Е.Н. Беляева
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ..
IV. Психология детского и подросткового возраста
• Определение отклонений в поведении учащихся
• Знание основных теорий физиологического и психического развития учащихся
V.Основы системы образования
• Признание основных задач американского образования
• Знание основных теоретиков образования и их вклада в науку
• Признание влияния культуры на образование; создание методов взаимодействия различных культур
• Совершенствование профессиональных навыков с помощью соответствующих средств
• Понимание основных целей общественного образования в США
'УТ.Управление системой образования
• Знание различных ролей и задач образования на федеральном, государственном и местном уровнях
• Следование не-дискриминирующим образцам поведения
• Понимание государственного законодательства в отношении образования
• Выполнение законных обязанностей учителя
• Знание основных законоположений, влияющих на образование
• Сотрудничество с коллегами и родителями
• Понимание прав и обязанностей учителей, родителей и учащихся
• Проведение родительских собраний
• Осуществление эффективной связи с общественностью
В некоторых штатах для подготовки к тестам необходимо изучить законодательство данного штата в области образования.
В части, проверяющей педагогические и методические знания и умения, тестируемому рекомендуется учесть наиболее распространенные современные взгляды и подходы в педагогике и методике, попробовать ответить на вопросы: Какой вариант ответа толкует ситу-
ацию в пользу ребенка? В каком варианте отражено более распространенное мнение? Какой вариант включает взгляд на ситуацию большего количества участников?
Квалификационный тест предъявляет высокие требования к развитию логики, коммуникативных способностей. Эти качества особенно необходимы для эффективной деятельности учителя в условиях новых информационных технологий. Кроме того, квалификационный тест позволяет выявить приоритетные для данного учителя индивидуальные стратегии совершенствования педагогической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цырлина Т., Долженко О. «Америка-2000» // Народное образование. - 1992. - №11/12. - С.6-13.
2. Чернова Л.Т. Формирование профессионально-личностной готовности учителя к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 1997. - 159с.
3. Сабирова Д.Р. Тенденции развития и современное состояние системы профессионального педагогического образования в Англии (1979-1997гг.) Автореф. Дисс. ... канд. пед. наук, Казань, 1998. - 24с.
4. Ратнер Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом. Автореф. дисс. ... доктора. пед. наук. Казань, 1997. - 34с.
5. Бондарук Я.В. Федеральный закон "Ни одного отстающего ребенка" как новая стратегия улучшения профессионального усовершенствования учителей в США // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 29-32.
6. Олейник И.С. Новые образовательные технологии в американских университетах. // Изв. вузов. Ядерная энергетика. - 1995. - №5. - С.66-68.
7. Голубкова Н.Л. Семья как партнер современной школы (анализ американского опыта) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 85-88.
TYPES OF EVALUATING THE LEVEL OF FOREIGN LANGUAGE MASTERING
© 2014
E.N. Belyaeva, PhD (Pedagogics), Associate Professor of the Chair of Foreign Languages and Translation
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: Humanization of education requires transfer from subject-oriented educational paradigm to the person-oriented one. The multi-leveled system of training and retraining of pedagogical staff in the USA under the significant autonomy of educational structures of every single state predetermines the wide usage of diagnostics methods for teachers' qualification levels. The article vies and classifies the spheres checked by testing while hiring secondary school teachers in the USA.
Keywords: professional training of a secondary school teacher; educational system of the USA; qualification test; profes-siogram; person-oriented educational paradigm.
УДК 37.04-053
МОТИВЫ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ «УНИВЕРСИТЕТА ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»
© 2014
Н.В. Ванюхина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология» Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В связи с увеличением в развитых странах числа людей пожилого возраста возрастает актуальность их обучения. В данной работе обнаружено как общее, так и различное в мотивации учения студентов пожилого (пенсионного) возраста, обучающиеся на факультете психологии и информатики.
Ключевые слова: мотивы учения в пожилом возрасте, мотивы учения в пенсионном возрасте «университет третьего возраста» «возрастные студенты», студенты пожилого возраста, студенты пенсионного возраста.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В развитых странах, в том числе и в России, значительно увеличилась доля населения пожилого возраста. Развитие системы здравоохранения, транспорта, коммуникаций позволяет пенсионерам вести более активный образ жизни, чем раньше. Изменения в общественном мировоззрении, заставляющие воспринимать пожилой возраст не
как «доживание», а как плодотворный период, который можно посвятить саморазвитию и самореализации, также способствуют этому. В рамки данной тенденции укладывается и тот факт, что после выхода на пенсию многие люди обнаруживают желание учиться.
Выход на пенсию является одной из кризисных точек онтогенеза. Он ведет к значительным изменениям в материальном положении, социальном окружении, образе
Н.В. Ванюхина
МОТИВЫ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ «УНИВЕРСИТЕТА ТРЕТЬЕГО ...
жизни, а, следовательно, и в мировоззрении пожилого человека. Новая жизненная ситуация требует от него переосмысления ценностей, изменения отношения к себе и к окружающему миру, поиска новых путей реализации активности. У многих новоявленных пенсионеров этот процесс проходит долго и мучительно, сопровождается негативными переживаниями, усугубляется неумением найти новые занятия и контакты.
В связи с этим, необходимость стимулирования активной жизни пожилых людей посредством их обучения является одной из самых актуальных тем современных научных исследований в области геронтологии, андра-гогики и социального обучения взрослых.
Отношение к пожилым людям, поступающим в образовательные учреждения, различаются в разных странах. В одних странах считается, что пожилые люди представляют ценность для экономики и социума и, следовательно, образование пожилых поощряется. В других - образование пожилых выступает своего рода развлечением и способом организации досуга. В третьих странах образование пенсионеров не встречает понимания ни у государства, ни у самих пожилых людей. До недавнего времени к третьему типу стран можно было отнести и Россию. Однако в настоящее время ситуация меняется. Наблюдаются единичные примеры создания курсов для пенсионеров, хотя до внесения в «Закон об образовании» раздела об образовании пожилых людей еще далеко. В основном, направление обучения пожилых людей представляет собой просвещение в области компьютерной грамотности, хотя не менее востребованы могли бы оказаться курсы творческой направленности (вокал, рисование, дизайн и пр.).
Хотя с возрастом у человека ухудшаются некоторые психические процессы, утрачивается привычка к систематическому образованию, зато он приобретает время и осмысленное желание учиться. В связи с этим очевидно, что методы и средства обучения пожилых людей будут отличаться от таковых, эффективных в более ранних возрастах. Поэтому программы обучения пожилых людей должны учитывать их возрастные особенности. Также необходимо исследовать мотивацию учения людей пожилого возраста, так как исследования мотивации учебной деятельности, традиционно проводимые на школьниках и студентах, не могут отразить специфику «возрастных студентов».
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. С середины XX века в связи с увеличением средней продолжительности жизни в обществе, науке и социальной практике значительно вырос интерес к геронтологическим проблемам. Исследованию профессионального образования в течение всей жизни, опыта подобного обучения в разных странах, повышению квалификаеии по отдельным специальностям в течение всей жизни посвящены работы О.Н.Олейниковой, А.А.Муравьевой, Н.М.Аксеновой [1], А.Ф.Андреевой, Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой [2], А.К. Орешкиной [3]. Вместе с тем, остается противоречие между ростом спроса на образоватеьнрые программы, рассчитанные на людей пожилого возарста, и их недостаточной психологической и педагогической обоснованностью [4]. Также практически не существует исследований мотивации учения "возрастных студентов", хотя именно мотивация к обучению позволяет пенсионерам увидеть новые грани своей самореализации и обеспечить их адаптацию в современном мире/
Формирование целей статьи (постановка задания). В «Университете третьего возраста» г.Казани люди пожилого возраста проходят обучение на следующих факультетах: живопись и прикладное искусство, литература, хоровое пение, здоровый образ жизни, психология, юриспруденция, информатика и иностранный язык. Целью обучения в «Университете третьего возраста» яв-
ляется просвещение, образование и объединение людей пенсионного возраста, возвращение к активной жизни, использование богатого интеллектуального и особенно духовного потенциала, преодоление разобщенности.
Целью данного исследования являлось выявление особенностей мотивов учения студентов пенсионного возраста, обучающихся на факультетах психологии и информатики.
В ходе работы были исследованы 50 человек, в возрасте от 55 до 61 года, студентов университета для пожилых людей при отделении Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан. Были выделены 2 группы: 1 группа - студенты факультета психологии (25 человек); 2 группа - студенты факультета информационных технологий (25 человек).
Были использованы следующие методики: тест измерения локуса контроля Дж. Роттера, методика исследования мотивов учения в вузе Т.И.Ильиной; методика «Потребность в достижении цели» Ю.М.Орлова; авторская анкета. Анкета включала в себя следующие вопросы:
1.Что побуждает Вас учиться?
2.Как Вы относитесь к работе на занятиях?
3. Какое значение имеет данное обучение для Вашего будущего?
4. Какая учебная деятельность Вам больше всего нравится?
5. Считаете ли Вы, что при выполнении задания главное - это получить результат, неважно каким способом?
6. Часто ли, встретившись с трудным заданием, Вы стремитесь самостоятельно с ним справиться?
7. Часто ли пользуетесь возможностью списать задание у товарищей?
8. Можно ли сказать, что Вас интересуют только те задания, с которыми Вы наверняка справитесь?
9. Любите ли Вы задания, требующие долгих размышлений?
10. Любите ли Вы задания творческого характера (самому написать рассказ, стихотворение, изготовить прибор, модель)?
Математическая обработка результатов проводилась с помощью ^критерия Стьюдента.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализируя локус контроля студентов пожилого возраста, можно отметить, что для студентов обоих факультетов характерны средние значения как экстерналь-ности, так и интернальности. Вместе с тем, у студентов факультета информатики значения по шкале интерналь-ности выше, чем у студентов факультета психологии (1кр=3,2 при р<0,01). Это означает, что пожилые люди, желающие обучаться компьютерной грамотности, осознают свою недостаточную компетентность в этом вопросе и в обучении стремятся получить требуемые знания, умения и навыки. В свою очередь, «возрастные студенты», обучающиеся на факультете психологии, идут обучаться, скорее исходя из внешних обстоятельств, и стремятся не столько получить знания, сколько поделиться собственным опытом.
Уровень потребности в достижении цели в обеих группах студентов средний. Студенты как факультета психологии, так и факультета информатики стремятся к улучшению результатов, неудовлетворенны достигнутым, настойчивы в достижении своих целей, стремятся добиться своего, но не готовы делать это во что бы то ни стало, что в полной мере соответствует возрастным особенностям пожилых людей.
Анализируя мотивы учения студентов пожилого возраста, можно отметить, что стимулами для учебы для студентов обоих факультетов являются обстоятельства жизни, стремление получить знания, наличие свободного времени и просто удовольствие от процесса обучения. Несмотря на окончание профессиональной карьеры, пенсионеры уверены, что образование пригодится,
Н.В. Ванюхина психолого-педагогическое
МОТИВЫ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ «УНИВЕРСИТЕТА ТРЕТЬЕГО ... направление
и видят пользу от обучения в общем развитии. Большая часть «возрастных студентов» на занятиях очень активны, и вовсе отсутствуют студенты, которые никогда не работают на занятиях. Это неудивительно, так как ничто и никто не мешает незаинтересованным студентам прекратить обучение. Возможно, в этом состоит само большое отличие студентов пожилого возраста от студентов юношеского и даже зрелого возраста, которых мотивируют к учению родители и начальство. Еще одним возможным отличием от молодых студентов, которые стремятся получить легкие задания, является удовольствие пожилых студентов от выполнения трудных упражнений (таких в обеих группах оказалась половина) и творческих заданий (таких в обеих группах оказалась около 2\3). Эту же тенденцию подтверждает то, что никто из «возрастных студентов» не списывает решение у одногруппников.
Единственным фактором, по которому студенты пожилого возраста, обучающиеся на факультете психологии и информатики, отличаются друг от друга, оказалось желание самостоятельно справиться с трудным заданием (1кр=2,9 при р<0,05). Студенты психологического факультета стремятся самостоятельно справиться с трудным заданием практически всегда, в то время как студенты факультета информатики в половине случаев обращаются за помощью. Это объясняется тем, что для решения задач по психологии пожилые люди всегда могут обратиться к собственному богатому опыту (и охотно это делают), а выполнение заданий, связанных с компьютером, является для них совершенно новым.
Существуют отличия и собственно в мотивах учения студентов пожилого возраста разных факультетов. Для студентов факультета психологии, в большей степени присущи мотивы личностного роста (1кр=2,2 при р<0,05), что означает потребность в самосовершенствовании, саморазвитии, самореализации, самоактуализации, самоопределении. Во время обучения студенты этой группы проявляют большую заинтересованность в получении дополнительных сведений о предмете, стремятся найти способы и средства саморазвития, самосовершенствования. Они склоны к самонаблюдению и самоанализу, обсуждают различные стороны своего отношения к учебе, людям, мыслям, чувствам, собственный опыт, положительно реагируют на заинтересованность и внимание со стороны окружающих к успехам, продвижение к деятельности, освоение нового задания.
Для студентов факультета информатики в большей степени характерны познавательные мотивы обучения 0:кр=2,8 при р<0,05), которые связаны с проявлением интереса, любознательности, стремлением узнать новые факты, сведения. Во время обучения студенты сотрудничают с преподавателем, одногруппниками при обсуждении возможных вариантов ответов на поставленные вопросы, проявляют максимум активности, заинтересованности, желания применить новые знания на практике. При встрече с чем-то новым, неизвестным они проявляют готовность к выполнению задания содержательного характера (освоить новое упражнение, овладеть техникой исполнения и т. д.), всегда стремятся дойти до сути явления, понятия, используют в учебе источники получения знаний - словари, энциклопедии, дополнительную литературу и т. д.). При поверхностном, схематичном, формальном подходе преподавателя к учебной работе такие студенты проявляют неудовлетворенность.
В структуре мотивации учения студентов пожилого возраста, обучающихся на факультете психологии, было обнаружено три не связанных между собой блока. От уровня экстернальности напрямую зависит желание студентов соизмерять уровень своей активности на занятиях с активностью своих одногруппников, а также готовность списывают у них решения задач. Во втором блоке системообразующим показателем выступила ин-тернальность, прямо связанная с мотивами личностного роста, желанием ограничиться слушанием лекции и 50
выполнением простых задач. В третьем блоке системообразующим показателем вступили познавательные мотивы, которые прямо взаимосвязаны с активностью на занятиях, желанием получить результат и повысить свой уровень общего развития, которое, в свою очередь, напрямую взаимосвязано с потребностью в достижениях.
Структура мотивации учения студентов пожилого возраста, обучающихся на факультете информатики, более однородна. Системообразующим показателем выступает потребность в достижениях, которая напрямую связана с интернальностью, познавательными потребностями и убеждением, что образование пригодится в жизни. Через познавательные мотивы потребность в достижениях связана уровнем активности на занятиях и желанием повысить уровень общего развития (связь отрицательная) и мотивами личностного роста (связь положительная).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Решая посещать занятия в университете, люди пожилого возраста руководствуются самыми разными мотивами. Одни хотят расширить свой общий кругозор или углубить знания в той или иной сфере интересов. Другие стремятся получить полезную информацию, которая может им пригодиться для дополнительного заработка, поскольку пенсии для проживания хватает не всем. Для третьих обучение является занимательным способом времяпровождения, скрашивающими их досуг, обеспечивающим широкие социальные контакты и возможность передачи собственного жизненного опыта.
Выбор направления для обучения зависит от личностных особенностей пожилых людей, семейных обстоятельств и от их готовности признать свою некомпетентность в определенных сферах. В настоящей работе этот вопрос был затронут лишь частично, однако данная тема является перспективной для дальнейшего исследования, так как поможет прояснить мотивы учения пожилых людей.
В данном исследовании было обнаружено как общее, так и различное в мотивации учения студентов пожилого возраста, обучающихся на факультете психологии и информатики.
Стимулами для учебы для студентов обоих факультетов являются обстоятельства жизни, стремление получить знания, наличие свободного времени и просто удовольствие от процесса обучения. Пенсионеры уверены, что образование пригодится, и видят пользу от обучения в общем развитии. Большая часть «возрастных студентов» на занятиях очень активны, получают удовольствие от выполнения трудных и творческих заданий.
«Возрастные студенты» факультета информатики в большей степени ориентируются на собственный внутренний мир, свои способности и навыки, ими в большей степени движут познавательные мотивы. Кроме того, структура их мотивации учения более однородна, чем у студентов факультета психологи. «Возрастными студентами» факультета психологии в большей степени движут мотивы личностного роста, структура их мотивации учения разнородна.
С появлением большего разнообразия направлений обучения пожилых людей было бы также целесообразно исследование мотивации учения «возрастных студентов», обучающихся на других направлениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Олейникова, О.Н., Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии / О.Н.Олейникова, А.А.Муравьева, Н.М.Аксёнова. - М.: РИО ТК им. Коняева, 2009 - 131с.
2. Организация обучения взрослых в профессиональном образовательном учреждении: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. А.Ф.Андреевой, Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, - СПб.: Издательство «Полиграф - С», 2003.. - 128 с._
Н.В. Ванюхина
МОТИВЫ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ «УНИВЕРСИТЕТА ТРЕТЬЕГО ...
3. Орешкина, А.К. Преемственность педагогиче- ческая модели непрерывного образования взрослых // ских систем в контексте непрерывного образования/ А.К. Вектор науки Тольяттинского государственного универ-Орешкина // Профессионал. - М., 2005. -№1.-С. 16-17. ситета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14).
4. Ткаченко Л.Н. Андрагогическая и акмеологи- С. 255-258.
EDUCATIONAL MOTIVES OF STUDENTS OF «UNIVERSITY OF THE THIRD AGE»
© 2014
N.V. Vanyukhina, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the chair «Developmental psychology and psychophysiology»
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: Due to the increase of the number of elderly people in the developed countries education of people of advanced age is becoming more urgent. In this work there was revealed both general and various in educational motives of students of the advanced (pension) age of faculties of psychology and information science.
Keywords: educational motives of students of the advanced age, educational motives of students of the pension age, university of the third age, "advanced age students", students of the advanced age, educational motives o students of the pension age.
УДК 372.881.1
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ И ОВЛАДЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
© 2014
Е.В. Галеева, старший преподаватель кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» И.А. Галкина, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», Иркутск (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается педагогическая технология формирования эмоциональных представлений, способности к их вербализации посредством эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: эмоциональные представления, эмотивная лексика, семантический, словообразовательный, ассоциативный компонент, лексическая семантика, познавательный интерес.
В соответствии с теорией А. В. Запорожца об амплификации психического развития основной линией эмоционального развития является обогащение содержательных (переживания) и инструментальных (выражение) компонентов эмоциональной сферы детей в дошкольном и возрасте.
Комплексное понятие представления об эмоциях — сложное, динамичное образование когнитивно-аффективных компонентов, где когнитивная составляющая представлена совокупностью знаний об эмоциональной жизни человека, а аффективная составляющая — знаком и интенсивностью эмоционального отношения ребенка.
Эмоциональные представления нами рассматриваются как совокупность знаний об эмоциях у дошкольников. Средствами внешней репрезентации когнитивного компонента эмоциональных представлений у детей являются наглядный образ и вербальное его обозначение.
Для реализации этой функции языка, необходима соответствующая лексика, которая в лингвистике получила название эмотивной. Мягкова Е.Ю. и В.И. Шаховский предлагают, сохраняя за терминами «лексика эмоций» и «эмоциональная лексика» их традиционное осмысление, назвать совокупность обозначаемых ими средств эмотивной лексикой. Несомненно, языковые единицы не могут функционировать в чистом виде, поэтому существуют понятия, обозначающие переходные явления в языке, такие как эмотивная лексика (Н. В. Гридин, В.И. Шаховский).
Основная цель обучения детей старшего дошкольного возраста состояла в разработке программы, направленной на развитие вербальных представлений об эмоциях и умений адекватно использовать эмотивную лексику.
Задачами нашего исследования являлись:
1. Формирование эмоциональных представлений, интереса к эмотивной лексике.
2. Формирование семантического, словообразовательного, ассоциативного компонентов усвоения эмо-тивной лексики.
3. Актуализация вербализации эмоциональных пред-
ставлений и умений адекватного использования эмотив-ной лексики.
Обучение осуществлялось по нескольким направлениям:
- обогащение вербальных представлений об окружающем мире (явлениями природы), на этой основе обогащение эмотивной лексики;
- работа над семантикой слова;
- усвоение словообразовательного компонента эмо-тивной лексики;
- активизация эмоционального словаря, развитие умений адекватного использования эмотивной лексики.
Для обучения мы отобрали группу существительных с эмотивным значением, объединенную общей семантической темой и аналогичными семантическими связями: печаль, грусть, насмешка, страх, испуг, забота, вина, радость, счастье. Лексико-семантические свойства данной группы позволяют квалифицировать ее как микросистему, в которой общность семантической темы реализуется в наборе дифференциальных сем, находящих выражение в прямом значении слов.
Содержание экспериментального обучения составили классы эмотивной лексики с учетом лексической семантики:
1.Эмотивы-номинации базовые:
1) Первичные изосемические предикаты эмоций с исходной категориально-эмотивной семантикой;
2) Вторичные метафорические предикаты эмоций с производной категориально-эмотивной семантикой;
3) Эксплицитные включенные предикаты эмоций с категориально-эмотивной семантикой;
4) Эксплицитные включенные предикаты эмоций с производной категориально-эмотивной семантикой;
2.Эмотивы-номинации дополнительные:
1) имплицитные (скрытые) включенные предикаты эмоций с дифференциально-эмотивной семантикой.
3. Эмотивы-экспрессивы:
1) собственно эмотивы-экспрессивы с исходной эмо-тивной семантикой (междометия).
2) эмотивы-коннотативы.