№ 3 - 2013 г. 22.00.00 социологические науки
УДК 61.057.875:37.047
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ НГМУ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О. Ю. Сиваченко
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
Статья посвящена проблеме мотивации студентов медицинского вуза при выборе профессии и будущего места работы. Анализируется около 1400 анкет студентов НГМУ лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов разных курсов. Рассматриваются мотивации, приведшие студентов в медицинский вуз, выбор специализации, готовность работать врачами. На основе полученных данных обобщаются требования, которые выдвигают студенты к условиям на месте работы. В статье делается вывод, что, несмотря на задекларированное 97 % студентов желание работать врачами, количество пришедших работать в здравоохранение будет намного меньше, так как предъявляемые студентом требования к будущему месту работы расходятся с жизненными реалиями.
Ключевые слова: медицинское образование, мотивации, кадры в здравоохранении, проблемы в здравоохранении, студенты медицинских вузов.
Сиваченко Оксана Юрьевна — старший преподаватель кафедры социальноисторических наук ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 226-35-14, e-mail: [email protected]
В последние годы медицинские учебные заведения являются востребованными среди абитуриентов, а проходной балл на бюджет одним из самых высоких [1, 2]. Несмотря на это, количество выпускников, работающих по специальности, не покрывает потребность в кадрах. Точные данные по количеству выпускников медицинских вузов, выбравших работу не по специальности, отсутствуют, а приблизительные оценки основаны на личных наблюдениях руководителей медицинских учреждений и колеблются в зависимости от региона и учебного заведения от 30 до 80 %.
Целью данного исследования было изучение мотивации студентов НГМУ при выборе профессии и вуза, а также оценка факторов, которые будут определять будущее место работы выпускника.
Исследование проведено осенью 2012 года методом анкетирования. Были опрошены студенты лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов 1, 3 и 5-го курсов. Выборка составила 1378 человек.
По всем трем факультетам наблюдается рост доли студентов на бюджетной форме обучения, приехавших учиться в НГМУ из-за пределов Новосибирской области. Если на 5-м курсе лечебного факультета из числа всех бюджетников приезжих 46, 6 %, на 3-м курсе 54,1%, то на 1-м — 57,8 %. Такая же картина наблюдается и на педиатрическом 52,7 % — 1-й курс и 40,5 % — 3-й курс и стоматологическом факультетах 71,4 % — 1-й курс и 50 % — 3-й курс. Доля студентов из-за пределов Новосибирской области, обучающихся на платной форме, остается на всех факультетах неизменной, несмотря на рост в разы абсолютного количества таких студентов.
Мотивация студентов при поступлении определяется в основном идеалистическими причинами. Лидером мотивации является ответ: «Всегда хотел быть врачом». Эта мотивация более характерна для девушек — 93,4 %, чем для юношей — 76,9 %. На первом месте лечебный факультет — в целом 81,7 %, на 2-м месте стоматологический — 79,4 % и на 3-м — педиатрический 74,4 %. Третье место педиатрического факультета объясняется самым большим количеством ответов, данных в категории «другое» (16,8 %). Причем половина этих ответов показывает глубокую личную мотивацию: «единственное полезное образование», «всегда хотела помогать людям», «после переосмысления себя как личности», "мечта с детства«и т. д.
Вторым по популярности ответом из предложенных мотиваций являлось «продолжение врачебной династии». Здесь лидером является стоматологический факультет, 11 % студентов которого продолжают врачебные династии. По настоянию родителей пошли в НГМУ 4,5 % студентов 3-го курса всех факультетов (против 1,5 % у 1-го курса), 3,9 % всех опрошенных юношей (против 1,5 % девушек) и 3,8 % всех «студентов-целивиков» (у «платников» такой показатель 2 %). В целом студент, выбравший НГМУ по настоянию родителей, — это юноша целевой формы обучения.
Студент-первокурсник плохо представляет свою будущую специальность, руководствуясь, скорее, амбициями и престижем, чем реальными планами и перспективами. Так 46 % студентов лечебного факультета 1 -го курса хотят быть хирургами, причем среди бюджетников и целевиков таких треть, а вот среди студентов платной формы обучения хирургами в будущем видят себя больше половины (53 %). К 5му курсу доля желающих быть хирургами в целом снижается до 26 %, по-прежнему оставаясь самой высокой среди «студентов-платников» (31 %). Наоборот, доля желающих выбрать своей специальностью терапию увеличивается с 18 % на 1-м курсе до 24-26 % на 3-м и 5-м курсах. Среди студентов педиатрического факультета на 1-м курсе четверть желает быть хирургами, на 3-м курсе их доля снижается до 14,5 %.
Студенты лечебного факультета не желают работать в поликлинике. Только 13 % студентов 3-го курса и 4,5 % 5-го курса выбирают работу в поликлинике, предпочитая ей работу в стационаре (лидер у 5-го курса — 43,3 % и второе место у 3-го курса 29,6 %). Студенты педиатрического факультета также не хотят работать в поликлинике. Поликлинику как возможное место работы выбрало 13 % опрошенных, стационар — 25 %, работу в коммерческих медицинских учреждениях — 25 %. У студентов-педиатров при выборе деятельности в здравоохранении наибольшее число студентов выбрали ответ «другое» — 17,9 %, не расшифровывая, где планировали работать.
Студентов-третьекурсников всех факультетов не привлекает научная и преподавательская деятельность, а также карьера организатора здравоохранения. Эти направления выбирают по 2-3 человека с факультета. На 5-м курсе лечебного факультета заниматься преподавательской деятельностью хотело бы 9 человек, научной — 5, работать
в организации здравоохранения — 7.
Тройка лидеров при ответе на вопрос: «Что может вам помочь при выборе работы по специальности?» — определяется уверенно. На первом месте «проведение производственной практики непосредственно в ЛПУ», на втором — «личные знакомства и связи», на третьем — «встречи с представителями администрации медицинских учреждений Новосибирской области». Но на разных факультетах наблюдаются отличия в ранжировании ответов. Так, у студентов всех опрошенных курсов лечебного и педиатрического факультетов лидировал ответ «проведение производственной практики непосредственно в ЛПУ». Студенты же стоматологического факультета на первое место поставили личные знакомства и связи. Только студенты 1-го курса стоматологического факультета наряду со знакомствами и связями также высоко оценивают встречи с представителями лечебных учреждений. Студенты 3-го и 5-го курсов лечебного факультета склонны большее значение предавать личным знакомствам и связям, ставя их на второе место. Первокурсники считают, что при выборе работы по специальности больше помогут встречи с представителями медицинских учреждений. На последнее место студенты всех факультетов поставили распространение брошюр и буклетов о ЛПУ.
Планы на работу по специальности у студентов сильно различаются в зависимости от факультета и курса обучения. Данные опроса подтверждают, что многие студенты не ориентированы на работу в государственной медицине. Две трети (67 %) студентов-стоматологов хотят работать в коммерческих медицинских учреждениях (среди девушек платной и бесплатной формы обучения таких почти 80 %). Среди других групп наибольшее желание работать в коммерческом здравоохранении высказывают юноши 3 -го курса лечебного факультета платной формы обучения (половина опрошенных). Также этот процент выше среди платников в целом. При анализе ответов студентов по формам обучения на лечебном факультете видно, что студенты платной формы обучения на всех курсах чаше, чем остальные, выбирают работу в коммерческих учреждениях здравоохранения.
Меньше всего работать в частных коммерческих организациях планируют студенты-пятикурсники лечебного факультета — 22 % опрошенных. На педиатрическом факультете учится больше всего студентов, выбравших работу в практическом здравоохранении, причем, в отличие от студентов лечебного факультета, здесь не наблюдается корреляции между формой обучения и выбором места работы, ответы у студентов платной и бесплатной форм обучения практически совпадают.
Студенты НГМУ в большинстве не хотят работать в районах области. Процент студентов, готовых работать в Новосибирской области, от 13 до 19 % по всем факультетам. Среди студентов, постоянно проживающих в городе, процент готовых работать в области самый низкий — от 3,6 % на 3-м курсе лечебного факультета до максимальных 11,4 % на 5-м курсе лечебного факультета. С наибольшей вероятностью поедут работать в область студенты, приехавшие на учебу из районов, от трети на 1 -м курсе стоматологического факультета до 59 % студентов 3-го курса лечебного факультета. На 5-м курсе лечебного факультета 40 % студентов, приехавших из области, планируют вернуться работать в область, а 60 % хотели бы остаться в Новосибирске. Студенты, приехавшие работать в Новосибирск из-за пределов области, также хотели бы в большинстве своём остаться работать в Новосибирске — от 55 до 70 %. Студенты платной формы обучения в меньшей степени, чем студенты-бюджетники, склонны работать в районах.
При выяснении, какие меры позволят закрепить молодые кадры в здравоохранении, абсолютным лидером стал ответ: «достойный уровень заработной платы», набравший от 59 % на педиатрическом факультете (3-й курс) до 92-93 % на 1-м и 5-м курсах лечебного факультета. Далее ответы меняются в зависимости от курса. Так для всех
первокурсников на 2-м месте стоит интересная работа — около 60 %, а вот для 3-го и 5-го курсов лечебного и педиатрического факультетов на 2-м месте оказывается улучшение условий труда (53 и 61 %), в то время как для стоматологов-третьекурсников оказываются важнее перспективы профессионального роста (59 %); 3-е и 4-е места у студентов-лечебников (3-й и 5-й курсы) делят предоставление ипотеки и перспективы профессионального роста (около 40 %). Что касается престижа профессии, то о престиже думают больше первокурсники, чем 5-й курс.
Интересно распределение ответов по полу на разных курсах лечебного факультета. На всех курсах девушки прагматичнее юношей. Среди них больший процент называет достойную заработную плату средством удержания кадров. Также на всех курсах девушки чаше считают, что для закрепления кадров в здравоохранении необходимо предоставлять жилищные ссуды.
Юноши в среднем в два раза чаше, чем девушки, озабочены вопросами престижа профессии. На 1-м курсе юноши на 2-е место поставили интересную работу, а девушки — условия труда. Причем в течение обучения роль интересной работы для юношей снижается сильнее, чем для девушек. (73 % — 1-й курс юноши и 20 % — 5-й курс юноши против 56 % 1-й курс девушки, 42 % — 5-й курс девушки).
Перспективы профессионального роста больше волнуют девушек. Причем на 1-м курсе это соотношение одинаково — около 50 %, а вот на 5-м курсе вопросы профессионального роста в полтора раза чаше волнуют девушек, чем юношей (47 против 30 %).
Какой же уровень заработной платы студенты посчитали для себя минимально приемлемым? При ответе на данный вопрос закономерно затруднялись с ответом около четверти студентов-первокурсников. По всем курсам и факультетам лидирует ответ более 20 тыс. рублей. В среднем от 40 до 50 % студентов желают получать эту сумму. Самыми скромными оказались студенты 1 -го курса педиатрического факультета, среди них только треть желают получать заработную плату в размере более 20 тыс. рублей, а 20 % готовы удовольствуется заработной платой в 10-15 тыс. рублей. Ответ 5-7 тыс. рублей выбрали только 4 человека со всех курсов. В 12-ти анкетах рядом с этой цифрой студенты написали: «Это позор». Ответ «другое» содержит в себе претензии по заработной плате в основном 25-30 тыс. рублей.
Разница в финансовых притязаниях юношей и девушек есть, но она незначительна — 610 % и формируется в основном за счет более скоромных зарплатных притязаний девушек педиатрического факультета. На лечебном и стоматологическом факультетах эта разница меньше. Работодателю не стоит особо надеяться, что женщины предъявляют более низкие требования к заработной плате.
Студентам не нравится идея обязательного распределения обучающихся на бюджетной основе, ее поддерживают от 12 до 19 % опрошенных на разных факультетах. В целом эту идею в 2 раза чаще одобряют студенты «платники» и «целевики», чем сами студенты, обучающиеся бесплатно. Почти половина третьекурсников считает, что обязательное распределение должно существовать для студентов целевой основы обучения, а треть придерживается мнения об абсолютно свободном выборе места работы вне зависимости от основы обучения. Наиболее негативно относятся к распределению пятикурсники, почти половина из которых считает, что студенты должны быть свободны в выборе места работы.
Опрос, проведенный нами, подтвердил, что, несмотря на устойчивый рост количества студентов из области, абсолютное большинство студентов планируют остаться работать в г. Новосибирске. Желаемое место работы в глазах студента-медика выглядит следующим образом: место в стационаре или коммерческой фирме, которые расположены в г. Новосибирске, с хорошими условиями труда, перспективами профессионального роста, заработной платой более 20 тыс. рублей. При подобных притязаниях не стоит удивляться, что значительная часть выпускников не останется в специальности, столкнувшись с жизненными реалиями. При этом около 80 % студентов считает, что выбрали профессию по призванию, и только 1-3 % по разным факультетам не планирует работать по специальности.
Список литературы
1. Вишневский Ю. Р. Проблемы профессионального самоопределения молодежи : анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий / Ю. Р. Вишневский, Я. В. Дидковская, М. В. Певная // Информационно-аналитический отчет. — Екатеринбург : УрФУ, 2011. — 167 с.
2. Семенова О. Н. Выбор врачебной специальности студентами, интернами и ординаторами медицинского университета / О. Н. Семенова, Е. А. Наумова, Ю. Г. Шварц // Педагогика и психология : проблемы и решения : материалы междунар. заочной науч.-практич. конф. (29 апреля 2013 г.) — Новосибирск : Изд-во «СибАК», 2013. — 176 с.
MOTIVATION OF NSMU STUDENTS AT THE CHOICE OF PROFESSIONAL ACTIVITY
O. Y. Sivachenko
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University ofMinistry of Health» (Novosibirsk c.)
The article is devoted to a problem of motivation of students of medical school at choice of profession and future place of work. About 1400 questionnaires of NSMU students of medical, pediatric and stomatologic faculties of different courses are analyzed. The motivations which have brought students to medical school, a specialization choice, readiness to work as doctors are surveyed. Demands which are promoted by students to the conditions at a work place are generalized on the basis of the obtained data. It is concluded that in the article, despite the declared desire to work as doctors by 97% of students, the number of comers to work in health care much less as demands made by the student to future place of work differs from vital realities.
Keywords: medical education, motivations, staff in health care, problems in health care, students of medical schools.
About authors:
Sivachenko Oksana Yurevna — senior teacher of sociohistorical sciences chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 226-35-14, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Vishnevsky Y. R. Problems of professional self-determination of youth: analysis of valuable orientations and professional strategy / Y. R. Vishnevsky, I. V. Didkovskaya, M. V. Pevnaya // Information and analytical report. — Yekaterinburg: UrFA, 2011. —
167 P.
2. Semenova O. N. Choice of medical specialty students, interns and interns of the medical university / O. N. Semenov, E. A. Naumov, Y. G. Schwarz // Pedagogics and psychology: problems and decisions: materials internat. correspondence scient. — pract. conf. (on April 29, 2013) — Novosibirsk: Publishing house of «SibAK», 2013. — 176 P.