Научная статья на тему 'Мотивы выбора профессии'

Мотивы выбора профессии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10260
1104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОТИВЫ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / PROFESSION / SELF-DETERMINATION / MOTIVES / YOUTH / VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Некрасова О. Н.

В статье рассматриваются основные мотивы выбора профессии современной молодежью, факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, а также причины, по которым важно выбрать профессию «правильно».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION

The main motives of profession's choice among modern youth are represented in article. It tells about influence of our professional self-determinations and why is it so important to choose a profession “correctly”.

Текст научной работы на тему «Мотивы выбора профессии»

Некрасова О. Н. Мотивы выбора профессии // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 3 (75). C. 121-124.

Nekrasova O. N. Motives of choice of profession. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 3 (75). Pp. 121-124. (In Russ.)

УДК 316.663.2

О. Н. Некрасова

Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

Пермь, Россия

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Некрасова Ольга Николаевна - студентка III курса гуманитарного факультета, специальность «Социология»

E-mail: [email protected]

Научный руководитель - старший преподаватель кафедры социологии и политологии В. А. Федотова.

В статье рассматриваются основные мотивы выбора профессии современной молодежью, факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, а также причины, по которым важно выбрать профессию «правильно».

Ключевые слова: профессия, самоопределение, мотивы, молодежь, ценностные ориентации.

O. N. Nekrasova

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia

MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION

Nekrasova Olga N. - student of 3rd year of the Faculty of Humanities, specialty «Sociology».

Supervisor - Senior Lecturer of the Chair of Sociology and Political Science V. A. Fedorova.

The main motives of profession's choice among modern youth are represented in article. It tells about influence of our professional self-determinations and why is it so important to choose a profession "correctly".

Key words: profession, self-determination, motives, youth, valuable orientations.

Используя слово «профессия», мы представляем себе тот или иной определенный вид деятельности, внутренне прочно связанный с внешним миром и в то же время отличающийся от него особыми знаниями и технологиями [2, c. 10].

В современном обществе проблема профессионального самоопределения крайне актуальна для каждого, особенно в момент окончания школы. Молодой человек старается выбрать для себя специальность, направление, с помощью которых он будет строить свою карьеру. Профессиональное самоопределение - аспект становления человека [5, с. 12].

Профессиональное самоопределение человека начинается с самого детства, когда в игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ними поведение. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь

© Некрасова О. Н., 2016

молодого человека. Какие именно мотивы влияют на это решение человека как полноценного члена общества?

Рассмотрим классификацию мотивов. По мнению Е. А. Климова, существует восемь углов ситуации выбора профессии [1, с. 38].

1. Позиция старших членов семьи.

Родители всегда несут ответственность за судьбу своих детей. Но позиция родителей бывает различная. Первая позиция: чаще всего родители предоставляют свободу выбора своему ребенку, но при этом ждут от него ответственного решения. Вторая позиция: родители являются сторонниками какой-нибудь одной профессиональной сферы и считают, что их ребенок должен заниматься той же деятельностью. Третья позиция: родители не согласны с выбором ребенка, потому что считают его еще недостаточно самостоятельным либо хотят, чтобы ребенок компенсировал их собственные неудачи в той или иной сфере деятельности. Как показывают наблюдения, дети часто соглашаются со своими родителями, рассчитывая на материальную поддержку в студенческие годы. Но при этом они забывают, что работать по профессии, которую они выбрали, придется им, а не их родителям.

2. Позиция друзей (сверстников).

Дружба молодых людей в таком возрасте уже довольно крепкая. И именно позиция микрогруппы может стать решающим фактором при выборе профессии. «Зачем отдаляться от своих друзей? Буду учиться там, где они, и не важно где».

3. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Учитель играет большую роль при выборе молодым человеком профессии. В школе у детей есть «любимые» и «нелюбимые» предметы, которые становятся такими благодаря в том числе личным качествам преподавателя. Кроме того, учителя являются наблюдателями, которые могут давать советы и подталкивать своих учеников к какой-либо профессиональной деятельности.

4. Личные профессиональные планы.

У каждого молодого человека есть какие-то представления о своем будущем, о том, чем он хочет заниматься. Он имеет определенные цели, желания, и именно эти представления формируют его поведение, пути достижения профессиональных планов.

5. Способности.

Способности включены в оценку уровня профессиональной пригодности. Причем отмечаются способности не только в учебной деятельности, но и в каких-либо увлечениях. Отметим, что способности можно наблюдать и во время игр в детском возрасте.

6. Уровень притязаний на общественное признание.

Профессиональная сфера играет важную роль в структуре общества в целом. Профессии приписывают человеку статус, профессиональный авторитет. По мнению Т. Пар-сонса, благодаря своей должности человек может делать что-то такое, что ему вообще не было бы позволено делать в его «частном качестве» (например, выдача распоряжений другим) [4]. Кому-то важно мнение окружающих по поводу его деятельности. Так, в последние годы было популярным получать экономическое, юридическое образование и т. д., и абитуриенты выбирали эти специальности лишь из-за их престижности и признания в обществе.

7. Информированность.

Одно из самых важных условий выбора профессии - информированность молодого человека. Абитуриент может мало знать о какой-либо специальности, вследствие чего происходит неправильный выбор, и ожидания молодого человека оказываются неоправданными, он не получает того, чего хотел и к чему действительно стремился. Вообще проблема недостаточной информированности не должна быть настолько актуальна в со-

временном обществе, т. к. почти у каждого есть доступ к любой информации о профессиональной деятельности и ее составляющих, например, в Интернете.

8. Склонности.

Для молодого человека склонности крайне важны, т. к. допрофессиональные увлечения значительно влияют на выбор будущей профессии.

Когда человек выбирает профессию первый раз, он, к сожалению, очень редко задумывается о том, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу, а потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, ни дня не проработав по специальности. При плановой экономике учебные заведения набирали столько учащихся, сколько потом государство могло трудоустроить. Современное российское общество живет в условиях рыночной экономики, и гарантировать трудоустройство может только спрос работодателей на представителей той или иной профессии.

Рассмотрим мотивы выбора профессии с точки зрения такой выдающейся личности, как Карл Маркс. Его выпускное сочинение, написанное в 1835 г., посвящено размышлениям юноши при выборе профессии.

К. Маркс пишет о том, что на выбор профессии влияет наш внутренний голос, который может быть «погашен» излишним воображением, какими-либо сиюминутными чувствами. Поэтому юноше необходимо понять, не является ли его выбор заблуждением, порожденным ложным воодушевлением, в пример которому К. Маркс приводит ослепляющее тщеславие. Не только тщеславие может создавать воодушевление той или иной профессией, но и «мы, быть может, разукрасили эту профессию в своей фантазии» [3, с. 4]. Стоит отметить, что это проблема актуальна и в наши дни, и заключается она в недостаточной информированности молодых людей о каких-либо специальностях.

Согласно К. Марксу, родители в данном случае играют немаловажную роль советников. Он обращает внимание на то, что «мы не всегда можем избрать ту профессию, к которой чувствуем призвание», т. к. «наши отношения в обществе уже устанавливаются» и имеют свое влияние на нашу жизнь. Даже «наша физическая природа часто противостоит нам угрожающим образом, а ее правами никто не смеет пренебрегать» [3, с. 5].

По мнению К. Маркса, способности человека определяют его социальную роль, профессию. И если юноша выберет путь, не соответствующий его способностям, то «вскоре с чувством стыда должен будет убедиться в своей собственной неспособности» и в том, что он является бесполезным существом на свете, не способным выполнить свое призванье. Молодой человек должен выбирать профессию, основанную на идеях, в истинности которых он уверен. Профессия должна придавать наибольшее достоинство, возвышать человека, но это возможно лишь тогда, когда он правильно определился с выбором свой профессиональной сферы [3, с. 5].

Уже в наши дни, в 2007 г., были опрошены абитуриенты, поступавшие в высшие, средние профессиональные учебные заведения и в учреждения начального профессионального образования в Барнауле, Бийске и Рубцовске. Всего был опрошен 601 человек. Результаты этого исследования дают понять, что первостепенное значение для молодых людей в профессиональном самоопределении имеют несколько факторов. Один из главных - личностная самореализация, т. е. возможность применить свои способности, продвинуться по службе, быть самостоятельным в работе. Юноши и девушки назвали наличие высокого денежного дохода. Почти 25 % абитуриентов отметили важность того, чтобы работа нравилась. Для 20 % участников опроса (среди девушек таких немного больше) актуальное значение имеет возможность работать творчески. Каждый седьмой респондент задумывается о том, насколько престижна выбираемая им профессия.

Среди множества мотивов выбора профессии особое значение имеет постоянное общение с людьми (29,2 %). Исследование показывает, что в выборе профессии современная молодежь мало озабочена «чистой и легкой» работой, возможностью свободного использования рабочего времени. Обращает на себя внимание еще одно обстоятельство - дегероизация профессионального выбора, ведь только около 2 % юношей и менее 1 % девушек указали на то, что при выборе профессии они руководствуются данным мотивом [6].

Мотивы и ценностные ориентации формируются с ранних лет, на них влияет множество социальных факторов [7, с. 65]. По тому, как человек относится к своему будущему, можно судить об уровне его социальной зрелости. Без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Без глубокого продумывания будущего - ближнего и отдаленного - человек не может рассчитывать на успех в жизни.

Личностные качества человека во многом зависят от специфики его работы, и со временем такая специфика отражается на поведении и характере человека. Например, юристу присущи бдительность, наблюдательность, учителю - дидактический стиль общения, следователю - повышенная критичность и подозрительность.

Социальные последствия выбора профессии проявляются в том, что человек занимает особую ячейку общества, играет определенную социальную роль благодаря той должности, которую он занимает.

Библиографический список

1. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991. 158 с.

2. Константиновский Д. Л. Динамика привлекательности профессий и социальные изменения // Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. По материалам массовых социологических обследований молодежи. М. : Центр социологии образования РАО, 1996. С. 12-16.

3. Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Изд. полит. лит., 1975. Т. 40. С. 3-7.

4. Парсонс Т. Профессии и социальная структура // Социология. 2015. Вып. 4. С. 153-170.

5. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований. М.: ООО «Вариант», 2015. 234 с.

6. Рыжикова Л. В., Тумбаева Н. В., Растова Л. М. Жизненные планы абитуриентов на продолжение образования и выбор профессии (по материалам социологического исследования) // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул: Изд. АлтГТУ, 2010. С. 286-288.

7. Стегний В. Н., Шувалов В. В. Новые явления в профессиональных ориентациях молодежи Прикамья: традиции, новации, факторы // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 3. С. 60-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.