Научная статья на тему 'Мотивы прозы А. П. Платонова в романе Е. Г. Водолазкина «Авиатор»'

Мотивы прозы А. П. Платонова в романе Е. Г. Водолазкина «Авиатор» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2176
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА / ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / АНТИУТОПИЯ / РУССКИЙ КОСМИЗМ / МОТИВ / СЮЖЕТ / "АВИАТОР" Е.Г. ВОДОЛАЗКИНА / ПРОЗА А.П. ПЛАТОНОВА / CONTEMPORARY RUSSIAN PROSE / LITERARY TRADITION / DYSTOPIA / RUSSIAN COSMISM / MOTIVE / PLOT / "AVIATOR" / E.G. VODOLAZKIN / A. PLATONOV'S PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Солдаткина Янина Викторовна

В статье рассматривается роман современного прозаика Е.Г. Водолазкина «Авиатор» в контексте актуальных социокультурных запросов на переосмысление советского прошлого и диалога с русской литературной традицией и философией ХХ в., в частности, с антиутопическими произведениями А.П. Платонова («Котлован») и «Философией общего дела» Н.Ф. Федорова. Автором анализируется трансформация в романе Водолазкина платоновских идей преодоления смерти и символов кладбища, собирания и сохранения вещей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motives of A. P. Platonov’s prose in the novel «Aviator» by E.G. Vodolazkin

The article reviews the contemporary novel «Aviator» by E.G. Vodolazkin in the context of the current socio-cultural attempts to rethink the Soviet past and build a dialogue with the Russian literary tradition and philosophy of the twentieth century, in particular the anti-utopian works of A.P. Platonov («The Foundation Pit») and «Philosophy of the Common Cause» by N.F. Fedorov. The author analyzes the transformation in the novel by Vodolazkin Platonov’s themes of overcoming death and symbols of the cemetery, collecting and saving things.

Текст научной работы на тему «Мотивы прозы А. П. Платонова в романе Е. Г. Водолазкина «Авиатор»»

Я.В. Солдаткина

Мотивы прозы А.П. Платонова в романе Е.Г Водолазкина «Авиатор»

В статье рассматривается роман современного прозаика Е.Г. Водолазкина «Авиатор» в контексте актуальных социокультурных запросов на переосмысление советского прошлого и диалога с русской литературной традицией и философией ХХ в., в частности, с антиутопическими произведениями А.П. Платонова («Котлован») и «Философией общего дела» Н.Ф. Федорова. Автором анализируется трансформация в романе Водолазкина платоновских идей преодоления смерти и символов кладбища, собирания и сохранения вещей. Ключевые слова: современная русская проза, литературная традиция, антиутопия, русский космизм, мотив, сюжет, «Авиатор» Е.Г. Водолазкина, проза А.П. Платонова.

Для современной отечественной культуры и общественного сознания характерен интерес к советскому периоду русской истории, свидетельствующий о потребности в переосмыслении многообразного наследия советской эпохи, о влиянии опыта прошлого как на социально-экономическую, так и на философско-гуманитарную и литературную сферы. Ряд отечественных прозаиков в последние годы выпустили романы, отсылающие к советским литературным топосам и узнаваемой соцре-алистической стилистике: К. Букша «Завод «Свобода», З. Прилепин «Обитель» (подробнее см., например, [Костырко, 2015]), Р. Сенчин «Зона затопления», Г. Яхина «Зулейха открывает глаза» и др. Активно обращается к советским воспоминаниям современная русская «женская проза» с ее семейно-бытовым романами, посвященными, как правило, нескольким поколениям одной семьи. С другой стороны, как верно замечает В.А. Мескин в своем обзоре недавних «премиальных» прозаических новинок, «писатели обращаются в прошлое..., чтобы объяснить настоящее» [Мескин, 2015, с. 69]). Напряженные современные поиски национальной идеи, отологических и этических оснований бытия заставляют писателей размышлять над культурной и социальной преемственностью, над теми сложными связями, которые прослеживаются между актуальными проблемами нынешней России - и трагическим русским ХХ в.

Для творчества современного прозаика Е.Г. Водолазкина, лауреата престижных литературных премий, чей наиболее известный роман

Ф

I «Лавр» переведен уже более чем на двадцать языков, тема истории, ^ ее закономерности, ее восприятие личностью - одна из ведущих (см., например, [Вежлян, 2013]). И если «Лавр», повествующий о судьбе к средневекового русского монаха, связан с современностью опосредо-ср вано (через концепцию спиралевидного движения времени, подобного трекам на музыкальной пластинке, позволяющего ввести в повествование современные эпизоды и совместить грамматические и стилевые приметы церковно-славянского и современного русского языков), то остальные тексты Водолазкина далеки от средневекового контекста: действие его романов «Похищение Европы» и «Соловьев и Ларионов», эссе из сборника «Инструмент языка», повести «Близкие друзья» разворачивается в ХХ в. Вопросу взаимодействия современности с советским прошлым, очередной попытке нравственной интерпретации советского опыта, его влияния на общество и личность, посвящен новый роман писателя «Авиатор» (2016).

Формально редакторская аннотация относит «Авиатора» к популярному в массовой прозе жанру «альтернативной истории» [Гула-рян, 2006]), сюжет кажется фантастическим: главный герой романа, художник и политический заключенный Иннокентий Платонов, в конце 1930-х гг. на Соловках становится участником эксперимента по крио-нике (осознанно выбирая заморозку как путь относительно безболезненного ухода из страшной реальности лагеря), но каким-то чудом доктору Гейгеру в конце 1990-х гг. удается «разморозить» и воскресить, вернуть к жизни человека совершенно иной эпохи, самосознания, мышления и нравственных качеств. Согласимся с критиками, что подобная завязка используется Водолазкиным в качестве повода для утверждения принципиальных моральных и философских максим, за фантастическим допущением скрывается серьезный разговор о палачах и жертвах, о коллективной и индивидуальной вине и надежде на искупление, поскольку «центральная проблема романа - проблема времени, проблема истории. И разрешается (ставится?) она в двух плоскостях - личной и общественной. В общественной жизни, в большой истории события, по мнению автора, происходят как неизбежный результат того, что в тот или иной момент кипит внутри людей. Войны, лагеря, тоталитарные режимы - все это зеркало общественной души, на которое бесполезно пенять, поскольку единственное, что во власти человека, - изменить себя» [Филатов, 2016].

В частности, герой романа, которого поколение постсоветской эпохи считает «жертвой тоталитаризма», оказывается убийцей, «покаравшем» доносчика, но и после «разморозки» отчаянно нуждающемся в покаянии и прощении: Господи, помилуй. Я сказал священнику:

вот я покаялся на исповеди, что когда-то убил человека, но легче мне 1 ^ не становится. Священник мне ответил: ты просил прощения у Бога, ^ ^ Которого не убивал, - может быть, тебе попросить прощения у уби- § ° того? Боже мой, что же я могу сказать убитому, и услышит ли он сс меня оттуда? [Водолазкин, 2016, с. 404]. Безусловно, эта сложная этическая проблематика перекликается с философскими поисками русской литературы XIX и ХХ вв. (прежде всего, Ф.М. Достоевского), а идея воскресения как исцеления от греха - напрямую с евангельскими сюжетами об исцелении расслабленного при овчей купели и о воскрешении Лазаря (думается, не без определенной иронии отдел криони-ки, созданный на Соловках, кодируется у Водолазкина аббревиатурой «ЛАЗАРЬ» (Лаборатория по замораживанию и регенерации)): Засыпая, я думал о Лазаре. Его судьба была для меня единственной надеждой. <...> Я понимал, что обретение меня при разморозке живым исключено, но мне не хотелось уходить с чувством отчаяния. Господь воскресил Лазаря через четыре дня. <...> Думая сейчас о моей разморозке, я - ввиду количества ушедших лет - спрашиваю себя: не стала ли она воскрешением целого поколения? [Там же, с. 279].

С другой стороны, тема воскресения, физического или символического преодоления смерти - ключевая для русской литературы, философии, культуры ХХ в. Идея физического воскрешения умерших как высшего долга человечества по отношению к умершим поколениям (в общественном измерении) и детей по отношению к родителям (как личностная цель) сформулирована в монументальном трактате самобытного русского философа Н.Ф. Федорова «Философия общего дела» (первая публикация 1906 г.), основателя «русского космизма», повлиявшего на многие реальные советские научные проекты (Институт крови А.А. Богданова, природная регуляция и искусственное орошении, освоение космоса).

В этом смысле опыты по крионике академика Муромцева в романе Водолазкина - не «фантастика», а достаточно узнаваемая метафора советского общественного сознания: путь к «светлому будущему», миру без смерти, раю на земле (...мне как-то так спокойно подумалось, что после избиения на Секирке я попал прямо в Рай [Водолазкин, 2016, с. 206]), который лежит через фактическое умерщвление участников эксперимента. Неслучайно герой Водолазкина даже роняет фразу об «общем деле» [Там же, с. 213], которое сближает их с Муромцевым, но в котором у них, тем не менее, принципиально разные роли.

Не акцентируя специально, Водолазкин выстраивает повествование как своего рода ответ на советские утопические идеологемы и их антиутопические вариации в произведениях Е.И. Замятина, М.А. Булгакова,

Ф

I А.П. Платонова. В списке книг, составленном Водолазкиным для пор-

ф

^ тала «Книги моей жизни» [Водолазкин, 2015], указано одно из самых

^

известных произведений, развенчивающих советское утопическое мыш-

к ление, - «Котлован» А.П. Платонова. Вообще, для понимания социо-

ср культурного контекста романа фигура и творчество Андрея Платонова, писателя, на первый взгляд, очень далекого от творческой вселенной Водолазкина, представляются нам значительными, а платоновские мотивы и образы, обнаруживаемые в произведении, - важными для символики и метафизики романа.

Обратим внимание на наименование главного героя и основного повествователя «Авиатора» - Иннокентий Платонов. Имя имеет латинское происхождение («невинный») и связано с уже описанной выше диалектикой вины и невиновности повествователя. Вероятно, оно является намеком на прощение, даруемое ему автором. Фамилия «Платонов» (и ласкательное прозвище «Платоша», которым награждает героя супруга Настя) ассоциируется в романе с философом Платоном («все, что включает имя Платон, несет в себе оттенок мудрости» [Водолазкин, 2016, с. 230]), а потому мы вправе говорить только о гипотетическом указании на образ писателя Платонова и платоновское творчество, - или же о знаменательном совпадении, которое может стать, тем не менее, определенным «кодом прочтения» для романа, поскольку позволяет объединить семантику «советского прошлого», «победы над смертью», преодоления истории - основные смысловые узлы романа.

Влияние уже упомянутой нами «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова на художественный мир и поэтику произведений Андрея Платонова установлено исследованиями Н.В. Корниенко [Корниенко, 1993] и С.Г. Семеновой [Семенова, 1988]. Более того, современный филологический интерес к русскому космизму и наследию Федорова во многом обусловлен как раз платоновской рецепцией его идей. Все ключевые платоновские герои, как «преобразователи» и «Дон-Кихоты революции», так и «созерцатели» и «сокровенные люди», видят в социальной революции средство для построения нового мира, в котором смерть будет уничтожена, а мертвые - воскреснут. Диалектика жизни и смерти раскрывается Платоновым и в «Котловане», и в «Чевенгуре», причем для этих текстов одинаково характерно установление взаимосвязи между мистически понимаемым коммунизмом и преодолением смерти. Соответственно, смерть героев будет маркировать неудачу социальных преобразований (см. авторское послесловие к «Котловану»: Погибнет ли эссесерша подобно Насте или вырастет в целого человека, в новое историческое общество? <...> Автор мог ошибиться, изобразив в смерти девочки гибель социалистического поколения...

ГО ГТ

[Платонов, 2009, с. 534]. В этом контексте соловецкая крионика, описан- § §

ная Водолазкиным в реалистических тонах, и связанная с ней тема физи- го ^

Е с

ческого отрицания смерти, размытия границ времени и пространства, ш ^ вполне соотносится с той одновременно физической и метафизической ^ трактовкой смерти как социального зла и квинтэссенции тоталитарного (и любого ложного, противоестественно устроенного) общества, какой она предстает в платоновской вселенной, в частности, в «Котловане».

С другой стороны, тема воскрешения мертвых принципиальна важна для героев Платонова и в аспекте развития сюжета «преодоления сиротства», когда, в соответствии с философией Н.Ф. Федорова, каждый человек объявляется сиротой, обреченным на потерю родителей и, соответственно, обязанным трудиться над их физическим воскресением. Во многом, именно федоровскими мотивами объясняются многочисленные кладбищенские сцены в романах и повестях Платонова, стремление его героев прикоснуться к миру мертвых, в окончательность уничтожения которых они, в сущности, не очень верят. Эта классическая «платоновская» коллизия неоднократно возникает и в романе «Авиатор»: Иннокентий Платонов испытывает постоянный интерес к кладбищам. По словам его супруги, мы не впервые по кладбищу гуляем: у Платонова - как бы это выразиться? - некоторая слабость к таким прогулкам [Водолазкин, 2016, с. 294]. Там же, на кладбище, Платонов случайно находит могилу старика из своего детства: - Если раскопать эту могилу, - говорю Насте, - можно увидеть человека, которого в последний раз я встречал в 1905 году. Протяжный Настин взгляд на меня. Выразительно молчит. Кажется, она не хочет откапывать Терентия Осиповича [Там же, с. 293]. Таким образом, для Платонова, перешагнувшего через смерть и несколько эпох, мертвецы в могилах -живы, они - еще люди, к ним обращаются по имени-отчеству. Более того, эти частые прогулки по кладбищам, на которых Платонов ищет знакомых, людей «своего времени», выполняют во многом именно федоровско-платоновскую функцию: очнувшись в конце 1990-х, символически «осиротевший» Иннокентий Платонов ищет «своих», тех, кто знал его когда-то, еще до смертного сна. Подобно героям «Чевенгура», мечтающим раскопать могилы своих близких, поскольку никакой смерти на самом деле нет, Платонов Водолазкина соединяет религиозное представление о бессмертии души с ощущением реальности телесного посмертного существования, которое не вызывает у него ужаса, брезгливости, страха.

Этот очень «платоновский» мотив устремленности живого к мертвому (и подразумеваемого зова мертвых к живым), эстетизации смерти как одной из форм жизни, логически разрешается в эксгумации Терентия

Ф

I Осиповича, случайно осуществленной водоканалом, прокладывающим ^ через кладбище коммуникации: Одним движением приподнял крышку и сдвинул ее на край гроба. В бьющемся свете прожектора стали видны к останки человека. Этим человеком был Терентий Осипович. Я узнал ср его сразу. Прилипшие к черепу седые волосы. Торжественный мундир, ¡^ почти не тронутый тлением. Таким, собственно, он был и при жизни. Отсутствовал, правда, нос, и на месте глаз зияли две черные дыры, но в остальном Терентий Осипович был похож на себя. Какое-то мгновение я ждал, что он призовет меня идти бестрепетно, но потом заметил, что у него нет и рта [Водолазкин, 2016, с. 325-326]. Для героя Водолазкина, помимо метафоры физического соединения разорванного времени, встреча с Терентием Осиповичем на кладбище указывает на возможность покаяния перед убитым им соседом Зарецким: Потом я ходил на кладбище. Взяв с собой Фемиду (статуэтку, орудие убийства. - Я.С.), снова говорил с рабом Божиим Николаем [Там же, с. 404]. Убежденность в «бессмертии» мертвых, пребывающих на кладбище не столько в жутковатом мороке «Бобка» Ф.М. Достоевского, сколько в ожидании будущего воскресения, прообраз которого самому Платонову довелось пережить, дает герою надежду на прощение не в плане умозрительном, мистическом, но во вполне реальном, поскольку грань между живым и мертвым не представляется непроходимой.

В художественном мире «Авиатора» мертвые оказываются долговечнее живых, они не только присутствуют в памяти героя, но обладают неким «пакибытием», отменяющим привычные представления о времени, которое оказывается обратимым, неподвластным смерти и уничтожению: Ведь настоящее покаяние - это возвращение к состоянию до греха, своего рода преодоление времени. А грех не исчезает, он остается как бывший грех, как - не поверите - облегчение, потому что рас-каян. Он есть - и уничтожен одновременно [Там же, с. 409]. По сути, Иннокентий Платонов сам возвращается к жизни для того, чтобы раскаяться, доказать бессилие и неокончательность смерти. Религиозная христианская семантика у Водолазкина (как и мистически-философская семантика в произведениях Андрея Платонова конца 1920-х -начала 1930-х гг.) обретает и физическое измерение. Антиутопический научно-социальный эксперимент по крионике наполняется искупительным смыслом в контексте личной судьбы и нравственной эволюции Иннокентия Платонова.

С темой обуздания и преодоления времени связан и сюжет записей, которые ведут трое главных героев романа: сам Иннокентий, его жена Настя и лечащий врач Гейгер. И если в начале повествования записи, которые делает Иннокентий, используются врачом как методика

го т

пробуждения памяти, то постепенно для героя они становятся спосо- 1 ^ бом задержать время, а потому он просит записывать воспоминания го ^ и впечатления и своих близких: Накануне Иннокентий попросил меня § ° описать венчание. Я предложил снять венчание на видео. Он взял меня за руку и сказал: - Нет, опишите, пожалуйста, словами. В конечном счете остается ведь только слово [Водолазкин, 2016, с. 340]. В понимании Иннокентия, важны именно детали, подробности, о которых не расскажут в учебниках: Описания должны касаться чего-то такого, что не занимает места в истории, но остается в сердце навсегда [Там же, с. 336]. Подобное собирание незначащих деталей свойственно и платоновским героям, стремящимся сохранить «вещество существования», восстановить то, можно назвать «полнотой бытия». В частности, Вощев в «Котловане» ничего не записывает, но собирает такие частицы отжившего: Вощев подобрал отсохший лист и спрятал его в тайное отделение мешка, где он сберегал всякие предметы несчастья и безвестности. «Ты не имел смысла житья, - со скупостью сочувствия полагал Вощев, - лежи здесь, я узнаю, за что ты жил и погиб. Раз ты никому не нужен и валяешься среди всего мира, то я тебя буду хранить и помнить [Платонов, 2009, с. 416]. При разности подходов (собирание предметов и описание впечатлений) механизм поведения и логика героев типологически родственна: спасти от забвения и - в конечном итоге - от времени и уничтожения, сообщить смысл всему, что существует на земле и соприкасается с человеком, весь окружающий его ощущаемый мир, в котором отражается и продолжает отражаться человек и после физической смерти.

Обратим особое внимание на близость семантических и метафорических художественных решений, свойственных поэтике А.П. Платонова и Е.Г. Водолазкина и неслучайность подобных типологических схождений. Объяснения этому явлению лежат, с нашей точки зрения, как в культурно-философской, так и в собственно литературной плоскостях. Прежде всего, исследовательский и читательский интерес к творчеству Платонова, масштабные научные конференции, издание собрания его сочинений в 2008-2009 гг., тома его писем в 2014 г., свидетельствует о современной востребованности этого писателя с его причудливым художественным сознанием и сложным восприятием советской действительности (о платоновских мотивах в современной русской прозе см. [Солдаткина, 2015]). Более того, платоновское мировидение позволяет показать советскую действительность во всей ее диалектической противоречивости: оттенить ее отрицательные стороны подавления человека, но и подчеркнуть мечты о справедливом обществе, поиски мистического счастья самоотвержения, в определенной степени,

Ф

I смыкающиеся с религиозными православными идеалами. В этом отно-

^ шении платоновские антиутопические образы становятся для Водолазок ^

кина, возможно, той отправной точкой, которая служит ему для харак-к теристики духа воссоздаваемой эпохи, и, с другой стороны, для нового ср - философско-символического - взгляда на уже масштабно проработанный литературой и публицистикой исторический материал (в частности, быт и нравы Соловецких лагерей).

Но, представляется, не только культурно-исторический опыт платоновской прозы, но и ее поэтика находит свой отклик в художественном мире романа «Авиатор». Творчеству Платонова свойствен органичный сплав социальной и философской проблематики, повышенная символизация повествования, активное использование приемов овеществления метафор и метафоризации повседневности, проявляющиеся, в том числе, и в узнаваемой платоновской диалектике физического и метафизического в изображении и понимании смерти, взаимодействия небытия и бытия. Эти платоновские творческие открытия, вольно или невольно, продуктивно воплощаются в тексте «Авиатора», помогая передать принципиально важную для Водолазкина семантику преодоления смерти не только на мистическом, но и на телесном уровне, показать взаимозависимость и взаимообусловленность мира и человека, отражающего этот мир и - тем самым - привносящего в него смысл и, в конечном счете, бессмертие. Думается, для этих двух писателей-мыслителей типологические схождения могут проистекать как из общего модернистского мировоззрения, свойственного обоим, так и из сходства в трактовке семантических и метафорических комплексов «жизни-смерти-бессмертия», «сохранения вещества», поисков путей нравственного переустройства общества и личности. Даже заглавная тема романа - тема авиатора как метафоры полета, потенциально оборачивающегося падением и смертью, возводится самим автором к стихотворению А.А. Блока «Авиатор», но при этом очень близка сюжету Москвы Честновой из платоновского романа «Счастливая Москва», что воспринимается как логичное следствие общности художественной логики писателей.

В заключении отметим, что для творчества Водолазкина в целом, и для романа «Авиатор» - в частности, принципиальной значимостью наделен философско-эстетический диалог с историей и культурой ХХ в., поскольку именно миропонимание человека эпохи рубежа веков и становится объектом художественной рецепции в романе. Проповедуемая писателем победа над разрушительной работой времени, над духовной и физической смертью находит свое соответствие в многообразных размышлениях русских писателей и поэтов ХХ в. над темой

бессмертия и нравственного возрождения/воскрешения как одной из форм адаптации и преодоления катастрофической реальности прошлого века, как способа принятия бытия. В этом смысле герой Водо-лазкина Иннокентий Платонов, никогда, судя по тексту, произведений Андрея Платонова не читавший, оказывается своего рода наследником и, возможно, собеседником его персонажей, символическим продолжателем их философских и нравственных поисков.

го m S о, Ф Z cl .

• VO го

Е °

Ф ™

Библиографический список

Вежлян, 2013 - Вежлян Е. Присвоение истории // Новый мир. 2013. № 11. URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2013_11/Content/Publication6_984/ Default.aspx (дата обращения: 04.08.2016). [Vezhljan E. Appropriation of the History. Novyj mir. 2013. № 11.]

Водолазкин, 2015 - Водолазкин Евгений. Книги моей жизни // Книги моей жизни. Библиотеки ярких людей. URL: http://knigalife.com/person/pisateli/ evgeniy-vodolazkin/ (дата обращения: 04.08.2016). [Vodolazkin Evgenij. The books of my life. Knigi moej zhizni. Biblioteki jarkih Ijudej.]

Водолазкин, 2016 - Водолазкин Е.Г. Авиатор. М., 2016. [Vodolazkin E.G. Aviator. Moscow, 2016.]

Гуларян, 2006 - Гуларян А.Б. Жанр альтернативной истории как системный индикатор социального дискомфорта // Журнал Самиздат. URL: http://samlib. ru/f/forum_a_i/doclad1.shtml (дата обращения: 04.08.2016). [Gularjan A.B. The genre of alternative history as a systemic indicator of social discomfort. Zhurnal Samizdat.]

Корниенко, 1993 - Корниенко Н.В. История текста и биография А.П. Платонова (1926-1946) // Здесь и теперь. 1993. № 1. С. 1-320. [Kornienko N.V. The history of the text and the biography of A.P. Platonov (1926-1946). Zdes' i teper'. 1993. № 1. Рр. 1-320.]

Костырко, 2015 - Костырко В. В поисках родового тела // Знамя. 2015. № 10. С. 184-190. [Kostyrko V. In search of the tribal body. Znamja. 2015. № 10. Рр. 184-190.]

Мескин, 2015 - Мескин В.А. По страницам «Большой книги» - 2014 // Вопросы литературы. 2015. № 2. С. 52-70. [Meskin V.A. The pages of «the Big book» -2014. Voprosy literatury. 2015. № 2. Рр. 52-70.]

Платонов, 2009 - Платонов А.П. Котлован // Платонов А.П. Чевенгур. Котлован (Собрание). М., 2009. С. 411-534. [Platonov A.P. Kotlovan [The Foundation Pit]. Platonov A.P. Chevengur. Kotlovan (Sobranie). Moscow, 2009. Рр. 411-534.]

Семенова, 1988 - Семенова С.Г. «Идея жизни» Андрея Платонова // Москва. 1988. № 3. С. 180-189. [Semenova S.G. «Idea of life» by Andrei Platonov. Moskva. 1988. № 3. Рр. 180-189.]

Солдаткина, 2016 - Солдаткина Я.В. Творческое наследие А.П. Платонова и семантико-эстетические поиски в современной русской прозе (А.Н. Варламов «Мысленный волк», А.В. Иванов «Ненастье») // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Литературоведение, Журналистика». 2016. № 1. С. 45-54. [Soldatkina Ja.V. The artistic heritage of A.P. Platonov and semantic and

Ф

I aesthetic searches in contemporary Russian prose (A.N. Varlamov «The spiritual ч wolf», A.V. Ivanov «Foul weather»). Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby g narodov. Serija: Literaturovedenie, Zhurnalistika. 2016. № 1. Рр. 45-54.] ^ Филатов, 2016 - Филатов К. Хвалить нельзя ругать. Евгений Водолаз-

кин. Авиатор [Рецензия] // Звезда. 2016. № 6. URL: http://zvezdaspb.ru/index. ^ php?page=8&nput=2771 (дата обращения: 04.08.2016). [Filatov K. To praise not to criticize. Eugene Vodolazkin. Aviator [Review]. Zvezda. 2016. № 6.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.