УДК 378.14
UDC 378.14
Л.А. КОХАНОВА
доктор филологических наук, профессор, кафедра периодической печати, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
L.A. KOKHANOVA
Doctor of Philology, Professor, Department of periodicals, Lomonosov Moscow State University
МОТИВАЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ (ОБ ОПЫТЕ ОБУЧЕНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ В ФИЛИАЛЕ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА В СЕВАСТОПОЛЕ)
MOTIVATIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF PROJECT-BASED TEACHING (ON THE EXPERIENCE OF THE TRAINING OF JOURNALISTS IN THE BRANCH OF LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY IN SEVASTOPOL)
Развитие новых знаний, умений и навыков, необходимых для новой журналистики, показано на примере подготовки студентов в Филиале МГУ им. М.В. Ломоносова в Севастополе, чей преподавательский состав отличает инновационный, авторский подход к формированию у студентов личностного, выходящего за рамки традиционного, отношения к профессии. В его основе лежит информационное проектное обучение, которое способствует выработке и развитию мотивационных механизмов у будущих журналистов.
Ключевы слова: новая журналистика, информационное проектное обучение, мотивация, умения и навыки, Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в Севастополе, метод чтения курсов, вовлекающий эффект, приемы сбора и фиксации информации.
The development of new knowledge and skills required for the new journalism as an example of training students in the Branch of Moscow State University Lomonosov in Sevastopol, whose faculty distinguishes innovative, the author's approach to the formation of students' personal, beyond the traditional relations to the profession. It is based on information design training that contributes to the development and the development of incentive mechanisms in the future journalists.
Keywords: new journalism, information design training, motivation, skills, branch of Moscow State University in Sevastopol, the method of reading courses involving effect techniques for collecting and recording information.
Сегодня приходящих в аудиторию студентов волнует вопрос, как добиться успеха и не потерять себя в водовороте современной жизни. В основе статьи - опыт подготовки будущих журналистов в Филиале МГУ в городе Севастополе.
Кафедра и соответственно отделение журналистики в составе историко-филологического отделения Филиала существуют с 1999 года - даты создания самого Филиала. За это время сделано восемь выпусков. Дипломы университета по специальности «журналистика» получили более 230 человек. Причем большинство выпускников работают в профессии. Многие из них стали успешными журналистами. Их имена известны в Крыму, ставшем недавно российским, в самой России и на Украине.
Такой результат стал возможен вследствие смены акцентов в процессе обучения, когда студенты постепенно переходят от овладения навыками и умениями к постижению теоретических знаний. Такая последовательность позволяет им понять, как найти именно свой успех в журналистской профессии и соответственно свой индивидуальный стиль жизни. Пробуя себя в разных журналистских ролях, они постепенно осознают, «как идти к своему «светлому завтра», не забывая о дне
сегодняшнем, как держаться своего курса, не поддаваясь давлению общепринятых стандартов» [1, 19].
На практике эта идея реализована с помощью введения проектного обучения, чему способствовал вахтовый метод чтения курсов в Филиале, позволяющий сконцентрированно давать материал. Это означает, что в течение пяти лет обучения (специалитет) и четырех лет (бакалавриат) каждый курс работает над конкретным научно-практическим проектом, имеющим журналистскую направленность. Так, студенты по курсам вели такие проекты, как «Русские писатели в Крыму», «Русские художники в Крыму», «Служение Отечеству - 500 лет роду Сенявиных», «Россия - Украина: шаги навстречу», «Ученые и журналисты за здоровье наций» и др.
В этом году со студентами нового первого курса был начат информационный проект «Космический Крым». Он был представлен на журналистском форуме в Сочи в 2014 г. и получил высокую оценку от профессионального сообщества.
Следует отметить, что эти проекты не являются дополнительной формой обучения. Они всего лишь как бы соединяют в единое целое все курсы, обозначенные в учебном плане, делают их нужными студентам для ре-
© Л.А. Коханова © L.A. Kokhanova
10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - РИТШЬОИСЛЬ
шения возникающих по ходу реализации проектных информационных задач. Основными становятся учебные дисциплины по основам журналистики, состоящие из лекционных и семинарских занятий. Именно в их контекст вводятся серии обучающих и развивающих специальных тренингов, цель которых достичь устойчивые изменения в поведении студента и сформировать реальное, а не мифическое представление о журналистской профессии во всем ее многообразии.
Концептуально мы исходили из того, «что каждый человек стремится выйти за пределы своего существования, ограниченного пространством и временем. Это
- главная движущая сила, принимающая бесконечное разнообразие форм и зачастую не представленная в сознании человека. Но она остается главной движущей силой и в тех случаях, когда она осознана, и в тех случаях, когда она не осознается» [2,11].
Эта идея и была положена в основание созданного нами мотивационного по своей сути проектного обучения, которое базируется на работах российских и зарубежных исследователей о природе тех или иных психических явлений. Его прикладной основой стали мотивационные тренинги или своеобразные лабораторные работы, отправной точкой которых было формировании мотивации на журналистскую профессию. После занятий, проведенных в форме тренинга по той или иной теме, студенты должны были не только уметь использовать то новое, что они получили во время работы, но и стремиться использовать новое знание и новый опыт при реализации определенных курсу проектов.
Как показала практика, эффективное решение мотивационных задач особенно на первых порах затруднялось тем, «что мотивация как система мотивов определенного человека существует по собственным законам, не всегда понятным и тем более не всегда доступным для регуляции извне. Мотивационные силы возникают, развиваются, сталкиваются и борются друг с другом, ослабевают и замирают по своим собственным законам, как силы природной стихии. Необходимо использовать эти силы во благо своей организации, но при этом не во вред носителям этих сил - людям» [2,17].
В данном случае, в соответствии с определением А.Н. Леонтьева, «мотив - формальный термин, обозначающий побуждение любого происхождения. В пестром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие , как раздражение электрическим током» [3, 189]. Тогда как «мотивация
- весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека» [4, 317].
Таким образом, мотивация - система мотивов определенного человека, система действий по их активизации. Это может не осознаваться студентом, и, скорее всего, не осознается, так как остается в «подводных глубинах» психики. Поэтому в связи с этим особое значение приобретает структурный подход, который мы и вырабатывали на протяжении всех последних лет.
Приходило понимание того, что мотивационные тренинги, ориентированные на конкретный журналист-
ский проект, должны сочетать в себе стихийность и спонтанность с систематичностью. Именно такая их организация позволила бы структурировать полученный студентами конкретный опыт и использовать его в дальнейшей реализации своего проекта, который у каждого курса имеет свою тематику.
Постепенно формулировалась и цель мотиваци-онного проектного обучения - овладение методами активизации мотивов студента и использования энергии актуально действующих мотивов. Эту цель можно сформулировать и по-другому. Цель мотивационного проектного обучения, использующего систему тренингов, - овладение методами создания и усиления профессиональной журналистской мотивации. Создание мотивации означает организацию такой творческой среды, в которой у студента активизируются важные для работы его собственные мотивы. Ему хочется что-то сделать и у него это получается. Это может быть сбор материала по конкретной тематике, проведение стандартизированного интервью, когда вся учебная группа выходит на улицы города с одним вопросом к старшим школьникам: «В какой вуз вы собираетесь поступать, если решили учиться дальше?» и т.д.
Чтобы усилить мотивацию студентов, мы постоянно создавали такие условия, в которых возрастает энергия активизированных мотивов. При этом задача преподавателя - создав такие условия для творческой работы, их постоянно поддерживать. Тогда студенты сначала смогут испытывать на себе действие мотивационных сил -захотеть сделать сюжет, программу, учебный фильм, а затем постепенно научиться управлять ими.
Если получалось, и они научались позволять себе этим силам свободно проявляться и специально вызывать их, тогда именно эти студенты добивались максимальных для них результатов в постижении профессии еще во время обучения в университете. Именно этих студентов приглашали на работу СМИ города и региона на разные формы сотрудничества.
Безусловно, этому способствовали и целевые программы, включенные в журналистские курсы как моти-вационные тренинги, которые постепенно расширялись. Это тренинги креативности, уверенности в себе, личностного влияния, так как журналисты по своей природе лидеры мнений. Помимо этого нами разработан целый ряд инструментальных обучающих программ, чтобы достаточно полно, а порой и избыточно способствовать развитию профессиональных характеристик будущего журналиста. Так как без овладения профессиональными навыками и умениями вряд ли студенты будут способны реализовать поставленные перед ними проектные задачи, которые одновременно являются исследовательскими и практически ориентированными на конкретную журналистскую деятельность.
Параллельно в процессе обучения выполнялись и лабораторные работы по следующим темам: «Психологические особенности механического и логического запоминания», «Зависимость непроизвольного запоминания от характера деятельности журналиста»,
«Изучение речи методом наблюдения», «Вероятностное прогнозирование при восприятии речи», «Особенности передачи речевого сообщения», «Влияние направленности влияния на восприятие и понимание текста», «Определение объема кратковременной памяти» и др.
Как правило, одной из первых из года в год становилась лабораторная работа «Нахождение величины самооценки личности», которая построена на довольно простой основе. Но при этом она помогала студентам разобраться в себе, понять, что происходит вокруг, почему люди ведут себя так или иначе. Это крайне важно для журналистов. Но не менее важно, чтобы будущий профессионал выбрал из всего многообразия возможностей именно то, что в большей степени соответствует и его личным желаниям и потребностям, его индивидуальности в многоаспектной журналистской деятельности. Ведь жизнь постоянно бросает ему вызовы, и из того, какие решения он принимает, какие поступки совершает - из всего этого складывается его путь в профессии - путь к успеху.
Суть этого тренинга и по нынешний день заключается в том, что под влиянием интернализованных норм у человека возникает область допустимых и запрещенных состояний, которые, объединяясь и преобразовываясь, дают в результате некоторое множество, которое можно назвать эталоном. На этот эталон ориентируется личность в своих проявлениях. Он же образует некоторую матрицу, множество предельных свойств, даже не всегда вербализуемое. Поэтому, употребляя в данном тренинге определенные понятия, мы предполагаем, что это не полное описание эталонных свойств, а только его проекция на вербализуемую область. Мы допускаем условно, что такая проекция является репрезентацией значительно более мощного множества эталона.
В процессе работы студент как индивид сравнивает себя с эталоном, который сам же и формирует для себя. В результате он определяет степень близости к эталону или сильный отход от него под влиянием причин и тем самым дает в результате оценку собственной личности.
Конечно, термин «самооценка» условен, так как показывает степень включения в эталон, указывая на отношение к своей личности. Часто это происходит автоматически и переживается как недовольство собой или удовлетворение результатом. В данном случае студенту предлагается сделать этот вывод в результате самостоятельного исследования самого себя. Это крайне важно, так как в процессе профессиональной деятельности ему предстоит понимать и оценивать других людей, с которыми он будет постоянно сталкиваться. Поэтому правомернее начать с себя и понять, кто Я.
Следует отметить, что в данном случае самооценка не является по ходу этой работы стремлением поставить себе конкретную оценку: « Я хороший или плохой человек». Она является только показателем близости к эталону, к множеству желательных состояний, к которым каждый из тех, кто пришел в университет, стремится. Поэтому полученные данные скорее говорят о переживаемом личностью включении, вхождении или невклю-
чении в эталонную область. Разумеется, это не значит, что данный показатель не связан с обычной оценкой своей личности как мнением о себе, - наоборот, он с ней тесно связан, иначе он терял бы смысл.
Этот тренинг пользуется у студентов особой популярностью, так как он, по их мнению, не только учит, но и помогает разобраться в себе, понять, что происходит вокруг, почему люди, к которым каждый из них идет за информацией, ведут себя так или иначе. Студент видит, что он может выбрать из всего многообразия возможностей именно то, что в большей степени соответствует его желаниям и потребностям, его индивидуальности и соотнести с требованиями профессии. Ведь журналистика, которую он избрал, как ему кажется, на всю жизнь, постоянно бросает ему вызовы, создает стрессовые ситуации. Хорошо, если с самого начала вхождения в нее, студент понимает, что из того, какие решения он принимает, какие поступки совершает - из всего этого складывается его путь в профессии - путь к успеху в ней, да и собственно в жизни.
Но здесь следует уточнить, что, предлагая этот тренинг, мы измеряем не оценку личностью расстояния до эталона, а само расстояние, не мнение о величине, а именно величину. По мнению специалистов, мы получаем не качественное отношение к себе, а осознаваемую тождественность с эталоном. Качественное отношение существует параллельно с измеряемым свойством или возникает спонтанно в определенные моменты деятельности.
При этом мы исходим из того, что конкретное проявление индивида в его реальной жизни образует некоторое реальное множество, которое часто не совпадает с эталоном. Но каждый человек стремится к нему, особенно молодой, начинающий профессионал, который хочет заявить о себе, доказать, что он уже многое может. Поэтому соотнесение себя со своим же представлением об эталоне, с которым он очень хочет быть наравне, для него важно, а главное - стимулирует его деятельность, его познание профессии.
Но в процессе этого постижения он сталкивается с парадоксальной ситуацией. Он, наконец, достиг желаемого, его представление о себе совпадает с эталоном, но оказывается, что всего лишь на очень незначительный отрезок времени. А дальше происходит следующее. Если же у одних студентов оно совпадает на некоторое время, то их эталон перестраивается и становится более «высоким» и объемным, и им его снова необходимо достигать. Если у других студентов этой перестройки не происходит длительное время, то беспрерывное ощущение внутреннего триумфа, самовосхищения, или «пон-тов» на студенческом жаргоне, и нежелание роста ведет к вполне понятным застойным регрессивным явлениям.
Педагогическая практика имеет немало примеров и тех и других судеб. Особенно это видно к третьему -четвертому курсу, когда одни студенты постоянно «обновляют» свой эталон и стремятся с ним сравняться, а другие, как правило, занимающие первые строки при поступлении, все еще пребывают в состоянии самовос-
10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES
хищения и не очень удосуживаются поднимать свою эталонную, а затем и реальную планку.
Как показывает опыт проведения этих занятий, студенты с удовольствием выполняют практическую часть, стремясь найти величину самооценки личности. Процедура измерения при этом сводится к тому, чтобы сопоставить два множества - эталонного и реального Я личности. Вычисляя степень близости между ними, они могут судить о величине самооценки. Получив искомую цифру, они сами делают вывод. Они видят, чем ближе реальное множество к эталону, тем она выше, чем дальше оно от эталона, тем она ниже.
Полученные данные - это личная информация студентов. Не все спешат ее обнародовать, но понять, что это означает, желает, как правило, вся аудитория. Таким образом, удалось за годы работы со студентами увидеть некоторые экспериментально в процессе работы найденные особенности. Так, в студенческих группах, в которых обучались и юноши, и девушки, чаще в большинстве своем студенты демонстрировали пониженную самооценку. Но в последние годы в журналистскую профессию в основном идут девушки, самооценка которых чаще повышена. Если учесть, что среди них есть те, которые в большей степени нацелены на творческую работу и стремятся обучаться ей по максимуму и своему представлению, то у них самооценка оказывается сильно повышенной.
Наблюдая студентов и проводя повторные замеры, выяснилось, что у студентов старшего возраста она оказалась выше, чем у младшего. Но первокурсники стремятся взять напором, активной деятельностью, если только не останавливаются на достигнутом в профессии, не корректируют свой эталон.
Но вряд ли эта работа была нужной и самим преподавателям, если бы они не увидели в ней смысл и для себя. Оказалось, что это не только дает представление о студентах, о том коллективном творческом духе, который создается в той или иной группе и год на год не приходится, но и позволяет учитывать полученные знания в организации процесса обучения.
Например, в группах, в которых основной костяк составляли студентки с повышенной самооценкой, формировалась атмосфера авторитарности. В них появлялись разрозненные группки с неформальными лидерами во главе их. В большинстве своем сами эти лидеры демонстрировали свою авторитарность, при этом были нечувствительны к мнению других. В процессе обучения оказывалось, что у них хуже память, им свойственна долгая реакция на обиду, особенно, если их работа выполнена не лучшим образом. Когда же речь заходила о работе над проектом, то они демонстрировали меньшую гибкость в новой обстановке, оперировали больше абстрактными, чем конкретными представлениями. При разборе реальных журналистских ситуаций они реагировали на ситуацию в целом, а не на отдельные ее стороны, показывали свое неумение вникать в детали, что просто обязано уметь в профессии. Именно как результат запросов аудитории позже появились тре-
нинги «Зависимость непроизвольного запоминания от характера деятельности», «Определение объема кратковременной памяти» и др.
Когда же группа собиралась из студентов, у большинства которых была понижена самооценка, то им, оказывалось, были присущи свойства, противоположные тем, что демонстрировали авторитарные группы. Соответственно, даже одни и те же учебные курсы, в этих группах читались по-разному, так же как и предлагались проекты, ориентированные на превалирующие групповые характеристики.
Безусловно, без внимания не оставались и те студенты, которые в группах составляли меньшинство. Квоты на набор студентов в Филиале позволял формировать группы в количестве 20-25 человек, кроме последнего года, когда было принято 52 человека. Это позволяло по мере сил и возможностей преподавательского коллектива и специфики обучения вахтовым методом организовывать практически индивидуальное выстраивание судеб выпускников под конкретные запросы местного информационно-коммуникативного сообщества. Так появилась и начала реализовываться идея медиакоучинга.
Именно сотрудничество кафедры журналистики с газетами, журналами, радио и телевизионными каналами, которых в Севастополе и Крыму оказалось достаточно много, позволяло каждому студенту определять свой - единственный и неповторимый путь в профессию. Для многих он состоялся, и они на этом пути по-настоящему счастливы.
Это утверждение зиждется на той базе данных, которая была создана на кафедре журналистики и регулярно обновлялась. Многие выпускники как раз и отмечают значимость для них предлагаемых кафедрой тренингов, которые были обращены к ним и учили пониманию сначала себя, а потом и тех, к которым они приходили с заданием.
Со временем они понимали, насколько важными для них были эти умения и навыки, так как в своей профессиональной деятельности они неминуемо сталкиваются с необходимостью решения многообразных мотиваци-онных задач. Журналист входит в чужой дом и в чужую судьбу. При этом ему приходится побуждать других людей к выполнению определенной деятельности. Именно они приводят направленность их побуждений в соответствие с задачами, поставленными журналистской структурой, ориентируют их на достижение определенного результата, иногда во вред себе. Более того, журналисты воодушевляют их и поддерживают их энергию и настойчивость, помогают им преодолевать сложные жизненные ситуации, а порой апатию, усталость и т.д.
Общение с выпускниками и заставило обобщить наработанный опыт подготовки журналистов в Филиале МГУ имени М.В. Ломоносова в Севастополе. Мы предлагали им задуматься и попытаться проанализировать, каков их глубинный механизм принятия тех или иных решений, тем самым предоставляли возможность в процессе несложных тренингов многое узнать о себе. А
затем, организуя проектное обучение, в процессе реализации поставленных журналистских задач и о других их героях, - понять их и рассказать о том, почему их жизнь сложилась так, а не иначе, почему одни «прошли в дамки» и стали «телевизионными лицами», а другие превратились в хронических неудачников, обиженных на жизнь.
По ним в определенной мере сверять свою жизнь. Особенно показателен в связи с этим был проект «Русские писатели в Крыму». Студенты делали сюжеты об А.С. Пушкине, А.С. Грибоедове, Л.Н. Толстом, А.И. Куприне и других выдающихся писателях, в судьбе которых был Крым и пребывание в нем тем или иным образом запечатлилось в их творчестве. Причем съемки велись там, где они жили, ходили, дышали. Работали в
течение пяти лет обучения. Желая того или нет, соотносили эти судьбы со своими, а потом вольно или невольно задавались тем же вопросом, что и их предки сто лет назад: удовлетворяет ли меня моя картина мира? Устраивает ли меня моя профессия? Может быть, пора что-то поменять или скорректировать, может, выбрать другую профессию или остаться в этой?
Но это вопрос, на который каждый честно ответил самому себе уже по прошествии времени. По тому факту, что большинство студентов именно этого выпуска остались в профессии и сегодня активно трудятся в ней, можно утверждать, что они сделали выбор в пользу журналистики. Пожалуй, это главный результат для преподавателя.
Библиографический список
1. Мелия М. Успех - дело личное. Как не потерять себя в современном мире. М.: Альпина Паблишер, 2013. 464 с.
2. СидоренкоЕ.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2007. 240 с.
3. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 1975. С.189.
4. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с.
References
1. MeliyaM. Success is a personal matter. How not to lose oneself in the modern world. M.: Alpina Pablisher, 2013. 464 p.
2. SidorenkoE.V. Motivational training. SPb.: Rech', 2007. 240 p.
3. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality. 1975. P. 189.
4. Jacobson P. M. Psychological problems of motivation of behavior of the person. M.: Education, 1969. 317 p.