Научная статья на тему 'Морфология и эвристика гаражей для личных легковых автомобилей в суровых природно-климатических условиях'

Морфология и эвристика гаражей для личных легковых автомобилей в суровых природно-климатических условиях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
166
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СУРОВЫЕ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ГАРАЖИ ДЛЯ ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ / МОРФОЛОГИЯ / ЭВРИСТИКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Назаренко Иван Кириллович

Излагается суть эвристического метода подбора морфотипов гаражей для личных легковых автомобилей в конкретных условиях селитебных территорий. Рекомендуется разработка более точного и простого метода квалиметрирования требований, предъявляемых к гаражам со стороны владельцев и невладельцев личных легковых автомобилей в тех же условиях. Табл. 5. Библ. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Назаренко Иван Кириллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морфология и эвристика гаражей для личных легковых автомобилей в суровых природно-климатических условиях»

УДК 725.381.01(47+57)

И.К. Назаренко

Сибирский государственный индустриальный университет

МОРФОЛОГИЯ И ЭВРИСТИКА ГАРАЖЕЙ ДЛЯ ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В СУРОВЫХ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Нарастающие темпы реконструкции, реновации и реструктуризации существующих селитебных территорий и особенно организация новых поселений в северных районах Российской Федерации требуют переосмысления их объемно-пространственной структуры в части функционального наполнения наружного жилья, в частности сооружениями для хранения личных легковых автомобилей - гаражами.

Требования, предъявляемые к гаражам со стороны владельцев и невладельцев личных легковых автомобилей, достаточно исследованы (табл. 1 и 2) и опубликованы [1, 2]. В независимости от географического положения селитебных территорий они всегда антагонистичны. Недостаточный учет, и тем более игнорирование этих требований, обусловливает практически неустранимые перекосы и ошибки: то в виде автогородков и городищ на окраинах селитебных территорий, то в виде заси-лия санкционированными и несанкционированными автостоянками внутриквартальных и внутридворовых пространств.

Если в среднеполосных регионах России (Сибири, Дальнем востоке, Европейском севере) технический уровень современного парка легковых автомобилей позволяет хранить автомобили под открытым небом или в парках-палеттах (этажерках без наружных ограждений), не заботясь о легкости запуска двигателей в местных экстремальных погодных условиях, то в условиях Крайнего севера такое хранение нельзя считать целесообразным и даже приемлемым. Здесь требуется гаражное хранение, причем при положительных внутренних температурах.

Для поиска площадок под строительство гаражей в настоящее время разработана и предложена специальная методика [3], в основу которой уложена всеобъемлющая морфоло-

гия гаражей для личных легковых автомобилей. В частности, в нее вошли 20 морфотипов отдельно стоящих (табл. 3) и 18 морфотипов встроенных, пристроенных и нетрадиционных (табл. 4) гаражей.

В научном аспекте исследование морфологии является системным (или, что то же - аппаратным). Оно открывает возможность ква-лиметрирования морфотипов в зависимости от существующих многочисленных взаимосвязей и взаимозависимостей требований к гаражам со стороны владельцев и невладельцев личных легковых автомобилей (табл. 1 и 2) и в зависимости от градуированных нормативных природно-климатических и антропогенных градостроительных условий. Определение «весовых» категорий морфотипов для условий с определенными «весовыми» коэффициентами позволило бы проектировщикам селитебных территорий (в том числе и северных) из иерархической шкалы морфотипов выбирать оптимальные. Но «квалиметрические» исследования до настоящего времени не проведены. Поэтому морфология как инструмент проектирования используется исключительно в эвристическом формате (см. строку 4 в табл. 5) и, попадая в зависимость от опыта и квалификации проектировщиков, в должной мере не отражает объективное качество морфотипа, выбранного для градостроительной разработки.

Выводы. Излагается суть эвристического метода подбора морфотипов гаражей для личных легковых автомобилей в конкретных условиях селитебных территорий. Рекомендуется разработка более точного и простого метода квалиметрирования требований, предъявляемых к гаражам со стороны владельцев и невладельцев личных легковых автомобилей в тех же условиях.

Т а б л и ц а 1

Факторы, отражающие общественные интересы при проектировании гаражей

Группы факторов Основные направления учета факторов

Формирование и экономия психофизиологического ресурса Формирование финансового ресурса с помощью сдачи территориальных излишков в аренду. Учет мнений и предложений участников формирования или реновации застройки с гаражами для личных легковых автомобилей; разработка проектов межевания с учетом требований СНиП и градостроительного кодекса; проведение общественных обсуждений. Полное удовлетворение потребности в гаражах

Экономия территорий застройки Сокращение удельной площади участка (на 1 автомобиль) путем использования рельефа, применения многоэтажных надземных и подземных гаражей, в том числе под зданиями и сооружениями. Строительство крупных многоэтажных гаражных комплексов, скооперированных со зданиями и сооружениями автосервиса, торговли и культурно-бытового обслуживания жителей прилегающей застройки. Использование территорий, непригодных и малопригодных для жилищного, коммунально-бытового и другого строительства, участков, находящихся в зонах санитарных вредностей или сопряженных с отводами магистральных железных и автомобильных дорог

Организация и безопасность движения транспорта и пешеходов Организация въездов и выездов на транспортные магистрали с помощью специальных тормозных карманов без пересечения путей движения людских потоков, особенно детей и школьников. Увязка мест размещения гаражей со схемой организации движения людских и транспортных потоков на улично-дорожной сети прилегающей застройки; обеспечение требуемых условий взаимной видимости и зрительного восприятия

Экономия строительных и дорожных материалов Сокращение расхода материалов за счет строительства безрамповых многоэтажных гаражей, гаражей манежного типа, применения облегченных конструкций и сеток колонн, оптимальных по расстановке и маневрированию автомобилей. Размещение тяжелых автомобилей в уровнях наземных этажей. Использование существующих инженерных сооружений и улично-дорожных сетей. Строительство многофункциональных общественных и производственных зданий с размещением гаражей в подвалах и ограждениях территорий. Строительство гаражей с помещениями общественного сервисного обслуживания населения

Максимальное использование существующей местной строительной базы; сокращение трудозатрат на строительство Применение типовых и унифицированных конструкций. Применение местных строительных материалов. Применение структур гаражей с минимальными объемами помещений, требуемых для постановки автомобилей на места хранения и эвакуации; применение механизированных и автоматизированных систем

Экономия энергетических ресурсов Сбережение электроэнергии за счет применения гаражей, не требующих принудительной вентиляции и имеющих естественное освещение. Сбережение топлива за счет обеспечения минимального пробега автомобиля от гаража до места жительства автовладельца. Сбережение тепла за счет использования тепла земли, инсоляции, трансмиссионного и конструктивного тепла, тепла работающих двигателей

Художественно-эстетическое решение застройки Выбор оптимальных объемно-планировочных и архитектурно-композиционных решений гаражей: визуальная гармонизация экстерьеров гаражей с архитектурой жилых и общественных зданий прилегающей застройки. Благоустройство и озеленение территорий гаражей. Размещение элементов благоустройства на покрытиях гаражей

Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды Запрещение хранения ГСМ в гаражах. Запрещение технического обслуживания и ремонта автомобилей в гаражах. Максимальное разобщение гаражей с детскими учреждениями и местами для отдыха. Использование гаражей для шумо-и ветрозащиты жилой застройки. Снижение уровня загазованности и шума путем уменьшения пробега автомобилей между гаражами и местами проживания автовладельцев. Устройство накопительных площадок около въездных узлов гаражей

Т а б л и ц а 2

Факторы, отражающие интересы автовладельцев при проектировании гаражей

Группы факторов Основные направления учета факторов

Сохранность автомобиля Организация охраны гаражей манежного, манежно-боксового и боксового типов с помощью ограждений, физических лиц и охранной сигнализации

Экономия денежных средств при строительстве Минимальные капиталовложения в простейшие многоэтажные и многоярусные гаражи с легкими ограждающими конструкциями. Применение сборно-разборных модульных и секционных динамичных гаражей заводского изготовления

Сокращение расходов на содержание гаража Подключение гаражей к сетям централизованных систем жизнеобеспечения (отопление, водоснабжение, канализация, электроснабжение). Организация ломбардов для сезонной консервации автомобилей

Удобство пользования Размещение гаражей в пределах пешей доступности автовладельцев. Размещение гаражей для инвалидов в непосредственной близости от мест проживания. Достаточные габаритные размеры места стояния автомобиля 2,3*5,8*2,0 м. Организация подбора пользователей по месту проживания

возможность паритетного обмена Унификация типов гаражей, размещаемых в различных застройках. Близость путей движения и остановок общественного транспорта

Возможность технического обслуживания и заправки ГСМ(ами) автомобиля вблизи места хранения Размещение гаражей и зон их концентрации на участках, удобно связанных улицами и дорогами с мойками, СТО, шиномонтажными мастерскими и АЗС

Обеспечение условий для хранения инвентаря Применение блоков боксовых гаражей (для инвалидов и в условиях малоэтажной застройки). Устройство при многоэтажных и подземных гаражах кладовых (по числу автомобилей)

Основные морфотипы отдельностоящих гаражей

а п и т

о ф

р

о

м р

е м о

К

Название морфотипа

Графическая схема мор-фотипа

Отношение к средней отметке поверхности земли

Способ перемещения*

и

л а

атн

о

з

и р

о г

и

л

лак

и

т р

е в

о По

н е н

а р

х д

и В

*

ь т с о м и т с е м В

ж р

е д

о с я и в о л

с Ус

Примечание

Отдельный бокс

Надземный

С

Бокс системы «Дуплекс»

Полуподземный

М

М

Хранение в два яруса

Одно-но-этажный

Боксо-

Закрытый

Бокс со штабелированием автомобилей

Малая, средняя

Само-обслу-служива-ние

Комбинированный

С

М

Хранение в три - четыре яруса

1

1

2

3

4 Блок отдельных боксов Надземный

5 Блок боксов «Дуплекс» Полуподземный

6 Блок боксов со штабелированием автомобилей Комбинированный

7 Террасный однорядный Надземный

8 Террасный двухрядный

Одно но-этаж ный С Боксовый Закрытый Малая, сред няя Самообслуживание На автомагистралях и у железных дорог

м м Хранение в 2 яруса

с м Блокировка по длинной стороне бокса, хранение в 3 -4 яруса

с с

Сред няя (2 этажа) с с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рамповый

ад На

й ы н

й ы н

м е

з д

о По

и н и б

м £

й ы н н а в

о р

я

яша

ь

л о б

д е

ерС

С

С

С

С

С

С

й,

ы й

н ы

ж н

е ва

ам о

,й ори

ы в н и

о б

с м

к о

о ок

Б

Закрытий или открытый

Закрытый

Открытый в наземной части, закрытый в подземной части

я

яша

ь

л о б

д е

ерС

й я

з о х

о о <м

о

д

и т с о м и т с е м в

и

иПр

ь л о б и

ирп

е,

и н а в

ул с б о е о н н е в т с

Отечественные до 5-ти, 6-ти этажей; при боксовом хранении - ограждения закрытого типа_

Отечественные 2-х, 3-х этажные; этажность обусловлена гидрогеологическими условиями

Этажность подземной части обусловлена гидрогеологическими условиями_

10

С наклонными перекрытиями

То же, что у рампового (см. № 9)

ей ны

ан Ма н

То же, что у рампового (см. № 9)

11

Линейная система «Зальцгиттер» со штабелированием автомобилей

12

Полумеханизированный системы «Бауссер» (автосилос)

й ы н н а в о

ори

н и б м о

Ы

е

з д

о

п

й,

ы н

н и б м

ок й,

ы н

д е

ерС

ш

ьл о б

д е

ерС

С

С

Закрытый

М

М

й ы в о сок

о

б й,

ы

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нж

е

н

нМа

н

д

е р

С

ш

ьл о б

д е

ерС

е и н а в

ул с б о

е о н н е в т с й я з

о Хо

Может быть с подвесным лифтом и лифтом-башней. Постановка автомобиля на место производится обслуживающим персоналом или автовладельцем

9

13

Полумеханизированный с поворотными платформами на скатновинтовой рампе_

й ы н

н

д

е р

С

С

С

й ы

е н а

Закрытый, открытый

н

д

е р

с

б о

е о н н е в т с й я з

о Хо

Въезд, выезд со стояночного места с помощью поворотной платформы на рампе обслуживаемой персоналом

14

15

16

Механизированный с поворотными платформами на неподвижной шахте подъемника

Механизированный роторный гараж с вращающейся платформой подъемника

Механизированный гараж-полка

й ы н

н

д

е р

С

х -

3

о

д

н

д

е р

С

М

М

Закрытый, открытый

М

М

й ы

е н а

М

М

Открытый

д

е р

с

л а

н

д

е р

С

е и н а в

ул с б о е о н н е в т с й я з

о Хо

Перемещение с помощью погрузчика

17

18

19

20

Гараж-мост

Гаражное колесо с подвешенными кабинами

Патерностер вертикальный

Патерностер горизонтальный

й ы н

н й на

ый вао

н ор

нем ри

зе н

адз би

Нм Н мок

й ы н

д

о По

н

д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е р

С

С

С

й ы

и В

н и б ак

ы н

ь

л а

и в и

и

а На

ах х

а

р

о ф

фтал п х ы н

л о

и л и

Закры-

тый

Открытый

Закрытый

ш

ь

л

о

Б

и

и ц

к е с

л а

л а

е и н а в

ул с б о е о н н е в т с й я з

о Хо

Въезд и выезд из кабины - самоходный

Вместимость может быть большой за счет блокирования секций

Въезд и выезд с платформы -самоходный

* - градация этажности: 2+5 - средняя; более 5-ти - большая

** - условные обозначения способов перемещения: С - самоходный, М - механизированный

*** - градация вместимости: до50 машино-мест - малая; от 50 до 300 -средняя; более 300 - большая.

Таблица 4

Основные морфотипы встроенных, пристроенных и нетрадиционных гаражей

Название морфотипа

Графическая схема морфотипа*

Место постройки или место, для которого выполнен проект

ь т с о

т

*

ь т с о м и т с е ем В

Функциональное

назначение, сопряжение зданий, сооружений, помещений

е и н а ч е м и

иПр

Встроенные

Надземный нижнерасположенный в контуре здания

Чикаго, США

18

Жилье

Надземный под зданием и на прилегающих участках

Нью-Йорк, США

Боль шая

Жилье, учреждения торговли и бытового обслуживания

В составе

разновысокого жилого комплекса

Надземный верхнерасположенный

Филадельфия, США

Автовокзал, торговые помещения, станции метро и

скоростной железной дороги

На покрытии здания стоянки ав-томоби-лей

Надземный среднераспо-ложенный

Мюнхен, Германия (проект)

Надземная часть

здания - мно-гофункциональ-ная; подземная -железнодорожная станция

Подземный в контуре здания

Лондон, Англия

Боль шая

Жилье, выставочные помещения,

театр, банкетный зал, магазин

В первом подземном этаже стоянки автомобилей

Подземный под зданием и прилегающими участками

Северное Чертаново, Москва, Россия

В составе района

Жилье, учреждения

повседневного обслуживания

Район на 20,5 тыс. жителей, 1 машино-место на 2 квартиры

Подземный под комплексом зданий

Курбенуа, Парижский район

Сред-

Жилье, административные и служебные помещения

Комбинированный под зданиями и на прилегающих участках

Стокгольм, Швеция

Боль шая

Жилье, склады магазинов, озелененные холлы, кладовые домашнего инвента-

_ря_

Реконструкция квартала «Линья-лен»

1

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

3

5

4

2

5

5

6

1

7

2

8

2

Продолжение таблицы 4

Комбинированный террасный

Майнц, Германия

а

с

у

яр

76

Оборудование и подвальные помещения банка

Оборудован патерностером

10

Внутридво-ровый

Сан-

Францис-ко, США

400

Гостиница (мотель), станция технического обслуживания

11

Встроенный между зданиями:

А) подземный Б) комбини-ро-ванный

Гамбург, Германия

73

Жилье

На покрытии газон и посадки кустарника

Сан-

Францис-ко, США (проект)

Сред

Жилье, скоростная автодорога, склады

12

Тоннельный:

A) под площадями, уличными проездами, автодорогами Б) под реками

B) В толще скальных грунтов

Киев,

Украина

(проект)

800

Транспортные и пешеходные тоннели

Комплекс транспортных сооружений для паратранзита

Река Сена, Париж, Франция (проект)

Скоростная автодорога, учреждения обслуживания

Комплексное использование пространства под руслом

Боль шая

Зальцбург, Австрия

Экономия энергии (80-90 %) при эксплуатации, в сравнении с надземными

13

Подмостный

Москва, Россия

Боль шая

Прибрежные мостовые опоры, подпорные стенки дамб

Под прибрежными пролетными строениями, в предмостных насыпях

14

Подпорный: А) в набережных Б) на горных склонах

Москва, Россия

1000

Местные проезды, автомагистрали

На покрытии -видовые, прогулочные и спортиные площадки

Перевал Большой Глекнер, Австрия

900

Автозаправочная мастерская ТО, электростанция, торговый павильон

Раскрыт в сторону горного ландшафта

Пристроенные

15

Пристроенный к зданию:

А) к торцу Б) по фронту

Гамбург, Мундс-бург, Германия

в о

с

у

р

я 5

365

Торговый центр,

конторы, жилье

На ступенчатом

покрытии

озеленение

9

8

1

2

3

4

1

3

5

Продолжение таблицы 4

Нетрадиционные

16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надмаги-стральный (эстакадный)

Остров Тран-шетто, Франция

1000 0

Административные помещения и сооружения для отдыха

Тупик автодороги

17

Настенный

Россия

ы

ырк

т о

е е ыы нт

е

етд

От

ак е ы

ты ын

а « ка б

за

и л и

Глухие вертикальные стены

зданий и сооружений различного назначения

Авторское свидетельство 711261

18

Многоцелевой комбинированный

Гамбург, Герма-

Боль шая

В подземной части - гараж-бомбоубежище со

специальными обслуживающими помещениями

Надземная

часть -трехэтажный гараж

* - на графических схемах: гаражи отмечены заливкой; водоемы - волнистым растром; горный массив -** - градация вместимости: до 50 машино-мест - малая; от 50 до 300 - средняя; более 300 - большая

пуантелью

8

1

4

Т а б л и ц а 5

Методика предпроектного поиска площадок для строительства гаражей

Последовательность реализации компонентов методики Компоненты методики

1 Изучение и учет факторов, отражающих общественные интересы и интересы владельцев автомобилей по таблицам 1 и 2

2 Предварительное камеральное определение площадок (максимальное количество), пригодных для размещения гаражей

3 Определение мест размещения площадок, составление карт масштаба 1:5000 размещения гаражей

4 Подбор наиболее рациональных морфотипов гаражей для площадок с помощью морфологических таблиц 3 и 4

5 Анализ участков на съемках масштаба 1:500 и в натуральных условиях

6 Определение возможного объема (мощности) гаражей по участкам строительства с помощью планировочных схем гаражей-аналогов из передовой отечественной и зарубежной практик

7 Выполнение схем генеральных планов по каждому участку на съемках масштаба 1:500

8 Утверждение площадок под размещение гаражей, предусмотренных схемами, являющееся разрешением на их дальнейшее проектирование

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гаражи и стоянки: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. В.В. Шештокаса. -М.: Стройиздат, 1984. - 214 с.

2. Н а з а р е н к о И.К., В а с е н к о в Д.И. Пособие по градостроительно-архитектурному предпроектному поиску площадок строительства гаражей для личных автомобилей на селитебных территориях Кемеровской области. - Ново-

кузнецк: ОАО «Новокузнецкий поли-графкомбинат», 2006. - 45 с.

3. В а с е н к о в Д.И. Методика поиска площадок строительства гаражей для личных легковых автомобилей, основанная на системе их рациональных структур // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2007. № 7. С. 104 -107.

© 2016 г. И.К. Назаренко Поступила 27 апреля 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.