_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
ментальность - коммуникация - толерантность / Под ред. В. И. Кабрина. - Томск, 2002. - С. 10 - 19
3. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М. : Советский писатель, 1963. - 363 с.
4. Боуен, М. Духовность и личностно-центрированный поход / М. Боуен // Вопросы психологи. - 1992. - № 3 - 4. - С. 24 - 33.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М., 1999. - 463 с.
6. Дьяконов, Г. В. Основы диалогического подхода в психологической науке и практике / Г. В. Дьяконов. -Монография. - Кировоград.: РИО КГПУ им. В. Виниченко, 2007. - 847 с.
7. Зинченко, В. П. Сознание и творческий акт / В. П. Зинченко. - М.: Языки славянских культур, 2010. - 592 с.
8. Ковалев, Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и проблема интериоризации / Г. А.Ковалев, Л. А.Радзиховский // Вопросы психологии. 1985. - № 1. - С. 110-120.
9. Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан. - М. : «ГНОЗИС», 1995. - 99 с.
10. Лапланш, Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. - М.: Высш. шк., 1996. - 505 с.
11. Лейбин, В. М. Словарь-справочник по психоанализу / 2-е издание, М. : АСТ, 2010. - 956 с.
12. Сапогова, Е. Е. Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух // Журнал практического психолога. - 1997. - № 6. - С. 3-12
13. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
14. Яценко, Т. С., Глузман А. В. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога / Т. С. Яценко, А. В. Глузман. - Днепропетровск: Инновация, 2015. - 394 с.
15. Яценко, Т. С. Основи глибинно! психокорекцп: феноменолопя, теорiя i практика: навч. пошб. / Т. С. Яценко. - К. : Вища шк., 2006. - 382 с.
© Каткова А.С., 2016
УДК 159.9.072.433
Лобень Лариса Михайловна
Канд. псих. наук Выборгский филиал РГПУ Им. А. И. Герцена.
доцент кафедры гуманитарного образования Бударина Валентина Николаевна студентка 4 курса г. Выборг, РФ
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Желание учиться в школе является аспектом психологической готовности ребёнка к обучению и определяет дальнейшие успехи школьника. Мотивационная готовность представляет собой сложное психологическое образование у ребёнка. Критерии мотивационной готовности: преобладание мотивов учения, положительное отношение к школе, внутренняя позиция школьника, положительное отношение к школе при ведущем учебном мотиве, познавательное желание.
Ключевые слова
Психологическая готовность к обучению в школе, мотивационная готовность к обучению в школе,
критерии мотивационной готовности.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новому образу жизни и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
Психологическая готовность важнейшее новообразование дошкольного возраста. Готовность к школе - это итог работы системы воспитания и обучения семьи и детского сада. Готовность к школе к школе включает сложные составляющие: волевой и эмоциональный аспект. Мотивационная готовность к обучению в школе - это сложное психологическое понятие, включающее в себя два проблемных понятий мотивацию и готовность к школе. Ответ на вопрос готов или не готов ребёнок к школе в большой мере зависит от теоретической концепции, которая является основной при раскрытии сущности готовности к школе[2].
По мнению Л. И. Божович, к моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребенка уже должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, которые позволят ребенку стать субъектом учения, то есть сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи. Первоклассник, который готов к школьному обучению, обладает учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения, при этом немаловажной характеристикой являются и мотивы достижения [1 с.32].
Каковы преобладающие мотивы у старших дошкольников? Исследование проводилось с детьми детского сада с целью выяснить уровень развития мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе, в нем участвовали 20 детей от 6 до 7 лет, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Для исследования мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста были выбраны следующие методики:
1 - «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбург.
2 - Опросник «Отношение ребёнка к школе» (А.Л.Венгер, Е.А.Бугрименко).
3 - Тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» (А.Л.Венгер).
4 - Проективный рисунок-тест Н.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе».
5 - Методика «Цветик-семицветик».
Были разработаны критерии сформированности мотивационной готовности к школе: 1 - Критерий преобладания мотивов учения
2 - Критерий положительного отношения к школе.
3 - Критерий внутренней позиции школьника.
4 - Критерий положительное отношение к школе при ведущем учебном мотиве
5 - Критерий познавательного желания.
Проверено, что мотивационная готовность к школе является сложным образованием и включает несколько критериев.
Для объединения информации обследования и выявления достоверного результата развития мотивационной готовности к школе была составлена сводная таблица, результатов тестирования развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Анализ результатов развития критериев мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе показал, что высокий уровень развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе не имеет никто. Средний уровень развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе у 10 детей - 50%, из них 15% девочки, 35% мальчики. Низкий уровень развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе у 10 детей - 50%, из них 35% девочки, 15% мальчики. Кроме этого можно увидеть, что имеются гендерные различия по уровню развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Итак, по итогам констатирующего эксперимента можно выявить следующую зависимость. Чем выше уровень сформированности внутренней позиции школьника, тем более популярны и значимы мотивы -учебный и социальный, присутствуют желания нравственного и познавательного характера. В данной группе высокий уровень мотивационной готовности к школе не показал никто из детей, это говорит о том, что дети не готовы к школе и им требуется специальная коррекционная работа по развитию этой готовности. Список использованной литературы:
1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 2410-700Х
и подростков. - М.: МГУ, 1992. .
2. Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. -
СПб.: Питер, 2007.
© Лобень Л.М., Бударина В.Н. 2016
УДК 159.9
М.А. Лукьяненко
к.псих.н., доцент ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани К.Н. Посевина студентка 3 курса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ К
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, это -проблема социокультурной адаптации, представляющая собой сложный, многоаспектный и часто длительный процесс, связанный с переменами культурных различий и в некоторой степени изоляции от общества. Социальная работа видит в миграции населения аспекты, приводящие к противоречиям мигрантов с новой социальной средой, отклонениям от нормы. Необходимо находить способы, позволяющие эти отклонения компенсировать, корректировать с помощью разных методов работы, как с самими мигрантами, так и с принимающим населением. В этой связи все более актуальной для педагогики и психологии становятся проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму.
Ключевые слова
Миграция населения, дети-мигранты, адаптация, социокультурная адаптация, национальность, менталитет.
Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе школьного образования возникают серьезные проблемы по вопросам миграции. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении учреждений образования не учитываются особенности детей-мигрантов. В результате этого содержание воспитания ориентировано на возрастные и психологические особенности детей. Цифра же людей меняющих место жительства постоянно увеличивается, и значительную ее часть составляют вынужденные мигранты и переселенцы, покинувшие родину в результате военных конфликтов. В процессе обучения и воспитания ребенка педагоги и родители должны понять его и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые ему даны. А это возможно не в полной мере, если не учитывать особенности национальности и менталитета детей другой страны. Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем. Социальному работнику приходится постоянно ориентироваться в социологических аспектах проблемы миграции. Видам миграции и работе с мигрантами посвящен ряд исследований социологов. Социальная работа с мигрантами находится в начале пути своей научной и практической институционализации. Существующие школы и