Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. №1 (21)
ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 808
С.В. Меньшенина
МОСКОВСКАЯ РИТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА Ю.В. РОЖДЕСТВЕНСКОГО: ОСНОВАТЕЛЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
В статье рассмотрены исследования московской риторической школы, прежде всего труды Ю.В. Рождественского, которому принадлежит роль восстановителя риторики в России. Он определяет речь как инструмент управления обществом и людьми и, опираясь на классические традиции, формулирует предмет, цели и задачи риторики в условиях информационного общества. Идеи риторики Ю.В. Рождественского получили дальнейшее развитие в работах его последователей А.А. Волкова, В.И. Ан-нушкина и других ученых.
Ключевые слова: Ю.В. Рождественский, риторика, информационное общество, эффективное общение.
Охарактеризовать современные российские риторические школы как научно-педагогические направления непросто, ибо во многих регионах сложились не только коллективы ученых и педагогов, отстаивающие определенные взгляды на предмет риторики и речеведения в целом, но имеются и отдельные ученые, самостоятельно заявляющие о своем праве создавать оригинальные исследования или отдельные разработки. Настоящая статья посвящена целиком исследователям московской риторической школы, объединенным вокруг кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ им. М.В. Ломоносова. Семидесятые годы можно назвать временем возрождения риторики, когда, несмотря на сопротивление в определенных ученых кругах, новый заведующий кафедрой Ю.В. Рождественский (он принял кафедру в 1971 г.) начал проводить энергичные исследования по риторике и читать различные курсы, связанные как с общей риторикой, так и с риторикой деловой прозы.
Ю.В. Рождественскому справедливо принадлежит роль восстановителя риторики в России и основателя ее современной теории. Опираясь на фило-софско-лингвистическое учение В.В. Виноградова, он возродил классические риторические понятия, отразил новый взгляд на речь в современных условиях развития общества, а именно в период развития массовой коммуникации как нового рода словесности, поставил перед русистами задачу изучать этот влиятельный вид речи и, что особенно важно, в реальной педагогической практике разрабатывал методику преподавания риторики.
Риторика начала вписываться в широкий контекст общей филологии (в 1978 г. вышла до сих пор, полагаем, мало оцененная коллегами его книга «Введение в общую филологию»), становясь необходимой частью современной русистики, «центральной дисциплиной» для новой философии языка.
Надо отметить, что по сей день в теоретическом осмыслении современной отечественной риторики многим исследователям, на наш взгляд, не хватает глубины понимания ее интегрирующей роли.
Остановимся на основных положениях риторики Ю.В. Рождественского, в которых отражены взгляды ученого на эту науку. Прежде всего, как в работах определяется понятие риторики, ее предмет и задачи? Ю.В. Рождественский писал: «Риторика - одна из классических гуманитарных дисциплин. Эта дисциплина изучает речь и рекомендует правила искусной, целесообразной и убедительной речи. Таким образом, у риторики две части: одна - исследовательская, научная, другая - практическая, дидактическая» [1. С. 12].
Важным является выделение в определении риторики ее научной составляющей, опора на классические традиции, поскольку многие исследователи, вульгаризируя ее сущность, представляют риторику всего лишь как некую технологию, совокупность практических рекомендаций. В другой работе, в статье «Риторика публичной лекции» (1989), ученый говорит о новом (по сравнению с существующим тогда) понимании области риторики, обращаясь к возникшим общественным реалиям, формам и видам речи. В этом смысле принципиально важным стало его обращение к прозаической речи во всех сферах жизни, что было отражением аристотелевского представления о риторике, когда дар речи применяется в самых разных областях - от житейских до ситуаций государственной важности.
Другими словами, Ю.В. Рождественский, следуя классической традиции, видел область риторики много шире, нежели только искусство публичного монолога, как принято было понимать риторику в Античности или как её упрощённо понимают некоторые современные ученые. В этом отношении закономерным стало его совершенно справедливое утверждение о необходимости изучения не только текстов художественной литературы, но и всех родов речи: и деловой прозы, и научной, и разговорно-бытовой, и журнальной, и текстов массовой коммуникации, поскольку именно прозаические речи являются определяющими в общественной практике современного человека. Это, в свою очередь, обозначило задачу исследования частных риторик, для того чтобы обеспечить эффективное общение в разных сферах речевого общения.
В своем основном научном труде «Теория риторики» Ю.В. Рождественский пишет: «История риторики есть история стилей жизни. Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилевая задача новой риторики состоит в понимании и пользовании всеми видами слова, а не только публичной устной речью» [2. С. 3].
По словам ученого, отсутствие эффективной и целесообразной речи, обеспечивающей стилевые движения общества, приводит к стагнации.
Ю. В. Рождественский высказывает справедливую мысль о речи как орудии управления обществом и людьми. Вслед за Аристотелем ученый пишет о том, что «общественное государственное устройство есть прежде всего речевая организация общества» [2. С. 11]. Важным стало положение о социальном характере производства речи и индивидуальном характере ее освоения.
Вот как ученым сформулированы задачи риторики: «Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя
Московская риторическая школа Ю.В. Рождественского
увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу. Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам. Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции. Обе задачи должны опираться на культуру речи данного общества» [2. С. 3]. Риторические задачи состоят в том, чтобы убеждать, агитировать, пропагандировать [3. С. 10]. Ценными предложениями явились рекомендации Ю.В. Рождественского относительно подготовки, «самовоспитания» оратора, которые даются в ключе классической риторики и являются созвучными советам Цицерона и Квинтилиана. Прежде всего, по словам Ю.В. Рождественского, необходимо знание правил риторической деятельности. Кроме того, условием формирования оратора является талант - «особая языковая одаренность» [4. С. 48]. Избегая искусственных условий, поскольку так не может формироваться ритор, необходимо тренировать свои способности в реальной риторической практике, убедительно представляя в своей позиции собственную точку зрения: «.. .в обществе всякий интерес встречается с противоборствующим интересом. Поэтому всякое ораторское действие - это борьба за утверждение собственной точки зрения» [4. С. 48]. Таким образом, путь к ораторскому мастерству: от образца (устного и письменного) и его анализа - к риторической теории, далее - к регулярной собственной ораторской деятельности.
Идеи риторики Ю.В. Рождественского получили дальнейшее развитие в научных трудах А.А. Волкова, его последователя, заведующего кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ им. М.В. Ломоносова. В монографиях «Курс русской риторики» и «Основы русской риторики» наука рассмотрена в свете православных традиций отношения к слову, речи.
А.А. Волков, как и принято в классической традиции, определяет предмет риторики широко: «риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация» [5. С. 9]. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.
Риторика в отличие от других речеведческих дисциплин, которые исследуют продукт речевой деятельности, т.е. ее результат, изучает процесс порождения речи в зависимости от цели и условий общения. Это положение, на наш взгляд, является принципиально важным, ибо, как мы уже отмечали, риторика не должна сводиться лишь к внешней стороне: технике речи, отношениям оратора и аудитории, проблемам воздействия на слушателей и т.д. В конечном итоге такое представление изымает из риторики ее филологическую сущность, которая заключается в умении изобретать, располагать и словесно выражать мысли - создавать речь в реальной ситуации общения.
Московскую риторическую школу представляет В. И. Аннушкин, заведующий кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, которому принадлежат основополагающие научные труды, посвященные истории отечественной риторики: «Русская риторика. Исторический аспект», «История рус-
ской риторики. Хрестоматия». Обращенность в прошлое науки о речи позволяет избежать поверхностных ее определений, глубже понять сущность риторических категорий, оценить «подлинное своеобразие мыслительного богатства родной филологической культуры» [6. С. 160]. Теоретико-методологические основания риторики изложены автором в книге «Риторика. Вводный курс» (2006). Автор называет риторику фундаментальной наукой о речи, которая является основой всякой интеллектуальной профессии, наукой о мысли и речи, учением об убедительной, уместной и эффективной речи, учением о воспитании личности через речь. В.И. Аннушкин говорит об актуальности и сопоставимости классических определений риторики с современной речевой практикой. В пособии рассматриваются такие понятия, как образ ритора и совокупность речевых, этических, интеллектуальных и эстетических требований к нему. Учебное пособие «Риторика. Экспресс-курс» (2008) предназначено широкому кругу людей, стремящихся к овладению речевым мастерством. Автор, обладая богатым опытом проведения риторических тренингов, удачно сочетает теоретический материал с методическими рекомендациями, иллюстрациями и примерами из практики преподавания риторики. В пособии подробно описаны система изобретения идей с помощью топосов и методика работы по ним, что редко используется в практике обучения риторике, а между тем это является продуктивным способом распространения мысли, создания информативного текста.
Логично выстроенная система упражнений, поданная в увлекательной форме, помогает пошагово формировать риторические умения и навыки, работать над индивидуальным образом оратора.
В.И. Аннушкиным написано учебное пособие для старших классов «Риторика» (М., 2011), которое отличается от многих появившихся в последние годы школьных учебников теоретической глубиной, логичностью и систематизиро-ванностью построения материала. В основе курса лежит классический риторический канон, включающий все этапы создания и представления текста.
Фундаментальные правила для говорящего и слушающего формулируются с опорой на пословицы и поговорки о языке и речи, духовную литературу, которые дают школьникам представления о роли языка в воспитании и преображении личности и показывают, как с помощью слова можно гармонизировать человеческое общение.
Традиции Ю. В. Рождественского продолжены в риторическом творчестве множества российских и иностранных коллег, которые преподают не только в вузах, но и в школах. Имена учеников Ю.В. Рождественского, исследующих самые разнообразные области риторики (как отдельные её разделы, так и национальные традиции в целом), многое скажут заинтересованному читателю, это:
- (русская риторика) А.П. Романенко, автор известных работ об образе ритора, исследователь особенностей советской риторики (чтобы не загромождать этот перечень ссылками, называем тематику исследований ученых. - С.М.); И.В. Пешков (диссертация об изобретении речи), автор множества книг о творчестве М.М. Бахтина, переводах «Риторики» Аристотеля, переводах «Гамлета», основатель издательства «Лабиринт»; Л.К. Салиева (диссертация о риторике художественной прозы, автор риторических разборов В. Набокова и других
Московская риторическая школа Ю.В. Рождественского
писателей); А.К. Соболева (диссертация о риторике судебной аргументации, автор книги о топике в судебной речи);
- (американская риторика) О.П. Брынская (автор, очевидно, первой диссертации по американской риторике, защищенной в МГУ им. М.В. Ломоносова в 1976 г.), В.Н. Радченко (автор диссертации по истории американского ораторского искусства и соответствующей книги (1986), Н.Н. Германова (автор диссертации и книг по американской художественной прозе), О.А. Сычев (автор диссертации и книг по американской риторике 80-90-х гг.);
- (французская риторика) Н.А. Безменова (автор диссертации по истории французской риторики и ряда книг о риторике, ставших инициирующими в риторических исследованиях начала 90-х гг.);
- (немецкая риторика) С.В. Гундорова (автор диссертации по истории немецкой риторики), и др.
Будучи по первоначальному образованию китаистом, Ю.В. Рождественский не только продолжал заниматься китаистикой, но оказал большое влияние на подготовку национальных кадров в Китае: до сих пор, по свидетельству его ныне активно работающих китайских учеников, советами Рождественского пользуются в Министерстве образования КНР. В настоящее время его ученики, прошедшие школу кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ им. М.В. Ломоносова, занимают ведущие посты в ряде китайских вузов: Ван Синьи - ныне декан факультета русского языка и культуры Пекинского университета, Чу Минь - профессор кафедры русского языка того же университета, автор замечательной работы о переводах лексики пушкинского времени на китайский язык; Чжан Дэхоа - профессор Гуаньджунского университета, автор диссертации и монографии о безэквивалентной лексике русского языка.
Автор первой научно-биографической книги о Ю.В. Рождественском, его ученик, декан факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова А.П. Лобода-нов дает замечательную характеристику личности ученого (филолога и ритора) в заключении своего повествования: «Как никто, Юрий Владимирович был наделён даром научного изобретения и мог оживить любую мысль, хотя бы и вне своей специальности, озарить ее, переродить ее. И это в сочетании с редкостным уважением к чужому тексту, мысли и стилю! Будучи человеком синтеза, умевшим представить внутренним зрением пути развития и эволюции языка и культуры, Ю.В. Рождественский воспитывал в своих товарищах и учениках умение работать с предметами мысли для познания сущности явления, воспитывал понимание того, что филология - не совокупность дисциплин, не «брачный союз» лингвистики и литературоведения, а система знания; тем самым Юрий Владимирович сумел организовать своих воспитанников в поколение, имеющее лицо» [7. С. 159].
Творчество Ю.В. Рождественского свидетельствует о том, как много может сделать в науке человек, любящий трудиться, стремящийся к истине, много и продуктивно работающий сам и интенсивно взращивающий отеческой заботой и вниманием поколение своих последователей-учеников.
Литература
1. Рождественский Ю.В. Становление риторики: проблемы и перспективы // Вопросы лекционной пропаганды. М.: Знание, 1988. С. 12-34.
2. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1999.
3. Рождественский Ю.В. Проблемы влиятельности и эффективности средств массовой информации // Роль языка в средствах массовой коммуникации: сб. обзоров. М., 1986. С. 7-45.
4. Рождественский Ю.В. Риторика (или как избежать ошибок при общении). Грозный: Книга, 1992.
5. Волков А.А. Курс русской риторики. М.: Изд-во храма св. муч. Татианы, 2001.
6. Аннушкин В.И. Язык и жизнь: Книга о русском языке - слове - речи. М., 2009.
7. ЛободановА.П. Юрий Владимирович Рождественский: очерк творческой биографии. М., 2009.