Научная статья на тему 'Мультимедийные средства обучения на уроке иностранного языка'

Мультимедийные средства обучения на уроке иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2493
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / МЫШЛЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / МОТИВАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / AUDIO-VISUAL INFORMATION / THINKING / PERCEPTION / PROJECT METHOD / MOTIVATION / LEARNING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арапова Светлана Андреевна

Рассматриваются преимущества использования мультимедийных технологий и ресурсов интернета в практике обучения иностранному языку в школе. В ней затрагиваются проблемы, возникающие при обучении рецептивным видам иноязычной речевой деятельности, излагаются особенности восприятия информации в мультимедийном формате, а также задачи, которые можно решать благодаря использованию мультимедийных технологий на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with advantages of use of multimedia technologies and the Internet resources in teaching foreign languages at school. It keeps in focus educational problems, connected with listening and reading, describes the peculiarities of information perception in a multimedia format a n d e ffe c t i v e n e s s o f m u l t i m e d i a technologies at the lessons of foreign languages.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные средства обучения на уроке иностранного языка»

Раздел III

Использование ИКТ в современном образовательном процессе

УДК 371.333:81 243

С.А. Арапова Мультимедийные средства обучения на уроке иностранного языка

Рассматриваются преимущества использования мультимедийных технологий и ресурсов интернета в практике обучения иностранному языку в школе. В ней затрагиваются проблемы, возникающие при обучении рецептивным видам иноязычной речевой деятельности, излагаются особенности восприятия информации в мультимедийном формате, а также задачи, которые можно решать благодаря использованию мультимедийных технологий на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: информация,

мультимедийные средства обучения, аудиовизуальная информация, мышление, восприятие, проектный метод, мотивация, эффективность обучения.

В национальной доктрине образования . федеральном стандарте подчеркивается необходимость применения в учебном процессе новых информационных технологий . позволяющих перейти к многообразному и непрерывному образованию. охватывающему весь период активной жизни человека [5]. Информационные технологии . основанные на применении мультимедийных средств обучения . обладают мощным потенциалом для интенсификации учебного процесса и повышения его эффективности.

© С.А. Арапова , 2012

В переводе с английского multimedia означает «многосредность». Мультимедийные информационные технологии позволяют реализовать доступность восприятия информации за счет параллельного представления ее в разных модальностях: визуальной и слуховой. Еще пару десятилетий назад печатный текст. основанный на принципе абстрагирования содержания от реального объекта. был основным источником информации.

Для печатного текста характерны такие особенности . как линейность. последовательность. иерархичность. При чтении происходит декодирование печатных знаков при движении от одной единицы информации к другой . что формирует соответствующие навыки мыслительной деятельности. определенный стиль мышления.

Мультимедийные средства обучения . объединяющие текст. графику . звук и видео. имеют иную структуру. Они направляют ход мыслей слушателя или зрителя не от одного абстрактного знака к другому . а создают модели узнавания . обращенные к чувственной стороне субъекта. Исходя из этого. можно предположить. что мультимедийные средства обучения не только позволяют реализовать на более высоком художественно-эстетическом уровне принцип наглядности . предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации. но также создают условия для формирования нового типа мышления . отличающегося от такового. сформированного на основе оперирования печатной информацией.

Для современного ученика экран монитора воспринимается как окно в но-

вый трехмерный мир. в котором образы реальных объектов действуют наряду с виртуальными моделями. Текстовый материал учебника уже не вызывает интереса . воспринимается как одномерная плоская субстанция. порождающая скуку и раздражение. Как при этом сохранить познавательную активность учащихся, обучая иностранному языку . где слово является ключевой единицей познания. а чтение выступает не только как цель . но и как и средство обучения? Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка позволяет решить эту и многие другие проблемы.

В практике преподавания иностранного языка мультимедийные средства обучения широко используются в сочетании с проектным методом. Во-первых . мультимедийные презентации позволяют учителю четко выстроить структуру урока . представить информацию в нужной последовательности. пропорциях и темпе . активизировать внимание учащихся. особенно в период его естественного спада (20 — 25 минут после начала урока). Во-вторых . использование мультимедиа позволяет восполнить недостаток реальной языковой среды . особенно при обучении аудированию. а также при знакомстве с социокультурными реалиями страны изучаемого языка.

Более того . представление иноязычной информации в мультимедийном формате активизирует слуховой и зрительный каналы восприятия. разнообразные по содержанию и модальности образы включаются в суждения и умозаключения. Все это позитивно влияет на формирование и усвоение понятий . доказательность и обоснованность суждений и умозаключений . установление причинно-следственных связей . облегчает запоминание . способствует закреплению полученных знаний . помогает запечатлеть логическую нить материала . систематизировать изученный материал.

Что касается обучения чтению. то здесь трудно переоценить возможности. кото-

рыми обладает Интернет. Его ресурсы богаты аудиовизуальной информацией . которую можно отбирать в соответствии с изучаемой темой . возрастом учащихся . найти истории. новостные ролики . подкасты . способные вызвать у школьников живой интерес . желание прослушать. прочитать и понять написанное. Актуальность выбранной информации способствует развитию мотивации. повышает качество обучения аудированию и чтению на иностранном языке . особенно при работе со старшеклассниками. Интересные по тематике и содержанию подкасты полезны и для развития навыков устной речи. так как вызывают желание обменяться мнениями . выразить собственную точку зрения (в отличие от быстро устаревающих текстов учебника). В ходе дискуссии тренируются навыки монологической и диалогической речи . умение спонтанно формулировать свои мысли на иностранном языке.

Е.С. Полат считает. что «... обучение . основанное на широком использовании ресурсов и услуг Интернет. информационных технологий . самостоятельная деятельность учащихся с ресурсами интернета могут оказать неоценимую услугу в интенсификации учебного процесса при решении таких задач . которые не могут быть адекватно решены иными способами» [4]. Использование интернет-ресурсов и мультимедиа в образовательном процессе открывает широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся . их самостоятельности. способствует усвоению знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. Согласно данным. полученным Г. Кирмайером. использование мультимедийных технологий повышает эффективность усвоения материала до 75% [2]. Иными словами . при использовании мультимедиа на уроке иностранного языка через интерактивность. структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося. активизация его познавательной деятельности

как на уровне сознания . так и на уровне подсознания.

Список литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 1997. 480 с.

2. Кирмайер Г. Мультимедия. М.: Малип, 1994.

3. Овчаров А.В. Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий [Электронный ресурс] URL:http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik /2000/ovcharov2.html (дата обращения 16.01.2012)

4. Полат Е.С. Дистанционное обучение: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1998. 192 с.

5. Федеральный государственный

стандарт основного общего образования: утвержден приказом министра

образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. М.: Просвещение,2011.

The article deals with advantages of use of multimedia technologies and the Internet resources in teaching foreign languages at school. It keeps in focus educational problems, connected with listening and reading, describes the peculiarities of information perception in a multimedia format a n d e ffe c t i v e n e s s o f m u l t i m e d i a technologies at the lessons of foreign languages.

Keywords: information, multimedia

technologies, audio-visual information, thinking, perception, project method, motivation, learning efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.