УДК 378.147:802.0
Э. М. Муртазина, Э. И. Куликова, Г. Г. Амирова, Р. В. Батыршина
ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ:
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА
Ключевые слова: дистанционное обучение, принцип интеграции, информационно-коммуникативные средства, профессиональная направленность, интенсификация учебного процесса, недостатки дистационного обучения.
Практика применения мультимедийной технологии обучения показала, что интерактивные мультимедийные технологии являются эффективным способом организации учебного процесса. Они обогащают процесс обучения, так как обладают значительным лингводидактическим потенциалом, компенсируют отсутствие естественной иноязычной среды и одновременно позволяют избежать негативных психологических состояний, свойственных ситуациям непосредственного межкультурного общения. Использование мультимедийной технологии позволяет готовить будущих специалистов к постановке и решению профессиональных задач через постановку и решение учебных задач, используя при этом активные методы обучения иностранным языкам.
Keywords: distance (remote) learning, integration principle, information and communication tools, professional orientation, intensification of the educational process, remote learning deficiencies.
The practice of using multimedia learning technologies has shown that interactive technologies are an effective way of organizing the educational process. They enrich the learning process due to having significant linguo-didactic potential for overcoming the lack of natural environment of foreign language and at the same time helping to avoid the negative psychological states peculiar to situations of direct cross-cultural communication. The use of multimedia technology allows to prepare future professionals for the formulation and solution of professional problems through the formulation and solution of educational problems, using active methods of teaching foreign languages.
Благодаря информационно -образовательной среде удаленного обучения на основе использования новейших образовательных технологий достигается постоянный обмен учебной информацией на расстоянии. Внедрение мультимедийных средств создает широкие возможности повышения качества дистанционного обучения иностранному языку.
Информатизация общества - характерное явление современности. Она одновременно вызывает к жизни и способствует развитию процессов глобализации, демократизации и открытию широкого доступа к образовательным услугам всех слоев населения вне зависимости от географического положения.
Мировая тенденция перехода к нетрадиционным, в том числе дистанционным формам получения знаний, формам и методам обучения сама по себе является следствием научно-технического прогресса. Использование информационно-коммуникативных технологий дает новые возможности для модернизации образования. Поэтому дистанционная форма обучения становится все более популярной и востребованной в нашей стране. Для многих дистанционная форма обучения является единственной возможностью получить желаемое образование. Причем, дистанционное образование является не только самостоятельной формой организации образовательного процесса, но и методом обучения в других видах образования.
Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений [1,3]. Дистанционное образование является достаточно новой образовательной
формой, но уже сейчас наметилась тенденция к тому, что в ней с успехом реализуется принцип интеграции всего лучшего, что было накоплено в педагогике, а также к использованию всех передовых информационных технологий, благодаря которым происходит постоянный обмен учебной информацией на расстоянии [5].
Следует, однако, иметь в виду, что дистанционное обучение имеет целый ряд принципиальных отличий от традиционного обучения, что может создавать определенные трудности как для обучаемых, так и для педагогов. «Дистанционное обучение представляет собой вид обучения, при котором преподаватель и обучающиеся разделены пространством и временем, но имеют возможность осуществлять обмен различного рода информацией (учебной, организационной, административной,
неформальной и др.) на расстоянии посредством современных информационно-коммуникативных средств» [3:24].
Из этого определения становятся очевидными возможные слабые моменты в организации дистанционного обучения:
^ Короткое время сессии, которое затрудняет проявление со стороны преподавателя человеческой поддержки и реагирования на индивидуальность студентов. Многие зарубежные образовательные учреждения отмечают негативные результаты, если дистанционное обучение идет без психолого-педагогической поддержки [1: 52-53]. Не всем обучаемым легко удается выполнить определенную учебно-познавательную деятельность и приобрести соответствующие знания, умения, навыки. Многим требуется педагогическая помощь и психологическая поддержка. Следовательно,
педагогу дистанционного обучения необходимо поддерживать постоянную связь со студентами-заочниками, используя для этого возможности Интернет.
■ Заочная форма обучения предъявляет повышенные требования к самостоятельной работе обучаемых. Необходимо выработать эффективный алгоритм организации самостоятельной учебной деятельности, который, по определению, должен быть индивидуальным для каждого обучаемого. Следовательно, педагог дистанционного обучения должен выполнять функции тьютора, умеющего организовать и управлять самостоятельной работой обучаемого. В этом, как справедливо отмечает ДерекРаунтри, навыки самоорганизации педагога играют существенную роль [2].
■ Научные основы подготовки и проведения обучения на расстоянии с использованием современных информационно-технических и коммуникационных средств находятся в отечественном образовании на стадии становления. В этих условиях важным является как изучение теории и практики дистанционного обучения, так и опора на богатый опыт отечественной психолого-педагогической школы.
■ И, наконец, все еще наблюдается определенная отсталость как педагогов, так и обучаемых в освоении современных информационно-технических и коммуникационных технологий. Здесь, помимо общего владения современными коммуникационными технологиями, требуется контекстная, ориентированная на конкретный предмет, разработка наиболее эффективных средств и методов дистанционного обучения.
Имеющее место в настоящее время разнообразие методов преподавания иностранного языка в учебных заведениях различных типов дает возможность применять все виды средств обучения, в том числе компьютерные электронные курсы.
Как высказываются многие исследователи, потенциал Интернета неисчерпаем, в том числе и в области дистанционного обучения иностранному языку [4,6,7]. На данном этапе в процессе обучения языкам преобладает использование сети Интернет в качестве справочно-информационной системы. Следует отметить, что Интернет особенно благоприятен для организации самостоятельной и индивидуальной работы.
В целом, говоря об использовании мультимедийных средств обучения, можно констатировать, что сегодня в преподавании иностранных языков применяются:
■ ресурсы сети Интернет (текстовая, видео и аудио информация, форумы, электронная почта, чаты, телеконференции);
■ электронные лексикографические источники (сетевые и локальные версии);
■ мультимедийные (электронные) учебники и интерактивные книги для преподавания и изучения иностранных языков;
■ элементы искусственного интеллекта (экспертные системы, интеллектуальные агенты).
Мультимедиа как совокупность
компьютерных технологий одновременно использует несколько видов информации: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое
сопровождение и одновременно требует наличия целого ряда технических средств обучения, таких как МП3 плееры, теле-видео аппаратура, компьютеры и ноутбуки, аудио-колонки, проекторы и интерактивные доски [8,9].
В процессе подготовки специалистов в системе дистанционного обучения иностранному языку мы не только обеспечиваем их готовыми Интернет-ресурсами, но и учим их работать со специально созданными учебными Интернет-ресурсами, известными как «хот лист» (от англ. hotlist), «трежахант» (от англ. treasurehunt), «сабджект семпла» (от англ. subjectsampler), «мультимедиа скрэпбук» (от англ.
multimediascrapbook) и «вебквест» (от англ. webquest).
Хотлист - «список по теме» представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме.
Мультимедиа скрепбук - «мультимедийный черновик » является коллекцией мультимедийных ресурсов, где помимо текстовых сайтов содержатся ссылки на фотографии, аудиофайлы, видеоклипы и графическую информацию.
Трежахант - «охота за сокровищами» содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме, при этом каждая ссылка содержит вопросы по содержанию сайта, и с их помощью преподаватель направляет поисково-познавательную деятельность студентов.
Сабджектсэмпла также содержит ссылки на различные материалы сети Интернет и характеризуется обсуждением социально значимых и дискуссионных тем, во время которого обучаемые демонстрируют умение выразить и аргументировать свое собственное мнение.
Вебквест - самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов, это сценарий организации проектной деятельности студентов по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя элементы всех четырех упомянутых ресурсов и предполагает сложную структуру, когда студенты делятся на группы, изучают и обсуждают определенный аспект темы в режиме Интернет-общения.
Говоря об использовании информационных и коммуникационных технологий при дистанционном обучении, необходимо упомянуть термин Веб 2.0 (Web 2.0), который используется для описания ресурсов второго поколения «всемирной паутины». Особенностью Веб 2.0 является ее интерактивный характер, привлечение пользователей к наполнению и многократной выверке содержимого сайтов. Такие технологии, как вики, блоги, подкасты и другие являются компонентами Веб 2.0 и широко используются нашими студентами.
Вики - веб-сайт, структуру и содержание которого преподаватели и студенты могут сообща
изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом (крупнейший и известнейший вики-сайт - Википедия).
Блог - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерна возможность публикации отзывов и комментариев, что делает их средой сетевого общения.
Одним из высокоэффективных средств интерактивного обучения через Интернет являются электронная переписка и электронные консультации при выполнении контрольных заданий. Такие консультации способствуют интенсификации учебного процесса и решают многие организационные вопросы. На этом этапе наиболее ярко проявляется профессиональная направленность постановки и решения учебных задач.
В заключение необходимо отметить, что многолетняя практика применениямультимедийной технологии обучения показала, что интерактивные мультимедийные технологии являются
эффективным способом организации учебного процесса. Они обогащают процесс обучения, так как обладают значительным лингводидактическим потенциалом, компенсируют отсутствие
естественной иноязычной среды и одновременно позволяют избежать негативных психологических состояний, свойственных ситуациям
непосредственного межкультурного общения.
Использование мультимедийной технологии позволяет готовить будущих специалистов к
постановке и решению профессиональных задач через постановку и решение учебных задач, используя при этом активные методы обучения иностранным языкам.
Литература
1. Булатова, И.М.. // Вестник Казан. технол. ун-та.-№3. - С. 407-415.
2. DerecRowntree. Exploring Open and Distance Learning. London, 1992.
3. Зайченко,Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие./ Т.П. Зайченко // М.: Просвещение, 2004.- 320 с.
4. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах./ Т.В.Карамышева. - Спб. - 2001. - С. 27-38.
5. Концепция создания и развития дистанционного образования в России: Приложение к Постановлению № 6 от 31 мая 1995г./ Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.
6. Мифтахова, НХ. // Вестник Казан. технол. ун-та.-2010.- № 3. - С. 436-443.
7. Раицкая, Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования: Монография./Л.К. Раицкая. - М. - 2007. - 216 с.
8. Роберт, И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактическая проблема, перспектива использования/ И.В.Роберт// Информатика и образование. - 1991. - № 4. - С.18-25.
9. Романов Д.А. Вестник Казан. технол. ун-та, 14, 22, 350-352 (2011).
© Э. М. Муртазина - канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, [email protected]; Э. И. Куликова - ст. препод. той же кафедры; Г. Г. Амирова - канд. пед. наук, доц. той же кафедры; Р. В. Батыршина - ст. препод. той же кафедры