УДК 159.99
МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИИ В СИСТЕМЕ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЛИНКВЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МАРГИНАЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВ
Б. П. Яковлев, Г. Д. Бабушкин, Л. А. Коваленко, Е. Г. Бабушкин
Представлен анализ состояния проблемы противоправного поведения подростков. Даны характеристики де-линквентной и маргинальной личности: показано влияние окружающей среды на их поведение. Слабость власти, несовершенство законодательства, иные негативные явления в обществе как причины противоправного поведения.
Ключевые слова: мотивация, эмоции, регуляция, де-линквентное поведение, маргинальная личность, потребности.
Проблема делинквентного поведения является центральной для большинства гуманитарных наук, так как общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, образовательного учреждения и организации (средняя и высшая школа), так и каждого субъекта в отдельности '.
В изучении противоправного поведения подростков прослеживаются различные подходы. В психологической литературе его чаще называют делинк-вентным или девиантным поведением. Понятие происходит от латинского «deHnquens» — «проступок, провинность». Личность, проявляющая противозаконное поведение, обозначена понятием «делинквент», а сами действия — деликтами 2.
В контексте делинквентного поведения актуальными являются исследования так называемых де-линквентных и маргинальных личностей. Первое понятие — это конкретная личность, отклоняющаяся от установленных в данном обществе законов, угрожающая благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемая в крайних проявлениях. Основными характеристиками второго понятия маргинальных личностей является внутренняя социальная нестабильность.
Американский социолог Р. Кларк одним из первых в социальной теории дал определение маргинальной личности как «культурного гибрида», принадлежащего одновременно к двум отличающимся друг от друга крупным общностям, народам или культурам3.
В социальной психологии маргиналами называют тех, кто находится на границе между двумя и более социальными мирами, не входя полностью ни в один из них. Маргинальное поведение может способствовать обретению личностью внутренней свободы, выходу из-под власти жестких идеологических стереотипов. Но оно же может способствовать отлучению человека от высших духовных ценностей, препятствовать реализации лучших задатков, подталкивать на путь отклоняющегося или криминального по-ведения4.
Маргиналы трудно социализируются, неспособны достаточно глубоко и полно освоить культурные традиции и ценности и выработать соответствующие социальные навыки поведения той среды, в которой
оказались (например, подросток, по воле родителей переехавший из деревни в город, вынужден учиться в городской школе). Поэтому переход из маргинальной личности в делинквентную личность — это поле для научных исследований ряда наук, в том числе психологии.
При рассмотрении детерминации делинквент-ных действий обычно говорят о комплексном влиянии внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное противоправное поведение. Безусловно, в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание факторов. Тем не менее можно определить некоторые общие тенденции в формировании делинквентного поведения. Так, делинквент-ные действия маргинальных личностей во многом зависят от состояния социальных условий5.
Социальные условия играют определенную роль в переводе девиантного поведения маргиналов в де-линквентное противоправное поведение. К ним прежде всего относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень качества жизни населения.
Социальной причиной антиобщественного поведения маргинальной личности также может быть склонность общества формировать негативные установки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление, влечет наказание — опыт насильственных отношений (максимально представленный в местах заключения) влияет на последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлыка «нарушитель» — накопление социально-экономических трудностей формирует из маргинала делинквентную личность, что в свою очередь приводит к усилению де-линквентности. Возникает порочный круг, двигаясь по которому, маргинальные личности наносят вред себе и окружающим.
Большую значимость и ценность для адаптации и социализации маргиналов играют личностные детерминанты противоправного поведения, что представляет особый интерес для психологического анализа. Установление взаимосвязи эмоциональной и мотивационной сфер в контексте системы психической регуляции способствует более глубокому пониманию внутренних механизмов развития делинк-вентного поведения маргинальных личностей6.
Делинквентное поведение во многом определяется личностными особенностями и в первую очередь потребностями и мотивами человека и их взаимосвязью с эмоциональными проявлениями. Несмотря на то что последние понимаются психологией как отдельные процессы, они по существу являются включенными в структуру личности. Личность формируется и проявляется в деятельности, поступках, действиях человека. В потребностях материальных и духовных выражается связь человека с окружающим миром, людьми. Оценивая человеческую личность, прежде всего необ-
ходимо охарактеризовать круг ее интересов, содержание ее потребностей. Нужно судить о человеке по мотивам его поступков, по тому, к каким явлениям жизни он равнодушен, по тому, чему он радуется, на что направлены его мысли и желания. Совокупность основных отношений к миру, людям и себе образует в своем единстве свойственную человеку нравственную позицию. Она особенно прочна, когда становится сознательной, т. е. когда появляются личностные ценности, рассматриваемые как осознанные общие смысловые образования. Ценность — это осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни7.
В психологии подчеркивается важнейшая роль действий в формировании личности. Указывается, что личность представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. А. Н. Леонтьев подчеркивает, что действия человека на психологическом уровне являются единицей жизни, опосредованной психическим отражением, образом, реальная функция которого состоит в том, что он ориентирует в предметном мире 8. Основным радикалом развитой личности является возможность регуляции, умение увидеть свои ошибки и, главное, уметь их исправлять. Не случайно в Основах уголовного судопроизводства России предусмотрена ответственность человека за свои поступки только в том случае, если человек осознал все значение своих действий и мог руководить ими.
Мотивы человеческого поведения, по словам Спинозы, находясь между собой в сложном динамическом взаимодействии, «нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться». Могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия. Поэтому происходят развитие и трансформация мотивационной структуры человека. Из соотношения положительного и отрицательного результатов действий относительно потребности и зарождается эмоция, которая обусловлена, с одной стороны, внутренними мотивациями, а с другой — особенностями внешней ситуации, поэтому источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность и изменения, происходящие в психике и организме.
В случае неудовлетворения потребности возникает новое, негативное, состояние — фрустрации, агрессии, раздражение и прочее, в котором человек получает новые ресурсы, а значит — новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остается негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряженность психических состояний и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса. Определяя значение мотивации в структуре человеческого поведения, нельзя не указать на роль и значение эмоций.
Отечественные исследователи показывают, что всякое поведение детерминировано эмоциями, и в эмоциях и чувствах проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. Согласно теории функциональных состояний на основе прогнозов удовлетворения потребности и характера будущих действий именно «блок це-леполагания» формирует определенное эмоциональное состояние субъекта деятельности. Эмоциональные состояния системны, и их можно рассматривать в двух аспектах: они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации. Психодинамика эмоциональных состояний выражена протеканием психических процессов, которые при повторении приобретают устойчивость, складываются в стереотип, закрепившийся в поведении, могут включиться в структуру личности в качестве ее специфического свойства9.
Таким образом, в процессе жизнедеятельности мотивация оказывает существенное влияние на эмоции и отражается в эмоциональных состояниях. В зависимости от информации, хранящейся в памяти человека, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». После формирования «фильтров» объективные характеристики внешнего мира гораздо слабее могут воздействовать на сознание, главную роль играют установки, убеждения и представления субъекта деятельности.
Степень сложности и характер компонентов поведенческих актов, опосредованных мотивационны-ми свойствами личности и определенными эмоциональными состояниями, могут быть различными, но их принципиальная организация одинакова. Преодоление мотивационной амбивалентности — противоречивости между внутренним ощущением потребности и внешним состоянием, которые отражаются в психике через эмоциональные проявления: «напряжение», «неудовлетворенность» и «дискомфорт», выраженные в виде переживаний и эмоциональных реакций, составляет механизм регуляции деятельности, а в субъективном смысле зависит от доминирующей мотивации субъекта.
Практический психолог (школьный психолог), педагог-психолог, социальный педагог, стремящиеся преодолеть всякого рода отклонения в поведении маргинального подростка, должен избрать главным объектом своего внимания вовсе не правонарушения и даже не делинквентность поведения, а мотивы побуждения и причины их возникновения. При этом главное внимание надо уделять тому периоду жизни подростка, в течение которого формируются его личность, круг нравственных интересов, сфера межличностных отношений. Методика профилактической, правовой работы определяет канву, последователь-
ность действий психолога, педагога или социального работника, контактирующего с детьми10.
Основное содержание работы в процессе организации профилактики делинквентного поведения — это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью, и принцип предложения помощи11.
В профилактической работе важно лишь одно: не опоздать, воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона жизни маргинального подростка полностью не превратилась бы в его делинквентную суть, а образ жизни и мыслей не стали бы противоречить его возрастным и индивидуальным потребностям. В генезисе делинквентного поведения большую роль играют мотивации и эмоции человека, такое поведение вначале всегда бывает немотивированным. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации он не может это сделать. Быстрое формирование отклоняющегося поведения объясняется свойственными подросткам лабильностью, возбудимостью, «эффектом толпы», которые крайне ускоряют формирование признаков гедонизма, стремление жить беспечно, шумно и весело.
И здесь большую роль в профилактической работе маргинальных личностей подрастающего поколения играет спортивно-физкультурная работа. В области психологии физической культуры и спорта накоплен достаточно объемный материал по изучению эмоций и мотивации в физкультурно-спортивной деятельности. Анализ теоретических источников показал, что в основном данные личностные детерминанты изучались в отдельности. Для формирования физкультурно-спортивной мотивации исследователи предлагают различные средства и методы, однако в рекомендациях не всегда учитываются особенности поведения нормальных, маргинальных или делинквентных личностей. Так, воздействие на сознание маргинальной личности при формировании физкультурно-спортивной мотивации, как предлагают некоторые исследователи, входит в противоречие с закономерностями развития психики. Побуждать такого подростка к систематическим занятиям физической культурой и спортом, объясняя, насколько это полезно и необходимо в дальнейшем, не даст нужного эффекта. Словесное объяснение маргинальному подростку того, как полезно заниматься физической культурой и спортом, как это важно в жизни, не может сравниться с реально пережитым операциональным подкреплением (по Скиннеру). Достаточно организовать туристический поход с преодолением препятствий, требующим проявления физических качеств, в процессе которого на собственном опыте подростки убеж-
даются в необходимости физического развития и со-вершенствования12. Наиболее эффективное направление в развитии мотивов занятий физической культурой и спортом у маргинальных личностей — это обращение к созданию положительных эмоций при воздействии на подсознание посредством наполнения содержания учебных предметов физкультурно-спортивной терминологией.
Содержание играет важную роль в воспитании. Это позволяет актуализировать в сознании подростка понятия физической культуры и спорта, их значение в жизни человека и формировать положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом. Физкультурно-спортивные знания, умения и навыки (опыт), формируемые у маргинальных личностей, дают им представления о ценностях физической культуры и направлены на формирование мотивации к занятиям по совершенствованию физической культурой. Так как порой неудовлетворенность физическим совершенствованием способствует отрицательным эмоциональным состояниям, то именно поэтому не у всех возникают смыслообразующие мотивы к занятиям физической культурой и спортом, мотивы достижения успеха 13. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение с себе подобными. В связи с этим особое внимание при формировании и упрочении мотивации к занятиям физической культурой и спортом уделяется укреплению межличностных взаимоотношений, созданию благоприятного климата в коллективе. Необходимо построение благоприятных межличностных взаимоотношений, удовлетворение которых способствует проявлению положительных эмоций и возникновению смысло-образующей мотивации и мотивации достижения.
С началом систематического участия трудных подростков в спортивных соревнованиях эффективным средством укрепления спортивной мотивации служат мотивационные тренинги причинных схем, личностной причинности, внутренней мотивации, мотивации достижения. При работе с тренингом причинных схем восприятие спортсменом своих неудач, поражений является существенной детерминантой его последующего поведения. Изменения этого восприятия, осуществляемые тренером, приведут к изменению поведения подростка в будущем. Развитие мотивации с помощью тренинга личностной причинности рассматривается как развитие у подростка ощущения того, что он сам является причиной своего поведения и последствий. При использовании тренинга внутренней мотивации должны быть сформированы следующие субъективные состояния: 1) сконцентрированность внимания на занятиях, исключая посторонние мысли, чувства; 2) ощущение полной включенности в занятия спортом; 3) четкое представление последовательности своей деятельности, ясное осознание целей, задач, средств достижения цели; 4) отсутствие тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением деятельности. Сущность тренинга мотивации до-
стижения заключается в формировании стремления к высоким результатам.
Мы полагаем, что основными детерминантами в системе психической регуляции являются эмоции и мотивация, которые проявляются не только в отдельности, но и в тесной интеграции, оказывая специфическое влияние на маргинальное поведение молодого человека. Эмоции представляют собой психологическое поле, на базе которого разворачиваются мо-тивационные процессы. В связи с этим при формировании смыслообразующей мотивации у маргинальных личностей различного возраста в первую очередь следует создавать условия для проявления положительных эмоций успеха.
1 Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 1976. 324 с. ; Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19-44 ; Бабушкин Г. Д., Караваев А.Ф. Психология противоправного поведения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 1. С. 97-100.
2 Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. С. 188-403 ; Сирота Н. А., Цветков В. Л. Методика разрешения трудных ситуаций и профилактика поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000. № 2. С. 84-87 ; Марьин М. И., Бочкова А. А., Бирю-
ков С. Д., Касперович Ю. Г. Экспертная методика раннего выявления признаков противоправного поведения сотрудников органов внутренних дел // Там же. 2014. № 2. С. 65-68.
3 McCklelland D. C., Atkinson J. M., Clark R. A., Lowell E. L. The achievement motive. N.-Y., 1953. Р. 58.
4 Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С. 7-44.
5 Реан А. A. Социально-педагогическая психология. М., 1998. С. 28-57.
6 Зейгарник Б. В. Саморегуляция в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. № 2. С. 122-132.
7 Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 1999. С. 139-401.
8 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
9 Сосновский Б. А. Мотив как личностное образование // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988. С. 60-64.
10 Божович Л. И. Указ. соч. С. 37.
11 Кульмаметьева Э. С., Ниясова Н. С., Бабушкин Г. Д. Активизация физического самовоспитания школьников-подростков // Омский научный вестник. 2013. № 1. С. 147-151.
12 Головина Т. В. Формирование ценностного отношения к физической культуре у младших школьников : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2003. 196 с.
13 Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Сущность и эффективность тренингов мотивации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1. С. 23-27.