Паровая типолитография П.И. Макушина, 1901. 329 с.
17. Петров А.В., Плотникова М.М. Городские головы, гласные и депутаты Иркутской думы 1872-2011: биографический справочник / отв. ред. Л.М. Дамешек. Иркутск: Оттиск, 2011. 400 с.
18. Попов И.И. Забытые иркутские страницы. Записки редактора. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. 384 с.
19. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. / изд. подг. Н.В. Куликаускене. Иркутск: Вост.-Сиб. кн.
изд-во, 1993. 542 с.
20. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. 560 с.
21. Титов В.Ю. Пестеревская. Улица магазинов // Капиталист. 2012. № 56 [Электронный ресурс]. URL: http ://www. kapitalpress. ru/ka pitalist/a rchive/2012/56/1640/ (10.08.2015).
УДК 72.012.6
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ
© Н.А. Довнич1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Выявлены особенности применения современных материалов и технологий при создании произведений монументально-декоративной живописи в архитектурной среде города Иркутска. Показаны возможности нового технологического подхода и методов повышения культуры производства создания средовых объектов, вызывающих положительное эстетическое восприятие, обеспечивающих воплощение в материале замысла автора, а также длительную сохранность внешнего вида этих объектов. Выявлены проблемные вопросы в решении задач внедрения новых технологий, поиска форм и методов активизации воздействия на зрителя, эффективного формирования архитектурной среды с использованием MДИ. Дана оценка перспектив, путей развития, возможностей использования новаторских и традиционных подходов при создании произведений MДИ.
Ключевые слова: архитектура; городская среда; Иркутск; монументально-декоративное искусство; современные материалы и технологии.
APPLICATION OF MODERN MATERIALS AND TECHNOLOGIES IN THE WORKS OF MONUMENTAL AND DECORATIVE PAINTING IN IRKUTSK N.A. Dovnich
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article reveals application features of modern materials and technologies in the works of monumental and decorative painting in the architectural environment of the city of Irkutsk. It shows the possibilities of a new technological approach and methods enhancing the production culture of environmental objects causing positive aesthetic perception, providing materialization of the author's intent, as well as ensuring continuous preservation of the exterior of these objects. It also distinguishes challenging issues in solving the problems of new technology implementation, search for forms and methods activating the impact on viewers and effective formation of the architectural environment with the use of monumental and decorative art (MDA). The prospects and development directions as well as application possibilities of innovative and traditional approaches in the creation of MDA works are evaluated.
Keywords: architecture; urban environment; the city of Irkutsk; monumental and decorative art (MDA); modern materials and technologies.
В настоящее время монументально-декоративное искусство (МДИ) г. Иркутска осознается как важный элемент градостроительной композиции. Оно все активнее входит в жизнь современного города, формируя его образ, стремясь к живому и непосредственному контакту с человеком, к созданию художественно полноценной, образно насыщенной среды его жизнедеятельности. Это время многообразных поисков, экспериментов, творческих достижений, время осознания огромных возможностей МДИ.
Имидж Иркутска и формирование его облика напрямую связаны со средовыми объектами, которые все чаще выполняются при помощи современных технологий и инновационных материалов. Зачастую классические, исторически сложившиеся способы изготовления дополняются новыми, и часть работ выполняется при помощи высокотехнологического оборудования, а современные материалы используются наряду с зарекомендовавшими себя ранее. Конечно, наш город не поражает обилием объектов современ-
1Довнич Наталья Анатольевна, старший преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи Института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук, член Союза художников России, тел.: 89021712664, e-mail: dovnich@mail.ru
Dovnich Natalia, Senior Lecturer of the Department of Monumental and Decorative Art of the Institute of Fine Arts, Social Sciences and Humanities, a member of the Artists Union of Russia, tel.: 89021712664, e-mail: dovnich@mail.ru
ного МДИ, но некоторый опыт использования новых материалов и технологий уже сложился. Хочется отметить, что интерес для данного исследования представляют работы с современными материалами наиболее профессиональных авторов нашего города.
Конец двадцатого столетия в Иркутске ознаменовался началом восстановления храмов. Особенно ярко в этом процессе отразилось развитие храмовых росписей. В 1994 г. собор Богоявления был передан в ведение Иркутской епархии. Он стал одним из первых храмов, где начались работы по восстановлению внутреннего убранства. В это время организуется иконописная мастерская при соборе. На начальном этапе большую роль сыграл опыт реставрационной работы Сергея Фролова, который к тому времени более десяти лет проработал в реставрационной мастерской Иркутского областного художественного музея и Иркутском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря [1, с. 9]. Росписи собора - яркий пример интересных творческих разработок коллектива, в состав которого вошли профессиональные художники: Елена Алёшина, Ирина Горбунова, Михаил Лутаенко, Валерий Симаков и Сергей Фролов, а позже Николай Мачхин и Юлия Гусева (в иночестве мать Емилия). Артельное ведение росписей в первые годы работы помогло художникам в выработке единой стилистики, ставшей основой для дальнейших самостоятельных работ в соборе, и способствовало расширению диапазона художественных и иконописных образов. Художниками мастерской создано немало проектов в городе и области. Совместные проекты епархиальной мастерской помогли накоплению опыта не только в грандиозных попытках решения тем, сюжетов и образов, но и поиску, и освоению новых современных материалов для стенных росписей не только интерьерных, но и фасадных. В итоге долгой и кропотливой работы, пробных поисков свой выбор иконописцы собора Богоявления сделали в пользу материалов немецкой фирмы Remmers. Краски и грунты, которыми пользуется, начиная с 1998 г. большинство иконописцев Иркутска, относятся к линейке материалов для реставрации памятников.
Remmers является одним из ведущих немецких производителей материалов строительной химии -препаратов и составов для защиты, сохранения, ремонта и реставрации зданий и сооружений. Микропористая структура силиконовых красок (система не образует пленки) и связанная с этим открытость для диффузии водяного пара являются результатом объединения связующего средства со специальными добавками. Система силиконовых красок Remmers не образует подслойных напряжений и может использоваться на ломких, хрупких поверхностях. По сравнению с силикатными и другими красками силиконовые краски более просты и удобны в использовании. Благодаря оптимальному качеству органических соединений кремния в качестве связующего средства система силиконовых красок Remmers обладает отличной устойчивостью к климатическим условиям и практически не загрязняется. Наблюдения под электронным
микроскопом доказывают, что силиконовая краска Remmers Siliconharzfarbe LA имеет оптимальную адгезию с поверхностью природного камня, поэтому не существует вероятности быстрого шелушения покрытия.
Краски на базе силиконовой смолы, такие как Remmers Siliconharzfarbe LA, наиболее пригодны для использования в качестве лессирующих. Грунтовка Remmers в силу своего состава реагирует с основанием и помимо активного гидрофобного обладает также силикатизирующим действием, что обеспечивает легкое укрепление поверхности и не оказывает при этом заметного воздействия на уровень пропускания водяного пара. Потери энергии снижаются за счет уменьшения теплопроводности. Грунтовка Silikat Grundierung D используется в качестве грунтовочного слоя под краску Remmers. Продукция фирмы Remmers имеет высокую надежность. Вся продукция производится только на территории Германии для обеспечения качества и контроля за производством. Материалы Remmers применяются на территории России более десяти лет. Они являются технологичными, высококачественными, разработанными в соответствии с европейскими нормами и стандартами - DIN ISO 9001, WTA и в высшей степени соответствуют всем требованиям строительной физики [4].
Опробовав на практике эти материалы, художники епархиальной мастерской пришли к выводу, что краски Remmers кроме всех технических показателей обладают замечательными высокохудожественными качествами: они могут давать как тонкие, прозрачные лессировочные слои, так корпусные, плотные. Фактура поверхности остается матовая, словно письмо велось как фресковая живопись по сырой известковой штукатурке. Именно этими красками выполнено множество храмовых росписей в Иркутске.
Елена Алёшина, Ирина Горбунова, Михаил Лутаенко, Сергей Фролов написали силиконовыми красками сцены апокалипсиса в трапезной собора Богоявления. Впоследствии росписи собора велись этими же красками, Е. Алёшина, М. Лутаенко создали роспись в соборе в честь тысячелетия крещения Руси (рис. 1).
Роспись расположена на западной стене главного придела собора Богоявления. Эта сцена, на мой взгляд, является наиболее грандиозной в композиции и прекрасно иллюстрирует возможности и правильность выбора красок Remmers. Тонко прописанные лики, сложный и активный цветовой строй, мягкие цветотоновые переходы и ювелирно проработанная отделка одеяний изображаемых святых наглядно свидетельствуют о хороших качествах пигментов и связующих используемых красок.
Художник-иконописец Е. Алёшина, основываясь на многолетнем опыте, дает положительную характеристику силиконовым краскам, считает эти краски универсальными в современной стенной живописи и рекомендует использовать их не только при ведении росписей культового назначения. Линейка силиконовых красок Remmers была использована при работе в других храмах города. Убранство храма св. блж. Ксении Петербургской: росписи и иконы, выполненные
Е. Алёшиной, И. Горбуновой, М. Лутаенко, по проекту М. Лутаенко тоже велись вышеописанными красками.
Рис. 1. Тысячелетие крещения Руси (фрагмент)
Николай Мачхин разработал проект росписи Свято-Троицкого храма г. Иркутска, в котором уже ведутся работы. На восточной стене храма располагается образ Святой Троицы, написанный Н. Мачхиным красками на основе силиконовой смолы. В храме Рождества Христова г. Иркутска ведет работы протоиерей этого храма Игорь Малых. В своих работах о. Игорь тяготеет к византийской стилистике, опираясь на образцы
сербских храмов XI-XШ вв. Он также применяет силиконовые краски и неустанно работает над поиском новых, интересных решений в композиции росписи храма [1, с. 12].
В храме Покрова Божией Матери (п. Пивовариха) над росписями работает художник Игорь Смирнов. Завершены росписи цокольного помещения храма, в котором предполагается открыть воскресную школу для детей. Поэтому тема росписей - деяния и чудеса Спасителя, которые повествуют о земной жизни Иисуса Христа. Росписи выполнены в светлом, мягком колорите, что визуально делает небольшое помещение просторным и светлым. Начались росписи самого храма [1, с. 11], которые выполняются красками на основе силиконовой смолы. Возможности цветовой палитры этих красок наглядно продемонстрированы на примере росписей храма Покрова Божией Матери: от мягких и пастельных как в цокольном пространстве, до ярких и насыщенных под сводом (рис. 2).
Среди иркутских художников, занимающихся храмовым искусством, Николай Натяганов - единственный, кто в своих работах придерживается академического направления церковной живописи XIX в. Его творчество наиболее полно представлено в Казанской церкви г. Иркутска. Более 10 лет трудится Н. Натяга-нов над росписями, создавая галерею живописных образов святых православной церкви [1, с 12]. Возможности применения красок Remmers и отличная их цветопередача при работе с реалистическим письмом наиболее убедительно отражены в монументальных росписях этого художника.
После реконструкции и восстановления Николо-Иннокентьевского храма начались росписи левого придела церкви Успения Божией Матери, работы над которыми ведет Сергей Терентьев [1, с. 13]. Росписи отличаются мягкой и светлой палитрой красок Rem-mers.
Рис. 2. Роспись свода храма Покрова Божией Матери (фрагмент)
Кроме использования в стенной живописи краски Remmers успешно применяются иконописцами епархиальной мастерской и в написании икон для иконостасов и фасадов, а также фасадных росписей. Авторским коллективом в составе Е. Алёшиной, И. Горбуновой, М. Лутаенко в 2000-2002 гг. были исполнены фасадные росписи собора Богоявления. Силиконовые краски немецкой фирмы Remmers отлично проявили свои качества в нашем резко континентальном климате, выдерживая более десяти лет большие атмосферные нагрузки (рис. 3). Наиболее внушительно выглядят росписи фасада колокольни собора Богоявления, выполненные этим же коллективом.
т
Рис. 3. Роспись фасада колокольни собора Богоявления
Учитывая резкие перепады температуры, длительное воздействие солнечных лучей, ветра и прочих агрессивных климатических факторов, краски показывают отличную сохранность своих визуальных характеристик, они не выгорают, не текут, не отслаиваются. Замечу, со слов Е. Алёшиной, предварительно на фасаде собора Богоявления в нишах были сделаны фрески, которые быстро выгорели от солнца и потеряли свою художественную привлекательность.
В 2011 г. по проекту Константина Яковлева был установлен Памятный знак (крипта и сень) в честь первых поселенцев Иркутска у храма во имя Спаса Нерукотворного образа. В медальонах роспись силиконовыми красками по керамограниту выполнили Е. Алёшина и И. Горбунова (рис. 4). Со слов Е. Алёшиной, поверхность керамогранитных плит перед началом росписи была матирована. Грунт под живописный слой в работе не применялся, так как силиконовые
краски Remmers предназначены для работы по поверхности натурального камня.
Для фасада храма во имя св. блж. Ксении Петербургской Игорем Смирновым в 2012 г. были созданы иконы-панно. Иконы архангелов выполнены красками Remmers, главным достоинством которых И. Смирнов считает возможность нанесения их в виде тончайших лессировочных слоев, благодаря чему достигается ощущение плави как при письме на яичной темпере. Также, по мнению художника, исходная палитра колеров Remmers - благородная и сбалансированная, фактура бархатистая в отличие от акрилатных красок, темные тона легко перекрываются более светлыми, не требуя наложения многих слоев. Этими же красками И. Смирновым выполнена декоративная надпись на фасаде под куполом храма.
Из палитры современных материалов в светских интерьерах Иркутска лидерство в стенной живописи прочно заняли акриловые краски. Они обладают множеством свойств: возможно, как и прозрачное, так и укрывистое письмо, неограниченная палитра цветов, возможности для многослойного перекрывания, нетоксичность, практически полное отсутствие запаха, небольшой период высыхания. Краски разводятся водой и применимы практически на любых поверхностях. Поверхность росписей можно покрывать матовыми акрилатными лаками, которые не дают блестящую пленку. Художники и дизайнеры Иркутска работают акриловыми красками, водоэмульсионными колерами, а также экспериментируют, совмещая в своих произведениях разные материалы.
Колеры, декоративные краски и штукатурки давно и успешно применяются в росписях. О штукатурках можно говорить отдельно. Грамотное их использование позволяет добиться удивительных эффектов -старины, имитации фрески, матовости, глянца, прозрачности, многослойности, объема и фактуры [6]. Например, с использованием декоративных штукату-рок марки «Оптимист» была выполнена роспись для интерьера салона итальянской мебели арт-хауса «Икона». Авторы - студенты старших курсов кафедры монументально-декоративной живописи ИрГТУ: Марина Михайлова, Александра Янченко, Евгения Алексеева, Александра Шарова. Творческая мастерская Au-Room, коллектив которой они представляют, занимается росписью стен и декорированием интерьеров уже пятый год. Работа начиналась в частных интерьерах, постепенно опыт работы с росписями возрастал, а вместе с ним и репутация художников как профессионалов. Теперь на счету у мастерской больше трех десятков выполненных объектов, включая росписи в крупных общественно-значимых интерьерах. За основу работы в арт-хаусе «Икона» были взяты копии фрагментов древних византийских фресок. По поверхности декоративных штукатурок выполнена роспись акриловыми красками. Экспрессия наложения штукатурки и красочного слоя в сочетании с классическими изображениями создают потрясающий эффект старины в современном интерьере, ощущение многослойности и глубины пространства и времени (рис. 5).
а б
Рис. 4. Росписи с применением керамогранита, силиконовых красок, золота: а - икона Божией Матери;
б - икона Спасителя
Рис. 5. Фрагмент росписи акриловыми красками с использованием декоративной штукатурки
Для работ в технике мозаики все чаще используют стекло. Храмовую икону Покров Божией Матери с применением матричной стеклянной мозаики на фасад Покровского храма выполнили Наталья Довнич и Андрей Поляница. Работа выполнена в 2011 г. Мозаика силой цвета держит большое пространство вокруг храма. При отдалении отдельные элементы визуально объединяются в единые цветоносные массы и, сохраняя силуэтность, выразительно наполняя цветом
изображение, гармонично взаимодействуют с архитектурой храма. В панно использована керамическая плитка и современная стекломозаика. Для золотого фона, поверхности нимба и отделки одеяния Богородицы использована стекломозаика фирмы Bisazza с гладкой зеркальной и рифленой поверхностью. Каждый чип золотой стекломозаики 20x20 мм представляет собой золото, заплавленное между двух стекол по итальянской технологии серии Le Gemme (рис. 6).
Рис. 6. Покров Божией Матери. Мозаика на фасаде храма Покрова Божией Матери из керамической плитки и модульной стекломозаики
В местах сопряжения графьи с соседней стеклянные чипы легко резались при помощи обыкновенного стеклореза. Единственной проблемой при совмещении модулей из керамической плитки и стеклянных можно считать различную толщину материалов. Для того чтобы избежать утапливания золотых поверхностей при монтаже, перед выполнением сухого набора на каждый стекломозаичный чип пистолетом наклеивался расплавленный полиэтилен до выравнивания его толщины с толщиной керамического модуля. Лучше же, учитывая этот опыт, совмещать модульную стекломозаику с элементами, вырезанными из листового стекла. Для светских панно с использованием золотой или серебряной стекломозаики (особенно при работе в интерьере) авторы рекомендуют выбирать менее затратные линейки стекломозаики с имитацией этих металлов. Монтаж мозаичного панно производился на специальный клей для стекломозаики фирмы Маре1 (Италия), затирка швов велась эластичным шовным заполнителем «Ультраколор Плюс» с гидрофобным эффектом и антигрибковым барьером этой же фирмы.
Мозаика и витражи в Музее истории города Иркутска (ул. Ф. Каменецкого, 16а) выполнены художниками монументально-декоративной мастерской «Артмост» в
2009 г. Руководитель творческого коллектива -Е.Г. Илькова, член Союза художников России, член Союза дизайнеров России; художники коллектива: М.А. Быкова, Ю.В. Бардина, О.В. Ильина, Н.В. Малышева. Витражи «Амурские и Московские ворота», выполненные по классической технологии «Тиффани» и мозаика из стекла «Герб города Иркутска» составляют комплексное произведение МДИ. Мозаичное панно органично соседствует с витражами не только за счет выбранного в качестве изобразительного материала стекла, но и объединено художественным и идейным замыслами. Мелкий модуль стекла мозаики и удачно выбранная палитра делают панно легким и вибрирующим не только за счет изменения поверхности модулей, но и отражения витражных просветов. Мозаика, размещенная над лестничным маршем, переливается бликами и приобретает дополнительную динамику при движении посетителей. Важно обратить внимание на тонкость проработки деталей мозаики. Работа со стеклом в мозаике, по мнению художников мастерской, значительно легче, чем использование керамической плитки, поскольку стекло легче режется и подтачивание мелких деталей произвести проще, чем добиваться подобного эффекта из фрагментов керамической плитки (рис. 7).
Рис. 7. Серия монументально-декоративных работ в Музее истории г. Иркутска
Решающее значение для применения мозаики из стекла в общественных интерьерах и экстерьерах имеют также эксплуатационные качества материала: высокая износостойкость, твердость, низкое водопо-глощение, устойчивость к химическим веществам, абразивному и кислотному воздействию, неизменность цвета под воздействием солнечных лучей.
Особенно стоит отметить монументальные работы в интерьерах Иркутска творческой студии «Сон весны». Это команда трех художников: Оксаны Рома-нюк, Екатерины Сидельниковой и Натальи Блинниковой. Имея высшее архитектурное и художественное образование, они более пятнадцати лет на высоком профессиональном уровне работают в различных монументальных техниках. Работы коллектива украшают стены Байкальской экономической академии, а также
других общественных и частных интерьеров нашего города и области. Современная технология изготовления витражей, которой в совершенстве владеют художники студии, позволяет добиваться очень выразительных эффектов. Для создания рисунков в стекло впекаются различные элементы (проволока, стеклянные гранулы, шихта и т.п.). Витражи, выполненные студией «Сон весны» в технике фьюзинга, могут иметь различную толщину, форму и фактуру стекла. В работе со стеклом коллектив часто использует современные возможности промышленной обработки этого материала: различные виды напылений, матирование (рис. 8). Художники студии часто совмещают с витражными элементами ковку, металлические конструкции, роспись.
Рис. 8. Витраж в частном интерьере с применением пескоструйной обработки стекла по классической
технологии
Витраж, как рекомендуемое средство дизайнерских решений современных пространств, позволяет достичь максимальной художественной выразительности на основе технологии с применением фьюзинга, моллирования стекла, а также совмещения этих техник с классическими возможностями работы со стеклом и другими материалами. Современные покрытия студия «Сон весны» также активно использует в своих росписях: это рельеф декоративных штукатурок, перламутровые, металлизированные краски, в том числе и аэрозоли, позволяющие полнее раскрыть художественный замысел авторов.
В дипломной работе «Цветущее дерево» Евгения Богомолова совмещены классические приемы витража и современные технологии. Работа выполнена на кафедре монументально-декоративной живописи для интерьера мебельного салона «Байкалит» в 2008 г. Витраж выступил доминантой архитектурного контекста амбициозного интерьера. Рисующие изящные линии витражной композиции выполнены из дерева, но, поскольку тонкие деревянные «прожилки» не удержали бы вес множества элементов из стекла, между внешними панелями из дерева размещена каркасная пластина из фрезерованного по рисунку автора металла. Латунные декоративные вставки с объемным стеклом создают ощущение большого ювелирного изделия площади. Витраж служит перегородкой и воспринимается с двух сторон, работая на престиж интерьера из разных функциональных зон: перехода и торговой (рис. 9).
Рис. 9. Витраж в мебельном салоне «Байкалит» (фрагмент)
Много различных вариантов использования декоративных свойств современных материалов предлагается на кафедре монументально-декоративной живописи ИРНИТУ во время практических занятий. Студенты выполняют небольшие пробные фрагменты, экспериментируя и сочетая классические приемы и необычные материалы для облицовки поверхности: уложенные на ребро алюминиевые пластины и железные плоскости с коррозией, натуральный камень и металлические гайки, модули из керамической плитки и рельеф штукатурки, элементы фьюзинга, моллиро-вания и росписи стекла. Вариаций множество, но полноценно охарактеризовать поведение этих материалов в среде, а, следовательно, рассуждать о целесообразности их применения в условиях Иркутска пока рано.
Стеклопластик, впервые примененный в нашей стране в 1997 г. в Москве при работах со скульптурными элементами на фасаде собора Христа Спасителя, пришел в Иркутск сравнительно недавно. Интересный объект из него в среде нашего города - объемно-пространственная композиция «Киноманы», расположенная по улице Декабрьских Событий, рядом с кинотеатром «Звездный». Два зрителя, рядом пустое кресло для желающих присесть отдохнуть или сфотографироваться с персонажами. «Киноманы» - дипломная работа выпускницы ИрГТУ, молодого скульптора Лидии Лось. Памятник сделан из пенопластовой формы, которая затем обклеивалась стеклотканью, пропитанной эпоксидной смолой [3]. «Киноманы» создают современную и доброжелательную атмосферу в пространстве культурно-развлекательного комплекса (рис. 10).
Л. Лось отмечает: «Изготовление скульптур из стеклопластика достаточно удобно в технологическом плане, по скорости изготовления, а также по форме объекта, которая может быть разной сложности. Данный материал выдерживает и морозы, и жару. Существенная проблема именно этой скульптуры - оцарапывание поверхности красочного слоя, поскольку памятник интерактивный».
Скульптурная композиция «Виолончель» на ул. Урицкого перед Домом быта была установлена летом 2011 г. Изготовлена она в смешанной технике из тонированного искусственного камня с коваными элементами. Скульптура обыгрывает тему уличных музыкантов, отвечая характеру пешеходной улицы и наделяя ее эмоциональной информацией, прерывает монотонное движение зрителя, а также локализует зону отдыха на одной из самых многолюдных улиц областного центра. Рядом с виолончелью поставлена табуретка, чтобы к инструменту можно было подсесть, сфотографироваться. Памятник выполнен из трех предметов на постаменте. Музыкальный инструмент размером с человеческий рост с табуреткой рядом быстро полюбился горожанам и гостям Иркутска. «Виолончель» символизировала пешеходную улицу города - место выступлений уличных музыкантов. Через несколько месяцев после установки, в декабре 2011 г., скульптуру сломали вандалы - неизвестные отломили у музыкального инструмента гриф. Автор Илья
Рис. 10. Объемно-пространственная композиция из стеклопластика «Киноманы»
Ставский неоднократно реставрировал поврежденную композицию. Вывод об использовании стеклопластика и искусственного камня в оформлении города напрашивается сам собой: материалы замечательные, применять их нужно, обеспечивая при этом физическую недосягаемость (использовать ограждения, устанавливать на высоту и т.п.). Художественная и материальная ценность скульптур или объектов искусства из стеклопластика и искусственного камня зависит от комбинации множества субъективных факторов, решающим из которых является сама персоналия художника.
Для современных витражей все чаще художники Иркутска прибегают к использованию виниловых пленок. Это не обычные цветные пленки с однородной закраской всей поверхности в один тон. Возможны переходы тона - светлее, темнее, волнами, абстрактными сегментами, переход одного цвета в другой, несколько цветов и так далее - поистине с бесконечно большим множеством оттенков и рисунков. Есть еще оригинальные пленки с объемным рисунком, они смотрятся как узорчатое стекло, очень изысканно. Витражная мастерская Сухановых занимается такими витражами с 2003 г. [5]. Даниил Суханов, руководитель мастерской, рассуждает о технологиях витража: «Действительно, классический витраж на потолке представляет некоторую опасность для находящихся в помещении. Стекла разных размеров и форм установлены в двутавровый профиль, именно такой и есть витраж по классической технологии. Если его установить горизонтально под потолком, то середина витража неизбежно начнет провисать, профиль деформироваться, и при отсутствии должного ухода стекла могут выпасть. Чтобы избежать провисания витража, следует правильно подобрать толщину удерживающе-
го двутавра, а лучше в некоторых местах скрепить двутавр с потолком при помощи стяжки, кронштейна. Разумеется, слишком тонкий профиль использовать нельзя, то есть рисунок не может быть с мелкими деталями. Опасность использования тонкого двутавра не только в его деформации вследствие провисания, а еще и в деформации удерживающих стекло плоскостей профиля. Под действием массы стекла эти стенки провисают и со временем могут разогнуться настолько, что стекло выпадет. Технология фьюзинга для потолочного витража подходит еще меньше, так как в данном случае используется цельный лист стекла с «запеченными», так сказать, «приплавленными» к нему кусочками цветного стекла. На такое стекло невозможно приклеить матовую или травмобезопасную пленку, так как поверхность стекла после печки очень неровная. И только технология пленочного витража для потолочного светильника подходит идеально. Рисунок наносится на цельное стекло, сверху оно оклеивается матовой пленкой, гарантирующей отсутствие крупных свободнопадающих осколков при разрушении. Если это стекло сделать закаленным (а это вполне в наших силах!), его и разрушить-то будет очень непросто. Такой витраж становится безопасным для эксплуатации и очень красивым благодаря высококачественным материалам производства Англии, которые полностью имитируют натуральное витражное стекло. Благодаря аккуратности швов его можно рассматривать и вблизи - все будет чистенько и аккуратненько, радует глаз. Получается, что при установке витража в потолок недостатков перед другими витражными технологиями у пленочной нет».
В наружные окна обычно устанавливают витраж в стеклопакете. Технология пленочного витража позволяет делать стеклопакет с витражом в качестве сред-
него стекла, при этом теплоизолирующие свойства стеклопакета не ухудшаются. Звукоизолирующие свойства стеклопакета с витражом из пленок немного лучше, чем обычного стеклопакета. Использование витража в окне жилого или общественного помещения несет в себе множество функциональных возможностей., в частности, витраж может служить прозрачным легким украшением или декоративной ширмой, скрывающей неэстетичный пейзаж за окном. Витражные стеклопакеты часто используются при остеклении лестничных клеток, лоджий, балконов и зимних садов. Преимущества пленочного витража очевидны. Это возможность наполнения орнамента мелкими деталями, эстетичность внешнего вида, удобство в эксплуатации, безопасность [5].
Мастерская Сухановых занимается только пленочной технологией изготовления витражей, поэтому активно выступает за реабилитацию этого способа. Художники студии «Артмост», а также мастера изготовления витражей А. Подгорный, Е. Суслова, Ю. Ермолаев (имеющие высшее профессиональное художественное образование), которые занимаются не только пленочными витражами, но и в совершенстве владеют классическими технологиями работы со стеклом, отзываются о способе работы с виниловыми пленками не так позитивно. Они считают, что витраж из настоящего стекла всегда выглядит более художественно и выразительно. По мнению этих специалистов, витраж из пленок целесообразен только в плафонных витражах, там, где изделие подвергается вибрации, а также из соображений экономии. Опыт же
работы этих художников с витражными пленками доказывает, что на самом деле они не так долговечны, царапаются еще в процессе работы с ними, выгорают на ярком солнце.
Сегодня уклад и ритм жизни требуют, чтобы архитектурная среда как наше окружение существовала в рамках современных тенденций. Инновационные технологии и материалы открывают новые возможности для достижения декоративных эффектов при создании произведений монументально-декоративного искусства. Их применение и комбинирование с возможностями стенописных техник способно значительно расширить методы создания произведений монументально-декоративной живописи в городской среде.
Ансамбль города - это не застывшая догма. Он постоянно меняется, насыщается новым содержанием, развивается. Также должны взаимодействовать искусства, чего мы не можем наблюдать сейчас в нашем городе в полной мере. Многие монументальные произведения морально, идейно устаревают [2]. Современного зрителя мало волнуют произведения социалистического времени восприятия. Городское пространство Иркутска требует новых монументально-декоративных произведений с современной тематикой, из новых материалов. А выбор материалов для средовых объектов должен оправдывать не только эстетические требования, но и соизмеряться со многими составляющими, такими как долговечность, безопасность, стоимость, технические условия, совместимость материалов, исторические предпосылки.
Статья поступила 08.10.2015 г.
Библиографический список
1. Алёшина Е.А., Сысоева Н.С. Под сводом храма. Современная иконопись Иркутска. Иркутск: Изд-во ООО «Репро-центр А-1», 2012. 152 с.
2. Аносова С.С. Формирование среды города Иркутска как синтез архитектуры и монументально-декоративного искусства // Вестник ИрГТУ. 2011. № 5 (52). С. 72-77.
3. Как придумали киноманов [Электронный ресурс]. и^: http://www.gorodirkutsk.ru/mag/kak-pridumali-kinomanov/(http://actual-art.ru/sad-taro-sad-zhizni-niki-de-saint-рЬшНе/ (15.12.2012).
4. Линейка современных красок и покрытий [Электронный ресурс] // Сайт немецкой фирмы Remmers. URL: http://www.remmers.ru/ (11.09.2015).
5. Суханов Д. Декоративный витраж [Электронный ресурс]. URL: http://decraled.beon.ru/28279-395-dekorativnyi-vitrazh-vro-de-jasno.zhtml (20.09.2015).
6. Янченко А.М. Стенная роспись в интерьере: особенности, тенденции, материалы [Электронный ресурс]. URL: http://designinfomarket.ru/node/475 (12.09.2015).