Голяндин Николай Петрович
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России (e-mail: gnp-57@yandex.ru)
Горячев Александр Викторович
старший преподаватель кафедры организации оперативно-разыскной деятельности
Академии управления МВД России, _(e-mail: gav-home@yandex.ru)
Мотивации вербовки в экстремистские и террористические организации
В статье на основе анализа деятельности экстремистских и террористических групп выделяются порядок привлечения и характерные методы, применяемые вербовщиками для вовлечения новых членов в противоправную деятельность.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, вербовка, мотивация, этапы вовлечения, противоправная деятельность, Северный Кавказ, Интернет, религия.
N.P. Golyandin, Master of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Special Subjects of the North Caucasian Advanced Training Institute for the Personnel of the Ministry of the Interior of Russia (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: gnp-57@yandex.ru.
A.V. Goryachev, Senior Teacher of a Chair of Operative and Detective Activity of the Academy of management the Ministry of the Interior of Russia Federation; e-mail: gav-home@yandex.ru.
Motivation for recruitment in extremist and terrorist organizations
In the article on the basis of analysis of extremist and terrorist groups singled out by order of characteristic inclusion and methods applied by recruiters to involve new members in illegal activities.
Key words: extremism, terrorism, recruitment, motivation, stages of engagement, illegal activities, the Northern Caucasus, the Internet, religion.
Реальной угрозой безопасности нашего общества на современном этапе стал экстремизм в различных его проявлениях. Проблема экстремизма в России в современный период заставляет обратить на себя внимание государства и общества, поскольку это социальное явление оказывает значительное влияние и на геополитическое положение России, и на ее авторитет на международной арене.
Особую опасность несет в себе экстремизм в этнонациональной и религиозной сферах. Хотя, как отмечается в специальной литературе, в России нет столь сильного распространения религиозного экстремизма, как, например, в Японии и Индии, или откровенно антииммигрантских экстремистских групп, как, например, в Германии или Швеции, в то же время, наблюдается активизация деятельности экстремистских и террористических организаций с псевдорелигиозной мотивацией [8].
Как показали анализ практики деятельности правоохранительных органов и результаты проведенных нами исследований, вовлечение
в деятельность экстремистских и террористических организаций на территории Северного Кавказа осуществляется разнообразными методами, основанными как на традиционных приемах воздействия на человека, так и на использовании современных информационных технологий. Например, в последнее время достаточно активно стала проводиться вербовка через Интернет и различные социальные сети. Именно такие свойства Интернета, как анонимность и охват большой аудитории без надлежащего контроля со стороны общества, позволяют различным группам по интересам независимо от их местожительства достаточно бесконтрольно и скрытно общаться. При этом, как справедливо отмечает профессор И.Ю. Сундиев, информационные технологии дают экстремистским и террористическим организациям «глобальную силу и размах без неизбежного обнаружения». Поскольку, отказавшись от физического места для встреч и организации, многие экстремистские и террористические группы создали виртуальные сообщества посредством чатов и сайтов для
37
продолжения распространения своей пропаганды, учебы и тренировок [7, с. 6-11].
Вербовка в сетевые сообщества экстремистской направленности стала проводиться в виде онлайн-рекрутинга, т.е. специально разработанной системы мер по выявлению и привлечению в различных группах людей интересующихся лиц к активной поддержке взглядов и действий членов экстремистских и террористических организаций.
На начальном этапе зашедшего на сайт или форум посетителя пытаются втянуть в дискуссию, независимо от того, поддерживает или отрицает он взгляды держателей сайта. Это дает вербовщикам возможность повысить как уровень обсуждаемости и общей привлекательности, так и реальной поддержки.
В результате многоэтапных вербовочных бесед и проверок на лояльность потенциальный кандидат направляется на другой чат для дальнейшей проверки и в конечном счете для установления контакта с членами экстремист-кой группы и участия в их деятельности.
Новым тактическим способом вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность с помощью Интернета являются разработка и внедрение таких онлайновых сетевых компьютерных игр, как «Большая Игра. Сломай систему», «Сокол. Мир после расовой войны» и т. п .
Так, решением Советского суда г. Липецка от 20 ноября 2009 г. материалы «Большая игра. Сломай систему», размещенные в сети Интернет, были признаны экстремистскими, а ее создатель Антон Мухачев ( он же - организатор экстремистского общества «Северное братство») в сентябре 2011 г. Савеловским судом г. Москвы был признан виновным по ст. 282 (организация экстремистского сообщества), 159 (мошенничество) УК РФ и осужден к 9 годам лишения свободы,
Главная идея подобных интернет-игр, как правило, декларируется на официальном сайте. Например, в задачи участников входило проведение «Большой игры» путем вербовки большого числа участников диверсий против существующего в России режима, все акции проводились в форме игрового взаимодействия.
У каждого игрока имеется возможность подобрать «под себя» любую форму «борьбы с системой»: доступны персонажи от «уличного бойца» до «интернет-бойца». При этом для каждого уровня предполагается выполнение заданий разной категории сложности. Выполняя эти задания в реальной жизни, каждый игрок-геймер по мере составления отчетов повышает свой игровой уровень. С достижением нового уровня возрастают сложность и опасность задания в
реальной жизни. Причем анализ заданий подобных интернет-игр свидетельствует, что они ориентированы прежде всего на молодежную аудиторию, где часто геймеры теряют грань между реальной (внесетевой, офлайн) и виртуальной, (внутрисетевой, онлайн) жизнью [5, с. 16-17].
С помощью подобных интернет-игр достигается стирание грани между игрой и реальностью в сознании игроков-геймеров; насилие для них превращается в единственный способ решения жизненных вопросов.
Прививая пользователям экстремистские взгляды, в том числе на псевдорелигиозной основе, разработчики подобных сайтов предлагают и разнообразную практическую информацию, в частности о том, как себя вести в социальной среде и с сотрудниками правоохранительных органов, каким образом можно добраться до зон конфликта на этнорелигиозной почве, чтобы принять участие в джихаде, как изготовить взрывное устройство и осуществить теракт и т.п.
Наиболее перспективными, на взгляд экстремистов, являются советы по методикам проведения хакерских атак на различные информационные ресурсы, прежде всего принадлежащие государственным ведомствам. Специалисты отмечают, что эта информация более действенна, чем, например, инструкции по изготовлению бомб, поскольку Интернет есть одновременно сфера деятельности и инструмент хакеров [9]. По словам профессора Еугена Спаффорда, Интернет на сегодняшний день можно рассматривать как «всемирный виртуальный тренировочный лагерь» [6].
Вместе с тем, независимо от используемых приемов и технологий воздействия вербовщиками используется ряд последовательных действий, которые в целом могут быть сгруппированы в три блока.
1. Подготовительный, в процессе которого осуществляются выявление потенциального кандидата, сбор и оценка информации о нем, разработка организационно-тактических методик вовлечения его в деятельность организации.
2. Непосредственный процесс вербовки, включающий в себя проведение ознакомительных и вербовочных бесед, привлечение к исполнению отдельных акций, а также проведение проверочных мероприятий на надежность кандидата.
3. Последующее удержание кандидата в организации с использованием различных методов психологического и физического воздействия.
Не вдаваясь в детальные подробности описания каждого из выделенных этапов, необходимо отметить следующее:
38
вовлечение (индокринация) новых субъектов в деятельность по своим механизмам полностью совпадает с технологиями вербовки в секты [9];
вовлечение основано на деструктивных психотехниках;
вовлечение в экстремистскую деятельность представляет собой технологическую цепочку воздействия на сознание субъекта, например, вовлечение новых адептов в религиозные секты в большинстве случаев является первоначальным этапом вербовки в экстремистско-террористическую деятельность.
Из числа методов идеологической работы в экстремистских организациях чаще всего используются: проповеди на собраниях адептов и обучение «правильной» вере неофитов; проведение массовых мероприятий, рассчитанных на мобилизационный эффект (похороны, митинги, протесты, флэш-акции); проведение пропагандисткой деятельности через религиозно настроенных преподавателей светских и религиозных учебных заведений; миссионерская пропаганда и прозелитизм среди инословного населения.
В тех случаях, когда вербовщик не располагает достаточным временем на тщательную подготовку, используются наработанные схемы, включающие в себя несколько наиболее эффективных психологических методик вербовки, например, лозунги, популярные среди населения (социальные, антикриминальные, антиглобалисткие, националистические и т.п.) с последующим выражением заботы о благополучии объекта, пониманием и поддержкой его потребностей, целей, надежд и т.п.
На основании проведенных исследований из большого ряда побуждающих действий к вступлению в контакт кандидата с членом экс-тремисткой или террористической организации к наиболее часто используемым мотивациям следует отнести:
потребность в доминировании, связанную с нереализованной возможностью занятия позиций лидерства в своей социальной среде;
потребность во внутреннем комфорте (безопасности);
потребность в подтверждении собственной позиции;
потребность в сочувствии и понимании; потребность с помощью организации преодолевать давление со стороны других лиц (физическое, экономическое, политическое);
желание сотрудничества в разрешении «мировых» и «глобальных» проблем, стоящих перед обществом.
Точная конкретика мотиваций зависит от жизненных ситуаций человека и психологических свойств его личности.
Очень часто экстремистские организации (даже не отождествляющие себя с конкретной конфессией) в своей деятельности для привлечения внимания сочувствующих в своей идеологической работе практикуют использование псевдорелигиозных мотиваций и лозунгов. Итогом такой деятельности является вовлечение новых рекрутов.
Например, при идеологической обработке кандидатов в состав незаконных вооруженных формирований с псевдоисламской мотивацией упор делается на внедрение в их сознание идеи самопожертвования. Особо сильным аргументом в психологическом воздействии становятся ссылки на Коран. В частности, как показали исследования, наиболее активно используются положения четвертой суры ан-Ниса - «Женщины», в которой имеется обещание Бога сразу же, до наступления судного дня, ввести в рай тех, кто будет убит, сражаясь на Пути Господнем [2]. При истолковании этой суры идеологические наставники особенно акцентируют внимание на том, что «жертва приносится во имя того, чтобы разрушить окружающий нечестивый, погрязший в грехе и мерзости мир и вместо него построить мир иной, живущий по законам Аллаха и потому лучший и справедливый» [3]. Вступая в борьбу за это, согласно пояснению вербовщиков, приверженец доктрины спасает не только свою душу, но и свой народ, поскольку, как явствует из Корана, терпение Бога не безгранично, и он не раз уничтожал нации, не выполнявшие его предписания [2, с. 7, 59-102; 11, 25-95; 17, 15-17; 21, 11-15].
Одновременно с этим в сознание вербуемого внедряется ощущение его принадлежности к закрытому обществу, которое призвано изменить ход истории, или братству, стремящемуся к достижению богоугодной, т.е. законной и благородной цели. При этом постоянно прививается представление о необходимости беспрекословного подчинения возглавляющему группу эмиру. Результатом подобной «обработки» становится появление боевика-смертника, готового без колебаний взорвать себя в толпе людей, захватить больницу с роженицами, взять в заложники грудных и малолетних детей, въехать на набитом взрывчаткой автомобиле во двор правоохранительного органа, хладнокровно расстрелять туристов, привести в действие взрывное устройство в самолете или на железнодорожных путях.
Следует также отметить, что эмиссарами экстремистских групп достаточно активно используются различных личностные, психологические, социальные и иные качества условий жизни отдельно взятого индивида, ставшего в связи с определенными обстоятельствами «мишенью» вербовщика. При этом следует
39
иметь в виду, что случайных людей среди вербуемых нет. Как показывает практика деятельности правоохранительных органов, вовлечение в экстремистские организации часто осуществляется путем использования наработанных связей членов организации с людьми, вступающими с ними в различные взаимоотношения. Приток «свежей крови» обеспечивается многообразием дружеских, родственных, идеологических, религиозных связей между членами организаций и обычными гражданами. В большинстве изученных нами случаев вовлечение в экстремистскую организацию происходит путем использования «вербовщиками» не столько идеологии и религиозных канонов, сколько именно дружественно-родственных отношений. Немаловажную роль играет также и авторитет лидеров экстремистских организаций среди радикально настроенных слоев населения (молодежи, приверженцев радикальных религиозных течений, оппозиционных партий и т.п.). Как справедливо отмечает
1. Дашаев Р.Х. Портрет личности участника современной религиозной террористической деятельности // Черные дыры в Российском законодательстве. 2007. № 6.
2. Конвей М. Использование террористами сети Интернет и борьба с этим явлением // Владивостокский центр исследования организованной преступности. URL: http://www. crime.vl.ru/index.php?p=1008&print=1&more=1
3. Коран / пер. с араб. И.Ю. Крачковского. М., 1990.
4. Подцероб А. Б. Исламистские организации: методы пропагандистско-идеологической работы // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.Hmes.ru/rus/stat/2008/11-08-08.htm
5. Сундиев И.Ю. Информационные технологии в экстремистской деятельности молодежных объединений // Научный портал МВД России. 2010. № 10.
6. Сундиев И.Ю. Когнитивные технологии: темная сторона прогресса // Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. URL: http://sartraccc.ru/i.php?filename=pub_11.htm&oper= read_file
7. Тишков В.А. Стратегия противодействия экстремизму // Бюллетень «Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов», 1999. № 23.
8. Трофимов В.Д. Экстремизм. URL: http://ttrofimov.ru/2011/07/ekstremizm/
9. URL: http://www.russigra.org
Р.Х. Дашаев, «культивация отдельных личностей, легендаризация и идеализация их преступных деяний играет огромную роль в становлении молодежи на террористическую стезю» [1, с. 288].
Завершая рассмотрение достаточно сложной темы, хотелось бы отметить, что идеологами экстремизма разработана продуманная и успешно применяющаяся методика пропагандистской работы. Поскольку речь идет о внедрении в сознание людей определенных идеологических установок, покончить с экстремистской пропагандой с помощью одних лишь репрессивных мер невозможно. Религиозно-возрожденческой идеологии должна быть противопоставлена иная идеология. На такую роль могла бы, как представляется, прежде всего претендовать совместная деятельность государственных, общественных и религиозных организаций, направленная на воспитание у каждого гражданина нашей страны общечеловеческих морально-нравственных качеств.
1. Dashayev R.H. Portrait of the identity of the participant modern religious terrorist deyatelnosti // Black holes in the Russian Legislation, 2007. № 6.
2. Conway M. Use by terrorists of a network Internet and fight against this phenomenon // Vladivostok center of research of organized crime. URL: http://www. crime .vl.ru/index. php?p=1008& print=1&more=1
3. Koran / transl. from the Arab. By I.Yu. Krach-kovskyi. M, 1990.
4. Podtserob A.B. Islamistskiye organizations: Methods of propaganda and ideological work // Institute of the Middle East. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/11-08-08.htm.
5. Sundiyev I.Yu. Information technologies in extremist activity of youth associations // Scientific portal of the Ministry of the Interior of Russia, 2010. № 10.
6. Sundiyev I.Yu. Cognitive technologies: dark side of progress // Saratov Center for research of problems of organized crime and corruption. URL: http://sartraccc.ru/i.php?filename=pub_11.htm&op er=read_file
7. Tishkov V.A. Counteraction strategy ekstremizm // Bulletin of «Networks of Ethnological Monitoring and Early Prevention of the Con-flicts», 1999. № 23.
8. Trofimov V.D. Extremism. URL: http://ttro-fimov.ru/ 2011/07/ekstremizm/
9. URL: http:// www.russigra.org
40