Научная статья на тему 'Компоненты учебного процесса дисциплины «Постановка народного голоса» в обучении будущего исполнителя народно-певческого искусства'

Компоненты учебного процесса дисциплины «Постановка народного голоса» в обучении будущего исполнителя народно-певческого искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСЦИПЛИНА "ПОСТАНОВКА НАРОДНОГО ГОЛОСА" / ИСПОЛНИТЕЛЬ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА / НАРОДНАЯ МАНЕРА ПЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕНСАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / VOCATIONAL EDUCATION / "FOLK VOICE TRAINING" COURSE / FOLK SINGER / FOLK STYLE OF SINGING / LEARNER-ORIENTED AND CREATIVE APPROACH / INDIVIDUAL ORIENTATION / TYPES OF TRAINING / COMPENSATORY ABILITY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврова Юлия Борисовна

В статье рассматриваются вопросы преподавания учебной дисциплины «Постановка народного голоса» в рамках подготовки исполнителей по специальности «Сольное и хоровое народное пение» в профессиональных образовательных учреждениях. Обозначается проблематика исполнительских дефектов у певцов-хормейстеров в народной манере исполнения. Предлагаются наиболее эффективные компоненты учебного процесса с целью повышения качества подготовки обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The components of the educational process of the "Folk Voice Training" course in the training of folk singers

This article deals with the teaching of the "Folk Voice Training" course as a part of the folk singers' training according to the program "Solo and Choral Folk Singing" in vocational educational institutions. The author discusses performance defects in folk choir masters and folk singers. The paper suggests the most effective components of the educational process in order to improve the quality of students' education.

Текст научной работы на тему «Компоненты учебного процесса дисциплины «Постановка народного голоса» в обучении будущего исполнителя народно-певческого искусства»

УДК 377 + 784

Лаврова Юлия Борисовна

Lavrova Julia Borisovna

преподаватель цикповои комиссии «Сольное и хоровое народное пение» Саратовского областного колледжа искусств

КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДИСЦИПЛИНЫ «ПОСТАНОВКА НАРОДНОГО ГОЛОСА» В ОБУЧЕНИИ БУДУЩЕГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Lecturer,

Solo and Choral Folk Singing Program Committee, Saratov Regional College of Arts

THE COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE "FOLK VOICE TRAINING" COURSE IN THE TRAINING OF FOLK SINGERS

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы преподавания учебной дисциплины «Постановка народного голоса» в рамках подготовки исполнителей по специальности «Сольное и хоровое народное пение» в профессиональных образовательных учреждениях. Обозначается проблематика исполнительских дефектов у певцов-хормейстеров в народной манере исполнения. Предлагаются наиболее эффективные компоненты учебного процесса с целью повышения качества подготовки обучающегося.

Ключевые слова:

профессиональное образование, дисциплина «Постановка народного голоса», исполнитель народно-певческого искусства, народная манера пения, личностно-творческий подход, индивидуальная ориентированность, виды обучения, компенсаторные способности, мотивация.

Summary:

This article deals with the teaching of the "Folk Voice Training" course as a part of the folk singers' training according to the program "Solo and Choral Folk Singing" in vocational educational institutions. The author discusses performance defects in folk choir masters and folk singers. The paper suggests the most effective components of the educational process in order to improve the quality of students' education.

Keywords:

vocational education, "Folk Voice Training" course, folk singer, folk style of singing, learner-oriented and creative approach, individual orientation, types of training, compensatory ability, motivation.

Становление будущего исполнителя народного певческого искусства - сложный процесс, обусловленный тесной взаимосвязью между формированием целостной личности и профессиональной компетентности обучающегося.

Обучающийся по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» в процессе своей профессиональной подготовки должен овладеть определенными общими и профессиональными компетенциями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

Трактовка понятия «профессиональная компетентность» В.А. Сластениным [1] предполагает, что наряду с теоретическими знаниями будущий педагог должен обладать и практическими навыками по своему предмету, уметь эффективно построить процесс обучения, мыслить и действовать, владеть знаниями в области других наук: социологической, психологической, культурологической и т. д.

Сегодня проблема обучения народному певческому искусству остается злободневной. Это связывается с тем, что обучение пению, как правило, начинается еще в детстве, обычно в учреждениях дополнительного образования, и продолжается в возрасте, когда певец поступает в профессиональное учебное учреждение. У таких певцов уже присутствует эмпирический опыт в вокальном искусстве. Зачастую в колледжи и училища приходят исполнители с разными способностями. Хорошо известно, что каждый студент обладает особыми голосовыми и слуховыми данными, тембровыми характеристиками голоса, имеет определенную теоретическую музыкальную подготовку, а также собственную мотивацию к обучению и личные музыкальные предпочтения. Поэтому процесс обучения народному пению должен сохранять индивидуальную ориентированность.

В целом умение петь складывается из основных вокальных элементов: дикции, чистого интонирования мелодии, широкого дыхания на диафрагме, сочетания слова со звуком и других вокально-технических средств.

В основе пения в народной манере лежит певческо-речевое интонирование. В специфику обучения дисциплины «Постановка народного голоса» входят также художественная и эмоциональная подготовка обучающихся. Важными постулатами народной манеры пения являются: пение на диафрагмальном дыхании, открытый способ голосообразования, естественное певучее звукообразование в разговорном артикуляционно-дикционном режиме, но управляемом принципами вокального интонирования.

Как показывает педагогическая практика, очень часто обучающиеся приходят уже со сформированными дефектами в звучании голоса. Преподаватель должен четко и ясно представлять и контролировать все этапы пения, уметь определять, какое музыкальное действие происходит правильно, где допускаются ошибки и как достичь поставленной цели.

Для нахождения диафрагмальной опоры Н.К. Мешко [2, с. 62-63] советует естественно и непосредственно крикнуть «Эй!!!», зафиксировать ощущения толчка в животе и далее протянуть этот звук на найденной опоре.

Если у обучающегося слабый, тусклый звук, необходимо тренировать вялый голосовой аппарат, используя речевые упражнения, проговаривая их энергичным, зычным голосом, с использованием грудных резонаторов и постепенно эти навыки переносить на пение.

Если у обучающегося прижатый, плоский звук, лишенный тембральной окраски, необходимо для устранения этого дефекта подобрать песни, небольшие по своему звуковому объему (возможны песни календарного цикла), исполняемые в открытой, зычной манере пения. При этом формируется навык «зевка» в точке высокой позиции с нахождением ощущения «спящей челюсти» с естественным резонированием звука.

Такие дефекты, как «пение на горле» или носовой призвук, также следует начинать исправлять в разговорной речи. В этих случаях необходимо в речевых упражнениях развивать диафраг-мальную опору, ощущение навыка «спящей челюсти» с использованием естественных резонаторов. В дальнейшем все эти «установки» студент должен перенести в вокальное исполнение.

Для развития легкости и подвижности звука можно тренироваться на небольших терцовых, квартовых попевках в нисходящем и восходящем движении. Необходимо при нисходящем движении найти точку высокой позиции и при этом следить за ровностью звука.

Для выработки навыка пения в едином звукообразовании необходимо формировать гласные в одной или близкой к одной звуковой фонеме [3, с. 54-57]. Следующим немаловажным этапом в постановке народного голоса является расширение певческого диапазона с использованием своих «найденных» резонаторов при широком дыхании с развитием всех положительных качеств голосового аппарата.

В практике преподавателя вокального искусства часто встречаются обучающиеся с физиологическими особенностями вокального аппарата, которые не имеют сильного звука. В работе с такими студентами необходимо найти другие компенсаторные способности вокального мастерства. Можно развить в голосе гибкость, полетность, дополнить сценические качества обучающегося комплексом артистических способностей.

По мнению И.И. Земцовского [4], именно «этнослух» находится в основе принятия народного вокального искусства, традиционных диалектов, образно-смыслового строя, исполнительских особенностей народной музыки. С этой целью необходимо прослушивать звукозаписи, представляющие подлинные аутентичные образцы традиционного народного пения, а также народные произведения, исполняемые профессиональными коллективами и певцами. Также можно разучивать песни «на слух» с голоса преподавателя. Этот способ «погружает» в музыкально-поэтическую ткань народной песни, активизирует внутренний слух, концентрирует внимание обучающихся. Прослушанные и выученные таким образом песни помогают быстрее овладеть народной манерой пения, приобрести слуховые представления и вокально-интонационные навыки.

Личные качества преподавателя играют немаловажную роль в развитии вокальных данных обучающегося певца. Наряду с высоким профессионализмом преподавателю необходимо владеть профессиональным тактом, педагогической культурой. Если у студента проявились даже незначительные достижения и результаты в учебном процессе, необходимо похвалить, отметить его усилия, что может обеспечить устойчивую мотивацию к вокальной деятельности. Следует отметить, в рамках дисциплины «Постановка народного голоса» некоторых обучаемых рекомендуется оценивать не по конечному результату, а по текущему процессу усвоения необходимых исполнительских навыков.

По классификации видов обучения Л.С. Выготского [5] в образовательном процессе присутствует реактивный вид обучения (от слова «реакция») по «программе обучающего». Эта «программа» будет эффективна, если обучающийся самостоятельно переосмыслит ее, будет стремиться к цели, сделает ее своей, хотя бы отчасти, тогда реактивное обучение дополнится спон-

танным видом и принесет свои плоды. Это позволит обучающемуся проявить инициативу, творческую индивидуальность, вызовет интерес к предмету «Постановка народного голоса». Особенности и возможности этого вида учебного процесса помогут студенту быть творчески активным в процессе совершенствования вокального народного мастерства. Такой подход создаст атмосферу заинтересованности, мотивирует на дальнейшую успешную деятельность в других смежных дисциплинах. На протяжении всего процесса постановки народного голоса необходимо использовать принцип совместной деятельности, где в обучении, постановке целей, задач и при их решении происходит постоянное взаимодействие преподавателя и обучающегося.

В настоящее время в репертуарный план профессионального образования обучающихся, которые проходят подготовку в образовательных учреждениях Поволжья по специальности «Сольное и хоровое народное пение», активно вводятся образцы песенных традиций региона. Репертуарная политика на основе местной региональной культуры существенно развивает, обогащает, сохраняет и распространяет ценнейший традиционный музыкально-поэтический материал родного края.

Преподаватель должен своим личным примером демонстрировать любовь к народному пению, радость и удовлетворенность своей профессией. В таком случае обучающийся обязательно сложит в результате кропотливого труда из маленьких ежедневных достижений свой путь к высотам народно-певческого мастерства.

В процессе преподавания дисциплины «Постановка народного голоса» педагог ищет наиболее эффективные компоненты, методы, приемы работы с учетом физиологических и психологических особенностей студентов, технологических и организационных форм обучения с целью повышения качества подготовки исполнителя народно-певческого искусства.

Ссылки:

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. 576 с.

2. Мешко Н.К. Искусство народного пения : практ. руководство и методика обучения искусству народ. пения : учеб. пособие для педагогов и студентов сред. и высших учеб. заведений, рук. и артистов народ. хоров и анс. Ч. 1 / предисл. и послесл. авт. М., 1996. С. 62-63.

3. Рудиченко Т.С., Тищенкова Т.В., Донцов В.М. Компьютерное исследование певческого голоса // Информационные системы и технологии. 2004. № 5 (6). С. 54-57.

4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2004. С. 327-506.

5. Там же.

References:

Meshko, NK 1996, The art of folk singing: manual, part 1, Moscow, pp. 62-63, (in Russian).

Rudichenko, TS, Tischenkova, TV & Dontsov, VM 2004, 'Computer investigation singing voice', Informatsionnyye sistemy i tekhnologii, no. 5 (6), pp. 54-57, (in Russian).

Slastenin, VA, Isaev, IF & Shiyanov, EN 2002, Pedagogy: textbook, Moscow, p. 576, (in Russian).

Vygotsky, LS 2004, 'Mental development of children in the learning process', Vygotskiy L.S. Psikhologiya razvitiya rebenka, Moscow, pp. 327-506, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.