УДК 725.381.01(47+57)
И.К. Назаренко
Сибирский государственный индустриальный университет
МОРФОЛОГИЯ И ЭВРИСТИКА ГАРАЖЕЙ ДЛЯ ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В СУРОВЫХ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Нарастающие темпы реконструкции, реновации и реструктуризации существующих селитебных территорий и особенно организация новых поселений в северных районах Российской Федерации требуют переосмысления их объемно-пространственной структуры в части функционального наполнения наружного жилья, в частности сооружениями для хранения личных легковых автомобилей - гаражами.
Требования, предъявляемые к гаражам со стороны владельцев и невладельцев личных легковых автомобилей, достаточно исследованы (табл. 1 и 2) и опубликованы [1, 2]. В независимости от географического положения селитебных территорий они всегда антагонистичны. Недостаточный учет, и тем более игнорирование этих требований, обусловливает практически неустранимые перекосы и ошибки: то в виде автогородков и городищ на окраинах селитебных территорий, то в виде заси-лия санкционированными и несанкционированными автостоянками внутриквартальных и внутридворовых пространств.
Если в среднеполосных регионах России (Сибири, Дальнем востоке, Европейском севере) технический уровень современного парка легковых автомобилей позволяет хранить автомобили под открытым небом или в парках-палеттах (этажерках без наружных ограждений), не заботясь о легкости запуска двигателей в местных экстремальных погодных условиях, то в условиях Крайнего севера такое хранение нельзя считать целесообразным и даже приемлемым. Здесь требуется гаражное хранение, причем при положительных внутренних температурах.
Для поиска площадок под строительство гаражей в настоящее время разработана и предложена специальная методика [3], в основу которой уложена всеобъемлющая морфоло-
гия гаражей для личных легковых автомобилей. В частности, в нее вошли 20 морфотипов отдельно стоящих (табл. 3) и 18 морфотипов встроенных, пристроенных и нетрадиционных (табл. 4) гаражей.
В научном аспекте исследование морфологии является системным (или, что то же - аппаратным). Оно открывает возможность ква-лиметрирования морфотипов в зависимости от существующих многочисленных взаимосвязей и взаимозависимостей требований к гаражам со стороны владельцев и невладельцев личных легковых автомобилей (табл. 1 и 2) и в зависимости от градуированных нормативных природно-климатических и антропогенных градостроительных условий. Определение «весовых» категорий морфотипов для условий с определенными «весовыми» коэффициентами позволило бы проектировщикам селитебных территорий (в том числе и северных) из иерархической шкалы морфотипов выбирать оптимальные. Но «квалиметрические» исследования до настоящего времени не проведены. Поэтому морфология как инструмент проектирования используется исключительно в эвристическом формате (см. строку 4 в табл. 5) и, попадая в зависимость от опыта и квалификации проектировщиков, в должной мере не отражает объективное качество морфотипа, выбранного для градостроительной разработки.
Выводы. Излагается суть эвристического метода подбора морфотипов гаражей для личных легковых автомобилей в конкретных условиях селитебных территорий. Рекомендуется разработка более точного и простого метода квалиметрирования требований, предъявляемых к гаражам со стороны владельцев и невладельцев личных легковых автомобилей в тех же условиях.
Т а б л и ц а 1
Факторы, отражающие общественные интересы при проектировании гаражей
Группы факторов Основные направления учета факторов
Формирование и экономия психофизиологического ресурса Формирование финансового ресурса с помощью сдачи территориальных излишков в аренду. Учет мнений и предложений участников формирования или реновации застройки с гаражами для личных легковых автомобилей; разработка проектов межевания с учетом требований СНиП и градостроительного кодекса; проведение общественных обсуждений. Полное удовлетворение потребности в гаражах
Экономия территорий застройки Сокращение удельной площади участка (на 1 автомобиль) путем использования рельефа, применения многоэтажных надземных и подземных гаражей, в том числе под зданиями и сооружениями. Строительство крупных многоэтажных гаражных комплексов, скооперированных со зданиями и сооружениями автосервиса, торговли и культурно-бытового обслуживания жителей прилегающей застройки. Использование территорий, непригодных и малопригодных для жилищного, коммунально-бытового и другого строительства, участков, находящихся в зонах санитарных вредностей или сопряженных с отводами магистральных железных и автомобильных дорог
Организация и безопасность движения транспорта и пешеходов Организация въездов и выездов на транспортные магистрали с помощью специальных тормозных карманов без пересечения путей движения людских потоков, особенно детей и школьников. Увязка мест размещения гаражей со схемой организации движения людских и транспортных потоков на улично-дорожной сети прилегающей застройки; обеспечение требуемых условий взаимной видимости и зрительного восприятия
Экономия строительных и дорожных материалов Сокращение расхода материалов за счет строительства безрамповых многоэтажных гаражей, гаражей манежного типа, применения облегченных конструкций и сеток колонн, оптимальных по расстановке и маневрированию автомобилей. Размещение тяжелых автомобилей в уровнях наземных этажей. Использование существующих инженерных сооружений и улично-дорожных сетей. Строительство многофункциональных общественных и производственных зданий с размещением гаражей в подвалах и ограждениях территорий. Строительство гаражей с помещениями общественного сервисного обслуживания населения
Максимальное использование существующей местной строительной базы; сокращение трудозатрат на строительство Применение типовых и унифицированных конструкций. Применение местных строительных материалов. Применение структур гаражей с минимальными объемами помещений, требуемых для постановки автомобилей на места хранения и эвакуации; применение механизированных и автоматизированных систем
Экономия энергетических ресурсов Сбережение электроэнергии за счет применения гаражей, не требующих принудительной вентиляции и имеющих естественное освещение. Сбережение топлива за счет обеспечения минимального пробега автомобиля от гаража до места жительства автовладельца. Сбережение тепла за счет использования тепла земли, инсоляции, трансмиссионного и конструктивного тепла, тепла работающих двигателей
Художественно-эстетическое решение застройки Выбор оптимальных объемно-планировочных и архитектурно-композиционных решений гаражей: визуальная гармонизация экстерьеров гаражей с архитектурой жилых и общественных зданий прилегающей застройки. Благоустройство и озеленение территорий гаражей. Размещение элементов благоустройства на покрытиях гаражей
Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды Запрещение хранения ГСМ в гаражах. Запрещение технического обслуживания и ремонта автомобилей в гаражах. Максимальное разобщение гаражей с детскими учреждениями и местами для отдыха. Использование гаражей для шумо-и ветрозащиты жилой застройки. Снижение уровня загазованности и шума путем уменьшения пробега автомобилей между гаражами и местами проживания автовладельцев. Устройство накопительных площадок около въездных узлов гаражей
Т а б л и ц а 2
Факторы, отражающие интересы автовладельцев при проектировании гаражей
Группы факторов Основные направления учета факторов
Сохранность автомобиля Организация охраны гаражей манежного, манежно-боксового и боксового типов с помощью ограждений, физических лиц и охранной сигнализации
Экономия денежных средств при строительстве Минимальные капиталовложения в простейшие многоэтажные и многоярусные гаражи с легкими ограждающими конструкциями. Применение сборно-разборных модульных и секционных динамичных гаражей заводского изготовления
Сокращение расходов на содержание гаража Подключение гаражей к сетям централизованных систем жизнеобеспечения (отопление, водоснабжение, канализация, электроснабжение). Организация ломбардов для сезонной консервации автомобилей
Удобство пользования Размещение гаражей в пределах пешей доступности автовладельцев. Размещение гаражей для инвалидов в непосредственной близости от мест проживания. Достаточные габаритные размеры места стояния автомобиля 2,3*5,8*2,0 м. Организация подбора пользователей по месту проживания
возможность паритетного обмена Унификация типов гаражей, размещаемых в различных застройках. Близость путей движения и остановок общественного транспорта
Возможность технического обслуживания и заправки ГСМ(ами) автомобиля вблизи места хранения Размещение гаражей и зон их концентрации на участках, удобно связанных улицами и дорогами с мойками, СТО, шиномонтажными мастерскими и АЗС
Обеспечение условий для хранения инвентаря Применение блоков боксовых гаражей (для инвалидов и в условиях малоэтажной застройки). Устройство при многоэтажных и подземных гаражах кладовых (по числу автомобилей)
Основные морфотипы отдельностоящих гаражей
а п и т
о ф
р
о
м р
е м о
К
Название морфотипа
Графическая схема мор-фотипа
Отношение к средней отметке поверхности земли
Способ перемещения*
и
л а
атн
о
з
и р
о г
и
л
лак
и
т р
е в
о По
н е н
а р
х д
и В
*
ь т с о м и т с е м В
ж р
е д
о с я и в о л
с Ус
Примечание
Отдельный бокс
Надземный
С
Бокс системы «Дуплекс»
Полуподземный
М
М
Хранение в два яруса
Одно-но-этажный
Боксо-
Закрытый
Бокс со штабелированием автомобилей
Малая, средняя
Само-обслу-служива-ние
Комбинированный
С
М
Хранение в три - четыре яруса
1
1
2
3
4 Блок отдельных боксов Надземный
5 Блок боксов «Дуплекс» Полуподземный
6 Блок боксов со штабелированием автомобилей Комбинированный
7 Террасный однорядный Надземный
8 Террасный двухрядный
Одно но-этаж ный С Боксовый Закрытый Малая, сред няя Самообслуживание На автомагистралях и у железных дорог
м м Хранение в 2 яруса
с м Блокировка по длинной стороне бокса, хранение в 3 -4 яруса
с с
Сред няя (2 этажа) с с
Рамповый
ад На
й ы н
й ы н
м е
з д
о По
и н и б
м £
й ы н н а в
о р
я
яша
ь
л о б
д е
ерС
С
С
С
С
С
С
й,
ы й
н ы
ж н
е ва
ам о
,й ори
ы в н и
о б
с м
к о
о ок
Б
Закрытий или открытый
Закрытый
Открытый в наземной части, закрытый в подземной части
я
яша
ь
л о б
д е
ерС
й я
з о х
о о <м
о
д
и т с о м и т с е м в
и
иПр
ь л о б и
ирп
е,
и н а в
ул с б о е о н н е в т с
Отечественные до 5-ти, 6-ти этажей; при боксовом хранении - ограждения закрытого типа_
Отечественные 2-х, 3-х этажные; этажность обусловлена гидрогеологическими условиями
Этажность подземной части обусловлена гидрогеологическими условиями_
10
С наклонными перекрытиями
То же, что у рампового (см. № 9)
ей ны
ан Ма н
То же, что у рампового (см. № 9)
11
Линейная система «Зальцгиттер» со штабелированием автомобилей
12
Полумеханизированный системы «Бауссер» (автосилос)
й ы н н а в о
ори
н и б м о
Ы
е
з д
о
п
й,
ы н
н и б м
ок й,
ы н
д е
ерС
ш
ьл о б
д е
ерС
С
С
Закрытый
М
М
й ы в о сок
о
б й,
ы
н
нж
е
н
нМа
н
д
е р
С
ш
ьл о б
д е
ерС
е и н а в
ул с б о
е о н н е в т с й я з
о Хо
Может быть с подвесным лифтом и лифтом-башней. Постановка автомобиля на место производится обслуживающим персоналом или автовладельцем
9
13
Полумеханизированный с поворотными платформами на скатновинтовой рампе_
й ы н
н
д
е р
С
С
С
й ы
е н а
Закрытый, открытый
н
д
е р
с
б о
е о н н е в т с й я з
о Хо
Въезд, выезд со стояночного места с помощью поворотной платформы на рампе обслуживаемой персоналом
14
15
16
Механизированный с поворотными платформами на неподвижной шахте подъемника
Механизированный роторный гараж с вращающейся платформой подъемника
Механизированный гараж-полка
й ы н
н
д
е р
С
х -
3
о
д
н
д
е р
С
М
М
Закрытый, открытый
М
М
й ы
е н а
М
М
Открытый
д
е р
с
л а
н
д
е р
С
е и н а в
ул с б о е о н н е в т с й я з
о Хо
Перемещение с помощью погрузчика
17
18
19
20
Гараж-мост
Гаражное колесо с подвешенными кабинами
Патерностер вертикальный
Патерностер горизонтальный
й ы н
н й на
ый вао
н ор
нем ри
зе н
адз би
Нм Н мок
й ы н
д
о По
н
д
е р
С
С
С
й ы
и В
н и б ак
ы н
ь
л а
и в и
и
а На
ах х
а
р
о ф
фтал п х ы н
л о
и л и
Закры-
тый
Открытый
Закрытый
ш
ь
л
о
Б
и
и ц
к е с
л а
л а
е и н а в
ул с б о е о н н е в т с й я з
о Хо
Въезд и выезд из кабины - самоходный
Вместимость может быть большой за счет блокирования секций
Въезд и выезд с платформы -самоходный
* - градация этажности: 2+5 - средняя; более 5-ти - большая
** - условные обозначения способов перемещения: С - самоходный, М - механизированный
*** - градация вместимости: до50 машино-мест - малая; от 50 до 300 -средняя; более 300 - большая.
Таблица 4
Основные морфотипы встроенных, пристроенных и нетрадиционных гаражей
Название морфотипа
Графическая схема морфотипа*
Место постройки или место, для которого выполнен проект
ь т с о
т
*
ь т с о м и т с е ем В
Функциональное
назначение, сопряжение зданий, сооружений, помещений
е и н а ч е м и
иПр
Встроенные
Надземный нижнерасположенный в контуре здания
Чикаго, США
18
Жилье
Надземный под зданием и на прилегающих участках
Нью-Йорк, США
Боль шая
Жилье, учреждения торговли и бытового обслуживания
В составе
разновысокого жилого комплекса
Надземный верхнерасположенный
Филадельфия, США
Автовокзал, торговые помещения, станции метро и
скоростной железной дороги
На покрытии здания стоянки ав-томоби-лей
Надземный среднераспо-ложенный
Мюнхен, Германия (проект)
Надземная часть
здания - мно-гофункциональ-ная; подземная -железнодорожная станция
Подземный в контуре здания
Лондон, Англия
Боль шая
Жилье, выставочные помещения,
театр, банкетный зал, магазин
В первом подземном этаже стоянки автомобилей
Подземный под зданием и прилегающими участками
Северное Чертаново, Москва, Россия
В составе района
Жилье, учреждения
повседневного обслуживания
Район на 20,5 тыс. жителей, 1 машино-место на 2 квартиры
Подземный под комплексом зданий
Курбенуа, Парижский район
Сред-
Жилье, административные и служебные помещения
Комбинированный под зданиями и на прилегающих участках
Стокгольм, Швеция
Боль шая
Жилье, склады магазинов, озелененные холлы, кладовые домашнего инвента-
_ря_
Реконструкция квартала «Линья-лен»
1
2
3
3
5
4
2
5
5
6
1
7
2
8
2
Продолжение таблицы 4
Комбинированный террасный
Майнц, Германия
а
с
у
яр
76
Оборудование и подвальные помещения банка
Оборудован патерностером
10
Внутридво-ровый
Сан-
Францис-ко, США
400
Гостиница (мотель), станция технического обслуживания
11
Встроенный между зданиями:
А) подземный Б) комбини-ро-ванный
Гамбург, Германия
73
Жилье
На покрытии газон и посадки кустарника
Сан-
Францис-ко, США (проект)
Сред
Жилье, скоростная автодорога, склады
12
Тоннельный:
A) под площадями, уличными проездами, автодорогами Б) под реками
B) В толще скальных грунтов
Киев,
Украина
(проект)
800
Транспортные и пешеходные тоннели
Комплекс транспортных сооружений для паратранзита
Река Сена, Париж, Франция (проект)
Скоростная автодорога, учреждения обслуживания
Комплексное использование пространства под руслом
Боль шая
Зальцбург, Австрия
Экономия энергии (80-90 %) при эксплуатации, в сравнении с надземными
13
Подмостный
Москва, Россия
Боль шая
Прибрежные мостовые опоры, подпорные стенки дамб
Под прибрежными пролетными строениями, в предмостных насыпях
14
Подпорный: А) в набережных Б) на горных склонах
Москва, Россия
1000
Местные проезды, автомагистрали
На покрытии -видовые, прогулочные и спортиные площадки
Перевал Большой Глекнер, Австрия
900
Автозаправочная мастерская ТО, электростанция, торговый павильон
Раскрыт в сторону горного ландшафта
Пристроенные
15
Пристроенный к зданию:
А) к торцу Б) по фронту
Гамбург, Мундс-бург, Германия
в о
с
у
р
я 5
365
Торговый центр,
конторы, жилье
На ступенчатом
покрытии
озеленение
9
8
1
2
3
4
1
3
5
Продолжение таблицы 4
Нетрадиционные
16
Надмаги-стральный (эстакадный)
Остров Тран-шетто, Франция
1000 0
Административные помещения и сооружения для отдыха
Тупик автодороги
17
Настенный
Россия
ы
ырк
т о
е е ыы нт
е
етд
От
ак е ы
ты ын
а « ка б
за
и л и
Глухие вертикальные стены
зданий и сооружений различного назначения
Авторское свидетельство 711261
18
Многоцелевой комбинированный
Гамбург, Герма-
Боль шая
В подземной части - гараж-бомбоубежище со
специальными обслуживающими помещениями
Надземная
часть -трехэтажный гараж
* - на графических схемах: гаражи отмечены заливкой; водоемы - волнистым растром; горный массив -** - градация вместимости: до 50 машино-мест - малая; от 50 до 300 - средняя; более 300 - большая
пуантелью
8
1
4
Т а б л и ц а 5
Методика предпроектного поиска площадок для строительства гаражей
Последовательность реализации компонентов методики Компоненты методики
1 Изучение и учет факторов, отражающих общественные интересы и интересы владельцев автомобилей по таблицам 1 и 2
2 Предварительное камеральное определение площадок (максимальное количество), пригодных для размещения гаражей
3 Определение мест размещения площадок, составление карт масштаба 1:5000 размещения гаражей
4 Подбор наиболее рациональных морфотипов гаражей для площадок с помощью морфологических таблиц 3 и 4
5 Анализ участков на съемках масштаба 1:500 и в натуральных условиях
6 Определение возможного объема (мощности) гаражей по участкам строительства с помощью планировочных схем гаражей-аналогов из передовой отечественной и зарубежной практик
7 Выполнение схем генеральных планов по каждому участку на съемках масштаба 1:500
8 Утверждение площадок под размещение гаражей, предусмотренных схемами, являющееся разрешением на их дальнейшее проектирование
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гаражи и стоянки: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. В.В. Шештокаса. -М.: Стройиздат, 1984. - 214 с.
2. Н а з а р е н к о И.К., В а с е н к о в Д.И. Пособие по градостроительно-архитектурному предпроектному поиску площадок строительства гаражей для личных автомобилей на селитебных территориях Кемеровской области. - Ново-
кузнецк: ОАО «Новокузнецкий поли-графкомбинат», 2006. - 45 с.
3. В а с е н к о в Д.И. Методика поиска площадок строительства гаражей для личных легковых автомобилей, основанная на системе их рациональных структур // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2007. № 7. С. 104 -107.
© 2016 г. И.К. Назаренко Поступила 27 апреля 2016 г.