Научная статья на тему 'Проблемы организации и перспективы развития паркинга в городах (на примере г. Ставрополя)'

Проблемы организации и перспективы развития паркинга в городах (на примере г. Ставрополя) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1141
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ПАРКИНГ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПАРКОВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АВТОМОБИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ГОРОД / ОБЪЕКТЫ ЦЕЛЕВОГО ЗНАЧЕНИЯ / PARKING / ORGANIZATION / PARKING SPACE / CARS OF INDIVIDUAL USE / CITY / OBJECTS OF TARGET VALUE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Цыбульский Александр Иванович, Кобзев Александр Юрьевич

В статье на основе предложенного структурного подхода рассмотрена система организации паркинга в современных городах в зонах повышенного и умеренного спроса, представлена характеристика и проанализирован опыт использования современных типов паркинга в муниципальных образованиях, оценена ситуация состояния и предложены рекомендации по обеспечению парковочным пространством г. Ставрополя, на основе исследований разработана агрегированная математическая модель определения количества парковочных мест в зонах концентрации целевых потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Цыбульский Александр Иванович, Кобзев Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of organization and prospects of Parking in cities (on the example of Stavropol)

In article on the basis of the offered structural approach the system of the organization of Parking in the modern cities in zones of the raised and moderate demand is considered, the characteristic is presented and experience of use of modern types of Parking in municipalities is analyzed, the situation of a condition is estimated and recommendations about providing with Parking space of Stavropol is offered, on the basis of researches the aggregated mathematical model of determination of number of Parking spaces.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации и перспективы развития паркинга в городах (на примере г. Ставрополя)»

I

LH

s о

z

О X

о

rt

■X ■X ■X

240

Наукограды подразделяются на [1]:

1. Монопрофильные (например город Обо-ленск имеет один научный центр - "Научно-исследовательский институт прикладной микробиологии", который и является основным местом работы жителей города).

2. Моноориентированные (в состав города входит несколько градообразующих предприятий, например наукоград Черноголовка - центр, где проводится исследовательская деятельность в области химической физики).

3. Комплексные (наиболее ярким примером является Дубна, где находится "Объединённый институт ядерных исследований", а также научные центры, занимающиеся разработками в области судостроения, приборостроения, авиа- и космическими исследованиями).

К основным трудностям внедрения данной формы организации инновационной деятельности в широкую практику относится [6]:

1. Отсутствие достаточной государственной поддержки и финансирования.

2. На законодательном уровне произошло ужесточение получение статуса наукограда.

3. Были упразднены многие программы развития существующих наукоградов.

Для эффективного развития предприятий нужна активная инновационная деятельность, а для этого необходимо сформировать модель инновационной системы, которая будет учитывать взаимосвязь всех подсистем и стимулировать сотрудников к инновационной деятельности, формируя инновационную культуру. В таблице 3 представлены предложения по созданию технопарка на территории Санкт-Петербурга.

Таблица 3 - Характеристика технопарка "Северная столица"

Наименование показателя Описание деятельности

Виды деятельности Разработка инновационных продуктов в части производства машин и оборудования, химической промышленности, легкой и текстильной промышленности, химического и биохимического комплекса, образовательной и научной деятельности в этих направлениях.

Основная цель Разработка конкурентоспособной инновационной продукции и получение положительных финансовых результатов.

Особенности развития В соответствии с политикой экономического развития города, в технопарке будут сосредоточены основные направления, необходимые для эффективного осуществления экономической деятельности в рамках производственных, социальных, технологических, экологических и др. типов процессов.

Приблизительный бюджет для создания технопарка Ориентировочная сумма для создания такого многофункционального парка составляет 8 млрд руб.

Возможные предприятия и компании, которые будут заинтересованы в участии и разработке технопарка ПАО «Адмиралтейские верфи», ПАО «БТК групп», ПАО «НПК Кирова». ООО «ФДО Скороход», ПАО «Северный пресс», АО «Промышленная группа Ладога», АО Судостроительный завод «Северная верфь», ЗАО «Ижорский трубный завод».

Таким образом, именно формирование инновационной системы на уровне предприятий, позволит отечественным компаниям стать инициаторами инновационного развития, демонстрируя достойную инновационную активность на основе системного взаимодействия науки и производств, развивать отраслевую науку, а также переориентировать свою деятельность с сырьевой модели на масштабное производство конкурентоспособной инновационной продукции.

Примечания:

1. Блок Г.А. Роль технопарков в инновационной политике государства: [Электронный ресурс] URL - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/TIP/AII/ Economica/13.html

2. [Электронный ресурс] URL - Режим доступа: http://bit.samag.ru/archive/article/1520

3. [Электронный ресурс] URL - Режим доступа: http://www.forbes.ru/svoi-biznes/sta rtapy/59358-pyat-luchshih-rossiiskih-biznes-inkubatorov

4. Портал информационной поддержки инновационных проектов, [Электронный ресурс] URL -Режим доступа: http://projects.innovbusiness.ru/ content/document

5. [Электронный ресурс] URL - Режим доступа: http://bit.samag.ru/archive/article/1245

6. [Электронный ресурс] URL - Режим доступа: http://stanislaw.ru/rus/research/sciencities.asp

PROBLEMS OF ORGANIZATION AND PROSPECTS OF PARKING IN CITIES (ON THE EXAMPLE OF STA VROPOL) Tsybulsky Alexander Ivanovich, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Technical Service Kobzev Alexander Yuryevich, Undergraduate student

Technological institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol

in article on the basis of the offered structural approach the system of the organization of Parking in the modern cities in zones of the raised and moderate demand is considered, the characteristic is presented and experience of use of modern types of Parking in municipalities is analyzed, the situation of a condition is estimated and

recommendations about providing with Parking space of Stavropol is offered, on the basis of researches the aggregated mathematical model of determination of number of Parking spaces.

Keywords: parking; organization; parking space; cars of individual use; city; objects of target value.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УДК 338.49:656.13 ПАРКИНГА В ГОРОДАХ (НА ПРИМЕРЕ Г. СТАВРОПОЛЯ) ВАК РФ 08.00.5

В статье на основе предложенного структурного подхода рассмотрена систе- © ЦыбульскийА.И., 2018

ма организации паркинга в современных городах в зонах повышенного и умеренного спроса, представлена характеристика и проанализирован опыт использования современных типов паркинга в муниципальных образованиях, оценена ситуация состояния и предложены рекомендации по обеспечению парковочным пространством г. Ставрополя, на основе исследований разработана агрегированная математическая модель определения количества парковочных мест в зонах концентрации целевых потребностей. Ключевые слова: паркинг; организация; парковочное пространство; автомобили индивидуального пользования; город; объекты целевого значения.

© Кобзев А.Ю., 2018

Одной из важных проблем современного города, сопряженных с повышением уровня автомобилизации является увеличение дефицита парковочного пространства. Вопрос острой нехватки парковочных мест касается как целевых объектов формирования кратковременного спроса (кратковременное хранение автомобилей индивидуального пользования (АИП)), размещенных в деловых, культурных, торговых, развлекательных зонах города, как правило, сконцентрированных в центре, так и районов проживания постоянного и приезжего населения муниципальных образований (долгосрочное хранение автотранспортных средств). Сложность сложившейся ситуации объясняется прежде всего тем, что при разработке градостроительных решений на момент их принятия, было затруднительно спрогнозировать такой бурный рост насыщенности населения легковыми АИП. Речь идет как о застройке районов зданиями и сооружениями различного типа, так и о проектировании улично-до-рожной сети города.

Вопрос обеспечения требуемого количества парковочных мест для потребителей следует рассматривать дифференцированно применительно к объектам формирования целевых корреспонденций. В качестве основных представляется оценка двух направлений развития паркинга: организация парковочного пространства в рамках сложившихся планировочных решений с повышенной концентрацией объектов целевого значения для горожан и приезжих; разработка паркинга в зонах умеренного спроса (селитебные зоны, окраины города). Обособленно стоит вопрос о проектировании парковочного пространства при расширении территории муниципального образования (нового строительства).

Оценивая организацию паркинга современного города ее можно представить следующей схемой (рис. 1).

В целом следует отметить, что ситуация по обеспечению парковочного пространства, с развитием международной экономической интеграции и внедрением в отечественный рынок производства автомобилей иностранных брендов, активизации российского ав-топрома, в корне изменилась.

В частности, долгосрочное хранение АИП в многоэтажных жилых кварталах прежней застройки в настоящее время в основном осуществляется на придомовых территориях, таким образом, создавая угрозу безопасности проживающему населению, прежде всего де-

ЦЫБУЛЬСКИИ Александр Иванович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Технического сервиса

КОБЗЕВ Александр Юрьевич, магистрант

Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет, Ставрополь

ш %

о

ш

242

тям. Кроме того, хранение АИП на узких внут-риквартальных улицах, создает значительные затруднения для транспортных продвижений и является причиной многих дорожно-транспортных происшествий.

Строительство индивидуальных одноэтажных наземных гаражей, по причине высокой цены земли городской территории, стало неэффективным, поэтому ихдоля в общем объеме парковочных мест для постоянного хранения АИП значительно снизилась. Зато, в условиях активизации городского строительства и сооружении современных жилых микрорайонов увеличивается количество проектов многоэтажного и особенно подземного паркинга.

Другое направление, которое особенно актуально при постоянном росте автомобилизации, - организация паркинга для кратковременного хранения автомобилей в зонах

повышенного спроса. Особенно важно рассмотрение вопроса в условиях функционирования больших и средних городов, к которым относится краевой центр Ставропольского края - г. Ставрополь.

Оценивая ситуацию в области паркинга, сложившуюся в краевом центре, необходимо отметить следующее. Объекты паркинга в доминирующем количестве расположены в Юго-Западном районе города, поскольку он застраивался в более позднее время, что позволило предусмотреть своевременно планировочные решения под организацию стоянок в жилых микрорайонах. Несколько меньше стоянок-парковок в центральном районе города, что связано с размещением в данной зоне значительного количества объектов городской инфраструктуры, а также бизнес-центров и объектов досуга.

Рисунок 1 - Система организации паркинга в современном городе

Меньшим количеством стоянок парковок оборудован Северо-Западный район города, что также определялось генеральными планировочными решениями городской агломерации, которая определяла размещение в данном районе множества промышленных объектов, которые в настоящее время практически не функционируют, а на момент застройки большого количества мест для стоянки не предусматривалось по причине низкого уровня автомобилизации.

Ситуация в г. Ставрополе характеризуется значительным ростом количества объектов торговли в форме торговых центров, а также

сети предприятий питания, которые оснащаются парковочными местами для кратковременной стоянки автомобилей.

Хранение АИП осуществляется, в основном, на открытых площадках в зонах проживания автовладельцев, в капитальных гаражах, предусмотренных в проектах строительства жилых зданий, гаражах различных конструкций гаражных кооперативов, открытых и крытых охраняемых стоянках. В настоящее время на городской территории имеется 34 объекта постоянного и временного хранения автомобилей, включая 10 гаражных кооперативов. В структуру данных объектов не входит

парковочное пространство на городских улицах в разрешенных местах.

В городе в настоящее время интенсивно продвигаются проекты по сооружению подземных парковок АИП.

Подземные паркинги в настоящее время благоустроены в семи многоэтажных жилых комплексах: "БЕЛЫЙ ГОРОД", "САПФИР", "Александровский парк", "Гарден Сити", "Европейский", "БЕЛЫЙ ДЕЛЬФИН", "БЕЛЫЙ АИСТ". Последовательно реализуются проекты подземного хранения легковыхавтомобилей в районе многоэтажных жилых массивов по ул.Буйнакско-го, в новых жилых микрорайонах: "Шоколад", "Аристократъ", "Южные ворота".

Многоэтажные гаражи-стоянки, несмотря на меньшую удельную стоимость 1м2 площади, пока не нашли значительного распространения, за исключением семиэтажного паркинга на 300 парковочных мест в районе Нижнего рынка, строительство которого ведется в настоящее время. Причиной является дефицит городской территории, хотя при детальной оценке особенно "молодых районов", следует отметить, что существует объективная возможность строительства многоэтажных гаражей-стоянок, особенно выполняющих комплексные функции автосервиса.

Основываясь на сложившейся ситуации, существует и разрабатывается множество вариантов решения проблемы, включая инновационные технологии организации парковочного пространства, основанное на использовании компьютерного моделирования и математического аппарата, которые можно использовать в практике организации паркинга в г.Ставрополе.

К числу традиционных форм организации паркинга относятся хранение АИП на открытых или закрытых наземных стоянках, сооружение и использование многоэтажных и подземных парковок, хранение легковых автомобилей на обочинах проезжей части городских улиц.

Временная парковка автомобилей на территории наземных стоянок, а также на обочинах уличных дорог является пока наиболее распространенной, особенно в средних городах, по причине исторически сложившейся схемы организации парковочного пространства. В доминирующем большинстве хранение АИП осуществляется на платной основе с использованием парковочных автоматов. Использование традиционного вида паркинга с дифференцированной оплатой является наиболее рациональным для сложившейся ситуации застройки в центральной зоне г.Ставрополя.

Хранение легкового автотранспорта в многоэтажных гаражах-стоянках и подземных паркингах является также популярным во многих городах России и за рубежом, эффективным для муниципальных образований с точки зрения использования городского пространства, но проблемным с позиции их фактического наличия и большой сложности сооружения в рамках действующей застройки городов. Учитывая высокую степень защиты парковочных сооружений данного типа в плане обеспечения сохранности автомобилей от угона, от влияния природных явлений они также используются для предоставления услуг долгосрочного хранения АИП, которое, как и краткосрочный вариант реализуется на платной основе. Предоставление мест под парковку автовладельцам на длительный период может осуществляться в форме аренды или продажи стояночных мест или гаражей-боксов. Наиболее рациональными зонами в плане г.Ставрополя для размещения многоэтажных гаражей-стоянок является район рынка "Южный" с развитой инфраструктурой, большим количеством местных и иногородних посетителей, приезжающих на АИП, а также постоянно расширяющийся район многоэтажных жилых застроек "Перспективный", включающий несколько жилых комплексов с высокой плотностью населения. Подземный паркинг целесообразно проектировать в жилых микрорайонах планируемых направлений градостроительства краевого центра.

Разработка сети "перехватывающих парковок" [1] - как одно из действующих и перспективных направлений обеспечения кратковременного хранения АИП, которое позволяет разгрузить центральную часть (или зоны повышенного спроса) города становится приемлемым при наличии планировочных возможностей создания парковочного пространства в радиусах пешеходной доступности или дальнейшего использования услуг общественного транспорта для достижения объектов целевого назначения. Кроме того, при организации данного вида паркинга важно учитывать временные и финансовые издержки, которые будут нести пользователи - жители и гости города, при использовании смешанной формы передвижения.

Отдельным аспектом необходимо рассмотреть вопрос организации парковочных мест с использованием современных технологий.

В число перспективных видов организации парковочного пространства относятся механический и экологический паркинг. Разновидностями механического паркинга являются:

ш %

о

ш

2: о

X

о ^

л

■X ■X ■X

244

парковочные подъемники; полуавтоматические парковочные системы; автоматические парковочные системы; роторный паркинг. С позиции сохранения эстетического дизайна наиболее приемлемым является роторный тип, напоминающий колесо обозрения с высокой компактностью и вместимостью до 12 автомобилей. Наиболее рациональными зонами использования таких парковок в г.Ставрополе являются парковые зоны, предназначенные для организации досуга населения. Экологический вариант парковок реализуется посредством газонного паркинга с использованием газонных решеток и геотекстиля. Однако учитывая ограниченность масштабов газонного пространства для условий загруженных деловых зон г.Ставрополя, с узкими приуличными лентами газонов может быть использован новый, еще не запатентованный тип сворачивающихся парковок.

Все больший размах с развитием информационных компьютерных и коммуникационных технологий (системы спутниковой связи), приобретает внедрение интеллектуальных систем в обеспечении функционирования различных сфер национального хозяйства включая транспортную отрасль. Одним из показательных примеров использования инфокоммуникаци-онныхтехнологий является разработка проекта "Интеллектуальная транспортная система (ИТС)", который реализуется в соответствии с ратифицированным соглашением между ЗАО "Ситроникс-КАСУ" и "НИС ГЛОНАСС" в г.Москве, начиная с 2011 г. Основная цель ИТС - организация эффективного управления транспортными потоками, увеличения пропускной способности улично-дорожной сети, предотвращения автомобильных заторов, уменьшения задержек в движении транспорта, повышения безопасности дорожного движения, информирования участников движения о складывающейся дорожно-транспортной ситуации и вариантах оптимального маршрута движения, обеспечения бесперебойного движения наземного городского пассажирского транспорта. В число реализуемых задач ИТС входит разработка системы управления парковочным пространством.

В группу способов, относящихся к категории применения компьютерных технологий, следует отнести разработки украинских ученых [2] по организации парковок в крупных городах, на примере г.Харькова, на основе использования пространственно-точечного моделирования. Учеными разрабатывается имитационная модель паркинга, применительно

к центральной части крупного города, которая основана на моделировании действий каждого водителя - участника дорожного движения и учитывает все этапы, связанные с парковкой индивидуального автомобиля: движение к объекту целевого назначения, поиск стоянки и покидание парковочного места.

На наш взгляд, современные инфокомму-никационные технологии должны быть направлены на создание системы максимальной осведомленности лиц, управляющих автотранспортными средства и принимающих решение о выборе места парковки, которая будет базироваться на узловых критериях: времени подъезда к месту временного хранения автомобиля сучетом сложившейся дорожно-транспортной ситуации; наличия свободных парковочных мест на стоянке; среднего коэффициента сменности автомобилей на парковке в различные дни; цене парковочного места; расстояния до места целевого назначения. Задача должна решаться в рамках деятельности Центральной диспетчерской службы, осуществляю управления работой городского общественного транспорта г.Ставрополя.

Одним из вариантов решения проблемы парковки в загруженных зонах города, включая территорию г.Ставрополя, может рассматриваться создание зон с регулируемым парковочным пространством. В этом плане положительным является зарубежный опыт, нашедший применение в г.Калгари [3]. В соответствии с данной технологией вся территория города разбивается на пространства (зоны), попадающие и не попадающие под особое регулируемое пространство. Регулируемой является зона, в которой сконцентрировано большое количество объектов целевого назначения пользующихся повышенных спросом у горожан и приезжего населения. Важной характеристикой является доминирование количества автомобилей, посещающих зону (70% от общего объема АИП). Парковаться по обочинам улиц в регулируемом пространстве (причем в конкретном квартале) разрешается только проживающим в них жителям (резидентам), которые должны на это ежегодно получать разрешения (квоты). Квоты для резидентов выдаются дифференцированно по оплате в зависимости от типа жилой застройки (многоэтажный сектор или частные домовладения). Парковочные разрешения являются индивидуальными и не могут продаваться другим лицам. Для посетителей или гостей регулируемого пространства могут выдаваться разовые бесплатные стикеры, но не более 2 шт. в год.

Проблему организации парковок рядом ученых предлагается решать с помощью математического моделирования процесса [4,5], в которых используются временные и затратные критерии оценки.

По нашему мнению, моделирование парковочного пространства должно, прежде всего, опираться на оценке соответствия спроса и предложения на услуги парковки. Идеальной ситуацией для потребителей является соответствие числа запросов на парковку количеству парковочных мест. В свою очередь объем парковочного пространства предлагается определять, используя следующую агрегированную математическую модель:

Нпм =кит-рн-Ыцп/т,

(1)

Р н =

N

ж

(2)

где А- количество автомобилей в населенном пункте, авт.; Л/ж- количество жителей населенного пункта, чел.

Количество целевых потребителей в исследуемой зоне:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(3)

где О- количество объектов целевого значения в исследуемой зоне, ед.; И- средняя интенсивность посещения потребителями объектов целевого значения, чел/час.; ^ - среднее время посещения объекта, включающее время подхода и возврата к месту стоянки АИП, час./ед.

С учетом ф. (2) и (3) выражение (1) для определения парковочного пространства запишется следующим образом:

N пм - кит

А

■QMt

/ m

(4)

где ря - удельный показатель, характеризующий насыщенность населения конкретного населенного пункта АИП, авт./чел;

я?- показатель фактической наполняемости автомобиля, /77= 1 где ц- номинальная пассажировместимость автомобиля с учетом водителя;

N - единовременное количество целевых потребителей в исследуемой зоне, чел.;

кит - коэффициент пользования индивидуальным транспортом в городе.

Показатель насыщенности населения АИП можно определить по формуле:

Коэффициент пользования АИП зависит от множества факторов и является предметом отдельных исследований.

Примечания:

1. Власов Д.Н., Данилина Н. В. Совершенствование транспортной системы крупнейшего города, путем развития системы "перехватывающих" парковок // Вестник МГСУ. - 2010. - №4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovershenstovanie-transportnoy-sistemy-krupneyshego-goroda-putem-razvitiya-siste my-perehvatyvay uschi h-parkovok (дата обращения 19.02.2018).

2. Патракеев И. М. Организация парковок в крупном городе на основе пространственно-точного моделирования / ИМ Патракеев, В.Е. Жуков, О.Г. Леонтьева. - Харьков, Украина. Харьковская национальная академия городского хозяйства, 2010. URL: https: elibreri.ru/download/ elibreri_24397849_ 22642190.pdf (дата обращения 19.02.2018).

3. Как работает город. Организация парковок в Калгари. URL: https://horgord.livejournal.com/ 3957.html (дата обращения 19.02.2018).

4. Блюдин A.A. Моделирование работы парковок/ A.A. Блюдин, A.A. Романкова, В.А. Буркина, A.A. Власов // Современная техника и технологии. - 2014. - №12. URL: http://technology.snauka.ru/2014/12/ 5097 (дата обращения 19.02.2018).

5. Науменко Е. Ю. Организация парковочного пространства в общей системе дорожного движения в городах : дис.... канд. техн. наук. - Ростов-н/Д., 2012. URL: http://www.dissercat.com/content/ organizatsiya-parkovochnogo-prostranstva-v-obshchei-sisteme-dorozhnogo-dvizheniya-v-gorodakh (дата обращения 19.02.2018).

THE PRACTICE OF ENSURING THE QUALITY AND SAFETY OF FOOD PRODUCTS AT THE PRESENT STAGE Chernisheva Julia Stanislavovna, PhD of Technical science, Associate Professor Gornostaeva Zhanna Viktorovna, PhD of Economics, Professor

Department of Management and Business, institute for Entrepreneurship and Service sector (branch) Don State Technical University, Shahty

Zhidkov Vladimir Evdokimovich, DSc of Engineering Sciences, Professor, Head of the Department of Service, Technological institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.