ских проектов. Успешная работа перечисленных подразделений закладывает благоприятную основу для взаимодействия с потенциальными донорами, которые впоследствии могут перейти в категорию действующих.
Наиболее удобная форма для создания ассоциации выпускников в соответствии с действующим российским законодательством - некоммерческое партнерство. Она позволяет сочетать оказание социальных услуг с ведением коммерческой деятельности (направленной на достижение уставных целей), что дает возможность достичь финансовой стабильности организации.
Помимо реорганизации работы внутренних подразделений вуза необходимо создание ряда внешних структур. Попечительский совет вуза объединяет крупных действующих финансовых доноров вуза, представляющих различные категории жертвователей, а также видных общественных и политических деятелей, оказывающих влияние на процесс принятия решений преимущественно в той сфере, специалистов для которой готовит вуз.
Необходимость кардинальных изменений на всех уровнях образования в России, поиск средств и форм финансирования этих изменений требует активного подключения бизнеса и общественности при ведущей роли государства.
Библиографический список
1. Савченко С.Н. Формирование и использование финансовых ресурсов в образовательной системе России / Предпринимательство. 2009. № 4. С. 17-21.
2. Сборник методических рекомендаций для общественных объединений по применению Федерального закона № 275-ФЗ от 30.12.2006 // СПС «Консультант Плюс».
3. Эндаумент. Интернет-энциклопедия, http://ru.wikipedia.org/wiki.
Bibliography
1. Endowment. Web-Based Encyclopedia [Electronic Resource], - Access Mode: http://ru.wikipedia.org/wiki.
2. Methodological Recommendations for Public Associations About the Federal Law Application № 275-FZ, 30.12.2006 [Text] // Consultant Plus.
3. Savchenko S. N. Formation and Usage of Financial Resources in the Educational System of Russia [Text] //Business. - 2009. - №4. - P. 17-21.
УДК 37:39(075.8)
ББК 74.04я 73
Потапова Ирина Александровна
кандидат психологических наук, доцент
кафедра социальной педагогики и психологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Potapova Irina Aleksandrovna Candidate of Psychology,
Assistant Professor Chair of Social Pedagogics and Psychology Astrakhan State University Astrakhan
Мультнкультурное образовательное пространство как условие формирования мультикультурного поведения школьников Multicultural Educational Space As a Condition of Schoolchildren’s
Multicultural Behaviour Forming
В статье анализируются подходы к определению понятия "образовательное пространство", дается определение "мультикультурного образовательного пространства" и его структуры.
The article analyzes approaches to the definition of "educational space"; definition of "multicultural educational space" and its structure are considered in the article.
Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда, мультикультурное образовательное пространство, мультикультурное поведе-
Key words: educational space, educational environment, multicultural education space, multicultural behaviour.
Анализ факторов, воздействующих на поведение субъекта, является необходимым условием практически любого гуманитарного исследования как теоретического, так и эмпирического. Учет того или иного фактора предполагает учет сопутствующего. Целью исследования формирования мультикультурного поведения личности как непременного условия благополучия поликультурного общества, является выявление условий и факторов, способствующих наиболее эффективному формированию мультикультурного поведения школьников в условиях образовательного учреждения.
В кратком психологическом словаре термин «условие» встречается чаще и определяется как «...то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что де-
лает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что-либо (действие, результат действия), и от основания, которое является логическим условием следствия». В словаре С.И. Ожегова под условием понимается ... «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; ... обстановка, в которой что-нибудь происходит». Иногда «условия» и «факторы» применяются как равнозначные понятия. В этой связи необходимо уточнение данных понятий.
В Советском энциклопедическом словаре - «Фактор - (от латинского factor
- делающий, производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты», т.е. под факторами в психолого-педагогических науках понимаются основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты процесса.
Мы придерживаемся трактовки дефиниций «условие» и «фактор», разграничивая их по субъектно-объектному признаку. Под фактором мы будем понимать объективные внутренние психические образования личности, сформированные под воздействием внешних условий, в качестве которых могут выступать различные объективные причины. Соответственно, условия - это те внешние причины, которые способствуют новообразованию внутренних объективных психических изменений личности. Исходя из этого, основополагающими причинами, детерминирующими поведение, являются внешние социальные влияния, выступающие в виде условий формирования поведения субъекта.
В связи с этим, необходимо проанализировать различные подходы к классификации условий влияния на человека.
Обратимся к классификации социальных условий и факторов У. Бронфен-бреннера, предложившего модель влияния социальных условий на социализацию человека в рамках социально-экологического подхода. С его точки зрения, в анализе социализации необходимо учитывать всю совокупность факторов окружающей среды и условий жизни: микро- и макросоциальное окружение, влияние средств массовой информации, национальные и культурные особенности, характеристики социальных институтов и т.п. [4].
Вслед за У. Бронфенбреннером в классификации В. А. Мудрика, вся масса факторов социализации личности делится на макро-, мезо- и микросоставляющие. Ребенок через различных «агентов социализации» вступает опосредовано во взаимодействие с микросредами, с которыми взаимодействуют люди из его окружения. Понятие экзосреды и микросреды равнозначны, под ними понимают социальную микросреду, с которой человек взаимодействует опосредованно: через родителей, педагогов и т.д. Когда речь идет о взаимодействии двух и более микросред, имеют в виду мезосреду [6]. Но исследования показали, что трудно, а иногда невозможно определить, к какому именно уровню относится тот или иной фактор, так как есть вероятность их трансформации из активных в пассивные, и наоборот.
Существуют различные подходы и к определению понятия «социальная среда». Она понимается двояко: как широкая, социальная действительность, общество, государство в целом (при этом социальная среда отождествляется с общественной средой); как среда, которая непосредственно окружает ребенка и, так или иначе, влияет на его развитие.
Л. Н. Коган под социальной средой понимает «сравнительно устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, с которыми непосредственно взаимодействует социальный субъект и которые оказывают влияние на его деятельность» [5, с. 3]. Иначе раскрывает сущность микросреды Ю. С. Сычев, понимая под микросредой «объективную социальную реальность, представляющую собой совокупность материальных, политических, идеологических и социальных факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью» [9, с. 13]. При этом, он замечает, что под словом «непосредственно» следует понимать «непосредственное окружение личности» - своеобразный «фильтр» при усвоении ею системы ценностей.
С таким определением согласны ряд других исследователей. Так, Л. П. Буева,
В. Г. Бочарова и др., считают, что специфической чертой микросреды является ее непосредственное взаимодействие с личностью. С одной стороны, социальная микросреда является фактором, ускоряющим или замедляющим процесс
самореализации личности, с другой стороны - сама является необходимым условием успешного развития этого процесса.
В научной литературе отмечается наличие понятий, свидетельствующих о «множестве сред», в которых происходит социализация ребенка - социокультурная, образовательная, непосредственно культурная среда той общности, куда включен ребенок (например, семья, референтная группа) и т.д. Так, под социокультурной средой понимают «конкретное... социальное пространство», посредством которого ребенок включается в культурные связи общества.
Мнения ученых расходятся и по поводу структуры среды. Так, анализируя исследования, направленные на изучение структуры микросреды, Ю. С. Бродский приходит к выводу о том, что целесообразно рассматривать структуру микросреды в следующих видах: как пространственно-временную зону данной среды (то есть то пространство и время, в которых она функционирует и развивается); как набор и иерархию ценностей, идеалов, потребностей, мотивов; как психологический «стержень», «клей», скрепляющий связи личностных, природных и вещественных элементов данной среды, определяющий образ жизни (мораль и нормы, характер и стиль взаимоотношений, взаимодействия) в данной среде, сужающий или расширяющий в ее пространственно-временных границах воспитывающие или антивоспитывающие микрозоны.
Наиболее общим, хотя и не всеми признанным структурным делением среды является выделение внутренней и внешней среды (В. Г. Афанасьев). Имеется взгляд на подразделение среды в соответствии с ее кольцевым строением, по отношению к центру. Отсюда - дальняя, средняя, ближняя среды (М. С. Каган). Такая модель схожа с моделью социального влияния У. Бронфенбреннера.
Сластенин В. А. и Палаткина Г. В. предлагают дефиницию «педагогическая среда», понимаемую как «...часть социальной среды, специально созданную или стихийно образованную, совокупность элементов которой взаимодействует с личностью, в результате чего происходит формирование и социализация последней». Авторы замечают, что четко очерченной педагогической среды не бывает. Элементы педагогической среды присутствуют практически во всех других видах микросреды [8].
В исследованиях Е.В. Бондаревской дается обоснование образовательной среды как культуросообразной среды воспитания человека культуры и нравственности. Е.В. Бондаревская отмечает, что образовательная среда - это все, среди чего в окружающем мире находится и развивается ученик, воспитанник: природа, городской или сельский ландшафт, материальные и духовные условия жизни, предметы быта и ценности культуры, события семейной и общественной жизни. Культуросообразная среда воспитания, по мнению автора, - это среда, в которой возможна культурная идентификация личности, где происходит приобщение детей к ценностям мировой и национальной культуры, реализация их возможностей в пространстве и развитие национального самосознания. Кулътуросообразная среда воспитания выполняет также функции социализации личности, социальной защиты, социально-психологической адаптации и т.д. [1].
С позиции влияния среды, представленной элементами разных этнокультур, предлагается дефиниция поликулътурная среда, понимаемая как динамическая система разновеликих и разносодержательных культурных элементов, взаимовлияний субъектов воспитательной деятельности, которая обеспечивает приобщение людей к общечеловеческим и национальным ценностям, различным социальным и культурным традициям, тем самым расширяя и обогащая их жизненный опыт. Поликулътурная среда, являясь местом пересечения множества культур, обладает рядом потенциалов:
— способствует формированию таких социально значимых качеств, как толерантность, эмпатия, социальная активность, мобильность, гибкость, саморегуляция;
— обеспечивает накопление опыта жизнедеятельности в рамках культурного и социального пространства, поиск вариантов сотрудничества;
— способствует подготовке человека к активной и эффективной деятельности в социальной среде, взаимодействию с представителями иной культуры и людьми с иными взглядами на мир, иными социальными статусами.
Близкой по содержанию является мулътикулътурная образовательная среда. По мнению Г. В. Палаткиной, мулътикулътурная образовательная среда -подсистема образовательной среды, она имеет свои качественные особенности, связанные с целевыми установками образования [7].
Таким образом, понятия «среда» и «пространство» схожи, но не идентичны. В словаре С.И. Ожегова указано, что пространство - это:
— объективная реальность, форма существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом;
— промежуток между чем-либо; место, где что-нибудь вмещается;
— протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами, т.е. общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Поэтому, говоря о пространстве, правомерно иметь в виду набор определенным образом связанных между собой факторов, условий, обстоятельств, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него.
Образовательное пространство неотделимо от педагогических и философских представлений об образовательных системах, его образовательном потенциале, образовательной инфраструктуре общества, учреждениях, стандартах.
Под «образовательным пространством» понимается:
— существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию личности и её социализации (Н.Б. Крылова);
— «диалог культуры» и «диалог возрастов» (И.Д. Фрумин);
— часть социального пространства, в рамках которой обществом осуществляется нормированная образовательная деятельность (Б.С. Гершунский);
— специально организованная педагогическая сфера, структурированная система педагогических факторов и условий становления личности (Н.М. Бо-рытко);
— место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующегося, а социальное образовательное пространство как совокупность мест для разворачивания индивидуального и коллективного образовательного пространства (Р.Е. Понамарев).
Наряду с существованием термина «образовательное пространство» существуют и другие: «обучающее пространство», «воспитательное пространство», «информационное пространство» и т.д.
Итак, образовательное пространство является частью социального пространства. Оно включает в себя ряд определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося.
Понятие «образовательная среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих социальное становление человека. Однако, различие заключается во включенности обучающегося в образовательную среду, лишь в этом случае обеспечивается взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (учащимся), тогда как пространство может существовать без него.
Образовательное пространство часто связывают с конкретными образовательными учреждениями. Поэтому говорят об образовательном пространстве вуза, колледжа, школы, учреждения дополнительного образования. Н. М. Бо-рытко считает, что с расширением территориальных границ термин «пространство» применим все с большей условностью, поэтому целесообразнее его использовать в пределах конкретного учреждения [3, с. 64]. Мы согласны с такой трактовкой «образовательного пространства». В этом контексте образовательное учреждение выступает как форма организации социально-образовательного пространства, представляющее собой комплекс правил и норм, регламентирующих образование, определяющих порядок разворачивания образовательного пространства человека.
С. К. Бондырева характеризует образовательное пространство как целостную систему, управление которой соответствует принципу целостности: ничто не может быть изъято из целого, к которому оно принадлежит, без изменения этого целого и его частей. Даже бесконечно малые элементы становятся важными для понимания целого; самая незаметная часть может начать движение, которое будет продолжаться до тех пор, пока произойдут существенные изменения в целом [2].
Итак, образовательное пространство - это система сред, каждая их которых отражает сущность, структуру и выполняют определенные функции.
Под мулътикулътурным образовательным пространством следует понимать структурированную систему, состоящую из ряда педагогически целесообразных сред, включающих в себя систему культурных этнических и мировых образовательных событий. Мультикультурное образовательное пространство создается интегрированными условиями функционирования сфер культуры и образования, этнического и мирового, при которых формируется этнокультурный опыт участников образовательного процесса.
Под мультикультурным образовательным пространством мы будем понимать мультикультурное пространство, ограниченное рамками конкретного образовательного учреждения. Это обусловлено расширением территориальных границ, взаимопроникновением образовательных пространств различных уровней под влиянием информационного пространства в пространство образовательного учреждения.
Мультикультурное образовательное пространство образовательного учреждения (школы) складывается из нескольких взаимосвязанных в единую систему пространств:
1/. Образовательное пространство - реально существующий пространственно-временной континуум функционирования системы заданных образовательных социальных ситуаций в определенной объективно существующей совокупности взаимосвязанных материальных, культурных и социальнопсихологических факторов и условий, непосредственно и опосредованно взаи-
модействующих с человеком в процессе освоения им социального опыта, формирования и развития его мировоззрения.
В структуру образовательного пространства включены содержание образования, педагогические технологии, образовательные события и ситуации.
Функциями образовательного пространства являются гуманистическая, воспитательная, обучающая, культурологическая.
2/. Этнокультурное пространство - система этнокультурных сред взаимодействия, континуум функционирования системы заданных этнокультурных социальных ситуаций в определенной объективно существующей совокупности взаимосвязанных материальных, культурных и социально-психологических факторов и условий, непосредственно и опосредованно взаимодействующих с человеком в процессе освоения им социального опыта, формирования и развития его мировоззрения.
Структуру этнокультурного пространства составляют множества этнокультурных сред каждого ребенка, этнокультурная среда класса и школы; этнокультурная среда взаимодействия субъектов образования, результатом которого является освоение социального опыта, приращение индивидуальной этнокуль-туры образующегося; этнопедагогические технологии, этнокультурные события и ситуации.
Функциями этнокультурного пространства являются социокультурная социально-адаптационная, воспитательная.
3/ Культурно-информационное пространство - континуум функционирования системы культурно-информационных событий в определенной объективно существующей совокупности взаимосвязанных информационных, культурных и социально-психологических факторов и условий, непосредственно и опосредованно взаимодействующих с человеком в процессе освоения им социального опыта, формирования и развития его мировоззрения.
Структура культурно-информационного пространства представляет собой целостную систему, включающую в себя культурную среду взаимодействия и информационную среду взаимодействия, обеспечивающих этнокультурное раз-
витие человека, приращение собственной этнокультуры, включение его в культуру пространства на основе сформированной собственной этничности, позитивного отношения к собственной этнокультуре, позитивных этнических установок, этнотолерантного отношения к культуре (ам) другого (других).
Функциями культурно-информационного пространства являются образовательная, социально-адаптационная, воспитательная.
Мультикультурное образовательное пространство представляет собой целостную систему; все виды пространств, включенных в единую систему, обеспечивают освоение социального опыта этнокультурного взаимодействия людей, результатом которого является сформированное мультикультурное поведение школьника.
Итак, под мультикультурным образовательным пространством мы
будем понимать мультикультурное пространство образовательного учреждения, представленное целостной системой ряда пространств, в границы которых включены множества сред, результатом взаимодействия с которыми обеспечивается освоение социального опыта, приращение индивидуальной культуры учащегося, формирование нормальной этнической идентичности, этнотоле-рантности как качества личности, положительных этнических установок на межкультурное взаимодействие субъектов образования.
Мультикультурное образовательное пространство выступает в качестве внешнего социального влияния, основополагающим условием, детерминирующим поведение школьника.
Библиографический список
1. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Инновационная школа. 1997. №1. С.37-45.
2. Бондырева, С. К. Единое образовательное пространство как новая система связей стран СНГ / С. К. Бондырева [Текст] // Мир психологии. - 1998. - № 3. - С. 161-172.
3. Борытко, Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: автореф. дис... д-ра пед. наук [Текст] /
Н. М. Борытко. - Волгоград, 2001.
4. Бронфенбреннер, У. Два мира детства. Дети США и СССР / Пер. с англ.М.: Наука, 1976. 298 с.
5. Коган, Л.Н. Социальная среда и воспитание //Учебно-воспитательный коллектив и среда его жизнедеятельности: Сб.статей. Свердловск, 1980. С.3-9.
6. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. - 368 с.
7. Палаткина, Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: дис... д-ра пед. наук [Текст] / Г. В. Палаткина. - Москва, 2004.
8. Сластенин, В. А., Палаткина, Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования. Монография. - М.: «Прометей», 2004.176с.
9. Сычев, Ю. В. Микросреда и личность. М., 1974. 192 с.
Bibliography
1. Bondarevskaya, E.V. Humanistic Paradigm of Personality-Oriented Education / / Innovative School. - 1997. - № 1. - P.37-45.
2. Bondyreva, S.K. Unified Educational Space As a New System of Relations of the UIS Countries / S.K. Bondyreva // The World of Psychology. - 1998. - № 3. - P. 161-172.
3. Borytko, N.M. Theory and Practice of a Teacher-Educator’s Professional Position Development in Continuing Education: Synopsis of Dis ... Dr. of Ped. [Text] / N.M. Borytko. -Volgograd, 2001.
4. Bronvenbrenner, U. Two Worlds of Childhood. Children of the U.S. and USSR / Trans, from Engl. - М.: Science, 1976. - 298 p.
5. Kogan, L.N. The Social Environment and Education // The Educational Staff and the Environment of Its Activities: Collection of Articles. - Sverdlovsk, 1980. - P. 3-9.
6. Mudrik, A. Introduction Into Social Pedagogy. М., 1997. - 368 p.
7. Palatkina, G.V. Ethnopedagogical Factors of Multicultural Education: Dis. ... Dr. of Ped. [Text] / G.V. Palatkina. - Moscow, 2004.
8. Slastenin, V.A., Palatkina, G.V. Ethnopedagogical Factors of Multicultural Education: Monograph. - М.: "Prometheus," 2004. - 176 p.
9. Sychev, Yu. V. Microenvironment and Personality. - М., 1974. - 192 p.