Научная статья на тему 'МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ'

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / МОЛОДЕЖЬ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАРК "РОССИЯ - МОЯ ИСТОРИЯ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головань Сергей Анатольевич

В области российских социально-гуманитарных и общественных наук проблема военно-патриотического воспитания молодых поколений никогда не утрачивала своей общественной и государственной значимости и всегда выступала ключевым направлением в организации воспитательной работы. В рамках данной статьи пристальное внимание уделяется такому актуальному фактору военно-патриотического воспитания студентов в военно-учебном центре, как мультимедийная музейная деятельность. Речь идет о формировании уникальной образовательной площадки для студенческой молодежи под названием Мультимедийный исторический парк «Россия - Моя история».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головань Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA MUSEUM ACTIVITIES AS A FACTOR OF THE MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE MILITARY TRAINING CENTER

In the field of Russian social, humanitarian and social sciences, the problem of military-patriotic education of young generations has never lost its social and state significance and has always been a key direction in the organization of educational work. Within the framework of this article, close attention is paid to such an urgent factor of the military-patriotic education of students in the military training center as a multimedia museum activity. We are talking about the formation of a unique educational platform for student youth called Multimedia Historical Park «Russia - My History».

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ»

УДК 316.4

DOI 10.23672/m2998-4734-0563-u

Головань Сергей Анатольевич

кандидат философских наук, профессор,

Южный федеральный университет [email protected]

Sergei A. Golovan

Candidate of Philosophical Sciences, Professor,

Southern Federal University [email protected]

Мультимедийная музейная

деятельность как фактор военно-патриотического воспитания студентов в военно-учебном центре

Multimedia museum

activities as a factor of the military-patriotic education of students in the military training center

Аннотация. В области российских социально-гуманитарных и общественных наук проблема военно-патриотического воспитания молодых поколений никогда не утрачивала своей общественной и государственной значимости и всегда выступала ключевым направлением в организации воспитательной работы. В рамках данной статьи пристальное внимание уделяется такому актуальному фактору военно-патриотического воспитания студентов в военно-учебном центре, как мультимедийная музейная деятельность. Речь идет о формировании уникальной образовательной площадки для студенческой молодежи под названием Мультимедийный исторический парк «Россия - Моя история».

Ключевые слова: мультимедийная музейная деятельность, студенты, молодежь, военно-патриотическое воспитание, военно-учебный центр, мультимедийный исторический парк «Россия - моя история».

Annotation. In the field of Russian social, humanitarian and social sciences, the problem of military-patriotic education of young generations has never lost its social and state significance and has always been a key direction in the organization of educational work. Within the framework of this article, close attention is paid to such an urgent factor of the military-patriotic education of students in the military training center as a multimedia museum activity. We are talking about the formation of a unique educational platform for student youth called Multimedia Historical Park «Russia - My History».

Keywords: multimedia museum activities, students, youth, military-patriotic education, military training center, multimedia historical park «Russia is my his-tory».

В области российских социально-гуманитарных и общественных наук проблема военно-патриотического воспитания молодых поколений никогда не утрачивала своей общественной и государственной значимости и всегда выступала ключевым направлением в организации воспитательной работы. О важности данной проблемы свидетельствует уже тот факт, что «эволюция российской государственности сопровождалась сменой ценностно-нравственных ориентиров, в результате чего нарушалась связь поколений, молодежь погружалась в духовный вакуум» [1, с. 3].

Как показывают научные труды социологов и социальных философов, такие факторы, как социальная стратификация, социальное неравенство, ценностный плюрализм в российском обществе -не просто обостряют процесс самоидентификации личности и влияют на гражданское самосознание молодежи, но и деформируют систему прежде существовавших ценностных ориентаций и патриотических установок в молодежном сознании. При этом новые духовно-нравственные и военно-патриотические установки в молодежном

сознании в условиях социального неравенства, социальной неопределенности и рискогенности общества еще недостаточно устойчиво сформированы [1; 2; 3; 4]. Как подчеркивает Ю.А. Зубок, в меньшей степени молодежь отождествляет гражданство «с патриотизмом, с чувством безопасности и защищенности» [3, с. 68].

В этой связи, Министерством обороны РФ продолжается работа по созданию во всех субъектах РФ учебно-методических центров военно-патрио-т и ч еского воспитания молодежи, таких, в частности, как «Авангард» и центры юнармейской подготовки - Домов «ЮНАРМИИ».

О важности задачи военно-патриотического воспитания молодежи свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому стратегические национальные приоритеты выводят на первый план формирование у подрастающих поколений чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев,

ответственности за будущее страны и готовности к защите интересов России [5].

В современный период развития российского общества, военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи «ориентировано на сохранение историко-культурных ценностей, социально-исторической преемственности, связи поколений» [6], а также, на сохранение и трансляцию социальной и исторической памяти.

Исследовательское поле темы военно-патриотического воспитания студентов в военно-учебном центре (ВУЦ) достаточно велико. Ему посвящены работы З.М. Ахмадовой, Х.Э. Мамаловой [6]; С.А. Ахмедянова, М.И. Веледова, А.Д. Ивановой [7]; Д.А. Картамышева [8], М.И. Банникова [9] и др.

ВУЦ являются современной формой подготовки офицеров для последующего успешного прохождения военной службы по контракту. В 37 крупнейших учебных и научных центрах страны для Вооруженных Сил Российской Федерации готовят кадровых офицеров более чем по 70 воинским учетным специальностям и 150 направлениям подготовки высшего образования [7; 8].

Военно-патриотическое воспитание студентов в ВУЦ многопланово и реализуется различными методами, формируя «верность подрастающего поколения боевым и героическим традициям прошлого и настоящего, готовность к военной службе, сознательное отношение к выполнению конституционного долга по защите Отечества и обеспечению его безопасности и суверенитета» [7, с. 15].

В последнее время одним из главных и инновационных методов военно-патриотического воспитания студентов является мультимедийная музейная деятельность, которая впервые стартовала в Москве на ВДНХ в 2015 году. Впоследствии аналогичные мультимедийные выставочные комплексы были открыты в 19-ти российских регионах посредством формирования уникальной образовательной площадки для студенческой молодежи под названием «Мультимедийный исторический парк «Россия - Моя история».

Таким образом, ключевой целью данной статьи является рассмотрение мультимедийной музейной деятельности как фактора военно-патриотического воспитания студентов в ВУЦ.

Итак, что же представляет собой «Мультимедийный исторический парк «Россия - Моя история»?

Мультимедийная музейная экспозиция исторического парка включает в себя четыре интерактивные экспозиции, охватывающие всю отечественную историю: «Рюриковичи 862-1598», «Романовы 1613-1917», «От великих потрясений к Великой Победе 1917-1945» и «Россия - моя история 1945-2016» [10].

Мультимедийные музейно-выставочные комплексы исторического парка «Россия - моя история» представляют собой уникальное социокультурное и культурно-историческое пространство, в

котором студенческой молодежи предоставляется возможность выстроить свой собственный (особый) диалог с прошлым. Важнейшим отличием интерактивного музея от музея традиционного является то, что в нем музейные экспонаты представляют собой не просто исторические документы или культурные артефакты, или находки музейных работников и археологов, созданные нашими предками, «это особым образом представленные продукты» [11].

Визуальные решения мультимедийных музейных экспозиций созданы с применением приемов анимации, трехмерного моделирования, видеоин-ф о р м а ц и онных графических изображений, цифровых кинематографических, исторических, художественных реконструкций посредством высокочувствительной сенсорной техники.

Ядро экспозиции составляют уникальные электронные копии материалов, немалая часть которых до недавнего времени хранилась в архивах под грифами «Секретно» и «Совершенно секретно». Это грандиозное количество «оригинальных исторических очерков и статей, иллюстраций и фотографий, карт, цитат, короткометражных фильмов, игровых приложений», предоставленных Государственным архивом РФ, центральным архивом ФСБ России, Государственным архивом кино- и фото-документов, Государственным центральным музеем истории России и другими государственными учреждениями [10; 11, с. 90].

Главными целями мультимедийной музейной выставки являются:

- включение студентов в целостный образовательно-воспитательный процесс;

- широкое распространение социально-гуманитарных знаний в рамках военно-учебных центров среди студентов и в среде российской молодежи в целом;

- развитие в молодежном сознании высокой социальной активности, гражданской ответственности и самосознания, формирование духовности;

- становление молодых граждан России с активной гражданской позицией, обладающих позитивными ценностями и качествами, идентифицирующих себя с Россией, ее историей и культурой;

- переживание военно-патриотических чувств и формирование военно-патриотического сознания личности.

Военно-учебные центры преследуют высокие цели, поэтому ими проводится активная работа по включению мультимедийной музейной деятельности в образовательный процесс, поскольку в ВУЦах важно:

- обучить студентов анализировать, рефлексировать и давать оценочную реакцию многообразным социально-историческим и социокультурным событиям,процессам и явлениям;

- помочь им выработать собственную гражданскую позицию, что, так или иначе, будет способствовать военно-патриотическому воспитанию студенческой молодежи.

Как показывает практика, мультимедийная музейная деятельность в историческом парке «Россия -моя история» позволяет студентам ВУЦ принимать активное участие в создании того или иного культурно-исторического образа, включаться в т.н. военный «перфоманс» (представление). Такого рода возможность непосредственного участия в минувших военных событиях обеспечивают инновационные формы информационных технологий: специальные лайтбоксы (световые короба), сенсорные столы и экраны, проекторы и планшеты, кинотеатры, коллажи, сенсорные киоски. В частности, в сенсорных киосках мультимедийного музейного комплекса предусмотрен раздел архивных документов, к которым возможен не только доступ для визуального изучения документов, но уникальная возможность, предоставляемая информационными технологиями - переслать необходимые документы себе на электронную почту для личного пользования. Таким образом, включение мультимедийной музейной деятельности в образовательный процесс ВУЦ дает отличный материал для самостоятельного поиска студентами тем докладов, рефератов, научно-исследовательских работ.

В соответствии с указанными выше целями, мультимедийная музейная экспозиция исторического парка «должна не просто удовлетворять познавательный интерес, но и через эмоциональное восприятие истории Отечества способствовать формированию духовного единства» молодых россиян, отвечать запросам военно-патриотического воспитания [11, с. 90].

К формам музейной деятельности М.И. Банников причисляет музейные занятия, спектакли, концерты, мастер-классы, экскурсии и пр. [9].

Следует отметить, что работа по дальнейшему распространению мультимедийных выставочных

Литература:

1. Карицкий В.В. Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании молодежи : автореф. ... канд. филос. наук. М., 2016. 15 с.

2. Пшегусова Г.С. Роль патриотического воспитания в формировании социального здоровья российской студенческой молодежи / Г.С. Пшегусова, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 2. С. 49-52.

3. ЗубокЮ.А. Феномен риска в социологии: опыт исследования молодежи. М., 2007. 288 с.

4. Касьянов В.В. Специфика социальной адаптации молодежи как механизм профилактики поведенческих аддикций / В.В. Касьянов, О.И. Шкуро-пий, Н.Х. Гафиатулина // Гуманитарные,

комплексов и внедрение их многоплановых форм и средств в образовательный и воспитательный процессы ВУЦ продолжается. Действительно, трудно переоценить роль музея как социального института [12], способствующего формированию и становлению личности молодых людей, развитию у них военно-патриотического сознания [13].

Под воздействием мультимедийной музейной деятельности формируется военно-патриотическая самоидентификация молодежи, которую В.В. Карицкий в рамках своего диссертационного исследования определяет как «формирующееся на основе этнического и политического единства состояние групповой солидарности». Причем, это состояние групповой солидарности включает два уровня: «коллективный (осознание и переживание нацией своей целостности и тождественности) и индивидуальный (осознание и переживание индивидами своей принадлежности к нации)» [1, с. 14].

Таким образом, образовательные площадки мультимедийных исторических парков-музеев «Россия - моя история», которые применяются в образовательном процессе ВУЦ, создают целостное общественно-историческое информационное пространство, основанное на инновационных технологиях [14], приобретают функцию консолидирующего поля для студенческой молодежи, способствуют формированию патриотической гражданской позиции молодежи.

Резюмируя вышеизложенное, важно подчеркнуть, что включение мультимедийной музейной деятельности в образовательный процесс ВУЦ способствует развитию гуманитарной составляющей мышления, приобретению студентами знаний, углублению предметных умений, так насущно необходимых для будущей профессиональной деятельности студентов, но главное -формированию патриотических ценностей, военно-патриотическому воспитанию, военно-патриотической самоидентификации.

Literature:

1. Karitsky V. V. The problem of the formation of patriotic values in the mass consciousness of young people: author. ... cand. philos. sciences. M., 2016. 15 p.

2. Pshegusova G.S. The role of patriotic education in the formation of social health of Russian student youth / G.S. Pshegusova, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Sa-mygin // Humanities, socio-economic and social sciences. 2018. № 2. P. 49-52.

3. Zubok Yu.A. The Phenomenon of Risk in Sociology: The Experience of Studying Youth. M., 2007. 288 p.

4. Kasyanov V.V. The specifics of social adaptation of young people as a mechanism for the prevention of behavioral addictions / V.V. Kasyanov, O.I. Shku-ropiy, N.Kh. Gafiatulina // Humanitarian, socio-

социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12. С. 70-74.

5. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». УЯЬ : http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.

6. Мамалова Х.Э. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи, как патриотизм, преданность своему Отечеству / Х.Э. Мамалова, З.М. Ахмадова // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2(75). С. 129-131.

7. Ахмедянов С.А. Особенности обучения и военно-патриотического воспитания будущих офицеров в учебных военных центрах / С.А. Ахмедянов, М.И. Веледов, А.Д. Иванова // Научное обозрение. Педагогические науки. 2018. № 3. С. 1518.

8. Картамышев ДА. Специфика патриотического воспитания курсантов военно-учебного заведения как важнейшего компонента профилактики их противоправного поведения / Д.А. Картамышев // Молодой ученый. 2019. № 51. С. 341343.

9. Банников М.И. Комплекс педагогических условий патриотического воспитания курсантов в военном учебно-научном центре / М.И. Банников // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. № 3. С. 103-111.

10. URL : https://myhistorypark.ru/?city=

11. Давыдова М.Ю. Исторические парки «Россия -моя история» в образовательном процессе вуза / М.Ю. Давыдова, М.Г. Дьякова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 5. С. 90-94.

12. Новикова А.В. «Стигма» в музеологическом дискурсе / А.В. Новикова // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 1(46). С. 100-105.

13. Kasyanov V.V. Volunteering as a mechanism of socio-pedagogical work and youth social policy of the state under the conditions of risk. Humanidades & Inovagao / V.V. Kasyanov [et al.]. 2021. Vol. 8. № 31. P. 79-86.

14. Головань С.А. Инновации военно-патриотического воспитания студентов в военно-учебном центре / С.А. Головань // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 9.

economic and social sciences. 2019. № 12. P. 7074.

5. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 № 474 «On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030». URL : http://www.kremlin.ru/ acts/bank/45726

6. Mamalova H.E. Military-patriotic education of student youth as patriotism, devotion to their Fatherland / H.E. Mamalova, Z.M. Akhmadova // World of Science, Culture, Education. 2019. № 2(75). P. 129-131.

7. Akhmedyanov S.A. Features of training and military-patriotic education of future officers in military training centers / S.A. Akhmedyanov, M.I. Veledov, A.D. Ivanova // Scientific Review. Pedagogical sciences. 2018. № 3. P. 15-18.

8. Kartamyshev D.A. Specificity of patriotic education of cadets of a military educational institution as the most important component of the prevention of their illegal behavior / D.A. Kartamyshev // Young Scientist. 2019. № 51. P. 341-343.

9. BannikovM.I. Complex of pedagogical conditions of patriotic education of cadets in the military educational and scientific center / M.I. Bannikov // Modern higher school: innovative aspect. 2018. № 3. P. 103— 111.

10. URL : https://myhistorypark.ru/?city=

11. Davydova M.Yu. Historical parks «Russia is my history» in the educational process of the university / M.Yu. Davydova, M.G. Dyakova // News of the Volgograd State Pedagogical University. 2019. № 5. P. 90-94.

12. Novikova A.V. «Stigma» in museological discourse / A.V. Novikova // Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture. 2021. № 1(46). P. 100-105.

13. Kasyanov V.V. Volunteering as a mechanism of socio-pedagogical work and youth social policy of the state under the conditions of risk. Humanidades & Inovagäo / V.V. Kasyanov [et al.]. 2021. Vol. 8. № 31. P. 79-86.

14. Golovan S.A. Innovations in the military-patriotic education of students in the military training center / S.A. Golovan // Humanities, socio-economic and social sciences. 2021. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.