент выборов -пропорциональная система функционирует по единому муниципальному избирательному округу города Костромы.
Дума города Костромы состоит из тридцати восьми депутатов, избираемых населением города Костромы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Костромской области и статьей 15 настоящего Устава.
Двадцать восемь депутатов Думы города Костромы избирается по одномандатным избирательным округам, десять депутатов Думы города Костромы избираются по единому муниципальному избирательному округу, т.е. по партийным спискам региональных отделений пропорционально числу голосов [4, ст. 15].
На территории города Костромы создано двадцать восемь одномандатных округов для проведения выборов по мажоритарной избирательной системе и единый муниципальный избирательный округ с целью организации выборов по партийным спискам.
Схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов в Думу города содержит отметки границ и номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Этот документ утверждается Думой города по представлению территориальной избирательной комиссии города Костромы.
Срок полномочий Думы города Костромы составляет 5 лет [4, ст. 15].
Таким образом, Устав городского округа уточняет мажоритарную избирательную систему, устанавливая одномандатные избирательные округа, для победы в которых необходимо получение относительного большинства голосов.
Дума города Костромы 18 июня 2015 года, руководствуясь статьями 10, 811 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 19 Избирательного кодекса Костромской области, статьями 15, 29 и 55 Устава города Костромы, решила назначить выборы депутатов Думы города Костромы шестого созыва на 13 сентября 2015 года [5]. Еще в марте 2015 года Дума города приняла решение №51 «Об утверждении схемы одномандатных округов для проведения выборов депутатов города Костромы и определении единого муниципального избирательного округа для проведения выборов депутатов Думы города Костромы» [6].
В избирательной компании приняло участие восемь избирательных объединений - региональных
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2016
237
отделений и городских организаций партии: Костромское региональное отделение политической партии ЛДПР; Региональное отделение политической партии Трудовая партия России; Региональное отделение политической партии Справедливая Россия; Городская организация; Коммунистическая партия коммунисты России; Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»; Костромское городское отделение КПРФ; Региональное отделение Всероссийская партия «Родина». Также в выборах принимали участие более ста кандидатов по одномандатным округам, они представляли региональные отделения партий или были самовыдвиженцами.
В соответствии с принятым календарным планом избирательной компании с 9 июля по 2 августа 2015 года прошло выдвижение кандидатов в депутаты: в порядке самовыдвижения и выдвижения избирательными объединениями списков кандидатов по муниципальному избирательному округу, по одномандатным избирательным округам. В течение трех дней с момента приема документов проходило их рассмотрение и принятие решения о заверении списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, муниципального списка кандидатов. Были созданы избирательные фонды для финансирования избирательной компании, после письменного уведомления Избирательной комиссии города Костромы о выдвижении (самовыдвижении) кандидата до представления документов для его регистрации. Проводился сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в одномандатном избирательном округе составляет 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа) (часть первая, ст. 78 Кодекса). Окончание приема документов для регистрации кандидатов состоялось не позднее 18 часов 3 августа 2015 года. Избирательная комиссия города принимала решения о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации кандидата, не позднее чем на десятый день со дня принятия документов, представленных для регистрации кандидата (часть девятая, ст. 82 Кодекса). Кандидатам, находящимся на государственной или муниципальной службе, либо работающим в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, были представлены заверенные копии приказов (распоряжений) об освобождении на время участия в выборах от выполнения должностных или служебных обязанностей. Далее начался агитационный период, предвыборная агитация закончилась за сутки до дня голосования (часть девятая ст. 95 Кодекса). Политические партии, участвовавшие в электоральном цикле, опубликовали предвыборные программы в периодических печатных изданиях.
Избирательная комиссия городского округа города Кострома приняла постановление об исполнении полномочий окружных избирательных комиссий. В срок до 2 августа был опубликован список избирательных участков с указанием их номеров и границ, мест нахождения УИК, помещений для голосования, до 2 сентября были представлены списки избирателей для ознакомления и дополнительного уточнения.
13 сентября 2015 года состоялся единый день голосования, том числе и выборы в Думу города Костромы.
Далее был проведен подсчет голосов избирателей на избирательном участке, составление и подписание протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Участковой избирательной комиссией была произведена выдача заверенных копий протоколов об итогах голосования лицам, указанным в части первой ст. 121 Кодекса, незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования (часть двадцатая ст. 132 Кодекса). Состоялось определение результатов выборов до 18 сентября 2015 года (5 дней), согласно части первой статьи 136 Кодекса. Подсчет голосов по спискам осуществлялся по классическому методу Т. Хэйра. Партии, принявшие участие в выборах не набравшие 5% к распределению мандатов не допускаются [3, ст. 139].
18 сентября 2015 года Постановлением №108/477 Избирательной комиссии городского округа города Костромы было принято решение признать выборы депутатов Думы города Костромы шестого созыва по единому муниципальному избирательному округу и по одномандатным избирательным округам с № 1 по № 28 состоявшимися и действительными [8].
В Думу города Костромы избрано 38 депутатов, 28 - по одномандатным округам, 10 - по муниципальному округу. По итогам голосования большинство мест получила партия «Единая Росси» -27 мандатов. КПРФ - 2, ЛДПР - 1, «ЯБЛОКО» - 1; «Справедливая Россия» - 2, самовыдвиженцы - 5.
Выборы показали, что существующая система обеспечивает представительство интересов населения города, приближает депутатов к избирателям (одномандатники), но не допускает популизма, благодаря принадлежности многих одномандатников к региональном отдалениям политических парии и наличию в Думе депутатов, избранных по единому избирательному округу по спискам партий.
Тем не менее, существующая система не лишена недостатков. Это касается в основном избрания по единому муниципальному округу. Возможно, что при голосовании по единому избирательному округу рационально было бы применить преференциальный вотум, когда избиратель отмечает в бюллетене, прежде всего, партию, за которую голосует. Избиратель может голосовать только за
238
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2016
одну партию и только в списке этой партии отмечать предпочтительного (предпочтительных) для него кандидата (кандидатов). Это позволит демократизировать состав депутатов, когда при подсчете предпочтений избирателей выяснится, что крупный претендент (банкир или предприниматель) получит меньше голосов, чем партийный активист, не располагающий значительными денежными средствами. Такой подход повысит активность и заинтересованность избирателей, будет способствовать устранению их безразличного отношения к выборам.
Другим недостатком является использование так называемых «локомотивов» Так, В.В. Жириновский, представлявший ЛДПР, и А.А. Озеров (который является известным предпринимателем и депутатом Государственной Думы ФС РФ от «Справедливой России»), прошли в Думу по единому муниципальному округу. Но после своего избрания в Думу написали заявление о своем отказе в получении мандата депутата Думы города Костромы и передаче его следующим по списку партии кандидатам [9]. Тем самым они предоставили возможность получить мандат лицам, которые малоизвестны общественности.
Прошедшие выборы в целом показали оптимальный характер избирательной системы для города Костромы на современном этапе политического развития.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. 03.11. 2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» // Консультант плюс. Обновление 14.12.2015.
2. Федеральный закон от 06.10. 2003 №131 - ФЗ (в ред. 30.12. 2015 «Об общих принципах организации местного самоуправления» // Консультант плюс. Обновление 14.12 .2015.
3. Избирательный кодекс Костромской области. С изменениями от 18 мая 2015 года № 686-5-ЗКО
(в ред. Законов Костромской области от 28.12.2012 № 321-5-ЗКО, от 07.02.2014 № 488-5-ЗКО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kostroma. izbirkom.ru (дата обращения: 12.02.2016)
4. Устав муниципального образования городского округа город Кострома. Принят решением Думы города Костромы от 26 мая 2005 года № 41 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. duma-kostroma.ru/ (дата обращения: 12.02.2016)
5. Решение Думы города Костромы от 18 июня 2015 года № 133 «О назначении выборов депутатов Думы города Костромы шестого созыва» на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Думы города Костромы шестого созыва // Официальный вестник города Костромы 19 июня 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gradkostroma.ru (дата обращения: 10.02.2016)
6. «Об утверждении схемы одномандатных округов для проведения выборов депутатов города Костромы и определении единого муниципального избирательного округа для проведения выборов депутатов Думы города Костромы». Решение Думы от 26 марта 2015 года № 51. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kosizbirkom.ru/ news.html (дата обращения: 12.02.2016)
7. Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов 13 сентября 13 сентября 2015 года. Приложение №1 к постановлению Избирательной комиссии города Костромы от 23 июня 2015 года № 82/273 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kosizbirkom.ru/news. html (дата обращения: 11.02.2016)
8. Постановлением от 18 сентября 2015 года №108/477 Избирательной комиссии городского округа города Костромы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kosizbirkom.ru/news.html (дата обращения: 12.02.2016)
9. Постановление № 109/482 и Постановление № 109/ 480 от 23 сентября 2015 года Избирательной комиссии городского округа города Костромы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kosizbirkom.ru (дата обращения: 10.02.2016).
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2016
239