УДК 37.035.6
ПРОЕКТ ГТРК «САМАРА» «ГОД ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
PROJECT OF GTRK «SAMARA» «THE YEAR OF THE GREAT VICTORY» AS A MEANS FOR DEVELOPING YOUNG PEOPLE'S PATRIOTIC CONSCIOUSNESS
© 2017
Е.Л. Крылова
Самарский государственный социально-педагогический университет
(Россия, Самара)
E.L. Krylova
Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)
В статье актуализируется необходимость целенаправленного патриотического воспитания молодежи. Приводятся воззрения мыслителей прошлого и современных ученых относительно понятия «патриотизм»: осознанное отношение личности к своим обязанностям по отношению к Отечеству; умение любить Родину; школа гражданственности; подструктура общественного сознания. Утверждается, что воспитание патриотизма предполагает формирование патриотического сознания молодежи. Рассматриваются представления ученых о патриотическом сознании: его специфика, связанная с феноменом понимания Родины; особенности патриотического сознания; аксиологический статус патриотического сознания; мо-тивационный аспект; гносеологический, онтологический, деятельностный, аксиологический и эмоционально-чувственный аспекты. Формирование патриотического сознания молодого поколения рассматривается как сложный процесс, включающий целенаправленную деятельность, строящуюся на базе выбранной государственной политики, доминирующей идеологии и т.д., и влияние неконтролируемых факторов (социальных, внутри- и внешнеполитических, культурных, экономических и т.д.). Подчеркивается роль СМИ в формировании патриотического сознания молодежи. Утверждается, что эффективным средством формирования патриотического сознания молодежи является мультимедийный проект. Приводится пример мультимедийного проекта «Год Великой Победы», реализованного по инициативе ГТРК «Самара», как средства патриотического воспитания молодежи.
The need for purposeful patriotic education of youth is actualized in the article. The views of the thinkers of the past and modern scholars on the concept of «patriotism» are presented: a conscious attitude of the individual towards his duties towards the Fatherland; the ability to love the Motherland; school of citizenship; substructure of social consciousness. It is asserted that patriotic education presupposes development of young people's patriotic consciousness. The views of scientists on patriotic consciousness are considered: its specificity connected with the phenomenon of understanding the concept of Motherland; peculiarities of patriotic consciousness; axiological status of patriotic consciousness; motivational aspect; gnoseological, ontological, activity, axiological and emotional-sensory aspects. Development of younger generation's patriotic consciousness is viewed as a complex process involving both purposeful activities based on the chosen state policy, dominant ideology, etc., and the influence of uncontrolled factors (social, domestic and foreign policy, cultural, economic, etc). The role of the media in shaping the patriotic consciousness of the youth is emphasized. A multimedia project is considered to be an effective tool for developing patriotic consciousness of young people. The example of the multimedia project «The Year of the Great Victory», implemented on the initiative of GTRK «Samara», is described as a means of patriotic education of youth.
Ключевые слова: патриотизм; сознание; патриотическое сознание; патриотическое воспитание; молодежь; средство; формирование; средства массовой информации; мультимедийный проект; Родина; Отечество; ГТРК «Самара».
Keywords: patriotism; consciousness; patriotic consciousness; patriotic education; youth; means; development; mass media; multimedia project; Motherland; Fatherland; GTRK «Samara».
Проблема патриотического воспитания молодежи - одна из приоритетных проблем, стоящих перед современным обществом и образованием. Важность данной проблемы фиксируется как в Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации, в которой подчеркивается, что создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан способствует укреплению национальной безопасности в области культуры [1, с. 30], так и в Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, где идет речь о формировании у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей [2, с. 7]. Значимость проблемы патриотического воспитания отражается и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.»
[3].
Проблема воспитания патриотизма имеет глубокие исторические корни. Возникновение первых теорий патриотизма, -пишет Г.В. Зверева, - связано с именами Аристотеля («Политика») и Платона («Государство», «Законы»), которые рассматривали патриотизм в качестве главного звена в системе нравственных ориентиров членов общества: обязанностью гражданина древнегреческие философы считали активное участие в управлении государством [4].
Обращение к отечественной истории показывает, что проблема патриотизма была в центре внимания таких мыслителей, как B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев и др. [5-7].
В своем труде «Оправдание добра» В.С. Соловьев видит сущность понятия «патриотизм» в осознанном отношении личности к своим обязанностям по отношению к Отечеству, в активно-деятельностном, а не созерцательном отношении к гражданскому долгу [5, с. 259264].
С.Н. Булгаков в книге «Моя Родина...» пишет: «Родина есть священная тайна каждого человека, так же, как и его рождение. Нужно особое проникновение и, может быть, наиболее трудное и глубокое, чтобы познать самого себя в своей природной индивидуальности, уметь полюбить свое, род и родину, постигнуть в ней самого себя» [6, с. 89].
По мнению известного русского философа H.A. Бердяева, отраженному в работе «Судьба России», феномен русского патриотизма возможно раскрыть исходя из анализа исторического пути, пройденного страной. Все наши политические достижения, по утверждению Н.А. Бердяева,
находятся в прямой зависимости от степени нашего патриотического воодушевления, от роста ответственности национального сознания в русском обществе и народе. Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для родины час [7, с. 75-78].
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью и многоаспектностью. Это связано со сложной природой данного явления, с многообразием форм ее проявления, с тем, что феномен патриотизма изучается в рамках целого ряда наук: философии, социологии, политологии, педагогики.
В.А. Кольцова и В.А. Соснин, отмечая различные свойства и характеристики патриотизма на личностном и макросоци-альном уровне, подчеркивают, что если на уровне субъекта деятельности патриотизм может быть охарактеризован как элемент его индивидуальной подструктуры и отнесен к области высших эмоциональных состояний и устойчивых личностных особенностей (норм поведения, ценностей, критериев оценки социальных явлений, убеждений), то на уровне микросоциума (народа, общества) патриотизм выступает в качестве подструктуры общественного сознания, включающей чувства, настроения, этнические стереотипы, отношение к своему народу и своей нации, национальные нормы и ценности [8].
Воспитание патриотизма, или патриотическое воспитание молодежи, предполагает формирование патриотического сознания молодых людей, являющегося, по утверждению А.К. Быкова, одной из форм общественного сознания, отражающей гражданскую позицию и социальные аспекты деятельности членов общества в отношении Родины [9].
Анализ научной литературы показывает, что к проблеме патриотического сознания обращаются многие ученые (А.К. Быков [9], А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарец [10], И.Б. Кантемирова, Н.Г. Кантемирова, Л.В. Усова [11], Л.Н. Котруца [12], А.А. Луговой, А.Н. Ковалев, А.П. Кошелев [13], В.В. Памятуше-ва [14], О.Р. Сигнаевская [15], Е.Е. Степанова, П.П. Шевель [16], Р.Г. Яновский [17] и мн. др.).
Так, Л.Н. Котруца, рассматривая содержательный пласт общего сознания личности, выделяет патриотическое сознание, делая акцент на его специфике, связанной с феноменом понимания Родины. Ученый рассматривает патриотическое сознание как отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности к действиям по защите его интересов [12].
А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарец, рассматривая сознание как высшую функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и в разумном регулировании поведения, выделяют следующие особенности патриотического сознания: 1) отражение в сознании реальности происходящих в обществе процессов, которые затрагивают и отображаются на пространстве развивающейся личности в ходе ее деятельности (онтологический аспект); 2) познание и анализ результатов отечественной культурно-исторической эволюции, которые могут выражаться в форме идеалов и феноменов духовности (гносеологический аспект); 3) ориентация на сформированные общественные ценности, которые трансформируются в духовном облике личности и направлены на развитие человека в социальном континууме жизнедеятельности [10, с. 123].
А.А. Луговой, А.Н. Ковалев, А.П. Кошелев пишут об аксиологическом статусе патриотического сознания, его развитии в противоборстве ценностного выбора и, как следствие, постоянной переоценке ценностей. Психологический механизм патриотического сознания, по мнению ученых, осуществляется преимущественно силой переживания, тогда как мышление может исключительно рефлектировать, реагируя на чувства и пытаясь рационализировать поступающую информацию [13].
В контексте мотивации рассматривает патриотическое сознание В.В. Пи-онтковский, который определяет патриотическое сознание как совокупность мотиваций, представляющих собой иерархическую структуру вдохновляющих аспектов деятельности личности, которая, с одной стороны, характеризуется стабильно-
стью личностных взглядов, а с другой -динамичностью и адаптацией к особенностям сложившихся жизненных обстоятельств [18].
А.К. Быков, анализируя патриотическое сознание как сложный комплексный феномен общественной жизни, элементы которого отражают основные направления экономических, политических, идеологических формаций, выделяет гносеологический, онтологический, деятельностный, аксиологический и эмоционально-чувственный аспекты патриотического сознания. Гносеологический аспект подразумевает познание в формате производных культурно-исторического процесса, к которым можно отнести национальные традиции, символы, патриотические идеалы; онтологический описывает отражение и оценку с гражданско-патриотического ракурса происходящих в обществе реальных процессов, касающихся социального пространства личности; деятельностный аспект характеризуется мотивацией к социально значимой активности; аксиологический определяется ориентацией на выработанные гражданско-патриотические ценности, принятые обществом; эмоционально-чувственный предполагает пространство личностных, субъективно-психологических переживаний, важных воспоминаний, эмоциональных предчувствий, для которых характерны не только позитивные или отрицательные оттенки чувств, но и аффективные состояния личности, такие как стрессы, беспочвенные переживания [19].
Формирование патриотического сознания, по мнению И.В. Власюка, должно быть направлено на интеграцию и целостность самосознания личности как гражданина конкретной страны, поликультурного общества на основе признания системы общечеловеческих ценностей, свободы выражения и учета разного рода социальных установок [20].
По мнению И.Б. Кантемировой, Н.Г. Кантемировой, Л.В. Усовой патриотическое сознание формируется на базе социальных чувств путем трансляции знаний об истории, культуре, достижениях, а также включения членов общества, особенно молодого поколения, в различные социальные практики, наполненные
духовными аспектами в форме социальных чувств и ощущения причастности к единому историческому процессу формирования и сохранения социального и культурного наследия, самого общества и государства [11].
Формирование патриотического сознания молодого поколения - сложный процесс, включающий как целенаправленную, институционализированную деятельность, строящуюся на базе выбранной государственной политики, доминирующей идеологии, приоритетов экономического, социального и культурного развития общества в рамках конкретного государства, так и влияние неконтролируемых (стихийных) социальных, внутри- и внешнеполитических, культурных и экономических факторов, характеризующих конкретный исторический период, влияющих на формирование патриотического сознания молодого поколения, его дальнейшее закрепление в структуре патриотического сознания на общегосударственном уровне.
Целенаправленное формирование патриотического сознания является функцией различных социальных институтов (семьи, культуры, образования, армии, СМИ, права, идеологии и др.), имеющих в своем арсенале различные механизмы и методы направленного социального воздействия.
В настоящее время, отличающееся высокой степенью информационной загруженности и хаотичным характером появления и распространения информации, роль средств массовой информации в формировании патриотического сознания молодежи особенно велика.
Мы согласны с А.К. Быковым, который акцентирует внимание на необходимости пробуждения патриотических чувств у молодого поколения путем популяризации исторических подвигов, удивительных рассказов о героизме соотечественников как в тяжелые военное время, так и в мирной жизни [21, с. 41].
Инновационным форматом синтеза высоких патриотических целей и средств передачи и трансляции информации можно назвать мультимедийный проект, являющийся эффективным средством формирования патриотического сознания и в
полной мере реализующий основные функции СМИ: идеологическую, познавательно-просветительскую, нравственно-воспитательную, воздействия, популяризации.
ГТРК «Самара» регулярно реализуются мультимедийные проекты, целью которых является как патриотическое воспитание в целом, так и формирование патриотического сознания молодежи в особенности.
В качестве примера такого проекта приведем реализованный в 2015 г. по инициативе ГТРК «Самара» масштабный мультимедийный проект «Год Великой Победы», приуроченный к празднованию 70-летия победы в Великой Отечественной войне.
В рамках рассматриваемого проекта, во-первых, велась масштабная работа по популяризации территории Самарского региона, формированию чувства гордости за малую родину, во-вторых, очень бережно и скрупулезно прорисовались портреты участников Великой Отечественной войны, реальных, а не вымышленных героев, достойных подражания и бесконечного уважения.
Основные задачи патриотического мультимедийного проекта «Год Великой Победы»:
- позиционирование Самары и Самарской области на национальном и международном уровне как ключевого центра современной России, сформировавшегося в годы Великой Отечественной войны;
- закрепление за Самарой звания «Столица тыла»;
- напоминание современным россиянам о подвиге тыла, ставшего в годы войны фронтом для миллионов советских граждан;
- пробуждение в жителях Самарской области гордости за своих ушедших и ныне живущих близких, земляков.
Для достижения поставленных задач проект «Год Великой Победы» реализо-вывался в два взаимосвязанных этапа.
I. Федеральный - международный телемарафон «Здесь тыл был фронтом».
Цель - создание в национальном медиа-пространстве информационного повода для широкой патриотической дискуссии о роли регионов страны в Великой Победе.
II. Региональный - мультимедийный проект «Здесь живет семья Российского Героя».
Цель - привлечение максимального числа жителей Самарской области к созданию региональной части проекта, участию в подготовке сюжетов и ток-шоу «Здесь живет семья Российского Героя».
Результатами реализации масштабного мультимедийного проекта стали:
- широкое распространение основной патриотической идеи популяризации Самарской области - две страны и более 15 городов России;
- высокая степень вовлеченности аудитории в мероприятия проекта, нацеленные на пробуждение патриотических чувств и ощущение сопричастности к великим историческим событиям (3 000 000 телезрителей и радиослушателей только в Самарской области).
Ключевым достижением патриотического мультимедийного проекта ГТРК «Самара» «Год Великой Победы» стало
А А
открытие отдельной выставки в Самарском областном историко-краеведческом музеи им. П.В. Алабина. Экспонатами выставки стали уникальные фотографии, письма, трофеи и воспоминания участников Великой Отечественной войны.
Масштабность, доступность и образность информационного посыла, достигнутые с помощью мультимедийных технологий ГТРК «Самара» и реализованные в рамках многочисленных теле- и радиоэфирах, создали беспрецедентный искренний отклик со стороны представителей всех поколений.
Современные форматы патриотического воспитания, такие как масштабные мультимедийные проекты, соответствуют сложным по своей динамичности, привлекательной визуализации и степени мобильности информационного контента требованиям, предъявляемым сегодняшним молодым поколением.
А
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683 // Президент Российской Федерации : официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения 20.03.2017).
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р // Правительство России : официальный сайт. URL: http://government.ru/docs/all/102075/ (дата обращения 20.03.2017).
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493 // Правительство России : официальный сайт. URL: http://government.ru/docs/21341/ (дата обращения 20.03.2017).
4. Зверева Г.В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников // Педагогика. 2004. №7. С. 39-45.
5. Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. М. : Республика, 1996.
479 с.
6. Булгаков С.Н. Моя Родина: к 125-летию со дня рождения: избранное. Орел : ОГТРК, 1996. 240 с.
7. Бердяев Н.А. Судьба России. М. : АСТ, 2004. 333 с.
8. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2011. Т. XXVI, №4. С. 89-97.
9. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. 2010. №9. С. 10-21.
10. Вырщиков А.Н., Кусмарец М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград : Авторское перо, 2006. 172 с.
11. Кантемирова И.Б., Кантемирова Н.Г., Усова Л.В. Формирование патриотического сознания молодого поколения в системе школьного образования // Экономика, социология, право. 2015. №2. С. 94-96.
12. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. 2007. №4. С. 176-183.
13. Луговой А.А., Ковалев А.Н., Кошелев А.П. Модель формирования патриотического сознания // Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. 2015. №4. С. 191-196.
14. Памятушева В.В. Воспитание патриотического сознания студенческой молодежи // Евразийский союз ученых. 2015. №4-13(13). С. 28-30.
15. Сигнаевская О.Р. Философия образования в современной России: поиски солидарности, или Феномен патриотического сознания // Педагогическое образование в России. 2011. №3. С. 7-16.
16. Степанова Е.Е., Шевель П.П. О состоянии патриотического сознания российского общества // Военный академический журнал. 2016. №2(10). С. 115-121.
17. Яновский Р.Г. На пути к патриотическому сознанию граждан России // Безопасность Евразии. 2003. №2(12). С. 171-183.
18. Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание в этнорегиональном пространстве // Сибирский педагогический журнал. 2006. №6. С. 194-201.
19. Быков А.К. Гражданско-патриотическое сознание как показатель социального здоровья подрастающего поколения // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. №3(6). С. 62-68.
20. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование программ взаимодействия школы и семьи в формировании гражданско-патриотического сознания обучающегося // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. №3(98). С. 52-55.
21. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. 2006. №2. С. 37-42.