УДК 378
Салогуб Елена Викторовна Elena Salogub
Иванова Татьяна Викторовна Tatyana Ivanova
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
STUDENTS' MOTIVATION IN THE PROCESS OF TRAINING THE DISCIPLINE «CONCEPTION OF MODERN NATURAL SCIENCE»
Рассматриваются некоторые аспекты мотивации студентов в образовательном процессе при обучении дисциплине «Концепции современного образования», приведена классификация мотивов, дана структура мотивации. В статью включены результаты тестирования студентов ЗабГУ с использованием различных психологических методик
Ключевые слова: мотив, мотивация, методы стимулирования мотивации
Some methods of students' motivation while studying the discipline «Conception of Modern Natural Science» are reflected in the article. The article presents the classification of the motives, given the structure of motivation. The article includes the results of testing of students of the Zabaikalsky state university using a variety of psychological techniques
Key words: motive, motivation; methods of motivation stimulation
Дисциплина «Концепции современного естествознания» является основой естественнонаучного образования при подготовке квалифицированных кадров в Забайкальском государственном университете. Данный курс позволяет познакомиться с разнообразием окружающего мира — от элементарных частиц до Вселенной. Дисциплина представляет не просто совокупность избранных глав традиционных разделов физики, химии, биологии, астрономии, генетики, но является результатом междисциплинарного синтеза, что позволя-
То, что я понял, — прекрасно, Из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, — тоже прекрасно.
Сократ
ет сформировать целостное мировоззрение человека.
Основное внимание в преподавании концепций современного естествознания уделяется фундаментальным научным концепциям, которые отражают процессы в живой и неживой природе, а также — в человеческом обществе. Это концепции системного подхода в научном познании, эволюционного взгляда на явления, события, процессы и концепция самоорганизации открытых систем, которая раскрывает некоторые внутренние механизмы эволюции.
Так как данная дисциплина является сложной для восприятия студентов, несмотря на наличие интересных, актуальных разделов, например, космологии, генетики человека, симметрии, синергетики, то важным моментом в учебном процессе является мотивация студентов.
Цель нашей работы — проанализировать мотивации студентов при обучении дисциплине «Концепции современного естествознания», понять, каким образом можно управлять мотивационными процессами в обучении и какие условия следует создавать для развития внутренних мотивов обучающихся.
Если обратиться к периоду натурфилософии, то уже в работах Сократа мы можем встретить такие понятия, как «потребность», «влечение», «побуждение» [1]. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но и сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. Гераклит подробно рассматривал побудительные силы, влечения, потребности. По его мнению, потребности определяются условиями жизни [2]. Само же слово «мотивация» впервые употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» [3]. Считается, что результаты, которых достигает человек, лишь на 20...30 % зависят от его интеллекта, а на 70.80 % — от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.
Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к активному освоению содержания образования, к продуктивной познавательной деятельности. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся ( мотивация учения, внутренняя мотивация) [4]. На схеме представлена структура мотивации обучения.
Классифицируют мотивацию по-разному, например, по направленности и содержанию выделяют следующие виды:
1) социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества);
2) познавательные мотивы (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным);
3) профессионально-ценностные мотивы (без знаний не будет хорошей профессии);
4) эстетические мотивы (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои скрытые способности и таланты);
5) коммуникативные мотивы (возможность расширять свой круг общения благодаря повышению своего интеллектуального уровня и новым знакомствам);
6) статусно-позиционные мотивы (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своём вузе, группе и т.д.);
7) традиционно-исторические мотивы ( установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
8) утилитарно-практические мотивы (необходимость в получении свидетельства об образовании, которое позволяет получить заветное рабочее место);
9) учебно-познавательные мотивы (стремление усвоить отдельный интересующий предмет);
10) неосознанные мотивы ( основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу) [5].
Основными структурными элементами мотивации учебной деятельности студентов вуза являются познавательная мотивация и мотивация достижения успеха. Их стимулирование непосредственно способствует повышению эффективности учебной деятельности. Мотивационный когнитивный компонент (мотивация достижения) , базисные убеждения относительно собственного «я», окружающего мира, представления о будущем составляют основу адаптивного поведения [6].
Мотивация педагогического сотрудничества
Структура мотивации обучения
Как познавательные мотивы, так и мотивы достижения успеха можно объединить в две группы: внутренние и внешние. Внутренняя учебная мотивация включает внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие познавательные мотивы и релевантные профессиональные мотивы. Внешнюю учебную мотивацию составляют внешние мотивы поступления в педагогический вуз, узкие познавательные мотивы и иррелевантные профессиональные мотивы. При внутренней мотивации достижения успеха последний является реальным результатом собственных действий, их качественной оценкой; при внешней мотивации достижения успеха он отражает оценку достижений со стороны общества и ориентацию на него [7].
В ходе смены видов учебной деятельности от учебно-познавательной через учебно-исследовательскую к учебно-про-
фессиональной меняется предмет деятельности и ее мотивы. По мере развития учебной деятельности ее смысл становится «психологически решающим» и приобретает функцию побуждения, мотив становится личностным образованием, а не «преходящим, случайным внешним стимулом».
Познание выражается в стремлении к глубине профессиональных знаний, к объяснению нового, в любознательности, расширении жизненного опыта. Удовлетворенность познания выражается в связи личностных смыслов с познавательной деятельностью и в воплощении получаемых знаний в реальной практике.
Достижение характеризуется установкой на результативность и успех, уверенностью человека в себе, осознанием ценности любого дела, настойчивостью в достижении целей, самокритичностью и самостоятельностью. Удовлетворенность достижения
влечет осознание своей роли в достигнутом, обеспечивает реалистичное целеобразова-ние, надежду на успех, постоянное самоусовершенствование и улучшение результатов деятельности за счет познания и усиления работоспособности [7].
Нами проведено анкетирование студентов 1...2 курсов, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания». Вопросы были разделены на категории, касающиеся общих мотивов обучения и непосредственно изучаемых студентами разделов «КСЕ». Кроме того, проведено тестирование по методике О. П. Елисеева «Конструктивность мотивации» [8]. Студентам предлагалось оценить суждения в форме пословиц. Данная методика помогает выявить основные типы мотивации (мотивационные стратегии).
Получены следующие результаты по общим мотивам обучения, %:
1) получение знаний ради будущей профессии — 23;
2) получение диплома — 40;
3) общение с окружающими — 20;
4) неосознанное (надо учиться — вот и
учусь) - 17
По заинтересованности изучения, %:
1) интересная дисциплина — 31;
2) скучная дисциплина - 14;
3) сложная дисциплина — 35;
4) неосознанное (приходится учить) —
20.
По сложности разделов в дисциплине, %:
1) «история естествознания» — 5;
2) «наука и культура. Научное познание» — 10;
3) «пространство, время, движение» —
20;
4) «симметрия» — 15;
5) «естественно-научная картина мира» — 10;
6) «космология» — 5;
7) «генетика» — 4;
8) «эволюция органического мира» — 4;
9) «синергетика. Самоорганизация» —
24;
10) «человек в современном естествознании» — 3.
Эти результаты, прежде всего, говорят о том, что у многих студентов потерян интерес к получению знаний не по конкретным дисциплинам, а в целом. Кроме того, выявлены группы студентов с высоким и низким уровнем мотивации. Студенты с высоким уровнем мотивации направлены на учебно-профессиональную деятельность, на самопознание, самообразование, самосовершенствование. Студенты с низким уровнем мотивации учения индифферентны к процессу обучения, их усилия направлены на то, чтобы их не спрашивали на протяжении семестра, а познавательная активность проявляется только на уровне предупреждения претензий со стороны преподавателя.
Если же проанализировать данные по сложности усвоения материала по различным разделам дисциплины «Концепции современного естествознания», можно выявить две наиболее сложные темы: «Пространство, время, движение» и «Синергетика. Самоорганизация». Студенты с низким уровнем мотивации учения показывают самые низкие результаты и при промежуточном контроле знаний, и при итоговом, а также в Интернет-тестировании (ФЭПО).
Начиная работу, мы ставили задачу — стимулировать интерес к изучению дисциплины «КСЕ» у студентов с низким уровнем мотивации. Для этого нами были включены новые компоненты в содержание данной дисциплины, например, ранее не использовавшиеся нестандартные практические работы, легкие в выполнении, но интересные по содержанию («Функциональная асимметрия у человека», «Искажение восприятия действительности», «Проведение дактилоскопического анализа пальцев») . Кроме того, нами были скомпонованы компьютерные презентации, содержащие подробную информационную базу по наиболее сложно воспринимаемым разделам курса — «СТО», «ОТО», «Синергетика. Самоорганизация», подобраны фрагменты обучающих документальных фильмов по предметам «Космология», «Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия», «Химические системы. Энергетика химических процессов». Как показали результаты
проведенных исследований, студенты активнее посещают занятия, на которых демонстрируются фрагменты фильмов и проводятся практические работы с элементами лабораторных исследований. Также усилилась мотивация по выполнению различных творческих заданий, предлагаемых преподавателем — презентаций, докладов, эссе, тематических семинаров и т.д.
Следует заключить, что надо построить обучение таким образом, чтобы доказать
студенту нужность получаемых знаний. Преподаватель должен стать наставником и помощником и не использовать в своей работе тоталитарные методы обучения. Кроме того, в обучении должно присутствовать стимулирование на результат, а не на оценку. Именно мотивация — основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный, научный, творческий потенциал.
Литература
1. Лебедев С.П. Место учения о логическом определении в философии Сократа / / Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство СПб., 2001.
2. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы». СПб.: Питер, 2002. 512 с.
3. Лукьянов А.С. К вопросу о психологической сущности мотивации и мотива деятельности человека [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. № 1. Режим доступа: URL: http://ppip.idnk.ru.
4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божо-вич, Л.В. Благонадежной. М., 1972. 351 с.
5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 2003. 192 с.
6. Эрдынеева К.Г.Базовая философия субъекта как условие адаптации // Фундаментальные исследования. 2007. № 1. С. 74-77
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.
8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». 3-е изд., перераб. — СПб. [и др.]: Питер, 2010. 507 с.
Коротко об авторах_Briefly about the authors
Салогуб Е.В., канд. хим. наук, доцент кафедры химии, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ)
Служ. тел.: (302-2) 41-71-22
E. Salogub, candidate of chemical sciences, assistant professor of chemistry department, Zabaikalsky State University
Научные интересы: профессиональная подготовка студентов, психологическое тестирование студентов в вузе, инновационные методы обучения
Scientific interests: innovative methods of teaching; professional training of students; psychological testing in the in a higher school establishment
Иванова Т.В., ст. преподаватель кафедры химии, Забайкальский государственный университет (За-бГУ)
Служ. тел.: (302-2) 41-71-22
T. Ivanova, senior teacher of chemistry department
Научные интересы: профессиональная подготовка студентов, психологическое тестирование студентов в вузе, инновационные методы обучения
Scientific interests: innovative methods of teaching; professional training of students; psychological testing in the in a higher school establishment