психологические науки
Амбалова Светлана Алексеевна, Бекоева Марина Ивановна К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
УДК 159.9
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2016
Амбалова Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии Бекоева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)
Аннотация. Формирование психических процессов у детей младшего школьного возраста, по сравнению с предшествующим возрастным периодом, характеризуется специфическими особенностями. Одним из факторов антиобщественного поведения в этом возрасте считается агрессивность, так как именно дети с агрессивными и задиристыми проявлениями с возрастом обнаруживают большую склонность к девиантному поведению. Как известно, агрессия играет пагубную роль в социализации личности ребенка, так как превращает его в будущем либо в потенциального преступника, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтных ситуаций. Агрессия еще большее негативное влияние оказывает на общее развитие высших психических функций младших школьников. Проявление собственного агрессивного поведения, или постоянное ожидание негативного отношения от окружающих ограничивают активность младшего школьника, усиливают его замкнутость, тревожность, скры-тость, раздражительность, беспокойство, формируют заниженную или компенсированную самооценку.
Ключевые слова: психология детей младшего школьного возраста, психические процессы, учебная деятельность, учебные действия, агрессия, девиантное поведение.
THE ISSUE OF PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF EDUCATIONAL ACTIVITY AND AGGRESSIVE BEHAVIOR OF YOUNGER SCHOOLBOYS
© 2016
Ambalova Svetlana Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of education and psychology Bekoeva Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of education and psychology North Ossetian State University named K.L.Hetagurov, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. The formation of mental processes in children of primary school age, compared with the previous period of age, is characterized by specific features. One of the factors of antisocial behavior in this age is considered to be aggressive, because it is the children with aggressive and cocky manifestations of age show a greater propensity for deviant behavior. As is known, aggression plays a harmful role in the socialization of the child's personality, as it turns it into a future or potential criminal or a potential victim in all present and future conflicts. Aggression is an even greater negative effect on the overall development of higher mental functions of primary school children. The manifestation of his own aggressive behavior, or the constant expectation of the negative attitude of others to limit the activity of the younger schoolboy, increase its isolation, anxiety, invisibility, irritability, anxiety, understated form or compensated self-esteem.
Keywords: psychology of children of primary school age, mental processes, learning activities, educational activities, aggression, deviant behavior.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Известно, что с поступлением ребенка в школу его главной, ведущей деятельностью становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Система «ребенок - учитель» становится центром жизни ребенка. Данная социальная ситуация развития формирующейся личности требует и особой деятельности - учебной, направленной на восприятие и усвоение предъявляемого разнообразного информационного материала. Предметом такой деятельности является опят знаний, дифференцированный на отдельные науки. Компонентами ее, по мнению психологов, являются учебная задача, учебное действие, действие контроля, действие оценки. Рассмотрим их более подробно.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблеме изучения агрессии детей младшего школьного возраста посвящено много исследований. Повышенная агрессивность младших школьников является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы, несомненна, поскольку число детей младшего школьного возраста с таким поведением быстро растет. Агрессивное поведение вызвано совокупностью целого ряда факторов: кризисом семейного воспитания; заметным ухудшением социальных условий жизни младших школьников; возрастанием числа патологических родов;
недостаточное внимание общеобразовательной школы к психическому состоянию детей младшего школьного возраста. Большинство ученых (С.А. Амбалова [1], М.И. Бекоева [2], А.А. Дзарасов [3], Ж.Х. Баскаева [з], Л.Ю. Мирошниченко, А.В. Султанова [3], З.К. Малиева [4], В.А. Цагараев [4] и др.) выделяют два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка: снисходительность (степень готовности родителей и воспитателей прощать поступки, понимать и принимать ребенка) и строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка. Суровое наказание вызывает у ребенка враждебность.
Формирование целей статьи (постановка задания). Действие контроля показывает, насколько правильно учащийся производит то или иное действие, соответствующее образцу. Посредством контроля осуществляется сознательное установление зависимости между неполным, слабым или очень слабым осмыслением школьниками собственных учебных действий. Действие оценки позволяет определить, достигнут ли школьником ожидаемый результат. На первых порах оценка дается главным образом лишь учителем, ибо им организуется контроль. С развитием же у учащихся навыков самоконтроля данная функция распространяется и на них, постепенно преобразуясь в необходимый атрибут процесса учебно-познавательной деятельности.
Однако сама учебная деятельность не дается школьнику в готовом виде. Необходима конкретная систематическая работа по ее формированию.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Амбалова Светлана Алексеевна, Бекоева Марина Ивановна психологические
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... науки
Под учебной задачей обычно понимается то, что ученик должен освоить. Это, прежде всего, общие способы выделения свойств понятий, решений определенных видов конкретно-практических задач. Воспроизведение образцов этих способов и представляет основную цель учебной деятельности.
Учебным действием называют такое действие, которое школьнику необходимо произвести для усвоения того или иного материала, для обнаружения характерных свойств изучаемых предметов. Именно выполнение учебных действий способствует последующему полному и точному воспроизведению значительного объема информации, предъявляемой в содержании образовательных дисциплин.
С приходом ребенка в первый класс таковых умений и навыков у него нет. Их развитие представляет собой чрезвычайно важную проблему педагогического процесса. Первоочередная задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка учиться. Мотив, с которым он приходит в образовательное учреждение, как правило, не связан с содержанием предстоящей деятельности. Таким образом, наблюдается взаимное несоответствие мотива и содержания учебной деятельности, вследствие чего первый начинает постепенно утрачивать свою силу. Структура процесса учения должна быть такова, чтобы его мотив был непосредственно связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Это обусловливает необходимость формирования у него познавательной мотивации, очень тесно связанной с содержанием и способами обучения и выступающей в качестве одной из предпосылок организации продуктивной учебной деятельности младших школьников.
Трудно согласиться с утверждением, что игра в школьном возрасте полностью теряет свое значение. Она сохраняется, но в самом характере соответствующей деятельности наблюдаются значительные перемены. Это, в частности, переход от плана внешних действий к плану воображения, изменения соотношений между ними. Игра постепенно подчиняется учебной деятельности.
Развитие психики младших школьников характеризуется целым рядом специфических особенностей по сравнению с предшествующим возрастным периодом. Агрессивность является одним из факторов антиобщественного поведения, так как агрессивные и задиристые дети с возрастом обнаруживают большую склонность к асоциальным проявлениям. Агрессия играет пагубную роль в становлении личности ребенка, так как превращает его либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Не менее пагубно влияет агрессия на общее развитие высших психических функций детей младшего школьного возраста. Собственные агрессивные проявления или постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивают активность ребенка, усиливают его тревожность, замкнутость, раздражительность, формируют заниженную или компенсированную самооценку.
Проявление агрессивности рассматривается как выражение целенаправленного деструктивного поведения, противоречащего нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящего вред объектам нападения, причиняющего физический ущерб людям или вызывающего у них психологический дискомфорт.
Появлению агрессии способствуют длительные и частые фрустрации. Возникая в критической ситуации, агрессивное поведение выполняет защитную функцию, иногда функцию разрешения ситуации, связанной с сохранением индивидуальности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний. Наиболее часто агрессивное поведение наблюдается у ребенка в критические возрастные периоды. Это свидетельствует о том, что любую трудную ситуацию в момент возрастного кризиса ребенок переживает сложнее, поэтому можно ожидать возрастания агрессивных элементов в поведении. 184
Формированию агрессивного поведения детей способствуют различные факторы. Так, можно отметить связь агрессивности с такими факторами, как нарушение мотивационной сферы ребенка, тяжелая обстановка в семье, отставание в усвоении школьных знаний, неблагоприятная школьная атмосфера, стиль воспитания и преподавания в школе.
Проявления агрессии определяются в первую очередь условиями воспитания. Всем известно, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением друг к другу у детей активнее формируются такие качества, как доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, умение разрешать конфликты и т.д. Таким детям свойственно более адекватное осознание образа Я, его целостность, а следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж и группе сверстников.
В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование вышеназванных качеств затрудняется, а в ряде случаев становится невозможным. Родительский диктат способствует возникновению у ребенка высокой тревожности и нерешительности в общении со сверстниками, склонности к ссорам, максимальной самоагрессии.
Жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к проявлению им агрессивного поведения по отношению к другим детям, но и к развитию агрессивности, склонности к насилию и жестокости во взрослой жизни, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.
Иногда агрессивность может определяться как отчаяние ребенка, который ищет признания и любви. Своим поведением он пытается привлечь к себе внимание родителей и учителей. Дефицит любви составляет тот фон, на котором легче всего проявляется агрессивность. Кроме того, наличие между родителями и ребенком психологической дистанции, холодности и отчужденности ведет к снижению успеваемости ребенка в школе, так как это пагубным образом сказывается на формировании эмоциональной культуры ребенка, его отношении к учебе и жизненным перспективам вообше.
А.К.Осницкий в своих исследованиях изучал агрессивность учительского состава, ведущего классы с повышенной агрессивностью учащихся. Результаты его исследований показали, что классы, в которых учителя отличались высоким уровнем проявления физической и вербальной агрессии, связанных с большой раздражительностью и подозрительностью по отношению к детям и сослуживцам, ярко обнаруживает агрессивные проявления и конфликтность. А в классах, где хотя бы один учитель не обнаруживает агрессивного поведения, показатели значительно ниже.
Развитие психики младших школьников характеризуется целым рядом специфических особенностей по сравнению с предшествующим возрастным периодом. Включаясь в учебную работу, индивид постепенно подчиняется ее требованиям, выполнение которых и предполагает появление у него новых психических качеств, возникающих и развивающихся в его сознании по мере формирования учебной деятельности.
Определенные изменения наблюдаются у младших школьников и в области восприятия: происходит так называемый переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за изучаемым объектом.
Важное требование учебной деятельности состоит в формировании у школьников умения развернуто обосновывать справедливость своих действий, поступков, высказываний, суждений, логично анализировать их.
Именно на базе учебной деятельности, в ее условиях развиваются познавательные способности каждого конкретного индивида. В детском саду ребенок не овладева-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)
психологические науки
Амбалова Светлана Алексеевна, Бекоева Марина Ивановна К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
ет системой научных понятий, что начинает требоваться от него в образовательном процессе школы. Задача очень трудная, требующая от младшего школьника продуктивного развития таких сложных мыслительных операций как: анализ, синтез, рассуждение, сравнение и пр.
На начальной ступени общего образования осуществляется не только усвоение отдельных знаний, формирование отдельных умений и навыков, но и их обобщение, и практическая реализация на более высоком уровне-уровне интеллектуальных операций. Интеллект, как известно, опосредует развитие всех психических процессов, обусловливает их осознание и произвольность. Запоминание становится произвольным, намеренным, ставится задача произвольного воспроизведения; причем средства для запоминания того или иного материала самостоятельно используются детьми.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основании вышеизложенного считаем, что основные психологические новообразования учащихся младшего школьного возраста состоят в следующем:
1. Произвольность и осознанность всех психических процессов, их интеллектуализация, внутреннее опосредование, реализуемое на базе усвоения определенной системы научных понятий;
2. Осознание учащимися собственных изменений психического склада в результате развития у них учебной деятельности.
3. Агрессивность - свидетельство ограниченности средств, которыми располагает ребенок для преодоления затруднений и неприятных для себя ситуаций.
4. Агрессивность и ее проявления, как уже отмечалось, нередко являются защитными реакциями ребенка в конфликтной ситуации.
5. Использование агрессивных действий для самоутверждения и самореализации встречаются и в раннем детстве, и у подростков, и у взрослых. Причиной этого чаще всего является недостаток или низкая культура средств, используемых в собственной деятельности и во взаимодействии с другими людьми.
Указанные характеристики, раскрывая психологические особенности учебной деятельности и агрессивного поведения младших школьников, одновременно служат свидетельством перехода формирующейся личности к следующему возрастному периоду, завершающему детство.
тия качеств личности//В сборнике: Педагогический процесс: проблемы и перспективы. Межвузовский сборник научных трудов. Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Под редакцией А.Р. Джиоевой. Владикавказ, 2011. С. 56-66.
7. Смирнова Е.О. «Детская психология» - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
8. Ольшанский В.Б. «Практическая психология для учителей» - М., Онега, 1994
9. Бочаров В.Б. «Антропология возраста» - Санкт-Петербург, 2001
10. Абрамова Г.С. «Практическая психология: Учебник для студентов вузов» М.: Академический проект, 2003
11. Захаров Л.И. «Психотерапия неврозов у детей и подростков». М., 1982.
12. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 769.
13. Казанчева Б., Течиева В.З. Внеучебная деятельность учащихся как фактор личностного достижения //В сборнике: Сборник студенческих научных статей Составитель С.Е. Ногаева. Владикавказ, 2009. С. 251-258.
14. Цаллагова З.Б., Баскаева Ж.Х., Силяева Е.Г., Хатаев Е.Е. Вопросы совершенствования профессионально-методической подготовки учителя для начальной национальной школы // Межвузовский сборник научных статей /под редакцией проф. А.Д. Куловой. Владикавказ, 1998.
15. Молодцова Т.Д., Шалова С.Ю. Роль социальных и психологических рисков в появлении школьной дезадаптации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 82-86.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 9-11.
2. Бекоева М.И. Эдукативные аспекты педагогики. Учебное пособие //М.И. Бекоева, З.И. Бекоева, Ф.А. Кокаева; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. ун-т им. Коста Левановича Хетагурова». Владикавказ, 2007.
3. Дзарасов А.А., Баскаева Ж.Х., Мирошниченко Л.Ю., Султанова А.В. Школьный театр миниатюр как средство реабилитации детей с ПТСР //Дети Беслана: диагностика и реабилитация жертв террористического акта. Сборник научно-практических статей по проекту «Дети Беслана»./ Под ред. Шипициной Л.М., Сорокина В.М. и Цуциевой Ж.Ч. СПб, 2006. 148 с.
4. Малиева З.К., Цагараев В.А. Применение технологии семиотического анализа объектов визуальной культуры к духовно-нравственному воспитанию учащихся //Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ. 2010. №5. С. 115-119.
5. Тахохов Б.А. Развитие толерантности учащихся// Теория и практика обучения и воспитания: сб. науч. трудов. Владикавказ, 2005. С. 198-201.
6. Гулиева С.А. Психологический механизм разви-_