Изучение мотивационной готовности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к обучению в школе Головко Е. А.
Головко Екатерина Александровна / Golovko Ekaterina Aleksandrovna - магистрант, кафедра дошкольного образования и логопедии, педагогический факультет,
Томский государственный педагогический университет, г. Томск
Аннотация: в статье анализируются данные, полученные в ходе изучения мотивационной готовности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к обучению в школе, на основе анкетирования педагогов начальной школы. В рамках данного исследования рассматривается уровень мотивационной готовности современных первоклассников, причины снижения мотивации, а также причины возможного снижения мотивационной готовности ребенка.
Ключевые слова: мотивация, мотивационная готовность, подготовка к школе.
Ключевым понятием данной статьи выступает мотивационная готовность. Мотивационная готовность к школе является показателем, который определяет уровень стремления ребенка ходить в школу, понимания школьных правил и степень готовности их принятия.
Многие авторы (Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, В. Д. Шадриков и др.) подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению. Мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и всех структурных единицах деятельности. Таким образом, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, характер действий [1, с. 207].
Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника» [2, с. 17]. В случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает новый школьный материал, что может привести к дезадаптации.
В рамках прохождения научно-исследовательской практики мною было проведено исследование, направленное на изучение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Данное исследование проводилось на базе МАОУ гимназия № 55 г. Томска, в нем приняли участие учителя, работающие с детьми старшего дошкольного возраста в группе предшкольной подготовки «Школа раннего развития», а также учителя, работающие с учащимися первых классов гимназии. Всего было опрошено 15 педагогов гимназии с различной квалификацией и стажем педагогической работы.
В качестве методики было предложено заполнить анкету «Изучение мотивационной готовности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к обучению в школе». Анкета состояла из 10 вопросов с вариантами ответов, в том числе один из вопросов предполагал характеристику современного первоклассника («вчерашнего» выпускника детского сада).
Целью исследования являлось выявление представлений среди учителей о современных будущих первоклассниках (об их мотивации к обучению в школе и о том, что может положительно или отрицательно повлиять на детскую мотивацию).
Результаты анкетирования учителей «Изучение мотивационной готовности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к обучению в школе».
Таблица 1. Распределение ответов на вопросы анкеты
№ вопроса Вариант ответа «А» (%) «Б» (%) «В» (%)
1. 100 0 0
2. 6,7 0 93,3
3. 20 46,7 33,3
4. 26,7 53,3 20
5. 13,4 53,3 33,3
6. 66,7 0 33,3
7. 73,4 13,3 13,3
8. 46,7 33,3 20
9. 73,4 13,3 13,3
■ С<чега> хотя учиться п ходить в шкоду
| Интерес к школе п обучению на среднем уровне
■ Не мотпвпрованн на получениечнакнП подчинение требованиям учителя
Рис. 1. Уровень мотивации современных первоклассников
■ Неготовность к смене социальной ситуации рашпня
| Отсутствие понимания. для чего т аено ходить в школу
■ Искаженное подставление о школе н учебном процессе
Рис. 2. Причины низкой мотивации
■ Несовпадение представлении и реальной стгтуащш
Отсутствие поддержки со стороны
родителей учителя
■ Быстрая утомляемость ребенка
Рис. 3. Причины снижения мотивации
Исходя из полученных результатов анкетирования, можно сделать следующие выводы:
1. Абсолютно все опрошенные педагоги (100 %) считают, что необходимо мотивировать ребенка на успешное обучение еще до поступления в школу.
2. Формированием положительной мотивации к обучению у ребенка должны заниматься родители и учителя совместно (по мнению 93,3 % опрошенных).
3. По мнению учителей, у большинства современных детей, которые приходят учиться в первый класс, интерес к школе и обучению находится на среднем уровне (по мнению 46,7 %), а 33,3 % педагогов
считают, что основная часть детей старшего дошкольного возраста не мотивирована на получение знаний, им сложно подчиняться требованиям учителя.
4. Наиболее привлекательным в школе для будущих первоклассников является общение со сверстниками (по мнению 53,3 % опрошенных).
5. Первоклассникам в школе больше всего не нравится подчиняться новым, пока еще непривычным нормам и правилам поведения (53,3 %), а 33,3 % учителей считает, что первоклассникам больше всего не нравится отсутствие возможности в школе играть столько же, сколько и в детском саду.
6. Самым эффективным способом мотивации успешной учебы со стороны родителей является похвала (по мнению 66,7 % опрошенных).
7. Самым эффективным способом мотивации успешной учебы со стороны учителя является поощрение учебной инициативы и любознательности ученика (по мнению 73,4 % опрошенных).
8. Низкая учебная мотивация будущих первоклассников в большей степени связана с неготовностью ребенка к смене социальной ситуации развития (по мнению 46,7 % опрошенных), а 33,3 % учителей считают, что низкая учебная мотивация может быть связана с отсутствием у ребенка понимания, для чего необходимо учиться и ходить в школу.
9. Снижение учебной мотивации у ребенка, который изначально положительно относился к школе и хотел учиться, может быть связано с несовпадением представлений ребенка о школе и учебном процессе и реальной ситуацией (по мнению 73,4 % опрошенных педагогов).
10. Последний вопрос анкеты был направлен на выяснение характерных особенностей современного первоклассника (то есть «вчерашнего» выпускника детского сада). Среди наиболее встречающихся определений, можно выделить следующие: любознательный, смышленый, заинтересованный, веселый, активный, умный; при этом есть и отрицательные черты современного первоклассника: агрессивный, замкнутый, пассивный, «ненаигравшийся», ленивый, не умеющий общаться, «нехочуха» и т. п.
Таким образом, можно сделать вывод, что учителя, которые непосредственно работают с современными первоклассниками, сталкиваются с проблемами мотивационной готовности учащихся, отмечают, что дети, которые только пришли учиться в школу, уже не мотивированы на получение новых знаний, им сложно подчиняться требованиям, которые выставляют учителя. При этом отмечают, что низкая учебная мотивация будущих первоклассников, в первую очередь, связана с неготовностью ребенка к смене социальной ситуации развития, а также отсутствием у ребенка понимания, для чего необходимо учиться и ходить в школу.
Общий вывод. Мотивационную готовность следует рассматривать как систему потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждения к учению, позволяют активно стремиться к пониманию общих знаний, к овладению учебно-познавательными (а в будущем - профессиональными) умениями.
Результаты проведенного исследования показали, что мотивационная готовность будущих первоклассников к школе, безусловно, является одним из важнейших факторов благополучной адаптации ребенка к школе, а также интересу к учебной деятельности и заинтересованности учащегося в получении новых знаний и успешной учебе. При этом, у большинства старших дошкольников интерес к школе и учебному процессу находится на среднем и низком уровне. Среди основных причин данного явления главными являются неготовность ребенка к смене социальной ситуации развития, а также отсутствие у ребенка понимания, для чего необходимо учиться и ходить в школу.
Анализ различных теорий мотивации показывает, что возможно целенаправленное формирование и изменение мотивов. Таким образом, организованная коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование мотивационного компонента готовности к школе у старших дошкольников, может повысить уровень осведомленности детей о школе, учителе, организации учебного процесса, а также правилах поведения в школе и на уроке. Помимо этого, путем коррекционно-развивающей работы можно положительно повлиять на изменение характера отношения ребенка к учебной деятельности, поддержать и повысить уровень интереса и любознательности относительно новой социальной ситуации развития, а также поспособствовать принятию позиции школьника.
Литература
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб: Питер, 2008. - 398 с.
2. Гуткина Н. И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая наука и образование. 2006. - № 31. С. 17-25.
3. Малютина С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению. Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 63-65.
4. Стожарова М. Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников. - Монография. 2-е изд. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 115 с.