Научная статья на тему 'Противодействие морскому пиратству у берегов Сомали'

Противодействие морскому пиратству у берегов Сомали Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1165
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
СОМАЛИ / ПИРАТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / Somali pirates / international naval forces / law enforcement agencies

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рагунштейн А. Г., Рагунштейн О. В.

Данная публикация раскрывает основные проблемы и направления борьбы с морским пиратством у берегов Сомали. Благодаря усилиям международных военно-морских сил и правоохранительных органов существенно сократилось число разбойных и вооружённых нападений на торговые суда у побережья Восточной Африки, значительное число сомалийских пиратов оказались в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERCHECK OF MARITIME PIRACY AT THE COAST OF SOMALIA

This publication reveals the main problems and directions to combat piracy off the coast of Somalia. Through the efforts of international naval forces and law enforcement agencies had significantly reduced the number of robberies and armed attacks on merchant ships off the coast of East Africa, a significant number of Somali pirates were in prison.

Текст научной работы на тему «Противодействие морскому пиратству у берегов Сомали»

УДК 341:344

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МОРСКОМУ ПИРАТСТВУ У БЕРЕГОВ СОМАЛИ © 2014 А.Г. Рагунштейн , О.В. Рагунштейн

1канд. ист. наук, доцент НИИ археологии юго-востока Руси e-mail: ragunshteyn@gmail. com 2канд. ист. наук, доцент каф. всеобщей истории e-mail: ragunshtejuagmail. com

Курский государственный университет

Данная публикация раскрывает основные проблемы и направления борьбы с морским пиратством у берегов Сомали. Благодаря усилиям международных военноморских сил и правоохранительных органов существенно сократилось число разбойных и вооружённых нападений на торговые суда у побережья Восточной Африки, значительное число сомалийских пиратов оказались в местах лишения свободы.

Ключевые слова: Сомали, пираты, международные военно-морские силы, правоохранительные органы.

В последние десятилетия на просторах мирового океана произошёл резкий всплеск преступности. Как и в период «классической эпохи» пиратства второй половины XVII - начала XVIII в., резко возросло число атак на коммерческие суда. В 1984-2013 гг. в мире произошло 6752 нападения пиратов, большинство из них в последние два десятилетия [IMO 2013: 3]. Одним из регионов, где резко возросло их число, стал район Восточной Африки вдоль побережья Сомали. Эта страна с 1991 г. находится в состоянии анархии и перманентной гражданской войны. Сомали уже давно превратилась в децентрализованное образование с несколькими самопровозглашенными государствами (Пунталенд, Сомалиленд, Галмадуг и др.), на территории которых действуют многочисленные клановые группировки и террористические организации. С середины 2000-х гг. они превратились в мировой центр морского разбоя. В 2011 г. в районе Африканского Рога действовали примерно 1500 сомалийских пиратов, при этом их число легко могло быть увеличено до 3000 человек [The Economics of Piracy 2011: 11]. Статистика последних лет показывает, что они весьма активно занимаются преступным бизнесом, всё шире распространяя район своей деятельности.

Статистика пиратских нападений в 1998-2013 гг.:

Год Общее число нападений Побережье Восточной Африки Аравийское море Источник информации

1998 210 19 - IMO 1998 2

1999 309 16 - IMO 1999 2

2000 471 29 - IMO 2000 2

2001 370 22 - IMO 2001 2

2002 383 24 - IMO 2002 2

2003 452 22 - IMO 2003 2

2004 330 13 - IMO 2004 2

2005 266 49 - IMO 2005 2

2006 241 31 - IMO 2006 2

2007 282 60 7 IMO 2007 2

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2008 306 134 1 IMO 2008 2

2009 406 222 2 IMO 2009 2

2010 489 172 16 IMO 2010 2

2011 544 223 28 IMO 2011 2

2012 341 99 IMO 2012 2

2013 298 20 IMO 2013: 2.

Уже в 2008 г. организация «Joint War Committee», оценивающая степень угрозы судоходству в океане в 2008 г., внесла Аденский залив к северу от Сомали в список зон военных действия и приравненных к ним [Приравнен к зоне 2008: 69]. В 2011 г. едва ли не половина всех пиратских нападений в мире совершалась сомалийцами. Рост числа атак в районе Африканского Рога оказывает прямое влияние на мировую экономику, поскольку через Аденский залив и вдоль побережья Сомали проходят ключевые морские пути. Ежегодно морским путём перевозится 80% товаров. Около 93000 торговых судов перевозят примерно 6 млрд тонн различных грузов, и каждые десять лет этот поток удваивается. Корабли обслуживают 1,25 млн моряков [Bowden 2010: 6].

Пиратство превратилось в настоящий бизнес, в котором заинтересованы очень многие сомалийцы. Пиратские банды формируются по нескольким основным моделям. В первой модели бизнес организуется одним инвестором, который выступает также в качестве основного руководителя и получает большую часть прибыли. При второй модели несколько «акционеров» составляют совокупный капитал, на который покупают моторные лодка, закупают оружие и нанимают людей для исполнения работы. В третьем случае лидер группировки формирует «акционерное общество» из числа местных жителей, обещая им прибыль от захвата торговых кораблей [Himes 2011: 51].

На встрече военных представителей Европейского союза в марте 2011 г. обсуждались финансовые аспекты пиратства. Специалисты пришли к выводу о том, что в Сомали действуют около 15 инвесторов, предоставляющих финансовые средства примерно 50 лидерам, которые руководят несколькими сотнями пиратских групп, включающих несколько тысяч рядовых пиратов. За передачу выкупа отвечают примерно 20 посредников и их переводчиков, которые и осуществляют передачу финансов для этой пирамиды [Там же].

Деньги за захваченные корабли выплачиваются в соответствии с договорённостью между судовладельцем и представителями пиратов. Как правило, это несколько миллионов долларов. Подобная сумма не разорительна для компаний, владеющих кораблями, и значительно меньше стоимости самого судна и его груза. К тому же длительная задержка в плену у пиратов судна приносит его владельцу значительные убытки, связанные с выплатой неустойки из-за невыполнения контрактов, давлением со стороны профсоюзов, требующих компенсации захваченным морякам и т. д. Страховые выплаты в ряде случаев не могут покрыть всех убытков судовладельца, фрахтователя и грузовладельца, поэтому они заинтересованы в скорейшем урегулировании проблем с пиратами. Проект «Ocean Beyond Piracy», разработанный организацией «One Earth Future Foundation» (OEF), определил убытки для мировой экономики от сомалийского пиратства в 2012 г. в 5,7-6,1 млрд долл. [Bellish 2012:1].

Благодаря рекомендациям Международной морской организации эффективность деятельности сомалийских пиратов постепенно сокращается. Так, если в 2010 г. они атаковали 172 корабля, а похитили 50 (29% успешных нападений), то в 2011 г. из 286 атак успешными были 33 (11,54%), а в 2012 г. из 99 - только 11 (13,13%) [IMO 2012: 2].

Основной целью пиратов являются захваты кораблей для дальнейшего получения за них денег. В 2010 г. общий объем выкупа за 44 судна, уплаченного

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2

Рагунштейн А. Г., Рагунштейн О. В. Противодействие морскому пиратству у

берегов Сомали

пиратам, составил 238 млн долл., в 2011 г. за 31 судно было заплачено 159,62 млн долл. В 2012 г. выкуп был выплачен только в 8 случаях и составил всего 31,75 млн долл., в среднем по 3,97 млн. Таким образом, общая сумма выкупов сократилась за год на 80% [Bellish 2012: 10]. В 2012 г. 589 человек удерживались в заложниках сомалийскими пиратами. Среди них 345 человек были моряками и рыбаками, один журналист, три работника гуманитарных организаций. Большинство из них получили свободу в 2013 г. Из 589 заложников 107 удерживались в плену с 2011 г., а 133 - с 2010 г. К июню 2013 г. в руках у сомалийцев оставались ещё 78 заложников [Hurlburt 2012: 4-5].

Негативной тенденцией является увеличение времени нахождения в заложниках членов экипажей в процессе переговоров о размере выкупа. В 2011 г. этот срок составлял в среднем 178 дней, в то время как в 2012 г. - уже 312 дней. Иногда переговоры затягиваются значительно дольше. Так, балкер «Орна» под панамским флагом удерживался пиратами 674 дня. Когда 19 октября 2012 г. была оговорена окончательная сумма выкупа в 600 тыс. долл., свободу получили лишь 13 из 19 членов экипажа, а 6 человек остались в заложниках [Bellish 2012: 11-12].

Все эти факторы заставляют мировое сообщество обратить пристальное внимание на проблему сомалийского пиратства, особенно учитывая тот факт, что сами пираты связаны с полевыми командирами и, возможно, группировкой «Аш-Шабаб», которая позиционирует себя как одно из отделений «Аль-Каиды». Поскольку часть доходов от пиратской деятельности может использоваться для поддержки терроризма, это представляет вполне реальную угрозу для западных государств. Именно поэтому последние решения Совета Безопасности ООН поощряют судебное преследование пиратов (резолюция СБ ООН 1918) и разрешают преследование их в территориальных водах Сомали (резолюция СБ ООН 1816).

В настоящее время международные силы противодействия пиратству разделены на три части.

1. Оперативно-тактическая группа 151 (CTF-151) во главе с Соединёнными Штатами Америки. Она была создана в январе 2009 г. для обеспечения безопасности в Индийском океане у восточного побережья Африки. Этому подразделению было дано задание по противодействию пиратству у берегов Сомали. Совместно с силами НАТО американский флот должен обеспечивать безопасный транзитный коридор через Аденский пролив. В состав группировки входят также корабли Австралии, Японии, Новой Зеландии, Пакистана, Сингапура, Южной Кореи и Таиланда. Они осуществляют патрулирование, поиск, осмотр кораблей и конфискацию незаконных товаров и оружия [Arthur 2011: 6].

2. Силы Европейского союза действуют в рамках операции «Атланта» («Atlanta») в составе контингентов Бельгии, Франции, Германии, Греции, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Испании и Швеции. В мае 2012 г. оперативно-тактическая группа «Атланта» состояла из 9 боевых кораблей (3 французских, 2 испанских, 1 португальский, 1 итальянский, 1 голландский и 1 немецкий). На борту большинства из них находились подразделения специального назначения для осуществления операций по освобождению захваченных торговых судов [Sunkler 2012: 39].

3. Силы НАТО в рамках операции «Океанский щит» («Ocean Shield») в составе сил США, Дании, Нидерландов, Турции, Италии, Великобритании, Греции, Португалии и Канады [Munson 2011: 54].

Страны, не входящие в эти объединения, также направляют свои корабли к берегам Восточной Африки. Среди них - Россия, Китай, Индия, Япония, Иран, Таиланд и Малайзия. В разные периоды времени совокупные силы антипиратской коалиции насчитывают 20-25 боевых кораблей, разбросанных вдоль побережья Сомали [Там же].

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В последние годы международные силы последовательно проводят политику защиты коммерческого судоходства от пиратских нападений. Они патрулируют выделенные зоны Индийского океана, конвоируют караваны торговых судов, проводят антипиратские операции, если в этом есть необходимость. Как правило, все прямые столкновения международных военно-морских сил с пиратами заканчиваются уничтожением последних. Например, 14 ноября 2008 г. британские морские пехотинцы, находившиеся на борту фрегата «Камберленд» в Аденском заливе, убили двух лиц, подозреваемых в пиратской деятельности. Инцидент произошёл в тот момент, когда моряки остановили лодку с подозреваемыми в нападении на шедший под датским флагом грузовой корабль «Пауэрфул». По британцам был открыт огонь из автоматов Калашникова. В результате ответных действий пираты были уничтожены. Двое убитых на месте оказались сомалийцами, третий человек, находившийся в лодке, оказался йеменцем и умер позднее от полученных ранений [Tahvildari 2008: 19].

Однако далеко не всегда столкновения с пиратами приводят к появлению жертв. 18 ноября 2008 г. индийский фрегат «Табар» потопил сомалийское судно, идентифицированное Международным морским бюро как пиратский базовый корабль. Сомалийцы открыли огонь по фрегату, но были подавлены ответным огнём. Тем не менее военные моряки не стали препятствовать сомалийцам, когда те сбежали с горящего корабля на двух моторных лодках [Zoro 2008: 6.]. В другом случае немецкие подразделения специального назначения участвовали в операциях по освобождению заложников 25 декабря 2008 г. Они освободил членов экипажа египетского судна «Ваби-аль-Араб», захваченного ранее пиратами. Сомалийцы, захваченные в плен, были доставлены на борт немецкого фрегата «Карлсруе», однако впоследствии, после допроса, все были освобождены [Sunkler 2012: 38].

Первые попытки обуздать деятельность пиратов не принесли своих плодов. В 2009-2011 гг. число нападений не сократилось, а лишь увеличилось, успехи международных морских сил были не слишком впечатляющими. В 2011 г. в своей статье первый командующий Оперативно-тактической группой 151 адмирал флота Теренс Макнайт сделал вывод о том, что изначальные хвалебные речи совместной операции международных сил в Аденском заливе не вполне оправданны. Мировое сообщество, по его мнению, не определилось, чего именно оно желает получить в качестве конечного результата - уничтожения пиратов или обеспечения безопасности мореплавания. На тот момент времени силы коалиции были сосредоточены в Аденском проливе и направлены на обеспечение безопасности мореплавания. Данную задачу, по его мнению, было относительно легко выполнить, достаточно иметь необходимое количество боевых кораблей, которые координируют свою работу. Для этого вполне хватает 25 военных кораблей с вертолётами и беспилотниками. Они вполне способны обеспечить безопасность транспортных перевозок и могут полностью закрыть коридор 50Х50 миль. Учитывая, что пираты могут «работать» только в ночное время, а их огневая мощь не идёт ни в какое сравнение с силами коалиции, это обеспечивало бы круглосуточную безопасность в международном транспортном коридоре [McKnight 2011: 45].

При наличии вертолётов на борту любое боевое судно способно выслать боевой отряд спустя минуты после получения сигнала о помощи. Однако здесь есть свои проблемы. Коалиция достаточно многочисленна, и сложности возникают, прежде всего, при координации действий представителей разных наций. Корабли каждой группировки действуют в рамках своих мандатов. Одни находятся в Аденском заливе для защиты кораблей с грузами Всемирной продовольственной организации, другие для помощи миротворческой миссии Африканского союза в Сомали, третьи действуют в рамках данных руководством своих стран приказов. Проблема также в том, что одни

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2

Рагунштейн А. Г., Рагунштейн О. В. Противодействие морскому пиратству у

берегов Сомали

корабли предпочитают контролировать выделенные «зоны», в то время как другие -конвоировать торговые суда. В таких условиях об эффективности действий говорить чрезвычайно сложно [McKnight 2011: 45].

По причине многонационального состава военно-морских сил у берегов Сомали часто обнаруживается несогласованность действий, вызванная геополитическим соперничеством различных стран. Так, в 2010 г. в руки пиратов попало египетское торговое судно «Суэц», зарегистрированное в Панаме. В плену оказались 22 члена экипажа, среди которых большинство были египтянами, пакистанцами и индусами. В результате длительных переговоров судно было освобождено за выкуп в 2,1 млн долл., который был выплачен в июне 2011 г. За десять месяцев нахождения в плену «Суэц» оказался в весьма плачевном состоянии. На обратном пути на родину он снова оказался под огнём, но в результате пакистанский военный корабль «Бабур» отогнал от «Суэца» пиратов, снова атаковавших несчастный корабль. Снабдив освобождённых моряков медикаментами и продовольствием, «Бабур» препроводил «Суэц» в Пакистан. Поскольку в числе освобождённого экипажа оказались шесть индусов, в Индии поднялся скандал. Пакистан обвинили в задержании граждан этой страны. К месту происшествия было направлено индийское военной судно «Г одавари», которое должно было принять на борт граждан своей страны, находившихся на «Бабуре». Между двумя боевыми кораблями произошло столкновение, подробности которого, впрочем, не до конца ясны. «Суэц» так и не дошёл до Пакистана, поскольку попал в шторм. Он затонул в 75 милях побережья Омана. 18 июня «Бабур» спас экипаж и передал его на другое военное судно «Зульфикар». Оно доставило всех спасённых в Карачи, откуда в середине июля все индийцы были репатриированы в свою страну [Ranjit 2011: 28.]. Инцидент между кораблями индийского и пакистанского флота показывает, что, несмотря на единство целей, участники антипиратской операции недостаточно координируют свои действия, что приводит к возникновению подобных коллизий.

Однако в результате длительной совместной работы сотрудничество и координация международных сил неизбежно улучшается. Наиболее ярким примером взаимодействия может служить случай, произошедший 29 марта 2009 г., когда немецкий военный танкер «Спессарт», принимавший участие в операции «Атланта», был атакован семью пиратами. На борту танкера, помимо 40 гражданских членов экипажа, находились 12 военнослужащих, которые подняли тревогу и открыли по нападавшим огонь из стрелкового оружия. На помощь немцам тут же вышли находившиеся поблизости голландский фрегат «Де Зевен Провинциен», испанский фрегат «Виктория» и американское военное судно «Боксёр». После нескольких часов погони за пиратской лодкой, подозреваемые были захвачены [McKnight 2011:45].

Критика адмирала Т. Макнайта вполне обоснованна, но лишь в части «пассивности» военно-морских сил, ограничивающихся защитой судоходства. Необходимо учитывать тот факт, что военно-морские силы изначально не предназначены для преследования лиц, совершающих уголовные преступления на море. Вероятно, мнение Т. Макнайта было воспринята положительно в военном сообществе, и в последнее время подразделения специального назначения всё чаще проникают на территорию самого Сомали. Так, в ночь с 14 на 15 мая 2012 г. подразделения специального назначения европейских государств в рамках операции «Атланта» участвовали в рейде на прибрежную деревню с целью уничтожения логистических служб пиратов и их лодок. Выполнив свою задачу, спецназовцы благополучно вернулись обратно [Sunkler 2012: 39].

Помимо участия военно-морских сил в подавлении пиратства, мировое сообщество активно участвует в создании правоохранительных структур на территории Сомали. Например, в самопровозглашённой республике Пунталенд быстрыми темпами

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

происходило создание Морских полицейских сил. Оно началось в 2010 г. при финансовой поддержке Объединённых Арабских Эмиратов и частной военной компании «Сарацин Интернейшнл». С марта 2011 г. 400 добровольцев Морских полицейских сил прошли шестинедельные курсы подготовки под руководством военных инструкторов. В подготовке участвовали также специалисты частной военной компании «Стерлинг Корп. Сервис». На вооружении морских полицейских находились автоматы Калашникова. Для операции на море использовались моторные лодки, а для наземных - внедорожники [Binnie 2012(a): 23]. Первые итоги деятельности морских полицейских сил Пунталенда появились довольно быстро. В марте 2011 г. пять пунталендских военных были убиты возле посёлка Хул-Анод при попытке освободить экипаж датской яхты, захваченной в феврале того же года. В конечном итоге датчане были выкуплены в сентябре 2011 г. за 3 млн долл. Первая операция показала недостаточную подготовленность полиции Пунталенда к подобным действиям.

Однако на этом их деятельность не прекратилась. В мае 2011 г. морские полицейские Пунталенда провели новую боевую операцию вдоль побережья провинции Бари. В результате пираты из посёлка Хул-Анод были вынуждены увести в море два удерживаемых судна: химический танкер «Роял Грэйс», захваченный 2 марта 2011 г., и нефтеналивной танкер «Смирни», захваченный 10 мая того же года. На одном из них находился лидер местной пиратской банды Исси Юлукс [Binnie 2012(b): 19]. Этот небольшой успех показал, что местные силы вполне могут противостоять пиратам.

Проблемы начались, когда в 2011 г. мониторинговая группа ООН в Сомали и Эритрее заявила, что создание данных сил нарушает введённое эмбарго на ввоз вооружений и увеличивает риск роста насилия, поскольку Пунталенд может использовать свои формирования против своих политических противников [Binnie 2012(a): 23]. К сожалению, в 2012 г. под давлением ООН Объединённые Арабские Эмираты прекратили помощь Морской полиции Пунталенда [Binnie 2012(c): 18.].

В 2011 г. было объявлено о создании антипиратского центра в Галмадуге в районе порта Галкайо. В марте 2011 г. чиновники Галмадуга предали суду 12 пиратов, арестованных в этом городе. Однако, как и в случае с Пунталендом, подробные действия носят локальный характер и не способны кардинально повлиять на ситуацию. Власти Пунталенда и Галмадуга с недавних времён пытаются координировать свои усилия по борьбе с пиратством. Представитель полиции Галмадуга заявил, что в результате их действий пираты покинули порт Галкайо. Это подтверждается международными наблюдателями. Несмотря на то что к 2011 г. около 800 пиратов находились в заключении, основные фигуранты пиратского бизнеса и его финансисты оставались на свободе, что не позволило полностью решить проблему морского разбоя в регионе [Himes 2011: 52].

Своё антипиратское подразделение готовит и переходное федеральное правительство Сомали. В декабре 2010 г. оно объявило о создании подразделения из 500 человек, к созданию которого привлечены американские дипломаты и специалисты ЦРУ [Munson 2011: 54].

В 2011 г. обозреватель «Джейн Дефенс Уикли» М. Мунсон высказал сомнение в том, что немногочисленные силы миротворцев Африканского союза, контролирующих часть Сомали, или формируемые подразделения береговой обороны Пунталенда или переходного правительства в Могадишо смогли кардинально решить проблему пиратства [Munson 2011: 55]. Тем не менее следует отметить, что за последние годы, благодаря деятельности международных военно-морских сил и правоохранительных органов, значительное число пиратов оказалось за решёткой. В 2012 г. 1190 сомалийских пиратов отбывали наказание в тюрьмах различных стран мира. Больше

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2

Рагунштейн А. Г., Рагунштейн О. В. Противодействие морскому пиратству у

берегов Сомали

всего заключённых находилось в местах лишения свободы в Сомали и Пунталенде (308 человек), Сомалиленде (94), Кении (164), Йемене (129), на Сейшельских островах (124) и в Индии (119) [Bellish 2012: 28]. Учитывая существенное сокращение пиратских нападений сомалийцев в 2013 г. можно констатировать, что усилия мирового сообщества дали свои положительные результаты. Однако это отнюдь не означает, что проблема пиратства у берегов Сомали решена. Этот преступный бизнес лишь ненадолго ушёл в тень, ожидая, пока ведущие державы переключатся на другие регионы планеты, тоже требующие аналогичного внимания.

Мировое сообщество пока не проявляет должной решительности в деле восстановления сомалийской государственности, но готово отправлять корабли на борьбу с пиратством. Это противоречие можно легко объяснить самыми разнообразными факторами. Прежде всего, это проще с точки зрения международного права. Вмешательство мирового сообщества во внутренние дела суверенного государства, пускай оно и существует лишь на бумаге, вызывает большие сложности. Для этого необходимо решение ООН и огромные финансовые средства, причём с малой вероятностью получения скорого положительного результата. Как показал опыт начала 90-х гг. ХХ в., сомалийцы негативно воспринимают вмешательство в свои дела извне. Это, в свою очередь, может негативно повлиять на политическую карьеру того или иного политика, инициировавшего данный процесс. Иное дело направление к сомалийским берегам боевых кораблей. Учитывая ничтожную огневую мощь пиратов по сравнению с любым боевым кораблём, можно гарантировать получение успешных отчётов о победах в боевых столкновениях и арестах подозреваемых в морском разбое, что мы и видим в настоящее время. Это лишь улучшает имидж государств, участвующих в антипиратских операциях, поэтому недостатка в добровольцах никогда не будет. Таким образом, победные итоги 2013 г. в деле подавления пиратства можно считать лишь промежуточным результатом в длительной борьбе по полному искоренению этой преступной деятельности.

Библиографический список

Приравнен к зоне военных действий // Морской флот 2008. №5. С. 69.

Arthur G. Special Operations: Anti-Piracy to Counterterrorism // Asian Military Review. 2011. Vol. 19. Issue 7. P. 4-8.

Bellish J. The Economic cost of Somali Piracy 2012. URL: http://oceansbeyondpiracy.org/sites/default/files/attachments/View%20Full%20Report 1.pdf [PDF]. 80 p.

Binnie J. Puntlend Expands Counter-Piracy Force // Jane's Defense Weekly. 2012.

Vol. 49. Issue 14. P. 23. (a)

Binnie J. Puntlend Pursues Pirate Gang // Jane's Defence Weekly. 2012. Vol. 49. Issue 25. P. 19. (b)

Binnie J. Somali piracy declines // Jane's Defence Weekly. 2012. Vol. 49. Issue 45. P.

18. (c)

Bowden A., Hurlburt K, Aloyo E., Marts C., Lee A. The Economic Cost of Maritime Piracy 2010. One Earth Future Working Paper. URL:

http://oceansbeyondpiracy.org/sites/default/files/documents old/The Economic Cost of Pir acy Full Report.pdf [PDF]. 26 p.

Himes J. A new approach to piracy // Proceedings. 2011. №10. P. 50-54.

HurlburtK. The Human Cost of Somali Piracy, 2012. URL: http://oceansbeyondpiracy.org/sites/default/files/attachments/View%20Full%20Report.pdf [PDF]. 50 p.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

1998. MSC/Circ.903. 15 March 1999. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 19 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

1999. MSC/Circ.942. 17 March 2000. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 25 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

2000. MSC/Circ.991. 31 March 2001. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 29 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

2001. MSC.4/Circ.16. 31 March 2002. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 27 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

2002. MSC.4/Circ.32. 17 April 2003. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 27 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

2003. MSC.4/Circ.50. 27 April 2004. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 29 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

2004. MSC.4/Circ.64. 5 May 2005. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 23 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

2005. MSC.4/Circ.81. 22 March 2006. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 21 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

2006. MSC.4/Circ.98. 13 April 2007. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 23 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2007. MSC.4/Circ.115. 10 April 2008. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 25 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

2008. MSC.4/Circ.133. 19 March 2009. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 19 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

2009. MSC.4/Circ.152. 29 March 2010. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 40 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

2010. MSC.4/Circ.169. 1 April 2011. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 42 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

2011. MSC.4/Circ.180. 1 March 2012// http://www.imo.org/ [PDF]. 45 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

2012. MSC.4/Circ.193. 2 April 2013. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 30 p.

IMO. Reports on Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships. Annual report -

2013. MSC.4/Circ.208. 1 March 2014. URL: http://www.imo.org/ [PDF]. 24 p.

McKnight T, Koebler P. Fage J. The new «coalition of the willing» // Proceedings.

2011. №10. P. 44-48.

Munson M. Somalia: is there a way forward? // Proceedings. 2011. №7. P. 52-57. Ranjit Rai Have Insurance, Will Pirate // Geopolitics Magazine. 2011. Vol. 2. Issue 4. P. 26-28.

Sunkler S. Boarding! Op. Atlanta // Kommando. 2012. №4. P. 38-41.

The Economics of Piracy. Pirate Ransoms and Livelihoods of the Coast of Somalia. May 2011. URL: http://www.geopolicity.com/upload/content/pub 1305229189 regular.pdf [PDF]. 62 p.

Tahvildari S. UK Royal Marines kill suspected Somali pirates // Jane's Defense Weekly. 2008. Vol. 45. Issue 47. P. 19.

Zoro C. Naval co-operation «key to Somali anti-piracy effort» // Jane's Defense Weekly. 2008. Vol. 45. Issue 48. P. 6.

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.