УДК 159.9.07+378.12 Е. С. ТКАЧЕНКО
врио заместителя начальника ВЮИ ФСИН России по учебной работе, кандидат психологических наук, доцент, полковник внутренней службы
Владимир
ELENA S. TKACHENKO
Acting Deputy Head of the VLI of the FPS of Russia for educational work, Candidate of Psychology, Associate Professor, Colonel of the Internal Service
Vladimir
Мотивационный профиль преподавателей образовательных организаций высшего образования ФСИН России с различным сроком службы (на примере ВЮИ ФСИН России)
Motivational profile of teachers of the FPS of Russia educational institutions of higher education with different length of service (example of the VLI of the FPS of Russia)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом мотивации деятельности педагогов образовательной организации высшего образования. На основе проведенного исследования выделен и описан мотивационный профиль преподавателей высшей школы в зависимости от стажа работы в образовательной организации. После анализа полученных результатов сформулированы основные направления повышения мотивации педагогов в зависимости от стажа педагогической деятельности.
Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация педагога, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, мотивационный комплекс, мотивационный профиль.
Abstract. The article discusses issues related to the analysis of the motivation of teaching staff of an educational organization of higher education. Based on the study performed, a motivational profile of higher education teachers, depending on the length of service in the educational organization, was identified and described. After analyzing the results obtained, the main directions for increasing the motivation of teachers depending on the length of pedagogical activity are formulated.
Key words: motivation, professional motivation of a teacher, intrinsic motivation, extrinsic motivation, motivational complex, motivational profile.
Главным условием достижения эффективности любой профессиональной деятельности является мотивация сотрудников. Мотивационные
компоненты выполняют регулирующие функции по отношению к профессиональной деятельности, что проявляется в отношении сотрудника к своему делу,
в уровне его ответственности, заинтересованности, лояльности и преданности организации.
Педагогическая деятельность является сложноорганизованной системой, включающей в себя ряд деятельностей, каждая из которых согласно теории А. Н. Леонтьева имеет цель, мотивы, действия и результат. Следовательно, педагогическая деятельность является полифункциональной. Особенность ее состоит в том, что она направлена на создание условий для саморазвития и самообразования субъектов образовательного процесса [1].
Исходя из этого, личность педагога должна отличаться оригинальным проблемным педагогическим мышлением, открытостью к инновациям, творческой индивидуальностью. Проявление данных особенностей личности возможно лишь при условии сформированности внутренней мотивации, являющейся побудительной силой, обеспечивающей высокую эффективность профессиональной деятельности.
Проблемы мотивации профессиональной деятельности преподавателей образовательных организаций высшего образования рассматривали А. Б. Бакурадзе, М. С. Байнова, Н. Н. Богдан, О. Ю. Василенко, В. В. Дубицкий и другие. Данными авторами были выделены и описаны особенности мотивации преподавателей вузов, методы стимулирования и механизмы, влияющие на мотивацию педагогов. Анализ данных исследований позволяет говорить о том, что в основе эффективности педагогической деятельности лежит сочетание целого ряда факторов, включая мотивацию деятельности преподавателей, уровень профессионального самосознания, что и определяет результативность педагогического процесса и,
как следствие, качество подготовки специалистов [2].
В связи с этим на современном этапе развития и реформирования системы образования и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации значительную актуальность приобретает проблема изучения и формирования профессиональной мотивации у преподавателей образовательных организаций высшего образования ФСИН России.
С целью изучения структуры мотивации преподавателей было проведено исследование на базе федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - ВЮИ ФСИН России).
В исследовании приняли участие 28 сотрудников в возрасте от 24 до 48 лет, имеющие педагогический стаж работы от 1 года до 27 лет. Было сформировано 2 группы: 1 группа (14 человек) - с педагогическим стажем от 1 года до 5 лет; 2 группа (14 человек) - с педагогически стажем более 6 лет.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности», позволяющая определить уровень выраженности внутренней и внешней мотивации профессиональной деятельности сотрудников; опросник Дж. Барбуто и Р. Сколла «Опросник для определения источников мотивации», предназначенный для изучения соотношения источников мотивации как фундаментальных личностных образований.
Изучение соотношения внутренней и внешней мотивации у преподавате-
лей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет осуществлялось с помощью методики К. Замфир в модификации А. Реана. Анализ результатов позволяет сделать вывод об определенной несбалансированности мотивационного комплекса у преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет по отношению к педагогической деятельности. Наблюдается высокий показатель выраженности внешней положительной мотивации (4,17 балла при максимально возможном балле - 5). Но наряду с высоким уровнем сформированности положительной мотивации наблюдается выраженность внешней отрицательной мотивации (4,02 балла), которая лишь на 0,15 балла уступает внешней положительной мотивации и на 0,38 балла превышает уровень сформированности внутренней мотивации (3,64 балла). Таким образом, деятельность преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет определяется либо внешними стимулами, либо санкциями, что может отрицательно сказываться на уровне ответственности и самостоятельности сотрудников, а также способствует развитию у них стрессовых состояний. Интересен анализ соотношения внутренней и внешней мотивации у преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет. Только у 2 сотрудников данной группы, что составляет 14,28 %, преобладает внутренняя мотивации. У 6 преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет, что составляет 42,86 %, преобладает внешняя положительная мотивация. И также у 6 работников, что составляет 42,86 %, преобладает внешняя отрицательная мотивация.
Мотивационная сфера преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет представлена следующими моти-
вами (представлено в порядке убывания значимости):
- денежный заработок;
- потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других;
- стремление избежать возможных наказаний или неприятностей;
- стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег;
- удовлетворение от самого процесса и результата работы;
- стремление к продвижению по службе;
- возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.
Таким образом, компонентный состав мотивационной сферы преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет наглядно свидетельствует о выраженности внешней положительной мотивации и внешней отрицательной мотивации и их преобладании над внутренней мотивацией. Анализ уровня выраженности у преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет источников мотивации с помощью опросника Д. Барбуто и Р. Сколла показал следующие результаты. Следует отметить, что у преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет наблюдается достаточный уровень выраженности всех источников мотивации (средние значения составили от 3,18 до 4,31 баллов при максимально возможном балле - 5).
На первом месте по значимости среди источников мотивации находится инструментальная мотивация, выражающаяся в желании сотрудников получать внешние вознаграждения за выполняемую работу (плата, премии, льготы). На втором месте по значимости находится мотивация социального признания, то есть ориентация на членов трудово-
го коллектива, получение одобрения и признания с их стороны. Третье место занимает мотивация роста, которая опирается на потребности в достижениях, уважении и определяется через желание сотрудников опираться в своей профессиональной деятельности на собственные стандарты ценностей, личностных черт и компетентности. Четвертое место занимает процессуальная мотивация, которая выражается в желании сотрудников получать удовольствие от самого процесса деятельности и проявлении глубокой заинтересованности в деятельности. На пятом месте находится ценностная мотивация, проявляющаяся в стремлении сотрудников реализовывать собственные цели. Таким образом, можно сделать вывод о преобладании внешних отрицательных и внешних положительных мотивов в мотивационном профиле у преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет.
Изучение соотношения внутренней и внешней мотивации у преподавателей ВЮИ ФСИН России осуществлялось с помощью методики К. Замфир в модификации А. Реана. Были получены следующие результаты.
Мотивационный комплекс преподавателей с педагогическим стажем работы более 6 лет характеризуется общей положительной направленностью по отношению к педагогической деятельности. При этом наблюдается определенная негативная тенденция, связанная с уровнем сформированности внешней отрицательной мотивации (3,92 балла), которая лишь на 0,16 балла уступает внешней положительной мотивации (4,08 балла) и на 0,06 балла - внутренней мотивации (3,98 балла), а также с преобладанием внешней положительной мотивации над внутренней. Следовательно, зачастую
педагогическая деятельность преподавателей с педагогическим стажем более 6 лет определяется либо внешними стимулами, либо мотивами избегания неудач, критики со стороны руководства, что может проявляться в снижении инициативности и самостоятельности в работе, а также повышении уровня эмоциональной нестабильности. Анализ соотношения внутренней и внешней мотивации преподавателей с педагогически стажем более 6 лет позволяет сделать следующие выводы. Только у 3 преподавателей данной группы, что составляет 24,43 %, преобладает внутренняя мотивация. Данных сотрудников мотивирует непосредственно сам процесс педагогической деятельности, его содержание. Педагогическая деятельность воспринимается как привлекательная, дающая возможность профессионально и лич-ностно развиваться.
У 6 преподавателей с педагогическим стажем более 6 лет, что составляет 42,86 %, преобладает внешняя положительная мотивация. Эффективность педагогической деятельности данных сотрудников в первую очередь определяется внешней ситуацией, включающей в себя отношение руководителя и коллег, особенности оплаты труда, поощрения от руководства.
И наибольшую тревожность вызывает третья группа сотрудников в количестве 5 человек, что составляет 35,71 %, демонстрирующих преобладание внешней отрицательной мотивации. Это свидетельствует о стремлении данных педагогов выполнять только те задачи, в правильном решении которых они уверены на 100 %. Зачастую преобладание данной мотивации вызвано развитой системой норм и правил, что связано с жесткой правовой регуляцией деятельности, сис-
темой соподчинения, регламентацией взаимоотношений.
Результаты проведенного исследования наглядно свидетельствуют о преобладании у преподавателей с педагогическим стажем работы более 6 лет внешней положительной мотивации над внутренней при общей оптимальной структуре моти-вационного комплекса.
Мотивационная сфера преподавателей с педагогическим стажем работы более 6 лет представлена следующими мотивами (представлено в порядке убывания значимости):
- денежный заработок;
- удовлетворение от самого процесса и результата работы;
- стремление к продвижению по службе;
- стремление избежать возможных наказаний или неприятностей;
- потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других;
- возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности;
- стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег.
Также нам было интересно проанализировать уровень выраженности у преподавателей с педагогическим стажем работы более 6 лет источников мотивации. У них наблюдается высокая выраженность всех источников мотивации (средние значения составили от 3,14 до 4,27 баллов при максимально возможном балле - 5).
На первом месте по значимости среди источников мотивации находится инструментальная мотивация, выражающаяся в желании сотрудников получать внешние вознаграждения за выполняемую работу (плата, премии, льготы). На втором месте по значимости находится
мотивация социального признания, то есть ориентация на членов трудового коллектива, получение одобрения и признания с их стороны. Третье место занимает мотивация роста, которая опирается на потребности достижений и уважения и определяется через желание сотрудников ориентироваться в своей профессиональной деятельности на собственные стандарты ценностей, личностных черт и компетентности. Четвертое место занимает процессуальная мотивация, которая выражается в желании сотрудников получать удовольствие от самого процесса деятельности и проявлении глубокой заинтересованности в деятельности. На пятом месте находится ценностная мотивация, проявляющаяся в стремлении сотрудников реализовывать собственные цели.
Как видно из анализа полученных результатов, они сочетаются с результатами по методике К. Замфир в модификации А. Реана. Таким образом, можно сделать вывод об оптимальной структуре мотива-ционного профиля у преподавателей с педагогическим стажем работы более 6 лет с преобладанием внешней положительной мотивации, что должно учитываться при разработке системы управления мотивацией данных сотрудников.
Анализ компонентов мотивации деятельности преподавателей ВЮИ ФСИН России позволяет сделать следующие выводы. У преподавателей с педагогическим стажем более 6 лет мотивационный комплекс характеризуется большей сбалансированностью, преобладает внешняя положительная мотивация при выраженной внутренней мотивации. У преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет в мотивационном комплексе ведущей также является внешняя положительная мотивация при ярко выраженной внешней отрицательной моти-
вации. Таким образом, преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 летне мотивирует собственно не трудовая деятельность, а лишь ее внешние атрибуты - система вознаграждений и наказаний. Это не может не сказываться на уровне инициативности, ответственности и самостоятельности сотрудников. У данных сотрудников ярко выражены мотивация избегания неудач и стремление добиваться каких-либо поощрений за выполненную работу, что затрудняет процесс эффективного управления их мотивацией.
При этом у всех преподавателей ВЮИ ФСИН России на первом месте находится мотивация денежного заработка, что подтверждает высокий уровень значимости внешней положительной мотивации. Для преподавателей с педагогическим стажем более 6 лет высокий уровень значимости имеет получение удовлетворения от самого процесса работы и возможности карьерного роста. А для преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет важными являются мотивы достижения социального престижа и уважения со стороны других и стремление избежать наказаний и неприятностей. Исследование источников мотивации показало, что у преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет чуть более выражена инструментальная мотивация и ценностная мотивация и значительно ниже внутренняя мотивация по сравнению с преподавателей с педагогическим стажем более 6 лет.
Результаты исследования мотивации преподавателей ВЮИ ФСИН России позволяют сформулировать следующие рекомендации, направленные на совершенствование мотивационного профиля сотрудников.
Для преподавателей с педагогическим стажем работы от 1 года до 5 лет с учетом большей выраженности внешней отрицательной мотивации более эффективными будут следующие способы мотивирования [3] :
- привлечение сотрудников к обсуждению новых проектов и поощрение инициативы с целью уменьшения величины такого компонента мотивационной сферы как стремление избегания возможного наказания;
- развитие наметившейся тенденции делегирования полномочий сотрудникам как поддержки их значимости и доверия к их профессиональным компетенциям;
- разработка программы развития профессиональной карьеры сотрудников, отвечающей задачам специализации сотрудников в области педагогической и научной деятельности;
- эффективная организация труда и создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата;
- ресурсное обеспечение научной и методической работы преподавателя;
- повышение интереса к выполняемой деятельности; воспитание у сотрудников чувства профессионального долга.
Для преподавателей с педагогическим стажем более 6 лет наиболее эффективными будут следующие способы мотивирования:
- раскрытие перспектив карьерного роста, продвижения по службе и повышения профессиональной квалификации;
- организация участия преподавателей во всероссийских и международных конкурсах, конференциях, повышающих их профессиональное мастерство;
- раскрытие интересных и творческих сторон профессиональной деятельности, организация и проведение внутривузов-ских конкурсов среди профессорско-пре-
подавательского состава, мотивирующих их к саморазвитию и самосовершенствованию;
- расширение сферы полномочий и ответственности с целью увеличения в мотивационной сфере доли внутренней мотивации;
- делегирование большего объема полномочий и ответственности;
- эффективная организация труда и создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата;
- активное привлечение сотрудников к разработке различных проектов. ф
1. Джабраилова Л. Х., Исраилова З. Т. Мотивация как фактор повышения качества профессиональной деятельности // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2019. Т. 23. № 1 (25) С. 178-184.
2. Джабраилова Л. Х., Исраилова З. Т. Указ. соч. С. 183
3. Искорнева Д. А. Трудовая мотивация педагогов высших учебных заведений // Национальная Ассоциация Ученых. 2018. № 37. С. 38-40.
1. Dzhabrailova, L. Kh., Israilova, Z. T. (2019) Motivation as a factor in improving the quality of the teachers professional activities// Bulletin of the Chechen State Pedagogical Institute. Vol. 23, 1 (25), 178-184.
2. Dzhabrailova, L. Kh., Israilova, Z. T. Collected works index, p. 183.
3. Iskorneva, D. A. (2018) Labor motivation of teachers of higher educational institutions // National Association of Scientists. 37, 38-40.