Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА'

РОЛЬ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ДИСПОЗИЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПАРТНЕРСТВО / ПЕРТИНЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабинцев В. П., Гончарук С. В., Пересыпкин А. П., Гончарук Я. А.

Цель исследования - обоснование ключевой роли технологии проектного управления в развитии физкультурно-образовательного пространства вуза. Методика и организация исследования. Социологическое изучение охватило семь вузов Белгородской, Курской и Липецкой областей. Оно включало анкетный опрос основных акторов физкультурно-образовательного пространства вуза (далее - ФОПВ) и их глубинное интервьюирование методом фокус-групп. В исследовании приняли участие 1000 студентов, 300 преподавателей и научных сотрудников вуза, 140 работников администрации вуза. Цель эмпирического социологического исследования заключалась в выявлении особенностей диспозиций респондентов в отношении системы управления ФОПВ и, в частности, перспектив использования проектного подхода. Результаты исследования и их обсуждение. Делается вывод о том, что технология проектного управления в развитии ФОПВ может быть достаточно эффективной, при условии реализации ряда организационно-технологических действий, предложенных авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабинцев В. П., Гончарук С. В., Пересыпкин А. П., Гончарук Я. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT IN ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION SYSTEM: BENEFITS ANALYSIS

Objective of the study was to analyze benefits of a project management technology for the modern academic physical education system. Methods and structure of the study. We run, for the purposes of the study, the academic physical education system Management Survey in the Belgorod, Kursk and Lipetsk Oblasts using a questionnaire survey of the academic physical education system communities and focus group interviews. We sampled students (n=1000), faculties and researchers (n=300), and university management (n=140). The survey was designed to find attitudes of the academic physical education system communities to the academic physical education system management system and potential benefits of the modern project activity for the latter. Results and conclusion. We found the project management technology being potentially beneficial for the academic physical education system, conditional on the sound institutional and technological provisions analyzed herein.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА»

роль ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

УДК/UDC 37.013

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 25.01.2022 г.

Доктор философских наук, профессор В.П. Бабинцев1

Кандидат социологических наук, доцент С.В. Гончарук1

Кандидат педагогических наук, доцент А.П. Пересыпкин1

Аспирант Я.А. Гончарук1

белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

PROJECT MANAGEMENT iN ACADEMIC PHYSiCAL EDUOATiON SYSTEM: BENEFiTS ANALYSIS

Dr. Sc. Phil., Professor V.P. Babintsev1 PhD, Associate Professor S.V. Goncharuk1 PhD, Associate Professor A.P. Peresypkin1 Postgraduate Y.A. Goncharuk1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация Abstract

Цель исследования - обоснование ключевой роли технологии проектного управления в развитии физкультурно-образовательного пространства вуза. Методика и организация исследования. Социологическое изучение охватило семь вузов Белгородской, Курской и Липецкой областей. Оно включало анкетный опрос основных акторов физкультурно-образовательного пространства вуза (далее - ФОПВ) и их глубинное интервьюирование методом фокус-групп. В исследовании приняли участие 1000 студентов, 300 преподавателей и научных сотрудников вуза, 140 работников администрации вуза. Цель эмпирического социологического исследования заключалась в выявлении особенностей диспозиций респондентов в отношении системы управления ФОПВ и, в частности, перспектив использования проектного подхода.

Результаты исследования и их обсуждение. Делается вывод о том, что технология проектного управления в развитии ФОПВ может быть достаточно эффективной, при условии реализации ряда организационно-технологических действий, предложенных авторами.

Ключевые слова: физкультурно-образовательное пространство вуза, технология проектного управления, диспозиции, стратегическая ориентированность, системный подход, партнерство, пертинентность.

Objective of the study was to analyze benefits of a project management technology for the modern academic physical education system. Methods and structure of the study. We run, for the purposes of the study, the academic physical education system Management Survey in the Belgorod, Kursk and Lipetsk Oblasts using a questionnaire survey of the academic physical education system communities and focus group interviews. We sampled students (n=1000), faculties and researchers (n=300), and university management (n=140). The survey was designed to find attitudes of the academic physical education system communities to the academic physical education system management system and potential benefits of the modern project activity for the latter.

Results and conclusion. We found the project management technology being potentially beneficial for the academic physical education system, conditional on the sound institutional and technological provisions analyzed herein.

Keywords: academic physical education system, project management technology, dispositions, strategies, system (project) approach, partnership, pertinency.

Введение. Проектное управление представляет собой деятельность, направленную на реализацию специфических целей и решение конкретных задач, результаты которой выражаются в терминах времени, затрат, производительности или качества результата. Это сложный процесс, возможности применения которого в отношении развития физкуль-турно-образовательного пространства вуза (ФОПВ) должны быть обоснованы как теоретическими положениями, так и эмпирическими данными. Изменение параметров управления ФОПВ, прежде всего, связано с изменением диспозиций его акторов и, соответственно, их групповых норм поведения. Это исключительно сложная социально-технологическая задача в силу ряда причин: во-первых, не все переменные ФОПВ поддаются управленческому воздействию на уровне вуза; во-вторых, имеют место ценностно-нормативные барьеры группового сознания; в-третьих, применение социальных технологий имеет свои ограничения.

Однако в рамках различных социально-технологических подходов формируются определенные возможности для ее

решения. Часть из них связана с проектным управлением, которое открывает ряд возможностей для решения проблем функционирования ФОПВ, представляющего собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых институций, обеспечивающих здоровьесбережение и физическое развитие участников образовательного процесса посредством физкультурного образования и воспитания, но в то же время содержит ряд ограничений [1].

Цель исследования - выявление специфики применения технологии проектного управления в процессе развития физкультурно-образовательного пространства вуза.

Методика и организация исследования. В качестве отправной точки послужили данные, полученные в ходе социологического исследования «Диагностика системы управления физкультурно-образовательным пространством вузов» (2018-2021 гг.). Территория исследования: Белгородская, Курская и Липецкая области. Методы исследования: 1) анкетный опрос акторов ФОПВ: студенческая молодежь (п=1000), преподаватели и научные со-

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

трудники вузов (п=300), работники администрации вуза (п=140); 2) фокус-групповое интервьюирование: преподавателей и научных сотрудников вузов (п=12) и работников администрации вуза (п=12).

Результаты исследования и их обсуждение. Диагностика показала, что преподаватели и научные сотрудники в обследованных вузах в целом удовлетворены существующей организационной структурой управления развитием ФОПВ, оценивая ее в 7,6 балла из 10 возможных. Но применяемые в настоящее время процедуры управления развитием ФОПВ полностью устраивают лишь 22,3 % преподавателей и научных сотрудников. Значительная часть опрошенных (43,3 %) удовлетворена ими лишь частично; 10,7 % полностью не удовлетворены [2].

Таким образом, большинство участников ФОПВ видят более или менее отчетливо несовершенство применяемых в процессе управления организационных механизмов и связывают с ним наличие ряда проблем, имеющих свою специфику в зависимости от статуса субъекта. В частности, для студентов это: ограниченность выбора видов спорта; недостаточное количество соревнований по различным видам спорта; удаленность спортивных сооружений вуза от учебного корпуса или общежития. Следовательно, в сознании акторов ФОПВ присутствует, хотя бы и пассивно выраженный, запрос на обновление управленческих методов. Его можно было бы осуществить в том числе и за счет использования проектной технологии.

Ее преимущества в данном случае довольно очевидны. Они связаны с тем, что проектный подход обладает набором таких характеристиках, как: а) практическая ориентированность; б) создание условий, позволяющих связать в ходе реализации проектов образование и профессиональную деятельность; в) персонификация физкультурно-образова-тельных процессов; г) возможность объединения в процессе работы проектных команд представителей различных институций.

Но в настоящее время респонденты характеризуются низкой информированностью о возможностях применения проектного подхода к управлению, а также отсутствием четкого понимания его сущности и специфики применительно к вузу. Лишь 52,3 % преподавателей и научных сотрудников обладают какой-либо информацией о практике проектного подхода к управлению развитием ФОПВ [3]. При этом эффективность проектного подхода к управлению развитием ФОПВ работники администрации вуза оценивают лишь в 6,6 балла из 10 возможных, что довольно странно в ситуации низкого уровня информированности.

Несмотря на скепсис участников ФОПВ, целесообразность перехода к проектному управлению представляется весьма обоснованной. Потенциал данной технологии определяется, кроме всего прочего, и тем, что она позволяет включить в процесс управления ранее пассивных участников. В ходе применения проектного подхода все акторы ФОПВ могут преобразовать свои диспозиции за счет активного включения в процесс участия в разработке и реализации проекта. Однако одним из недостатков применения проектного подхода является недостаточный учет стратегической перспективы, поскольку каждый проект локализован во времени.

Для того, чтобы проектная деятельность была эффективной, ее необходимо выстраивать в соответствии с принципами стратегической ориентированности, системного подхода, партнерства и пертинентности.

В соответствии с принципом стратегической ориентированности управление ФОПВ следует осуществлять с учетом

его нелинейной социальной динамики, принимая в расчет научно обоснованные прогнозы его развития, равно как и прогнозы развития вуза в целом.

Принцип системного подхода предполагает взаимосвязанность решений и комплексное обеспечение проектной деятельности [4]. Проектная деятельность должна укладываться в общую стратегию развития ФОПВ и вуза в целом. Все проекты следует связать в своеобразное «кольцо проектов», в котором каждый из них нацелен на решение какой-либо конкретной проблемы, выявленной в ходе анализа диспозиций участников ФОПВ.

Принцип партнерства требует взаимодействия административных структур и вузовской общественности. Партнерство необходимо для оптимизации управленческих решений, расширения ресурсной базы и повышения компетентности проектной команды, что в конечном итоге направлено на успешное достижение цели проекта. Основной организационной формой внутреннего партнерства в проектном управлении развитием ФОПВ является общественный совет, выступающий фундаментальной площадкой для инициации проектов.

Принцип пертинентности предполагает разработку системы критериев оценки результативности проектной деятельности. Он исключает формальное отношение к оценке проектной деятельности и направлен на придание максимальной объективности и достоверности анализу полученных результатов.

Выводы. Проектное управление в развитии ФОПВ вуза целесообразно осуществлять посредством реализации ряда организационно-технологических действий: разработку стратегии развития ФОПВ; формирование готовности и способности акторов к проектированию; создание структуры управления развитием ФОПВ, обеспечивающей координацию действий ее участников; обоснование и внедрение критериев оценки результативности проектной деятельности по развитию ФОПВ.

Литература

1. Гончарук Я.А., Комарова И.Г., Гончарук С.В. Концептуализация понятия здоровье в рамках современного физкультурно-образо-вательного пространства вуза // Вестник МИРБИС: Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт). 2021. № 2 (26). С. 192-200.

2. Гончарук Я.А. К вопросу обоснования физкультурно-образо-вательного пространства высшей школы // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. 2019. № 1. С. 32- 36.

3. Управление развитием физкультурно-образовательного пространства вуза на основе проектного подхода / О.Н. Полухин, В.П. Бабинцев, С.В. Гончарук и др. // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 7. С. 66-68.

4. Искрин Н.С., Чичканова Т.А. Менеджмент в образовании: системный подход // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 7-21.

References

1. Goncharuk Ya.A., Komarova I.G., Goncharuk S.V. Kontseptualizatsiya ponyatiya zdorovye v ramkakh sovremennogo fizkulturno-obrazo-vatelnogo prostranstva vuza [Conceptualization of health concept within modern academic sports educational space]. Vestnik MIRBIS: Moskovskaya mezhdunarodnaya vysshaya shkola biznesa MIRBIS (Institut). 2021. No. 2 (26). pp. 192-200.

2. Goncharuk Y.A. K voprosu obosnovaniya fizkulturno-obrazovatelnogo prostranstva vysshey shkoli [Substantiation of academic physical education space]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. Sotsi-ologiya. Politologiya. 2019. No. 1. pp. 32-36.

3. Polukhin O.N., Babintsev V.P., Goncharuk S.V. et al. Upravle-nie razvitiem fizkulturno-obrazovatelnogo prostranstva vuza na osnove proektnogo podhoda [Project-based approach to management of development of academic educational and physical and sports environment]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 7. pp. 66-68.

4. Iskrin N.S., Chichkanova T.A. Menedzhment v obrazovanii: sistemny podkhod [Management in education: system approach]. Obrazovanie i nauka. 2015. No. 1 (120). pp. 7-21.

60

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.