Ivanova Tatyana Nikolaevna MOTIVATIONAL BASIS ...
economic sceinces
УДК 330:316.3
DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0032
МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ:
КОГОРТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
© 2019
Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 16В, e-mail: IvanovaT2005@tltsu.ru)
Аннотация. В статье автор рассматривает мотивационную основу благотворительности населения. Благотворительность описывается как инструмент регулирующий социальное напряжение в обществе и контроля социальных проблем в обществе. Автор акцентирует внимание на необходимости изучения основ благотворительность, так как в настоящее время протекает возобновление не только благотворительности отдельных юридических лиц, но и государственной благотворительной помощи, что на взгляд автора все это помогает оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям. На взгляд автора, благотворительность во все времена являлась непростым человеческим действием, мотивация которого детерминирована психологическими и социальными факторами. С одной стороны, пренебрежение немощных и бедных, заключалось в ведении государства. А с другой стороны, существование конкретного «неблагополучного» социального слоя сосредоточило на себя внимание общества, побудило сострадание и дало толчок к действиям, которые призваны снизить остроту неблагополучия. Исследование благотворительной деятельности на сегодняшний день занимает важную позицию, так как на данный момент протекает возобновление не только благотворительности отдельных юридических лиц, но и государственной благотворительной помощи. Социальное расслоение, которое затронуло все социальные слои и группы российского общества, нарастающая нищета, утрата многих мировоззренческих и нравственных жизненных ориентиров, падение уровня рождаемости, утрата семейных ценностей, размытость исторического сознания - все эти явления повлияли на развитие института благотворительности.
Ключевые слова: мотивация, благотворительность, население, когорты, дифференциация, общество, экономика, деятельность, государство, помощь, религия, добро, доверие, недоверие, акция.
MOTIVATIONAL BASIS OF POPULATION CHARITY: COGORT DIFFERENCES
© 2019
Ivanova Tatyana Nikolaevna, Doctor of Sociology, Associate Professor of the Department "Sociology" Tolyatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str., 16B, e-mail: IvanovaT2005@tltsu.ru)
Abstract. In the article, the author considers the motivational basis of the public charity. Charity is described as an instrument governing social tension in society and the control of social problems in society. The author focuses on the need to learn the basics of charity, as it is currently proceeding not only to restore the charity of individual legal entities, but also to state charity, which, in the author's opinion, all this helps to provide more effective assistance to people in need. In the author's opinion, charity has always been a difficult human action, the motivation of which is determined by psychological and social factors. On the one hand, the neglect of the weak and the poor was in the jurisdiction of the state. On the other hand, the existence of a particular "disadvantaged" social stratum focused on the attention of society, prompted compassion and gave impetus to actions that are intended to reduce the severity of distress. The study of charitable activity today occupies an important position, since at the moment there is a resumption not only of the charity of individual legal entities, but also of state charitable assistance. Social stratification, which affected all social strata and groups of Russian society, increasing poverty, loss of many ideological and moral life guidelines, falling birth rates, loss of family values, blurred historical consciousness - all these phenomena influenced the development of the institute of charity.
Keywords: motivation, charity, population, cohorts, differentiation, society, economy, activity, state, aid, religion, good, trust, mistrust, action.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами
Благотворительность в современном мире представляет собой сложное и многоплановое общественное явление, которое оказывает большое влияние на развитие социальной сферы общества. Благотворительность прошла долгий путь становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа» [1]. На сегодняшний день благотворительность переживает бурный рост и активно развивается. Это связано в первую очередь с социально-экономическими изменениями в обществе, способствовавшими становлению рыночных отношений, что позволило развиваться частному бизнесу, который сегодня активно осуществляет благотворительную деятельности [2-13.
Благотворительность необходима для того, чтобы снизить социальное напряжение в обществе и смягчить назревшие социальные проблемы. Вот поэтому в настоящее время играет важную роль изучение основ благотворительности [14]. Возрождение государственной благотворительной помощи, развитие благотворительности частных организаций, а также отдельных юридических лиц может способствовать не только оказанию
более эффективной помощи нуждающимся людям, но и развитию общества в целом в соответствии с принципом гуманизма, который выступает как универсальный критерий прогресса [15].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы.
Тему благотворительности затрагивали многие ученые и исследователи. Тема благотворительности встречается у таких учёных, как Л. В. Бадя в труде «Благотворительность и меценатство в России». В. А. Сущенко в произведении «История российского предпринимательства» в одной из глав рассматривал благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей. Он рассматривал понятие благотворительности как особую форму социальной поддержки, которая состоит в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся. Также исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стог в своем труде «Об общественном призрении».
Благотворительность во все времена являлась непростым человеческим действием, мотивация которого детерминирована психологическими и социальными факторами. С одной стороны, пренебрежение немощных и
экономические науки
Иванова Татьяна Николаевна МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА ...
бедных, заключалось в ведении государства. А с другой стороны, существование конкретного «неблагополучного» социального слоя сосредоточило на себя внимание общества, побудило сострадание и дало толчок к действиям, которые призваны снизить остроту неблагополучия.
Исследование благотворительной деятельности на сегодняшний день занимает важную позицию, так как на данный момент протекает возобновление не только благотворительности отдельных юридических лиц, но и государственной благотворительной помощи. Все это помогает оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям. Также сейчас прослеживается положительная динамика участия людей в благотворительных акциях. Так, по данным «Левада-центр» 50% россиян жертвовала денежные средства кому-либо или участвовала в благотворительных акциях различного рода за последний год[16].
Изложение основного материала.
Для того чтобы более подробно рассмотреть данную проблему, необходимо изучение мотивационной основы благотворительности. Поэтому целью нашего исследования является оценка отношений к благотворительности граждан Тольятти разных возрастов, с точки зрения мотивированного аспекта. Гипотезы исследования были построены на основе сравнения мнений граждан Тольятти двух возрастных групп: первая - граждане от 20 до 39 лет и вторая группа - люди старше 40 лет, поэтому выборочная совокупность представлена в пропорции 100/100.
По половому признаку респонденты разделились следующим образом: 50 % - мужчины, 50 % - женщины.
Согласно образованию опрошенных выборочная совокупность была представлена следующим образом: 51 % - оконченное высшее, 20 % - неоконченное высшее, 19 % - среднее специальное (техникум, колледж), 8 % -среднее общее (11 классов), 2 % - неполное среднее (9 классов).
По уровню удовлетворенности материальным положением респонденты разделились на 5 групп: удовлетворены своим материальным положением 31 % респондентов (38 % старшее поколение и 24 % молодое поколение); не совсем удовлетворены - 37 % (40 % молодые люди и 33 % люди старшего возраста); не удовлетворены - 16 % опрошенных (17 % младшее поколение и 15 % старшее поколение), полностью удовлетворены своим положением - 11 %, и полностью не удовлетворены
- 5 % участников опроса (распределение по возрастному признаку оказалось примерно равным).
По религиозному аспекту мнения респондентов разделились на 3 группы. Религиозные ценности играют важную роль в жизни 37 % опрошенных (36 % молодых людей и 38 % людей старшего возраста). Религия играет незначительную роль в жизни 42 % информантов. Следует отметить, что чаще данный вариант ответа выбирали респонденты в возрасте от 20-39 лет (45 %), чем люди старшего возраста (38 %). Религия не играет никакой роли в жизни 21 % участников опроса. Соотношение между возрастными группами показало, что результат примерно одинаковый: молодое поколение - 19 %, старшее - 24 %.
В программе исследования одна из задач связана с выяснением отношения респондентов к благотворительности. Две трети участников опроса положительно относятся к благотворительности (74 %). Распределение ответов по возрасту оказалось примерно равным 75 % молодое поколение и 73 % старшее. Следует отметить, что также чаще этот вариант ответа выбирали люди, для которых религия играет важную роль (68 %), чем респонденты, для которых религия никакой роли в жизни не играет (22 %). 20 % опрошенных занимают сдержанную, нейтральную позицию. Распределение по возрастному критерию оказалось примерно равным: молодежь
- 17 %, старшее поколение - 22 %. 4 % относятся от-
рицательно, утверждая, что благотворительность - это пустая трата времени и денег (соотношение между двумя возрастными группами оказалось примерно равным: 6 % молодое поколение и 2 % старшее поколение). Затрудняются ответить на вопрос 2 % респондентов. Вариант ответа «другое» отмечен в 1 % анкет (респондент в возрасте от 20 до 39 лет).
Респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, стоит ли заниматься благотворительностью?». 32 % опрошенных считают, что нужно заниматься благотворительностью, потому что государство не в силах помочь всем. Значительно чаще этот ответ выбирали люди старшего возраста (37 %), чем молодежь (28 %). Думают, что нужно помогать людям, которые в этом нуждаются половина информантов. Соотношение между возрастными группами следующее: молодое поколение - 56 %, старшее поколение - 44 %. Нейтральную позицию занимают 15 % респондентов. Соотношение между возрастными группами оказалось равным. Не видят смысла в благотворительности 2 % участников опроса. Вариант ответа «другое» был отмечен в 1 % анкет. В данном вопросе четко прослеживается разница во мнениях двух групп респондентов. Поэтому можно сделать вывод о том, что старшее поколение в большей степени считает, что нужно заниматься благотворительной деятельностью, чем молодое поколение.
Информированность респондентов является важным фактором активности участия в благотворительности. Поэтому респондентам был задан вопрос: «Из каких источников Вы получаете информацию о благотворительных организациях?». Чаще всего люди получают информацию о благотворительности из Интернета (73 % опрошенных). Следует отметить, что данный вариант ответа чаще выбирали респонденты молодого возраста (79 %), чем старшего (67 %). Вероятно, это объясняется тем, что молодежь чаще использует Интернет-ресурсы в своей повседневной жизни. Из телевидения получают информацию 62 % респондентов. Соотношение мнений молодого и старшего возрастов 68 % и 56 %, соответственно. Газеты и журналы выбрали 25 % опрошенных, причем люди старшего возраста выбирают этот ответ чаще (30 %), чем молодые люди (20 %). Вероятно, это объясняется тем, что старшее поколение гораздо чаще читает газеты и журналы, чем молодые люди, которые в своей повседневной жизни используют в большей степени Интернет-ресурсы и телевидение. От родственников или знакомых получают информацию о благотворительности 23 % информантов. Данный вариант ответа чаще встречается у старшего поколения (27 %), в отличие от молодого (19 %). 18 % информантов слышат информацию по радио. Соотношение мнений молодого и старшего поколений 16% и 20%, соответственно. Из культовых учреждений узнают информацию о благотворительности 14 % соотношение по возрастному критерию оказалось примерно равным. Затрудняются ответить 5 % участников опроса и вариант «другое» был отмечен в 1 % анкет.
Задачи исследования предполагали выяснение информированности граждан Тольятти об организациях, занимающихся благотворительностью. Мнения респондентов разделилось на 3 группы: информированы недостаточно 63 % опрошенных. Данный вариант ответа чаще выбирали люди молодого возраста - 66 %, чем люди старшего возраста - 59 %. Не информированы 18% участников опроса. Соотношение мнений между молодым и старшим поколением показало, что результаты примерно равны между собой - 17 % и 20 %, соответственно. Информированы хорошо лишь 19 % информантов. Чаще данный вариант выбирали люди старшего возраста (21 %), чем молодёжь (17 %). Таким образом, анализируя мнения респондентов, можно сделать вывод, что большинство респондентов информированы недостаточно или вовсе ничего не знают о благотворительной деятельности.
В результате исследования было установлено, что
Ivanova Tatyana Nikolaevna economic
MOTIVATIONAL BASIS ... sceinces
когда-либо занимались благотворительностью 69 % опрошенных. Соотношение между возрастными группами показало, что результаты равны - 69 % граждан когда-либо помогали нуждающимся. Следует отметить, что чаще данный вариант ответа выбирали респонденты, для которых религия играет важную роль (39 %), чем люди, для которых религия не играет никакой роли (12 %). Никогда не принимали участия в благотворительности 37 % участников опроса. Также примерно одинаковые результаты в возрастном соотношении: 26 % молодых людей и 28 % людей старшего возраста. Ответ «затрудняюсь ответить» был отмечен в 4 % анкет.
С целью узнать, как именно была оказана помощь участникам опроса был задан вопрос: «Как Вы помогали нуждающимся людям?». Давали деньги нуждающимся 47 % респондентов. Соотношение мнений между молодым и старшим поколением показало, что результаты примерно равны между собой - 48 % и 45 %, соответственно. Отправляли деньги 39 % опрошенных (35 % молодых людей и 42 % людей старшего возраста). Отдавали одежду, продукты 37 % информантов. Соотношение между возрастными группами показало, что результат примерно одинаковый: молодое поколение - 40 %, старшее - 34 %. Участвовали в благотворительных акциях 20 % участников опроса. Данный вариант ответа чаще выбирали люди старшего возраста (22 %), чем молодежь (17 %). Бесплатно помогали по дому, по хозяйству 12 % информантов. Распределение ответов по возрастному признаку оказалось примерно равным - 12 % молодые люди и 11 % люди старшего возраста. Затрудняются ответить на данный вопрос 9 % участников опроса. И 7 % респондентов помогали в организации благотворительных акций (5 % опрошенных в возрасте от 20-39 лет и 9 % людей от 40 и старше).
В ходе исследования респондентам был задан вопрос: «Знаете ли Вы о существовании благотворительных организаций в Вашем городе?». Отрицательный ответ встречается в 49 % анкет. Причем чаще данный ответ выбирали респонденты старшего поколения - 55 %, чем молодежь - 42 %. Знают о существовании благотворительных организаций в своем городе лишь 39 % информантов (43 % ответивших в возрасте от 20-39 лет и 36 % - от 40 и старше). Затрудняются ответить на данный вопрос 12 % участников опроса. Таким образом, половина информантов не знают о существовании благотворительности в своем городе. Таким образом, можно сделать вывод, что старшее поколение менее информировано о существовании благотворительных организаций в своем городе.
Участникам опроса был задан вопрос: «Состоите ли Вы в какой(ом)-либо благотворительной организации/фонде?». В данном вопросе учитывались не только городские благотворительные фонды и организации. Отрицательный ответ встречается в 89 % анкетах. Причем чаще выбирали ответ «нет» молодые люди (92 %), чем старшее поколение (86 %). Лишь 1 % информантов состоят в каком-либо благотворительном фонде. Соотношение ответов молодого и старшего поколений равны - 1 %. Затрудняются ответить 10 % отпрошенных.
На вопрос «Участвовали ли Вы когда-нибудь в благотворительных акциях в Вашем городе?» больше половины респондентов ответили отрицательно (54 % опрошенных). Распределение по возрастным различиям оказалось следующим: 59 % молодого поколения и 50 % старшего поколения не участвовали в благотворительных акциях в своем городе. 40 % опрошенных принимали участие в благотворительных акциях в своём городе. Так ответили 35 % опрошенных в возрасте от 20-39 лет и 45 % участников опроса старше 40 лет. Следует отметить, что чаще данный вариант ответы выбирали респонденты, для которых религиозные ценности играют важную роль (16 %), чем нерелигиозные люди (4 %). Затрудняются ответить на данный вопрос 6 % респондентов. 158
В ходе исследования было установлено, как часто респонденты принимают участие в благотворительных акциях. В данном вопросе учитывались не только городские благотворительные фонды и организации. Чуть меньше половины участников опроса (46 %) не принимали участия в благотворительных акциях. Соотношение между возрастными группами показало, что результаты примерно равны: 51 % молодых людей и 40 % старшего возраста. Время от времени участвуют 30 % информантов. Распределение по возрастным группам оказалось следующим: 34 % среди респондентов старшего возраста и 26 % среди молодых людей. Один-два раза принимали участие в благотворительных акциях 21 % участников опроса (21 % опрошенных в возрасте от 20-39 лет и 22 % в возрасте от 40 и старше). Регулярно принимают участие в благотворительности лишь 3 % информантов.
В настоящее время на телевидении довольно часто проходят различные благотворительные акции. Поэтому респондентам был задан вопрос: «Участвовали ли Вы в акциях, которые проходят на телевидении?». Больше половины опрошенных (60 %) не принимали участия в таких акциях. Данный ответ был отмечен в 64 % анкет респондентов в возрасте от 20-39 лет и в 56 % людей от 40 и старше. Участвуют в акциях, которые проходят на телевидении 23 % от числа опрошенных (27 % респондентов старшего поколения и всего лишь 20 % молодого поколения). Затрудняются ответить на вопрос 17 % информантов. Распределение по возрасту оказалось примерно равным: 16% респондентов молодого поколения и 17 % старшего поколения. Большую разницу в ответах информантов можно объяснить тем, что все-таки старшее поколение больше смотрит телевизор и поэтому они более осведомлены о таких благотворительных акциях и соответственно чаще участвуют в них.
Мотивированность граждан Тольятти в благотворительной деятельности является важным фактором активности участия в благотворительности. Доверие к благотворительным организациям и фондам респондентов удалось узнать при помощи 5-ти балльной порядковой шкалы: полностью не доверяют данным организациям 17 % от числа опрошенных (20 % респондентов в возрасте от 20-39 лет и 15 % информантов старше 40 лет). Не доверяют 30 % участников опроса. Распределение по возрасту оказалось примерно равным: 28 % - молодое поколение и 32 % старшее. Скорее доверяют, чем нет - чуть меньше половины респондентов (35 %). Соотношение мнений молодого и старшего поколений оказалось примерно равным 38 % и 33 %, соответственно. 12 % жителей Тольятти доверяют благотворительным организация и фондам. Полностью доверяют всего лишь 6 % информантов (8 % респонденты старшего возраста и 3 % молодежи).
Участникам опроса был задан вопрос: «Что мешает Вам заниматься благотворительностью?». Нет средств на благотворительность у половины опрошенных (51 %). Следует отметить, что чаще данный вариант ответа выбирали респонденты молодого возраста (57 %), чем люди старшего возраста (45 %). Данные показатели объясняются тем, что большинство опрошенных в возрастной группе от 20 - 39 лет являются студентами, и у них, как правило, еще нет постоянного заработка. Не доверяют организациям, связанным с благотворительностью 29 % опрошенных. Распределение ответов по возрастным критериям следующее: молодые люди - 25 % и люди старшего возраста - 33 %. Нет информации на что были потрачены средства - так ответили 22 %. Соотношение между двумя возрастными группами следующее: молодежь - 20 % и 24 % старшего поколения. Нет времени этим заниматься у 18 % опрошенных. Чаще данный вариант выбирали респонденты старшего возраста (22 %), чем молодое поколение (15 %). Никогда не думали об этом 12 % респондентов. Также 9 % респондентов выбрали вариант ответа «у меня у самого много проблем, требующих решения». Так ответили 10
экономические науки
Иванова Татьяна Николаевна МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА ...
% жителей Тольятти старшего возраста и 8 % молодого поколения. Затрудняются ответить 7 % опрошенных. Не хотят погружаться в проблемы чужих людей, ограждая себя от переживаний 5 % опрошенный. 4 % раньше участвовали и у них остался негативный опыт. И 3 % выбрали вариант ответа «другое». Распределение по возрастному признаку оказалось примерно равным.
В ходе исследования было установлено, при каких условиях респонденты стали бы оказывать благотворительную помощь. 71 % участников опроса будут участвовать в благотворительности, если они будут уверены, что их деньги пойдут по назначению. Распределение по возрасту оказалось практически равным: 73 % молодого и 69 % старшего поколений. 32 % участников опроса будут помогать нуждающимся, если у них будут выше доходы, чем сейчас. Чаще данный вариант выбирали молодые люди (36 %), чем старшее поколение (28 %). 29 % участников опроса стали бы оказывать помощь, если бы видели финансовый отчет о расходовании собранных средств. Чаще данный вариант ответа выбирали респонденты в возрасте от 40 и старше (33 %), чем молодежь (25 %). 27 % информантов стали бы помогать людям, если в качестве взноса приемлема даже небольшая сумма Так считают 31 % молодого поколения и 24 % старшего поколения, то есть результаты примерно равны. 24% участников опроса станут оказывать помощь людям, если будет больше информации о возможностях оказания благотворительной помощи. Так считают 22 % молодежи и 25 % респондентов от 40 и старше. Будут участвовать в благотворительности 18 % опрошенных, если будут лично знакомы с людьми, которым жертвуют деньги. Соотношение мнений респондентов по возрасту оказалось примерно равным: от 20-39 лет - 17 % и от 40 и старше - 19 %. 9 % стали помогать, если бы общество поощряло жертвователей и благотворителей. 6 % участников опроса стали бы оказывать благотворительную помощь, если ситуации, в которых требуется помощь, будут им знакомы по личному опыту. 4 % станут оказывать помощь, если поймут, что им это приносит моральное удовлетворение. И 4 % опрошенных затрудняются ответить на данный вопрос.
По мнению респондентов, развитие благотворительности и благотворительных организаций помогает оказывать адресную помощь (64 % респондентов), возрастных отличий не обнаружено. 45 % опрошенных считают, что благотворительность воспитывает нравственные качества в гражданах. Чаще данный вариант ответа выбирали молодые люди (51 %), чем респонденты старшего возраста (39 %). Ответ: «Объединяет общество: стирает барьеры между богатыми и бедными» выбрали 35 % информантов. Чаще данный ответ выбирали респонденты в возрасте от 40 и старше 39 %, чем молодежь 31 %. 28 % респондентов ответили, что благотворительность создает условия для финансовых злоупотреблений. Распределение по возрастному критерию оказалось равным (36%). 25% участников опроса ответили, что благотворительность снижает роль государства в социальной поддержке нуждающихся. Различий между ответами двух возрастных групп не было установлено. 12 % опрошенных считают, что благотворительность распространяет социальное иждивенчество. Чаще этот вариант ответа выбрали респонденты старшего поколения (16 %), чем молодые люди (8 %). И 9 % опрошенных считают, что благотворительность привлекает к решению социальных проблем бизнес. Различий между мнениями возрастных групп не обнаружено по данному ответу.
Задачи исследования предполагали выяснение отношения респондентов к людям, которые занимаются благотворительностью. Для этого респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, какими чертами обладает человек, занимающийся благотворительностью?». Больше половины опрошенных (72 %) считают, что люди должны обладать таким качеством, как доброта. Чаще данный вариант выбирали участники опроса мо-
лодого возраста (77 %), чем люди старшего поколения (67 %). На втором месте, по мнению респондентов, такое качество, как отзывчивость (58 %). Распределение по возрасту следующее: 55 % среди молодых людей и 61 % среди людей старшего возраста. Благородство выбирали 57 % опрошенных. Такой вариант ответа выбирали 54 % молодых людей и 59 % людей старшего возраста. 31 % опрошенных выбирали такое качество как ответственность. Возрастных различий во мнениях респондентов обнаружено не было. 19 % информантов считают, что человек, который занимается благотворительностью, должен обладать предприимчивостью. Различий между мнениями двух возрастных групп не было обнаружено. Расчетливость выбирали 13 % респондентов. 8 % выбирали такое качество, как лицемерие. Распределение по возрасту оказалось также одинаковым (8 %). 4 % информантов считают, что такой человек должен обладать эгоизмом. Различий между ответами возрастных групп не установлено.
Респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, почему люди (организации) занимаются благотворительностью?». Половина опрошенных 54 % убеждены, что люди занимаются благотворительностью в соответствии с нравственными убеждениями. Распределение по возрасту оказалось примерно равное. 51 % считают, что так люди выражают свое сочувствие. Распределение ответов по возрастному признаку оказалось примерно равным. 31 % информантов считают, что так люди создают положительный имидж. Также существенной разницы между двумя возрастными группами не было обнаружено. 29 % опрошенных уверены, что люди помогают по религиозным убеждениям. 25 % участников опроса считают, что люди получают выгоду из этого. Соотношение ответов молодого и старшего поколений оказались примерно равными 26 % и 23 %, соответственно. 24 % информантов выбрали такой вариант ответа: «чувствуют долг перед обществом». Распределение по возрастному признаку оказалось примерно равным. 21 % информантов считают, что люди занимаются благотворительностью, потому что имеют много денег.
Выводы исследования и дальнейшее изучение перспектив в этой области.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, в целом, респонденты одобряют благотворительную деятельность, но занимаются ею немногие. На это влияют такие факторы, как нехватка средств на благотворительность, недоверие к организациям, занимающимся благотворительностью, плохая информированность о том, на что были потрачены средства, нехватка времени у респондентов. Ни одна из гипотез исследования по возрастному признаку не подтвердилась. Взгляды на понятие благотворительности молодых людей и людей в возрасте от 40 лет и старше существенных различий не имеют. По мнению большинства опрошенных, благотворительность помогает оказывать адресную помощь нуждающимся людям и воспитывает нравственные качества в гражданах. С позиции двух возрастных групп, человек, который занимается благотворительной деятельностью, должен быть отзывчивым, добрым, благородным и ответственным. Но нами была подтверждена такая гипотеза исследования: «Люди, для которых религия играет важную роль, чаще участвуют в благотворительных акциях в своем городе, чем нерелигиозные люди». Также было выявлено, что чаще положительно относятся к благотворительности и занимались ею когда-либо, религиозные люди. В большинстве случаев это люди в возрасте от 40 и старше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Карагодина О. А. Особенности благотворительной деятельности в российском социуме / О. А. Карагодина //Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 2-1. - С. 1-32.
2. Суханова А.Ю. Благотворительность: теоретический и эмпирический анализ //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 117-120.
3. Паршакова Ю.А. Благотворительность как объект социоло-
Ivanova Tatyana Nikolaevna MOTIVATIONAL BASIS ...
economic sceinces
гического исследования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 143-145.
4. Доброва О.В. К вопросу о развитии системы благотворительных общественных организаций дореволюционной России // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 305-
5. Румянцева Н.М. Деловая элита Самарской губернии в конце XIX - начале XX вв //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 88-92.
6. Паршакова Ю.А., Суханова А.Ю. Благотворительность как форма социального обмена // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 145-148.
7. Гаращенко Л.В. Работа с родителями в частных гимназиях Иркутска в начале XX века // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 205-209.
8. Паршакова Ю.А. Социологические теории общества риска в контексте феномена благотворительности // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 67-71.
9. Чеснокова Ю.В. Возникновение и роль церковно-монастыр-ской системы благотворительности в России в период X-XVII вв // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 365-367.
10. Гаращенко Л.В. Развитие частных учебных заведений в Иркутске в серединеXIX - начале XX веков //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 33-37.
11. Суханова А.Ю. Мнения тольяттинцев о благотворительности //Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 61-65.
12. Паршакова Ю.А., Суханова А.Ю. Основные мотивы осуществления благотворительной деятельности среди жителей г.о. Тольятти // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 74-79.
13. Паршакова Ю.А., Лузина Д.В. Состояние и перспективы социальных движений в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 64-66.
14. 2Кеня И. А. Благотворительность в контексте социально-экономического развития России: правовые и региональные аспекты / И. А. Кеня // Genesis: ист. исслед. - 2013. - № 3. - С. 149-164.
15. Ульянова Г. Н. Благотворительность в Российской империи: XIX— начало XX века /Г. Н. Ульянова //М.: Наука, 2005. — С. 305-309.
16. Левада-Центр [Электронный ресурс]—Режим доступа: http:// www.levada.ru/ (Дата обращения: 25.11.2018г.).
Статья поступила в редакцию 03.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019
310.