Мы согласны с мнением В. П. Петрова, С. В. Петрова [2] о том, что в России традиционно информационная безопасность обеспечивалась прежде всего с помощью ограничения доступа к информации, причем информационные действия носили по-преимуществу оборонительный характер. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» внесла некоторые коррективы в сложившуюся ситуацию. «Наступательные действия с использованием честной информации» как никогда необходимы России сегодня, при сложившейся непростой международной обстановке.
Информационная безопасность личности может быть обеспечена:
1) за счет развития законодательной базы в информационной сфере, учитывающего изменения, быстро происходящие в данной сфере, и строгого контроля соблюдения принятых законов;
2) за счет развития информационной культуры населения (обучение приемам защиты от опасной информации, привитие навыков рационального использования информационных технологий и производства информации);
3) за счет международного сотрудничества в информационной сфере (принятие соглашений, устанавливающих общую точку зрения по проблемам информационно-психологической безопасности, обязательных к выполнению на межгосударственном уровне).
Кто владеет информацией, тот владеет миром. В настоящее время эта фраза особенно актуальна. Каждый человек и общество в целом должны заботиться о своей информационной безопасности, а государство должно обеспечить меняющуюся в соответствии с требованиями времени правовую базу информационной безопасности личности, общества и собственной, ибо эти три компонента взаимозависимы и представляют собой единую информационную систему.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 28 сент. -№ 187.
2. Петров, В. П. Информационная безопасность человека и общества: учеб. пособие / В. П. Петров, С. В. Петров. - М.: ЭНАС, 2007.
3. Сиротский, А. А. Информационная безопасность личности и защита персональных данных в современной коммуникативной среде [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности: интернет-журнал. - 2013. - Вып. 4 (50). - Электрон. дан. - Режим доступа: //http:ipb.mos.ru/ttb.
4. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - 2006. - № 4131.
УДК 378 ББК 74.484.7
С. В. Петрова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕДИАТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация. В статье уточняется термин «медиатворчество» с учетом особенностей деятельности учителя в процессе курсовой подготовки. Автором рассмотрены разновидности медиа-творчества учителя, этапы и критерии их формирования.
Ключевые слова: мультимедийный проект, медиатворчество, повышение квалификации.
S. V. Petrova
MULTIMEDIA PROJECTS IS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF MEDIA CREATIVITY OF TEACHERS OF ART IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM
Abstract. In article the term "media creativity" taking into account features of activity of the teacher in the course of course preparation is specified. The author considered kinds of media creativity of the teacher, stages and criteria of their formation.
Key words: multimedia project, media creativity, professional development.
Современное общество выдвигает высокие требования к личности учителя искусства как активного творца образовательного пространства, которому недостаточно владеть теорией, методикой и дидактикой своего предмета. Современный учитель ИЗО, музыки, МХК должен погружаться в непрерывный созидательный творческий процесс средствами современных медиа, то есть погружаться непрерывный процесс медиатворчества в течении всей педагогической деятельности.
H. Ф. Хилько определяет процесс медиатворчества как «процесс созидательной деятельности в медийной сфере и его предметные результаты; взаимосвязанные процессы проективной деятельности и производства медиатекстов» 8]. С точки зрения М. В. Кузьминой, медиатворчество - это не только художественная, или точнее художественно-публицистическая или художественно -коммуникативная деятельность. Медиатворчество предполагает более широкое пространство технических средств, включающих радио, телевидение, печать, аудиозапись, компьютерную графику и т.д. [3]. Создание творческих профессиональных доминант деятельности учителя искусства и его включение в процесс медиатворчества являются основной задачей системы повышения квалификации. Мы полагаем, что деятельность в процессе работы над проектом ШеЫвляется формирует эффективную среду формирования и развития медиатворчества.
Рассматривая деятельность учителя искусства при работе с медиа как непрерывный творческий процесс в образовательном пространстве, мы полагаем, что необходимо скорректировать термин «медиатворчество». Учитывая особенности творческой деятельности учителя искусства и целевые доминанты его работы целесообразно ввести термин «педагогическое медиатворчество». По нашему мнению, это особая форма творческого познания, создания и сочетания электронных мультимедийных медиатекстов. В связи с этим процесс медиатворчества является неотъемлемой частью процесса профессиональной деятельности учителя музыки, ИЗО, МХК и выражается в осознанном креативном восприятии и оценивании медиатекстов образовательного назначения. Таким образом, мы можем сформулировать термин «педагогическое медиатворчество» как непрерывный креативно-конструкторский процесс в течение всей педагогической деятельности учителя и, прежде всего, в системе повышения квалификации, в значительной степени определяющий степень его профессионального и творческого развития. Решением проблемы развития педагогического медиатворчества учителей искусства в системе повышения квалификации мы предлагаем через погружение учителя в проектную деятельность Intel.
Опираясь на исследования Н. Ф. Хилько [8], А. В. Федорова [7], Ю. Н. Усова [6], мы можем выделить следующие разновидности педагогического медиатворчества учителя искусства при работе с проектом Intel:
I. Семантическая разновидность педагогического медиатворчества. Выраженная в умении учителя адекватного восприятия готовых педагогических медиатекстов, умении анализировать методические и дидактические особенности и степень применимости их в образовательном пространстве, прослеживать уникальную структуру и замысел, предложенный автором.
2. Перцептивная разновидность педагогического медиатворчества. Отражающая умение анализировать валидность образовательных результатов готовых учебных медиатекстов, адаптировать и трансформировать готовые медиатексты в соответствии с собственными профессиональными целями, «проживать» образовательный процесс, предложенный в медиатексте.
3. Инициативная разновидность педагогического медиатворчества. Формируется в процессе создания собственных медиаобъектов и образовательных сред, затрагивающая умение выстраивать логическую структуру из медиатекстов, устанавливать их целостную взаимосвязь в единстве целей и задач учебного предмета.
Основываясь на исследования А. В. Федорова [7], Ю. Н. Усова [6], Н. Ф. Хилько [8], мы можем определить этапы развития педагогического медиатворчества учителя искусства при погружении в работу с проектом Intel:
1. Пропедевтический этап. Осознание и обоснование необходимости использования медиатек-стов в процессе создания проекта. Сопровождается становлением и развитием семантической формы педагогического медиатворчества в процессе знакомства учителя с особенностями структурных компонентов, понятийного аппарата и особенностями медийных образов готового медиатекста.
2. Аксиологический этап. Направлен на поиск и обработку материала, который будет использован при разработке медиатекста учебного назначения. Сопровождается развитием перцептивной формы педагогического медиатворчества в процессе «проживания» образовательной практики готового медиатекста. Данный этап подразумевает развитие умения учителя к вычленению и четкой аргументации положительных и отрицательных особенностей образовательного медиа-текста. На этом этапе учитель должен сформировать способность к выявлению доминанты влияния на психику ученика и способы усиления образовательного эффекта, заложенного автором.
3. Конструкторский этап. Определение структуры элементов проекта (взаимосвязь отдельных документов, созданных средствами облачного сервиса, размещение документов на сайте и др.) и анализа соответствия содержания материала выбранной структуре. Успешное прохождение этого этапа во многом зависит от степени развития семантической и перцептивной формы педагогического медиатворчества, а также достаточного уровня знаний и умений использования
новых медиа. Учитель на этом этапе также должен обладать высоким уровнем медиакомпе-тентности.
4. Деятельностный этап. Создание проекта, на котором формируется эффективная среда для творчества современного педагога. Отличается развитием инициативной формы педагогического медиатворчества в процессе созидательной деятельности учителя. Данный этап отличается высокой степенью открытости творческого потенциала личности учителя. Необходимым условием успешного развития педагогического медиатворчества на этом этапе является наличие у учителя умений и навыков работы с виртуальной мультимедийной средой и средствами ИКТ.
5. Аналитический этап. Организация активного образовательного пространства при помощи игровых, диалоговых и тренинговых методик. Использование различных средств мониторинга учебного процесса. Таким образом, данный этап повторяет по своей форме и смыслу действия пропедевтического и аксиологического этапов, только объектами исследований учителя являются уже не чужие, а свои медиатексты.
Все сказанное позволяет нам выделить критерии сформированности педагогического медиа-творчества учителя искусства в процессе создания проекта.
Критерии развития семантической формы педагогического медиатворчества:
• умение производить отбор материала в соответствии с образовательными целями медиатекста;
• умение эффективно оценивать учебный материал по степени его применимости в контексте создания учебных медиатекстов;
• умение оценивать значимость готовых медиатекстов в контексте особенностей образовательных целей учебного предмета.
Критерии развития перцептивной формы педагогического медиатворчества:
• владение теоретическими основаниями и принципами разработки учебного медиатекста, а также приемами и способами его применения в учебной деятельности;
• способность прогнозировать валидность образовательных результатов готовых медиатекстов;
• способность адаптировать готовый медиатекст для своей образовательной практики не изменяя его основной структуры и ключевой задумки автора;
• способность мысленно конструировать и оценивать образовательный процесс на основе использования готовых медиатекстов;
Критерии развития инициативной формы педагогического медиатворчества:
• способность проектировать собственный образовательный медиатекст и анализировать его практическую эффективность;
• способность выстраивать логическую структуру смысловой, методической и материальной взаимосвязи созданных медиатекстов;
• способность прогнозировать ключевые моменты и особенности использования медиатекста в процессе его создания;
• критически оценивать доминанты влияния на психику ученика в образовательных целях и регулировать эффективность этого воздействия в процессе создания медиатекста.
Развитие педагогического медиатворчества учителя искусства наиболее эффективно в процессе самостоятельной работы над мультимедийными проектами. К. Т. Алдияров и А. М. Байгано-ва утверждают, что метод проектов с использованием технологий мультимедиа обеспечивает условия для самореализации при выполнении обязательного цикла действий: разработка темы, моделирование, анализ выполненного проекта, коретировка результатов, защита [1]. И. В. Жакулина акцентирует внимание на том, что в состав учебного мультимедийного проекта могут входить рисунки, аудио- и видеозаписи, различные тексты, что позволяет учителю искусства в процессе работы над ним в процессе повышения квалификации совершенствовать свои профессиональные и творческие компетенции [2].
В системе повышения квалификации учитель искусства работает над созданием мультимедийных проектов к уроку с использованием интерактивной доски, информационно-коммуникационных технологий, сред и средств удаленного доступа и сетевых ресурсов. Процесс работы над мультимедийными проектами отражает содержание курсов повышения квалификации: «Создание эффективной образовательной среды средствами интерактивной доски», «Профильное обучение на основе метода проектов Web-Quest», «Мониторинг предметных результатов учебной деятельности» и другие. Тем не менее, наиболее эффективная среда для развития медиатворчества учителя искусства формируется в процессе работы с проектами Intel. Повышенная практическая направленность проектной деятельности Intel на основе использования программных и технических компьютерных средств позволяет формировать такие умения и качества учителя XXI-го века, как ответственность и адаптивность, коммуникативные умения, креативность и любознательность,
критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение ставить и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальная ответственность [9].
Каждое из этих качеств реализуется и развивается в определенном модуле работы с проектом, связанных с выбором и созданием среды обучения, созданием собственной публикации при знакомстве с проектом, разработкой направляющих вопросов и различных методов оценивания, разработкой дидактических электронных материалов, взаимной рефлексии эффективности работы в проекте и т.д. Модульная система работы с проектом позволяет учителю искусства более глубоко погрузиться в исследовательскую проектную деятельность и способствует успешному развитию всех разновидностей педагогического медиатворчества.
Работа над проектом Intel начинается с модуля, направленного на «обучение с использованием метода проектов» и имеет задачей знакомство с методом проектов и обоснование его основных идей, что способствует развитию семантической разновидности педагогического медиатвор-чества в процессе осмысления готовой информации по проекту. Последующие два модуля: «планирование учебного процесса» и «организация совместной деятельности по проекту в сети Интернет» нацелены на совместную работу учителей искусства и позволяют создать эффективную среду для продолжения развития семантической разновидности педагогического медиатворчества, но и закладывают предпосылки для формирования перцептивного медиатворчества.
Модули проектной деятельности Intel, направленные на «создание продуктов проектной деятельности учащихся» и «создание материалов по сопровождению и поддержке проектной деятельности» позволяют реализовать инициативную разновидность педагогического медиатворчест-ва в процессе создания результатов проектной деятельности и способствует дальнейшему развитию перцептивной разновидности медиатворчества в результате осмысления учителем результатов своей работы с позиции ученика. Очевидно, что деятельность учителя при работе с проектом на курсах повышения квалификации многогранна и разнообразна, и, тем не менее, имеет основную направленность на реализацию творческого компонента личности средствами информационно-коммуникационных технологий.
Н. Н. Огольцова дает высокую оценку значимости деятельности учителя в системе дополнительного профессионального образования для развития его личностных и профессиональных качеств путем реализации мультимедийных проектов. Исследователь уверена, что путем интеграции мультимедийных технологий и элементов проектного метода в процессе повышения квалификации учителя приводит к развитию его медиакультуры [4]. Мы полагаем, что на сегодняшний день недостаточно формирование у учителя высокого уровня медиакультуры, необходимо более глубокое и гармоничное развития его личности. Основные принципы и формы проектной деятельности эффективно реализуются в проектах Intel в системе повышении квалификации учителя искусства.
Таким образом, деятельностный подход в процессе интеграции мультимедийных технологий в проектный метод, эффективно реализующийся в рамках проекта Intel, приводит к развитию медиакультуры и педагогического медиатворчества учителя искусства. Работа учителя искусства над проектом на курсах повышения квалификации формирует оптимальные условия для развития его педагогического медиатворчества в процессе самостоятельной профессиональной педагогической деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алдияров, К. Т. Мультимедийные проекты как средство профессионального образования [Электронный ресурс] / К. Т. Алдияров, А. М. Байганова. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.infostrategi.ru.
2. Жакулина, И. В. Мультимедийный проект [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://metodisty.ru.
3. Кузьмина, М. В. Образовательное видео и образовательная блогосфера, медиаобразование, медиакультура, информационные технологии [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://mediatvorchestvo.blogspot.com.
4. Огольцова, Н. Н. Мультимедийные проекты как средство повышения квалификации педагогов: дис. ... канд. пед. наук / Н. Н. Огольцова. - Новокузнецк, 2007.
5. Сопова, Е. И. Информатизация образования: проблемы и возможности. Роль учителя в информационном обществе [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://festival.1september.ru.
6. Усов, Ю. Н. Основы экранной культуры / Ю. Н. Усов. - М., 1993.
7. Федоров, А. В. Медиаобразование будущих педагогов / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Ю. Д. Кучмы, 2005.
8. Хилько, Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности: монография / Н. Ф. Хилько. - Омск: Изд-во Сибир. ф-ла Рос. ин-та культурологии, 2001.
9. Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: учеб. пособие. - М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.