СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриади И.А. Основы педагогического мастерства. -М., 1999.
2. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М., 2000.
3. Роботова А. С. Введение в педагогическую деятельность. - М, 2002.
4. Смирнов В.И. Общая педагогика. - М.. 1999.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2000.
З.А. Киреева
Курганский государственный университет, г. Курган, Россия
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация: Важным аспектом эффективной работы предприятия является грамотная система управления персоналом. Существующие подходы к мотивации работников достаточно многообразны и позволяют подобрать наиболее благоприятный способ повышения работоспособности сотрудников. В данной статье приводится обзор мотивационных стратегий, которые могут успешно применяться на разных уровнях управления.
Ключевые слова: управление персоналом, побуждение, методы мотивации персонала.
Z.A. Kireeva
Kurgan State University, Kurgan, Russia
MOTIVATION OF THE PERSONNEL IN THE MODERN CONDITIONS
Abstract: The smart human resource management system is considered to be a key factor of efficient functioning of an organization. The existing approaches to employee motivation are diverse enough and allow choosing a more efficient way of increasing employee performance capacity. This article provides a review of motivational strategies, which can be successfully applied at different levels of management.
Keywords: HR-management, drive, HR-motivation techniques.
Существует большое количество мотивационных тенденций, из которых и складывается понятие мотивации и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. К сожалению, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Однако все дефиниции мотивации сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны, побуждение, навязанное извне, а с другой - самопобуждение.
Наиболее широко раскрывает понятие мотивации следующее определение Э.А. Уткина, который под мотивацией понимает состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации [5].
Поведение человека, как правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню воздействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий и характеризуется определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов [4].
Создание и поддержание мотивации является достаточно сложным делом, так как действующие мотивы трансформируются в зависимости от особенностей человека, поставленных задач и времени.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством актуализации у него определенных мотивов.
В менеджменте большое значение уделяется способам мотивации персонала, причем на разных уровнях и с различными целями (повышение эффективности труда, «удержание» ценного работника и т.п.).
Исследования показали, что сотрудники не работают обычно в полную силу и экономят часть своей энергии, а выкладываются лишь тогда, когда уверены, что их дополнительные усилия будут должным образом оценены и вознаграждены. Задача менеджера заключается в обеспечении для работников возможности удовлетворения всего спектра их потребностей в процессе работы в обмен на их энергию и трудовую отдачу.
Методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Все методы можно сгруппировать в четыре вида:
1. Экономические мотивы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
3. Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.
4. Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия) [3].
Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все группы методов [2].
Однако необходимо помнить, что нет и не может быть обезличенного механизма мотивации, работающего как часы для персонала любой компании. ИР-менед-жеру необходимо сформировать ту методику мотивации персонала, которая более всего подходит именно его компании на данном этапе развития.
22
вестник кгу, 2010. №2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юрист, 1998.
2. Виханский О. С. Стратегическое управление. - М.: Гарда-рики, 2000.
3. Добролюбов Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала// Банковские технологии.- 2002.- № 3. - С. 41-44.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2000.
5. Удальцова М.В. Теории мотивации: Учебное пособие. -Новосибирск: НГАЭиУ, 2005.
Ю.А. Малюшина
Курганский государственный университет, г. Курган, Россия
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ КРИМИНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация: В данной статье рассматривается понятие структуры криминальной мотивации. С целью определения и построения структуры криминальной мотивации несовершеннолетних было проведено эмпирическое исследование, сделан факторный анализ, который подтвердил гипотетическую структуру.
Ключевые слова: криминальная мотивация, криминальное поведение, структура, факторный анализ, несовершеннолетние правонарушители.
Y.A. Malyushina
Kurgan State University, Kurgan, Russia
PECULIARITIES OF THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF JUVINILE DELINQUENT MOTIVATION
Abstract: The article considers the concept of criminal motivation structure, in order to define and to develop the structure of juvenile delinquent motivation the empirical research has been undertaken. The component analysis, which has verified the hypothetical structure, is conducted. For revealing the component structure of juvenile delinquent motivation.
Keywords: criminal motivation, criminal behavior, structure, component analysis, juvenile delinquents.
Несмотря на многочисленность исследований криминальной мотивации несовершеннолетних, в существующих психологических, юридических исследованиях основные понятия, описывающие мотивационно-потребно-стную сферу (потребность, мотив, мотивация), трактуются достаточно широко, недостаточно обосновано само понятие криминальная мотивация. Многие исследователи рассматривали криминальную мотивацию в отдельных ее аспектах и проявлениях (эмоции, иерархия мотивов, криминальное поведение, сознание и т.д.).
На наш взгляд, необходимо рассматривать структуру криминальной мотивации несовершеннолетних. Понятие «структура мотивации» в отечественной психологии применяется, когда речь идет о доминировании, иерархии мотивов, выделении основных групп и подгрупп мотивов. Мотивационную структуру описывали ряд авторов (В.А. Бодров, Л.И. Божович, В.Г. Леонтьев, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ). Динамика элементов мотивационной структуры рассматривается в трудах Л.И. Божович, А.К. Марковой в плане смены доминирующих мотивов по
содержанию и их иерархизации. В.Н. Кудрявцев рассматривал криминальную мотивацию как процесс формирования мотива преступления, его развития и оформления, а затем и реализации в фактических преступных действиях [1].
Конфигурация и характер связей внутри системы являются ее структурой, которая остается неизменной при определенных изменениях системы. Структура - это часть системы. Психические явления рассматриваются как системы, не сводимые к сумме своих элементов, обладающие структурой, а свойства элементов определяются их местом в структуре. Структурность, то есть строение, внутренне присущее объекту (состав элементов), сохраняется во многих его модификациях при свойственном объекту функционировании.
Криминальная мотивация - это обусловленная процессом отражения, активная и интеллектуальная деятельность асоциально ориентированной личности с дефектами правосознания и собственной системы ценности.
По Л.И. Божович [14], структура мотивации характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, динамикой опосредствованных потребностей и их иерар-хизацией. Иерархическая структура мотивации в наиболее развитой ее форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей - представлений, понятий, идей, ставших доминирующими мотивами.
Б.С. Братусь [16] называет соподчиненные и динамические системы, образуемые личностными смыслами и функционально связанные с мотивами, смысловыми образованиями. Смысловые образования являются основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, к другим людям, к самому себе. Это «целостная динамическая система, отражающая взаимоотношения внутри пучка мотивов, реализующих то или иное смысловое отношение».
По словам С.Л. Рубинштейна, «соотношение внутренних условий с внешними (соотношение потребности с ее объектом)» образует мотивацию человека.
«Через<...> мотивацию человек вплетен в контекст действительности. Значение предметов и явлений и их "смысл" для человека есть то, что детерминирует поведение» [2].
Д.Н. Узнадзе (1969) понимал мотив как сложное психическое образование, возникающее в результате многоэтапного процесса мотивации. Так как мотивация является совокупностью мотивов, В. А. Терентьев (1970) подходит к ее раскрытию с традиционных общепсихологических позиций, постулирующих трехкомпонентность психического явления, то есть наличие интеллектуального, волевого и эмоционального компонентов.
Теоретический анализ развития криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей показывает, что существуют различные концептуальные подходы изучения криминальной мотивации. Рассматривая развитие криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей, нельзя не отметить той регулирующей, динамической роли, которую играют в мотивацион-ных процессах эмоции человека, некоторые его эмоциональные состояния, теснейшим образом связанные с появлением той или иной потребности, с возможностью ее удовлетворения в конкретной жизненной ситуации. Причем связь потребностей и эмоциональных процессов в генезисе преступного поведения бывает настолько сильной, что юристы и психологи отмечают следующее: эмоциональные состояния и чувства выполняют мотиво-образующую функцию. С целью определения и пост-
серия «естественные науки», выпуск 3
23