Научная статья на тему 'Мотивационный аспект в развитии конкурентоспособной личности исполнителя народно-певческого искусства в процессе профессиональной подготовки'

Мотивационный аспект в развитии конкурентоспособной личности исполнителя народно-певческого искусства в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИСПОЛНИТЕЛЬ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА / САМОМОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / MOTIVATION / PERSONALITY / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / VOCATIONAL TRAINING / FOLK SINGER / SELF-MOTIVATION / MOTIVATION FOR SUCCESS ACHIEVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврова Юлия Борисовна

Статья посвящена определению роли мотивации в становлении исполнителей народно-певческого искусства в процессе их профессиональной подготовки. Обозначаются приемы и методы формирования мотивации для достижения эффективных результатов в профессиональном и личностном развитии обучающихся. Предлагается наиболее эффективный комплекс педагогических условий, направленных на повышение мотивации к учебной деятельности конкурентоспособной личности будущего артиста-вокалиста народно-певческого искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational aspect in the development of the competitive personality of folk singer in vocational training

The article determines the role of motivation in the folk singers development during their vocational training. The paper represents the techniques and methods for stimulating motivation in order to achieve the favourable results in student’s professional and personal development. The article suggests the most effective set of pedagogical conditions aimed at increasing motivation for learning activities of the competitive personality of the future folk singer.

Текст научной работы на тему «Мотивационный аспект в развитии конкурентоспособной личности исполнителя народно-певческого искусства в процессе профессиональной подготовки»

УДК [377.6+78.071.2]:159.947.5

htt ps ://d oi.org/10.24158/spp.2017.4.20

Лаврова Юлия Борисовна

Lavrova Julia Borisovna

преподаватель цикповои комиссии «Сольное и хоровое народное пение» Саратовского областного колледжа искусств

МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ В РАЗВИТИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Lecturer, Solo and Choral Folk Singing Program Committee, Saratov Regional College of Arts

MOTIVATIONAL ASPECT IN THE DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVE PERSONALITY OF FOLK SINGER IN VOCATIONAL TRAINING

Аннотация:

Статья посвящена определению роли мотивации в становлении исполнителей народно-певческого искусства в процессе их профессиональной подготовки. Обозначаются приемы и методы формирования мотивации для достижения эффективных результатов в профессиональном и личностном развитии обучающихся. Предлагается наиболее эффективный комплекс педагогических условий, направленных на повышение мотивации к учебной деятельности конкурентоспособной личности будущего артиста-вокалиста народно-певческого искусства.

Ключевые слова:

мотивация, личность, готовность к профессиональной деятельности, профессиональная подготовка, исполнитель народно-певческого искусства, самомотивация, мотивация достижения успеха.

Summary:

The article determines the role of motivation in the folk singers development during their vocational training. The paper represents the techniques and methods for stimulating motivation in order to achieve the favourable results in student's professional and personal development. The article suggests the most effective set of pedagogical conditions aimed at increasing motivation for learning activities of the competitive personality of the future folk singer.

Keywords:

motivation, personality, readiness for professional activity, vocational training, folk singer, self-motivation, motivation for success achievement.

Саратовская область является одним из крупных культурных регионов Поволжья, что в достаточной мере актуализирует проблему кадрового обеспечения культурного сектора области. Государственное профессиональное образовательное учреждение «Саратовский областной колледж искусств» - важное звено в трехступенчатом музыкальном образовании. На современном этапе колледж осуществляет подготовку квалифицированных специалистов: артистов-вокалистов, преподавателей, руководителей народного коллектива в области музыкального искусства по специальности «Сольное и хоровое народное пение». Как правило, получив диплом о среднем профессиональном образовании, выпускник колледжа начинает свою трудовую профессиональную деятельность по специальности с целью самореализации и в то же время получения заработка. Открывается перспектива продолжить свой профессионально-личностный рост в вузах культуры и искусств, проблемы обучения в которых освещает в своих исследованиях Т.В. Тищенкова [1, с. 128-130].

Решающим условием дальнейшего профессионального совершенствования и становления конкурентоспособности личности будущего исполнителя народно-певческого искусства является ее готовность к достижению высокого уровня профессиональной квалификации. По мнению М.И. Дьяченко, готовность находит свое отражение через реальное поведение в профессиональных действиях как качество специалиста и состоит из следующих интегративных компонентов [2, с. 25]:

1) мотивационный (интерес к профессии),

2) ориентационный (знания об условиях профессиональной деятельности),

3) операциональный (владение навыками, знаниями, умениями в профессиональной деятельности),

4) волевой (умение управлять собой в трудовой деятельности),

5) оценочный (самооценка и соответствие профессиональной подготовки).

О.В. Юсупова считает, что от системы мотивации и ценностного отношения к выбранной деятельности зависит развитие конкурентоспособной личности в процессе профессиональной подготовки [3, с. 296]. Интегративное понятие конкурентоспособной личности предполагает наличие многих профессиональных и личных качеств. Остановимся на одной из важных проблем повышения качества среднего профессионального образования - проблеме мотивации к учебному процессу будущих исполнителей народно-певческого искусства, которым предстоит работать в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

С давних времен проблема мотивации привлекала ученых. Первые мотивационные теории возникли в трудах древних философов. В мотивационных психологических теориях XVN-XVШ вв. появляются теории принятия решений в поведении человека.

В начале XX в. появилась бихевиористская теория мотивации, открытая И.П. Павловым. П.К. Анохин предложил модель функциональной системы, описывающую динамику поведенческого акта. В теории высшей нервной системы Е.Н. Соколов исследовал ориентировочный процесс. Позже появились гуманистические концепции А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и др.

Мотивы могут различаться:

- по видам тех потребностей, которым они отвечают, согласно пирамиде А. Маслоу [4, с. 84] (например, высшие и низшие);

- форме отражения предмета потребности (образ памяти, воображение);

- степени обобщения предмета (широкие, узкие);

- времени действия и существования;

- степени участия сознания (осознанные, неосознанные);

- степени «понимания» и реального действия.

При поступлении в среднее профессиональное учреждение на будущих студентов воздействует внешняя учебная мотивация, в основе которой лежат релевантные профессиональные мотивы. В процессе учебной деятельности на обучающихся влияет внутренняя учебная мотивация с ее иррелевантными профессиональными мотивами. Надо отметить, у некоторых студентов желание учиться не сохраняется на долгое время, у других оно так и не появляется, тогда как у третьих стабильно сохраняется на протяжении всех лет обучения.

Как правило, первокурсник осознает, что нужно добиваться положительных результатов по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам. В действительности его мотив к обучению может основываться на подражании своим согруппникам. Позднее для выпускника этот мотив может преобразоваться в реально действующий.

Будущий артист-вокалист должен знать, что если он не усвоит фундаментальные знания по теории музыки, сольфеджио, гармонии, то не сможет грамотно работать с хоровой партитурой. Обучающийся в процессе профессиональной подготовки качественно и быстро готовится к промежуточному академическому зачету по дисциплине «Постановка голоса», «Сольное пение». Эти действия должны привести его к главной цели, создать у него стремление стать высококвалифицированным специалистом. У студента постоянно происходит перераспределение между несколькими мотивами. Широкие (ведущие) мотивы являются смыслообразующими. Узкие становятся короткими реальными побудителями (при занятости монотонной деятельностью, мотивы угрозы наказания либо поощрения).

Известны три способа мотивации:

- социальная, включающая комплекс системы мер для материального, профессионального стимулирования деятельности работника;

- мотивация для учебной деятельности;

- самомотивация.

Остановимся подробно на методах, используемых для формирования мотивации к успешной учебной деятельности. Если у обучающегося отсутствует произвольная мотивация к учебе, преподавателю следует применять следующие педагогические методы и приемы:

- создать имитацию научных дебатов, споров и приблизить факты к уровню достижений и открытий;

- придать учебному материалу элемент новизны и актуальности;

- использовать поучительные примеры из жизни, нестандартные аналогии.

Это поможет сформировать у студентов познавательный интерес к учебному материалу, так называемую внутреннюю мотивацию. Четко поставленные цели деятельности придадут смысл и сделают успешным образовательный процесс обучающихся.

Иногда бывает, что обучающийся прилежно учится, получает хорошие оценки, но лишь для того, чтобы успешно выглядеть в глазах сокурсников и получать одобрение со стороны преподавателей и родителей. Эта так называемая внешняя мотивация будет работать эффективнее, если у студента разовьется познавательный интерес к учебной деятельности, что обусловит появление внутренней мотивации.

Важную роль в звене успешной учебной деятельности и саморазвитии личностного роста играет самомотивация. Основу самомотивации у студентов помогут сформировать следующие методы:

- специальные позитивные утверждения-аффирмации;

- биографии героев или успешных людей, которые помогут нацелить на новую модель поведения личности, развить волевые качества, обрести авторитет среди социальной группы.

На основе этих методов обучающийся сможет проанализировать слабые и сильные стороны своей личности, что создаст у него стремление двигаться вперед, достигать результатов, быть целеустремленным, решительным.

А.Н. Леонтьев открыл теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека. По мнению психолога, мотив - это психологическая реалия, которая направляет и побуждает к деятельности, придавая ей личностный смысл [5, с. 82].

Мотив имеет следующие психологические функции:

- устремлений и побуждений;

- направленности - управляет активными процессами, обеспечивает конечный результат деятельности;

- смыслообразования, где понятие «мотив» вступает на личностный субъективный уровень. Если человек не имеет личностного смысла, побудитель как мотив не сработает, в результате чего мотив не сможет реализоваться.

В практике грамотного индивидуального подхода, дифференциации, профориентации и профотбора к обучающемуся педагогу крайне необходимы знания четырех основных типов характера, типов темперамента, типологии индивидуальных различий человека, влияющих на параметры активности и реактивности личности.

Темперамент личности человека рассматривается в исследованиях Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, Б.М. Тепловой (рассматривается изолированно), Р. Кеттелла и Г. Айзенка (становится основополагающим измерением личности).

Личность студента существенно влияет на мотивацию к учебной деятельности и одновременно является формирующей мерой ее реактивности и активности. При этом в основе мотивации первоначально образуется динамическая сторона. Позднее реактивность, возрастающая динамика мотивации одновременно с формирующимися свойствами характера постепенно расширяют личностный смысл и развивают содержательный план мотивации студента. Таким образом, в мотивации происходит синтез активности и реактивности, типологий темперамента и характера обучающегося, причем к фактору темперамента принадлежит динамическая сторона мотивации, а к характеру - содержательная.

Педагог должен обладать знаниями о свойствах нервной системы и характеристиках типов темперамента личности. Они будут являться ориентиром при составлении методического комплекса, выборе средств для индивидуальных занятий по дисциплине «Постановка народного голоса» и «Сольное пение» в процессе подготовки артиста-вокалиста народно-певческого искусства.

При составлении лекций по спецкурсу «Областные певческие стили» преподаватель должен учитывать степень подготовленности студентов. Как правило, к третьему курсу, когда начинается дисциплина, обучающиеся уже в достаточном объеме владеют своим вниманием, способностью следить за логической мыслью в содержании учебного материала. Однако встречаются слабо подготовленные студенты, с недостаточно развитым вниманием, мышлением. Таких обучающихся следует ориентировать на восполнение этих пробелов, мотивировать на углубленную самостоятельную работу, дополнительную работу с педагогом. В процессе самостоятельной проработки каждый обучающийся должен мобилизовать свои мыслительные способности на понимание, запоминание и усвоение лекционного материала. В этом будет заключаться основная часть фундаментальной подготовки в системе высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста. Не следует снижать уровень научности лекционного материала, упрощать или поднимать планку задач, которые должны быть решены в ходе освоения дисциплины. Лектор должен заинтересовать обучающихся материалом учебной дисциплины, доступным для каждого студента. Высокий уровень лекций обеспечивается ее структурой: логически выстроенными, важными, убедительными, взаимосвязанными ключевыми частями тем, освещающих основные вопросы курса. Преподаватели, обладающие высоким уровнем педагогического мастерства, регулярно обновляют материал, преподносимый в лекциях, дополняют его современными фактами, активно используют аудио- и видеоконтент. Таким образом, форма лекционного материала является существенным компонентом мотивации к учебной деятельности обучающихся.

В своих исследовательских наблюдениях И.Э. Рахимбаева [6, с. 28] отметила, что обучающиеся в групповой и индивидуальной деятельности проверяют результаты самостоятельной работы на основе соотнесения и сравнения с общепринятыми образцами.

Действительно, одной из важных форм учебного процесса представляется самостоятельная работа. Для повышения мотивации к изучению дополнительного материала, не вошедшего в курс дисциплин «Областные певческие стили», «Репертуар в ДМШ», рекомендуется следующая организация самостоятельной работы. В целях успешной организации самостоятельной работы студентов преподавателю необходимо обеспечить ресурсную библиотечку: детальную методическую разработку, список источников и наиболее важной литературы. Это могут быть распечатки научных статей, публикаций, монографий. Такая библиотечка существенно экономит время для поиска нужной информации. Студенты самостоятельно готовятся, изучают рекомендуемые материалы по дисциплинам, анализируют источники для дальнейшего обсуждения. Такая работа предполагает индивидуальную работу и проведение мини-конференций с презентацией доклада. Под руководством преподавателя после доклада студенческая группа задает вопросы выступающему, вместе

оценивает, обсуждает, дает рекомендации. Обсуждаются актуальность темы, манера держаться и говорить выступающего, качество оформления презентации. У студентов проявляется навык критического мышления, развивается навык публичного выступления, появляется возможность применить теоретические и прикладные знания. Индивидуально-коллективный характер работы повышает самооценку обучающихся, формирует продуктивные деловые взаимоотношения, что также способствует заинтересованности, увлеченности, активности и мотивации. Под руководством педагога обучающиеся на основе наиболее удачных докладов готовят выступления для студенческих научно-практических конференций и научные публикации в печатные сборники.

В своих советах по улучшению студенческой вовлеченности в учебный процесс Т .Л. Сти-венс [7] подтверждает, что обучающиеся на примере собственного опыта должны учиться контролировать процесс обучения, знать, как бороться с неудачами и достигать поставленной цели. Студенты должны чувствовать уверенность в себе и участвовать вместе с преподавателем в исследовательском образовательном процессе.

Одним из значимых этапов воспитания конкурентоспособной личности будущего артиста-вокалиста является развитие мотивации достижений. Педагогу важно понимать эти принципы и осознавать характер их влияния на развитие личности обучающегося.

Многие обучающиеся имеют мотив на достижение результата в освоении профессиональных дисциплин, но добиваться его все будут разными способами. Для наиболее сильного стремления к цели деятельность должна обязательно обладать новизной и быть доступной. При необходимости даже самый слабомотивированный студент должен иметь попытку повтора и устранения неудачи в учебной деятельности.

Немаловажным рычагом в решении даже самой сложной задачи является степень не только самооценки обучающихся, но и оценки его способностей преподавателями. Оценка может сыграть и демотивирующую роль, поэтому так важно, чтобы оценки были обоснованными и внутренне принимались самим обучающимся, не вызывали протеста. При дальнейшем учебном процессе студент должен знать, какими путями можно улучшить результаты. При оценке важно фиксировать внимание не только на недостатках и причинах ошибок, но и на успехах обучающегося.

Многие считают, что именно конкурсы, фестивали для народных певцов могут сыграть роль стимулирования мотивации достижения. Однако некоторые студенты специально заведомо отвергают такие мероприятия. Важно положительно настроить таких студентов, преподаватель должен осторожно стимулировать их к участию в соревновательных мероприятиях посредством подкреплений-поощрений.

Одним из стимулов в развитии побудительной силы мотивации достижения является составление портфолио будущего специалиста. Портфолио индивидуальных достижений не только выступает показателем результатов, но и служит своеобразным двигателем к анализу своей творческой деятельности. В таком случае вся учебная деятельность принесет обучающемуся удовлетворение не только от результата, но и от самого процесса.

Общая активизация учебно-познавательной деятельности, выражающаяся в усилении мотивации к учебным дисциплинам и получении удовлетворенности от процесса обучения, приведет к эффективным результатам профессионального образования в развитии конкурентоспособной личности будущих исполнителей народно-певческого искусства.

Таким образом, мотивация играет важную роль в развитии конкурентоспособной личности в процессе профессиональной подготовки будущего артиста-вокалиста народно-певческого искусства. Этот системный процесс вызывает у обучающегося стремление к двигательной активности, развитие познавательного интереса к освоению всего нового, заставляет будущего исполнителя народно-певческого искусства быть самостоятельным и способным к самоосуществлению и самореализации в конкурентоспособной профессиональной деятельности.

Ссылки:

1. Тищенкова Т.В. Актуальные проблемы обучения студентов-хормейстеров на начальных этапах заочной формы обучения в вузах культуры и искусств // Вуз искусств и культуры в едином образовательном пространстве : материалы междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. Н.А. Паршиков ; науч. ред. и сост. И.А. Ивашова ; редкол.: А.С. Деденева, И.И. Банникова, Т.Д. Крылова, Э.А. Финогеева. Орел, 2013. С. 128-130.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 176 с.

3. Юсупова О.В. О развитии конкурентоспособности студентов бакалавриата // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 294-299.

4. Психология : учеб. для пед. вузов / под ред. Б.А. Сосновского. М., 2008. 660 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.

6. Рахимбаева И.Э. Формы художественно-творческого образования школьников в современных социокультурных условиях // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16, № 3. С. 26-30.

7. Stephens T.L. Encouraging positive student engagement and motivation: tips for teachers [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://www.pearsoned.com/education-blog/encouraging-positive-student-engagement-and-motivation-tips-for-teach-ers/ (дата обращения: 25.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.