УДК 159.942
I ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ | В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Г. Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев, Е. Г. Бабушкин
В статье рассматривается взаимосвязь эмоций и мотивации человека. Эмоции являются причиной возникновения и формирования мотивации к деятельности. На примере спортивной деятельности показано, что создание положительных эмоций способствует формированию мотивации.
Ключевые слова: взаимосвязь, эмоции, мотивация, деятельность.
Взаимосвязь эмоций с мотивацией признавали ряд отечественных психологов 1, которые констатировали данную взаимосвязь. Так, по мнению С. Л. Рубинштейна, эмоции, возникшие в результате воздействия на человека предметов, явлений — предшественники и причины деятельности человека, направленной на эти предметы, явления 2. Однако прикладных исследований, основанных на взаимосвязи эмоций с мотивацией, не обнаруживается. Хотя подобные результаты могли бы служить для практиков, педагогов, психологов основой для управления формированием мотивации. Поскольку формирование мотивации является педагогическим процессом и положительные эмоции являются обязательным моментом воспитательных воздействий, то не учитывать
эту закономерность воспитания при управлении формированием мотивации было бы неправильно.
Достаточно подробно изучались эмоции и мотивация в зарубежной психологии 3. Рядом исследователей накоплен объемный материал об эмоциях и мотивации человека. На взаимосвязь эмоций с побуждениями, мотивацией отмечал в своих исследованиях американский психолог К. Е. Изард 4. Согласно его преставлениям о взаимодействии эмоций и мотивации, сопровождающая эмоция взаимодействует с побуждением и регулирует его любым из трех направлений: усиливает, ослабляет, подавляет. Автор представляет последовательность эмоций: активация эмоции — переживание, вызывающее мотивацию, — деятельность, побуждаемая и поддерживаемая эмоциональным состоянием.
Зарубежные теоретики в области мотивации 5 предложили теорию аффективного возбуждения, согласно которой все мотивы приобретаются в процессе установления связи между стимулом и аффективным состоянием. Согласно их теории, стимулы, вызывающие слабое несоответствие или отклонение от обычного уровня аффективного возбуждения, ведут к положительному аффекту и мотивируют поведение приближения. Стимулы, вызывающие существенные отклонения, ведут к отрицательному аффекту и мотивируют поведение избегания. Изучая взаимодействие эмоций и мотивации, Е. Deci 6 пришел к выводу, что аффект считается первичным по от-
ношению к другим процессам. Согласно его теории, эмоции выступают как мотивационный фактор, и признается взаимодействие между эмоциями и поведением (мотивацией). Эмоции являются предшественниками и следствием поведения. Проведя анализ взаимодействия эмоций и мотивации, можно полагать их взаимосвязь и первичность эмоций в мотивации поведения человека.
Взаимосвязь эмоций и мотивации четко прослеживается при их рассмотрении в экстремальных видах деятельности, к которым относится и спорт. В области психологии спорта накоплен объемный материал по изучению эмоций и мотивации в спортивной деятельности. Данные личностные проявления изучались в основном в отдельности. Для формирования спортивной мотивации исследователи предлагают различные средства и методы. Однако в рекомендациях не всегда учитываются возрастные психологические закономерности. Так, воздействие на сознание человека в младшем школьном возрасте при формировании спортивной мотивации, как предлагают некоторые исследователи, входит в противоречие с закономерностями развития психики. Побуждение школьника к систематическими занятиям спортом, объясняя, насколько это полезно и необходимо для дальнейшего, не даст нужного эффекта.
На пользу словесных убеждений в воспитании учащихся в свое время указывал Ж. Ж. Руссо, предлагавший не давать ученику никаких словесных уроков в целях воспитания, ученик должен получать уроки из своего опыта. Он сформулировал важнейший принцип, на основе которого должно строиться воспитание, — «никакого опосредствования, только обусловливание»7. В дальнейшем В. Вилюнас указывал, что воздействие на логику, сознание на ранних этапах онтогенеза человека в целях формирования мотивации малоэффективно 8.
Объяснение дошкольнику, младшему школьнику того, как полезно заниматься спортом, даже с подробным рассказом, как это важно в жизни, не может сравниться с реально пережитым подкреплением. Достаточно для младших школьников организовать туристический поход с преодолением препятствий, требующих проявления физических и волевых качеств, в процессе которого школьники на собственном опыте убеждаются в необходимости физического совершенствования. При управлении формированием спортивной мотивации следует ориентироваться на психологические особенности возраста спортсменов. Это подтверждено рядом совместных исследований 9.
Наиболее эффективное направление в развитии мотивов занятий спортом у младших школьников — это обращение к проявлению положительных эмоций при воздействии на подсознание посредством наполнения содержания учебных предметов спортивной терминологией 10. Содержание играет важную роль в воспитании. Это позволяет актуализировать в сознании школьника понятия спорта, их значение в жизни человека, вызвать интерес к ним и формировать положительное отношение к занятиям спортом. Физкультурно-спортивные знания, формируемые у учеников начальных классов, дают представления о ценностях спорта и направлены
на формирование мотивации к занятиям выбранным видом спорта. Так как эмоции могут быть возбуждены тем, что имеет отношение к существующей потребности человека 11, то именно поэтому, по результатам исследования Т. В. Головиной 12, не у всех учащихся экспериментальных классов возникают положительные эмоции и мотивы к занятиям физическими упражнениями.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение с себе подобными. В этой связи особое внимание при формировании и упрочении спортивной мотивации юных спортсменов является укрепление межличностных взаимоотношений, создание благоприятного климата в спортивном коллективе. С учетом этого нами была разработана методика формирования спортивной мотивации юных спортсменов, построенная на последовательном удовлетворении актуальных для этого возраста потребностей (общение, одобрение, уважение, самоутверждение и др.) 1 з. Создание благоприятных межличностных взаимоотношений, удовлетворение которых вело к проявлению положительных эмоций, способствовало формированию соревновательной мотивации и мотивации достижений.
С началом систематического участия юных спортсменов в спортивных соревнованиях эффективным средством укрепления спортивной мотивации являются мотивационные тренинги причинных схем, личностной причинности, внутренней мотивации, мотивации достижения 14. При работе с тренингом причинных схем восприятие спортсменом своих неудач, поражений является существенной детерминантой его последующего поведения. Изменения этого восприятия, осуществляемые тренером, приведут к изменению поведения спортсмена в будущем. Развитие мотивации с помощью тренинга личностной причинности рассматривается как развитие у спортсмена ощущения того, что он сам является причиной своего поведения и последствий. При использовании тренинга внутренней мотивации у спортсмена должны быть сформированы следующие субъективные состояния: 1) сконцентрированность внимания, мыслей на занятиях избранным видом спорта, исключая посторонние мысли, чувства, отвлечения; 2) ощущение полной включенности в занятия спортом; 3) четкое представление последовательности своей деятельности, ясное осознание целей, задач, средств достижения цели; 4) отсутствие тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением деятельности. Сущность тренинга мотивации достижения заключается в формировании у спортсмена стремления к достижению высоких результатов путем использования методики «тематико-апперцептивный тест» и анализа достижений людей в различных сферах деятельности. Эффективность мотивационных тренингов была показана при работе со спортсменами разных видов спорта и квалификации в ряде исследований.
При работе со взрослыми спортсменами стоит задача сохранения спортивной мотивации. Эта задача может решаться опосредованно, через ускорение восстановления работоспособности спортсменов после тренировочных занятий и соревнований. При ускорении восстановления работоспособности активизируются поло-
жительные эмоции, улучшается самочувствие, настроение, повышается активность спортсменов. Это было показано в наших исследованиях при работе со спортсменами высокой квалификации 15. Создана методика активизации спортивной мотивации у высококвалифицированных спортсменов. Основные ее положения сводятся к следующему: 1) воздействие на физическое состояние спортсмена после тренировочного занятия с использованием массажа и психорегулирующей тренировки; 2) снижение эмоциональной напряженности после проведения сеанса восстановления; 3) в процессе восстановительного сеанса осуществляется торможение эрготропной системы и активизация трофотропной системы; 4) восстановление способствует улучшению психоэмоционального состояния — повышается активность, самочувствие, настроение, проявляется удовлетворенность тренировочным процессом и желание дальнейшего спортивного совершенствования; 5) на основе улучшения психоэмоционального состояния становятся актуальными соревновательная мотивация и мотивация достижения успеха.
В заключение следует сделать вывод, что эмоции и мотивация в экстремальной деятельности проявляются не только индивидуально, но и во взаимосвязи, оказывая влияние на состояние, поведение и результативность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Эмоции представляют собой психологическое поле, на базе которого разворачиваются мотивационные процессы. В этой связи при формировании спортивной мотивации у спортсменов разного возраста и квалификации в первую очередь следует создавать условия для проявления положительных эмоций.
1 Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 160 с. ; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 328 ; Ильин Е. П. Эмоции и чув-
ства. СПб., 2001. 752 с. ; Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Сущность и эффективность тренингов мотивации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1. С. 23-27.
2 Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 т. Т. 1. М., 1950. 537 с.
3 Изард К. Е. Эмоции человека. Пер. с англ. М., 1980. 440 с. ; Deci E. Intrinsie motivation. N.-Y., 1975. Р. 99 ; Mc Cklelland D. C., Atkinson J. M., Clark R. A., Lowell E. L. The achievement motive. N.-Y., 1953. Р. 58.
4 Изард К. Е. Указ. соч. С. 139-160.
5 Deci E. Указ. соч. С. 99 ; Mc Cklelland D. C., Atkinson J. M., Clark R. A., Lowell E. L. Указ. соч. С. 58.
6 Deci E. Указ. соч. С. 99.
7 Руссо Ж. Ж. О воспитании: педагог. соч. В 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 19.
8 Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. СПб., 2006. 458 с.
9 Головина Т. В. Формирование ценностного отношения к физической культуре у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2003. 196 с. ; Канатов А. В., Бабушкин Г. Д. Управление формированием спортивной мотивации у юных баскетболистов // Психологические технологии в физическом воспитании и спорте: мат-лы региональной науч. конф. по спортивной психологии. Омск, 2004. С. 18-20 ; Кульмаметьева Э. С., Ния-сова Н. С., Бабушкин Г. Д. Активизация физического самовоспитания школьников-подростков // Омский научный вестник. 2013. № 1. С. 147-151 ; Мочалов С. Ю., Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Проблема активизации мотивации человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 2. С. 126128 ; Шумилин А. П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 2003. 150 с.
10 Головина Т. В. Указ. соч. С. 91-108.
11 Вилюнас В. К. Указ. соч. С. 69.
12 Головина Т. В. Указ. соч. С. 112-137.
13 Бабушкин Г. Д., Канатов А. В., Шумилин А. П. Указ. соч.
С. 20.
14 Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Указ. соч. С. 23-27.
15 Мочалов С. Ю., Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Указ. соч. С. 128.