технологии, музыки, истории, изобразительного искусства, литературы. Такой подход позволяет разумно организовать развитие гражданско-патриотического воспитания современной молодежи. Повышается интерес к учебе, воспитывается любовь к тому, что называют «малой родиной», расширяется представление о ее истории.
В рамках деятельности детских общественных организаций школьники знакомятся с социально-экономическим положением Московской области, традиционными праздниками и обрядами, видами декоративно-прикладного искусства, семейными традициями. Темы Родины, родной природы, родного дома, родного города, истории своего народа обязательно приведут детей к переживанию, пониманию добра и зла, любви, сострадания.
Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе культурно-исторических традиций в рамках деятельности
детских общественных организаций является формирование и развитие у школьников социальной активности. Она проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, традиционных национальных праздниках и разнообразных творческих конкурсах («Спортивный настрой», «Подарок воину-победителю» — в рамках празднования Дня победы, весенняя акция «Поздравь своего учителя» и др.). У подростков отмечаются чувства солидарности и дружбы, верность своему народу и уважение традиций и культуры других национальностей.
Литература
1. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно-исторических традиций: Автореф. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003.
2. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1952. С. 182.
МОТИВАЦИЯ И ГУМАНИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Е.Г. ВИШНЯКОВА, Н.В. ЗЕНИНА
Аннотация. Гуманизация и мотивация обучения предполагает изменения его содержания и организационных форм, которые направлены на повышение удовлетворенности учебной деятельностью, смягчающее противоречия между ожиданиями и реальностью.
Ключевые слова: мотивация, гуманизация, естественнонаучная подготовка, учебная деятельность, технический вуз.
MOTIVATION AND HUMANISATION OF NATURAL-SCIENCE PREPARATION OF STUDENTS IN TECHNICAL COLLEGE
E.G. VISHNYKOVA, N. V. ZENINA
The summary. Humanisation and motivation of training, according to authors of article, predpolagaet changes of its maintenance and the organizational forms, which napravle th satisfactions on the increase by educational activity softening about tivorechija between expectations and a reality.
Key words: motivation, humanisation, natural-science preparation, educational activity, technical college.
Естественнонаучные концепции описания природы бывают абстрактными и трудными для восприятия на уровне обыденного понимания, хотя и в нем можно найти их отражение. Если их принять, они будут выражать существенную связь между человеком и природой. Естественные науки гуманны и человечны, поскольку являются высокоразвитой формой поиска места человека в мире. Еще одна проблема — отчуждение субъектов обучения от качества
его результатов, их невостребованность последующими этапами общей и профессиональной подготовки. Междисциплинарная интеграция, рассматриваемая не только как согласование научного содержания учебных дисциплин, но и как учет конечных целей обучения в вузе, т.е. умение использовать методологию, основные положения и аппарат учебных дисциплин для решения познавательных, учебных и профессиональных задач, позволит реализовать многие
функции учебных дисциплин, преобразовать их в методологическое, теоретическое и технологическое средство построения целостных моделей явлений1. Пока можно согласиться с утверждением о неподготовленности выпускающих кафедр к использованию багажа базовых, в том числе естественнонаучных, дисциплин.
Мощным мотиватором учебной деятельности признается контекстность обучения. Однако профессиональная мотивация ослабляется в процессе учения. Дальние профессиональные ожидания часто оказываются рассогласованными с ближайшей реальностью.
Учебные мотивы формирует система отношений к разным сторонам учебного процесса. Эти отношения предпочтительнее строить на познавательном интересе, который побуждается проблемным обучением. Отношение к отдельным учебным дисциплинам определяется оценкой их важности не только для профессиональной подготовки, но и для самого учебного процесса вуза. На него влияют удовлетворенность качеством преподавания и трудность усвоения дисциплины. Отношение к оценке результатов обучения во многом зависит от внешних, в том числе утилитарных, факторов — желание пересдавать экзамен часто возникает тогда, когда оценка определяет стипендию.
Познавательная потребность ненасыщаема, но стремление к ее насыщению ограничено извне, как правило, ресурсом времени, отводимым на дисциплину, а также временем, которое может позволить себе потратить на нее каждый обучаемый. Не выходящая за эти пределы актуализация внутренних мотивов, таких как интерес к предмету, удовлетворенность от процесса и успешности учебной деятельности, возможна при специальной организации последней. Эффективным средством для этого оказалась технология обучения, основанная на модульно-тематическом мониторинге обученности с элементами дидактической игры. Она отличается индивидуальностью включения обучаемых в учебную деятельность, выбором доступной степени полноты ориентировочной основы действий по выполнению тестовых и других заданий, диктуется в значительной мере личностными особенностями обучаемых. О том, что возникает интерес если не ко всему предмету, то по крайней мере к данному тематическому модулю, свидетельсвуют результаты анкетирования студентов на предэкзаменационных консультациях. В открытой части анкеты, где предлагалось дать рекомендации по улучшению преподавания дисциплины, частыми были предложения о том, что желательно после тестирования проводить разбор заданий и ответов на них. Аналогичная рекомендация касалась задач на практических занятиях.
Степень удовлетворенности разными видами занятий характеризуют утвердительные ответы на вопросы закрытого типа «Помогают ли усвоению курса
физики»: проблемные лекции (92%), практические занятия (84), лабораторные работы (96), индивидуальные занятия (72), тематический тестовый контроль (56), индивидуальные курсовые задания (58), консультации (88%). К сожалению, учебные планы вузов в настоящее время не предусматривают проверку домашних заданий, а тем более их анализ. В процессе дидактической игры удается большую часть возникающих у студентов вопросов снять в отведенное время в результате коллективного обсуждения в малых группах, а ответить на оставшиеся — преподавателю.
Одностороннее понимание гуманизации обучения как повышение роли гуманитарных дисциплин в учебном процессе технического вуза не всегда способствует культурологическим, философским, психологическим, педагогическим, эстетическим и социальным аспектам технического образования. В учебные планы вузов входят рекомендованные в соответствии с требованиями ГОС философия, история, правоведение, политология, социология, культурология, психология, педагогика, экономика, физкультура и иностранные языки, на которые отводится почти четверть учебного времени. В качестве элективных предлагаются этика, политическая культура, психология общения и управления, национальная политика, история предпринимательства и мировых войн, культурные параллели России и Европы, философские проблемы хозяйствования, религиозная и духовная культура личности и др., выражающие не столько потребность и запросы обучаемых, сколько возможности и интересы гуманитарных кафедр. Инженеру не помешали бы курсы по теории и истории науки и техники, на примерах раскрывающие поиск и техническое творчество ученых и инженеров.
Мотивированность учения характеризует интерес обучающихся к получению знаний, приобретению умений и навыков, своему развитию. Она бывает глубоко личностная, внутренняя, связанная с потребностью в совершенствовании, реализации духовных целей, ценностей, идеалов, расширением кругозора и эрудиции, общей образованности. Релевантная мотивация имеет прямое отношение к приобретению знаний, иррелевантная основана на внешних факторах, поощрениях и наказаниях. Ситуационная мотивация связана с необходимостью продемонстрировать знания и умения.
По характеру отношений к потребностям различают две группы ценностей — конечные цели и промежуточные средства2. Непосредственные мотивы деятельности включены в сам ее процесс — таковы познавательные мотивы и мотивы развития личности. Опосредованные связаны с целями и ценностями, которые лежат вне самой деятельности, но в какой-то мере ей удовлетворяются; к ним относятся социальные и стимульные мотивы, мотивы достижения успеха.
Для учебной деятельности значимы непосредственные мотивы. Лидирующим признается мотив понимания того, что знания пригодятся для успеха в жизни. Этот самый рациональный мотив имеет отложенный результат действия. Далее по убыванию значимости следуют мотив получения знаний для роста материального благосостояния, стремление расширить эрудицию, желание хорошо делать свое дело, поднять свой культурный уровень3.
Повышение мотивации к изучению естественнонаучных дисциплин актуально и для вуза, и для школы. Этому способствует внедрение факультативных, элективных и специальных курсов, находящихся на стыке дисциплин и с другими дисциплинами. Эффективны горизонтальные межпредметные связи, удовлетворяющие своевременные потребности в необходимых знаниях. Более сложно осознать потребность в знаниях «про запас», с отложенным спросом.
Вертикальные связи не всегда осуществляются в деятельности, больше декларируются и риторически обосновываются. Они не могут обеспечить мотивацию изучения дисциплины на конкретном занятии. Именно на нем необходимо поддерживать интерес и активность обучаемых, основываясь на учебном материале дисциплины, видах деятельности по его усвоению. Упомянем лишь когнитивный диссонанс как такое психологическое состояние обучаемого, которое возникает при обнаружении противоречия или недостатка в знаниях при выполнении задания,
порождает переживание и побуждает к его устранению, для чего обучаемому должны быть предоставлены достаточные возможности. Не побуждают к устранению диссонанса слишком трудные задания, что требует создания индивидуального набора заданий, в котором должны присутствовать находящиеся в зоне ближайшего развития обучаемого.
Наконец, мощным ситуационным мотиватором оказывается выполнение заданий в режиме педагогического контроля, на основе которого может быть построена значительная часть занятия. Именно тогда возникает потребность в знаниях, способы удовлетворения которой обычно при контроле стараются пресекать, а здесь они становятся элементом обучения. Гуманистическая система текущего тематического контроля должна быть дополнена адекватными формами итогового или рубежного контроля потому, что обычный экзамен антигуманен по отношению к обучаемым, всегда сопровождается сильным стрессом, зачастую дезориентирует личность и не гарантирует ни объективности, ни достоверности оценки.
1 См.: Чебышев Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 19—26.
2 См.: Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. М.: Владес, 1995.
3 Там же.
ОТ ТАЛИОНА К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ПРИНЦИПА
Монография / А.А. Иванов. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. 223 с. — (Серия «Научные издания для юристов»).
Работа посвящена анализу закономерностей и особенностей генезиса и развития отношений в сфере правоохраны. В контексте исследования проблемы индивидуализации юридической ответственности и наказания рассматриваются многие социально-политические и экономические аспекты истории развития отечественного государства.
Значительное внимание уделяется особенностям формирования и проявления на том или ином из этапов развития отечественного государства и права политики противодействия преступности. В ходе ее исследования основное значение придавалось анализу тех объектов, которые в конкретный период защищались государством и тех имеющихся у него правовых средств, с помощью которых осуществлялась эта защита. Для преподавателей и студентов юридических вузов, научных и практических работников правоохранительной сферы.
к индивидуализации юридической ответственности