психологические науки
Амбалова Светлана Алексеевна МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ...
УДК 159
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
© 2018
Амбалова Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: svetagul@mail.ru)
Аннотация. Статья посвящена исследованию мотивационной сферы детей и изучению особенностей ее психологической диагностики. Исследование особенностей развития детей дошкольного возраста значительно отличается от изучения психических процессов взрослого населения, как по методам исследования, так и по процедуре проведения диагностической работы. Основными принципами, которыми руководствуются разработчики диагностических методик, являются принципы изучения естественного поведения детей, что предполагает минимальное вторжение исследователя в привычные обыденные формы поведения ребенка. Часто для реализации этих принципов применяются разнообразные способы мотивирования ребенка к игровой деятельности, в результате которой проявляются различные индивидуальные и возрастные психические своеобразия развития детей младшего школьного возраста. На сегодняшний день наиболее известными считаются различные шкалы развития дошкольников, предусматривающие проведение стандартизированных наблюдений за поведением ребенка и последующего сравнительно-сопоставительного анализа полученных данных и возрастных норм развития детей данной возрастной категории. Наиболее существенными для диагностирования уровня сформированности мотивационной сферы у детей дошкольного возраста считается изучение познавательной, мотивационной и моторной сфер, речевой деятельности и социального поведения ребенка. Период школьного обучения - один из важнейших этапов в жизни детей. В связи с этим очевидна та озабоченность, которую проявляют и родители, и сами дошкольники накануне поступления в школу. Мотивационная готовность к обучению в школе проявляет себя в том, что ребенок желает учиться, он осознает и обосновывает значимость и необходимость обучения, ему интересно познавать то, чему учат в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: диагностика, личность, младший школьник, мотивация, коррекция, школьное обучение, родители, психолог, психологическая готовность, рисуночные пробы, мотивационная сфера, речевая деятельность, социальное поведение, познавательная активность.
MOTIVATION SCOPE OF CHILDREN OF YOUNG SCHOOL AGE AND PECULIARITIES OF ITS PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS
© 2018
Ambalova Svetlana Alekseevna, candidate education sciences, associate professor, department of pedagogy and psychology North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin street, 46, e-mail: svetagul@mail.ru)
Abstract. The article is devoted to the study of the motivational sphere of children and the study of the features of its psychological diagnosis. The study of the developmental features of preschool children differs significantly from the study of the mental processes of the adult population, both in the methods of research and in the procedure for conducting diagnostic work. The main principles that guide the developers of diagnostic techniques are the principles of studying the natural behavior of children, which implies a minimal invasion of the researcher into the usual everyday forms of behavior of the child. Often to implement these principles, various ways of motivating a child for gaming activities are used, as a result of which various individual and age-specific mental characteristics of the development of children of primary school age are manifested. To date, the most known are the various scales of development of preschool children, which provide for standardized observations of the behavior of the child and subsequent comparative analysis of the data obtained and the age norms of development of children of this age category. The most important for diagnosing the level of formation of the motivational sphere in preschool children is the study of cognitive, motivational and motor spheres, speech activity and social behavior of the child. The period of schooling is one of the most important stages in the life of children. In this regard, it is obvious that the concerns expressed by parents and preschoolers themselves on the eve of entering school. Motivational readiness for school education manifests itself in the fact that the child wants to learn, he realizes and justifies the importance and necessity of training, he is interested in learning what is taught in the general education school.
Keywords: diagnosis, personality, junior schoolchild, motivation, correction, school education, parents, psychologist, psychological readiness, drawing tests, motivational sphere, speech activity, social behavior, cognitive activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Готовность дошкольника к процессу обучения в школе предполагает не только наличий у ребенка определенных знаний, умений и навыков, но и присутствую у него мотивации к обучению, познавательной активности и ряда индивидуальных и поведенческих свойств, необходимых для усвоения основной образовательной программы.
Диагностическими методами можно выявить у ребенка младшего школьного возраста уровень сформиро-ванности различных видов мотивов. Условно их можно разделить на две категории:
1. Ориентация детей на формальные стороны обучения с опорой на дошкольные виды деятельности: дидактическая игра, гуляние, занятия художественно-прикладного цикла, спортивная гимнастика и т. п. Такая деятельность эффективна потому, что ребенок быстрее адаптируется к обучению в школе.
2. Ориентация младших школьников на различные
виды и условия учебно-познавательной деятельности, включая содержательные стороны образовательного процесса: учеба с целью приобретения знаний, высокие оценки, одобрение родителей, использование знаний в дальнейшем, занятие интересным делом, участие в предметных олимпиадах, конкурсах и т. д.
Такая ориентация подтверждает факт сформирован-ности у младших школьников учебной, познавательной, игровой и социальной мотивации.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Переживание себя, своих мотивов, как пишет Л.И. Божович, связано с зарождением внутренней позиции младшего школьника [1]. Она вырабатывается в период возрастного кризиса семи лет и обусловливает поведение (Ж.Х. Баскаева [2], Н.Х. Сопоева [3]), деятельность, систему отношений к окружающим и самому
Ambalova Svetlana Alekseevna MOTIVATION SCOPE ...
psychological science
себе. Важнейшим новообразованием кризиса выступает внутренняя позиция младшего школьника и привязанная к ней учебная мотивация. Затем в возрастном развитии устанавливается новый уровень - младший школьник: меняется система ценностей, ведущей деятельностью ребенка становится учебно-познавательная, игровой мотив плавно переходит в учебный. В отличие от игровой деятельности, учебно-познавательная деятельность выступает обязательной, целенаправленной, результативной. Теперь главное для ребенка хорошо учиться, получать похвалу.
Формирование целей статьи (постановка задания). Обучение в школе является одним из основных периодов в жизни ребенка. Это объясняет озабоченность, которая проявляется и у взрослых, и у детей накануне поступления в школу. Нередко родители, педагоги дошкольных учреждений, а также сами дети воспринимают эту ситуацию, как своеобразное испытание дошкольника за весь период его дошкольной жизни. Такое внимание к мотивационной готовности к школьному обучению, пожалуй, не лишено смысла, так как для обучения в школе ребенку потребуются все те знания, умения и навыки, которые он приобрел за дошкольный период. Чаще всего при поступлении в первый класс ребенку не просто следовать школьным требованиям, им для этого необходима определенная сосредоточенность и напряжение. В связи с этим, необходимо заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готов к школьному обучению, т. е. он подготовился к преодолению трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения в школе.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Основная задача, которая стоит перед психологом и педагогом при диагностике мотивационной сферы ребенка заключается в том, чтобы по результатам исследования иметь возможность отнести каждого испытуемого к той или иной мотивационной ориентации, и в соответствии с этим осуществлять свою профессиональную деятельность.
Для диагностики уровня психологического развития личности дошкольника наиболее успешными и эффективными в мировой образовательной практике считаются рисуночные тесты или пробы. Эти психологические пробы признаны наиболее объективными диагностическими средствами личностных особенностей ребенка по следующим причинам:
а) они являются достаточно информативными;
б) при повторном исследовании они показывают динамику психического развития состояния ребенка;
в) процесс рисования - привычная деятельность для детей дошкольного возраста.
При применении любого диагностического инструментария, в том числе и рисуночных проб, для выявления мотивационных и личностных особенностей детей дошкольного возраста, необходимо соблюдение ряда обязательных рекомендаций:
1. Использование наиболее информативных методик диагностики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обследуемого ребенка;
2. Профессионализм при использовании методов психологической диагностики. Корректная интерпретация полученных результатов возможно лишь в том случае, когда психологом учтены все процедурные содержательные и формальные аспекты выбранных методик;
3. Доброжелательная атмосфера в процессе осуществления психологической диагностики личности ребенка. Только в условиях позитивных эмоциональных взаимоотношений ребенок может открыться, быть раскованным, что позволит получить наиболее объективные данные;
4. Психологическая коррекция должна присутство-
вать в процессе каждого взаимодействии психолога и ребенка, даже если это соприкосновение имеет сугубо психодиагностическую направленность. Благосклонная и спокойная обстановка, положительное и корректное отношение взрослого к ребенку усиливают его мотива-ционную уверенность, учат конструктивному общению.
В психодиагностических целях по отношению к младшим школьникам чаще всего применяются следующие рисуночные пробы, объединенные в одну большую группу «Методики изучения продуктов творчества ребенка»: «Дом, дерево, человек», «Кинетический рисунок семьи», «Нарисуй себя», «Несуществующее животное».
Разнообразные требования, предъявляемые школой к психике ребенка дошкольного возраста, обусловливают структуру психологической готовности к школьному обучению, основными компонентами которой выступают личностная и умственная готовность ребенка.
Умственная готовность подразумевает достаточный уровень сформированности познавательных психических процессов: мышления, восприятия, ощущения, памяти, воображения, сознания, речи, владения знаниями, умениями, навыками и способами учебной деятельности. Личностная готовность ребенка подразумевает сформированность учебной мотивации, адекватное отношение к окружающему миру, высокий уровень самосознания, зрелость коммуникативных способностей, необходимый уровень эмоционального и личностного развития психики дошкольника.
«Даже в случае поверхностного приближения к рассмотрению структуры и содержания психологической готовности видно, что школа предъявляет требования к самым разным психологическим качествам ребенка. Поэтому естественно возникает вопрос: соответствует ли ребенок столь многообразным требованиям к нему? Так как психологическая готовность является важной предпосылкой успешного школьного обучения, то от ее сформированности зависит, как сложится отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые. Психологическая готовность может появляться в разных возрастах» [2].
«Дети имеют разный темп психического развития. Одни в силу тех или иных причин опережают в развитии психики основную массу сверстников (С.А. Амбалова [4], М.И. Бекоева [5], О.Ф. Джиоева [6], Б.А. Тахохов [7], И.М. Хадикова [8]), а другие дети отстают от большинства. Поэтому в результате диагностики психологической готовности какая-то часть дошкольников уже в возрасте 6 лет оказывается вполне готова к обучению в подготовительном классе. Основная часть детей лишь к семи годам обнаруживает черты психологической готовности к систематическому усвоению школьных знаний и умений. Встречаются и такие дети (И.В. Чикова), которые будут обнаруживать свойства психики дошкольника и после семи лет, и даже в ходе обучения в школе [9, с. 165-167]. Как видим, к школе каждый ребенок приходит со своим, индивидуальным результатом развития, который должен быть оценен психологом, а полученная информация - правильно использована» [10, с. 86-89].
Следует отметить, что достаточно высокие показатели психологической готовности ребенка к обучению в школе, как известно, обеспечивают более успешную адаптацию детей к процессу обучения, но не гарантируют, что на начальной стадии обучения в школе у ребенка не возникнут проблемы. К сожалению, часто случается так, что в первые же дни обучения в школе у некоторых детей вырабатывается завышенная самооценка своих возможностей: ребенок начинает относиться к обучению поверхностно, у него не развиваются такие личностные качества, как самокритичность, инициативность, напористость, настойчивость, они теряют интерес к процессу обучения в целом. Постепенно, при нарастании учебных требований у ребенка возникают проблемы в обучении и укрепляются не самые позитивные личностные каче-
психологические науки
Амбалова Светлана Алексеевна МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ...
ства. Получается, что высокий уровень психологической готовности, достигнутый дошкольником к моменту поступления в школу, не гарантирует успешности обучения и необходимых темпов развития индивидуальных особенностей ребенка.
«Но, как отмечают некоторые исследователи (О.Ф. Джиоева [11, с. 483-493], О.В. Дыбина [12, с. 123126], И.Ю. Кокаева [13, с. 15-19]), возможная и другая позиция. Ребенок воспитывается в неблагополучной семье, и к моменту зачисления в школу у него обнаруживаются низкие показатели психологической готовности к обучению. Но если педагогу удается выработать у этого ученика позитивное отношение к обучению, то он постепенно включается в активную учебно-познавательную деятельность, преодолевает встречающиеся препятствия и возмещает пробелы, имеющие место в дошкольном возрасте. При правильной организации процесса обучения (З.А. Арскиева [14], М.И. Бекоева [15], И.Ю. Кулагина, Л.Е. Сачкова [16]), при систематической психолого-педагогической помощи дошкольник может существенно продвинуться в психическом развитии» [3].
Иногда создается впечатление, что поскольку диагностика уровня сформированности психологической готовности ребенка дает краткосрочный прогноз успеваемости обучающихся (Г.Х. Джиоева) [17, с. 75-78], то она и не столь значима. Это ошибочное мнение. Выявление психологических возможностей младших школьников дает возможность педагогу и психологу решать ряд важных образовательных задач, связанных с процессом обучения в начальной школе: во-первых, это задача выявления наиболее подходящего возраста поступления ребенка в школу (Л.Т. Зембатова) [18, с. 133-135]; во-вторых, это задача осуществления коррек-ционно-развивающей деятельности с детьми, оказавшимися психологически незрелыми к процессу обучения в школе (Б.А. Тахохов) [19, с. 207-210]; в-третьих, это задача оказания родителям, воспитателям и преподавателям консультативной помощи в формировании личности ребенка и активизации учебно-познавательной деятельности (Е.С. Шамухаметова) [20, с. 75-78].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Использование диагностического инструментария, определяющего психологическую готовность дошкольников к обучению в общеобразовательной школе, позволяет раскрыть возрастные особенности психического развития детей. Это, несомненно, важный и необходимый процесс обеспечения условий оптимизации начального этапа адаптации учащихся первых классов и предупреждения их неуспеваемости.
Для психологически незрелых к школьному обучению детей необходимым условием является организация специальных индивидуальных или групповых занятий, на которых в форме игровой деятельности развиваются такие психологические процессы, как: внимание, воображение, память, мышление, восприятие и речь.
Необходимо сформировать у младших школьников позитивное отношение к обучению, устранить имеющую иногда место мотивацию боязни неудач.
Действенным средством коррекции этих страхов является игра «в школу», чтобы каждый из школьников имел возможность побывать в роли и учителя, и ученика. У детей, не имеющих целого комплекса неготовности, уже в течение одного-двух месяцев специально организованной работы сформируется психологическая готовность к обучению.
В случае с более выраженными и устойчивыми проявлениями психологической неготовности ребенка к обучению в школе, вероятнее всего, потребуется отсрочить на год поступление в школу и проводить с ним кор-рекционную работу в течение этого времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
2. Баскаева Ж.Х. Организация самостоятельной творческой работы школьников //Уральский научный вестник. 2017. Т. 12. №-2. С. 022-025.
3. Сопоева Н.Х. Воспитание и обучение младшего школьника на основе национальной культуры, традиций, обычаев, языка //В сборнике: Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2014. С. 22-24.
4. Амбалова С.А. Современный подросток: факторы его психического развития //Современные проблемы науки и образования. 2015. №2-2. С. 330.
5. Бекоева М.И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. Т. 2. №75. С. 203-206.
6. Джиоева О.Ф. Основные детерминанты затрудненного общения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 144-147.
7. Тахохов Б.А. Психолого-педагогические принципы использования игровых технологий в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-5. С. 198-205.
8. Хадикова И.М. Социально-психологические особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. №10-2. С. 175-178.
9. Чикова И.В. Проблема эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста и её практико-ин-струментальное решение //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 165-167.
10. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 86-89.
11. Джиоева О.Ф. Социальная активность как фактор социализации личности //В мире научных открытий.
2015. № 7.1 (67). С. 483-493.
12. Дыбина О.В. Формирование у детей 6-7 лет основ культуры познания в процессе познавательно-исследовательской деятельности //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 123-126.
13. Кокаева И.Ю. Двигательная активность младших школьников как средство развития физического и психоэмоционального здоровья //Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 5. С. 15-19.
14. Арскиева З.А. Педагогический оптимизм как фактор развития учебной мотивации //Казанский педагогический журнал. 2017. № 4 (123). С. 56-59.
15. Бекоева М.И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №1 (18). С. 75-78.
16. Сачкова Л.Е., Кулагина И.Ю. Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте //Воспитание и обучение детей младшего возраста.
2016. № 5. С. 889-891.
17. Джиоева Г.Х. Основные направления этнопеда-гогической подготовки будущего учителя //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 75-78.
18. Зембатова Л.Т. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников как условие повышения качества математического образования // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 2. №12 (34). С. 133-135.
19. Тахохов Б.А. Духовно-нравственное воспитание - актуальная проблема //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 207-210._
Ambalova Svetlana Alekseevna MOTIVATION SCOPE ...
psychological science
20. Шамухаметова Е.С. Особенности межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 1. С. 75-78.
Статья поступила в редакцию 18.03.2018 Статья принята к публикации 27.06.2018