Юридические науки
УДК 351.745
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ
СЕРБИЯ
Т.М. Хусяинов, Московский университет им. С.Ю. Витте - филиал в г. Нижний Новгород; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
(Нижний Новгород, Россия).
А.И. Дударь, Московский университет им. С.Ю. Витте - филиал в г. Нижний Новгород; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
(Нижний Новгород, Россия)
Аннотация. В данной работе анализируется место сербской муниципальной полиции в структуре правоохранительных органов Республики Сербии и основные направления её деятельности.
Ключевые слова: муниципальная полиция, полиция Сербии, правоохранительные органы, местная полиция, сербская полиция.
Современный европейский город ежедневно сталкивается с большим числом различных проблем, в том числе связанных нарушением закона. Сокращение доли преступлений с высоким уровнем социальной опасности, повышение доверия населения, поощрение его участия в превентивной политике государства, содействие социально-экономическому росту путём создания безопасной и предсказуемой деловой среды. Один из предлагаемых вариантов снижения уровня преступности - создание муниципальной полиции.
Муниципальная (коммунальная или местная) полиция - правоохранительные органы, которые находятся под контролем местных властей и финансируется из местного бюджета. При этом, как правило, её компетенция ограничивается охраной общественного порядка и патрулированием территории населённого пункта. Эти полицейские силы, как правило, ответственны перед местными властями (муниципальными властями, городскими собраниями и т. п.). С точки зрения их роли в деятельности полиции они являются превентивной полицией — то есть силами предотвращения и профилактики правонарушений. Профилактическая деятельность является необходимым условием ограничение общего уровня преступности, и беспокойство о будущем страны.
В начале XXI века в Республике Сербия началась череда реформ во всех сферах. Серьёзные перемены, во многом, связаны с желанием стать членом Европейского Союза, для чего необходимо, кроме ряда экономических и социальных преобразований, обеспечить общественный порядок. С этой целью, 8 июля 2009 года на заседании 8-й внеочередной сессии Национального Собрания Республики Сербия был принят "Закон о муниципальной полиции" [1]. В качестве основной цели создания новой структуры было определено решение ряда местных проблем по обеспечению безопасности и общественного порядка, мирной жизни граждан.
Один из основных принципов в стратегии реформирования государственного управления в Республике Сербия - децентралиция, которая сопровождается укреплением потенциала местных властей, а введение муниципальной полиции проявляется как своего рода расширение полномочий местных властей по обеспечению правопорядка.
Муниципальная полиция (в соответствии со статьей 2 "Закона о муниципальной полиции") - организационная единица в пределах полномочий городского самоуправления, городской администрации или администрации конкретной области.
Сотрудники муниципальной полиции имеют своё особое место в системе безопасности Республики Сербия. При выполнении своих профессиональных задач и реализации полномочий сотрудники муниципальной полиции сотрудничают с полицией (статья 8 "Закона о муниципальной полиции"). В своей работе сотрудники муниципальной полиции служат юрисдикции города в определённых областях права, и имеют определённые полномочия для выполнения своих обязанностей, в том числе имеют право на принуждение, присущие "обычной" полиции. Полномочия муниципальных полицейский определяются в соответствии с "Законом о муниципальной полиции", а также внутренними документами, регулирующими порядок и условия для применения полицейских полномочий.
Местные власти имеют право создавать муниципальную полицию в качестве внутреннего структурного подразделения городского самоуправления. Количество сотрудников муниципальной полиции - должно пропорционально соответствовать количеству жителей города по данным последней переписи, так чтобы на каждые пять тысяч жителей приходилось не более одного муниципального полицейского (это связано с принципом экономии, а также для достижения равного количества муниципальной полиции во всех городах). Однако в конце января 2016 года, на рассмотрение Правительства Сербии был внесен законопроект об увеличении числа муниципальных полицейских. Подобное предложение было связано с тем, что их числа оказалось недостаточно для поддержания правопорядка. Например, в столице Сербии - Белграде число муниципальных полицейских составляет 300 человек, которые работают в 3 смены, т.е. единовременно на улицах города находится 100 муниципальных полицейских, что для города с населением 2 млн жителей не достаточно, что отметил мэр города, считая, что увеличение числа сотрудников муниципальной полиции - это инвестиция в будущее города.
Муниципальная и "обычная" полиция в Сербии отличаются прежде всего юрисдикциями. В то время как муниципальная полиция занимаются вопросами чистоты и другими задачами, которые входят в сферу деятельности самоуправления. «Обычные» полицейские занимаются обеспечением общественного спокойствия и порядка, безопасности и имущества граждан, а также предотвращают преступления и ловят преступников.
Цель муниципальной полиции состоит в том (в соответствии со статьей 1 "Закона о муниципальной полиции"), чтобы обеспечивать выполнение задач, которые находятся в ведении города. Возложение отдельных функций на муниципальную полицию требуется для того, чтобы освободить полицию от решения проблем, которые являются типичными для городской среды, и требуют гораздо большего взаимодействия с общественностью с минимальным применением силы.
Сотрудники муниципальной полиции не имеют права носить огнестрельное оружие. В отличие "обычных полицейских" сотрудники муниципальной полиции не может задержать нарушителя, если они показывают идентификационные документы (удостоверение личности). В случае правонарушения, лицу предъявившему документы выносится предупреждение или выписывается штраф. В тех же случаях, когда удостоверение личности отсутствует; правонарушитель отказывается прекратить свою незаконную
деятельность или оказывает сопротивление - муниципальный полицейский имеет право
W W |—к V
применить силу и доставить в полицейский участок. В случае, если муниципальный полицейский сталкивается с ситуацией серьёзного сопротивления или правонарушитель вооружен, он должен вызвать подкрепление в лице регулярной полиции, которые имеют табельное оружие.
В своей работе деятельность муниципальной полиции пересекается с юрисдикцией городских инспекций: строительной, автотранспортной инспекций и инспекцией по охране окружающей среды. Не смотря на то, что муниципальная полиция в своей деятельности выполняет некоторые функции отдельных муниципальных инспекций, возникает необходимость чёткого разграничения их функций, дабы они не дублировались, а система не бюрократизировалась. Так, можно сказать, что одна из задач сотрудников муниципальной полиции - содействие инспекторам, например, во время патрулирования по городу и препятствование нарушениям в сопредельных сферах: неправильная парковка, загрязнение окружающей среды и сброс строительного мусора, и пр.
Полномочия, которыми обладает муниципальная полиция для реализации своих функций: аутентификация граждан; предупреждение; досмотр людей и осмотр объектов; видео-наблюдение; а также использовать принудительных мер - устные распоряжения, физическая сила, дубинки, наручники.
Говоря о подготовке сотрудников для муниципальной полиции стоит отметить, что для это существует специальная образовательная программа. Кандидаты, которые будут отобраны в рамках конкурса, отправлены на профессиональное обучение и тренинги за счет местных властей. После профессиональной подготовки, кандидаты сдают экзамен.
Таким образом, мы видим место муниципальной полиции в Сербии: решение широкого круга проблем, возникающих в современном обществе. А юрисдикция чётко очерчена и не пересекается с работой регулярной полиции и других городских служб. Муниципальная полиция занимается прежде всего не раскрытием преступлений, а их профилактикой или пресечением, активно взаимодействует с населением, решает важные задачи связанные с городской инфраструктурой и нарушениями в этой сфере. Подобное разграничение полномочий позволяет регулярной полиции сосредоточить своё внимание на выявлении и раскрытии преступлений и других правонарушений.
Литература
1. Закон о комунално] полиции, Службени гласник РС бр. 51/09.
2. Закон о полиции, Службени гласник РС бр. 101/2005, 63/2009, одлука УС 92/11
3. Министарства унутраш^их послова. URL: http://www.mup.gov.rs/
4. Стефанович М. Организац^а и овлашпе^а комуналне полицае: Мастер рад. Ниш,
2015.
^ Husjainov Т.М., Dudar' A.l. Municipal'naja policija v pravoohranitel'noj sisteme V Respubliki Serbija II Nauka. Mysl'. - № 5-1. - 2016.
© Т.М. Хусяинов, 2016.
© А. И. Дударь, 2016.
© «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. This article analyzes the position of the Serbian municipal police in the structure of law-enforcement agencies of the Republic of Serbia and the basic directions of activity.
Keywords: municipal police, Serbian police, law-enforcement agencies, local police, police of Serbia.
— • — Сведения об авторе
Тимур Маратович Хусяинов, студент 6 курса Юридического факультета, Московский университет им. С.Ю. Витте - филиал в г. Нижний Новгород; аспирант кафедры философии, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).
Анна Ивановна Дударь, студентка 5 курса Юридического факультета, Московский университет им. С.Ю. Витте - филиал в г. Нижний Новгород; аспирант Института биологии и биомедицины, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).
— • —
Подписано в печать 10.04.2016.
© Наука. Мысль, 2016.