УДК 93 В.С. Ходченко
МОЙ ФАКУЛЬТЕТ (ЗАМЕТКИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ)
My Department of History (memories of history teacher)
VALENTINA S. KHODCHENKO
Я поступила в ДВГУ в 1963 году на историкоправовой факультет и окончила его в 1967 году. Мы обучались не пять, а четыре года, потому что появился «социальный заказ» правительства: срочно подготовить учителей истории для средних школ.
Хотя я и любила историю еще со школьной скамьи, но не связывала свое будущее с профессией учителя истории. После окончания школы я поступала на факультет иностранных языков, но не прошла по конкурсу и два следующих года работала на заводе, а потом уже была зачислена на историческое отделение историко-правового факультета. Конечно, можно было поступать и в институты, но меня привлекал именно университет, поскольку я полагала, что университет дает и знания универсальные.
На первом курсе нам выделили в качестве общежития двухкомнатную квартиру в районе Снеговой, и мы жили в одной комнате впятером. На второй год нас уже расселили в новое здание 1-го общежития, где позднее до переезда на о. Русский располагался Восточный институт. Занимались мы в двухэтажном здании за биолого-почвенным факультетом, на Октябрьской 25.
За четыре года мы должны были пройти программу пятилетнего обучения, поэтому занятия проходили в течение всего дня (и утром, и вечером). Я попала в замечательную студенческую группу. Нас было 25 человек, старостой стала Евгения Захарова (она была старше нас и имела жизненный опыт), да и многие другие приходили в университет уже с рабочим стажем. Мне кажется, что стаж работы перед учебой - это немаловажный фактор и для историка, и для педагога. Группа быстро сдружилась. В то вре-
мя существовало «Движение коллективов и ударников коммунистического труда», в рамках которого на рабочих местах и в образовательных учреждениях развернулось соцсоревнование. Нас не интересовала идеологическая сторона этого движения, мы хотели учиться и учились с удовольствием. В рамках этого движения наша группа стала лучшей в университете, у нас были значки: «Лучшая группа» и «Лучший студент ДВГУ». А куратором нашим был Сергей Александрович Низяев, он вел историю Древнего мира.
На первом курсе нас пугали археологией, которую преподавал Давид Лазаревич Бродянский. Но мы очень здорово ее сдали, я с первого раза получила «хорошо». Обычно студенты утром занимали очередь, чтобы первыми сдать экзамены. Многие из нашей группы хотели быть первыми. И для того, чтобы хорошо сдавать предметы, надо было готовиться. Практически вся наша группа занималась в читальных залах библиотек: Горьковской, Тихоокеанского флота и ДВГУ. Здесь мы погружались в такое количество материала, что просто голова шла кругом, конспектировали, бывало, что и «зубрили»... Однако сам предмет исторического знания таков, что не терпит слепого заучивания, но требует понимания и интерпретации. Именно эти качества развивает историческое образование.
Наши университетские преподаватели были очень разными и по складу характера, и по лекторской манере. Но сближало их одно - неизменный интерес к исторической науке и желание поделиться этим интересом с нами, студентами. Лекции, которые они читали, расширяли наше представление о предмете и методах истории. Для меня безусловным авторите-
ХОДЧЕНКО Валентина Степановна, выпускница исторического факультета Дальневосточного государственного университета 1967 года, заслуженный учитель РФ.
© Ходченко В.С., 2013
30
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 5 • 2013
В.С. ХОДЧЕНКО
том и идеалом преподавателя была Идея Иосифовна Глущенко. Она читала лекции по истории Отечества. Эту часть истории я до сих пор люблю больше других. Когда я начала работать в школе, то во многом копировала Идею Иосифовну, она была для меня примером практически во всем, и особенно в манере преподавания: живое, захватывающее, эмоциональное изложение. Она завораживала нас своим рассказом.
Другой тип преподавателя - доктор исторических наук Анна Григорьевна Черных: рассудительная, спокойная, выдержанная. Ее манера чтения лекций отличалась от стиля Идеи Иосифовны, но, как и Глущенко, она блестяще владела материалом.
Помню и Степана Григорьевича Григорьева, преподавателя истории южных и западных славян. Он нам нравился тем, что рассказывал очень много историй. Он воевал, и когда мы ему задавали разные вопросы, живо откликался, и вместо истории славян рассказывал свои истории о войне. Это было очень интересно.
Элеонора Васильевна Ермакова преподавала историю Дальнего Востока. Она олицетворяет для меня настоящего исследователя, который должен досконально разобраться во всех деталях.
Григорий Семенович Куцый - научный руководитель моей дипломной работы «Роль профсоюзов в строительстве Дальневосточной республики». Благодаря ему я получила направление и поехала в научную командировку в Хабаровск. Я работала там с газетным материалом.
На последнем курсе у нас появился Александр Александрович Биневский - молодой и очень интересный преподаватель философии. Благодаря его лекциям я заинтересовалась философией и на своих уроках по обществознанию передаю этот интерес своим ученикам.
Я рада, что у меня были такие преподаватели. Сегодня я понимаю, что все они, каждый в своем стиле, создавали неповторимый облик исторического факультета ДВГУ, который и сегодня дает своим студентам блестящее гуманитарное образование.
Когда я поступала в ДВГУ, то не знала, буду ли преподавать, но уже сорок пять лет работаю учителем истории. Исторический факультет определил мою судьбу. В его стенах вырабатывается стремление к самообразованию и, что, на мой взгляд, самое главное, добросовестное отношение к исследовательской и преподавательской работе.
2013 • № 5 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
31