Научная статья на тему 'Морфофункциональная характеристика учащихся республиканского хореографического училища Саха (Якутия)'

Морфофункциональная характеристика учащихся республиканского хореографического училища Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / АНТРОПОМЕТРИЯ / УЧАЩИЕСЯ / ХОРЕОГРАФИЯ / ФИЗИЧЕСКИЙ СТАТУС / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Егорова Е. Е., Гурьева А. Б.

Антропометрические исследования, проведенные в хореографических училищах г. Якутска и г. Красноярска, позволили определить особенности физического развития учащихся в зависимости от пола, возраста, этно-территориальной характеристики и особенности тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Егорова Е. Е., Гурьева А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORPHOFUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC SCHOOL IN SAHA (YAKUTIA)

The anthopometrical researches which have been lead in choreographic schools of Yakutsk and Krasnoyarsk, have allowed to determine features of physical development of students depending on a sex, age, the ethno-territorial characteristic and feature of training process.

Текст научной работы на тему «Морфофункциональная характеристика учащихся республиканского хореографического училища Саха (Якутия)»

©ЕГОРОВА Е.Е., ГУРЬЕВА А.Б.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА САХА (ЯКУТИЯ)

Е.Е. Егорова, А.Б. Гурьева Медицинский институт Якутского государственного университета, директор - д.м.н., проф. П.Г. Петрова Резюме. Антропометрические исследования, проведенные в хореографических училищах г. Якутска и г. Красноярска, позволили определить особенности физического развития учащихся в зависимости от пола, возраста, этно-территориальной характеристики и особенности тренировочного процесса.

Ключевые слова: этнос, антропометрия, учащиеся, хореография, физический статус, Республика Саха (Якутия).

Искусство балета требует высоких физических затрат и его влияние на развития подрастающего организма детей неоспоримо. Однако, вопрос изучения физического развития детей, занимающихся балетом, освещен не достаточно. Актуальность изучаемой тематики усиливается еще тем, что училище расположено в г. Якутске, в столице РС(Я), которая в природно-климатическом отношении представляет весьма специфическую зону с экстремальными условиями проживания, которые оказывают непосредственное влияние на физический статус населения.

Материалы и методы

Нами было проведено комплексное изучение морфофункциональных параметров физического развития учащихся Республиканского хореографического училища Саха (Якутии), обоего пола в возрасте 10 - 18 лет. Для проведения сравнительного анализа были обследованы учащиеся общеобразовательных школ г. Якутска с общим уровнем физической подготовкой (ОРФП) и учащиеся Красноярского государственного хореографического училища (КГХУ). Всего обследовано 700 детей, которые в

соответствии со схемой возрастной периодизации разделены по возрастным периодам.

Антропометрическое исследование проводилось в соответствии с требованиями к проведению медико-антропометрических обследований, все измерения проводились по принятым стандартам ВОЗ и методике В.В. Бунака [1], разработанной и принятой в НИИ антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1984). В программу исследования функциональных показателей входило изучение силы мышц спины и кисти с помощью кистевого и станового динамометров и определением индексов кистевой и становой силы [2]. Для изучения возрастных, половых и популяционных различий в пропорциях тела обследуемых, применяли методы индексов [3; 4].

Одним из наиболее информативных показателей морфофункционального состояния организма является биологическая зрелость, оцениваемая по развитию первичных и вторичных половых признаков. Уровень полового развития характеризующийся стадией развития вторичных половых признаков определялась по методике, принятой в НИИ антропологии МГУ им. Ломоносова (1989) [5]. Кроме того, было проведено исследование параметров стопы [2; 6] с индексной оценкой

пропорционального развития стопы по В.П Воробьеву [7].

Результаты и обсуждение

РХУС(Я)

ОРФП

КГХУ

56.7

43.7

18

78.2

3.8

60

40

------1-----1------1------1------1------1—

0 10 20 30 40 50 60

□ 18,5<ИМТ<25

%

н

—і------1-------1—

70 80 90 100

□ 25<ИМТ<30

□ ИМТ<18,5

Весо-ростовые показатели индекса Рорера и Кетле учащихся РХУС(Я) имели более низкие значения по сравнению с учащимися ОРФП и сравнительно не отличались от данных учащихся КГХУ. Возрастная изменчивость данных параметров учащихся РХУС(Я) имела более высокие темпы прироста по сравнению с учащимися ОРФП и более низкие по отношению к учащимся КГХУ. Следует отметить, что у девушек РХУС(Я) показатель ИМТ<18,5, который обычно расценивают как хроническую энергетическую недостаточность (ХЭН) [8], встречался в 56,7% случаев у обследуемых, сравнительно равном процентном количестве как и у девушек КГХУ - 60%. В то время как у девушек ОРФП только в 18% случаев (рис.1).

Рис.1. Показатели ИМТ у девушек РХУС(Я), ОРФП, КГХУ

Физическая нагрузка оказывает непосредственное влияние на компонентный состав тела, в особенности в период интенсивного роста организма. Учащиеся РХУС(Я) имели достоверно более низкое содержание жирового компонента и более высокие значения мышечного и костного по сравнению с учащимися ОРФП, а по отношению с учащимися КГХУ, у учащихся РХУС(Я) определялись более высокое содержание

0

жирового и костного компонентов во всех возрастных периодах. Следует отметить, что возрастная изменчивость абсолютных значений компонентного состава тела показала, что у учащихся хореографических училищ отмечалась тенденция к увеличению массы жирового компонента по сравнению со стабильностью показателей данного параметра у мальчиков ОРФП (рис.2).

препубертатный возраст пубертатный возраст

♦ РХУС(Я) —ОРФП — А-КГХУ

Рис. 2. Возрастная изменчивость показателей абсолютной массы жирового компонента мальчиков РХУС(Я), ОРФП, КГХУ

Специфика занятий классическим танцем вызывает наибольшие изменения отделов нижних конечностей, а в особенности на передние отделы стопы. Как у балерин, так и у танцовщиков отмечается распластанность переднего отдела стопы, развивается поперечное плоскостопие в результате особенностей танцев на пальцах и полупальцах, когда нагрузка приходится на передние отделы стопы [9]. Анализ параметров стопы установил, что индекс высоты свода имел достоверно большие значения у учащихся, занимающихся балетом, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ РС(Я). Возрастная изменчивость индексных показателей пропорционального развития стопы установила этнические особенности развития у учащихся РС(Я). Так, индекс поперечного свода показал тенденцию к снижению с возрастом у всех учащихся, и хореографического училища, и школьников с ОРФП РС(Я), по сравнению с увеличением данного параметра у учащихся КГХУ в пубертатном периоде онтогенеза. Следует отметить, что темпы снижения данного параметра у учащихся РХУС(Я) происходит менее выражено, чем у учащихся с ОРФП (рис.3).

%

70 -|

65 <

60 ! и-----’

■ ■ * * и т

55

препубертатный возраст пубертатный возраст

♦ РХУС(Я) - * - ОРФП —к -КГХУ

Рис.3. Возрастная изменчивость индекса поперечного свода у девочек РХУС(Я), ОРФП

и КГХУ

Сравнительный анализ динамики полового созревания установил задержку в появлении менархе на 2 года у девочек хореографического училища по сравнению девочками ОРФП, а также замедленное развитие вторичных половых признаков во всех возрастных периодах онтогенеза.

Динамика признаков полового развития показала, что у девочек РХУС(Я) отмечалась задержка, которая проявлялась в появлении менархе на два года позже по сравнению с учащимися ОРФП и на год позже чем у девочек КГХУ, а также и замедления стадий развития вторичных половых признаков. Подобная тенденция к задержке в появлении и развитии вторичных половых признаков отмечалась у мальчиков РХУС(Я.

Таким образом, анатомо-антропологическая характеристика учащихся имела свои особенности в зависимости от пола, возраста, этно-территориальной характеристики и особенности тренировочного процесса.

MORPHOFUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC SCHOOL IN SAHA (YAKUTIA)

E.E. Egorova, A.B. Gureva Saha state university - medical institute

The anthopometrical researches which have been lead in choreographic schools of Yakutsk and Krasnoyarsk, have allowed to determine features of physical development of students depending on a sex, age, the ethno-territorial characteristic and feature of training process.

Литература

1. Бунак В.В. Антропометрия. Практический курс. - М.: Учпедгиз, 1941. - 368 с.

2. Чоговадзе А.В., Круглый М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. - М.: Медицина, 1977. - 176 с.

3. Башкиров П.Н. К вопросу роста и возрастно-половой дифференцировки детей и подростков // Арх. анатомии, гистологии и эмбриологии. - 1967. - №11. - С. 102-141.

4. Шапаренко П.Ф. Длина кисти как количественный критерий пропорций тела // Генетические маркеры в антропогенетике и медицине: Тез. докл. - Хмельницский, 1988. -С. 74-75.

5. Штефко В.Г., Островский А. Д. Схема клинической диагностики конституциональных типов. - М.-Л.: Госмедиздат, 1929. - 79 с.

6. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 199 с.

7. Воробьев В.П. Анатомия человека. Т.1. - М.: Медгиз, 1932. - С.702.

8. Меморандум ВОЗ: Применение антропометрии у женщин для прогнозирования исхода беременности // Бюл. ВОЗ. - 1991. - Т. 69, №5.- С. 548-557.

9. Баднин И. А. Охрана труда и здоровья артистов балета. - М.: Медицина, 1987. - 207с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.