Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВУЗА'

МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / БАРЬЕРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарук Я. А., Гончарук С. В., Исаев И. Ф., Никулина Т. В.

Цель исследования - выявление мер и конкретных решений повышения мотивации преподавателей к технологии проектного управления в физкультурно-образовательном пространстве вуза, на основе данных социологического исследования. Методика и организация исследования. Социологический опрос «Диагностика системы управления физкультурно-образовательным пространством вузов» охватил семь вузов Белгородской, Курской и Липецкой областей. Анкетирование затрагивало основные акторы физкультурно-образовательного пространства вуза (далее - ФОПВ) и их глубинное интервьюирование методом фокус-групп. В исследовании приняли участие 300 преподавателей и научных сотрудников вуза, 140 работников администрации вуза. Выявлялись особенности отношения респондентов к использованию проектного подхода. Результаты исследования и выводы. Технология проектного управления в развитии ФОПВ может вызывать значительный интерес со стороны преподавателей, при условии реализации ряда организационно-технологических мер, предложенных авторами. Все проекты должны быть взаимоувязаны между собой и образовывать «кольцо проектов», в то же время каждый проект должен быть ориентирован на решение какой-либо проблемы относительно конкретной диспозиции физкультурно-образовательного пространства вуза (ценности, потребности, уровень информированности и т.д.). Необходимо формирование системы обеспечения проектной деятельности, в которую входят: информационное обеспечение; формирование готовности к проектной деятельности; формирование навыков; система стимулирования. Должна быть создана система управления проектной деятельностью, которая будет базироваться на принципе взаимодействия административных структур и вузовской общественности через систему советов. Выявлены критерии оценки результативности проектной деятельности, применительно к различным группам: 1) студенческая молодежь; 2) преподаватели и научные сотрудники; 3) работники администрации вуза. При этом система оценки должна опираться на такие критерии, как уровень вовлеченности, масштаб, уровень удовлетворенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарук Я. А., Гончарук С. В., Исаев И. Ф., Никулина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF TEACHERS TO PARTICIPATE IN PROJECT ACTIVITIES ON PHYSICAL CULTURE IN THE UNIVERSITY CONDITIONS

Objective of the study was to identify measures and specific solutions to increase the motivation of teachers to the technology of project management in the sports and educational space of the university, based on sociological research data. Methodology and organization of the study. The sociological survey "Diagnostics of the management system of the physical culture and educational space of universities" covered seven universities in the Belgorod, Kursk and Lipetsk regions. The survey touched upon the main actors of the physical culture and educational space of the university and their in-depth interviewing using the focus group method. The study involved 300 teachers and researchers of the university, 140 employees of the university administration. The peculiarities of respondents' attitude to the use of the project approach were revealed. Results and conclusions. The technology of project management in the development of the physical culture and educational space of the university can arouse considerable interest on the part of teachers, subject to the implementation of a number of organizational and technological measures proposed by the authors. All projects should be interconnected and form a “ring of projects”, at the same time, each project should be focused on solving a problem regarding the specific disposition of the sports and educational space of the university (values, needs, level of awareness, etc.). It is necessary to form a system for ensuring project activities, which includes: information support; formation of readiness for project activities; skills formation; incentive system. A project management system should be created, which will be based on the principle of interaction between administrative structures and the university community through a system of councils. The criteria for evaluating the effectiveness of project activities have been identified in relation to various groups: 1) student youth; 2) teachers and researchers; 3) employees of the university administration. At the same time, the evaluation system should be based on such criteria as the level of involvement, scale, level of satisfaction.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВУЗА»

мотивация преподавателей к участию в проектной деятельности по физической культуре в условиях вуза

УДК/UDC 37.013

Поступила в редакцию 30.01.2023 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат социологических наук, доцент Я.А. Гончарук1 Кандидат социологических наук, доцент С.В. Гончарук1 Доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Исаев1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Никулина1 1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

MOTIVATION OF TEACHERS TO PARTICIPATE IN PROJECT ACTIVITIES ON PHYSICAL CULTURE IN THE UNIVERSITY CONDITIONS

PhD, Associate Professor Ya.A. Goncharuk1 PhD, Associate Professor S.V. Goncharuk1 Dr. Hab., Professor I.F. Isaev1 PhD, Associate Professor T.V. Nikulina1 1Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

Цель исследования - выявление мер и конкретных решений повышения мотивации преподавателей к технологии проектного управления в физ-культурно-образовательном пространстве вуза, на основе данных социологического исследования.

Методика и организация исследования. Социологический опрос «Диагностика системы управления физкультурно-образовательным пространством вузов» охватил семь вузов Белгородской, Курской и Липецкой областей. Анкетирование затрагивало основные акторы физкультурно-образовательного пространства вуза (далее - ФОПВ) и их глубинное интервьюирование методом фокус-групп. В исследовании приняли участие 300 преподавателей и научных сотрудников вуза, 140 работников администрации вуза. Выявлялись особенности отношения респондентов к использованию проектного подхода. Результаты исследования и выводы. Технология проектного управления в развитии ФОПВ может вызывать значительный интерес со стороны преподавателей, при условии реализации ряда организационно-технологических мер, предложенных авторами. Все проекты должны быть взаимоувязаны между собой и образовывать «кольцо проектов», в то же время каждый проект должен быть ориентирован на решение какой-либо проблемы относительно конкретной диспозиции физкультурно-образовательного пространства вуза (ценности, потребности, уровень информированности и т.д.). Необходимо формирование системы обеспечения проектной деятельности, в которую входят: информационное обеспечение; формирование готовности к проектной деятельности; формирование навыков; система стимулирования. Должна быть создана система управления проектной деятельностью, которая будет базироваться на принципе взаимодействия административных структур и вузовской общественности через систему советов. Выявлены критерии оценки результативности проектной деятельности, применительно к различным группам: 1) студенческая молодежь; 2) преподаватели и научные сотрудники; 3) работники администрации вуза. При этом система оценки должна опираться на такие критерии, как уровень вовлеченности, масштаб, уровень удовлетворенности.

Ключевые слова: физкультурно-образовательное пространство вуза, технология проектного управления, мотивация, барьеры системы управления, системный подход.

Abstract

Objective of the study was to identify measures and specific solutions to increase the motivation of teachers to the technology of project management in the sports and educational space of the university, based on sociological research data. Methodology and organization of the study. The sociological survey "Diagnostics of the management system of the physical culture and educational space of universities"" covered seven universities in the Belgorod, Kursk and Lipetsk regions. The survey touched upon the main actors of the physical culture and educational space of the university and their in-depth interviewing using the focus group method. The study involved 300 teachers and researchers of the university, 140 employees of the university administration. The peculiarities of respondents' attitude to the use of the project approach were revealed. Results and conclusions. The technology of project management in the development of the physical culture and educational space of the university can arouse considerable interest on the part of teachers, subject to the implementation of a number of organizational and technological measures proposed by the authors. All projects should be interconnected and form a "ring of projects", at the same time, each project should be focused on solving a problem regarding the specific disposition of the sports and educational space of the university (values, needs, level of awareness, etc.). It is necessary to form a system for ensuring project activities, which includes: information support; formation of readiness for project activities; skills formation; incentive system. A project management system should be created, which will be based on the principle of interaction between administrative structures and the university community through a system of councils. The criteria for evaluating the effectiveness of project activities have been identified in relation to various groups: 1) student youth; 2) teachers and researchers; 3) employees of the university administration. At the same time, the evaluation system should be based on such criteria as the level of involvement, scale, level of satisfaction.

Keywords: sports and educational space of the university, project management technology, motivation, management system barriers, systemic approach.

Введение. Проектное управление представляет собой деятельность, направленную на реализацию специфических целей и решение конкретных задач, результаты которой выражаются в терминах времени, затрат, производительности или качества

результата. Это сложный процесс, возможности применения которого в отношении развития ФОПВ должны быть обоснованы как теоретическими положениями, так и эмпирическими данными [1]. К сожалению, в большинстве вузов страны практика

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

проектного подхода к управлению развитием физкультурно-образовательного пространства вуза является фрагментарной и характеризуется отсутствием необходимой системности и формализации процесса. Следовательно, признание технологии проектного управления затруднено наличием нечетких представлений о ее преимуществах как у работников администрации вуза, так и у преподавателей и научных сотрудников. Правомерно предположить, что в вузах, где практикуется применение проектных технологий, система управления физкультурно-образовательным пространством может оцениваться значительно выше, нежели в вузах, не использующих данную технологию. В качестве основных барьеров развития системы управления физкультурно-образовательным пространством вузов представляется возможным рассматривать: отсутствие системности и последовательности в процессах внедрения методов управления; недостаточную теоретическую подготовку управляющего персонала; недостаточный уровень формализации процессов проектного управления [2, 3].

Цель исследования - выявление мер и конкретных решений по повышению мотивации преподавателей к участию в проектном управлении физкультурно-образовательным пространством вуза.

Методика и организация исследования. В качестве отправной точки послужили данные, полученные в ходе социологического исследования «Диагностика системы управления физкультурно-образовательным пространством вузов» (20182021 гг.). Территория исследования: Белгородская, Курская и Липецкая область. Методы исследования: преподаватели и научные сотрудники вузов (п=300), работники администрации вуза (п=140); фокус-групповое интервьюирование: преподавателей и научных сотрудников вузов (п=12) и работников администрации вуза (п=12) [2].

Результаты исследования и их обсуждение. Как показало исследование, меньше половины опрошенных признают существующую систему управления физкультурно-образовательным пространством вуза одной из лучших (см. рисунок). Среди основных причин, которые препятствуют эффективному управлению физкультурно-образовательным пространством вуза, эксперты выделяют: несвоевременное развитие материальной базы, уровень заработной платы, отношение к физической культуре как к предмету, имеющему второстепенное значение, кадровому вопросу. Во-вторых, недостаточный уровень понимания специфики каждой отдельно взятой технологией управления и, как следствие, отсутствие единого мнения о методах и походах к управлению развитием физкультурно-образовательного пространства вуза среди преподавателей и научных сотрудников. Таким образом, существующая система управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза требует совершенствования [3].

В то же время исследование мотивации преподавателей, научных сотрудников и работников администрации вуза показало, что большинство из них готовы к участию в проектной деятель-

Удовлетворенность преподавателей, научных сотрудников вузов и работников администрации вуза применяемыми в настоящее время процедурами управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза

ности, связанной с развитием физкультурно-образовательного пространства, лишь при условии достаточного материального стимулирования. Среди возможных форм нематериального стимулирования акторы выделяют: поощрительные документы; дополнительный отдых; невмешательство в работу.

Среди наиболее актуальных и действенных мер повышения мотивации работников администрации вузов, а также преподавателей и научных сотрудников к применению проектного подхода к управлению развитием физкультурно-образовательного пространства вуза нами были выделены: 1) утверждение ценности проектной деятельности; 2) превращение системной работы над проектами в потребность и целевую установку; 3) повышение заинтересованности в участии в проектной работе.

Утверждение ценности проектной деятельности возможно посредством ряда мер:

• открытие проектного офиса, который будет обеспечивать сопровождение процесса управления проектами с применением фундаментальных принципов проектного менеджмента, ориентированного на достижение стратегических целей вуза;

• утверждение ценности проектной деятельности со стороны руководства. На совещаниях руководство может демонстрировать результаты проектной деятельности и рассказывать о возможностях принять участие в следующих проектах;

• анализ зарубежного опыта проектной деятельности по развитию физкультурно-образовательного пространства вуза. Следует акцентировать внимание работников на возможности заимствования передового опыта;

• непрерывное информационное сопровождение, которое будет демонстрировать, разъяснять и подчеркивать приоритетность сотрудников, принимающих участие в проектной деятельности вуза;

• вовлечение сотрудников в изучение теории проектной деятельности через предоставление возможности участвовать в конференциях, форумах, семинарах, а также в написании научно-исследовательских работ.

Превращение системной работы над проектами в потребность и целевую установку предполагает следующие меры:

• внедрение эффективной системы материального поощрения сотрудников, участвующих в проектной деятельности. Участники проектной команды должны заведомо знать об объеме материального вознаграждения за проделанную работу. Данная денежная выплата должна соответствовать представлениям акторов физкультурно-образовательного пространства вуза и удовлетворять их. Также участникам проектной деятельности можно предоставить льготные условия по использованию базы физкультурно-образовательного пространства вуза (использование тренажерных залов, бассейна и пр.);

• развитие практики нематериального поощрения сотрудников, участвующих в проектной деятельности. Участники проектной деятельности должны быть замечены руководством вуза и отмечены почетными грамотами и благодарностями, которые в свою очередь будут влиять на рейтинг работников администрации вуза или преподавателей внутри вуза.

Повышение заинтересованности в участии в проектной работе может осуществляться посредством следующих мер:

• организация совместной работы сотрудников для достижения общей цели. Предложить сотрудникам самостоятельно решать проблемы, используя при этом те инструменты и методы, которые они считают оптимальными;

• предоставление возможности акторам физкультурно-об-разовательного пространства предлагать нестандартные, креативные решения текущих задач.

Выводы. Решение проблем, выявленных в ходе социологической диагностики, должно осуществляться на основе про-

46

http://www.teoriya.ru

№3 • 2023 Март | МагсГ:

ектной деятельности. При этом проектную деятельность следует выстраивать в соответствии с рядом принципов и правил.

Во-первых, проектная деятельность должна укладываться в общую стратегию развития физкультурно-образовательного пространства вуза, и всего вуза в целом. Все проекты должны быть взаимоувязаны между собой и образовывать «кольцо проектов», в то же время каждый проект должен быть ориентирован на решение какой-либо проблемы относительно конкретной диспозиции физкультурно-образовательного пространства вуза (ценности, потребности, уровень информированности и т.д.).

Во-вторых, необходимо формирование системы обеспечения проектной деятельности, в которую входят: 1) информационное обеспечение; 2) формирование готовности к проектной деятельности; 3) формирование навыков; 4) система стимулирования.

В-третьих, должна быть создана система управления проектной деятельностью, которая будет базироваться на принципе взаимодействия административных структур и вузовской общественности через систему советов.

В-четвертых, следует разработать систему критериев оценки результативности проектной деятельности, применительно к различным группам: 1) студенческая молодежь; 2) преподаватели и научные сотрудники; 3) работники администрации вуза. При этом система оценки должна опираться на такие критерии, как уровень вовлеченности, масштаб, уровень удовлетворенности и пр.

Литература

1. Бабинцев В.П. Роль проектного управления в развитии физ-культурно-образовательного пространства вуза / В.П. Бабинцев, С.В. Гончарук, А.П. Пересыпкин, Я.А. Гончарук // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 3. - С. 59-60.

2. Гончарук С.В. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в вузе на основе проектного подхода / С.В. Гончарук, Я.А. Гончарук, Т.А. Миронова, Л.В. Жилина // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 5. - С. 66-68.

3. Гончарук Я.А. Теоретически-методологические основы проектного управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза / Я.А. Гончарук // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 10. - С. 36-39.

References

1. Babintsev V.P., Goncharuk S.V., Peresypkin A.P., Goncharuk Ya.A. Rol proyektnogo upravleniya v razvitii fizkulturno-obrazovatelnogo prostranstva vuza [The role of project management in the development of the physical education space of the university]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 3. pp. 59-60.

2. Goncharuk S.V., Goncharuk Ya.A., Mironova T.A., Zhilina L.V. Up-ravleniye fizkulturno-ozdorovitelnoy deyatelnostyu v vuze na osnove proyektnogo podkhoda [Management of physical culture and health-improving activities at the university based on the project approach]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 5. pp. 66-68.

3. Goncharuk Ya.A. Teoreticheski-metodologicheskiye osnovy proyekt-nogo upravleniya razvitiyem fizkulturno-obrazovatelnogo prostranstva vuza [Theoretical and methodological foundations of project management of the development of the physical culture and educational space of the university]. Gumanitarnyye, sotsialno-ekonomicheskiye i ob-shchestvennyye nauki. 2018. No. 10. pp. 36-39.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ

Кандидат педагогических наук, профессор А.А. Хвастунов1

Кандидат биологических наук Н.В. Воробьева1 Доктор биологических наук, профессор И.Н. Медведев2 Е.В. Кичигина3

1Юго-Западный государственный университет, Курск

2Российский государственный социальный университет, Москва

3Курская академия государственной и муниципальной службы,

Курск

УДМ^С 796/799

Ключевые слова: бокс, физические тренировки, юношеский возраст, мышечная активность, физическое развитие.

Введение. Увеличение мышечной активности в результате занятий спортом в любом возрасте укрепляет организм и сдерживает развитие любых дисфункций [1]. Достигаемый эффект связан с возможностью стимуляции опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Весьма привлекательным для молодых людей вариантом физических тренировок считается бокс, многие аспекты влияния которого на соматический статус еще требуют уточнения.

Цель исследования - выявить изменения общего физического статуса юношей, приступивших к занятиям боксом.

Методика и организация исследования. Обследование выполнено на 35 полностью здоровых юношах (17-21 год). Они были разделены на две сравнимые группы. Первая группа стала группой исследования (17 юношей). Она начала тренировки в секции бокса три раза в неделю не менее чем по 90 мин, продолжая посещать университетские занятия по физической культуре. Контрольная группа (18 человек) включала в себя лиц юношеского возраста, сохранивших исходно низкую физическую активность. У всех обследованных регистрировали результаты традиционных функциональных проб, позволяющих выяснить общий уровень их физических возможностей. Статистическая обработка полученных в работе результатов осуществлялась в ходе расчета значения критерия Стьюдента (Ц.

FUNCTIONAL CAPABILITIES OF YOUNG BOXERS

PhD, Professor A.A. Khvastunov1 PhD N.V. Vorobyeva1

Dr. Biol., Professor I.N. Medvedev2 E.V. Kichigina3

'Southwest State University, Kursk 2Russian State Social University, Moscow 3Kursk Academy of State and Municipal Service, Kursk

Поступила в редакцию 11.10.2022 г.

Результаты исследования, их обсуждение и выводы.

При первом обследовании у лиц обеих групп имелся сниженный уровень физического развития. Спустя полгода тренировок в секции бокса у юношей, составивших группу исследования, увеличились скоростно-силовые параметры: снизилось на 32,1% время бега на дистанцию длиной в 60 м, сократилось на 27,3% время бега на дистанцию длиной в 30 м, удлинился на 42,1% прыжок в длину, увеличилось на 57,9% количество подъемов туловища из лежачего положения в течение одной минуты, возросло на 63,1% количество возможных подтягиваний. Это сопровождалось ростом координационных способностей -увеличилось на 82,5% число прыжков, выполняемых при помощи скакалки, снизилось на 32,8% время участия в челночном беге; повысилась их выносливость - дистанция, пробегаемая за 6 мин, стала больше на 31,7%. У лиц группы контроля изменений регистрируемых показателей найти не удалось.

Вывод. Вследствие шестимесячных занятий боксом у юношей повысились физические возможности, возросли имеющиеся резервы организма, повысилась четкость совершаемых движений и улучшилась координация совершаемых движений. Литература

1. Завалишина С.Ю. Функциональные особенности эритроцитов у здоровых молодых людей, не тренирующихся физически / С.Ю. Завалишина, Т.С. Фадеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2011. - № 2. - С. 55-62.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.