в рамках курса «системный и интегративный подход к целостному восприятию здоровья и болезни»/ А. П. Чернявская, А. А. Барабошина // Инновационные технологии в медицинском образовании
и лечебно-реабилитационной практике: в рамках международного симпозиума по медицинской реабилитации. - СПб., 2017. - С. 91-94.
УДК 61:378-27.561(045)
И. Г. НОВОКРЕЩЕНОВА, И. В. НОВОКРЕЩЕНОВ, Н. А. СЕМИКИНА, В. В. ЧУНАКОВА
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского» Минздрава России
I. G. NOVOKRESHCHENOVA, I. V. NOVOKRESHCHENOV, N. A. SEMIKINA, V. V. CHUNAKOVA
CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY
Saratov medical University named after V. I. Razumovsky
РЕЗЮМЕ
В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения личности студентов медицинского университета, факторы, способствующие выбору профессии медицинского работника. На основе дифференциально-психологической методики Е. А. Климова установлена предрасположенность студентов к определенному типу профессии. Установлена необходимость учета профессиональных и личностных качеств обучающихся при формировании индивидуальной образовательной траектории.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ.
PURPOSE
The article covers the features of professional self-determination of the personality of medical university
Новокрещенова Ирина Геннадьевна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой экономики и управления здравоохранением и фармацией; тел. 67-76-24; е-mail: [email protected] Новокрещенов Игорь Вениаминович - к. п. н., доцент кафедры экономики и управления здравоохранением и фармацией; тел. 67-76-24; е-mail: [email protected] Семикина Наталья Алексеевна - к. м. н., доцент кафедры экономики и управления здравоохранением и фармацией; тел. 67-76-24; е-mail: [email protected]
Чунакова Виктория Владимировна - к. м. н., доцент кафедры экономики и управления здравоохранением и фармацией; тел. 67-76-24; е-mail: [email protected]
students and factors contributing to the choice of the profession of a medical worker. The predisposition of students to a certain type of profession was established on the basis of differential psychological method by E. A. Klimov. The study revealed the necessity of taking the professional and personal qualities of students into account during the formation of individual educational trajectory.
KEY WORDS: MEDICAL EDUCATION, PROFESSIONAL ORIENTATION, STUDENTS' MOTIVATION.
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование профессиональной подготовки высококвалифицированных медицинских кадров, обладающих соответствующим набором профессиональных и личностных качеств, востребованных на рынке труда, способных адаптироваться к новым условиям и требованиям в процессе профессиональной деятельности, является особо важной задачей для образовательных организаций. Хорошая успеваемость в процессе обучения, эффективность в дальнейшем работы молодого специалиста в медицинской организации отчасти зависят от заинтересованности, получения чувства удовлетворенности человека от осуществляемой деятельности. Данные обстоятельства свидетельствуют о важности изучения закономерностей выбора профессии
медицинского работника, определения факторов формирования профессиональной направленности школьников - будущих абитуриентов [1, 3].
МА ТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения исследования использовался комплекс социально-гигиенических методов. В качестве базы исследования выступал ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского» Минздрава России (далее - СГМУ). Проанализированы показатели приема абитуриентов на обучение в СГМУ за 2016-2017 гг. (отчеты приемной комиссии). С целью установления профессиональной ориентации студентов первого курса медицинского университета было проведено социологическое исследование в форме анкетирования среди обучающихся первого курса. Для определения предрасположенности человека к определенным типам профессии проведена психодиагностика студентов по методике Е. А. Климова [2]. Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием пакета статистического анализа данных 81а118Иеа 6.0.
В 2017 году на первый курс в СГМУ зачислено 1458 человек. В опросе принял участие 471 респондент (32,3% генеральной совокупности), что обеспечивает количественную репрезентативность выборки с доверительным интервалом ±3,7%. Большинство респондентов (70,7%) - женского пола. Средний возраст респондентов составил 17,8 ±0,054 года. Среди опрошенных студентов-первокурсников 35,5% и 24,4% являются студентами лечебного и педиатрического факультетов, 26,3% -стоматологического факультета, 8,5% - фармацевтического факультета и 5,3% - факультета клинической психологии, что в целом соответствует структуре первокурсников и обеспечивает качественную репрезентативность выборки.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Выбор будущей профессии и соответствующей образовательной организации в первую очередь зависит от профессиональных интересов личности, ее заинтересованности конкретной
областью деятельности. Ежегодно в приемную комиссию Саратовского медицинского университета принимается более 10 000 тысяч заявлений абитуриентов.
Количество бюджетных мест обучающихся по программам высшего медицинского образования соответствует плану приема, утвержденному Минздравом России. В 2017 году план приема на бюджетные места составил 630 человек, что на 1,9% больше, чем в предыдущем. На места по договорам на оказание платных медицинских услуг - 680 человек, что соответствует показателям 2016 года.
План приема на бюджетные места в последние годы приобретает отчетливые организационные формы государственного заказа. План целевого приема в Саратовском ГМУ традиционно высок и составляет последние 3 года 46,5-59,5% от количества бюджетных мест, однако в 2017 году снизился на 28% и составил 293 места (2016 г. - 375 мест). Снижение данного показателя, возможно, связано с нежеланием молодых специалистов в дальнейшем нести обязательства перед учреждением здравоохранения, предоставившим целевое направление, и отсутствием заинтересованности в осуществлении трудовой деятельности в соответствующей медицинской организации, а также недостатками функционирования механизмов со-финансирования заинтересованными сторонами подготовки специалистов. Кроме того, сокращение целевого набора возникает как следствие недостатка либо отсутствия адекватных механизмов реализации на практике условий трехсторонних договоров между абитуриентом, медицинской организацией и учебным заведением при оформлении целевого направления на обучение.
Традиционно при поступлении в вуз отмечается высокий конкурс. Наибольший конкурс среди абитуриентов (по заявлениям) отмечается среди таких специальностей, как «медико-профилактическое дело», «фармация», «стоматология» и «клиническая психология» очная форма обучения. Данное обстоятельство, в первую очередь, связано с меньшим количеством бюджетных мест, выделенных по плану приема. Также причиной такого уровня показателей может выступать
привлекательность данной специальности, а именно ее уровня оплаты труда. На места с оплатой обучения самый большой конкурс отмечается на специальности «педиатрия» и «медико-профилактическое дело».
В результате приемной компании в СГМУ в 2017 году на первый курс на места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета были зачислены 630 человек, успешно сдавших вступительные экзамены и прошедших по конкурсу. На обучение по целевому направлению принято 283 человека, что на 3,4% меньше плана приема. На места по договорам об оказании платных образовательных услуг на первый курс зачислено 545 человек (80,2% человек от плана приема).
Одним из мотивирующих факторов в принятии решения о выборе соответствующей профессии выступает окружение человека, а именно его семья (близкие родственники), являющиеся наглядным примером. Наличие близких родственников - работников здравоохранения отмечается у подавляющего большинства респондентов (86,0%), а именно дядя/тетя - 32,3% респондентов, папа/мама - 24,6% респондентов, дедушка/бабушка - 15,9% респондентов, брат/ сестра - 13,2% респондентов. На основании полученных данных можно предположить, что основная доля первокурсников имеет представление о содержании профессии, ее особенностях и предназначении.
Становлению личности будущего работника здравоохранения, формированию определенных взглядов, ценностей, мышления, несомненно, способствует достаточный объем тематической информации. За время обучения в школе (гимназии, лицее) 69,6% респондентов проявляли интерес к информации о состоянии здравоохранения, проблемах охраны здоровья населения, демографической ситуации в стране, уровне заболеваемости населения и т. п. В качестве основного источника информации 46,7% респондентов использовали сеть «Интернет», а также 31,4% респондентов получали информацию от родственников-медиков, 17,0% студентов изучали специальную литературу (книги, журналы, газеты), 7,0% опрошенных посещали тематические
мероприятия (кружки, семинары и др.). Иногда обращали внимание на интересные темы, иллюстрации, относящиеся к медицине, 17,7% респондентов. Остальные (12,7%) не интересовались данной информацией.
Испытывая определенный интерес к конкретной области знаний, сфере деятельности, человек стремится стать ее частью. В результате опроса установлено, что 72,8% респондентов до поступления в медицинский вуз принимали участие в различных мероприятиях, посвященных вопросам охраны здоровья населения, а именно 43,3% респондентов участвовали в тематических культпоходах, экскурсиях. Принимали участие в работе волонтерского движения 35,9% респондентов. 35,0% респондентов являлись участниками научно-практических конференций, семинаров и 22,5% посещали такие мероприятия, как День здоровья, День донора и т. п.
В настоящее время достаточное внимание уделяется профориентационной работе образовательных организаций с потенциальными абитуриентами. Профориентационная работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оказание содействия выпускнику общеобразовательной организации в осознанном выборе профессии с учетом его способностей и возможностей, в формировании психологической готовности к совершению профессиональной деятельности. Одним из разделов профориентационной работы вуза является проведение общественно-информационных мероприятий (День открытых дверей, презентации образовательных и медицинских организаций, издание информационных и рекламных буклетов). Среди всех участников опроса только 48,3% респондентов посещали Дни открытых дверей, организованные в СГМУ.
В условиях высокой конкуренции за возможность обучения в престижной образовательной организации возникает необходимость дополнительной подготовки для поступления в вуз. Так, перед поступлением в СГМУ 41,4% опрошенных индивидуально занимались с преподавателями. В медико-биологических классах обучались 15,3% респондентов. Посещали специальные
подготовительные курсы 8,9% респондентов, обучались в медицинском лицее 4,9% респондентов. Имеют среднее профессиональное медицинское образование 0,2% опрошенных. В дополнительной подготовке не нуждались 37,4% опрошенных.
Установлено, что основным фактором выбора профессии медицинский работник для 64,8% респондентов стало желание помогать людям, общаться с широким кругом людей, еще 44,8% респондентов считают профессию востребованной и престижной, а 40,6% респондентов считают возможным таким образом реализовать свои личностные качества. Почти треть опрошенных (32,5%) считают данную профессию своим призванием. Выбрали профессию в связи с желанием родителей 15,7% опрошенных, еще 13,4% респондентов желают продолжить династию медицинских работников в семье.
Профессия медицинского работника имеет ряд специфических особенностей и требует не только достаточного набора профессиональных компетенций, но и наличия соответствующих личностных качеств. Наличие определенного набора личностных характеристик, присущих медицинскому работнику (внимательность, доброжелательность, отзывчивость, аккуратность, пунктуальность, собранность, умение сдерживать эмоции, эмпатия и т. д.), способствует быстрому и более легкому периоду адаптации к особенностям труда (работе с людьми, в условиях стрессовых, конфликтных ситуаций). Современная система подготовки и требования профессиональных стандартов диктует необходимость формирования целенаправленного подхода к формированию личности будущего врача, а именно его направленности работать в соответствующей сфере профессиональной деятельности. Особую роль в данном процессе занимает мониторинг профессионального и личностного становления молодого специалиста в течение времени обучения в вузе, проведение которого можно обеспечить на основе использования психодиагностических методик.
Авторская методика Е. А. Климова предусматривает определение профессиональной заинтересованности человека к какому-либо
из приведенных типов профессий. Ориентация на тип профессий, относящихся к типу «человек - человек», свидетельствует о том, что человек может успешно реализовать себя при осуществлении профессиональной деятельности, связанной с постоянным общением с людьми, в том числе медицинской. Профессии типа «человек - природа» характеризуются проявлением интереса к деятельности, связанной с растениеводством, животноводством, «человек - художественный образ» - дизайнеры, скульпторы, художники, композиторы и пр. Склонность к профессиям типа «человек - техника» подразумевает применение своих способностей в осуществлении конструкторской деятельности, работе с техническими устройствами. Большинство профессий типа «человек - знаковая система» связаны с переработкой информации (тексты, цифры, формулы).
В результате проведения психологического теста среди студентов-первокурсников СГМУ установлено, что 76,6% опрошенных студентов всех факультетов имеют четкую ориентацию на один конкретный тип профессий, в том числе профессии, которым обучают в медицинском вузе.
Склонность к профессиям типа «человек -человек» преимущественно отмечается среди студентов педиатрического факультета (29,1%).
Необходимо отметить, что однозначная приверженность определенной доли студентов к профессиям, не относящимся к типу «человек -человек», не свидетельствует о неправильном выборе будущей профессиональной деятельности. Учитывая специфику дальнейшей трудовой деятельности специалиста, которая, возможно, потребует изменения приоритета в структуре личностных и профессиональных качеств (например, оказание хирургической помощи, выполнение организаторской, конструкторской работы), обладание у респондентов личностных качеств, характерных для других типов профессий, только дополнят профессиональные качества, приобретенные в процессе обучения в университете.
Почти четверть студентов, ориентированных на два и более типа профессий (23,4%), были
представителями стоматологического (6,4%), педиатрического (6,4%), лечебного (6,1%), фармацевтического факультетов и факультета клинической психологии - 2,8% и 1,7% соответственно.
Студенты фармацевтического факультета проявляют наибольшую приверженность к профессиям типов «человек - природа» и «человек - художественный образ», что, возможно, связано со спецификой предварительной подготовки, содержанием образовательных программ (преобладание химии, биологии), а также особенностями дальнейшей профессиональной деятельности.
Неоднородность и широта практической деятельности в медицине дает возможность специалисту реализовать свои личностные качества, присущие не только типу профессии «человек -человек», но и других типов. Современная подготовка специалистов отрасли здравоохранения предусматривает построение индивидуальной профессиональной программы подготовки, получением узконаправленных специальностей, часто требующих знаний информационных технологий, дополнительных технических или эстетических навыков и др. Условия функционирования рынка труда диктуют необходимость формирования и развития профессиональной мобильности, возможности применения полученных знаний в смежных областях практической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время процесс совершенствования профессиональной подготовки специалиста, в том числе с высшим медицинским образованием,
отвечающий современным требованиям образовательных и профессиональных стандартов, не может рассматриваться без развития индивидуальной образовательной траектории. При ее разработке необходимо учитывать возможности, способности, мотивацию обучающихся к получению соответствующей профессии, а также наличие личностных особенностей и интересов.
В ходе проведенного социологического исследования выявлены мотивы выбора профессии. Установлено, что на формирование профессиональной ориентации к соответствующей профессии и сфере деятельности обучающихся на первом курсе в СГМУ непосредственно повлияли семья, а также личная заинтересованность.
На основе полученных данных в целом можно утверждать о профессиональной ориентированности студентов первого курса и адекватном выборе сферы профессиональной деятельности, что подтверждает факт целенаправленного выбора медицинского вуза и профессии медицинского работника. Однако для сохранения численности обучающихся, интереса к учебному материалу, достижения высоких показателей успеваемости, а в дальнейшем и трудоустройства, образовательной организации необходимо оказывать содействие профессиональному становлению личности во время производственных практик, при осуществлении учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Управление процессом формирования профессиональной направленности позволит снизить возможность возникновения неблагоприятных проблем на этапе профессионального становления молодого специалиста (например, уход из профессии).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Заболотная, С. Г. Ценностное самоопределение будущего врача в медицинской профессии / С. Г. Заболотная// Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 167.
2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
3. Микиртичан, Г. Л. О формировании профессионального самоопределения будущих врачей / Г. Л. Микиртичан, В. А. Чулкова, Е. В. Пестерева, К. А. Ольховский, А. Н. Кошелева // Педиатр. -2014. - Т. 5, № 2. - С. 95-101.