Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2017. № 25
РЕЦЕНЗИИ, КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ
УДК 130.2
DOI: 10.17223/22220836/25/22
Д.Е. Прокудин
МОРФОЛОГИЯ СУБКУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рецензия на кн.: Суворкнна E.H. Морфология субкультуры детства : культурологический анализ : монография. Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2016. 172 с.
В философских и культурологических исследованиях феномена детства своё место по праву должна занять книга Елены Николаевны Суворкиной «Морфология субкультуры детства», вышедшая в свет в 2016 г. Она затрагивает актуальную во все времена проблематику, которая отражается как в по-коленческой плоскости (проблема «отцов и детей»), так и в контексте включённости субкультуры детства в общее социокультурное пространство, определяемое и конструируемое взрослыми. Важно подчеркнуть, что исследование морфологии субкультуры детства является актуальной задачей в связи с тем, что возрастает уровень кризисности между поколениями, одна из причин которого - непонимание, которое существует в различных плоскостях, в том числе и в плоскости культуры. Изложенное в книге исследование представляет собой авторское видение и решение проблемы морфологии субкультуры детства.
Ценной особенностью работы является то, что автором используются данные, полученные от информаторов в ходе самостоятельно проводимого исследования в контексте анализа компонентного наполнения различных уровней субкультуры детства. Работа с людьми, обладающими уникальной информацией, ресурсами сети Интернет, различными видами литературы, является той ценностью, которая определяет уникальность и самобытность исследования и достоверность его результатов, а также свидетельствует не только о большом научном потенциале автора, но и его творческом подходе к исследованию.
В качестве методологической основы для поиска, анализа и отвержения отдельных моделей автономной реальности детства в исследовании используется концепция Л. Витгенштейна. Автор показывает всю логику своих рассуждений, аргументированно мотивирует точку зрения и свою позицию в отношении выбора субкультуры детства как наиболее приемлемой. Аналогичную методологию E.H. Суворкина применяет и в вопросе выбора структурной модели субкультуры детства.
182
Д.Е. Прокудин
При обосновании теоретико-методологических сторон исследования субкультуры детства феномен детства рассматривается в качестве объекта фило-софско-культурологического знания. В исследовании представлены сравнения античного и средневекового восприятий родителей детьми на примере анализа трудов Марка Аврелия и Августина Блаженного, а также места жен и детей в обществе с позиций Платона и Кампанеллы. Четко определены и охарактеризованы такие социокультурные параметры детства, как качественные и количественные характеристики, установлены их взаимосвязи.
Автором предложены и проанализированы различные модели автономной реальности детства: пространство детства, субойкумена детства, дети как этнос, детство как «культурное гнездо» и субкультура детства и на основе этого анализа обосновывается выбор последней модели.
Также логично выстроен поиск приемлемой модели структуры субкуль -туры детства. Этой моделью, которая наиболее адекватно отражает её особенности, автором предложено разделение строения субкультуры детства на два уровня - обыденный и специализированный. Первое включает то, что создается самими детьми; второе - то, что создается для них взрослыми. Это разделение на уровни особенно характерно для современного этапа развития общества, в котором концепция всеобщего потребления принимает глобальный характер, вовлекая ребёнка на специализированном уровне в потребительские отношения с обществом, миром взрослых.
E.H. Суворкина в своей книге предлагает считать формой репрезентации синтеза данных уровней картину мира ребенка, что уверенно доказывается автором, который также предлагает собственное определение данного феномена как «некое смысловое пространство, образуемое набором архетипов, представлений, знаний и пр., полученных и систематизированных иерархией отношений, составляющих вертикальную структуру субкультуры детства, и наполняемое и расширяемое посредством компонентов горизонтальной структуры субкультуры детства» (с. 68). В работе последовательно и логично опровергается тезис о зеркальном характере построения картины мира ребенком, для чего привлекается блок доказательств, включающий анализ так называемых «перевертышей» (К.И. Чуковский), материнского фольклора. В частности, показывается, что призыв к Смерти не следует трактовать в исходном значении, это является формой защитной магии. Автором проведен самостоятельный поиск в колыбельных песнях обращений к святому царевичу Дмитрию (Угличскому), что можно определить как одно из новых направлений изучения материнского фольклора.
Автором показана мнокомпонентность обыденного уровня, дополнены иуточнены существующие концепции. Каждый элемент подробно рассмотрен, приведены соответствующие примеры. Особую значимость и интерес представляют сведения информаторов, полученные E.H. Суворкиной в ходе личного общения, что ещё более актуализирует исследование и обосновывает достоверность полученных результатов и представленных выводов.
Еленой Николаевной была введена новая сфера социальной практики в рамках блока «Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека» - культура социальной защиты и медико-
Морфология субкультуры детства как объект культурологического наследия
183
социальной реабилитации. Даная сфера не только была обозначена, но и исследована, проведен анализ ее форм выражения.
В составе специализированного уровня дана тщательная характеристика двух компонентов - социальной инфраструктуры детства и индустрии детства. Проведен детальный анализ ряда сегментов рынка детских товаров. На основании чего сделан важный вывод о том, что индустрия субкультуры детства является экономической основой социальной инфраструктуры детства, а также играет важную роль в социо-культурной адаптации ребёнка в современном обществе. При этом автор исследования выделяет сегмент мобильных коммуникаций, который является важным элементом современной индустрии субкультуры детства.
Рассматривая индустрию субкультуры детства как одну из важных и актуальных форм репрезентации специализированного уровня субкультуры детства, E.H. Суворкина недостаточно чётко определяет влияние на развитие субкультуры детства информационно-коммуникационных технологий современного информационного общества, которые сами приобретают статус культурного феномена. В соответствии с этим в книге не затрагивается проблема формирования информационной культуры ребёнка как основного адаптационного механизма вхождения его в культуру современного информационного общества. Думается, что потенциал, заложенный в рецензируемой книге, позволит автору развить данную проблематику в дальнейших исследованиях.
Несомненно, данная книга прежде всего адресована гуманитарному сообществу, которое изучает различные аспекты развития феномена «детства» - философские, социокультурные, психологические и т.д., а также педагогам, которые решают важнейшую задачу социокультурной адаптации детей к жизни в меняющемся современном обществе. Помимо этого, книгу можно посоветовать к прочтению и осмыслению представителям учреждений социальной инфраструктуры детства и индустрии субкультуры детства (выражаясь словами автора), которые также ответственны за обеспечение детства в обществе и за формирование будущих поколений, которым предстоит строить будущее нашей страны. И, конечно, не должны обойти вниманием эту книгу родители, стремящиеся понять причины непонимания между поколениями и принимать активное участие в формировании мира детства своих детей.
Prokudin Dmitry Е. Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg, Russian Federation).
E-mail: d.prokudin@spbu.ru
Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2017, № 25. 181-183 pp.
DOI: 10.17223/22220836/25/22
THE MORPHOLOGY OF THE SUBCULTURE OF CHILDHOOD AS AN OBJECT OF THE CULTURAL STUDIES RESEARCH. Review of the monograph Suvorkina E.N. «The morphology of the subculture of childhood: cultural analysis»