Учебные программы
Программа учебного курса «Медиаобразование в системе работы учителя мировой художественной культуры»
( для отделения «Культурология, мировая художественная
культура»)
Автор программы - М.А. Фоминова, кандидат педагогических наук, доцент
Московский институт открытого образования. Кафедра эстетического образования и культурологии.
Специальность: «Учитель культурологии и мировой художественной культуры».
Учебно-тематический план по программе «Медиаобразование в системе работы учителя мировой художественной культуры». Цель: профессиональная переподготовка.
Категория слушателей: учителя образовательных учреждений города. Москвы, ведущие преподавание предметов эстетического цикла и культурологии. Срок обучения: два года.
Форма обучения: очно-заочная. Режим занятий: три раза в неделю._
№ Наименование разделов, дисциплин, тем Всего час. В том числе Ф о р м а к о н т р о л я
Лекц ии ВТЗ, стажиров ка, деловые игры и др. Практические, лабораторные, семинарские занятия
1. Понятие «Медиаобразование». Аудиовизуальная информация как компонент формирования образовательной среды 6 6
2. Школьный проект по мировой художественной культуре как способ организации образовательной деятельности по предмету на основе методик масс-медиа 6 6
ИТОГО: 12 6 6
Пояснительная записка
Курс «Медиаобразование в системе работы учителя мировой художественной культуры» рассчитан для включения в программу переподготовки педагогических кадров для формирования представлений о системе методических приемов, направленных на активизацию образовательной деятельности учащихся в условиях информационного общества.
Цель данного курса - сформировать у слушателей основы медиакультуры/медиакомпетентности и освоить методику средств масс-медиа в систему работы учителя мировой художественной культуры, а также ввести понятие «медиаобразование» в контекст общепедагогического направления, связанного с формированием навыков восприятия и интерпретации информации, передаваемой по каналам масс-медиа. Исходной точкой в этом направлении является ситуация, когда основное представление о художественной культуре современные школьники получают по различным каналам масс-медиа. Отсюда возникает необходимость формирования культуры потребления информации и развитие навыков восприятия, передаваемой по этим каналам связи.
Для программы отбирается материал, характеризующий основные средства массовой коммуникации, формируются общие подходы к использованию возможностей масс-медиа в процессе освоения мировой художественной культуры. Программа строится таким образом, чтобы слушатели не только получили необходимую информацию о принципах использования информации, передаваемой по каналам масс-медиа, но и сами активно освоили медийную методику в педагогической практике. Программа курса предусматривает решение ряда задач:
- ознакомление с основными видами медиа с учетом психологии их восприятия;
- формирование методических умений и навыков использования медиа в соответствии с содержанием образовательной деятельности;
- формирование медиакультуры/медиакомпетентности в процессе общения с медиа.
Краткое содержание курса
Современное образование характеризуется резко изменившимся информационным контекстом. Школа, перестав быть ведущим источником информации, должна помочь учащимся научиться ориентироваться в мощном информационном потоке, сформировать умения критического осмысления потребляемой информации. Поэтому в данный курс вводятся основные представления о медиаобразовании как направлении в современной педагогике, направленном на понимание необходимости формирования умений и навыков культуры потребления информации и ее использования в учебном процессе. С другой стороны, информационное общество привнесло в практическую педагогику методы, которыми оперируют медиа, что позволяет сделать учебный процесс не только более разнообразным, но и направленным на самостоятельную развивающую
деятельность учащихся. Материал данного курса показывает некоторые возможности применения этих методов. Программа из двух блоков:
Тема 1. Понятие «Медиаобразование». Аудиовизуальная информация как компонент формирования образовательной среды - 6 часов.
Общая характеристика масс-медиа, передающих аудиовизуальную информацию, составляющих основу средств обучения современного образования. Психолого-педагогические аспекты восприятия аудиовизуальной информации. Формирование представления о медиаобразовании как направлении в педагогике, связанного с умениями и навыками восприятия, оценки и интерпретации информации, получаемой по разным каналам связи - 2 часа.
Проектирование творческой работы на уроке мировой художественной культуры на основе материалов, полученных по медийным каналам. Развитие умений критического мышления. Полный цикл создания тематической рекламы от проектирования до защиты работы - 4 часа.
Тема 2. Школьный проект по мировой художественной культуре как способ организации образовательной деятельности по предмету на основе медийных методик - 6 час.
2.1.Своеобразие учебного проекта как особой формы организации учебной деятельности. Виды проектной деятельности. Значение проектной деятельности в преподавании мировой художественной культуры. Интегративные процессы при проектной работе. Значение масс-медиа на отдельных этапах выполнения проекта - 2 часа.
2.2. Методика использования телевидения, видеозаписи, печатных изданий, сети Интернет при работе над проектом - 2 часа.
Методика защиты проекта на основе вариативного подхода к проекту. Анализ практической работы. Роль рефлексии в проектной деятельности - 2 часа.
Список рекомендуемой литературы Монографии, учебные пособия
Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. 55 с. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект-пресс, 2005. 176 с.
Бакулев Г.П. Основные концепции массовой коммуникации. М., 2002.
Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та,
2002. 87 с.
Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005. 188 с.
Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Изд-во РИП-Холдинг, 2004. 174 с.
Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. Ростов: Изд-во Международ. ин-та журналистики и филологии, 2000. То же: Ростов: Март, 2003. 432 с.
Бондаренко Е.А. Творческая реабилитация средствами медиакультуры. Омск, 2001.
Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. Омск: Изд-во Сибир. филиала Рос. ин-та культурологии, 2000. 91 с.
Брайант Дж., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004. 432 с. Буданцев Ю.П. Парадигма массовой коммуникации. М., 2001.
Воронина Т.П., Кашицын В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1996.
Голдякин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М.: Аспект-пресс, 2004. 141 с.
Журналистика и медиаобразование в XXI веке/Под ред. А.П.Короченского. Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2006. 368 с.
Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ? М., 1999. Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. М.: ВЛАДОС, 2001. 272 с.
Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников. М., 2001. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М.: Профиздат, 2002. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
Ковшарова Т.В. Экология и мультимедиа (авторская программа курса). Иркутск: Изд-во Иркутск.
Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое
медиаобразование. СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. 240 с.
Луман Н. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005. 280 с.
Макаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.
Маклюэн М. Понимание медиа. М.; Жуковский, 2003.
Медиакультура. Программа для 1-11 кл. //Основы экранной культуры. Медиакультура. Сб. программ/Под ред. Ю.Н.Усова. М., МИПКРО, 1996.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Отв. ред. А.В.Федоров. М.:
Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. 80 с.
Медиаобразование. М., МИПКРО, 1996.
Моль А. Социодинамика культуры. М.: КомКнига, 2005.
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. М., 2003.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. М., 1999.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. М., Просвещение, 1983.
Поличко Г. А. Киноязык, объясненный студенту. М.: Русское слово, 2006. 201 с. Преподаем журналистику: взгляды и опыт (Медиаобразование: концепции и перспективы) /Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2006. 152 с. Романовский И.И. Масс-медиа. Словарь терминов и понятий. М.: Изд-во Союза журналистов России, 2004. 480 с.
Селевко Г. К Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
Содержание, формы и методы медиаобразования в СССР (аннотированный библиографический указатель). М.: АПН СССР, 1991.
Солопова Н. К. Подготовка учителя-предметника в системе повышения квалификации к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. ... канд. педаг. наук. Тамбов, 1997.
Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка/Под ред. А.В.Шарикова. М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994.
Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе в школе. Методическое пособие для учителя/ Под ред. Е.С.Полат М.: Российская Академия образования, 1993. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во МГИМО, 2000.
Федоров А.В. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. СБ. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР. 708 с. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 270 с.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог, 2002. 266 с.
Хилько Н. Ф. Аудиовизуальная культура: Словарь. Омск: Изд-во Сиб. фил. Рос. ин-та культурологии, Омск. гос. ун-т, 2000. 149 с.
Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. 96 с.
Чурсин Н.Н., Нейман Е.М., Демидович Е.П. Информационное обеспечение учебного процесса в высшей школе (обзор зарубежной литературы). М., 1984. Шариков А.В. , Фазульянова С.Н., Петрушкина Е.В. На пути гармонизации медиа и общества (медиаресурсы и медиаобразование в школах Самары). Самара, 2006. 50 с. Шариков А.В. Концепция медиаобразования во II ступени средней общеобразовательной школы. М.: АПН СССР, 1991.
Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Академия педагогических наук СССР, 1991.
Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., 1997. Ястребцева Е.Н. Школьная медиатека. М., 1993.
Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М: Проект Гармония, 2001. 216 с.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция - центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. М: Федерация Интернет-образования, 2001. 240 с.
Статьи в журналах и научных сборниках Баженова Л.М. Изучение экранных искусств в начальной школе//Начальная школа.
2000. № 1. С.21-24.
Баженова Л.М. История лаборатории экранных искусств в контексте медиаобразования//Медиаобразование. 2007 N 2. С.19-51.
Баженова Л.М. Медиаобразование младших школьников//Искусство и образование.
2001. № 4. С.65-67.
Баженова Л.М. Основы экранного искусства в школе//Искусство в школе. 2002. № 4. С. 84-89. № 5. С.56-62.
Баженова Л.М. Основы экранной культуры. Программа для 1-1У классов//Искусство в школе. 2005. №1. С.49-54. № 2. С.41-46.
Баженова Л.М. Работа с «проблемным» фильмом в детской аудитории//Искусство в школе. 2004. № 1. С.5-12.
Баженова Л.М. Фильм порожден для мыслей ...//Искусство в школе. 2002. № 6. С.40-47.
Баранов О. А., Пензин С. Н. Медиа, современная семья и школьник//Медиаобразование. 2006. N 2. С.27-41.
Бондаренко Е. А. Медиакультура как основа реализации творческого потенциала учащихся//Элективные курсы по предметам художественно-эстетического цикла в рамках основного и дополнительного образования: к проблеме вариативности обучения. М.: Спутник, 2005. С.5-9.
Бондаренко Е. А. Медиаобразование как фактор реализации стандартов в образовательной области «Обществознание»//На пути к 12-летней школе. М., 2000. C.188-194.
Бондаренко Е.А. Основы экранной культуры//Искусство в школе.2005. №3. С.48-52. Бондаренко Е.А. Творческий проект как элективный курс Образовательные технологии XXI века ОТ'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С.188-194.
Бондаренко Е.А. Телевидение в формировании медиакультуры современного подростка//Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. С.409-414.
Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков как фактор развития информационной образовательной среды//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. С.89-92. Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. 2002. № 3. С. 88-98.
Возчиков В.А. Медиакультурный фактор философии образования//Философия образования. 2007. № 1. С.152-159.
Голубева Е.И. Основы взаимодействия с информацией как инструмент формирования у школьников представления о целостности мира//Медиаобразование. 2006. N 2. С.42-48.
Грибанова Е. Е. Медиадидактические возможности образовательных сайтов Образовательные технологии XXI века ОТ'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С.90-96.
Григорова Д. Е. Медиаобразование и проблема информационно-психологической безопасности личности (на материале реалити-шоу)//Медиаобразование. 2006. N 3. C.21-29.
Гудилина С.И. Инновационная деятельность в области медиаобразования Образовательные технологии XXI века ОТ'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С.8-13.
Гудилина С. И. Модернизация общего среднего образования: медиаобразование и информационно-коммуникативные технологии//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С.8-12. Гудилина С. И. Перспективы развития медиаобразовательных
технологий//Образовательные технологии XXI века/Ред. С. И. Гудилина, К. М. Тихомирова, Д. Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. С.71-78.
Гура В.В. Медиакомпетентность как цель педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов//Медиаобразование. 2005. № 1. С.77-80. Гура В.В. Медиакультура как когнитивный фильтр для медиавирусов//Медиаобразование. 2006. N 2. С.16-20.
Гура В.В. Новые виды интеллектуальной деятельности в медиасреде как основа развития медиакомпетентности//Медиаобразование. 2007 N 2. С.87-98. Демидов А.А. Компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика.
Медиажурналистика» - новая инициатива МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для
всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России//Медиаобразование. 2006. N 1. С.4-9.
Жарковская Т.Г. Экспериментальная проверка приемов интеграции медиаобразования с предметами гуманитарного цикла//На пути к 12-летней школе/Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. М.: Изд-во Ин-та общего среднего образования Российской Академии образования, 2000. C.347-355.
Зазнобина Л.С. Медиаобразование: новая реальность? Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 3.
Зазнобина Л.С. Технология интеграции медиаобразования с различными учебными дисциплинами // На пути к 12-летней школе. М., 2000. C.178-182.
Иванова Л. А. Видео как одно из средств массовой коммуникации и его возможности в медиаобразовании школьников-подростков на уроках французского языка//Вопросы педагогического образования. Вып.11. Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. лингвист. ун-та, 2000.
Иванова Л.А. К вопросу о формировании медиаобразованности будущего учителя в современном обществе//Байкальский психологический и педагогический журнал. Иркутск, 2005. № 1-2. С.131-137.
Иванова Л.А. Кафедра педагогики в вузе как центр научно-исследовательской работы в области проблем медиаобразования в школьной и вузовской педагогике//Социальная значимость педагогических кафедр в подготовке специалистов системы образования изменяющейся России/Ред. сов.: А.П.Тряпицына, Н.А.Лабунская, И.В.Гладкая. СПб: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2006. С.312-323.
Иванова Л. А. Медиаобразование как педагогический феномен//Сибирский педагогический журнал. 2005. №1. С.70-80.
Иванова Л.А. Проблемы медиаобразования в психолого-педагогической литературе//Вопросы педагогического образования. Вып.15. Иркутск: ИПКРО, 2004. С.73-82.
Иванова Л.А. Формирование медиаобразованности будущего учителя (к постановке проблемы)//Проблемы современного образования: Вестник Иркутск. гос. лингвист. унта. Сер. педагогика и психология/Под ред. О.А.Лапиной, Л.А.Ивановой. Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. лингвист. ун-та, 2005. С.18-26.
Кириллова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации//Педагогика. 2005. № 5. С.13-21.
Кириллова Н.Б. От медиаобразования — к медиакультуре//Медиаобразование. 2005. № 5. С.52-55.
Колесниченко В.Л. Интернет-грамотность в Канаде: проблемы и решения//Медиаобразование. 2006. N 3. С.62-68.
Колесниченко В.Л. Канада - лидер медиаобразования//Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2006. N 1. С.68-72. Колесниченко В. Л. Оракул электронного века//Медиаобразование. 2006. N 1. С.46-49. Короченский А. П. Медиакритика и медиаобразование//Высшее образование в России. 2004. № 8. С.40-46.
Короченский А.П. Медиаобразование в России: не только «внешние» трудности и препятствия//Медиаобразование. 2005. № 3. С.37-42.
Короченский А.П. Медиаобразование и медиакритика, их роль в формировании рационально-критического отношения к СМИ//Международный конгресс «300 лет российской газете. От печатного станка к электронным медиа». М.: Изд-во МГУ, 2002. С.195-197.
Короченский А.П. Медиаобразование как фактор демократизации телевидения (европейский опыт) //Медиаобразование. 2006. N 3. С.44-53.
Короченский А.П. Медиаобразование: миф или реальность?//Медиаобразование. 2005. № 2. С.82-86.
Кругликова Л.С. Медиаобразование, интегрированное с базовым: Реальный опыт//Завуч. 2000. № 6. C.24-30.
Леготина Н.А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных
учреждениях//Медиаобразование. 2005. № 1. С.56-66.
Лиханова Е.Н. Социально-психологический и морально этический аспекты экранной культуры современного подростка//Медиаобразование. 2006. N 1. С.22-38. Мурюкина Е.В. Диалогическая концепция культуры как методологическая основа медиаобразования//Медиаобразование. 2005. № 3. С.42-55.
Мурюкина Е. В. Классификация показателей развития аудитории в области медиакультуры//Дополнительное образование. 2006. № 6. С.39-42.
Мурюкина Е.В. Медиаобразование студентов педагогических вузов для работы в школе с целью формирования информационной культуры у учащихся//Образовательная среда сегодня и завтра. М., 2006.
Мурюкина Е. В. Медиаобразовательные занятия с учащимися старших классов на материале кинопрессы//Медиаобразование. 2005. № 4. С.23-39.
Мурюкина Е. В. Медиаобразовательные занятия со студентами педагогического вуза в контексте личностно-ориентированных подходов//Медиаобразование. 2007 N 2. С.11-115.
Мурюкина Е. В. Модель медиаобразования учащихся старших классов на материале кинопрессы//Медиаобразование. 2005. № 2. С.52-61.
Мурюкина Е. В. Психологическая характеристика показателей развития аудитории в области медиакультуры//Дополнительное образование. 2005. № 3. С.6-11. Мурюкина Е.В. Роль кинопрессы в формировании
медиакультуры/медиакомпетентности аудитории//Медиаобразование. 2006. N 3. С.30-33.
Мурюкина Е.В. Характеристика уровней развития медиакультуры
старшеклассников//Медиаобразование. 2005. № 6. С.48-77. Новикова А. А. Интеграция обучения медиаграмотности в систему образования//Журналистика 2004: СМИ в многополярном мире. М.: Изд-во МГУ, 2005. С.338-339.
Новикова А. А. Медиа на уроке английского языка: техническое средство обучения или медиаобразование? //Медиаобразование. 2005. № 1. С.107-112.
Новикова А. А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. 2001. № 5. С.87-91.
Новикова А.А. Медиаобразование в США.//Искусство и образование. 2000. № 4. С.35-49.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции//Педагогика. 2000. № 3. С. 68-75.
Новикова А.А. Методика проведения медиаобразовательных занятий, интегрированных в курс английского языка//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С.82-85. Новикова А. А. Современные тенденции развития медиаобразования в США//Медиаобразование. 2006. N 3. С.54-61.
Павлова Е.Д. Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры//Приоритетные национальные проекты: первые итоги и
перспективы реализации//Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М.: ИНИОН РАН, 2007. С.204-208.
Пензин С.Н. Кинообразование в университете//Вестник Воронежского государственного университета. 2001. № 1. С.70-73.
Пензин С.Н. Медиаобразование и диалог культур//Вестник Воронежского государственного университета. 2004. № 3. С.124-132.
Пензин С.Н. Медиаобразование: дорога длиною в жизнь//Медиаобразование. 2005. № 5. С.43-51.
Пензин С.Н. Николай Алексеевич Лебедев (1897-1978): патриарх отечественного кинообразования//Медиаобразование. 2005. № 1. С.81-89.
Пензин С.Н. Союз медиапедагогики и краеведения//Высшее образование в России. 2005. № 6. С.127-131.
Пензин С.Н. Университет и формирование медиакультуры//Университет и общество. Сотрудничество университетов в XX веке. М.: МАКС Пресс, 2003. С.110-111. Пензин С.Н. Учитель кино (к пятидесятилетию педагогической деятельности Олега Александровича Баранова)//Медиаобразование. 2007 N 1. С.83-92
Поличко Г.А. Изучение изображения как компонента экранного
образа//Медиаобразование. 2005. № 3. С.56-65.
Поличко Г. А. Автобиографические заметки медиапедагога//Медиаобразование. 2005. № 1. С.25-55.
Поличко Г.А. Изучение монтажа на медиаобразовательных занятиях//Медиаобразование. 2005 № 4. С.40-48.
Разлогов К.Э. Медиаобразование - мифы и реальность//Медиаобразование. 2006. N 3. С.90-93.
Разлогов К.Э. Что такое медиаобразование?//Медиаобразование. 2005. № 2. С.68-75. Рудакова Д.Т. Развитие содержания деятельности в условиях использования медиаобразовательных технологий//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. С.144-151. Рыжих Н.П. Изучение аудиовизуальной медиаграмотности школьников на материале экранных искусств//Медиаобразование. 2005. № 1. С.93-102.
Рыжих Н. П. Обучение студентов в рамках курсов педагогической специализации «Медиаобразование» //Медиаобразование. 2006. N 4. С.
Семенов А. Л. Образование. Информатика. Компьютеры. М.: Информатика и образование, 1995. № 5.
Симаков В. Д. Из истории кинолюбительства в России//Медиаобразование. 2006. N 3. С.4-17.
Симаков В.Д. Воздействие медиатекста и свет в кадре//Медиаобразование. 2006. N 4. С.
Симаков В. Д. Когда в руках видеокамера//Искусство в школе. 2006. № 1. С.55-56. Соколова Н. Ю. Медиаобразование, интегрированное со школьным курсом физики//Преподавание физики в высшей школе. МПГУ. 2000. N19. С.71-74. Столбникова Е.А. К вопросу о медиаграмотности современных педагогов//Глобализация: pro et contra: «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб., 2006. С. 265-267. Столбникова Е.А. Медиаграмотность современных педагогов как профессиональная компетентность//Медиаобразование. 2006. N 2. С.55-61.
Столбникова Е.А. Модель медиаобразования студентов педагогического вуза на материале рекламных медиатекстов//Медиаобразование. 2005. № 1. С.66-77.
Столбникова Е. А. Особенности медиаобразования в области рекламы//Педагогический альманах. 2002. № 3-4. С.86-87.
Столбникова Е.А. Особенности социально-психологического воздействия рекламы на студенческую аудиторию//Медиаобразование. 2005. № 3. С.69-95.
Тарасов К.А. Аудиовизуальная культура и образование//Высшее образование в России. 2005. № 5. С.90-96.
Тихомирова К.М. Визуальные средства обучения в системе медиаобразовательных технологий в начальных классах//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. С.243-268. Тихомирова К. М. Методический прием в системе медиаобразовательных технологий Образовательные технологии XXI века ОТ'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С.263-271.
Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. 2000. № 6. С.3-6. 2001. № 1. С.27-34. Усов Ю.Н. Экранные искусства - новый вид мышления// Искусство и образование.2000. № 3. С. 48-69.
Фатеева И. А. Непрофессиональное медиаобразование и его кадровое обеспечение в России//Вестник Челябинского государственного университета. 2005. № 1. С.6-10. Фатеева И.А. От творческого конкурса к экзамену по медиакультуре//Высшее образование в России. 2005. № 5. С.86-89.
Федоров А.В. А.В.Шариков - пионер российского медиаобразования//Искусство и образование. 2005. № 6. С.67-79.
Федоров А.В. И.С.Левшина: кинокритик и кинопедагог//Искусство и образование.
2004. № 6. С.75-79.
Федоров А.В. «Курганская школа»: от кинообразования - к медиаобразованию//Искусство и образование. 2004. № 4. С.52-70.
Федоров А.В. Анализ медийных стереотипов на занятиях в студенческой аудитории//Инновации в образовании. 2006. N 6. С. 24-38.
Федоров А.В. Анализ медийных стереотипов на занятиях в студенческой аудитории//Инновации в образовании. 2006. N 6. С. 24-38.
Федоров А. В. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях: творческие задания//Перемена. 2007. N 3. C.15-21.
Федоров А.В. Аудиовизуальные медиа и защита прав ребенка (медиаобразование как один из путей противостояния негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию)//Инновационные образовательные технологии.
2005. № 4. С.46-51.
Федоров А.В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США//США-Канада: Экономика, политика, культура. 2004. № 1. С.77-93.
Федоров А. В. Возможности ограничения и контроля показа насилия на экране//Журналистика 2004: СМИ в многополярном мире. М.: Изд-во МГУ, 2005. С.61-63.
Федоров А.В. Герменевтический анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории//Инновационные образовательные технологии. 2007. N 3. Федоров А.В. Идентификационный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории//Медиаобразование. 2007 N 1. С.36-43.
Федоров А. В. Интегрированное медиаобразование в российской школе: анализ обязательного минимума содержания//Инновации в образовании. 2006. № 2. С.5-13. Федоров А. В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. 2002. № 2. С. 21-26.
Федоров А.В. Классификация показателей развития медиаграмотности аудитории//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К. М. Тихомирова, Д. Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С.18-26.
Федоров А. В. Классификация показателей развития медиаграмотности студентов педагогических вузов//Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. М.: Изд-во МГУ, 2006. С.549-551.
Федоров А.В. Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной
деятельности//Инновационные образовательные технологии. 2006. N 4. С.44-50. Федоров А.В. Контент-анализ на медиаобразовательных занятиях Образовательные технологии XXI века ОТ'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С.163-165.
Федоров А. В. Краткий словарь основных медиаобразовательных терминов//Медиатека. 2006. N 2. C.33-37. N 4. C.27-30.
Федоров А. В. Кто есть кто в зарубежной медиапедагогике//Медиаобразование. 2006. N 3. С.72-89.
Федоров А.В. Культивационный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории/инновации в образовании. 2007. № 6. С.64-77.
Федоров А.В. Медиаобразование в Австралии//Медиаобразование. 2005. № 1. С.103-106.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. 2002. № 1.С.97-99.
Федоров А.В. Медиаобразование в Восточной Европе//Медиаобразование. 2005. № 4.
С.49-55.
Федоров А. В. Медиаобразование в Германии, Австрии и
Швейцарии//Медиаобразование. 2005. № 2. С.97-106.
Федоров А. В. Медиаобразование в Канаде//Высшее образование в России. 2002. № 1. С.116-118.
Федоров А.В. Медиаобразование в контексте теории диалога культур//Школьные технологии. 2003. № 3. С.212-216.
Федоров А.В. Медиаобразование в Латинской Америке//Медиаобразование. 2006. N 3. С.69-71.
Федоров А.В. Медиаобразование в России//Л1ша Mater. Вестник высшей школы. 2002. № 7. С.29-32.
Федоров А.В. Медиаобразование в Скандинавии//Медиаобразование. 2005. № 3. С.96-101.
Федоров А.В. Медиаобразование в современной России//Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент. М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. С.50-56. Федоров А. В. Медиаобразование в Соединенном Королевстве и Ирландии//Медиаобразование. 2006. N 4. С.61-91.
Федоров А.В. Медиаобразование во Франции//Педагогика. 2003. № 5. С.90-96. Федоров А. В. Медиаобразование должно стать частью учебных программ//Перемена. 2006. № 3. С.25-30.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность в обществах знаний//ЮНЕСКО между этапами Всемирного саммита по информационному обществу. М.: Изд-во Инта развития информационного общества, 2005. С.329-339.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность: мнения экспертов//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. С.51-71.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность: мнения экспертов. Актуальность, цели, методика опроса//Медиатека. 2006. N 1. С.40-41. Федоров А.В. Медиаобразование и медиакритика в современном российском обществе//Журналистика 2003: Обретения и потери, стратегии развития. М.: Изд-во МГУ, 2004. С.38-39.
Федоров А. В. Медиаобразование как один из путей противостояния негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию//Молодежь и общество. 2007. N 1. С.110-116.
Федоров А.В. Медиаобразование по С. Н.Пензину//Искусство и образование. 2004. № 3. С.64-74.
Федоров А.В. Медиаобразование школьников и студентов: как относятся учителя к этой проблеме?//Инновационные образовательные технологии. 2006. N 3. С.3-12. Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура//Высшее образование в России. 2005. № 6. С.134-138. Федоров А. В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников//Инновации в образовании. 2006. N 4. С.175-228.
Федоров А.В. Медиапедагогика Ю.Н.Усова//Искусство и образование. 2003. №3. С.65-74. № 4.
Федоров А. В. Международные конференции по
медиаобразованию//Медиаобразование. 2006. N 1. С.50-72.
Федоров А.В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла//Инновации в образовании. 2007. № 7. С.107-116.
Федоров А.В. О.А.Баранов: от киноклуба - к университету//Искусство и образование.2004. № 2. С.58-66.
Федоров А. В. Обоснование модели медиаобразования будущих педагогов//Образовательная среда сегодня и завтра. М., 2006.
Федоров А.В. Основные тенденции развития медиаобразования за рубежом в 70-80-х годах XX века//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. № 1. С.180-191.
Федоров А.В. От чтения книг - к чтению медиатекстов//Школьная библиотека. 2005. № 4. С.30-33.
Федоров А. В. Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К. М. Тихомирова, Д. Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2005. С.84-97.
Федоров А.В. Поиски новых ориентиров в медиаобразовании//Журналистика и медиарынок. 2006. №7 - 8.
Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия//Искусство и образование. 2001. № 2. С.57-64.
Федоров А. В. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры//Прикладная психология. 2002. № 2. С.84-89.
Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия/инновации в образовании. 2007. № 4. С.30-47.
Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе//Инновации в образовании. 2007. № 3. С.40-51.
Федоров А.В. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов//Медиаобразование. 2006. N 3. С.27-33. 2007. N 1. С.26-33. 2007 N 1. С.44-82.
Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов//Педагогика. 2004. № 4. С.43-51.
Федоров А. В. Сравнительный анализ уровней показателей развития медиаграмотности студентов//Инновации в образовании. 2007. N 1. С.43-75.
Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. 2000. № 2. С. 33-38.
Федоров А. В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы//Молодежь и общество. 2007. N 2. С.112-135.
Федоров А.В. Феномен медийного успеха//Вестник электронных и печатных СМИ. 2007 № 1.
Федоров А.В. Центр изучения медиа и коммуникаций в Центрально-Европейском университете//Медиаобразование. 2007 N 1. С.96-97.
Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. 2004. С.45-49.
Федоров А.В. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой
аудитории//Инновационные образовательные технологии. 2007. № 2.
Федоров А.В., Новикова А.А. Интерактивное развитие медиакомпетентности в Web
Quest и деловой интернет-игре//Медиаобразование. 2006. N 4. С.49-60.
Федоров А.В., Новикова А.А. Ключевые теории медиаобразования//Преподаем
журналистику: взгляды и опыт/Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб. гос.
ун-та, 2006. С.51-84.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Л1ша Mater. Вестник высшей школы. - 2001. № 11. С.15-23.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в США и Канаде//США - Канада: Экономика. Политика. Культура. 2004. № 9. С.96-104.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в США: методические подходы//США и Канада: Экономика-Политика-Культура. 2006. № 1. С.110-119. Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 1. С.149-158.
Федоров А. В., Новикова А. А. Становление медиаобразования в зарубежных странах в 20-х - 40-х годах XX века//Медиаобразование. 2006. N 3. С.18-20.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в современной России: основные модели//Высшее образование в России. 2004. № 8. С.34-39.
Федоров А. В., Челышева И. В. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей//Медиаобразование. 2007 N 2. С.52-86.
Фоминова М.А. Экранная культура в системе работы учителя мировой художественной культуры//Искусство в школе. 2003. № 5. С.44-48. Франко Г.Ю. Документальный экран в художественном образовании старших школьников//Искусство в школе. 2004. № 4. С.82-89.
Хилько Н.Ф. Аудиовизуальное творчество как художественно-эстетическая деятельность//Искусство и образование. 2006. № 1. С.59-71.
Хилько Н. Ф. Коллективные и авторские компоненты педагогических технологий аудиовизуального творчества//Образовательная среда сегодня и завтра. М., 2006. Хилько Н. Ф. Медиакультурное взаимодействие и экология экранного творчества//Искусство и образование. 2004. № 4. С.71-79.
Хилько Н.Ф. Медиасреда в системе взаимоотношений с экранной информацией//Медиаобразование. 2006. N 4. С.
Хилько Н.Ф. Педагогика экранной культуры: парадигмы творчества//Искусство и образование. 2003. № 3. С.75-81.
Хилько Н.Ф. Психолого-педагогические особенности аудиовизуального творчества в медиаобразовании//Медиаобразование. 2005. № 6. С.14-38.
Челышева И.В. Зарождение и начало развития медиаобразования в России (1900-1934)//Медиаобразование. 2005. №1. С.7-25.
Челышева И.В. Медиаобразование в России: от тоталитарной эпохи к «оттепели» (1935-1968)//Медиаобразование. 2005. № 2. С.4-28.
Челышева И.В. Медиаобразовательное движение в России эпохи «перестройки» (1986-1991)//Медиаобразование.2005. № 4. С.4-22.
Челышева И.В. Эпоха эстетически ориентированного медиаобразования в России (1969-1985)//Медиаобразование. 2005. № 3. С.4-28.
Челышева И. В. Анализ и интерпретация медиатекста в отечественном медиаобразовании//Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. М.: Изд-во МГУ, 2006. С.553-554.
Челышева И.В. Генезис проблемы анализа медиатекста в российском кинообразовании: основные подходы и тенденции//Медиаобразование. 2006. N 2. С.4-15.
Челышева И.В. Генезис проблемы анализа медиатекста в российском медиаобразовании и развитие познавательных интересов
студентов//Медиаобразование. 2007 N 2. С.99-110.
Челышева И.В. Из истории кружковой работы на материале киноискусства//Дополнительное образование. 2004. № 3. С.62-63.
Челышева И.В. Медиаобразование продолжается. Новый компакт-диск//Журналистика и медиарынок. 2006. №2-3.
Челышева И. В. Медиаобразовательное движение в России на современном этапе (1992-2005)//Медиаобразование. 2005. № 5. С.4-32.
Челышева И. В. Основные направления медиаобразовательных педагогических технологий в России//Образовательная среда сегодня и завтра. М., 2006. Челышева И. В. Основные тенденции развития медиаобразования в постсоветском пространстве//Журналистика и медиаобразование в XXI веке/Отв. ред. А.П.Короченский. Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2006. С.208-214. Челышева И.В. Проблема анализа медиатекста в формировании информационной культуры личности//Журналистика 2004: СМИ в многополярном мире. М.: Изд-во МГУ, 2005. С.270-271.
Челышева И.В. Проблемы и перспективы современного российского медиаобразования на материале мультимедийных технологий Образовательные технологии XXI века ОТ'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С. 165-167.
Челышева И.В. Телевидение и мультимедиа в системе медиаобразования в России//Искусство и образование. 2004. № 5. С.44-49.
Челышева И.В. Теория «диалога культур» как философско-методологическая основа медиаобразования//Медиаобразование. 2005. № 6. С.4-14.
Чудинова В. П. Новая роль публичных библиотек в медиаобразовании//Образование граждан мира. М., 2000. С.45-46.
Шак Т.Ф. Медиаобразование для музыкантов//Высшее образование в России. 2004. № 8. С.46-48.
Шак Т.Ф. Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста»//Медиаобразование. 2005. № 5. С.38-42.
Шариков А.В. 12 «зол» телевидения и задачи медиаобразования//Медиаобразование. 2005. № 6. С.39-48.
Шариков А.В. Детских телепрограмм становится все меньше//Медиаобразование. 2005. № 1.С.90-92.
Шариков А.В. Так что же такое медиаобразование?//Медиаобразование. 2005. № 2. С.75-81.
Шестакова Л.А. Функциональная нагрузка медиапедагогики и формирование художественной медиакультуры современного школьника//Мир психологии. 2005. N 3. С.211-217.
Якушина Е.В. Дискуссия по проблемам интернет-образования и медиаобразования//Вопросы Интернет-образования. 2001. №1.
Якушина Е.В. Интернет в аспекте медиаобразования//Проблемы перехода к 12-летней системе обучения. М.: ИОСО РАО, 2000. С.134-139.
Якушина Е.В. Медиаобразование в сети Интернет//Информационные технологии в обучении. М, 2000.
Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного воздействия//Педагогика. 2001. № 4. С.45-62.
Ястребцева Е.Н. Информационно-образовательная среда новой школы//Школьная библиотека. 2000. N 1. С.43-45.