УДК 340.1
Д. В. Лушпай1
МОРСКОЕ ПИРАТСТВО В СОМАЛИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
Сегодня проблема морского пиратства является одной из составляющих борьбы с международным терроризмом, который уносит жизни и отрицательно влияет на развитие торговых связей. Только в Аденском заливе ущерб от пиратства оценивается ежегодно не менее 25 млрд. долларов. Реализация флибустьерской добычи стала здесь частью местной экономики. Кроме того, существуют настоящие корсарские синдикаты, которые выполняют заказы на поставку строго определенных грузов и даже кораблей того типа, который интересует заказчика. В рамках данной статьи автором рассматривается феномен современного морского пиратства в Сомали в контексте политического конфликта.
Ключевые слова: Сомали, Аденский залив, политический конфликт, сомалийское пиратство, пират, морское пиратство.
В современной науке политический конфликт определяется как один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Он может быть определен как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию интересов и признание их общественно необходимыми, за все то, что составляет власть и политическое господство. Конфликты, отражая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих
1 © Дмитрий Владимирович Лушпай, аспирант кафедры Международных отношений и зарубежного регионоведения Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: rokky007@bk.ru .
в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структурирование всего политического процесса.1
Современное морское пиратство, как феномен, отражающий борьбу одних субъектов с другими за ресурсы и влияние можно рассматривать как разновидность политического конфликта. Одним из наиболее опасных региональных политических конфликтов является морское пиратство в Сомали, поскольку в этой стране вооруженные столкновения продолжаются почти два десятилетия.
Сомалийская Демократическая Республика — африканское государство, в настоящее время фактически существующее лишь номинально. Переходное Федеральное Правительство, существующее в Сомали, признаётся международным сообществом в качестве законной сомалийской власти, однако в настоящее время оно реально контролирует лишь незначительную территорию в центральной части Сомали. Юг Сомали контролируют формирования, связанные с международной террористической сетью «Аль-Каида», радикальными исламскими движениями «Аш-Шабааб» и «Хизбул Ислаами». Север Сомали контролируется непризнанным государством Республика Сомалиленд, объявившим о своей независимости. Автономный район Пунтленд, в настоящее время поддерживающий Переходное Федеральное Правительство, видит себя автономной частью единого Сомали. По сути, именно он стал ядром для сплочения новой сомалийской государственности.2
Между тем, в Сомали продолжает действовать несколько небольших враждующих вооружённых группировок (включая кланы сомалийских пиратов), имеющих ярко выраженную самостоятельность по отношению к федеральным властям. Большинство пиратов — молодые люди возраста 20-35 лет из Пунтленда. По оценке Ассоциации содействия морякам Западной Африки, существует, по меньшей мере, пять основных пиратских банд, в которые входит около 1000 вооружённых боевиков. По информации агентства ВВС, пираты делятся на следующие категории лиц:
- местные рыбаки, включившиеся в пиратство, хорошо знающие морские условия;
- бывшие военные, принимавшие участие во внутренних войнах Сомали в составе местных кланов, умеющие воевать;
1 Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент, СПб., «Питер», 2005
2 Кризисы. Конфликты. Войны. Сомали. [Электронный ресурс] / Зарубежное военное
обозрение. — Электрон. журнал. - 2002. — №001. — Режим доступа:
ЬИр://’№№^еЫЬ1ю1ека.га/зоигсез/аг11с1е.]зр?1ё=4313964
- эксперты, умеющие работать с техникой, в частности с ОРБ-оборудованием.1
Исторически сомалийское пиратство началось с попыток защитить свои воды от рыболовных судов-браконьеров. При этом ранее яхты и подобные прогулочные суда никогда не атаковывались, но ситуация резко изменилась после того, как в 90-х годах французская яхта оказалась замешанной в нелегальной археологической деятельности в водах Сомали; были похищены исторические ценности, достояния страны, стоимостью в миллионы долларов. Сомалийские пираты стараются не проливать крови захваченных экипажей, обращаются с ними человечно. И это притом, что низкий уровень медицинского обслуживания приучил людей спокойно относиться к перспективе собственной преждевременной кончины или смерти близких людей. Кстати, в качестве одного из оправданий пиратства сомалийцы приводят следующий довод: иностранные суда безвозмездно пользуются территориальными водами Сомали, а народ не получает от этого ничего.
Существует ряд причин появления пиратства именно в Сомали. Пиратство в этом районе стало развиваться с 2004 года, и очень быстрыми темпами. Полевые командиры регионов иногда закрывают глаза на пиратский промысел, а некоторые участвуют в нём сами. Во-первых, существует географическая предпосылка: суда, идущие из Красного моря в Индийский океан и обратно, через узкий Баб-эль-Мандебский пролив, не могут миновать Аденский залив и представляют лакомый кусок для долговязых смуглых джентльменов из Сомали. Через Аденский залив пролегает путь из Европы в Южную и Восточную Азию, Австралию. Это раз. Во-вторых, в основе пиратства лежит бедность. Большинство сомалийских пиратов — это молодые люди, не имеющие возможности найти хорошую работу. Для них пиратство окутано ореолом романтики. Возможность ввязаться в интересное приключение и заработать при этом огромные деньги, сравнимые с рождественскими докризисными бонусами топ-менеджеров с Уолл-стрит, толкает молодежь в ряды джентльменов удачи. Большинство пиратов — это выходцы из кланов маджертан и хавийе, из Пунтленда — буферного квазигосударства на северо-востоке Сомалийского полуострова.3
1 Феномен пиратства в Сомали К чему может привести безнаказанность [Электронный
ресурс] / Агентство экономической информации. - 2009. - Режим
доступа:http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=2969&ct=articles
2 Modern Pirates [Электронный ресурс] / Официальный сайт Международной морской организации. - 2009. — Режим доступа: http: // www.highseaspiracy.co.uk/index.html
3
Pirate attacks off Somalia already surpass 2008 figures [Электронный ресурс] Официальный сайт Международного морского бюро. - 2009. — Режим доступа:
В районе Сомали главным образом характерны нападения на торговые суда в море. По данным Международного морского бюро, в период с середины марта до конца августа 2005 года у побережья Сомали зарегистрировано 23 нападения пиратов. Нападения происходят на значительном удалении от берега. Так, одно из них было совершено на судно, находившееся на расстоянии 120 миль от побережья. Если в предыдущие годы пираты, действующие у побережья Африки, в основном захватывали судовые ценности и грузы, то в недавнее время их основными целями стали угон судов и захват заложников с целью получения выкупа.1
По данным Международной морской Организации, современное пиратство подразделяется на три вида:
Первый вид представляет собой обычные шайки, которые вооружены ножами и пистолетами. Используя фактор внезапности, они нападают на суда в открытом море или в гавани, а затем грабят пассажиров и экипажи. Как правило, они не покушаются на захват самого судна, а ограничиваются лишь судовой кассой и частью груза, который перегружают на свои катера и лодки.
Второй вид — это банды, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, которые нередко истребляют весь экипаж, захватывают судно и груз.
И третий вид — это международные организованные группы, которые захватывают корабли с особо ценными грузами. Они используют современную спутниковую навигацию и средства связи, обладают агентурной сетью, обширными связями в различных эшелонах власти.2
Примечательно, что действия современных пиратов становятся все более жестокими и дерзкими по отношению к экипажам захваченных судов. Основные причины широкого распространения пиратства в Сомали:
- несовершенство законодательства и отсутствие международной системы, нацеленной на борьбу с пиратством;
- недостаточность усилий правительств прибрежных государств, направленных на борьбу с пиратством;
- тяжелое экономическое положение населения в районах распространения пиратства;
ccs.org/index.php?option=com_content&view=article&id=352:pirate-attacks-off-somalia
already-surpass-2008-figures&catid=60:news&Itemid=51
1 Войтенко М. Сомалийское пиратство изнутри и снаружи / М.Войтенко [Электронный ресурс] / Независимое военное обозрение. — Электрон. журнал. - 2008. - №34. — Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/sources/article.jsp?id=18955419
2 Modern Pirates [Электронный ресурс] / Официальный сайт Международной морской организации. - 2009. — Режим доступа: http: // www.highseaspiracy.co.uk/index.html
- проведение актов пиратства международными террористическими организациями, как с целью дестабилизации политической обстановки, так и экономической наживы.
Наиболее часто подвергаются нападениям пиратов следующие порты и якорные стоянки в Африке:
- порты: Абиджан, Бонни Ривер, Дакар, Дар Эс-Салам, Лагос, Лупанда, Нана Крик, Тема, Варри;
- Аденский пролив;
- Восточное и северо-восточное побережье Сомали.
Центр информации по пиратству Международного морского бюро ICC International Maritime Bureau (IMB) Piracy Reporting Centre (PRC) 16 января 2008 года опубликовал ежегодный доклад по пиратству, в котором отмечается беспрецедентный рост пиратства в прошлом году. Цифры захватов судов и заложников превосходят все, что фиксировалось ранее с начала деятельности Центра в 1992 году. В 2009 году было зафиксировано 293 нападения, на 11% больше, чем в 2008 году. Было захвачено 49 судов и взято в заложники 889 моряков — членов экипажей. В ходе нападений открывался огонь по 46 судам. 32 моряка были ранены, 11 убиты, 21 пропали без вести и предположительно погибли. В 2008 году оружие применялось в 72 нападениях, в 2009 году в 139-ти. Главным образом, столь резкий рост насилия вызван сомалийским пиратством в водах Индийского океана вблизи Сомали и в Аденском заливе. Пик нападений пришелся на сентябрь 2009 года — 19. В октябре и ноябре зафиксировано 15 и 16 нападений соответственно. Рост — почти 200% по сравнению с 2008-м. Было захвачено крупнейшее судно в истории пиратства вообще — супертанкер «Sirius Star». Пираты нападали на все виды судов независимо от высоты надводного борта и скорости, они вооружены лучше, чем раньше, и не останавливаются перед применением оружия против моряков.1
В последнее время прибрежные воды Сомали становятся местом широкомасштабного пиратского разбоя. Сомалийские пираты
используют для нападений небольшие быстроходные катера. Обычно на одном или двух катерах они приближаются к судну, обстреливают его из автоматического оружия и вынуждают следовать в территориальные воды Сомали. Не исключено, что нападения планируются и исполняются местными военнослужащими, а угон судов рассматривается в качестве источника значительных доходов с минимальным риском.
Рассмотрим наиболее крупные захваты пиратов:
1 Терехов А. Нестандартная операция для Сомали / А. Терехов [Электронный ресурс] / Дипкурьер. - 2008. — Режим доступа: http://www.ng.ru/courier/2009-04-20/9_soma1i.htm1
В 2005 году у берегов Сомали зафиксирована первая попытка захватить целый круизный лайнер «Сиборн Спирит», который проходил в 160 км от побережья. С судна ответили из звуковой пушки. Попытка не удалась.
Сухогруз «Lehmann Timber» был захвачен девятью сомалийскими пиратами в Аденском заливе 28 мая 2008 года. Экипаж состоял из 9 бирманцев, 4 украинцев, одного русского и эстонца. Корабль
удерживался в течение 42 дней, где в первые три недели шли торги о выкупе между пиратами и владельцем сухогруза, немецкой компанией «Грейпейджес», которая предлагала за экипаж не более 200000$., в то время как пираты требовали 3 миллиона $. Сторонам удалось договориться в 750000$. на пленника, после того как пираты пообещали расстреливать по два человека в день. Пленники были освобождены. В 2006 году у берегов Сомали произошла перестрелка между двумя кораблями ВМС США, ракетным крейсером «Кейп Сент-Джордж», ракетным эсминцем «Гонзалес» и пиратским судном. В результате этой операции было задержано 12 пиратов, в том числе пятеро раненых. Самое интересное — пираты не испугались вступить в бой с боевыми кораблями, когда те вознамерились произвести досмотр. Они ответили пулеметным огнем. Однако противостоять не смогли, и после нескольких выстрелов судно современных флибустьеров было потоплено.1
1 февраля 2008 года русский экипаж буксира «Свитцер Корсаков» попал в плен к сомалийским пиратам. Случилось это в Аденском заливе на пути в Сингапур. Через сутки «Корсакова» повели в маленький порт. Моряков все время держали на борту. У каждого члена экипажа был персональный охранник с автоматом. Пираты потребовали компенсацию — 1 млн. долларов. Буксир, владельцем которого является датская компания «Svitzer», и команда из шести человек были отпущены на свободу после уплаты выкупа в размере 700 тысяч долларов. В экипаж захваченного пиратами корабля входили четыре россиянина,
проживающих на Сахалине, гражданин Великобритании и гражданин Ирландии. После похищения ВМФ России заявил о готовности противостоять пиратам в Мировом океане, однако компания-владелец захваченного буксира попросила Россию не вмешиваться в процесс вызволения судна и его команды из плена.2
21 августа 2008 года был захвачен танкер-химовоз «IRENE». Судно японской компании «KOYO KAIUN CO LTD-TOKYO» с экипажем
1 Войтенко М. Как защититься от пиратства / М. Войтенко [Электронный ресурс] / Морской Бюллетень. - Электрон. журнал. - 2009. - Режим доступа:
http: //www. odin.tc/GPublisher/articles/530.asp
2 «Свитцер Корсаков» откупился от сомалийских пиратов [Электронный ресурс] /
Информационное агентство lenta. ru. - 2008. - Режим доступа:
http ://lenta. ru/news/2008/03/18/korsakov/
19 человек, среди них двое граждан России: капитан и старший механик, из Владивостока и Находки, 15 или 16 Филиппин, один гражданин Хорватии. 8 октября 2008 года он был освобожден из плена. Танкер следовал на Кандла, Индия из Франции.1
В сентябре 2008 года подвергся нападению сомалийских пиратов в Аденском заливе контейнеровоз «Bunga Seroja Sato». Интересен тот факт, что фриборд судна и его скорость при нападении составляла 20 узлов. Совсем недавно считалось, что контейнеровозы в безопасности из-за высокого фриборда и большой скорости. Если все-таки сомалийским пиратам удастся захватить судно такого типа, то они войдут в историю современного судоходства и историю вообще, как совершившие крупнейшее ограбление века или тысячелетия. На борту контейнеровоза вместимостью 5000-7000 TEU в контейнерах находятся различные, в том числе очень дорогие, товары. Их стоимость составляет сотни миллионов долларов, что больше, чем бюджет Сомали за годы и даже десятилетия. Но возможно тогда за них возьмутся всерьез, потому что угроза контейнерным линиям, идущим через Суэцкий канал, — это угроза всей мировой экономике. Если, предположим, линии пойдут через мыс Доброй Надежды в обход Суэцкого канала, то человечество получит нечто вроде мирового экономического кризиса.
Пираты не брезгуют нападать даже на суда, перевозящие гуманитарную помощь как третьим странам, так и в Сомали. Так 26 февраля 2006 года сомалийские пираты захватили сухогруз «Розен», зафрахтованный Всемирной продовольственной программой ООН (ВПП). Судно с экипажем, состоящим из шести граждан Шри-Ланки и шести кенийцев, доставило 1800 тонн продовольствия и других гуманитарных грузов в порты Бербера и Босасо на севере Сомали и возвращалось в кенийский порт Момбаса. В 2007 году пираты захватили и в течение 100 дней удерживали теплоход «Семлов» с грузом принадлежащего ООН продовольствия. Тогда ВПП ООН была вынуждена временно приостановить доставку продовольственной помощи по морю.2
Представитель Всемирной продовольственной программы выразил серьезную озабоченность судьбой экипажа и судна. В заявлении ВПП ООН указывается, что действия пиратов могут осложнить доставку помощи населению Сомали и обострить и без того напряженную
1 Войтенко М. Пиратство 2008 - беспрецедентные итоги / М. Войтенко [Электронный
ресурс] / Морской Бюллетень. - Электрон. журнал. - 2009. - Режим доступа: http://www.odin.tc/GPublisher/articles/95------2008---------------.asp
2 Pirate attacks off Somalia already surpass 2008 figures [Электронный ресурс] Официальный сайт Международного морского бюро. - 2009. — Режим доступа: ccs.org/index.php?option=com_content&view=article&id=352:pirate-attacks-off-somalia already-surpass-2008-figures&catid=60:news&Itemid=51
гуманитарную ситуацию. В 2006 году ВПП ООН доставила в Сомали 78 тысяч тонн продовольствия.
Широкий резонанс в мире вызвал сентябрьский пиратский захват в районе Индийского океана направлявшегося в Кению украинского сухогруза «Фаина» на расстоянии 220 миль от побережья Сомали. Это было 26-ое нападение пиратов за 2008 год. Экипаж «Фаины» — 21 человек, из них 17 украинцев, 3 русских и 1 латыш. «Фаина» имела груз более 30 танков Т-72, гранатомёты, зенитные установки. 30 января 2009 года на одном из телеканалов Украины капитан судна «Фаина» вышел в прямой эфир. Он сообщил, что вода на судне кончается, начинают пить техническую воду. 17 моряков содержат в каюте, площадь которой 12 метров квадратных, а температура 46 градусов по Цельсию. Капитан и ст. судомеханик живут на мостике. Моряки находятся в разном психологическом состоянии — кто-то держится, кто-то срывается. Очень много сидят, что также сказывается и на здоровье, и на психике. На судне главный среди пиратов Мухамед.
После длительных переговоров 5 февраля 2009 года пираты освободили судно. Выкуп составил 3 миллиона 200 тысяч долларов. Международная реакция по этому случаю была разной: Россия, Сомали, Украина, Великобритания и США приложили совместные усилия в попытках возвратить захваченное судно. Кения заявила, что не будет сотрудничать или проводить переговоры с пиратами. Также Сомали предоставила России право входить в прибрежные воды страны для борьбы с пиратами. Россия высылала для борьбы с пиратами сторожевик «Неустрашимый».1
Хотелось бы отметить нападение пиратов на контейнеровоз «Кеё11оуё ВагеП^». 13 января 2009 года пираты атаковали судно, и в течение получаса преследовали его, пытаясь подойти вплотную и взобраться на борт. По судну вели огонь из автоматов и гранатомета. Попытки взобраться на борт были успешно отражены маневрированием и большой скоростью огромного океанского линейного контейнеровоза. Пираты прекратили атаку лишь тогда, когда на помощь кораблю подлетел вертолет с БПК «Адмирал Виноградов». Контейнеровоз проследовал далее, а БПК «Адмирал Виноградов» начал в свою очередь преследовать пиратов — вплоть до территориальных вод Йемена. Наглости пиратов нельзя не удивляться — атаковывать океанский контейнеровоз, это
1 «Свитцер Корсаков» откупился от сомалийских пиратов [Электронный ресурс] /
Информационное агентство 1єПл. га. - 2008. - Режим доступа:
Ьйр ://1еПа. ru/news/2008/03/18/когеакоу/
2 Васильев С. Гарант - «Адмирал Виноградов» / А. Рябушев [Электронный ресурс] / Красная звезда. — Электрон. журнал. - 2009. - №35. — Режим доступа: http://www.ebiЫioteka.ru/sources/artic1e.jsp?id=19663424
приблизительно то же, что пытаться влезть на крышу склада высотой в три этажа, несущегося со скоростью курьерского поезда.
Делая вывод из данных примеров, можно сказать, что всему этому служит хаос, который царит в Сомали с 1991 года, после смещения диктатора Мохаммеда Спада Барре. Власти не могут навести порядок в своих водах и упрекают западные компании в том, что они потакают пиратам, выплачивая им выкуп. Атаки пиратов примерно на полгода прекратились в 2006 году, когда в Сомали твердой рукой правили исламисты. Однако правительственные войска всего за несколько дней смогли вернуть себе контроль за столицей. На море же опять начали действовать пираты. Как я уже упоминал выше, сегодня в Сомали отсутствует исполнительная власть и государственное управление как таковые, поэтому обращаться по поводу разбоя не к кому.
Все захваты судов, произошедшие на сегодняшний день, — это еще не самое страшное, что может ожидать мировое сообщество в ближайшем будущем. Предположим, что если пиратство станет уделом международной профессиональной преступности, то, наверное, оно превратится в крупнейшую со времен Второй мировой войны угрозу мировому судоходству, куда более страшную, чем терроризм. Потому что пиратство станет бизнесом, приносящим огромные доходы от собственно захватов судов до рэкета судовладельцев и, не исключено, целых небольших государств, живущих морем.
Угрозу сомалийского пиратства я вижу в том, что оно может послужить базой для основания и развития профессиональной преступности на морях.
Несомненно, необходимо усиление интегрированного подхода к морской безопасности в регионе, несмотря на финансовые и материальные трудности. Военно-морские силы и соответствующие гражданские органы должны развить единый подход, который связывал бы все аспекты; они должны мыслить, планировать и работать вместе. Политический конфликт в регионе будет разрешен только при наличии интегрированной «океанской политики», включающей национальных, региональных и международных игроков.
1. Васильев С. Гарант — «Адмирал Виноградов» / А. Рябушев
[Электронный ресурс] / Красная звезда. — Электрон. журнал. — 2009. — №3 5. — Режим доступа:
http://www.ebib1ioteka.ru/sources/artic1e.jsp?id=19663424
2. Войтенко М. Пиратство 2008 — беспрецедентные итоги / М. Войтенко [Электронный ресурс] / Морской Бюллетень. — Электрон.
журнал. — 2009. — Режим доступа:
http://www.odin.tc/GPublisher/articles/95-2008-.asp
3. Войтенко М. Как защититься от пиратства / М. Войтенко [Электронный ресурс] / Морской Бюллетень. — Электрон. журнал. — 2009. — Режим доступа: http://www.odin.tc/GPublisher/articles/530
4. Войтенко М. Сомалийское пиратство изнутри и снаружи / М.Войтенко [Электронный ресурс] / Независимое военное обозрение. — Электрон. журнал. — 2008. — №34. — Режим доступа:
http://www.ebiblioteka.ru/sources/article.jsp?id=18955419
5. Кризисы. Конфликты. Войны. Сомали. [Электронный ресурс] /
Зарубежное военное обозрение. — Электрон. журнал. — 2002. — №001. — Режим доступа:
http://www.ebiblioteka.ru/sources/article.jsp?id=4313964
6. Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент, СПб., «Питер», 2005, С.56.
7. «Свитцер Корсаков» откупился от сомалийских пиратов
[Электронный ресурс] / Информационное агентство lenta. ru. — 2008. — Режим доступа: http://lenta.ru/news/2008/03/18/korsakov/
8. Терехов А. Нестандартная операция для Сомали / А. Терехов
[Электронный ресурс] / Дипкурьер. — 2008. — Режим доступа:
http://www.ng.ru/courier/2009-04-20/9_somali.html
9. Феномен пиратства в Сомали. К чему может привести
безнаказанность [Электронный ресурс] / Агентство экономической
информации. — 2009. — Режим доступа: http://www.pnme-
tass.ru/news/show.asp?id=2969&ct=articles
10. Modern Pirates [Электронный ресурс] / Официальный сайт Международной морской организации. — 2009. — Режим доступа: http: // www.highseaspiracy.co.uk/index.html
11. Pirate attacks off Somalia already surpass 2008 figures [Электронный ресурс] Официальный сайт Международного морского бюро. — 2009. — Режим доступа: ccs.org/index.php?option=com_content&view=article&id=35 2:pirate-attacks-off-somalia already-surpass-2008-figures&catid=60:news& Itemid=51.