Научная статья на тему 'Мотивация студентов, изучающих русский язык в Мешхедском университете им. Фирдоуси'

Мотивация студентов, изучающих русский язык в Мешхедском университете им. Фирдоуси Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
297
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / EXTERNAL MOTIVATION / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / INTERNAL MOTIVATION / ИЗУЧЕНИЕ / STUDY / РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN LANGUAGE / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдоллахи Муса

Среди многочисленных факторов, влияющих на процесс изучения иностранных языков, те факторы, которые прямо связаны с изучающими считаются более важными. Среди таких факторов, элементы, которые связаны с чувством, взглядом и мотивацией студентов являются ключевыми. В данной работе мы стараемся определить мотивации студентов, которые изучают русский язык. В качестве примера мы выбрали 50 студентов кафедры русского языка Мешхедского университета им. Фирдоуси. Для сбора информации мы использовали опросник Гарднера и Флица. На основе полученных результатов, выяснилось, что среди студентов кафедры русского языка Мешхедского университета господствует внешняя мотивация. В конце работы, автор предлагает рекомендации для повышения мотивации на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS STUDYING RUSSIAN LANGUAGE IN FERDOWSI UNIVERSITY OF MASHHAD

Among many factors influencing the process of studying foreign languages, those factors that are directly related to students, are considered as more important. Among such factors, the elements that are associated with the feelings, view and motivation of students are of major importance. In the paper the author tries to determine the motivation of students, who are studying the Russian language. As an example, 50 students of the Department of Russian language at Ferdowsi University of Mashhad have been selected. To collect information, the researcher uses the Gardner and Flaitz questionnaire. On the basis of the obtained results it became clear that among the students of the Department of the Russian Language at Mashhad University, external motivation prevails. At the end of the work the author offers recommendations for increasing the motivation in the lessons of a foreign language.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов, изучающих русский язык в Мешхедском университете им. Фирдоуси»

4. Филин Ф.П. Современное общественное развитие и проблемы двуязычия. Проблемы двуязычия и многоязычия. Москва: Наука, 1972: 13 - 25.

5. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). Москва: Издательство Московского университета, 1969.

References

1. Vajnrajh U. Yazykovye kontakty: sostoyanie iproblemy issledovaniya. Kiev: Vischa shkola, 1979.

2. Rozencvejg V.Yu. Osnovnye voprosy teorii yazykovyh kontaktov. Novoe vlingvistike. Vyp. VI. Yazykovye kontakty. Moskva: Progress, 1972: 5 - 24.

3. Desheriev Yu.D. Osnovnye aspekty issledovaniya dvuyazychiya i mnogoyazychiya. Problemy dvuyazychiya i mnogoyazychiya. Moskva: Nauka, 1972: 26 - 42.

4. Filin F.P. Sovremennoe obschestvennoe razvitie i problemy dvuyazychiya. Problemy dvuyazychiya i mnogoyazychiya. Moskva: Nauka, 1972: 13 - 25.

5. Vereschagin E.M. Psihologicheskaya i metodicheskaya harakteristika dvuyazychiya (bilingvizma). Moskva: Izdatel'ctvo Moskovskogo universiteta, 1969.

Статья поступила в редакцию 15.05.17

УДК 811

Abdollahi M., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Ferdowsi University of Mashhad(Mashhad, Iran),

E-mail: [email protected]

MOTIVATION OF STUDENTS STUDYING RUSSIAN LANGUAGE IN FERDOWSI UNIVERSITY OF MASHHAD. Among many factors influencing the process of studying foreign languages, those factors that are directly related to students, are considered as more important. Among such factors, the elements that are associated with the feelings, view and motivation of students are of major importance. In the paper the author tries to determine the motivation of students, who are studying the Russian language. As an example, 50 students of the Department of Russian language at Ferdowsi University of Mashhad have been selected. To collect information, the researcher uses the Gardner and Flaitz questionnaire. On the basis of the obtained results it became clear that among the students of the Department of the Russian Language at Mashhad University, external motivation prevails. At the end of the work the author offers recommendations for increasing the motivation in the lessons of a foreign language.

Key words: motivation, external motivation, internal motivation, study, Russian language, learning process.

Муса Абдоллахи, канд. филол. наук, ст. преп. Мешхедского университета им. Фирдоуси, г. Мешхед,

Е-mail: [email protected]

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ ЯЗЫК В МЕШХЕДСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. ФИРДОУСИ

Среди многочисленных факторов, влияющих на процесс изучения иностранных языков, те факторы, которые прямо связаны с изучающими считаются более важными. Среди таких факторов, элементы, которые связаны с чувством, взглядом и мотивацией студентов являются ключевыми. В данной работе мы стараемся определить мотивации студентов, которые изучают русский язык. В качестве примера мы выбрали 50 студентов кафедры русского языка Мешхедского университета им. Фирдоуси. Для сбора информации мы использовали опросник Гарднера и Флица. На основе полученных результатов, выяснилось, что среди студентов кафедры русского языка Мешхедского университета господствует внешняя мотивация. В конце работы, автор предлагает рекомендации для повышения мотивации на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: мотивация, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, изучение, русский язык, процесс обучения.

Введение

Многие известные специалисты как Гарднер, Клемент, Йанг утверждают важную роль мотивации в обучении иностранным языкам. По определению Гарднера, мотивация, по крайне мере, важна как талант в процессе обучения иностранным языкам. По мнению Крашена, именно мотивация является главным фактором в процессе неосознанного изучения иностранных языков [1]. Одна из важнейших работ, которая посвящалась рассмотрению вопроса роли мотивации в обучении иностранным языкам, является исследование Гарднера в 1985 году. Гарднер и Ламберт в своих трудах доказали, что в процессе изучения иностранных языков выделяется две ориентации: интегративной и инструментальной, другими словами они выделяют интегративную и инструментальную мотивацию [2]. Теория Гарднера подчёркивает эффективные особенности мотивации. Это особенность данной теории очень важна, так как изучающие иностранные языки, особенно на начальных уровнях, обычно при изучении культуры изучаемой страны сталкиваются со стереотипами и обобщениями. «Мотивация на начальных этапах выступает как двигатель процесса обучения и потом станет как силой, которая в ходе длинного и мучительного процесса обучения обеспечивает мощь движения вперед. В действительности, все элементы, вовлеченные в процесс обучения, в той или иной степени зависят от мотивации» [3, с. 117].

Мотивации изучения иностранных языков можно разделить по виду на две группы, «в этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние» [4, с. 97]. Во внутреннем мотиве или вну-

тренней мотивации, сам процесс обучения и учебная деятельность является источником удовлетворения студентов. Внешняя мотивация образуется под влиянием внешних факторов, например, повышение шансов найти хорошую работу.

По определению Гарднера и Ламберта, интегративная ориентация - это желание изучать и овладеть языком, чтобы общаться с носителями изучаемого языка. «Учащийся выражает свое желание быть похожим на представителей данной культуры, в которой говорят на изучаемом языке. Таким образом, изучение языка - не только владение языком на лексическом или грамматическом уровне. Интегративная ориентация подразумевает истинный интерес к данной культуре» [5, с. 14].

В методике преподавания иностранных языков понятие мотива определяется как побуждение к тому или иному виду деятельности. Как мы знаем побуждение тесно связано с потребностью и попыткой удовлетворения потребности. С другой стороны, учебная мотивация и очень тесно связана с социальными факторами, так как многие факторы, влияющие на учебную мотивацию, образуются под влиянием общества и социальных условий. «Поскольку учебная мотивация по большей части является социально обусловленной, возможности для управления ею в педагогическом процессе весьма широки» [6, с. 243].

Кроме социальных условий ещё многие другие факторы, в том числе особенности личности, личные ценности оказывают влияние на мотивацию и образование мотива у человека. Учитывая все вышеизложенные можно сказать, что «в каждом случае, мотивация изучения иностранного языка (как и мотивация изуче-

ния других предметов) представляет в итоге сочетание социально-познавательных, личностно-нравственных и прагматических мотивов» [7, с. 92].

Студенты, которые заинтересованы и мотивированы всегда ищут способы для повышения знаний через изучение иностранных языков, стараются сами на основе своего труда постоянно развивать свой язык [8, с. 269 - 277].

По результатам исследований Ламберта, между мотивацией и уровнем владения иностранным языком есть прямое отношение. Согласно данной теории, успешность студентов широко связана с их мотивацией [9, с. 91 - 122].

Наша работа проведена на основе исследований Ламберта и Гарднера [5]. Именно они считаются основателем расследования про роль мотивации, как критерия успешности или провала в процессе изучения иностранных языков.

Метод работы

Участников данного исследований, мы выбрали среди 50 студентов кафедры русского языка Мещхедского университета им. Фирдоси. Для сбора информаций мы использовали опросник Гарднера и Флица [9, с. 179 - 191].

Этот опросник состоится из комплекса вопросов про взгляды и мотивацию, которые были составлены на основе Шкалы Лайкерта. Наш опросник имел две части. Первая часть содержит личные данные участников как возраст, пол, и вторая часть содержит вопросы про взгляды и мотивацию.

Результаты

С целью сбора информаций мы разделили вопросы на 5 главных уровней. Следует заметить, что в оригинальных опросниках все вопросы про взгляды и мотивы составлены для студентов, изучающих английский язык, но поскольку мы провели исследование среди студентов русского языка, мы в нашем опроснике, заменили «английский язык» «русским языком».

Первый вопрос: «владение русским языком поможет мне найти хорошую работу» - 85 процентов участников были согласны, 12 процентов против, а 3 процента затруднились ответить. Можно сказать, что участники своими ответами утверждают, что владение русским языком поможет им найти хорошую работу. Ответ на третий вопрос: «владение русским языком даст мне возможность общаться с большим количеством людей» - 88 процентов участников были согласны, 10 процентов против, а 2 процента затруднились ответить. Ответ на четвёртый вопрос: «знание русского языка - признак высшего образования» - большинство ответов были негативные (90 процентов). В ответе на 11-ый вопрос о том, что «моя семья настаивает на том, чтобы я изучал русский язык» - количество тех, кто был согласен, было очень мало (9 процентов).

Результаты части опросника

Часть опросника, которая посвящена вопросу заинтересованности состоится из 6 вопросов. Большинство студентов (75 процентов) заявили, что заинтересованы в изучении русского языка и большинство из них предпочитают уделять свое время изучению русского языка (70 процентов). 60 процентов участников подтвердили, что изучение языка является главной частью их учёбы. Больше 95 процентов участников в ответ на вопрос: «изучение русского языка - это трата времени», ответили негативно. Этот опросник показывает общий положительный взгляд студентов Мешхедского университета им. Фирдоуси на русский язык и доказывает, что они считают русский язык полезным для своего будущего.

Результаты части поддержки семьи

Безусловно, поддержка семьи играет важную роль в повышении мотивации студентов. Гарднер считает, что студенты думают, поддержка семьи не имеет значения в процессе обучения, но мотивация к учёбе в случае поддержки со стороны семьи очень повышается [9].

Первый вопрос: «моя семья старается помочь мне в изучении языка», показывает, что семья знает про изучение русского языка очень мало (10 процентов). Второй вопрос: «моя семья признает важность языка», тоже получает очень низкие баллы. Результаты не доказывают, что семьи не заинтересованы в помощи, быть может, они являются показателем неспособности семьей в оказании такой помощи студентам.

Уровень мотивации в изучении русского языка

Вопросы этой части были посвящены уровню мотивации студентов, изучающих русский язык. Эта часть состоится из девяти вопросов. 80 процентов участников заявили, что они внимательно изучают материалы, которые получают на занятиях. Большинство студентов в ответ на пятый вопрос о том, заинте-

ресованы ли они в выполнении своих заданий ответили «да» (82 процентов), что доказывает заинтересованность студентов в выполнении своих заданий. Ответы на седьмой и восьмой вопрос показывают большую мотивацию студентов для получения высоких оценок на уроках русского языка (70 и 80 процентов).

Обсуждение

Важность и роль мотивации в процессе обучения иностранным языкам была доказана по результатам многочисленных исследований. По мнению Щукина, «мотивация - процесс действия мотива» [10, с 148]. Мотивы человека связаны с потребностями, желаниями, инстинктами, внутренними побуждениями, награждениями и наказаниями.

Мотивация выступает как двигатель любой человеческой деятельности. Изучение иностранных языков как любая другая человеческая деятельность сильно под влиянием мотивации. В методике преподавания иностранных языков понятие мотива определяется как побуждение к тому или иному виду деятельности. Как мы знаем побуждение тесно связано с потребностью и попыткой удовлетворения потребности. С другой стороны, учебная мотивация и очень тесно связана с социальными факторами, так как многие факторы, влияющие на учебную мотивацию, образуются под влиянием общества и социальных условий. «Поскольку учебная мотивация по большей части является социально обусловленной, возможности для управления ею в педагогическом процессе весьма широки» [11, с. 243].

Результаты нашего эксперимента показывают, что один из мотивов студентов изучающих русский язык - найти хорошую работу в будущем. Как мы выше отметили, 85 процентов ответили положительно. Общение с русскоязычными тоже являлось одним из факторов мотивации студентов. Только 10 процентов студентов подтвердили положительную роль поддержки семьей в процессе изучения языка. Следует заметить, что большинство студентов заинтересованы в выполнении своих заданий по русскому языку. Результаты нашего исследования совпадают с результатами исследования Захра Ваез про мотивацию студентов на уроках английского языка. Поскольку подобные исследования для студентов русского языка в Иране не существуют, мы сравниваем результаты своей работы с аналогичными исследованиями для английского языка.

Согласно результатам её исследования, иранские студенты на уроках английского языка имеют большую мотивацию и среди студентов, которые участвовали в ее исследовании больше действовала внешняя мотивация [12, с. 54-61]. Результат этого исследования точно совпадает с результатами нашего исследования и среди студентов кафедры русского языка Мешхедского университета им. Фирдоуси тоже господствует внешняя мотивация. Ещё результаты другого исследования: среди 94 студентов в американском университете Бангладеша показывает, что мотивация у участников исследования больше внешняя. Согласно этому исследованию, использованием бангальского языка на уроках английского языка является одна из главных проблем повышения мотивации студентов. Ещё отсутствие возможности общения с носителями английского языка для бангальских студентов негативно влияет на мотивацию студентов. Когда именно в Индии возможность общения с носителями английского языка играет очень положительную роль в повышении мотивации студентов [13]. Именно у нас в Иране тоже существует аналогичная проблема. У иранских студентов появление возможности общения с русскоязычными мотивирует изучающих русский язык, но поскольку доступ к русскоязычным для студентов очень ограничен, этот фактор негативно влияет на мотивацию студентов.

Заключение

Мотивация и взгляд на изучение иностранных языков играют важную роль в процессе изучения иностранных языков. Успешность процесса изучения и обучения в большей степени зависит от уровня мотивации и взгляда самого студента. Можно перечислить следующие результаты нашей работы:

В целом, у студентов отмечается положительный взгляд на изучение иностранных языков. Большинство студентов считают, что изучение иностранных языков играет положительную роль в развитии их общественных отношений. Есть сильная связь между мотивацией и семейной поддержкой. Одна из главных задач в процессе обучения иностранным языком - повышение мотивации студентов. Таким образом, можно сказать, что повышение мотивации студентов на уроках иностранного языка в том числе русского языка считается приоритетной целью процесса обучения. Студенты обязательно должны знать, каких именно целей они собираются достичь. Преподаватели должны стараться пре-

вратить процесс обучения в процесс, в ходе которого студенты испытывают удовольствие. При этом следует обратить внимание на отличие изучения иностранного языка от изучения других предметов. В процессе изучения иностранного языка многие факторы влияют на студентов. Язык считается частью личности каждого человека и тесно связан с культурой каждого народа.

Рекомендуем, чтобы преподаватели определили потребности своих студентов. Таким образом, преподаватель может сделать акцент на тех сферах, которые являются для студентов приоритетными, в результате чего поднимается и мотивация у них. Для повышения мотивации на занятиях есть разные способы, в том числе использование новых технологий, современной методики преподавания...

Библиографический список

Приём «Опиши и изобрази» является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот приём универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики [14, с. 27].

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, культур, стран, людей, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать видеоуроки [15, с. 55].

1. Krashen S. Second language acquisition and second language learning . Oxford: Pergamon. Press, 1981.

2. Gardner RC, Lambert W. Attitudes and motivation in second language learning. Newbury House: Rowley, Mass, 1972.

3. Flaitz J. French Attitudes toward the Ideology of English as an international language. World Englishes, 1993.

4. Реан А.А. Психология личности. Санкт-Петербург, 2011.

5. Gardner RC. Social psychology and second language learning: The role of attitudes and motivation, London: Edward Arnold, 2001.

6. Регуш Л.А. Педагогическая психология. Санкт-Петербург, 2011.

7. Аббас Я.Х. Формирование мотивации в процессе изучения русского языка. Проблемы и перспективы современной методики РКИ. Мир русского слова. 2006; 3.

8. Anstey M. Helping children learn how to learn. Australian Journal of Reading. 1988.

9. Lambert W E. Culture and language as factors in learning and education. In F. F. Aboud & R. D.Meade (Eds.), Cultural factors in learning and education (pp. 91 - 122). Bellingham: Western.Washington State University, 1974.

10. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Москва, 2009.

11. Регуш Л.А. Педагогическая психология. Санкт-Петербург, 2011.

12. Vaez Z. Language learning motivation among Iranian. Undergraduate students World Applied Sciences Journal. 2008; 5 (9): 54 - 61.

13. Rahman .Orientation and motivation in English language learning, A study of Bangladesh students at undergraduate level. Asian EFL Journal. 2005.

14. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения. Иностранные языки в школе. 1996; 3.

15. Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. Москва, 2004.

References

1. Krashen S. Second language acquisition and second language learning . Oxford: Pergamon. Press, 1981.

2. Gardner RC, Lambert W. Attitudes and motivation in second language learning. Newbury House: Rowley, Mass, 1972.

3. Flaitz J. French Attitudes toward the Ideology of English as an international language. World Englishes, 1993.

4. Rean A.A. Psihologiya lichnosti. Sankt-Peterburg, 2011.

5. Gardner RC. Social psychology and second language learning: The role of attitudes and motivation, London: Edward Arnold, 2001.

6. Regush L.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2011.

7. Abbas Ya.H. Formirovanie motivacii v processe izucheniya russkogo yazyka. Problemy i perspektivy sovremennoj metodiki RKI. Mir russkogo slova. 2006; 3.

8. Anstey M. Helping children learn how to learn. Australian Journal of Reading. 1988.

9. Lambert W E. Culture and language as factors in learning and education. In F. F. Aboud & R. D.Meade (Eds.), Cultural factors in learning and education (pp. 91 - 122). Bellingham: Western.Washington State University, 1974.

10. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij. Moskva, 2009.

11. Regush L.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2011.

12. Vaez Z. Language learning motivation among Iranian. Undergraduate students World Applied Sciences Journal. 2008; 5 (9): 54 - 61.

13. Rahman .Orientation and motivation in English language learning, A study of Bangladesh students at undergraduate level. Asian EFL Journal. 2005.

14. Bocharova L.P. Igry na urokah anglijskogo yazyka na nachal'noj i srednej stupeni obucheniya. Inostrannye yazyki v shkole. 1996; 3.

15. Gal'skova N.D. teoriya ipraktika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva, 2004.

Статья поступила в редакцию 31.05.17

УДК 82 (470.67)

Kurbanova Z.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, senior researcher of DNIIP n.a. Taho-Godi (Makhachkala,

Russia), E-mail: [email protected]

Magomedova S.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan Literature Faculty, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] to

THE QUESTION OF LITERARY ACTIVITY OF YU. ABDULLATIPOV. The authors consider the literary activity of Ab-dul-Kadyr Yusupovich Abdullatipov, who made a significant contribution to the development of Dagestan literary criticism. The focus is on issues related to Dagestani literature, its history and modernity. The subject of his research activity is the work of Kumyk masters of the word, literary critics and critics. Abdul-Kadir Abdullatipov managed to collect and arrange chronologically the story of Kumyk literature, identify patterns of development in comparison to the literature of other peoples of Dagestan, as well as typological regularities in the development of Russian literature, the near and Middle East. In recent years he fruitfully works in literature, analyzing and rethinking the history of Kumyk literature, defining key milestones in its development.

Key words: history of literature, literary process, creative method, literary direction, literary criticism, satirical orientation, realism, artistic literature, word artist, literary portrait.

З.Г. Курбанова, канд. филол. наук, доц., ст. науч. сотр. ДНИИП им. А. Тахо-Годи, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

С.А. Магомедова, канд. филол. наук, доц. каф. дагестанской литературы факультета дагестанской филологии

ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.