Данилина Ирина Викторовна
администрация Западного внутригородского округа
г. Краснодара
(e-mail: iradan74@mail.ru)
Муниципальные программы и их роль в формировании социокультурного пространства города
В данной работе на примере программы «Наказы избирателей» муниципального образования город Краснодар рассматриваются возможности формирования социокультурного пространства при реализации программ социально-экономического развития территории муниципального образования. Приводятся эмпирические характеристики процесса взаимодействия социума с исполнительной и представительной ветвями власти.
Ключевые слова: муниципальная программа, наказы избирателей, социальное участие, социокультурное пространство, социальная политика.
I.V. Danilina, Administration of Western District of Krasnodar; e-mail: iradan74@mail.ru
Municipal programmes and their role in sociocultural sphere formation in the city
The possibility of forming the sociocultural sphere within the social and economic development programme implementation of the municipality is being considered in the paper based on the example of the «Electoral Mandate» programme of the municipal city of Krasnodar. Empirical characteristics of the interaction process between the society and executive or representative branches of the authorities are highlighted.
Key words: municipal programme, electoral mandate, society participation, sociocultural sphere, social policy.
Развитие муниципальных программ является неотъемлемой составляющей модернизации бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления [1].
Масштабное применение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления началось с 2012 г. и было обосновано озвученным в июне 2011 г. Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ, в соответствии с которым были утверждены основные государственные программы.
В 2013 г. были приняты изменения в бюджетное законодательство: введены новые термины «государственная программа» и «муниципальная программа», заменившие понятие «долгосрочная целевая программа».
В 2015-2016 гг. на территории муниципального образования город Краснодар реализовы-валось 23 муниципальные программы, которые максимально охватывают все сферы деятельности органов местного самоуправления [2].
Программа по выполнению наказов избирателей - один из реально действенных способов решения наболевших проблем населения пу-
тем построения такой модели местного самоуправления, при которой пожелания «народным избранникам», данные на встречах и сходах граждан во время проведения предвыборных кампаний, реализуются органами исполнительной власти. При этом важно, что органы исполнительной власти несут ответственность (как того требует закон Краснодарского края от 14 мая 2002 г. № 483-КЗ «О наказах избирателей» [3]) за качество и сроки исполнения пунктов программы. Таким образом, формируется некая формула, отражающая взаимодействие органов представительной и исполнительной власти с населением. Конечной целью деятельности этого взаимодействия должен стать рост благоустроенности территории, удовлетворенности граждан проживанием на данной территории, а также удовлетворенность деятельностью органов власти и, как следствие, гармонизация социокультурного пространства для развития более доверительных отношений власти и населения.
Современные словари юридических терминов дают следующее определение слову «наказ». Это поручение избирателей своим депутатам в законодательном, представительном органе власти, имеющее обществен-
192
ное значение и одобренное в установленном порядке.
Жизнь показывает, что наказы избирателей -это не только волеизъявление граждан, но и реальная форма их участия в управлении территорией, а значит, в ее модернизации под современные потребности различных слоев населения и его возрастных категорий. Системность работы с наказами избирателей - один из принципов, лежащий в основе деятельности исполнительной и представительной власти. Именно наказы составляют основу целевых программ, реализуемых в экономике, жилищно-коммунальной и социальной сферах многих регионов, включая Краснодарский край. И это, в свою очередь, добавляет ответственности всем уровням власти перед населением. Наказы утверждаются на заседаниях городской Думы и обязательно проходят согласование с планами администрации муниципального образования, и это тоже очень важный момент, так как при этом они приобретают определенную финансовую составляющую.
Программа по выполнению наказов избирателей депутатам городской думы Краснодара представляет собой перечень мероприятий, сгруппированных по отраслям (образование, здравоохранение, культура, физкультура; жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство и озеленение; инженерная, социальная инфраструктура, дорожное хозяйство и проч.), в разрезе по избирательным округам, а также мероприятий, намеченных в рамках работы общественных объединений, с указанием по каждому мероприятию отраслевого (функционального, территориального) органа городской администрации, ответственного за его выполнение. В программе по выполнению наказов избирателей обязательно приводятся объемы финансирования мероприятий и сроки их реализации.
Отметим, что ключевым, исходным моментом в формировании конструктивного взаимодействия власти и населения, по мнению Е.Н. Заборовой [4], является создание режима широкой информированности и роста образованности населения.
По мнению ряда исследователей, одной из перспективных технологий взаимодействия власти и населения может стать технология социального участия.
Социальное участие - это особый способ выработки, принятия и реализации управленческих решений, предполагающий активное взаимодействие всех субъектов, которых затрагивает данное решение. Социальное участие получило распространение в США в на-
чале ХХ в. Идеологом практики вовлечения населения в процессы разработки и оценки принимаемых управленческих решений был английский социолог П. Геддс, который еще в середине 20-х гг. разработал два существенных принципа социального участия: принцип двойного информирования (специалисты информируют граждан о целях и планах городского развития, жители информируют об уровне жизни и своих запросах) и принцип взаимодействия в проектировании (специалисты разрабатывают базовые варианты проектов, жители оценивают эти варианты и выдвигают альтернативные предложения).
По нашему мнению, программа «Наказы избирателей» выступает не только общественным «индикатором» проблем на отдельно взятой территории, но и механизмом открытого диалога власти и населения в современной России и представляет как раз разновидность технологии «социального участия». Следовательно, должны быть и модели взаимодействия населения, органов исполнительной и представительной власти, и научно обоснованная эмпирическая логистика этих отношений в российском социокультурном пространстве. Практика показывает, что проблемы взаимодействия существуют, а степень их изученности крайне недостаточна.
При этом можно выделить некие «константы», опоры для создания таких моделей:
1. Цикличность отношений (сроки полномочий избранных депутатов и должностных лиц).
2. Системность работы с электоратом.
3. Непрерывность отношений власти и населения.
4. Ответственность власти за происходящие природные, экономические, социальные процессы.
5. Меняющаяся конъюнктура рыночной экономики и постоянная необходимость внедрения адаптационных механизмов для поддержки социально не защищенных слоев населения.
Сохраняющиеся риски усугубления геополитической напряженности в мире, неблагоприятных событий в международной финансовой системе и ухудшения конъюнктуры значимых для России товарных рынков могут, в свою очередь, проявиться в замедлении экономического развития, усилении волатильности инфляционной и курсовой динамики, снижении доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ограниченности объемов накопленных резервов [5].
6. Неоднородность населения и геополитические особенности территории.
193
Население как «актор» политического процесса неоднородно. Его можно рассмотреть в целом как социокультурную общность, но можно и в контексте его подразделения на структуры-группы (бизнесмены, общественные движения, территориальное общественное самоуправление и т. д.).
Если в России конца XIX в. в отличие от западноевропейских стран отсутствовали механизмы регулирования взаимоотношений между различными социальными группами и воздействия общества на политику государства, то XXI в. можно охарактеризовать «мультифор-матными» отношениями власти и населения, с устойчивым составом социальных институтов, институциональной экономикой, многообразием форм взаимодействия между ними. В конце XIX - начале XX в. общество было разделено на сословия (группы населения, имеющие особый правовой статус), сохранялась самодержавная форма правления, практически отсутствовал диалог между властью и обществом (не было представительных органов, свободы печати, запрещалась политическая деятельность). Сегодня существует определенная степень свободы и демократии, однако классовый состав и геополитические особенности остались прежними.
7. Государственное регулирование распределения бюджета (социально ориентированный бюджет).
Доля расходов, направляемых в 2016 г. на социальную защиту граждан и оказание социально значимых услуг (т.е. социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт), составила около 57% от суммарных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [5]. Аналогичная картина сохраняется в регионах и муниципалитетах.
8. Стандартные методы диалога власти и населения (собрания, сходы по месту жительства, личные обращения, участие в публичных слушаниях и т.д.) для коррекции наиболее острых проблем, вызывающих социальную напряженность.
Круг факторов, составляющих среду, в которой население проявляет свою гражданскую активность, достаточно широк (экономические, общие политические, исторические, правовые, культурологические, поселенческие и прочие факторы) [4]. Каждый из них заслуживает отдельного внимания. По нашему мнению, все они формируют социокультурное пространство города.
Многие исследователи считают, что для отношений с властью характерны слабость диалога
власти и народа, отсутствие опыта отстаивания собственных интересов через коллективные формы. Более популярны индивидуальные контакты (личный прием граждан, письменное обращение через приемные, административные жалобы). Однако опыт организации местного самоуправления в Краснодарском крае и, в частности, городе Краснодаре показывает достаточную степень открытости и прозрачности деятельности исполнительной и представительной власти, доказательством чему является огромное количество реализуемых на территории муниципального образования программ, в числе которых программа «Наказы избирателей» - главный аргумент активного диалога населения и действующей власти.
9. Уровни возможностей бюджетов (федерального, регионального, муниципального) оказать помощь гражданам, попавшим в трудную экономическую ситуацию. Здесь - обманутые дольщики, обеспеченность детскими садами, школами, инфраструктурой, зелеными зонами, инженерными сооружениями и коммуникациями и т.д.
10. Противоречия в законодательной сфере (делегирование полномочий муниципалитетам без установленных законодательством нормативов).
11. Участие граждан в принятии управленческих решений.
Традиционно в Российском государстве «допуск» населения к участию в управлении строго контролировался. Опасность абсолютизации, как полного народовластия, так и всевластия диктатуры доказана исторически. Стало очевидным, что вопрос участия населения в управлении - это вопрос меры такого участия, определяющей дальнейшую эффективность механизма и многообразия форм взаимодействия систем власти и населения.
12. Парламентское «сверхбольшинство» (режим безусловного доминирования партии власти).
В заключение следует отметить, что современное социокультурное пространство не может обойтись без качественно выстроенной социальной политики государства, региона, муниципалитета. Совокупность перечисленных выше факторов должна иметь логический строй и взаимообусловленность, тогда поиск решений в пользу формирования единого социокультурного пространства будет не столь затруднительным. На наш взгляд, на территории, где визуализируется и практически задействована структура эффективного взаимодействия (диалога) власти и населения, можно не про-
194
сто заниматься дальнейшим формированием, изучением и совершенствованием социокультурного пространства, но и его применением для воспитания качественно нового гражданского общества. Выделенные нами составляющие константы могут использоваться для построения новых, более эффективных моделей взаимодействия населения (гражданского об-
1. Володарская Е.П., Смирнова Н.К., Та-ланцев В. И. Программно-целевой метод как механизм реализации программ социально-экономического развития территории муниципального образования // Научные исследования и их практическое применение. Современная ситуация и пути развития. 2014. Октябрь. URL: http://www.sworld.education/ index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/ oct-2014 (дата обращения: 01.12.2016).
2. Программа социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2016 год / Администрация муниципального образования город Краснодар. Краснодар, 2015.
3. О наказах избирателей: закон Краснодарского края от 14 мая 2002 г. № 483-КЗ. URL: http://www.fpa.su/regzakon/krasnodarskiy-kray/ zakon-krasnodarskogo-kraya-ot-14-maya-2002-g-n-483-kz-o-nakazach-izbirateley/ (дата обращения: 01.12.2016).
4. Заборова Е.Н. Власть и население // Вопросы управления. 2014. № 1. URL: http:// vestnik.uapa.ru/en/issue/2014/01/5/ (дата обращения: 01.12.2016).
5. Бюджет для граждан к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2016 год». URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=94700 (дата обращения: 01.12.2016).
щества, социума) со всеми ветвями действующих управленческих структур(исполнительной и представительной власти). Причем постоянной в данной ситуации остается лишь названная функция (опция), а ее величина, объем или значение должны быть вариативными, поддающимися экономической, политической, культурологической и социальной коррекции.
1. Volodarskaya E.P., Smirnova N.K., Talantsev V.I. Program and target method as mechanism of implementation of program of social and economic development of the territory of the municipality // Scientific research and their practical application. Modern situation and ways of development. 2014. October. URL: http://www.sworld.education/index. php/ru/conference/the-content-of-conferences/ archives-of-individual-conferences/oct-2014 (date of access: 01.12.2016).
2. The program of social and economic development of the municipality the city of Krasnodar for 2016 year / Administration of the municipality the city of Krasnodar. Krasnodar, 2015.
3. About orders of voters: law of Krasnodar Region d.d. May 14, 2002 № 483-RL. URL: http:// www.fpa.su/regzakon/krasnodarskiy-kray/zakon-krasnodarskogo-kraya-ot-14-maya-2002-g-n-483-kz-o-nakazach-izbirateley/ (date of access: 01.12.2016).
4. Zaborova E.N. Power and population // Questions of management. 2014. № 1. URL: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2014/01/5/ (date of access: 01.12.2016).
5. The budget for citizens to the Federal law «About the Federal Budget for 2016». URL: http:// minfin.ru/ru/document/?id_4=94700 (date of access: 01.12.2016).
195